Кто такой пономарь. Я — пономарь

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Пономарь. Кто такой пономарь? История, обязанности и как стать.

Пономарь - это. Кто такой пономарь? История служения. Обязанности в наши дни. Обязанности за вечерним Богослужением. Как стать пономарем?

В настоящее время существует большое количество людей, которые имеют те или иные звания, вследствие, которых они напрямую соприкасаются с Православной христианской церковью. Помимо богослужителей, имеются разнообразные певцы, чтецы, уставщики и многие другие, а также пономари. Но в настоящее время мало, кто из людей представляет, кто это такие и, чем именно они занимаются в современной православной церкви.


Этимология

Слово пономарь, берет свои истоки из Греции , где на протяжении долгого времени, именно таким словом называли неофициальных церковных служителей. Важно отметить, что за последние несколько лет слово пономарь практически вытеснили из ежедневного обихода православной христианской церкви, вследствие чего данное звание забыто, и мало кто из современных жителей мегаполиса представляет кто это, и чем он занимается. Важно отметить, что если обратиться к истокам и заглянуть не только в исторические сведения, но, а также пронаблюдать эволюцию пономарского служения, можно заметить различные изменения не только в плане роста, но и деяний в храме.


Аналоги пономарского служения

Каждому православному верующему человеку на планете известно, слово типикон. Поскольку оно, как и ранее обозначает богослужебный устав православной христианской церкви.


Согласно такому уставу пономарь по-иному может именоваться как:


    свещеносец;


    кандиловжигатель;


    параекклисиарх.


Однако из-за сложности произношения, в современном мире не используются такие термины, которые звучат в типиконе, следовательно, даже служители храма не используют их в ежедневном обиходе. Важно отметить, что современная православная церковь в России называет пономарем простого, то есть обыкновенного алтарника. Следовательно, можно сделать вывод, что пономарь – это не только священнослужитель, но и человек, у которого имеется большое количество обязанностей, которые связаны с алтарем в храме, церкви или монастыре. То есть любой православный верующий человек, посещая храм, всегда видит пономаря, однако не знает, как именно называется его работа.


В древние времена, во время процветания стародавней христианской церкви служителя храма, которого ныне мы именуем пономарем, звали привратник. Он выполнял множество различных обязательств, в том числе основной его обязанностью являлось следить за порядком, то есть чистотой во время совершения молебна, службы или иного деяния в храме. Именно данный служитель должен закрыть врата церкви, монастыря или храма в момент богослужение для того, чтобы не просвещенные люди:


    инаковерующие;


    оглашаемые;



  • отлученные,


Не посетили храм. Поэтому привратник должен закрыть двери храма для того, чтобы ни один из непосвященных людей не смог проникнуть на таинство и принять в нём участие. Важно напомнить о том, что в проведении службы могут участвовать только лишь крещенные христианские православные верующие, однако в то же самое время на них не должна быть наложена епитимия. Также в древней христианской церкви было принято, чтобы данные служители храма заботятся о полной сохранности всего имущества, который расположен в храме или церкви. Также именно он отвечал за освещение того или иного предмета и в ходе проведения различных служб и молебнов, именно он должен быть на наблюдать за поведением православных верующих людей, которые находились в храме Таким образом, он мог предотвратить не только святотатство, но и кражу и многие другие незаурядные ситуации. Также согласно исторических данных известно, что в Вифлееме привратник должен был находиться постоянно для того, чтобы выполнять некую роль охраны в местах, где скапливалось большое количество паломников, а также именно пономарь оказывал основную помощь пилигримам.


Обязанности пономарей в наши дни


Общие указания


Входя в Святой алтарь храма, Святой должен сделать совместно с благоговением три поклона перед святым престолом, а в дальнейшем перекреститься в сторону горнего и поклониться иному служащему человеку, который духовенствует, а также всем тем, кто присутствует вблизи алтаря. После поклонов пономарю необходимо подойти к служителю храма и ко всем старшим его по чину священнослужителям, которые на данный момент присутствует в церкви либо в храме, такими служителями могут быть инспектор или епископ.


В субботние, воскресные и праздничные дни согласно указаниям, которые хранятся в типиконе, данные служители храма, должны совершать только лишь поясные поклоны. Поэтому он должен, перед тем, как облачиться в стихарь совершить несколько поясных поклонов направленных на престол. Далее священнослужитель просит благословения на то, чтобы облачиться в стихарь у епископа или старшего по чину священника. После того, как пономарю дадут благословение ему необходимо совершить три поясных поклона к святому престолу, а затем совершить точно, такой же поклон к тому священнику, который даровал ему благословение.


Важно знать о том, что данному служителю храма приписывают обязанности, в которые входит наблюдение за алтарными подсвечниками, семисвечниками, лампадами которые располагаются вблизи престола. Каждый православный верующий человек знает о том, что ставить на престол лампады могут только лица, которые имеют определенный священный сан, то есть иным людям данное деяние совершать запрещено. Главной обязанностью пономаря является слежение за кадилом, то есть в необходимый момент именно данные служитель храма должен зажечь уголек.


Привратник подает кадило диакону только лишь с правой стороны от Святого престола. Стоит отметить, что в тот момент, когда они проходят через горнее место необходимо совершить крестное знамение. В тот момент, когда служитель передает кадило дьякону, ему необходимо совместно с ним перекреститься вблизи горного места и поклониться старшему по сану священнослужителю.


Обязанности пономарей за вечерним Богослужением


    Перед пением 103 псалма, пономарь должен падать свечу и кадило;


    Также именно данный богослужитель, должен подать кадила перед началом пения;


    Перед началом малого хода, он должен выйти со свечами и падать кадило священнослужителю;


    Во время того момента, как выносят Евангелие, пономарь должен вынести свечи;


    Во время проведения помазания именно он выходит с благословенным Элем и держится сосуд.


В современной православной церкви, пономарь представляет собой некого прислужника. Основной его задачей является материально-техническое сопровождение, то есть он должен обеспечивать правильное прохождение богослужения. В современном мире пономарь готовит одеяния для священнослужителей храма, в то же самое время именно он отвечает за подготовку многих сосудов для проведения службы. Данные Служитель храма росжигает кадило и свечи в алтаре. Следовательно, он должен убедиться в том, что все нюансы выполнены для того, чтобы священнослужитель мог провести службу без суеты и различных проблем, то еть говоря человеческим языком: «Без сучка и задоринки». Во многих храма за последние несколько лет стало актуальным, что пономари исполняют некую роль чтецов, следовательно, они, таким образом, помогают работе клироса, то есть хора. В тот момент, когда в храме не проходят службы или иные деяния именно пономарь отвечает за чистоту и сохранность всего инвентаря, который находится вблизи алтаря или на территории храма.


Стоит отметить, что зачастую данными служителями Всевышнего являются мужчины, которые прежде были праведными прихожанами. В то же самое время очень часто случаются ситуации, когда алтарниками спустя несколько лет становятся дети тех или иных прихожан определенного храма. Богослужители утверждают, что в случае, если в приходском храме не хватает мужчин для того, чтобы избрать их для алтарного служения, тогда служители храма могут избрать самых благочестивых женщины из числа прихожан, но в то же самое время они должны быть пожилого возраста. Следовательно, можно сказать о том, что пономарем ни в коем случае не может быть юная девушка, особенно данное правило, касается русской церкви, поскольку в иных державах данное деяние допустимо. Православным верующим людям также важно знать и о том, что в монастырях ни в коем случае не бывает мужчин пономарей, поскольку там служат алтарницы - женщины. Однако согласно церковных канонов, женщинам строго запрещено заходить в алтарь, однако для женщин, которые проживают в монастыре и служат в сане алтарницы делаются исключения. Такие деяния были совершены вследствие того, что для русской церкви свойственна некая категоричность.


Многие люди утверждают о том, что в разнообразных храмах, которые принадлежат антиохийскому патриархату можно встретить вблизи алтаря служителей пономарей, которые имеют женский пол и в тоже время они молоды. Таким образом, многие свидетели говорят о том, что в антиохийском патриархате можно встретить девушек облаченных в стихарь (одеяние пономарей), следовательно, они являются пономарями храма. Однако такое деяние для Русской Православной христианской церкви немыслимо.



Как стать пономарем?

Из исторических данных можно почерпнуть информацию о том, что пономарями ранее становились люди определенным образом. Церемония имела вид хиротесии, то есть происходила полноценная посвящение пономаря в служении к Всевышнему. На сегодняшний день данная процедура практически не проводится. Поскольку считается, что в обязанности пономаря входят в основном обыденные вещи, поэтому служители теперешнего православного храма считают, что достаточно для такого служителя лишь устное разрешение самого высокого по чину священнослужителя, который находится в том или ином храме. Также именно данный человек благословляет пономаря на ношение особого одеяния, то есть стихаря. Но в то же самое время до настоящих времен сохранилась традиция получения благословения непосредственно у епископа. Вследствие такой традиции многие алтарники теперешнего времени спрашивают разрешения на ношения стихаря. Однако православная христианская церковь считает, что на сегодняшний день и не существует таких церковных канонов, следовательно, это некая проявление традиций или местных обычаев.


Служители храмов в различных областях Российского государства считают, что для того, чтобы стать пономарем не нужно иметь никаких особых знаний. Следовательно, для того чтобы в современном мире стать прислужником достаточно лишь только являться прихожанином определённого храма, следовательно, важно постоянно посещать его и участвовать в различных процессах, которые происходят церковной жизни храма и в то же самое время иметь достаточную репутацию среди иных членов собственной общины. Соблюдая такие простые правила, можно спустя определенное время просить благословения у настоятеля храма для того, чтобы приобщиться к пономарскому служению.


Современным православным верующим христианам важно знать о том, что Пономарь - это мирянин, который служит в храме, но не является священнослужителем. Сейчас крайне редко, можно встретить храм, где имеется профессиональный штатный алтарник работу, которого организовывает старший пономарь, он же и следит за обучением своего заступника.


В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко



Просмотров