Купцы и экономика во второй половине XVIII в.

Татьяна Понька

Архитектура . Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

Как и многие современники, Ю.М. Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный зал). В честь славной победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 г. один из залов Большого Петергофского дворца был Ю.М. Фельтеном переделан в Чесменский зал. Главным украшением зала стали 12 полотен, исполненные в 1771―1772 гг. немецким живописцем Ф. Гаккертом, посвященных сражениям русского флота с турецким. В честь Чесменского сражения Ю.М. Фельтен построил в 7 верстах от Петербурга по дороге в Царское Село Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменскую церковь (1777―1780). Дворец и церковь, построенные в готическом стиле, создают единый архитектурный ансамбль.

Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38―1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически.

В этот период Екатерина задумывает строительство в Кремле Большого Кремлевского дворца, и В.И. Баженов назначен его главным архитектором. Проект В.И. Баженова подразумевал реконструкцию всего Кремля. Это был, по сути, проект нового центра Москвы. В него входили царский дворец, Коллегии, Арсенал, Театр, площадь, задуманная наподобие античного форума, с трибунами для народных собраний. Сам Кремль благодаря тому, что Баженов решил продолжить три улицы проездами на территорию дворца, соединялся с улицами Москвы. В течение 7 лет В.И. Баженов разрабатывает проекты, готовится к строительству, но в 1775 г. Екатерина приказывает свернуть все работы (официально ― из-за нехватки средств, неофициально ― из-за негативного отношения к проекту общественности).

Проходит несколько месяцев, и В.И. Баженову поручается создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

В 1784-1786 гг. В.И. Баженов для богатого помещика Пашкова построил усадьбу, которая известна как дом П.Е. Пашкова. Дом Пашкова расположен на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку и представляет собой архитектурный шедевр эпохи классицизма. Усадьба состояла из жилого дома, манежа, конюшен, служебных и хозяйственных построек и церкви. Здание отличается античной строгостью и торжественностью с чисто московской узорчатостью.

Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738―1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле - Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем.

М.Ф. Казакову принадлежит также здание Дворянского собрания (1784―1787). Особенностью этого здания стало то, что в центре здания архитектор расположил Колонный зал, а вокруг него многочисленные гостиные и залы. Центральное пространство Колонного зала, предназначенного для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усиливается сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка. После революции здание было отдано профсоюзам и переименовано в Дом Союзов. Начиная с похорон В.И. Ленина, Колонный зал Дома Союзов использовался в качестве траурного помещения для прощания с государственными деятелями и знаменитыми людьми. В настоящее время в Колонном зале проводятся общественные собрания и концерты.

Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.― И. Е. Старов (1744―1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова ― Таврический дворец (1782―1789) - огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал―галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа ― это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744―1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей на два "всхода". В 1792-1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, который стал его следующим шедевром. В Александровском дворце основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806―1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон (1743―1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

В 1777 г. у сына Екатерины Павла Петровича родился сын - будущий император Александр I. Обрадованная императрица подарила Павлу Петровичу 362 десятины земли вдоль реки Славянки - будущий Павловск. В 1780 г. созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска занялся Ч. Камерон. В строительстве парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, но первый период формирования парка под руководством Камерона был весьма значительным. Камерон заложил основы самого крупного и лучшего в Европе пейзажного парка в модном тогда английском стиле ― парка подчеркнуто естественного, пейзажного. После тщательных измерений им были проложены главные артерии дорог, аллей, тропинок, выделены места для рощ и полян. Живописные и уютные уголки соседствуют здесь с небольшими светлыми строениями, не нарушающими гармонии ансамбля. Подлинной жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец, который построен на высоком холме. Следуя российским традициям, архитектору удалось "вписать" архитектурные сооружения в живописную местность, объединить рукотворную красоту с естественным природным великолепием. Павловский дворец лишен вычурности, его окна с высокого холма спокойно смотрят не неспешно текущую речку Славянку.

Последний по времени зодчий XVIII в. В. Бренна (1747―1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

Бренне Павел I доверил руководство работами во второй своей загородной резиденции ― Гатчине. Гатчинский дворец Бренны имеет скромный, даже аскетический спартанский вид, но внутреннее убранство величественно и роскошно. Одновременно начались работы в Гатчинском парке. На берегах озер и островов расположено большое количество павильонов, которые внешне выглядят очень просто, но их интерьеры великолепны: Павильон Венеры, Березовый домик (внешним видом напоминающий поленицу березовых дров), Порта Маска и Фермерский павильон.

Павел I решил в Петербурге построить дворец в своем вкусе - в духе военной эстетики. Проект дворца был разработан В.И. Баженовым, но в связи с его смертью, строительство дворца Павел I поручил В. Бренне. Павел всегда хотел жить там, где он родился. В 1797 г. на Фонтанке, на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны (в котором родился Павел) состоялась закладка дворца в честь архангела Михаила ― покровителя небесного воинства ― Михайловского замка. Михайловский замок стал лучшим творением Бренны, которому он придал вид крепости. Внешний вид замка ― четырехугольник, обнесенный каменной стеной, с двух сторон вокруг дворца прорыты рвы. Попасть во дворец можно было через подъемные мосты, вокруг дворца в разных местах были размещены пушки. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры. При дворце имелись обширный сад и плац, где в любую погоду проводились смотры и парады. Но в своем любимом замке Павел успел прожить только 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта он был задушен. По кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости. Все статуи были переданы в Зимний дворец, рвы засыпаны землей. В 1819 г. заброшенный замок был передан Главному инженерному училищу, появилось его второе название ― Инженерный замок.

Скульптура . Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, прежде всего, с именем Ф. И. Шубина (1740―1805), земляка М.В. Ломоносова. Окончивший Академию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку, сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г. не с натуры Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родину в 1774 г. получает звание академика.

Первое произведение Ф.И. Шубина после возвращения ― бюст А.М. Голицына (1773, ГРМ) ― одно из самых блестящих произведений мастера. В облике образованного вельможи читаются ум, властность, высокомерность, но в то же время и снисходительность, и привычка к осторожному "плаванию" на волнах переменчивой политической фортуны. В образе знаменитого полководца А. Румянцева-Задунайского за совсем не героической внешностью круглого лица со смешно вздернутым носом переданы черты сильной и значимой личности (1778, Гос. художественный музей, Минск).

Со временем интерес к Шубину угасает. Исполненные без прикрас, его портреты все меньше нравились заказчикам. В 1792 г. по памяти Шубин создает бюст М.В. Ломоносова (ГРМ, Академия наук). В лице великого русского ученого нет ни чопорности, ни вельможной надменности, ни излишней гордости. На нас смотрит чуть насмешливый человек, умудренный житейским опытом, проживший жизнь ярко и сложно. Живость ума, одухотворенность, благородство, в то же время ― грусть, разочарование, даже скепсис - вот основные качества, присущие великому русскому ученому, которого Ф.И. Шубин очень хорошо знал.

Шедевром портретного искусства Ф.И. Шубина является бюст Павла I (1798, ГРМ; 1800, ГТГ). Скульптору удалось передать всю сложность образа: надменность, холодность, болезненность, скрытность, но вместе с тем, страдание человека, с детства испытавшего всю жестокость венценосной матери. Работа Павлу I понравилась. Но заказов уже почти не было. В 1801 г. сгорели дом Ф.И. Шубина и мастерская с работами. В 1805 г. в нищете скульптор умер, его смерть осталась незамеченной.

В это же время в России работал французский скульптор Э.-М. Фальконе (1716-1791; в России ― с 1766 по 1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем в парижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей при дворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа "Зима" (1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой грусти.

Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручила скульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венок - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. По предложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: "Петру первому Екатерина вторая". Открытие памятника состоялось в 1782 г., когда Фальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М. Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию.

В творчестве замечательного русского скульптора М.И. Козловского (1753 ―1802) сочетаются черты барокко и классицизма. Он также был пенсионером в Риме, Париже. В середине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворный период в творчестве Козловского. Главная тема его произведений ― из античности. С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасные пастушки. Таковы его "Пастушок с зайцем" (1789, Павловский дворец-музей), "Спящий амур" (1792, ГРМ), "Амур со стрелой" (1797, ГТГ). В статуе "Бдение Александра Македонского" (вторая половина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Самым значительным и крупным произведением художника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799―1801, Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорее обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством, благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы, изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведением М.И. Козловского стала статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" - центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800―1802). Статуя была посвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворял Россию, а лев ― побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л. Симонов воссоздал его на основании сохранившихся фотодокументов.

Живопись . Во второй половине XVIII в. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано с именем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионера был направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории ― "Владимир и Рогнеда". В ней художник избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир "испрашивает прощения" у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Рогнеда театрально страдает, возведя глаза; Владимир также театрален. Но само обращение к русской истории было очень характерно для эпохи высокого национального подъема второй половины XVIII столетия.

Историческую тематику в живописи разрабатывал Г.И. Угрюмов (1764―1823). Основной темой его произведений стала борьба русского народа: с кочевниками ("Испытание силы Яна Усмаря", 1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", 1793, ГРМ); за безопасность своих границ ("Взятие Казани", 1797- 1799, ГРМ) и пр.

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второй половины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова (1735/36―1808). Он происходил из крепостных крестьян, но получил вольную от своего помещика. Мастерство живописи он постигал на работах П. Ротари. Молодому художнику повезло, его покровителем стал первый президент Академии художество И.И. Шувалов. По рекомендации И.И. Шувалова Ф.С. Рокотов в 1757 г. получил заказ на мозаичный портрет Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке) для Московского университета. Портрет имел такой успех, что Ф.С. Рокотов получает заказ на портреты великого князя Павла Петровича (1761), императора Петра III (1762). Когда на престол взошла Екатерина II, Ф.С. Рокотов был уже широко известным художником. В 1763 г. художник написал императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой обстановки. Рокотов написал и другой портрет императрицы, поясной. Он очень понравился императрице, она считала, что он ― "из самых похожих". Екатерина портрет пожаловала Академии наук, где он находится и поныне. Вслед за царствующими особами портреты Ф.С. Рокотова пожелали иметь Орловы, Шуваловы. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях: Барятинских, Голицыных, Румянцевых, Воронцовых. Рокотов не стремится подчеркивать внешние достоинства своих моделей, главным для него внутренний мир человека. Среди работ художника выделяется портрет Майкова (1765). В облике крупного государственного чиновника за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум. Колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, создает впечатление полнокровности, жизненности образа.

В 1765 г. художник переезжает в Москву. Москва отличается большей свободой творчества, чем официальный Петербург. В Москве складывается особая, "рокотовская" манера живописи. Художник создает целую галерею прекрасных женских образов, среди которых самым замечательным является портрет А.П. Стуйской (1772, ГТГ). Стройная фигурка в легком серо-серебристом платье, высоко взбитые пудреные волосы, длинный локон, ниспадающий на грудь, утонченный овал лица с темными миндалевидными глазами - все сообщает загадочность и поэтичность образу молодой женщины. Изысканная колористика портрета - зеленовато-болотный и золотисто-коричневый, блекло-розовый и жемчужно-серый - усиливает впечатление загадочности. В XX в. поэт Н. Заболоцкий посвятил этому портрету замечательные стихи:

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Удачное воплощение образа А. Струйской в портрете послужило основой для легенды, согласно которой художник был неравнодушен к модели. На самом деле, имя избранницы С.Ф. Рокотова хорошо известно, а А.П. Струйская была счастлива в браке со своим мужем и была обыкновенной помещицей.

Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г. Левицкий (1735―1822) ― создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинается петербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом и Академией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом.

В своих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты. Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А. Демидова (1773, ГТГ). Представитель известной семьи горнозаводчиков, П.А. Демидов был баснословным богачом, странным чудаком. На оригинальном по замыслу парадном портрете Демидов изображен стоящим в непринужденной позе на фоне колоннады и драпировок. Он стоит в пустынной торжественной зале, по-домашнему, в ночном колпаке и алом шлафроке, указывая жестом на свои забавы - лейку и горшок с цветами, любителем которых он был. В его наряде, в его позе ― вызов времени и обществу. Все смешано в этом человеке ― доброта, оригинальничанье, стремление реализоваться в науке. Левицкий смог сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета: колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, на содержание которого Демидов жертвовал огромные суммы.

В начале 1770-х гг. Левицкий исполняет семь портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц ― "смолянок" (все в ГРМ), славящихся своей музыкальностью. Эти портреты стали высшим достижением художника. В них с особой полнотой проявилось мастерство художника. Е.Н. Хованская, Е.Н. Хрущова, Е.И. Нелидова изображены в театральных костюмах во время представления ими изящной пасторали. В портретах Г.И. Алымовой и Е.И. Молчановой одна из героинь играет на арфе, другая показана сидящей рядом с научным прибором с книгой в руке. Помещенные рядом, эти портреты олицетворяли пользу «наук и художеств» для разумной, мыслящей личности.

Высшей точкой зрелого творчества мастера стал его знаменитый аллелогический портрет Екатерины II, законодательницы в храме Правосудия, повторенный художником в нескольких вариантах. Это произведение занимает особое место в русском искусстве. В нем воплотились высокие представления эпохи о граждансвенности и патриотизме, об идеальном правителе ― просвещенном монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Сам Левицкий так описывал свое произведение: «Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которую, в виде Законодательницы, е.и.в., сжигая на алтаре Маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя».

В 1787 г. Левицкий оставляет преподавание и уходит из Академии художеств. Одним из поводов для этого послужило увлечение художника мистическими течениями, получившими достаточно широкое распространение в России конца XVIII в. и его вступление масонскую ложу. Не без влияния новых идей в обществе около 1792 г. был написан портрет друга Левицкого и его наставника в масонстве Н.И. Новикова (ГТГ). Удивительная, не свойственная героям портретов Левицкого живость и выразительность жеста и взгляда Новикова, фрагмент пейзажа на дальнем плане ― все это выдает попытку художника овладеть новым, более современным изобразительным языком, присущим уже иным художественным системам.

Еще одним замечательным художником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757―1825). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский был привезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскоре стал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления в искусстве ― сентиментализма. Все "сентиментальные" портреты Боровиковского-это изображения людей в камерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Его нередко называют высшим достижением сениментализма в русской живописи. С портрета смотрит молодая девушка. Ее поза непринужденна, простое платье свободно облегает стан, свежее лицо исполнено очарования и прелести. В портрете все в согласии, в гармонии друг с другом: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, увядающие розы, томный, чуть насмешливый взгляд девушки. В портрете Лопухиной художник смог показать подлинную красоту ― душевную и лирическую, присущую русским женщинам. Черты сентиментализма проявились у В.Л. Боровиковского даже в изображении императрицы. Теперь это не репрезентативный портрет "законодательницы" со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке вместе со своей любимой собачкой.

В конце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр ― пейзаж. В Академии художеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажного класса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. Именно Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолго стала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцвет творчества Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии.

Ф. Алексеев (1753/54-1824) положил начало пейзажу города. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя счастливо и свободно.

В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом ― разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются большой достоверностью.

Работа в Москве обогатила мир художника, позволила по-новому взглянуть и на жизнь столицы, когда он возвратился туда. В его петербургских пейзажах усиливается жанровость. Набережные, проспекты, баржи, парусники заполняются людьми. Одна из лучших работ этого периода ― "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" (1810-е годы, ГРМ). В ней найдена мера, гармоническое соотношение собственно пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание так называемого городского пейзажа.

Гравюра . Во второй половине века работают замечательные мастера―граверы. "Подлинным гением гравюры" был Е. П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12 работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портрет развивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И. Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности "живописной" трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. Александры Павловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов. автопртрет, рисунок пером).

Декоративно-прикладное искусство . Во второй половине 18 века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика ― изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделывать из местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В конце XVII в. крестьяне освоили изготовление "муравленой", т.е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью. О гжельских глинах стало известно в Москве, и в 1663 г. царь Алексей Михайлович повелел начать исследование гжельских глин. В Гжель была послана специальная комиссия, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве и Д.И. Виноградов. Виноградов пробыл в Гжели 8 меяцев. Смешав оренбургскую глину с гжельской (черноземной), он получил настоящий чистый, белый порцелин (фарфор). В то же время гжельские мастера работали на заводах А. Гребенщикова в Москве. Они быстро освоили производство майолики, и начали изготавливать у себя квасники, кувшины, кружки, чашки, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневыми красками по белому полю. С конца XVIII в. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Меняется и роспись изделий ― от многоцветной, характерной для майолики, к одноцветной росписи синей (кобальтом). Гжельская посуда была широко распространена по всей России, в Средней Азии, на Ближнем Востоке. В период расцвета гжельской промышленности работало око 30 фабрик по производству посуды. Среди известных фабрикантов были братья Бармины, Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Гусятниковы и др.

Но самыми удачливыми были братья Терентий и Анисим Кузнецовы. Их фабрика возникла в начале XIX в. в деревне Ново-Харитоново. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые заводы и фабрики. Во второй половине XIX в. происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с ручной формовкой и росписью, остаются только крупные фабрики. С начала 1920 г. возникают отдельные гончарные мастерские, артели. Подлинное возрождение гжельского производства начинается в 1945 г. Была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) роспись.

В 1766 году в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой обрусевший англичанин Франс Гарднер основал лучший из частных фарфоровый завод. Он утвердил свой престиж первого среди частных фарфоровых производств, создав в 1778―1785 г. по заказу Екатерины II четыре великолепных орденских сервиза, отличающихся чистотой и строгостью декора. Завод также выпускал фигурки персонажей итальянской оперы. Начало XIX в. знаменовало новый этап в развитии гарднеровского фарфора. Художники завода отказались от прямого подражания европейским образцам и попытались найти свой собственный стиль. Огромную популярность приобрели гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г. В 1820 г. началось производство жанровых статуэток, изображающих народные типы по рисункам К.А. Зеленцова из журнала "Волшебный фонарь". Это были мужики и бабы, занятые привычной крестьянской работой, крестьянские детишки, городской трудовой люд - сапожники, дворники, торговцы-разносчики. Этнографически точно делались фигурки народов, населяющих Россию. Статуэтки Гарднера стали зримой иллюстрацией истории России. Ф.Я. Гарднер нашел свой стиль изделий, в котором ампирные формы сочетались с жанровостью мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом. С 1891 г. завод принадлежал М.С. Кузнецову. После Октябрьской революции завод стал называться Дмитровским фарфоровым заводом, а с 1993 г. ― "Фарфор Вербилок".

Федоскинская миниатюра . В конце XVIII в. в подмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И. Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком. С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В. Лукутин. Вместе со своим сыном А.П. Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Федоскинские мастера табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три - четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Кроме табакерок на фабрике изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Изделия федоскинских миниатюристов были очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Таким образом, во второй половине XVIII века ― в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимая, во многом уникальная художественная культура. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

Идеология и проекты Екатерины II .

Екатерина IIпридерживалась политики «просвещенного абсолютизма», основные положения которой отразились в «Наказе» императрице Уложенной комиссии (1767 год):

Создание нового законодательного кодекса, основанного на принципах философии просвещения;

Упразднение устаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству);

Проведение крестьянской, судебной, образовательной реформы, смягчение цензуры.

Большинство из этих планов не были воплощены в жизнь.

Презентация стр. 9

Внутренняя политика Екатерины II .

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дво­рянству» (1785) Екатерина II закрепила привилегии дворян­ства:

    Дворяне были освобождены от податей и повинностей.

    Заметно увели­чилось дворянское землевладение.

    Было подтверждено освобождение дворянства от обязательной службы (введенное Петром III).

    В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население гу­бернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.

    Продолжилась секуляризация (изъятие) церковных земель в пользу государства.

    В 1787 году была создана система городских школ (главные и малые народные училища)

Презентация стр. 10

Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

В 1773 году началось восстание яицких казаков (живших в районе реки Яик), крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Пугачев провозгласил себя императором Петром III.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, а также Среднее и Нижнее Поволжье.

В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, чуваши, мордва, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.

Основные требования: отмена крепостного права, восстановление казачьих вольностей в районах проживания казаков.

В 1775 году восстание было подавлено.

Презентация стр. 11

XVIII века. Войны с Турцией.

Задачи внешней политики:

    борьба за выход к Черному и Азовскому морям;

    освобождение земель Украины и Белоруссии от иностранного господства и объединение в одном государстве всех восточных славян;

    борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией;

Презентация стр. 12

Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Разделы Польши.

Совместно с Пруссией и Австрией Россия участвовала в разделе Речи Посполитой (Польши).

По первому разделу (1772) Речи Посполитой к России отошла часть восточ­ной Белоруссии.

По второму разделу {1793) - Россия получила оставшуюся часть восточной и цент­ральной Белоруссии с Минском, Волынью и Подолию.

По третьему разделу (1795) к России отошли западная Белоруссия, запад­ная Волынь, Литва и Курляндия.

Таким образом, под властью России были объединены почти все земли восточных славян, входивших в Киевскую Русь, исключая галицкие земли со Львовом (Галиция), вошедшие в состав Австрии.

Презентация стр. 13

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

После целого ряда побед на суше (под руководством П.А. Румянцева, В.М. Долгорукова и А.В. Суворова) и на море (под руководством Г. А. Спиридонова, А. Г. Орлова и С. К. Грейга) война была завершена.

По условиям Кучук-Кайнарджийского мира (1774) Россия получила :

    выход к Черному морю;

    степи Причерноморья – Новороссию;

    право иметь свой флот на Черном море;

    право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

    Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к России;

    Крымское ханство становилось независимым от Турции;

    русское правительство получило право выступать в качестве защит­ника законных прав христианских народов Османской империи.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. также закончилась поражением Турции.

По Ясскому мирному договору :

    Турция признавала Крым владением России;

    в состав России вошла территория между реками Буг и Днестр;

    Тур­ция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георги­евским трактатом 1783 г.

Презентация стр. 14

Реформы Павла I (1796-1801)

В 1796 году к власти приходит Павел I(сын ЕкатериныIIи ПетраIII). За 5 лет своего пребывания у власти он провел важные реформы:

1. закон о престолонаследии, согласно которому наследником престола становился старший сын монарха,

2. ограничение работы крестьян на помещика тремя днями в неделю.

3. сокращение дворянских привилегий и восстановление обязательной службы дворян.

Последнее вызвало недовольство дворянства, возник заговор, в ходе которого Павел Iбыл убит.

Презентация стр. 16

  • Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
  • "Смутное время" на русской земле
  • Русско–польская война 1654–1667 гг. И ее итоги. Добровольное воссоединение Украины с Россией
  • Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века
  • Родословная таблица до Екатерины II
  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века

    Во 2–ой половине XVIII в. Россия раздвинула свои границы на юге и западе, присоединив Причерноморье и Приазовье, бужско–днестровские земли, Белоруссию, часть прибалтийской территории.

    По сравнению с первой половиной XVIII в. к концу столетия население выросло в 2 раза и составило 36 млн. чел., причем только 4% населения проживало в городах, в России преобладающим населением было сельское. До половины населения – частновладельческие крестьяне.

    Освоение присоединенных территорий сопровождалось ростом феодально–крепостнических отношений вширь и вглубь.

    За 1783–1796 гг. крепостное право распространилось на украинские земли, Крым и Предкарпатье. Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно, за счет новых российских земель и продвижения в пригодные районы Приуралья и Сибири.

    С усилением эксплуатации крестьян крепостничество расширялось вглубь. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать своих крестьян без суда и следствия на каторжные работы в Сибирь, что засчитывалось как выполнение рекрутской повинности. Широко была распространена продажа крестьян, жестокие наказания. По указу 1763 г. крестьяне сами оплачивали расходы, если признавались зачинщиками, за подавление волнений. Наконец, в 1767 г. Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться на своих господ.

    Во 2 половине XVIII века в России определились два больших района с различными формами крепостнической эксплуатации. В черноземных губерниях с плодородной почвой и на юге преобладала барщина. Иногда помещик отбирал землю у крестьянина, и тот превращался фактически в батрака, работающего за скудную плату. В районах с неплодородной почвой преобладал денежный оброк. Некоторые помещики стремились поднять доходность своих имений, применяли технические устройства, вводили севообороты, внедряли новые культуры, завезенные из других стран – табак, картофель, подсолнечник, строили мануфактуры, используя затем на них труд своих крепостных. Все эти новшества были признаком начала разложения крепостнических отношений.

    В 1785 г. специальным "ремесленным положением" (из "Жалованной грамоты городам") регламентировалось развитие ремесла в городах. Ремесленники группировались по цехам, избиравшим старшин. Такая организация жизни ремесленников создавала лучшие условия для их труда и ученичества. Этим положением правительство рассчитывало превратить городских ремесленников в одно из сословий феодального общества.

    Наряду с городом ремесла получили широкое развитие в промышленных селах. Так, Иваново славилось текстильным производством, Павлово – металлическими изделиями, Хохлома – деревообработкой, Гжель – керамикой и т.д.

    Вторая половина XVIII в. для России –это дальнейший рост мануфактурного производства. Если в середине века было более 600 мануфактур, то в начале XIX в. до 1200. Преобладали мануфактуры с применением труда крепостных. Но появились мануфактуры с использованием и вольного труда, в частности в текстильном производстве. В роли вольнонаемных выступали крепостные крестьяне, отпущенные на оброк. Отношения вольного найма были отношениями капиталистическими.

    В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам, и мануфактуры, основанные после этого года, использовали уже вольнонаемный труд.

    В 1775 г. была разрешена крестьянская промышленность, что привело к увеличению числа владельцев предприятий из купцов и крестьян.

    Процесс складывания капиталистических отношений становился все более заметным и необратимым. Появился и стал расти рынок вольнонаемного труда. Однако новые отношения появлялись в стране, где.господствовало крепостничество, которое влияло на этот процесс.

    Во 2–й половине XVIII в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Заметнее стала специализация районов: черноземный Центр и Украина производили хлеб, Поволжье поставляло рыбу, кожу, шерсть, Урал – железо, Новгород и смоленские земли – лен и пеньку, Север – рыбу, меха, Сибирь – меха и т.д. Все это обменивалось на торгах и ярмарках, число которых росло. Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю, вывозя свои товары – металл, лен, пеньку, парусное полотно, лес, кожи, хлеб. Ввозила Россия сахар, сукно, шелк, кофе, вина, фрукты, чай и др. Ведущим российским торговым партнером России в это время была Англия.

    Торговля в первую очередь обслуживала потребности государства и господствующий класс. Но она содействовала становлению капиталистического уклада в стране.

    Во 2–й половине XVIII в. укрепляется сословный строй страны. Каждая категория населения – дворянство, духовенство, крестьянство, горожане и др. – соответствующими законами и указами получала права и привилегии.

    В 1785 г. в развитии Манифеста о вольности дворянства (1762 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, где подтверждалось исключительное право помещиков владеть землей и крестьянами. Дворяне освободились от обязательной службы и личных податей, получили право на особое представительство в уезде и губернии в лице предводителей дворянства, что повышало их роль и значение на местах.

    Укрепление сословного строя в XVIII в. было попыткой удержать власть господствующего класса, законсервировать феодальный строй, тем более, что это происходило в канун, Великой Французской революции.

    Таким образом, во 2–й половине XVIII в. резервы феодализма в стране еще не были исчерпаны, и он мог еще обеспечить продвижение вперед, несмотря на развитие капиталистических отношений.

    Екатерина II . Просвещенный абсолютизм 60–80 гг. XVIII в. Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян.

    Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Екатерина II решила опереться в своей деятельности на отдельные положения идеологов Просвещения – известного философского течения XVIII в., ставшего идейной основой Великой французской буржуазной революции (1789–1794 гг.). Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране.

    В России не было, кроме дворянства, других сил, способных олицетворять собой общественный прогресс.

    Французские энциклопедисты Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо разработали основные положения просветительства, затрагивающие проблемы общественного развития. В центре их раздумий была теория "естественного права", согласно которой все люди от природы были свободны и равноправны. Но человеческое общество в своем развитии отклонилось от естественных законов жизни и пришло к несправедливому состоянию, угнетению и рабству. Чтобы вернуться к справедливым законам, следовало просветить народ, считали энциклопедисты. Просвещенное общество восстановит справедливые законы, и тогда свобода, равенство и братство будут главным смыслом существования общества.

    Осуществление этой цели философы возлагали на просвещенных монархов, мудро пользующихся своей властью.

    Эти и другие идеи взяли на вооружение монархи Пруссии, Австрии, России, но подошли к ним с позиций крепостничества, связывая требования равенства и свободы с укреплением привилегий господствующего класса.

    Такая политика не могла быть долговременной. После Крестьянской войны (1773 – 1775 гг.), а также в связи с революцией во Франции наступил конец просвещенному абсолютизму, слишком очевиден стал курс на усиление внутренней и внешней реакции.

    Екатерина II вела с 1763 г. переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними проблемы российской жизни и создавая иллюзию заинтересованности в применении их идей.

    Стремясь успокоить страну, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II в 1767 г. создавала в Москве специальную комиссию в целях составления нового свода законов Российской империи для замены "Соборного положения" 1649 г.

    В работе Комиссии было задействовано 573 депутата – от дворян, различных учреждений, горожан, государственных крестьян, казачества. Крепостные крестьяне не участвовали в этой Комиссии.

    Комиссия собирала наказы с мест для определения народных нужд. Работа Комиссии строилась в соответствии с подготовленным Екатериной II "Наказом" – своеобразным теоретическим обоснованием политики просвещенного абсолютизма. Наказ был объемен, содержал 22 главы с 655 статьями, большая часть текста – цитатник из сочинений просветителей с обоснованием необходимости сильной монархической власти, крепостничества, сословного деления общества в России.

    Начав свои заседания летом 1767 г., Комиссия торжественно присвоила Екатерине II титул "великой, премудрой матери Отечества", тем самым заявив о признании ее русским дворянством. Но затем неожиданно в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты критиковали систему крепостничества, были предложения прикрепить крестьян к особой коллегии, которая бы из крестьянских податей платила помещикам жалованье, в этом виден был намек на стремление освободить крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов потребовали четко определить крестьянские повинности.

    Комиссия работала больше года и была распущена под предлогом начала войны с Турцией, так и не создав нового уложения.

    Екатерина II узнала из депутатских выступлений о настроениях в обществе и в дальнейшей законодательной практике исходила из своего "Наказа" и материалов этой Комиссии.

    Работа Уложенной Комиссии показала растущий критический, антикрепостнический настрой в русском обществе. Преследуя целью влиять на общественное мнение, Екатерина II занялась журналистикой, стала издавать в 1769 г. сатирический журнал "Всякая всячина", в котором, стремясь отвлечь внимание от критики крепостничества, предложила критику человеческих слабостей, пороков, суеверий вообще.

    С других позиций выступил русский просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им журналах "Трутень" и "Живописец" он выступил, отстаивая конкретную критику пороков, а именно бичевал неограниченный произвол помещиков, бесправие крестьян. Дорого обошлась Н.И. Новикову эта позиция, более 4–х лет ему пришлось провести в Шлиссельбургской крепости,

    Критика крепостничества и общественная деятельность Новикова внесли свой вклад в формирование антикрепостнической идеологии в России.

    Первым русским революционером – республиканцем принято считать А.Н. Радищева (1749 – 1802 г.). Его взгляды сложились под сильным воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Это и Крестьянская война Е. Пугачева, и идеи французских и русских просветителей, и революция во Франции, и война за независимость в Северной Америке (1775 – 1783 гг.) и творчество Новикова, и высказывания депутатов Уложенной Комиссии.

    В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву", оде "Вольность" и др. Радищев выступил с призывом уничтожения рабства и передачи земли крестьянам, за революционное свержение самодержавия.

    Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". Он был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10–летней ссылкой в Сибирь (Илимский острог).

    Итак , Екатерина II – традиционный деятель, несмотря на отрицательное ее отношение к русскому прошлому, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше.

    1762-1796 гг. - Правление Екатерины II.

    Правление Екатерины II принято назвать эпохой «про­свещенного абсолютизма» - это особый политический курс, связанный с использованием идей французских, английских и итальянских мыслителей - идеологов Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтера, Ч. Беккариа); главной целью политики являлось приспособление старого абсолютистского режима к новым условиям, зарождавшимся буржуазным отношениям. «Просвещенный абсолютизм» как особый этап государствен­но-политического развития был связан с поиском новых форм взаимоотношений господствующего социального слоя с государственной организацией.

    1762 г. - Дворцовый переворот, начало царствования Ека­терины II.

    Немецкая принцесса Софья Ангальт-Цербстская, в право­славии Екатерина Алексеевна, жена Петра III, при поддержке гвардии свергла своего мужа, непопулярного в политической элите.

    1764 г. - Издание указа о секуляризации церковных земель.

    Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имуществен­ную самостоятельность, оказалось на содержании государ­ства. В политике Екатерины по отношению к церкви заклю­чалось: во-первых, влияние антиклерикальных (светских, антицерковных) позиций идеологов Просвещения; во-вто­рых, продолжение начатого Петром процесса превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

    1767-1768 гг. - Работа Уложенной комиссии.

    В России по-прежнему действовало Соборное уложение 1649 г. Требовалось создать новый свод законов, отобрав ре­ально действующие положения. В комиссию вошли предста­вители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Подоб­ного представительного собрания Россия не видела почти в течение века.

    Комиссия не оправдала надежд императрицы: каждое со­словие отстаивало свои корпоративные привилегии, зачастую противоречащие друг другу. Поняв, что Уложенная комиссия не может выполнить поставленные перед ней задачи, Екате­рина распустила ее под предлогом начала войны с Турцией в 1769 г. Окончательно упразднена была комиссия в 1774 году.

    1768-1774 гг. - Первая русско-турецкая война.

    Фактором ухудшения отношений с Османской империей стал рост русского влияния в Польше, введение российских войск на территорию Польши (Речи Посполитой). В 1770 г. состоялось сражение на реке Ларге (приток Прута, террито­рия Молдавии), где русская армия под командованием Петра Румянцева обратила в бегство турецкие войска и крымскую конницу. Второе знаменитое сражение, в котором отличился Румянцев, произошло на реке Кагул. Здесь удалось разгро­мить противника, который по численности в 5 раз превышал русские силы. Успешными были действия русского флота. Балтийский флот под командованием адмирала Григория Спиридова обогнул Европу и в Средиземном море атаковал турецкий флот в Чесменской бухте, у Хиосского пролива. Ту­рецкая эскадра была уничтожена. По Кючук-Кайнарджий- скому мирному договору Россия получила полоску черно­морского побережья между устьями Днепра и Южного Буга, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду; Крым стал независимым от Османской империи; Молдавия и Валахия перешли под российское покровительство; Турция платила России контрибуцию.

    1772 г., 1793 г., 1795 г. - Участие России в разделах Речи Посполитой.

    Упадок могущества раздираемой внутренними противоре­чиями Речи Посполитой на протяжении XVIII века предопре­делил раздел ее территории Россией, Австрией и Пруссией. В результате третьего, окончательного раздела Австрия за­владела Малой Польшей с Люблином; к Пруссии отошла большая часть польских земель с Варшавой; Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь (украинские земли).

    1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

    Крупномасштабное казацко-крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева, объявившегося себя Пе­тром III, началось на Яике (Урал), и обрело такой размах, что историки называют его крестьянской войной. Ожесточен­ность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием войны стали новые реформы, которые привели к укреплению того строя, против которого направлялось народное возмущение.

    1775 г. - Областная (губернская) реформа.

    Количество губерний возросло с 23 до 50, провинции были ликвидированы, а губернии делились на уезды. Каждую губернию возглавлял губернатор, а группу из 2-3-х губер­ний (наместничество) - наместник или генерал-губернатор. Губернское правление состояло из Казенной палаты, ведав­шей промышленностью, доходами и расходами, и Приказа общественного призрения, отвечавшего за содержание школ и больниц (богоугодных заведений). Была сделана попытка отделить судебную власть от административной. Судебная система строилась по сословному принципу: для каждого со­словия - свой выборный суд.

    Губернская реформа привела к ликвидации многих кол­легий (кроме Иностранной, Военной, Адмиралтейской), по­скольку их функции перешли к местным губернским органам. Таким образом, делалась попытка децентрализации власти. Губернская реформа привела к увеличению числа городов, так как ими были объявлены все центры губерний и уездов.

    1783 г. - Присоединение Крыма к России; подписание Геор­гиевского трактата о протекторате России над Восточной Грузией.

    В 1777 г. в результате вторжения русских войск в Крым на ханский престол был избран российский ставленник Ша- гин-Гирей, но для упрочения положения в Крыму Екатерина направила Григория Потемкина. После переговоров крым­ский хан отрекся от престола и передал Крым России. За ди­пломатическую победу Потемкин получил титул «князь Тав­рический» (Крым - Таврида в древности). В 1783 г. Восточная Грузия заявила о желании перейти под покровительство Рос­сии, что зафиксировал Георгиевский трактат. Грузинский царь Ираклий II стремился обезопасить страну от мусульман­ских Турции и Персии.

    1785 г. - Издание Жалованной грамоты дворянству и Жало­ванной грамоты городам.

    Пытаясь реализовать основополагающий принцип фи­лософии Просвещения - верховенство права и закона, Ека­терина делает шаги по регламентации правового положения сословий. Дворянам даруется свобода от телесных наказа­ний, подушной подати, обязательной службы; право неогра­ниченной собственности на имения и в том числе землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности; лише­ние дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с утверждением главы государства; имения осужденных дворян не подлежали конфискации; расширялись полномочия сословных учреждений дворянства. По существу дворянство получило самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями.

    Не случайно правление Екатерины нередко называют «золотым веком дворянства». Жалованная грамота городам подтвердила дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний. Городское население делилось на шесть разрядов, составлявших «градское общество»: купцы, мещане (мелкие торговцы ремесленники), духовенство, дворяне и чи­новники. Горожане избирали городского голову, членов маги­страта и гласных (депутатов) общей градской думы.

    1787-1791 гг. - Вторая русско-турецкая война.

    Причины войны: 1 - стремление вернуть Крым; 2 - за­ключение русско-австрийского союза. Россия и Австрия планировали расчленить Турцию и создать на принадлежав­ших ей территориях с православным населением «Грече­скую империю» во главе с представителем династии Рома­новых. Выдающаяся победа была достигнута войсками под руководством Суворова у р. Рымник. Полководец применил тактику внезапности, которая помогла обратить в бегство 80-тысячную турецкую армию. Победы сухопутной армии были подхвачены на море. В 1790 г. флот под командованием Ф. Ушакова одержал победу в сражении у острова Тендра, тур­ки потеряли 4 линейных корабля. Летом 1791 г. Ф.Ф. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. В декабре был заключен Ясский мирный договор. Он подтвердил передачу России Крыма и российское покровительство Грузии; Бесса­рабию, Молдавию, Валахию пришлось вернуть Турции, что­бы не обострять отношения с европейскими державами, не­довольными усилением русских позиций на Дунае.

    1788 г. - Взятие турецкой крепости Очаков.

    Крепость Очаков считалась ключом к Черному морю.

    1790 г. - Взятие турецкой крепости Измаил войсками под руководством А. Суворова; выход книги А. Радищева «Путеше­ствие из Петербурга в Москву».

    Главным событием русско-турецкой войны стало взя­тие крепости Измаил в декабре 1790 г. Суворов организовал штурм считавшейся неприступной крепости. По преданию, комендант Измаила в ответ на ультиматум Суворова сказал: «Скорее Дунай потечет вспять, чем падут стены Измаила».

    В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев впервые определил крепостное право как страшное и безус­ловное зло. Сочинение Радищева выходило за рамки просве­тительской идеологии с ее представлениями о мирном, эво­люционном пути развития. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщик, хуже Пугачева».

    1796-1801 гг. - Царствование Павла /.

    Павел пересмотрел многие реформы Екатерины II: упо­рядочил и ужесточил дворянскую службу, в частности долго­срочные отпуска; отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду, ликвидировал дворянские собрания. Был изменен порядок престолонаследия: трон передавался по мужской линии старшему сыну царствующего императора или следующему по старшинству брату, что привело к стаби­лизации положения в данном вопросе.

    1797 г. - Манифест о трехдневной барщине.

    Манифест устанавливал трехдневную барщину, а также за­прещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этим манифестом Павел I «положил пер­вое ограничение помещичьей власти» (С.Ф. Платонов).

    1798-1799 гг. - Участие России в антифранцузских коали­циях, Итальянский и Швейцарский походы А. Суворова.

    Россия стала участницей антифранцузского союза с Ан­глией и Австрией (1795 г.), а затем в 1798-1799 г. антифран­цузской коалиции вместе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Цель коалиции заключалась в изгнании францу­зов из Северной Италии, завоеванной генералом Бонапартом во время похода в 1797 г. Русско-турецкая эскадра во главе с Ф. Ушаковым изгнала французов с Ионических островов в результате взятия крепости Корфу.

    В том же году началось наступление русско-австрийской армии под командованием А. Суворова в Северную Италию (Итальянский поход). Разбив французов, войска освободили Милан и Турин. Суворов готовился к вступлению во Фран­цию, но Австрия настояла на том, чтобы войска Суворова были направлены в Швейцарию на соединение с русским корпусом А. Римского-Корсакова.

    Русские солдаты совершили уникальный переход через заснеженные Альпы, овладели Сен-Готардским перевалом. Но корпус Римского-Корсакова и австрийцы были разбиты французами, и Суворов с армией оказался в окружении, из которого с трудом вырвался. Павел I отозвал русскую армию на родину, так как расценил поведение англичан и австрий­цев как предательство.

    На сегодняшнем занятии мы рассмотрим экономические процессы, происходившие во второй половине XVIII в.

    Тема: Россия в XVII -XVIII вв

    Урок: Экономика России во второй половине XVIII в.

    Во второй половине XVIII в. территория России расширилась за счет присоединения к ней земель, отошедших в результате разделов Польши, присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, а также Крыма. Таким образом, Россия вышла к побережью Черного и Азовского морей на юге, а на западе к ней отошли земли Верхнего Поднепровья, Подвинья и части Лифляндии.

    Численность населения со времени проведения первой ревизии до конца XVIII в. возросла примерно в 2,25 раза и составила в 1794-1796 гг. 36 млн человек.

    Как и в предшествующее время, в стране преобладало сельское население: в конце столетия из каждых 100 жителей в городах пребывало только 4 человека. Среди селян большинство составляли помещичьи крестьяне (51,3 %), за ними следовали государственные и дворцовые. Основная масса населения размещалась в центральных губерниях нечерноземной и черноземной полосы, где средняя плотность на квадратную версту в 1800 г. составляла 24 человека, в то время как в губерниях Среднего Поволжья и Приуралья — 4,3 человека, а в северных губерниях — 0,7 человека. Плодородные земли Приуралья и Среднего Поволжья, как видим, располагали огромными ресурсами для освоения.

    Сельское хозяйство продолжало экстенсивный путь развития. Рекомендации Вольного экономического общества по применению более совершенных систем земледелия и орудий обработки почвы в большинстве своем оставались невнедренными, так как они требовали от землевладельца затрат и стремления к рационализации. Помещики, как правило, не вникали в хозяйственные заботы, продолжали вести хозяйство по старинке, уповая на опыт приказчиков.

    Рис. 1. Журнал «Труды» Вольного экономического общества ()

    И все же на протяжении второй половины XVIII в. наблюдалось значительное увеличение производства зерна, продуктов животноводства и технических культур. Достигалось это преимущественно за счет введения в хозяйственный оборот новых земель, то есть экстенсивной формой развития. К ним в первую очередь относятся богатые черноземами земли Северного Причерноморья, ранее пустовавшие и называвшиеся Диким полем. Земледелие внедрялось в хозяйство донских казаков, а также на территории Северного Кавказа, Урала, Среднего Поволжья, некоторых народов Сибири.

    Особое внимание было обращено на освоение Новороссии, как стали называть территорию Северного Причерноморья. Помещикам, обязавшимся переселить сюда крепостных, правительство выделяло участки от 1500 до 12 тыс. десятин. В целях заселения края землю в 60 десятин могли получить «всякого звания люди», за исключением крепостных крестьян. На земли Среднего Поволжья приглашались немецкие колонисты.

    К территориям, где стали заниматься земледелием, относятся также Урал и Сибирь. Там местное население, общаясь с русскими, заводило пашни. Башкиры, буряты, якуты частично переходили от экстенсивного скотоводства к земледелию, от кочевой жизни к оседлости, от первобытных способов охоты к применению более совершенных приемов добычи пушнины.

    Появились новые культуры, среди которых значился картофель, хотя и известный в России с конца XVII в., но внедрявшийся так медленно, что и в конце XVIII в. «земляное яблоко» считалось огородным овощем. Другой новой культурой был подсолнечник, возделываемый преимущественно на Украине и в Новороссии.

    Промышленность в своем развитии опережала сельское хозяйство. Особенно бурными темпами осваивались горнорудные богатства Урала, где к концу столетия действовало множество железоделательных и медеплавильных заводов. По выплавке чугуна Россия занимала во второй половине XVIII в. первое место в мире.

    На Урале сформировались крупные промышленные хозяйства, принадлежавшие таким магнатам, как Яковлевы, Демидовы, Походяшины, Твердышев с Мясниковым и др. Они владели не только промышленными предприятиями, но и тысячами крепостных, купленных ими к заводам. Уральская промышленность в XVIII в. развивалась и процветала на базе широкого использования крепостного труда.

    Рис. 3. Невьянский завод Демидовых ()

    Важнейшими отраслями легкой промышленности были суконное, парусно-полотняное и шелковое производства. Изменилась география размещения предприятий. Если в первой четверти XVIII в. Москва сосредоточивала основную массу предприятий, то в последующие десятилетия за старой столицей сохранилась преобладающая роль только в шелковом производстве. Парусно-полотняная промышленность интенсивно развивалась на периферии, в Ярославле и Костроме, где издавна возделывались лен и конопля. Суконные мануфактуры, напротив, возникали в южных районах, где существовали благоприятные условия для овцеводства, — в Воронежской губернии и на Украине.

    Самое важное новшество в текстильной промышленности состояло в возникновении хлопчатобумажного производства. По темпам развития оно намного опережало все прочие отрасли легкой промышленности. Если в конце 1760-х гг. существовало только 7 хлопчатобумажных предприятий, то в конце столетия их стало 249. Центром хлопчатобумажного производства стало село Иваново.

    Однако рынок страны насыщали промышленными изделиями нестолько крупные предприятия, сколько сотни и тысячи мелких заведений в крестьянских промыслах, производивших полотно, ленты, разнообразные изделия из металла, глины, дерева и т. д.

    Число мануфактур, где использовался только наемный труд, постоянно росло. Даже крестьянам, имеющим капитал («капиталистные» крестьяне), в 1775 г. было разрешено создавать свои предприятия. При этом сохранившиеся крепостнические порядки тормозили развитие рынка свободных рабочих рук. Помещик в любой момент мог отозвать из города крестьян-отходников, нанимавшихся на работу к хозяевам мануфактур.

    Навстречу потокам промышленных товаров, следовавших из промысловых областей в черноземные районы, из Черноземья шли товары сельскохозяйственного производства: хлеб, мясо, кожи, шерсть, мед, воск. Крупным потребителем привозного продовольствия являлся Петербург. Из Петербурга на периферию следовали промышленные товары западноевропейского производства. Еще более крупным потребителем привозного продовольствия была Москва: если в Петербурге в конце столетия проживало 220 тыс. жителей, то в Москве — до 400 тыс.

    Внутренняя торговля, как и раньше, разделялась на стационарную и временную. Стационарная торговля производилась в городах либо ежедневно, либо в определенные дни недели. Для сельского населения основными пунктами обмена были торжки и ярмарки, количество которых тоже увеличилось, что свидетельствовало о втягивании крестьян в рыночные отношения.

    На структуре внешней торговли сказались успехи в развитии отечественной промышленности: в экспорте возрос удельный вес уральского железа с 800 тыс. пудов в 1760 г. до 3840 тыс. пудов в 1783 г. Вывозились также полотно и льняные ткани. Новым в экспорте России явилась из десятилетия в десятилетие увеличивавшаяся продажа зерна за границу.

    Это был результат освоения чернозема Дона, Северного Кавказа и Новороссии. Тенденция роста вывоза хлеба не исключала его неустойчивости — в неурожайные годы он значительно сокращался.

    Главным потребителем русских товаров являлась Англия. Она закупала в конце столетия до 80 % железа, 58 % пеньки, 60 % льна.

    В импорте, как и в предшествующие десятилетия, преобладали сахар, сукна, краски, шелковые ткани, вина.

    Внешняя торговля продолжала находиться в руках преимущественно иностранных купцов, в особенности импорт. Внешнеторговые связи осуществлялись главным образом через Петербург и порты Прибалтики: Ригу, Ревель, Нарву. В торговле с Востоком преобладали изделия русских мануфактур. Русские купцы выступали также в роли посредников, продавая промышленные изделия западноевропейских стран.

    Непрерывные войны, которые вело государство в царствование Екатерины II, требовали больших расходов из казны. Правительство увеличивало налоги с крестьян и простых горожан.

    Список литературы

    1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

    2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. — М., 1986

    3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — М., 1997

    4. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

    Домашнее задание

    1. Что сдерживало развитие капиталистических отношений в России?

    2. Какой путь развития преобладал в сельском хозяйстве?

    3. Где применялся вольнонаемный труд?

    4. Какие изменения произошли в развитии внутренней и внешней торговли?



    Просмотров