Квалификационные аттестаты аудиторов срок действия. Аудитор

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. 1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Комментарий к статье 15
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
В соответствии с "Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 482, с изм. от 21 июля 1997 года) аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.
Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.
К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Организация проведения аттестации возлагается:
- на Министерство финансов Российской Федерации - по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
- на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью - по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;
- на Центральный банк Российской Федерации - по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация проводится на базе учебно - методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно - методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.
Для проведения аттестации Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии.
Функции рабочих аппаратов этих комиссий выполняют соответствующие структурные подразделения, создаваемые в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и Центральном банке Российской Федерации.
В целях ускорения работы по проведению аттестации могут создаваться по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации межрегиональные аттестационно - лицензионные аудиторские комиссии, которые наделяются полностью или частично полномочиями центральных комиссий.
В состав центральных и межрегиональных комиссий включаются работники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ упразднена, а на ее базе создано и функционирует Министерство по налогам и сборам РФ). В состав этих комиссий могут включаться также ученые и специалисты учебных и научно - исследовательских учреждений экономического профиля, финансово - инвестиционных, банковских и страховых организаций и других субъектов экономической деятельности.
Составы центральных и межрегиональных комиссий утверждаются соответственно министром финансов Российской Федерации, руководителем Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателем Центрального банка Российской Федерации либо уполномоченными ими должностными лицами и публикуются в средствах массовой информации.
Члены этих комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе без права замены.
Распорядок работы центральных и межрегиональных комиссий определяется их руководителями.
Заседания центральных и межрегиональных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и являются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов соответствующей комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии, а при его отсутствии - заместителя руководителя комиссии.
Центральные комиссии утверждают по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации единые программы, по которым проводятся квалификационные экзамены.
Руководители центральных комиссий по поручению соответственно министра финансов Российской Федерации, руководителя Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателя Центрального банка Российской Федерации заключают в установленном законодательством Российской Федерации порядке договоры с учебно - методическими центрами о проведении на их базе квалификационных экзаменов и перечисляют им необходимые средства на их проведение.
Центральные и межрегиональные комиссии (в случае наделения их соответствующими полномочиями):
- утверждают по представлению учебно - методических центров порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, а также составы экзаменационных комиссий;
- организуют регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделяемых для этого средств;
- извещают претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
- рассматривают и утверждают результаты квалификационных экзаменов и принимают на их основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки комиссии вправе назначить претенденту переэкзаменовку;
- выдают квалификационные аттестаты аудитора;
- ведут соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора.
Претендент представляет в соответствующую комиссию следующие документы:
- заявление по форме;
- нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;
- две фотографии размером 4 x 6 см;
- квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.
Заявление рассматривается соответствующей комиссией в срок, не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.
Решение о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.
Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии.
Учебно - методический центр сообщает соответствующей комиссии о результатах квалификационных экзаменов в течение трех дней после их проведения.
Комиссия рассматривает результаты экзаменов в 2-недельный срок.
Квалификационный аттестат аудитора по установленной форме должен быть выдан в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче.
При выявлении фактов представления в соответствующую комиссию недостоверных сведений по ее решению претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.
Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
Организация продления срока действия квалификационного аттестата аудитора возлагается на центральные комиссии.
По истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую центральную комиссию заявление о его продлении с приложением копии документа, подтверждающего повышение квалификации аудитора в учебно - методических центрах и иных организациях по единым программам и в объеме, утверждаемым центральными комиссиями. Перечень таких учебно - методических центров и иных организаций определяется соответствующими центральными комиссиями и утверждается Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата соответствующая комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:
- наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;
- существенного изменения законодательства Российской Федерации, применяемого при осуществлении аудиторской деятельности.
Действие квалификационного аттестата аудитора может быть продлено на три года. За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, установленной на дату подачи заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата. При отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата, а также в случае отказа аудитора от получения квалификационного аттестата, срок действия которого продлен, плата за его продление не возвращается.
Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в размере 50 процентов за проведение аттестации.
Центральные комиссии ведут государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов.
В государственный реестр включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и место жительства аудитора, дата выдачи, номер и срок действия квалификационного аттестата. Сведения об аттестованных аудиторах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.
Решение межрегиональной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в соответствующую центральную комиссию или в суд. Центральная комиссия обязана в месячный срок принять решение по такой жалобе.
Решение центральной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.
Согласно п. 2 статьи 15 комментируемого Закона обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
- высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в соответствии с "Порядком проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности" (утв. ЦАЛАК Минфина РФ, п. 8 Протокола N 66 от 25 марта 1999 года, ред. от 31.05.2001).
Квалификационные экзамены (аттестация) являются средством проверки знаний лиц, претендующих заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация проводится на базе учебно - методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Минфина России.
Претенденты представляют в ЦАЛАК Минфина России через УМЦ следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) экономическом или юридическом образовании и выписку из трудовой книжки;
- две фотографии размером 4 х 6 см;
- квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.
Претенденты, представившие в ЦАЛАК Минфина России документы, необходимые для проведения аттестации, указывают выбранный ими УМЦ для сдачи экзаменов. Окончательное решение об УМЦ, в котором будут приниматься экзамены, выносит ЦАЛАК.
Список претендентов, допущенных ЦАЛАК Минфина России к сдаче квалификационных экзаменов, направляется ею в УМЦ не позднее чем за 15 дней до даты проведения квалификационных экзаменов.
В список претендентов включаются следующие данные: номер по порядку, фамилия, имя, отчество претендента, домашний адрес, паспортные данные, места работы и должности, занимаемые претендентом за последние пять лет, учебное заведение, которое окончил претендент (номер диплома, специальность), номер платежного документа, дата оплаты за экзамен и организация.
Не позднее чем за 15 дней до даты проведения квалификационных экзаменов ЦАЛАК Минфина России через УМЦ извещает претендентов о дате и месте их проведения.
УМЦ формируют группы претендентов в составе не более 20 человек и не менее 10 человек не позднее чем за 15 дней до сдачи квалификационных экзаменов.
Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.
Претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, считаются неявившимися. Решение о новом направлении на экзамены выносит ЦАЛАК Минфина России.
Состав экзаменационной комиссии учебно - методического центра утверждается Центральной комиссией в лице ее руководства (протокол ЦАЛАК Минфина России от 27 апреля 1995 г. N 18, п. 3) за пять дней до даты проведения экзаменов с последующим рассмотрением данного вопроса Центральной комиссией на ее заседаниях.
Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя - члена Центральной комиссии (как специалиста соответствующего профиля) и членов экзаменационной комиссии - специалистов в области вопросов каждого раздела Программы проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, ранее утвержденной Центральной комиссией по согласованию в установленном порядке с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Обоснованиями понятия "специалист" являются:
а) наличие ученой степени доктора либо кандидата наук или ученого звания профессора (доцента) по соответствующей кафедре или специальности, входящей в Программу;
б) при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие опыта работы и (или) опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по соответствующему разделу или ряду разделов Программы.
Членами комиссии по разделу "Аудит" Программы (по каждому учебно - методическому центру) в течение одного календарного года не менее чем в одной из каждых пяти групп претендентов должны утверждаться опытные практикующие аудиторы, рекомендованные ведущими профессиональными (общественными) аудиторскими объединениями.
Наряду с членами Центральной комиссии председателями экзаменационных комиссий могут быть утверждены представители руководства Министерства финансов Российской Федерации, руководители и заместители руководителей профильных структурных подразделений и подведомственных организаций Министерства финансов Российской Федерации, руководители и заместители руководителей ведущих профессиональных (общественных) аудиторских объединений, руководитель финансового органа субъекта Российской Федерации, управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации либо контрольно - ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится экзамен. Кроме того, председателями экзаменационных комиссий могут быть утверждены руководители и члены консультативных (методологических) Советов ведущих профессиональных (общественных) аудиторских объединений после соответствующего согласования на заседаниях Центральной комиссии списков от этих Советов.
Представителями учебно - методического центра, в котором проводится экзамен, а также участниками предэкзаменационной подготовки претендентов экзаменационной группы, в которой проводится экзамен, могут быть не более двух членов комиссии, не считая председателя экзаменационной комиссии (п. 9 в ред. решения ЦАЛАК Минфина РФ от 31.05.2001)
Экзаменационные билеты и тесты разрабатываются УМЦ на основе Программы и в двух экземплярах представляются в ЦАЛАК Минфина России не позднее чем за 15 дней до дня проведения экзаменов. УМЦ представляет 40 непронумерованных экзаменационных билетов, охватывающих все темы разделов Программы, и 4 варианта непронумерованных тестов (не менее 7 экземпляров каждого из 4 вариантов), из которых ЦАЛАК отбираются 30 экзаменационных билетов и 3 варианта тестов. Экзаменационные билеты и тесты после их рассмотрения и отбора нумеруются, утверждаются Центральной комиссией, скрепляются ее штампом, подписываются председателем соответствующей экзаменационной комиссии, и перед каждыми экзаменами один из экземпляров доставляется председателем экзаменационной комиссии в УМЦ.
Содержание экзаменационных билетов и тестов с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты периодически пересматривается. В комплект экзаменационных билетов и тестов, предназначенных для проведения следующих квалификационных экзаменов, УМЦ вносит изменения в объеме не менее 20 процентов от общего количества вопросов экзаменационных билетов и тестов.
Претенденты сдают квалификационные экзамены в УМЦ в письменной форме. Экзамены проводятся в течение двух дней и состоят из тестирования (3 академических часа), включающего 50 вопросов (по 10 из каждых пяти разделов Программы), и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам (5 академических часов), включающим по одному вопросу каждого раздела Программы.
При проведении квалификационных экзаменов пользоваться законодательным и инструктивным материалом, справочной и специальной литературой, вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены.
Посторонним лицам и наблюдателям присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается.
По истечении времени, отведенного на проведение экзаменов, экзаменующиеся обязаны сдать в экзаменационную комиссию тесты и билеты вместе с подписанными на них ответами. Претенденты, нарушившие эти требования, считаются не участвовавшими в экзаменах.
Результаты квалификационных экзаменов оцениваются экзаменационной комиссией (по предложению ее членов - специалистов в области соответствующего раздела Программы) следующим образом:
- за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается два балла, за неправильный ответ - ноль баллов;
- за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией "отлично", дается 20 баллов, "хорошо" - 17 баллов, "удовлетворительно" - 14 баллов, "неудовлетворительно" - ноль баллов соответственно.
Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменной работе по экзаменационным билетам не допускается.
Решение по результатам тестирования и допуску претендентов к письменной работе принимается экзаменационной комиссией и объявляется претендентам в день проведения тестирования.
Экзаменационная комиссия после проведения экзаменов выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами экзаменов на получение квалификационного аттестата. При этом успешно сдавшими квалификационные экзамены считаются претенденты, набравшие по итогам ответов на вопросы экзаменационных билетов не менее 85 баллов при условии неполучения оценки по тестированию менее 86 баллов.
Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии за подписью председателя и всех ее членов.
В ходе подведения итогов сдачи экзаменов (в том числе итогов тестирования) экзаменационная комиссия при необходимости может пригласить претендента на собеседование, результаты которого оформляются отдельным протоколом, содержащим поставленные членами комиссии вопросы и ответы претендента на них, за подписью председателя и всех членов комиссии.
Результаты квалификационных экзаменов объявляются экзаменационной комиссией претендентам не позднее двух дней после их проведения.
Протоколы экзаменационных комиссий в течение трех дней после проведения экзаменов передаются в ЦАЛАК Минфина России, которая рассматривает материалы экзаменов и в месячный срок принимает решение об утверждении или неутверждении их результатов и о выдаче квалификационного аттестата аудитора претендентам, успешно выдержавшим квалификационные экзамены. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки ЦАЛАК вправе назначить претенденту переэкзаменовку.
Квалификационный аттестат аудитора ЦАЛАК Минфина России выдается в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче под расписку владельца аттестата в государственном реестре выданных квалификационных аттестатов аудиторов.
Претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи экзаменов вынесено отрицательное решение, имеют право апеллировать в ЦАЛАК Минфина России в течение 30 календарных дней с даты объявления результатов экзаменов. Аргументированная апелляция представляется в письменной форме.
Для ее рассмотрения ЦАЛАК по согласованию с УМЦ устанавливает специальный день, который заранее сообщается претендентам, представившим апелляцию. Апелляция рассматривается экзаменационной комиссией, принимавшей квалификационные экзамены, в месячный срок со дня получения ею материалов на апелляцию в присутствии претендента.
Заключение экзаменационной комиссии по апелляции в течение трех дней после ее рассмотрения направляется в ЦАЛАК Минфина России для принятия окончательного решения. Окончательное решение по апелляции ЦАЛАК принимает и сообщает претенденту в месячный срок.
При выявлении фактов представления в ЦАЛАК Минфина России недостоверных сведений претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
Письменные работы претендентов, сдавших квалификационные экзамены (тесты, билеты и ответы на них), а также протоколы экзаменационных комиссий хранятся в ЦАЛАК Минфина России в течение трех лет.
ЦАЛАК Минфина России организует регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств. Материалы проверок рассматриваются на заседаниях ЦАЛАК, по результатам которых выносятся соответствующие решения.
Следует также отметить, что все программы по проведению квалификационных экзаменов на право осуществления общего и специального аудита утверждаются ЦАЛАК Минфина РФ. Разъяснения о проведении экзаменов на квалификационный аттестат страхового аудитора готовит ЦАЛАК Росстрахнадзора. ЦАЛАК Минфина РФ в данной области готовит и направляет заинтересованным лицам документы в форме разъяснений, решений и писем.
Кроме того, ЦАЛАК Минфина РФ разработал программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата в области отраслевого аудита.
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата. Наш эксперт задался целью получить этот документ.
Двойная запись №12, 2003

Елена Соколова, эксперт журнала

Выбирай...

Работать аудитором в ближайшем будущем я не собиралась, но вот получить аттестат все же надумала. Во всяком случае лишним он никогда не будет, решила я. Благо высшее экономическое образование имеется, да и стаж подходит. Первой трудностью, с которой мне пришлось столкнуться, был выбор учебно-методического центра (УМЦ), занимающегося подготовкой специалистов к тестированию и экзамену. Как среди обилия подобных заведений выбрать достойный: чтобы и цена была приемлемой, и качество курсов не оставляло желать лучшего? Узнать стоимость обучения труда не составило. Для этого достаточно было просмотреть ряд бухгалтерских журналов, поискать в них объявления, которые дают УМЦ, и позвонить по указанным телефонам. Как выяснилось, стоимость курсов в Москве колеблется в среднем от 11 тысяч до 15 тысяч рублей плюс 2 тысячи за допуск к тестированию и экзаменам. Само обучение длится около двух месяцев.

А вот о качестве предоставляемых там знаний по телефону судить трудно – помочь в этом могут только те счастливцы, которые уже окончили подобные курсы. К сожалению, таких знакомых у меня нет, поэтому пришлось воспользоваться интернетом. На специализированных сайтах есть форумы, где можно найти отзывы аудиторов о качестве лекций в том или ином заведении. Правда, не факт, что эти отзывы объективны.

После того как я выбрала учебное заведение, мне предстояло явиться туда с документами и заключить договор. А документы требовались такие: заверенная у нотариуса копия диплома, копия трудовой книжки (ее можно заверить по месту работы), копия свидетельства о присвоении ИНН, заявление о допуске к аттестации и квитанция об оплате «экзаменационного» взноса в сумме 2 тысяч рублей. Вообще-то принести все эти бумаги следовало до начала лекций, но нам разрешили сделать это в течение первой недели обучения.

Первый раз в первый класс

Лекции начинались в пять вечера, поэтому с работы приходилось отпрашиваться. Правда, занимались мы не целую неделю, а с понедельника по четверг. Обучение было построено весьма удачно, с разбивкой по дисциплинам. То есть сначала читали один предмет, потом второй и т. д., причем начали с самой трудной дисциплины – «Финансы», что, на мой взгляд, очень правильно. Ведь как обычно бывает? Сперва посещаемость стопроцентная, а в последние дни аудитории заполнены в лучшем случае наполовину...

Всего в расписании значилось пять дисциплин: кроме «Финансов» еще «Налоги», «Аудит», «Бухгалтерский учет» и «Право». Преподавательский состав состоял в основном из профессоров – преподавателей вузов. Практикующий специалист вел только курс по «Аудиту». Возможно, именно поэтому его лекции были более интересны, чем остальные. А вообще мне как специалисту, проработавшему некоторое время в бухгалтерской сфере, особых знаний занятия не дали. Мало того, что наши наставники-теоретики в основном пересказывали нормативные акты и учебники, которые можно купить в любом магазине, некоторая информация была еще и устаревшей. На наши возмущенные возгласы лектор отвечал, что в самих тестах могут попасться «старые» вопросы, а Минфин оставляет их намеренно, поскольку аудитор проверяет прошлые периоды и знать такие нормы обязан.

Хотя какую-то пользу от посещения УМЦ я все же получила (так сказать, для общего развития). Например, теперь знаю, что такое «эффект финансового рычага» и как его рассчитывать. А если честно, не представляю, зачем это нужно аудитору. Такая информация полезна, скорее, экономисту. Кстати говоря, в нашей группе были и такие, кто вовсе не ходил на лекции. Они просто брали у добросовестных «однокашников» конспекты и ксерокопировали.

Проверка на прочность

Самое ценное, что мы получили от обучения, это не знания, а тесты, которые нам раздали еще перед самым началом занятий. Между прочим, не всякий учебный центр может обеспечить ими своих клиентов. Поэтому мой вам совет: при выборе УМЦ обязательно поинтересуйтесь, предоставляют ли они такие тесты. На последнем занятии (по каждому предмету) преподаватель диктовал нам правильные ответы на предлагаемые Минфином вопросы.

Затем нам выдали документ, свидетельствующий об окончании обучения, и отвели месяц на подготовку к заключительному этапу, предупредив, что главное – пройти тестирование, потренироваться в котором нам дали за неделю до этого знаменательного события. Отмечу, что пробный тест большинство из нас заполнили неудачно.

Вот здесь я хотела бы дать совет тем, кто собирается «сдавать на аудитора»: перед экзаменами неплохо было бы взять отпуск или отгулы для того, чтобы как следует подготовиться, а точнее, написать шпаргалки или отсканировать их с конспектов. Правда, рисковать и пользоваться ими прямо в аудитории не стоит – она оборудована камерами видеонаблюдения, и неизвестно, включены они или нет. Вместо этого попробуйте отпроситься на несколько минут.

Консультироваться с коллегами тоже не возбраняется, но где гарантия того, что сосед знает предмет лучше, чем вы?

Сам тест состоит из 50 вопросов (по 10 на дисциплину), и у каждого «студента» свой вариант. Правильно надо ответить как минимум на 43 из них. Неприятно удивило то, что мне (и не только мне) попалось несколько совершенно незнакомых вопросов, которых в розданных нам тестах не было и в помине. К счастью, их было немного, поэтому в лимит неправильно отвеченных (7 из 50) я уложилась. Но об этом, естественно, узнала только вечером, когда нам объявили результаты. В общей сложности экзамен завершился удачно для 60–70 процентов потенциальных аудиторов.

Однако успокаиваться было рано, поскольку через два дня нам предстояло пройти еще и устно-письменные «испытания». На консультации, которая проводилась сразу же после того, как объявили результаты тестирования, нам раздали экзаменационные билеты и задачи (естественно, все это под большим секретом). Мы же в свою очередь распределили между собой весь полученный материал, дабы не делать всем одну и ту же работу (искать ответы на все вопросы). Двух дней вполне хватило на то, чтобы подготовить две-три шпаргалки. К сожалению, лекций для этого было недостаточно, поскольку преподаватели, как потом выяснилось, не успели дать полный объем информации. Поэтому пришлось покопаться в учебниках, интернете и справочно-правовых базах.

В итоге на экзамен мы пришли во всеоружии. Нам даже удалось договориться (причем бесплатно, хотя поговаривали, что такие «услуги» обойдутся группе в 3 тысячи рублей) с секретарем, чтобы каждому попался «нужный» билет. Осталось только составить список фамилий с номерами «понравившихся» билетов и переписать приготовленные ответы на «экзаменационные» листы. Естественно, в таких условиях не сдать экзамен было бы просто неприлично.

Ну и, конечно, не обошлось без угощений для комиссии (около 500 рублей с каждого). Зато благодаря «столу» председатель комиссии практически не присутствовал на экзамене. Как ушел «угощаться», так и пропал. Появился лишь на следующий день (экзамен проходит два дня), да и то лишь для того, чтобы подвести итоги.

Сдам в аренду... аттестат

Все позади. Вроде бы можно и вздохнуть спокойно. Правда, ожидание заветной бумажки растянулось на два с лишним месяца, но это уже детали. Зато получение аттестата принесло мне не только положительные эмоции, но и дополнительную проблему. Дело в том, что каждые два года «лицензированный» аудитор должен участвовать в проверках, иначе аттестат аннулируют. А как это сделать, если основная моя работа не связана напрямую с аудитом? Конечно, за два года многое может произойти, но лучше позаботиться обо всем заранее. Поэтому я опять взялась за интернет. В свое время на соответствующих форумах попадались сообщения с предложениями подзаработать, сдав в аренду аттестат. Суть приработка такова: аудитор передает копию своего аттестата фирме, а та в свою очередь формально зачисляет того в штат. И фирме хорошо – чем больше аттестованных сотрудников (пусть и фактически не работающих там), тем солиднее компания, и аудитору, который сразу убивает двух зайцев: и действие аттестата продлевает, и свои расходы на учебу окупает (хотя бы частично). Жаль, что спрос на фиктивных сотрудников несколько спал. Ажиотаж наблюдался в августе-сентябре, когда аудиторские фирмы до 9 сентября должны были заполучить в штат не менее пяти таких специалистов. Тем не менее интересующие меня предложения хоть и редко, но попадались. Разослав пять-шесть сообщений со своими координатами, я принялась ждать.

Звонки стали поступать буквально на следующий день. Одни предлагали реальную работу по совместительству, за которую готовы были платить по 30–70 долларов за один день проверки. Это мне не подходило, поскольку отрываться от основной работы я не собиралась. Другие предлагали продать им копию аттестата, причем цены называли разные – от тысячи рублей в месяц (зарплата, начисляемая официально) до 9 тысяч рублей за год «проката» документа. В итоге я «оформилась» на три фирмы и полностью окупила свои затраты на обучение.

Виноват ли учебный центр?

Инга Трубцова, корреспондент журнала

Получить квалификационный аттестат аудитора могут не все, а только те, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Причем вуз обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Помимо этого претенденту необходимо проработать в экономической или юридической сфере не меньше трех лет, о чем сказано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, подтверждающие документы собирает учебный центр, который готовит специалистов к экзаменам, и по идее именно он должен следить за тем, чтобы кандидат отвечал вышеназванным условиям. А если сотрудники центра за этим не проследили? Человек заплатил деньги, прослушал курсы, успешно прошел тестирование, сдал экзамены и не получил аттестат по причине, например, недостаточного стажа или «неаккредитованности» вуза. Можно ли тогда предъявить претензии к учебному центру?

Сергей Семешкин, генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания»:
– Учебный центр не несет в этом случае никакой ответственности, и предъявить к нему какие-то претензии нельзя. Ведь свою обязанность по подготовке специалиста к тестированию и экзамену он исполнил. А то, что гражданин не подходит по требованиям, в большей степени его проблемы. Надо было прочитать закон.

Поэтому, оплачивая обучение, не забывайте об этих нормах закона, иначе зря потратите деньги, время и нервы.

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке , установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;

3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

Аттестат аудитора – это документ, подтверждающий квалификацию аудитора и необходимый для подписания аудиторских заключений.

Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Если в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора

Таким требованиями являются:

  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.
При этом дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

  • заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
  • заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, обычно называемых общественно значимыми хозяйствующими субъектами (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты.

Организации, аудировать которые могут только аудиторы с «едиными» аттестатами это:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Повышение квалификации

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.


Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме .

Аттестат аудитора: подробности для бухгалтера

  • Как сдать экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора: делимся опытом

    Сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Старший менеджер АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит... сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Единый квалификационный экзамен – важный этап... сегодняшним претендентам на получение квлификационного аттестата аудитора. - Как вы готовились к экзамену...

  • Российский аудит сделал решительный шаг вперед

    СРО единый аттестат аудитора – остается загадкой. Выданные единые аттестаты аудитора не соответствует... тарифно-квалификационному справочнику, квалификационный аттестат аудитора должен являться документом, подтверждающим... лицензии, соответственно, квалификационный аттестат аудитора не является документом об... Особый» порядок выдачи квалификационных аттестатов аудитора не позволяет использовать эти аттестаты... экзамены. Ныне выдаваемый «специальный» аттестат аудитора в сочетании со «специальными» ...

  • Должны ли оценщики сдавать очередной экзамен и что делать аудиторам, получившим квалификационный аттестат СРО?

    Аттестаты аудитора выдаются с нарушением законодательства. Теперь... , установленном уполномоченным федеральным органом. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при... квалификационного экзамена и выдачей квалификационного аттестата аудитора. То есть, предусмотренная законом об...

  • Аудиторы, ЦБ и СРО: правовые основы. Вправе ли ЦБ регулировать аудиторскую деятельность?

    Лицо любой специальности, получившее квалификационный аттестат аудитора. Требования к профилю высшего образования... государственным стандартам и соответственно подменив аттестат аудитора о дополнительном профессиональном образовании документом...

  • Интервью: как я сдавала экзамен на аудитора

    Сдавали экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора? - Сдавала экзамен несколько лет назад... дать коллегам, которым предстоит получать аттестат аудитора? - Настоятельно рекомендую сдавать экзамен как...

  • Если автономное учреждение решило провести аудит

    Уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской...

  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

    ... – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из...

  • ООО должно провести обязательный аудит: какой порядок выбора и привлечения аудитора, сроки и порядок представления аудиторского заключения?

    Аудитором - физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из...

  • О новой модели квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора

    Квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (утв. Советом по аудиторской деятельности... модель квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора. Актуальность разработки новой модели квалификационного... имеет право на получение квалификационного аттестата аудитора. прочий Прочий

  • О введении нового порядка проведения экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора

    Лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора" С 31 марта 2020 ... квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора будет проводиться в 3 этапа... лица, претендующие на получение квалификационного аттестата аудитора и успешно сдавшие по состоянию...

  • Об изменениях, внесенных в правила независимости аудиторов, в порядок применения к ним мер воздействия
  • О порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра

    ...) отчетности; о нескольких выданных квалификационных аттестатах аудитора; об аудиторской организации, аудиторе, в...

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

О правах аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года, со дня вступления в силу частей 1 - 8 статьи 11 см. часть 4 статьи 23 данного Федерального закона.

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;

3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

4. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 - 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

5. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.



Просмотров