Лестница штурмовка. Лестницы пожарные спасательные

Тема Назначение, виды, устройство и использование ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц

Вид занятия : классно-групповое

Отводимое время : 2 учебных часа.

Литература: учебник «Пожарная техника»

Развернутый план занятий.

Для обеспечения оперативности и безопасности действий, пожарных при подъеме и работе на высоте ручные лестницы должны быть простыми по устройству, сравнительно легки ми, прочными и устойчивыми.

Для изготовления лестниц используют высококачественные сорта различных пород древесины или легкие высокопрочные металлы. Деревянные тетивы лестниц изготовляют из сосны отборного и первого сортов. Допускается изготовление тетив из отдельных склеенных планок. Ступени выполняют из древесины твердых пород (дуб, ясень, бук) первого сорта. Деревянные детали лестниц подвергают горячей пропитке натуральной олифой с последующим покрытием бесцветным лаком. Металлические лестницы по сравнению с деревянными более прочные, легкие и долговечные. Недостатками металлических лестниц является электропроводность и возможность образования коррозии во внутренних полостях металлических элементов.

Лестница палка

Лестница-палка – используется в пожарных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ, для подъема бойцов и их вооружения на уровень высоты лестницы. В раздвинутом виде ее применяют, как правило, для подъема пожарных в окно первого этажа здания или внутрь помещения, а в сложенном виде используют для пробивания деревянных перегородок и дверных филенок или отбивания штукатурки.

Лестница-палка состоит из двух деревянных тетив 1 и 2 овального сечения и восьми ступеней 4. Особенностью лестницы является шарнирное крепление 3 ступеней в продольной плоскости тетив, что позволяет сближать их до полного смыкания при складывании лестницы в виде палки овального сечения. При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при по мощи металлического наконечника 7 и стяжки 6 крепят деревянную накладку 5. Другой конец тетивы защищен металлической накладкой 8.

ТТХ лестницы-палки

Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепанные с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

Штурмовая лестница

Лестница-штурмовка – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность. Входит в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля. Используется в пожарных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ на высотах, для подъема на этажи зданий через окна.

Лестница-штурмовка представляет собой приставную лестницу, снабженную на верхнем конце крюком для подвешивания ее за подоконники или проемы и выступы зданий и сооружений. Она предназначена для подъема пожарных по наружной стене зданий и сооружений, а также обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Штурмовая лестница состоит из двух тетив 2, соединенных между собой тринадцатью ступенями 1, закрепленными при помощи сквозных шипов. Для удобства постановки ног и обхватывания рука ми ступеней при перемещении пожарного по лестнице ступени ее смещены от продольной оси тетив в сторону противоположную крюку.

Для увеличения прочности конструкции лестницы тетивы ее стянуты металлическими стяжками. По внутренней стороне тетив в пазах проложены стальные канатики диаметром 3 мм, которые предотвращают обрыв тетивы в случае ее поломки.

Натяжение стальных канатиков осуществляется перемещением нижней металлической стяжки. Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками 5, а верхние окантованы накладками 3.

Стальной крюк 4, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости). Форма крюка обеспечивает по всей длине равнопрочность его конструкции при действии изгибающих усилий.

ТТХ штурмовой лестницы

Наименование

Показатели

Габаритные размеры, мм

Грузоподъемность, кН

Расстояние между ступенями, мм

Расстояние между внутренними кромками стоек, мм

Эксплуатационный ресурс, лет, не менее

масса, кг

Тетивы и ступени металлической лестницы-штурмовки изготовляют из алюминиевого сплава Д16Т. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Пре имуществом металлической лестницы-штурмовки по сравнению с деревянной является ее повышенная надежность и долговечность, что вызвано необходимостью час того ее использования на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

Тушение пожаров и спасательные операции на верхних этажах зданий требуют соответствующего оборудования, такого, например, как штурмовая лестница . Чтобы добраться до нужной высоты могут использоваться стационарные противопожарные лестницы или выдвижные, но применение штурмовки бывает эффективнее.

Из чего изготавливаются штурмовки

Лестницы-штурмовки бывают металлическими и деревянными. У последних на внутренних сторонах тетив протягиваются стальные канаты, благодаря которым предотвращаются несчастные случаи, возможные при поломке частей конструкции.
При изготовлении металлического варианта штурмовки используется алюминиевый сплав Д16Т. Такие лестницы, если сравнивать их с деревянными, прочнее, легче и долговечнее. Надежность и герметичность соединений в штурмовке из металла обеспечивается развальцовкой в прикреплении ступеней. Из минусов же следует отметить электропроводность металлической конструкции, а также вероятность появления коррозийных процессов во внутренних ее частях.
Вес штурмовой лестницы не должен быть больше 10 кг, а соотношение массы и длины – не выше 2,65 кг/м.
Человечество научилось возводить высоченные здания, но избавления от пожарной опасности пока нет. В случае пожара доступ к очагу возгорания может быть сильно ограничен. Подъем по штурмовой лестнице, когда бесполезны даже наружные пожарные лестницы, может оказаться единственным решением .

Видео: Работа со штурмовой лестницей

Ручной механизированный инструмент. К механизированному инструменту, применяемому для выполнения различных работ при тушении пожаров, относятся дисковая и цепная бензиномоторная пила типа "Дружба-4", портативные ранцевые установки для газовой резки металлов, электрические пилы и долбежник, пневматические отбойные молотки и другие устройства.

Наибольшее распространение получил универсальный механизированный комплект УК.М-4, который состоит из мотопривода, дымососа, отбойного молотка, дисковой и цепной пилы. С помощью такого механизированного комплекта можно нагнетать в помещения свежий воздух или откачивать из них дым, пробивать отверстия в стенах, резать различные конструкции, причем все эти работы поочередно может выполнять один пожарный.

Дисковая пила ПДС-400 предназначена для вскрытия фюзеляжа ВС при выполнении аварийно-спасательных работ и входит в комплектацию пожарных аэродромных автомобилей. Пила может быть также использована при работах по вскрытию и разборке металлических конструкций. Пила ПДС-400 создана на базе бензиномоторной пилы "Урал".

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

Управление пилой

Двигатель:

внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный

максимальная мощность, кВт

частота вращения при максимальной мощности, об/мин

Вместимость топливного бака, л

Пильный аппарат:

тип прорезного диска

абразивный, армированный сеткой из стекловолокна

размеры диска, мм:

диаметр посадочного отверстия

максимальная глубина пропила, мм

привод круга

клиноременная передача

передаточное число

включение и выключение

автоматическое, центробежной фрикционной муфтой

Производительность пиления алюминиевых сплавов, мм/с

Скорость резания на рабочей частоте вращения двигателя, мм/с

Габаритные размеры пилы, мм:

Масса пилы с полной заправкой, кг, не более

Дисковая пила (рис. 15) состоит из двигателя внутреннего сгорания, пильного аппарата, прорезного абразивного армированного диска, топливного бака, рукояток и стартера. При резании абразивный круг вводят легким нажимом, постепенно увеличивая частоту вращения двигателя, и следят за соответствием усилия подачи инструмента мощности, не допуская резкого снижения частоты вращения. Резание объемных конструкций должно производиться при максимальной глубине пропила, резание листов и обшивок - при минимальной. При резании надо следить за правильным положением круги относительно пропила, не допуская значительных отклонений от плоскости резания (рис. 16). По окончании реза и при переходе к другому месту следует уменьшать частоту вращения двигателя.

Для остановки двигателя необходимо полностью отпустить рычаг управления газом, нажать на кнопку выключения двигателя, держать ее в нажатом положении до полной остановки двигателя и затем закрыть топливный кран. Запрещается останавливать двигатель снятием колпачка со свечи. При полном израсходовании топлива из бака возможен подсос с топливом паровоздушной смеси, и двигатель может развивать максимальную частоту вращения даже при закрытой дроссельной заслонке карбюратора. В этом случае двигатель должен быть немедленно остановлен, бак заправлен топливом, и произведен повторный запуск.

Правила техники безопасности при работе с бензиномоторной пилой. В процессе эксплуатации инструмента необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, рекомендуемые при работах на мотопилах, а также правила обращения с бензином. Разрешается допускать к работе с инструментом только лиц, проинструктированных и обученных обращению с ним. Работать можно, только убедившись в полной исправности инструмента и надежном закреплении круга.

При пуске двигателя пильный круг не должен касаться каких-либо предметов, нельзя наматывать трос на руку. На холостом ходу двигатель во избежание разноса должен работать при отпущенном рычаге управления газом.

Приемы выполнения горизонтальных и вертикальных резов отрабатываются на деревянных щитах толщиной 20-25 мм. Другие приемы резания отрабатываются на различных тематических профилях, закрепляемых в тисках, и листах толщиной до 3,0 мм. Профили, листовой материал и макеты должны закрепляться так, чтобы при резании не происходило заклинивание круга в пропиле в результате деформаций или перекоса испытуемого образца. Резание надо производить с постоянным усилием подачи, не допуская резкого снижения частоты вращения круга. Как начало, так и конец резания, т.е. освобождение круга из пропила, должны совершаться плавно, без рывков.

Переносить инструмент с работающим двигателем допускается при холостых оборотах двигателя. Не разрешается в качестве топлива использовать этилированный бензин, так как он оказывает вредное влияние на органы дыхания.

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах и тушении пожаров, когда стационарные лестницы, другие устройства и пути использовать невозможно. Ручные лестницы приводят в действие вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц: лестница-палка, лестница-штурмовка и выдвижная (рис. 17). Изготовляют их из дерева, алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара.

Лестница-палка. Она предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования в качестве тарана при вскрытии дверей. Лестницу-палку вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде - как приставную. Она может также использоваться в качестве носилок.

Техническая характеристика лестницы-палки

Конструкция

продольно-складная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Сечение сложенной лестницы, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса, кг, не более

Лестница состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. На одном конце каждой тетивы имеется наделка, за которую убирают конец другой тетивы при складывании лестницы. Ступени лестницы убираются в косые пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, представляет собой железную втулку, плотно вставленную в конец ступени. Через ступень и тело тетивы пропущена ось шарнира, которая снаружи тетивы расклепана с образованием полукруглых головок. Под головки подложены шайбы. Таким образом, в сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

В процессе эксплуатации, не реже 1 раза в год, лестницу подвергают испытанию на прочность. При испытании лестницу-палку ставят к стене под углом 75°, к середине тетив закрепляют груз массой 120 кг, к одной ступени (в средней части лестницы) подвешивают такой же груз и оставляют на 2 мин. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких деформаций и должна легко и плотно складываться.

Рис. 17. Пожарные ручные лестницы:

а - лестница-палка ЛП: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - болт, б - деревянная лестница-штурмовка ЛШ: 1 - крюк, 2 - тетива, 3 - ступень, 4 - опорный башмак, в - трехколенная выдвижная деревянная 3-КЛ: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - трос, 4 - опорный башмак. г - трехколенная выдвижная металлическая Л-60; 4 - блок.

Лестница-штурмовка. Она предназначена для подъема пожарных на этажи зданий через окна, балконы, проемы, а также для работы на крутых крышах при вскрытии кровли. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Конструкция

одноколейная

Длина, мм

Ширина, мм

Вылет крюка, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса кг, не более

Лестница-штурмовка состоит из двух тетив, соединенных 13 ступенями, и стального крюка. Крик закрепляется при помощи специальных металлических коробок на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка имеются зубья для надежного зацепления за подоконник. Вдоль крюка и двух сторон имеются ребра жесткости. Под 1-й, 7-й и 12-й ступенями пропущены металлические стяжки. По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные тросы, которые охватывают верхнюю ступень со стяжкой. Внизу концы закреплены болтами. Тросы предназначены для предупреждения несчастных случаев при поломке тетивы. Нижние и верхние концы тетив имеют стальную окову.

Лестницы-штурмовки не реже 1 раза в полгода испытывают:

а) на прочность крюка и тетив. Для этого лестницу свободно подвешивают на большой концевой зуб крюка и к обеим тетивам на высоте 2-й ступени подвешивают груз массой 160 кг;

б) на прочность ступеней и мест соединения их с тетивами. Для этого лестницу подвешивают на 2-3 зуба, расположенных ближе к тетиве. К ступеньке, не имеющей металлического крепления, подвешивают груз массой 200 кг.

Испытания на прочность продолжаются не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь трещин и остаточных деформаций крюка.

Выдвижная лестница. Она предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасания людей или доставки противопожарного оборудования.

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Конструкция

выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Ширина, мм

Высота одного колена, мм

Расстояние между тетивами верхнего колена, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница 3-КЛ состоит из трех деревянных колен, механизмов выдвигания, сдвигания и останова. Каждое колено представляет собой раму, состоящую из двух продольных тетив и 12 ступеней, вделанных в тетивы на сквозных шипах. Тетивы каждого колена стянуты тремя металлическими стяжками под 1, 6, 12-й ступенями. Колена соединены между собой металлическими скобами (по две пары скоб на стык каждой пары колен) и шипами 2 и 3-го колен, скользящими соответственно по продольным внутренним пазам 1 и 2-го колен. Нижние концы тетив 1-го колена снабжены башмаками, верхние концы 3-го колена - стенными упорами. Башмаки и упоры предотвращают перемещение лестницы.

Механизм выдвигания (сдвигания) лестницы представляет собой канатно-блочное устройство, состоящее из троса, цепи, трех блоков в обоймах и двух кронштейнов с ушками для крепления концов троса. Для ограничения выдвигания на среднем колене установлены упорные планки.. Среднее колено выдвигается при помощи цепи, а верхнее - при помощи стального троса. Для выдвигания и фиксирования 1 выдвинутой лестницы на той или иной высоте служит механизм останова, состоящий из валика с рычагом, двух посадочных планок (остановов) и двух угольников, смонтированных внизу второго колена.

Деревянные лестницы 3-КЛ сейчас заменяются металлическими трехколенными выдвижными лестницами Л-60.

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

Конструкция

металлическая, выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Высота пакета колен, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Материал тетив и ступеней

алюминиевый сплав

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница Л-60 состоит из трех выдвигающихся металлических колен, изготовленных из однотипных профилей и деталей, механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова. Колена представляют собой форму, состоящую из двух балок (тетив) специального сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Нижнее и среднее колена имеют по 12 ступеней, которые заделаны в отверстиях тетивы развальцовкой. Третье колено имеет 11 ступеней.

Трехколенные выдвижные лестницы испытывают на прочность тетив и ступеней 1 раз в 6 мес. следующим образом. Лестницу выдвигают на полную длину и устанавливают к стене под углом 75°. В середине каждого колена на обе тетивы подвешивают груз массой до 100 кг, затем на второе колено подвешивают посередине на обе тетивы груз массой 200 кг. Прочность ступеней и мест крепления их с тетивами испытывают, подвешивая груз массой 200 кг, приложенный в середине неусиленной ступеньки нижнего колена. Продолжительность испытания составляет не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Правила эксплуатации лестниц и меры безопасности при работе с ними. Запрещается эксплуатировать неисправные лестницы или не отвечающие условиям безопасности работы с ними. На пожарных автомобилях лестницы должны быть уложены плотно и надежно закреплены. При снятии с машины лестница не должна тереться о твердые (металлические) части кронштейна и подвергаться ударам.

При ежедневном осмотре, при смене караулов проверяют:

лестницы-палки - состояние тетив, наличие шурупов, плотность прилегания наконечников, наделок и планок-башмаков, оковок концов ступеней, плавность хода осей во втулках, отсутствие люфта;

лестницы-штурмовки - состояние тетив, качество запрессовки тросиков в пазы тетив, состояние крепления стяжек и башмаков, ступеней и крюка;

выдвижные лестницы - состояние колен, крепления, механизма выдвижения, останова и качество графитной смазки в пазах.

При установке выдвижных лестниц необходимо следить за тем, чтобы башмаки были поставлены на расстоянии 1,5-2 м от стены. Этому расстоянию соответствует рабочий угол наклона 75-80°.

При выдвигании трехколенной лестницы необходимо:

держать ее за тетивы первого колена, при этом пальцы рук не должны касаться внутренней стороны тетив;

выдвигать ее равномерно, без рывков и не допускать накручивание цепи на руку;

следить за устойчивым положением лестницы. Она должна находиться в равновесии, т.е. не должна иметь боковых наклонов.

Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускаются, если:

кулачки валика-останова опираются на ступеньку колена лестницы;

лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена пожарным.

При работе на ручных лестницах со стволом, с ломом или другим инструментом пожарный должен закрепиться карабином за ступеньку лестницы. После работы лестница должна быть тщательно осмотрена и промазана (это уменьшает трение и облегчает скольжение шипов в пазах).

Заключается в том, что они являются вспомогательным устройством при организации спасательных работ. С их помощью можно проникнуть в сооружение, подняться на крышу. Подъемные устройства являются незаменимыми в случае повышенной задымленности, когда эвакуационные проходы блокированы огнем. Чтобы обеспечить высокую скорость и безопасность действий пожарных, во время осуществления подъема или проведения каких-либо работ, ручные пожарные лестницы должны обладать рядом преимуществ: простота конструкции, легкость, высокая прочность и устойчивость.


Конструкции производят из первоклассных сортов древесины самых разных пород и высокопрочных металлов. Для изготовления ступеней берут дерево твердых сортов, например, дуб. Деревянные элементы пропитывают специальной олифой и покрывают лаком.

Металлические устройства­ являются более прочными в отличие от деревянных моделей. Среди плюсов можно отметить: легкость, надежность, долговечность. Из минусов – электропроводность и склонность к возникновению коррозии. Помимо классификации по материалу изготовления, также пожарные лестницы различают в зависимости от особенностей конструкции:

Лестница-палка более простое устройство, используемое для подъема. Представляет собой две опорные стойки и ступени. Перекладины с тетивами фиксируются при помощи шарниров. В собранном состоянии ее применяют в качестве ударного инструмента. Ей открывают двери методом тарана, отбивают штукатурку. Также она служит носилками для транспортировки пострадавших.

Лестница носит второе название «биток», является самой низкорослой среди других разновидностей ручных пожарных подъемных устройств.

Лестница-штурмовка оснащена крюком, который необходим для крепления конструкции. Этот крюк применяют для фиксации устройства за какие-либо выступающие части, подоконные плиты. Эксплуатируется как спортивное снаряжение, совместно с автомобильной и трехколенной лестницами. С ее помощью можно свободно проводить работы на «крученных» крышах.

Штурмовая установка является самой легкой среди других подъемных конструкций ручного типа, носит неофициальное название «Буратино».

Выдвижная лестница (трехколенная Л-60) применяется для доступа пожарных на 3 этаж. Также используется для поднятия на крышу невысокого здания (максимум 2 этажа). Включает в себя выдвижной механизм, смещения и крепления, 3 металлических колена с 12 ступенями на каждом и 2 тетивы.

Выдвижение Л-60 осуществляется путем передвижения канатика через специальные блоки. Если необходимо остановить выдвижение, достаточно прекратить перемещать канатик. Тогда устройство, отвечающее за остановку, зафиксирует ее в нужном состоянии. Чтобы составить лестницу требуется передвинуть канат. Далее снизить усилия для обеспечения медленного опускания колен.

Л-60 обладает продвинутым функционалом и возможностями. Неофициально называют «выкидуха». После эксплуатации необходимо тщательно чистить и смазывать канатики. Осмотр следует проводить 1 раз в 4 недели.

Испытания ручных пожарных лестниц

Какой именно будет проводиться метод исследований напрямую зависит от разновидности испытания подвергаемой конструкции. Подъемные устройства проходят тестирование на предмет соответствия установленным нормативам еще на этапе разработки, и в ходе совершенствования модели. При сходе с конвейера, изделие еще раз проходит контрольное тестирование.

Периодическим испытаниям оборудование подвергается и в местах эксплуатации. Все элементы подъёмного оборудования подлежат детальному осмотру и воздействию различных статических нагрузок. Ручные пожарные лестницы обязаны проходить следующие испытания:

  • внешний осмотр – подъемное приспособление осматривают на целостность всех имеющихся элементов устройства, места соединения, проверяют соответствуют ли ручные пожарные лестницы параметрам, прописанным в документации;
  • оборудование замеряют и сравнивают с допусками согласно нормативной документации;
  • опорный каркас проверяют на прочность;
  • проводится статическое взвешивание;
  • вертикальные стойки изделия подвергаются методу кручения;
  • поперечные ступени испытывают на предмет изгиба, среза;
  • коленное устройство выдвижной установки проходит проверку на прочность;
  • вычисляют усилия раскладки ЛП;
  • контролю на прочность подвергается и крюк лестницы-штурмовки;
  • проверяется стабильность работы и возможности выдвижной подъемной установки.

Последний пункт является исключением из правил. При проверке на стабильность работы и потенциал выдвижного устройства, испытания проводят 1 раз в 3 года. Эти сроки относятся к изделиям российского производства. Полученные результаты заносят в специальный журнал испытаний установок пожарного подразделения.

При капитальном осмотре конструкции крюк должен быть цельным, без вмятин и прочих дефектов. Страховочные тросы – крепкие, без надрывов и располагаться в пазах тетив. Контроль проводится в 2 этапа:

  1. Проверка тетивы – подъемное оборудование подвешивают на 2-3 зубах крюка, которые располагаются ближе всех к тетивам. Далее подвешивается груз к середине ступени и ровно посередине установки.
  2. Проверка крюка – конструкцию подвешивают за большой зуб крюка. На обе тетивы накладывается определенная нагрузка на 2 минуты.

Испытание трехколенной пожарной лестницы

Контролю подвергается: тетива, ступени, степень фиксации арматуры, троса и многое другое. Поверхность конструкции должна быть чистой, без ржавчин, сколов, вмятин. Контроль пригодности конструкции проходит в 2 этапа:

  1. Проверяется устройство, отвечающее за выдвижение и фиксацию колен. Оно должно хорошо «скользить», без каких-либо рывков. Если фиксирующее оборудование надежно закрепляет колени конструкции на любой высоте, то элемент проходит испытание.
  2. Контроль на прочность: установка размещается на твердой поверхности и полностью раскладывается, приклонившись к стене. Веревка должна сохранить свои первоначальные характеристики, то есть, не повредиться и не деформироваться после натяжения в 200 кг.

Порядок и сроки испытания ручной пожарной трехколенной лестницы прописываются в специальной документации.

Установка лестницы выдвижного типа

Размещая оборудование, важно придерживаться правил:

  • устанавливать конструкцию следует в 1,5-2 м от стены;
  • угол наклона подъемного оборудования в среднем составляет 82 градуса;
  • выдвигать секцию (колено) следует плавно, избегая накручивания канатика на руки;
  • удерживать конструкцию в ходе выдвижения следует за тетивы избегая охвата пальцами;
  • соблюдать баланс в ходе ее выдвижения;
  • проводить проверку фиксирующего устройства в выдвинутом виде.

Эксплуатация выдвижной лестницы

Прежде чем приступать к работе с подъемным оборудованием, необходимо:

  • Размещать его следует в местах, где при каком-либо случайном отклонении, оно не будет задевать ЛЭП. При отсутствии соответствующих условий, эксплуатация оборудования должна осуществляться 3 людьми. Один человек работает в качестве подстраховки.
  • Устанавливать ручные пожарные лестницы к металлической крыше можно после обесточивания сооружения.
  • В момент перемещения по установке важно смотреть перед собой, надежно обхватывая ступени руками.

Тренировки на ручных пожарных лестницах выкидного типа и штурмовки осуществляются после проверки руководством состояния страхующего устройства. Руководитель обязан провести инструктаж для тех, кто осуществляет страховку на этажах. Любой тип работ должен проводиться в специальном обмундировании.

Правила эксплуатации ручных пожарных лестниц

Во избежание травм и каких-либо происшествий при работе с оборудованием, необходимо:

  • осуществлять передвижение по установке следует не более 1 человеку на одну секцию;
  • важно удерживать ручные пожарные лестницы выкидного типа в момент эксплуатации;
  • при использовании подъемного оборудования необходимо фиксироваться за ступени посредством специального поясного карабина;
  • в процессе подъема по установке выкидного типа с инструментом, следует надежно закрепить его чтобы исключить падение;
  • во время обучения передвигаться по штурмовой установке без использования специального страхующего устройства запрещено.

Возможные неполадки в ходе эксплуатации лестниц и варианты их устранения

Вид неполадки Причина возникновения Способ устранения
Установка перестала складываться и раскладываться Заело канат между блоками

· необходимо достать канат, после чего разместить в обойме

· настроить расстояние между обоймой и блоком

При складывании и раскладывании устройства наблюдается перекос и большое сопротивление

· не соблюдено расстояние у передних упоров стоек между собой

· не соблюдено расстояние между задними упорами и стойкой

Отрегулировать зазоры
В процессе выдвижения невозможно зафиксировать конструкцию Вышел из строя механизм остановки

· требуется замена пружин

· ремонт крюков

Меры безопасности при эксплуатации ручных пожарных лестниц

Знание и соблюдение мер безопасности при эксплуатации установки позволит продлить их срок службы, и избежать несчастных случаев. Для безопасной работы:

  • запрещено работать с неисправной ручной пожарной лестницей;
  • необходимо хранить лестницы в сухом закрытом месте в упакованном виде;
  • в случае горизонтального хранения конструкций, необходимо между ними, устанавливать деревянные прокладки (минимум 3 штуки);
  • запрещается хранить их под солнцем, поскольку, когда древесина пересыхает она «теряет» смолы, которые придают ей нужную гибкость;

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах. Ручные лестницы приводят в действие пожарными вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц:

  • лестница-палка;
  • штурмовая лестница;
  • выдвижная трехколенная лестница.

Изготавливают их из дерева и алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара или чрезвычайной ситуации.

ТТХ лестниц пожарных

Лестница-палка

– предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования, как таран, при открывании дверей.

Лестница-палка вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде – как приставную. Она может также использоваться как носилки при выносе пострадавших.

Лестница состоит из двух тетив и восьми ступеней. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней, что позволяет ее сдвигать.

На каждом конце тетивы расположено углубление, за которое убирается конец другой тетивы при составлении ступеней. Ступени лестницы прячутся в пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, является железной втулкой, плотно вставленной в конец ступени.

В сложенном состоянии лестница является палкой с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

Характеристики ЛП

Испытание ЛП

Один раз в год и после каждого ремонта лестница-палка испытываться. Перед использованием ее на соревнованиях предоставляется акт проверки. Запрещается использовать лестницу, имеющею неисправности, повреждения основных частей или такую, которая не прошла испытаний.

При испытании на прочность лестница-палка раскладывается и устанавливается на твердую почву к стене под углом 75 0 к горизонтали. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка:

  • (1,2±0,05) кН ((120 ± 5) кгс) – для деревянных лестниц-палок;
  • (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс) – для металлических лестниц-палок.

Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается. После проверки лестница-палка легко разлагаться, свободно и плотно складываться не иметь никакой деформации.

Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Штурмовая лестница (лестница-штурмовка)

Штурмовая лестница

Штурмовая лестница (ЛШ) – предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Состоит из двух тетив, которые соединены 13-ю ступенями и стального крюка. Для повышения прочности тетивы под 1-м, 7-м и 12-м ступеням стянуты металлическими стяжками, нижние концы тетив заостренные.

Применение штурмовой лестницы

По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные страховочные тросы, которые охватывают верхнюю ступень вместе со стяжкой, для укрепления лестницы по периметру. Стальной крюк имеет хвостовую и консольную часть. Форма крюка обеспечивает равномерную прочность по всей его длине. Крюк закрепляется к лестнице с помощью специальных металлических коробов на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка есть зубы для надежного сцепления с подоконником. Вдоль крюка двух сторон имеются ребра жесткости.

Характеристика ЛШ

Испытание ЛШ

Один раз в год и после каждого ремонта ЛШ должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Порядок испытания лестницы штурмовой

Внешним осмотром у лестницы-штурмовой проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовой состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовой подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовой подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовая не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Трехколенная лестница

Выдвижная трехколенная лестница Л-60 – предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасения людей, или подъема пожарно-технического оборудования.

Состоит из комплекта трех металлических колен однотипного профиля (нижнего, среднего и верхнего), механизма выдвижения, смещение и фиксации. Колени должны состоят из двух тетив специального сечения, которые соединены между собой рифленые трубами. Все колена имеют по двенадцать ступеней, которые закреплены в отверстиях тетив развальцовкой.

При выдвижении и составлении каждое колено скользит между тетивами предыдущего. Нижние концы тетив первого колена и верхние концы имеют по две стеновые опоры.

Выдвижение лестницы производится перемещением веревки через поперечный и подвижной блоки. Для прекращения выдвижения – прекращают перемещения веревки, и механизм остановки фиксирует лестницу в выдвинутом состоянии.

Для составления лестницы необходимо сначала переместить веревку и медленно уменьшать усилия на веревке. Обеспечить плавное опускание колен.

Характеристика Л-60

Длина лестницы, мм:
– в сложенном состоянии 4380
– в разложенном состоянии 10700
Высота пакета колен, мм 202
Длина колен, мм
– нижнего 4240
– среднего 4010
– верхнего 4010
Расстояние между тетивами, мм 250
Шаг между ступенями, мм 350
Масса, кг, не более 48

Испытание Л-60

Один раз в год и после каждого ремонта выдвижная лестница должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Во время проведения внешнего осмотра проверяется состояние тетив и ступеней. На поверхности выдвижной лестницы не должно быть трещин, выбоин, вмятин и следов коррозии, также проверяется состояние крепления арматуры, троса и веревки механизма выдвижения и фиксации колен.

Испытания выдвижной пожарной лестницы состоит из двух частей: проверка выдвижения и фиксации колен и испытания на прочность.

Проверка выдвижения и фиксации колен выдвижной пожарной лестницы должна проходить плавно, равномерно, без рывков и заеданий. Сдвиг колен лестниц должен проходить под действием собственной массы.

Фиксирующее устройство должен стопорить колени лестницы на любой высоте, что кратная шага ступеней. Оба крюка фиксирующего устройства должны входить в зацепление с ступенями колена, расположенного выше.

При испытании на прочность выдвижная пожарная лестница устанавливается на твердую почву, выдвигается на всю длину и приставляется к стене под углом (75±5) 0 к горизонтали (на расстоянии 2-3,5 м от стены).

К лестнице последовательно прикладывается такую ​​нагрузку:

  • (1,0±0,05) кН ((100±5) кгс) – одновременно на каждое колено посреди его длины, в середине ступени;
  • (2,0±0,05) кН ((200±10) кгс) – на второе колено посреди его длины, в середине ступени.

Лестница содержится при каждой указанной нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

Веревка лестницы должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации и повреждений.

После испытаний лестница не должна иметь остаточной деформации и повреждений деталей определяется визуально, колени выдвижной лестницы должны свободно выдвигаться и сдвигаться. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.



Просмотров