Курсовая работа порядок ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. Собственники и владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые на принадлежащих им земельных участках для своих нужд Законодательство обя

Законодательство обязывает недропользователя уплачивать:

А. Только налоги, сборы и платежи за пользование недрами;

Б. Исключительно плату за землю;

В. Все установленные налоги и сборы, а также платежи за пользование недрами и плату за землю;

Г. Пользователь недрами не платит за пользование земельным участком.

Собственники и владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые на принадлежащих им земельных участках для своих нужд:

А. Уплачивают налог на добычу полезных ископаемых;

Б. Уплачивают таможенную пошлину;

В. Осуществляют платежи за пользование недрами;

Г. Освобождаются от платежей при пользовании недрами.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и Законом РФ «О недрах» после окончания работ пользователь недр:

А. Должен привести участки земель, нарушенных при пользовании недрами, в состояние пригодное для их дальнейшего использования;

Б. Не обязан проводить никаких работ по восстановлению земель, нарушенных при пользовании недрами;

В. Частично проводит работы по благоустройству территории;

Г. Выполняет объем восстановительных работ по договоренности с органами местного самоуправления.

Страница 9 из 12

Права и обязанности недропользователя

Пользователь недр имеет право:

Пользователь недр обязан:

1. Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской деятельности, соответствующей цели, обозначен-ной в лицензии.

2. Самостоятельно выбирать формы деятельности, не противоречащие законодательству.

3. Использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырьё.

4. Использовать отходыгорно-добывающего и обогатительногопроизводств, если иное не оговорено в лицензии.

5. Ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода.

6. Проводить без дополнительных соглашений геологическое изучение недр за счёт собственных средств в границах горного отвода.

7. Обращаться в органы, предо-ставившие лицензию, для пере-смотра условий лицензирования при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

1. Соблюдать требования законода-тельства и ГОСТов по технологии ведения работ и переработке минерального сырья,по недопуще-нию сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

2. Осуществлять ведение геологиче-ской документации и предоставлять достоверную геологическую инфор-мацию в федеральный и террито-риальный фонды.

3. Обеспечивать безопасное ведение работ,требований по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ.

4. Обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

5. Обеспечивать сохранность разведочных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке МПИ; ликвидацию выработок, не подлежа-щих дальнейшему использованию.

6. Выполнять лицензионные условия, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.

Законом «О недрах» регламентируются требованияпо рациональному использованию и охране недр (табл. 11).

Таблица 11

Требования Закона «О недрах»

по рациональному использованию и охране недр

Обеспечение полноты геологического изучения, достоверности оценки запасов полезных ископаемых

Рационально комплексное использование и охрана недр,

полное извлечение из руд

основных и попутных компонентов

Государственная экспертиза и учёт запасов полезных ископаемых

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И ОХРАНЕ НЕДР

Использование промышленных

отходов добычи и переработки руд

Охрана месторождений от затопления и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения

Соблюдение порядка консервации

и ликвидации горнодобывающих предприятий и сооружений,

не связанных с добычей полезных ископаемых

Недопущение самовольного пользования недрами

Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых

Эти требования распространяются на обеспечение опережающего геологического изучения недр, достоверной оценки запасов и свойств полезных ископаемых и рационального комплексного использования, охраны недр и окружающей природной среды при проведении геологоразведочных и горно-добычных работ. Законом закрепляются обязанности владельца лицензии по осуществлению геолого-экономической переоценки запасов в случае существенного расхождения фактических условий разработки от средних показателей, принятых при обосновании разведочных кондиций. Такая переоценка необходима для обеспечения безубыточной работы предприятия в случае изменения рыночной конъюнктуры по минеральное сырьё и продукты его переработки и резких колебаний цен на и на энергоресурсы.

Плата за пользование недрами. Кроме обязательных платежей, предусмотренных законодательством, с недропользователей взимаются следующие виды платежей:

– разовые сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензии, размеры которых определяются по суммарным затратам на подготовку, проведение торгов, оформление и регистрацию лицензии;

– платежи за поиски, разведку месторождений и добычу минерального сырья, размеры которых зависят от вида полезного ископаемого, уровня геологической изученности и подготовленности к освоению и степени риска. Эти платежи включаются в себестоимость добычи как доля от мировой цены на конечную продукцию. За сверхнормативные потери минерального сырья при добыче и переработке ставка платежей удваивается;

– акцизный сбор взимается за разработку месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими условиями, а также за разработку высоколиквидных полезных ископаемых, пользующихся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

– плата за геологическую информацию, полученную за счёт государственных средств. Получение сведений об участке недр иным путём, кроме установленного законом, не освобождает от платы за геологическую информацию.


Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами (ст.9). При этом пользователь недр в соответствии со статьей 22 имеет следующие основные права:

  • * использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей действующему законодательству;
  • * использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье и отходы своего производства в соответствии с лицензией и действующим законодательством;
  • * обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

В соответствии со статьями 17 и 23-3 пользователь недр обязан:

  • * соблюдать технологические схемы переработки минерального сырья, вести учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
  • * соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных количественных и качественных полезных ископаемых и их выборочной отработки;
  • * предоставлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации в органы государственной статистики;
  • * обеспечить безопасность работ, связанных с пользованием недрами;
  • * соблюдать утвержденные в установленном порядке правила, инструкции, нормативы и стандарты по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • * выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами;
  • * иметь необходимую квалификацию и опыт, подтвержденные в установленном порядке, на проведение работ, связанных с пользованием недрами.

Споры по вопросам пользования недрами в соответствии со статьей 50 Закона РФ “О недрах” разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном гражданско-процессуальным и арбитражным Кодексами.

Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

В законодательстве о недрах имеется ряд правовых норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства и механизм возмещения вреда, причиненного пользователю недр или государству в процессе недропользования.

Привлекаются к ответственности лица, виновные:

  • * в заключении сделок, связанных с пользованием недрами и нарушающих Закон РФ “О недрах”;
  • * в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом;
  • * в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
  • * в нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
  • * в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
  • * в систематическом нарушении порядка внесения платы за пользование недрами;
  • * в неприведение земельных участков и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и др.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения установленного порядка недропользования .

Предусматривается возможность возмещения причиненного вреда:

  • * пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, нарушивших естественные свойства недр или создавших условия, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами;
  • * государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений, а также в иных действиях, которые привели бы к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами;
  • * государству в случае, когда участок не передан в пользование.

Ущерб пользователю возмещается за счет собственных средств предприятия, учреждений, граждан, а также средств, соответствующих бюджетов. Ущерб государству возмещается за счет собственных средств пользователя недр путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Денежная форма возмещения ущерба может быть по соглашению заинтересованных сторон заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Статьей 216 УК РФ предусмотрено, что “нарушение правил безопасности при ведении горных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере ста двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются ограничением свободы на срок до 5 лет либо лишением свободы до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет”.

Статьей 255 УК РФ предусмотрено, что “ нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания ПИ, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет” .

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Обязан ли пользователь недрами предоставлять данные о разведанных , извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации?
  • 2. Считается ли нарушением возведение построек на площадях залегания полезных ископаемых?
  • 3. В каких случаях производится возмещение ущерба пользователю недр, и за чьи средства?

Недропользователь - это субъект предпринимательской деятельности с правами пользования на недры

Недропользователь: реестр пользователей недр, госзакупки, права и обязанности, недропользование России и Казахстана

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Недропользователь - это, определение

Недропользователь - это субъект предпринимательства, который наделен определенными правами на пользование недрами. Эти права законодательно подтверждаются государственной лицензией на определенные виды деятельности в отношении недр. В частности, это может быть - исследовательская деятельность или добыча полезных ископаемых.

Недропользователь - это субъект, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование.

Недропользователь - это субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.


Закон "О недрах" и полномочия государства в сфере регулирования отношений недропользования

Аспекты, связанные с недропользованием, в РФ регулируются несколькими нормативно-правовыми актами, но ключевую роль играет Закон РФ 2395-1 "О недрах ", принятый еще в 1992 году. Законом предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Изменения в законодательстве "О недрах", вступили в силу с 01 января 2013 года.


Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.


Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.


Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).


Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов. Осуществляется государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр. Объединяются данные о состоянии минерально-сырьевой базы России, и возможностях её воспроизводство на текущий момент. Законом предусмотрено введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.


Предусмотрен порядок заключения соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр. Проводится государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения. Есть положения к основанию и порядок досрочного прекращения права пользования недрами при нарушении условий лицензионного соглашения.При выдаче лицензии учитываются требования по рациональному использованию и охране недр, по использованию и утилизации попутного нефтяного газа.


Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр осуществляется на основании статьи 29 Закона РФ «О недрах», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 69.


К полномочиям государственных органов, регулирующих отношения недропользования, относятся: разработка и совершенствование действующего законодательства, определение и реализация политики недропользования, охрана недр, сбор, систематизация и экспертиза информации, классификация недр, построение государственного баланса запасов недр, введение ограничений на пользование, распоряжение государственными недрами, разрешение споров и контроль, а также заключение соглашений о разделе между участками.

Целью государственной экспертизы является создание условий для наиболее рационального пользования государственным фондом недр. Такая экспертиза проводится на основе оценки соответствующих данных. Порядок проведения экспертизы, определения, ответственные органы регламентируются нормами приказа 102 Министерства природных ресурсов РФ.


Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых является одним из основных отраслевых природно-ресурсных кадастров. Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности. Минеральные сырьевые ресурсы - первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.


Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов - степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на "запасы" и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию "запасов", хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.


Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых ресурсов. Эти факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и с эффектом от их эксплуатации, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья. Правовой основой для создания государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее - Госкадастр) является Закон РФ "О недрах". В приказе Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 регламентированы процедуры ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Данная государственная функция возложена на Роснедра.


В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О недрах" Госкадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче. В него заносятся сведения по каждому месторождению, в том числе о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, о содержащихся в них компонентах, а также о горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения.


Также Госкадастр содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения и данные по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Госкадастр ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.


Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный кадастр является сдача пользователем недр отчета о геологическом изучении недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации. Составление и внесение изменений в Государственный кадастр осуществляются Роснедрами в установленном порядке на основании данных:

государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации;

геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

Права и обязанности пользователей недр

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.


Права пользования недрами:

Переход прав на использование недр.

Ограничение пользования недрами.

Сроки пользования участками недр.

Требования к пользователям недр.

Лицензия на пользование недрами.

Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр.

Основания для прекращения права пользования недрами.

Деятельность недропользователей, например в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и ППРК №№133, 134 от 14.02.2013 года обязывает их проводить закупки товаров, работ и услуг для исполнения договора на выполнение работы.

Платежи, аукционы, лицензии и антимонопольные требования при пользовании недрами

Существует утвержденная система платежей при пользовании недрами.Сюда относятся разовые и регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензий. Регулярные платежи за пользование недрами. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр проводят согласно утвержденному порядку организации, подготовки, проведения и утверждения итогов аукционов и конкурсов. есть ряд оснований для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона.


Основанием для возникновения права пользованием недрами является постановление Правительства РФ, решение федерального органа управления гос.фондом недр или специально созданной комиссии, в случаях, перечисленных в ст.10.1 ФЗ "О недрах". Также законом регулируются вопросы получения лицензии, установления срок пользования и случаи, в которых право пользования может быть прекращено. Проектирование и строительство населенных пунктов на территории, где залегают полезные ископаемые, может быть санкционировано только управомоченными на то государственными органами. Это предусмотрено положением федерального горного и промышленного надзора о порядке выдачи разрешений на застройку.

Государственные органы обязаны постоянно следить за запасами полезных ископаемых и проводить периодическую, а если это становится необходимо - внеплановую экспертизу государственного фонда и вверенных пользователям недр с целью слежения за рациональным использованием ресурсов недр.Ст.13.1. ФЗ "О недрах" регламентирует проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Решение о победителе принимается специально сформированной комиссией в срок, не превышающий 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. Ст. 14 того же закона предусматривает основания для отказа в принятии заявки на конкурс или аукцион.Антимонопольные требования при пользовании недрами отражают проблемы государственного регулирования земельных отношений при пользовании недрами.Мерами антимонопольной политики признаются запрет или признание неправомочными действий органов власти, противоречащих антимонопольной политике РФ. Предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о недрах, осуществляется расчет ущерба, причиненного недрам. Роснедра и Росприроднадзор имеют установку отзывать лицензии у недропользователей.

Реестры недропользователей и тендерные государственные закупки

Для каждого региона составлены реестры или списки недропользователей, которые имеют лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на конкретной территории.Это перечень предприятий с данными об их планах по закупкам товаров и услуг. Осуществление деятельности недропользователя возможно лишь после проведения государственных закупок - конкурсного тендера, согласно положениям закона "о Госзакупках".


Источники к статье «Недропользователь»

akdi.ru – АКДИ Экономика и жизнь

mirnedr.ru – журнал Недропользование-ХХI век

zakonprost.ru – правовая консультационная служба «Закон прост!»

nedradv.ru – региональный портал «Недропользование. Дальний Восток»

admtyumen.ru – портал органов госвласти Тюменской области

dic.academic.ru – словарь сайта Академик

jur.vslovar.org.ru – визуальный словарик

youtube.com - видеохостинг

images.yandex.ua - картинки яндекс

Права и обязанности недропользователей следует разделить на общие и специальные.

Общие права и обязанности недропользователей формируются из тех, которые присущи любым природокористувачам, детально раскрываются в общей части экологического права и создать расширенный освещения не нуждаются.

Систему специальных прав и обязанностей формируют то правовые возможности и обязательства, которые присущи недропользователям в связи с использованием недр как особого природного объекта и предусмотренные законодательством о недрах.

Пользователи недр имеют следующие права: осуществлять на предоставленном им участке недр геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения или соглашения о разделе продукции; распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если иное не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения; осуществлять на условиях специального разрешения консервацию предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части; на первоочередное продление срока временного пользования недрами.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от вида использования недр, правового статуса субъекта и т.д.

Пользователи недр обязаны: использовать недра в соответствии с целями, для которых они были предоставлены; обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр; обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей природной среды; приводит земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве; выполнять другие требования относительно пользования недрами, установленные законодательством Украины и соглашением о разделе продукции.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения специального разрешения на пользование недрами, а в случае предоставления права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции - с момента вступления в силу таким соглашением, если иное не предусмотрено ее.

Пользователь недр, получивший специальное разрешение на пользование недрами и горный отвод или заключил соглашение о разделе продукции имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с настоящего специального разрешения и соглашения о разделе продукции. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Права пользователей недр охраняются законом и могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательством Украины, а убытки, причиненные нарушением прав пользователей недр, подлежат возмещению в полном объеме.

Землевладельцы и землепользователи могут быть лишены права добычи полезных ископаемых местного значения, торфа и пресных подземных вод ы права пользования недрами для хозяйственных и бытовых нужд (общего права недропользования) в случае нарушения ими порядка и условий пользования недрами на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках местными советами или другими специально уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Правовая охрана недр

Недра являются уникальным природным объектом, практически все полезные ископаемые являются невозобновляемых, а сами недра после изменений, связанных с их использованием, могут восстанавливаться длительное время. Изменения недр при использовании могут влиять на другие природные объекты. Так, отработанные выработки шахт со временем могут оседать и приводит к изменениям в ландшафте, а также представят опасность для зданий. Возобновляемые ресурсы, например, подземные минеральные воды, достаточно чувствительны к изменениям в зонах их формирования.

В связи с этим законодатель предусмотрел особые правовые требования к охране недр, которыми являются:

Обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр, которое заключается в том, что в процессе исследования должны проявятся все данные о полезных ископаемых, геологическую структуру и природу участков. Не допускается проведение работ для получения данных о наличии или отсутствии того или иного полезного компонента и игнорирование других геологических данных;

Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (обязательность получения специальных разрешений и горных отводов в случаях, когда их получение является обязательным);

Рациональное изъятие и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов. Не допускается освоение только то части месторождения, которая является наиболее рентабельной, и оставление нерозробленими залежей, которые самостоятельно разрабатывать будет экономически нецелесообразно;

Недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений. Указанное требование связано с безусловным выполнением правил проведения взрывных работ, осуществлением мероприятий, предусмотренных проектом рекультивациы земель;

Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, влияющих на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

Предотвращение необоснованной и самовольном застройке площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;

Предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.

В случае нарушения названных требований КУпН пользования недрами может быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено органами Минприроды Украины, Госгорпромнадзора или другими специально уполномоченными на то государственными органами.

Законодатель обращает особое внимание на застройку территорий и площадей залегания полезных ископаемых. Законодательно запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без предварительного геологического изучения участков недр, подлежащих застройке.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях только по согласованию с соответствующими территориальными геологическими предприятиями и органами государственного горного надзора. При этом должны осуществляться мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения из недр полезных ископаемых. Порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается КМ Украины. Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются по согласованию с соответствующими местными советами.

Отдельно охраняются редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, а в случае необходимости могут быть объявлены в установленном законодательством порядке объектами природно-заповедного фонда. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических отслоений и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом заинтересованные государственные органы.

Мерой охраны недр можно считать особый порядок ликвидации и консервации месторождений и объектов, которые осуществляются после выработки запасов полезных ископаемых, а также в случае, когда по технико-экономическим расчетам и другим обоснованиям дальнейшая разработка месторождения или его части нецелесообразна или невозможна. В таком случае горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, которое гарантирует безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, а при консервации гарантирует также и сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации. В случае ликвидации горнодобывающих объектов должен быть решен также вопрос о возможном использовании горных выработок и скважин для других целей общественного производства. В случае ликвидации и консервации горнодобывающих объектов или их участков техническая, геологическая и маркшейдерская документация заполняется на момент завершения горных работ и передается в установленном порядке на хранение.



Просмотров