Кто такой федеральный государственный служащий. Служащие профессии

Льготы госслужащим устанавливаются законом. Давайте рассмотрим, на что могут рассчитывать граждане, желающие построить карьеру чиновника.

Кто относится к госслужащим

Когда говорят о госслужащих, то имеются в виду только гражданские лица.

К ним относятся работники органов таких ветвей власти:

  • исполнительной;
  • судебной;
  • законодательной.

Все указанные лица относятся к гражданской службе. Она, в свою очередь, делится на два уровня Каждый финансируется из одноименного бюджета. Выделяют такие уровни госслужбы:

  • федеральный;
  • местный (субъектов РФ).

Служащие различаются уровнем полномочий и ответственности, которая компенсируется соответствующими благами за счет бюджета.

Описанные ниже преференции не относятся к военным и правоохранителям. Их льготы определяются иными актами.

Перечень льгот госслужащим в России в 2019 году

Лица, состоящие на службе, одновременно, являются и простыми гражданами. На них распространяются все социальные гарантии. Кроме того, эти люди имеют возможность использовать и специализированные льготы, созданные специально для них.

Преференции и блага указаны в законе «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004. К примеру, п. 10 ст. 52 данного документа гласит:

Закон «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004. п. 10 ст. 52:

«…гражданским служащим гарантируются:

защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.»

Гарантии безопасности - это одна из льгот. Но она обоснована, так как власть обязана защищать свою кадровую базу.

В целом основные льготы на 2019 год, положенные гражданским государственным служащим, выглядят так:

  1. Право на получение безвозмездного лечения в любом учреждении здравоохранения.
  2. Ежегодная единоразовая выплата - премия.
  3. Возмещение затрат на бензин, в случае использования личного транспорта по служебным нуждам.
  4. Дополнительный оклад при увольнении на пенсию. Исчисляется в среднем за последние десять лет работы.
  5. Увеличение продолжительности отпуска. За год работы прибавка составляет 1 день. Преференция ограничена десятью сутками в общем.
  6. Обучение за счет бюджета с сохранением места службы.
  7. Пенсионное обеспечение, зависящее от выслуги.
  8. Зачисление в кадровый резерв на вышестоящую должность.
  9. Получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.
Каждый субъект РФ может расширить круг преференций своим служащим. Законодательство этого не запрещает.

Медицина


Как и в предыдущие периоды, за всеми чиновниками сохраняется право пользоваться безвозмездно услугами больниц любой аккредитации.

Речь идет практически обо всех необходимых манипуляциях: операциях, обследованиях, включая использование аппаратуры, анализах и тому подобное.

Перечень услуг медучреждений утверждается правительственным актом.

Кроме того, служащим обязаны провести протезирование зубов. Здесь есть небольшое исключение: за металлокерамику и драгоценные металлы придется доплатить.

Привилегии госслужащего сохраняются за пенсионерами - бывшими чиновниками.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Субсидии на жилье

Право на бюджетную помощь служащим закреплено в вышеуказанном законе. Так, статья 53 гласит:

«Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих.

Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.»

Размеры и порядок начисления денег определяются отдельно каждым регионом для своих служащих. То же касается чиновников федерального уровня.

Звание госслужащего не запрещает присоединиться к иной программе, позволяющей использовать бюджет для приобретения дома. Главное, чтобы условия были подходящими.

Дополнительные преференции

Этот вид льгот касается положения родственников чиновников. К ним относятся следующие:

  1. Устройство детей в дошкольное образовательное учреждение без ожидания своей очереди.
  2. Компенсации на погребение.
  3. Пенсионное обеспечение иждивенцев погибшего при исполнении обязанностей чиновника.
Первые два пункта сохраняются за пенсионерами.

Куда обращаться за получением льготы


Большей частью преференций руководит начальник служащего.

Он издает приказ (распоряжение), в соответствии с которым:

  • начисляются премии;
  • компенсируются затраты;
  • выплачиваются оклады к пенсиям;
  • выписываются направления на учебу.
  1. Для медобслуживания следует обращаться непосредственно в учреждение, оказывающее необходимые услуги. Там нужно предъявить документ, доказывающий принадлежность к классу чиновников.
  2. Вопросы назначения дотаций на жилье тоже решаются в госоргане соответствующего уровня. Следует писать заявление и собирать пакет документов, доказывающих необходимость помощи.
  3. Дополнительные преференции даются также при предъявлении удостоверения чиновника либо при наличии заявления близких родственников.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 3. Государственный служащий. 1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.
3. Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 3
1. Статья посвящена определению понятия "государственный служащий". Под "службой" в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 1982. Т. 4. С. 224). Законодательное закрепление понятия "государственный служащий" принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления исторических традиций - "чести в службе Отечеству".
Впервые под общим названием "служилые люди" этот правовой институт и группа людей, состоящих на службе у Русского государства, упоминаются в XV веке. Служилые люди (дворяне) владели земельными наделами (поместьями) под условием выполнения поручений сюзерена (великого князя, царя) - "несение службы". Эта категория людей по степени приближенности к монарху и выполняемым функциям делилась на несколько иерархических групп. Высшую группу составляли думные чины: думные бояре, думные дворяне и окольничьи, думные дьяки. В привилегированном отношении находились служилые люди, обслуживающие монарха, - дворцовые чины ("плутные дворяне"). В следующую категорию входили чины московские - стольники, конюшенные, стряпчие, постельники, жильцы и дворяне московские. Далее шли служилые люди местного управления ("чины уездные"), которые состояли из городовых дворян и детей боярских, образующих основной командный состав феодального дворянского ополчения (войска). Органом управления их службой был специальный приказ (ведомство) - Разрядный (от слова разряд - разделение общего на части по значению). Прохождение службы служилых людей регламентировалось Уложением о службе 1556 года. С XVI века в России появляется новая категория служилых людей, которых набирали "по прибору" (по набору) и за службу давали не поместье, а хлебное жалованье, одежду и обувь, "доспехи и снаряжение". К этой категории относились: воротники, стрельцы, пушкари, городовые, казаки. Термин "служилые люди" вышел из обращения в связи с реформами Петра I: организацией регулярной армии, профессионального чиновничества.
Вместо него стал употребляться термин "чиновник", т.е. "служащий государю и жалованный чином" (степенью служебного значения, достоинства, класса по Табели о рангах).
Нормативным актом был Устав о службе гражданской по определению от правительства (Свод законов Российской империи, Книга первая, том III). Регламентировалось все, даже одежда (фасон, цвет, арматура мундира) "Расписанием, в какие дни в какой быть форме".
В советское время термин "служащие" стал употребляться наравне с термином "рабочие" (КЗоТ), а в семантическом значении низведен до "работающий по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания, но не на производстве" (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981, с. 651). Это диктовалось существовавшей системой работы с кадрами партийного и государственного аппарата, входившими в "номенклатуру" должностей, назначение на которые осуществлялось высшей инстанцией в персональном порядке.
Номенклатура состояла из детально разработанного и действовавшего на протяжении длительного времени негласного перечня наиболее важных ключевых должностей, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами - от районных (городских) до центрального включительно. Кроме основной велась так называемая "учетно - контрольная" деятельность - при назначении на другие должности ("второго уровня"), остающиеся также в поле зрения партийных комитетов. Номенклатурные кадры постоянно пополнялись за счет выпускников Академии общественных наук, Высшей партийной и Заочной высшей партийной школ при ЦК КПСС, республиканских и межобластных высших партийных школ, советско - партийных школ. Комсомольские и профсоюзные работники из числа коммунистов для занятия номенклатурных должностей обучались в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ и Высшей школе профсоюзного движения.
Лица, окончившие указанные учебные заведения, распределялись на номенклатурные должности, включая выборные. Кроме того, руководящий управленческий персонал пополнялся за счет наиболее активной, политически подготовленной, обладающей организаторскими способностями части специалистов народного хозяйства и выпускников других государственных вузов и техникумов.
Нормативной базой государственной службы тогда были Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик, КЗоТы союзных республик и даже Постановление Комиссии советского контроля при СНК СССР 1936 г. "О рассмотрении жалоб трудящихся", в котором устанавливались требования к совслужащим: возрастной, образовательный ценз, стаж работы по специальности, порядок прохождения испытательного срока.
В 1989 - 1992 гг. союзная система работы с номенклатурными кадрами была упразднена. Формирование новой российской государственности и новой кадровой парадигмы на всех уровнях управления - федеральном, местном, отраслевом - проходит в сложных условиях и сталкивается с рядом проблем.
Наиболее острыми проблемами являются: организационная нестабильность государственных структур; недостатки нормативно - правового регулирования статуса и служебной деятельности государственных служащих; отсутствие единой государственной кадровой политики; снижение престижа государственной службы; слабая профессиональная подготовленность и некомпетентность значительной части государственных служащих, особенно в правовых, финансово - экономических и кадровых вопросах; коррумпированность государственного аппарата.
Мировой опыт показывает, что часть указанных недостатков может устранить хорошо налаженная государственная служба - основная гарантия устойчивости и эффективности аппарата. Обеспечение единства системы государственной службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ невозможно и без соблюдения единства правовой терминологии, ключевым звеном которой является понятие "государственный служащий" Российской Федерации как правопреемник и продолжатель дела российских "служилых людей" и чиновников Российской империи, служащих аппарата власти и управления советского периода.
Государственный служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.
Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это положение соответствует требованиям п. "с" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных Законом. Одним из таких ограничений является обязательное для государственного служащего гражданство Российской Федерации.
Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В настоящее время вопросы гражданства регулируются Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации". Гражданство - основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит гражданам государства.
Под исполнением обязанностей по государственной должности государственной службы следует понимать осуществление, проведение в жизнь, реализацию должностных обязанностей возмездно, т.е. за установленное денежное вознаграждение (содержание).
Денежное вознаграждение в зависимости от финансирования государственной должности может выплачиваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Порядок формирования, утверждения и исполнения этих бюджетов регламентирован ст. ст. 114 и 132 Конституции РФ. При этом в статью расходной части бюджета на содержание государственного аппарата наряду с денежным вознаграждением включаются расходы на компенсационные выплаты и предоставление социальных услуг.
К государственным служащим специфических видов службы относятся военнослужащие (кроме рядовых военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений), сотрудники правоохранительных органов, иных военизированных структур, деятельность которых регулируется специальными правовыми актами: Законом РФ от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих", Законом РФ от 11 февраля 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе", Законом РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственными служащими считаются служащие как центрального аппарата федеральных органов государственной власти, так и их территориальных органов, создаваемых на местах для осуществления полномочий федеральных органов власти (ст. 78 Конституции РФ). Государственными служащими Российской Федерации признаются также служащие органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., к компетенции Российской Федерации отнесено установление системы, порядка организации и деятельности только федеральных органов государственной власти. Республики в составе Российской Федерации решают эти вопросы самостоятельно. В ряде республик учреждены посты президентов, неоднократно менялись системы министерств, ведомств и других органов государственной власти. Системы органов государственной власти субъектов РФ создаются с учетом федеральных принципов организации представительных и исполнительных органов власти, закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя Российской Федерации. Федеральным законодательством определен примерный перечень управлений, комитетов, отделов и других структур органов государственной власти областной, краевой, городской (Москва, Санкт - Петербург) администрации. Наряду с этим создаются не предусмотренные перечнем управленческие структуры, отражающие региональные особенности того или иного субъекта РФ. Однако служащие всех этих структур, занимающие государственные должности, признаются федеральным законодательством государственными служащими Российской Федерации.
3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено положение, устраняющее опасность экономического "давления" на государственный аппарат со стороны частного капитала, предпринимательских организаций, коммерческих банков и иных негосударственных структур.
Только централизованное, устанавливаемое федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ финансирование денежного содержания государственных служащих, других достаточно многочисленных и разноплановых потребностей органов государственной власти (строительство, ремонт служебных помещений, зданий и сооружений; приобретение, эксплуатация и ремонт транспорта, оргтехники, средств связи и информационных систем и т.п.) в состоянии оградить органы государственной власти от влияний частных коммерческих, финансовых и предпринимательских структур, создать заслон их лоббированию и коррумпированности, унифицировать на должностном уровне механизм государственного управления.

Чего только не услышишь о людях государевых. Говорят, госслужащий – это коррупционер, лишний элемент, крохобор и так далее. На самом деле все совсем не так. И разбираться с тем, кто он такой, следует с основ работы государства. Дело в том, что управленческий механизм любой страны громоздок и обширен. Но без него государство становится недееспособным. Оно просто развалится в течение очень короткого времени. А основой его успешного функционирования является госслужащий – это факт, доказанный временем и историей. Давайте разбираться более предметно.

Определение

Госслужащий – это человек, занимающийся реализацией политики страны во всех областях, определенных законодательно. Следует понимать, что власть регулирует абсолютно все сферы жизни общества в той или иной степени. Государство заботится о гражданах, их безопасности, создает условия для культурного развития, роста экономического благосостояния. Каждый из этих вопросов объемен и многомерен. Возьмем, к примеру, сферу культуры. Необходимо организовать работу с детьми и молодежью, выявлять и поддерживать таланты, помогать людям искусства творить и продвигать свои произведения, поддерживать индустрию и предприятия. Так во всех сферах. И решение вопросов, во множестве возникающих в обществе, ложится на людей, принявших на себя обязанности государственных служащих. Ежедневно в стране принимаются тысячи управленческих решений. За ними стоят такие же граждане, как и мы с вами. Госслужащий – это тот человек, который решает проблемы сограждан, опираясь на законодательство, отслеживает и корректирует их выполнение. Это огромный и тяжелый труд.

Виды государственной службы

Работа по принятию властных решений идет в различных сферах. Принято выделять два вида госслужбы: гражданскую и милитаризованную. К первой относятся работники органов федерального и местного уровней. Ко вторым – военные, полицейские и представители специальных органов. Все эти люди осуществляют функции государства в той или иной сфере. У них есть собственные права и обязанности, регламентируемые действующим законодательством. Причем нормативно-правовое регулирование деятельности каждой из категорий осуществляется отдельно. Кроме того, каждый субъект РФ принимает собственный закон о госслужащих. В документе прописываются права и обязанности, цели и задачи людей, уполномоченных на реализацию властных полномочий. Они довольно объемны. Мы не будем касаться всех, выделим лишь основные. Для этого следует вспомнить основные функции государства. Именно их реализуют служащие на практике в своей повседневной деятельности.

Основные функции государства

Наверное, человеку, наблюдающему за жизнью страны со стороны, довольно трудно разобраться в тонкостях управленческого механизма. Как говорил герой одного известного фильма: «Для этого двадцать лет учиться нужно». Мы коротко выделим функции государства, как их описывает специализированная литература. К ним относятся:

  • охранительная;
  • регулятивная;
  • организационная;
  • экономическая;
  • законотворческая;
  • контрольная.

Каждый элемент связан со всеми остальными. Вместе они создают устойчиво функционирующий механизм государства. Цель его - создание благоприятных условий для граждан и общества. А винтиками этого механизма являются госслужащие. Потому требования к этим людям особые.

Кто может быть госслужащим

Просто так попасть на работу во властные структуры невозможно. Необходимо ознакомиться с требованиями и ограничениями, установленными для госслужбы. Они описываются в законодательстве. На госслужбу принимают граждан страны. Исключением являются только вооруженные силы, куда могут устраиваться иностранцы по контракту. Возраст госслужащего тоже законодательно ограничен (с 18 до 65 лет). Человек добровольно принимает на себя ряд обязанностей и ограничений. Первые связаны с выполнением функций государства. Вторые – с запретом получать иные доходы, кроме тех, что ему выплачивает наниматель. Всем гражданам описываемой категории платится зарплата из бюджета. Они не могут заниматься предпринимательством, представлять корпорации и фирмы, быть избранными в представительские органы. Исключение: доходы от преподавания и творчества.

Принципы

Знаете, народ все больше интересует зарплата госслужащих. Эти люди действительно имеют доход чуть выше, чем в общем по региону. Это, конечно, зависит от должности. Но огульно критиковать такое положение дел нельзя. Зарплата госслужащих компенсирует им ограничения, связанные с выполнением профессионального долга. А они, если внимательно разобраться, велики. Принципы госслужбы таковы:

  • верховенство закона;
  • приоритетность прав человека и гражданина;
  • профессионализм и гласность;
  • внепартийность;
  • обязательность для исполнения решений вышестоящих органов.

Это неполный перечень. Но и он наглядно демонстрирует, насколько ограничены в своих действиях люди, выполняющие функции государства. Они обязаны и в быту, и на службе, и на отдыхе помнить, какова их ответственность перед обществом.

Пенсионное содержание

Этот вопрос тоже обсуждается в обществе. Граждане жалуются, что пенсии госслужащим назначаются в большем объеме, чем у других. Но во-первых, это законодательно обосновано. Люди работали на государство, потому заслужили содержание. Они не могли реализовывать предпринимательские инициативы, тем самым повышая уровень своей жизни, помогая семье. Потому пенсии госслужащим рассчитываются по специальному закону. Тем более что в работе этих людей много рисков. Они связаны с огромной ответственностью, лежащей на их плечах. Неправильно принятое решение приводит к ответственности, которая может быть уголовной. Кроме того, наниматель время от времени проводит сокращение госслужащих. Люди теряют работу, оказываясь на улице. Это тоже риск.

Права госслужащих

Перечень того, что позволено данной профессиональной категории, широк. Это связано с выполнением должностных обязанностей. Госслужащие имеют право на получение информации, документов, материалов, которые необходимы для принятия решений. Им нельзя отказать в посещении предприятий и организаций, находящихся в сфере влияния (по должностной инструкции). Госслужащие могут претендовать на повышение по службе, повышать профессиональный уровень, защищаться в случаях, когда их пытаются опорочить. Имеются и специальные права, такие как требовать расследования, если к ним применены незаконно меры воздействия, знакомиться с материалами личного дела и некоторые другие. В целом вся деятельность этих людей направлена на реализацию обязательств перед гражданами, принятых на себя государством.

Обязанности

Люди государевы, что бы они ни делали, в первую очередь заботятся о сохранении целостности государства, исполнении его законов. Это их основная обязанность. Кроме того, они работают с населением, соблюдают права и законные интересы всех граждан. Если человек обратился в государственный орган, ему должны дать полноценный, всеобъемлющий ответ на вопрос. Служащим надлежит поддерживать уровень квалификации, развиваться, изучать новые законы и иные материалы. Они обязаны подчиняться приказам, независимо от собственного мнения по их поводу. Единственным исключением является незаконность распоряжения. В этом случае следует поставить в известность начальство. Знаете, у этих людей нагрузка такова, что приходится постоянно работать, чтобы соответствовать положению. Потому сокращение госслужащих неизменно, как шутят в Сети, приводит к их увеличению. Обязанностей и требований много, людей, им соответствующих, поди поищи. Это только со стороны кажется, что госслужба – сплошной мед с сахаром. На самом деле деньги там зарабатывают, а не получают. Несогласным предлагается самим попробовать пожить в таких жестких рамках. Удачи!

Основные права гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 , от 29.07.2017 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.

При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

классификатора профессий рабочих;

классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.

33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.

К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:

33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;

33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;

33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;

33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;

33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;

33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;

33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;

33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;

33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.

34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.

К руководителям, в частности, относятся:

директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;

главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;

инспекторы государственные.

35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.

36. Другие работники, относящиеся к служащим, — это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коллекторы, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари — машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники.

Принципы и функции госслужбы

В Законе РФ «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации» определены 12 принципов госслужбы:

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служа­щими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязан­ность госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

· единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

· разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

· равный доступ граждан к государственной службе в соответ­ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

· обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и ру­ководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

· единство основных требований, предъявляемых к государ­ственной службе;

· профессионализм и компетентность государственных слу­жащих;

· гласность в осуществлении госслужбы;

· ответственность госслужащих за подготавливаемые и при­нимаемые решения, неисполнение, либо ненадлежащее ис­полнение своих должностных обязанностей;

· внепартийность госслужбы; отделение религиозных объеди­нений от государства;

· стабильность кадров госслужащих в государственных органах.

Функции государственной службы

Государственная служба предназначена, прежде всего, для государственного управления, поэтому в рамках государственной службы как профессиональной деятельности государственное уп­равление представлено в качестве ее основной функции. Государ­ственная служба:

1. организует прогнозирование процессов, сбор информации, подготовку проектов решений, их разъяснение, ко­ординацию действий, контроль.

2. организация работников аппарата на выполнение управленческих за­дач, т.е.

отбор кадров, распределение обязанностей между служащими, а также их учеба и др.

3. обеспечение ответственности, исполнительной дисциплины и эффективности государственной службы.

4. реализация интересов, прав и свобод граждан

5. производство государственных услуг

6. соблюдение Конституции РФ, реализация законов государ­ства

7. разработка проектов законов и нормативных актов.

Функции государственной службы как отношения государства и служащего отражают задачи по защите государственных служа­щих, созданию благоприятных правовых и социальных условий для их работы.

Однако правовые нормы, регулирующие эти три отношения, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Деятельность и поведение государ­ственного служащего определяется этическими принципами и нормами.

Предыдущая41424344454647484950515253545556Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Государственные служащиев России — правовой статус

Госслужащий — понятие

Понятие «государственный служащий» закреплено в соответствующем Федеральном законе РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службы».

Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в зависимости от организации, в которой проходит службу государственный служащий, в России выделяют два вида госслужащих:

  • федеральные государственные служащие — к ним относятся сотрудники, осуществляющие свою деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации - сотрудники, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и соответственно, получающие денежное довольствие за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Интересным является тот факт, что, например в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие, также как и бюджетники, получают зарплату из бюджета и имеют одинаковые льготы.

В России же, законодательно данные категории трудящихся разделены и заработная плата порой у учителя в разы ниже заработной платы рядового госслужащего. Помимо этого госслужащим предусмотрены льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение, дополнительный отпуск.

Ограничения при прохождении госслужбы

Прохождение госслужбы связано с определенными ограничениями.

Например, госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они должны сообщать сведения о своих доходах и расходах, а с 2017 г. еще и сведения об аккаунтах на форумах и социальных сетях в Интернете.

Численность госслужащих в России

Согласно официальной статистике Росстата по состоянию на 2 полугодие 2016 г. в государственных органах Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ) замещали должности государственной гражданской службы 675,5 тыс. человек, на должностях муниципальной службы были заняты 309,2 тыс. человек.

Справочно. Согласно официальной статистике Росстата в 2015 г.

в государственных органах Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) замещали должности государственной гражданской службы 712,2 тыс. человек. На должностях муниципальной службы было занято 314,5 тыс. человек.

Количество занятых в финансовых, налоговых, правоохранительных органах, судах и прокуратуре составило 458 тыс. человек.

А в общей сложности количество госслужащих, сотрудников и работников различных структур и ведомств (включая полицейских), получающих зарплату из бюджета страны или субъекта превысило 1 400 тыс. человек.

По данным исследования РБК, проведенным в 2014 г., текущий уровень госслужащих является не самым большим в истории нашей страны. Так, для сравнения, наибольшего уровня численность управленцев в СССР без учета партийного аппарата достигала в 1985 году и составила 2,03 млн человек.

Однако при сопоставлении данных цифр следует учитывать, что население и территория Советского Союза была значительно больше территории нынешней России. Например, в 1985 г. число жителей составляла 276,3 млн. человек, против нынешних 146,2 млн. человек (по состоянию на 2015 г.).

То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек, при нынешнем показателе — 102 чиновника на 10 тыс. населения. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Зарплата госслужащих в России

Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2

Одной из гарантий для госслужащих является финансовое обеспечение.

В соответствии с законодательством под оплатой труда понимается денежное содержание, являющееся основным средством материального обеспечения госслужащего и стимулирования его профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Структура зарплаты госслужащего. Денежное содержание гражданского служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

По официальным данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в I полугодии 2016 года составила 39,1 тыс. рублей (что на 7,7% больше чем за I полугодие 2015 года), муниципальных служащих - 37,1 тыс. рублей (увеличение составило 1,9% к I полугодию 2015 года).

Справочно. Зарплата чиновникам не повышалась с 2013 г. По данным Росстата среднемесячная зарплата гражданских служащих в 2014 г. составила 37,7 тыс. рублей, муниципальных служащих - 35,0 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах на порядок выше и по итогам 2014 г. составила 109,1 тыс. рублей.

Как известно, зарплата госслужащих в России превысила среднемесячную заработную плату в целом по стране.

Проблема превышения доходов чиновников над зарплатой общей численности населения была исследована аналитиками РБК. Так, в 2013 г. зарплата чиновников достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 г. был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 г. составила порядка 4 000 долларов США, что на 3 % ниже средней зарплаты.

Госслужащий – гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях федеральной или региональной госслужбы и получающий содержание за счёт средств соответствующего бюджета.

Признаки госслужащего:

1. гражданин,

2. осуществляет деятельность на профессиональной основе,

3. государственная служба делится на 3 вида,

5. в ФЗ “О системе госслужбы РФ” впервые было определено, что нанимателем госслужащего является государство (РФ, либо субъект РФ).

Состав госслужащих неодинаков, функциональное назначение также неодинаково, поэтому выделяют несколько групп госслужащих по различным критериям.

Классификация госслужащих:

I . по принципу разделения властей:

1. госслужащие органов законодательной власти;

2. госслужащие органов исполнительной власти;

3. госслужащие органов судебной власти.

II. по масштабу деятельности:

1. федеральные госслужащие – регулируется федеральным законодательством;

2. госслужащие субъектов РФ – регулируется как федеральным законодательством, так и региональным.

III. по функциональному предназначению:

1. государственные гражданские служащие

2. военнослужащие;

3. служащие правоохранительных органов.

IV. по объёму должностных полномочий:

1. госслужащие, которые являются должностными лицами;

2. госслужащие, которые не являются должностными лицами.

V. в зависимости от срока службы

1. госслужащие, которые поступают на определённый срок (в частности, руководители, помощники (советники) – те лица, которые поступают на госслужбу на срок исполнения обязанностей руководителя).

2. госслужащие, которые поступают на неопределённый срок (могут быть руководители, а также обязательно специалисты).

Понятие должностного лица содержится в УК РФ, в КоАП’е, понятие должностного лица наше законодательство определяет именно к субъекту ответственности либо уголовной, либо административной.

Понятие должностного лица применительно к АП примечание к ст.2.4. КоАП РФ, появилось это понятие в 2002 году, когда Кодекс вступил в силу.

К должностным лицам относятся лица постоянно, временно, либо в силу специального полномочия, выполняющие административно-хозяйственные, либо оперативно-управленческие функции в органах государственной власти и управления, вооружённых силах РФ.

Данное лицо должно определять деятельность органа, в котором он работает.

Вместе с тем, наше законодательство понимает должностное лицо несколько шире. Вместе с тем, наше законодательство понимает понятие должностного лица именно как субъекта к ответственности. Таким образом, к должностным лицам относятся лица хозяйственных субъектов.

Кроме того, с точки зрения ответственности, если иное не определено кодексом, к должностным лицам относятся и индивидуальные предприниматели.

Госслужащий - это человек, который находится на службе у своего государства. При этом разнообразие профессий и направлений деятельности определяется исключительно интересами страны. Как стать госслужащим, на какой оклад и премии можно рассчитывать и как именно они начисляются? Вот основные вопросы для тех, кто решил выбрать именно это направление в жизни.

Кто такой госслужащий?

Деятельность любой страны - это довольно разнообразный, сложный и всеобъемлющий процесс. Именно государство обеспечивает стабильную работу всех отраслей хозяйства. И понятно, что для гарантии устойчивого функционирования этой системы создаются специальные органы управления и координации.

Госслужащий - это человек, который занимает определенную должность, связанную с обеспечением деятельности государства. При этом он получает назначенную ему соответствующего уровня из бюджета страны.

Госслужба осуществляется в таких основных направлениях:

  • гражданская деятельность;
  • военная служба;
  • правоохранительная деятельность.

Особенности работы всех государственных служащих закреплены в специальном законе «Об основах государственной службы в РФ». Именно здесь обозначены основные моменты функционирования такой важной системы. Государственными служащими имеют право быть исключительно граждане данного государства. Но возможны и исключения, которые определяются соответствующими указами или законами.

Зарплата госслужащих зависит не только от направления деятельности, но и от ранга и При этом у каждого звена есть особенная система начисления и выплат.

История госслужбы на Руси

Несмотря на то что Российская империя существовала не одно столетие, официально чиновники появились здесь только к середине 17 века. Ранее это были скорее просто наемные работники.

Именно в 17 веке появились соответствующие указы и законы, регулирующие деятельность этой прослойки населения. И уже тогда можно было сказать, что госслужащий - это человек с особыми полномочиями и статусом. Но чаще всего они злоупотребляли собственным положением и пользовались особыми привилегиями.

Основным первым законом для этой касты считается «Табель о рангах» 1722 года. По нему практически все чиновники назначались на должность пожизненно.

В 1917 г. с приходом новой советской власти издали «Указ о службе гражданской». Все старые служащие были уволены, и новый состав государственной власти был укомплектован революционерами и «простыми рабочими». Изначально в управленческом аппарате СССР состояло 300 тысяч специалистов. Со временем их количество значительно увеличивалось и к концу 20 в. перевалило за 1,5 млн.

При этом официальные доходы госслужащих не превышали средней зарплаты обычного рабочего. Однако специалисты имели ряд привилегий в виде бесплатного обслуживания в особых санаториях, магазинах и т. д.

Категории госслужащих

Зарплата любого специалиста зависит непосредственно от его квалификации, должности и опыта работы. Согласно действующему закону РФ, госслужащие делятся на пять основных групп:

  1. Младшие специалисты. Рядовые сотрудники.
  2. Старшие специалисты. Менеджеры среднего звена.
  3. Ведущие государственные служащие.
  4. Главные специалисты.
  5. Высшие государственные должности. Это руководители и их помощники.

Также всем государственным служащим присваиваются соответствующие квалификационные разряды или особые ранги. Они также устанавливаются законодательно. Ведь госслужащий - это квалифицированный работник с соответствующим должности образованием. Эти разряды присваиваются после проведения определенных экзаменов:

  • Референт - для младших госслужащих.
  • Советник РФ - старшим специалистам. А также заместителям.
  • Государственный советник РФ. Для служащих 1, 2 и 3 класса.
  • Действительный государственный советник РФ.

Доходы

Оклад - это не единственный источник средств существования. На любом предприятии зарплата работника состоит из нескольких частей. Вот и доходы госслужащих складываются из самого оклада и дополнительных выплат. Их может быть сразу несколько, в зависимости от ранга и квалификации специалиста.

К таким выплатам относятся:

  • Надбавка за выслугу лет. Например, за период от 1 до 5 лет работнику доплачивают 10 % оклада ежемесячно. Дальше за каждую следующую пятилетку прибавляется по 5 %. Максимальный размер данной надбавки составляет практически треть оклада.
  • Премия за выполнение особенно сложных и важных заданий. Определяется индивидуально для каждого органа государственной службы.
  • Надбавка за работу с гостайной или за особые условия службы. При этом ее размер может превышать оклад практически в 2 раза.
  • Ежемесячное поощрение.
  • Материальная помощь и единовременная выплата при оформлении отпуска.

Госслужащий - это размер заработной платы которого, как и у любого другого работника, зависит от результатов его деятельности и эффективности труда.

Порядок расчетов

Помимо основных выплат и предусмотренных законом вознаграждений есть еще масса других поощрений, которые могут устанавливать региональные власти. При этом (за счет индексации) законом также предусмотрено ежегодное повышение госслужащим зарплат.

Оклады у данного класса специалистов достаточно небольшие: от 3000 до 6000 р. Опять же, все напрямую зависит от ранга и срока службы каждого чиновника.

При формировании фонда ежегодной заработной платы, кроме основных статей, предусматривается специальный резерв, состоящий из:

  • Надбавки за выслугу лет. Ее размер составляет три должностных оклада.
  • Выплаты за работу с Это зарплата госслужащих, увеличенная в 1,5 раза.
  • Ежемесячного денежного поощрения.
  • Оклада за специальный классный чин. Он равен четырем окладам служащего.
  • Различных премий за выполнение и перевыполнение поставленных плановых заданий - 200 %.

Зарплата выплачивается, как правило, два раза в месяц. Первая часть - аванс (до 40 %), а остальное - непосредственно оклад со всевозможными надбавками. Как и у всех, ежемесячно ведутся все основные отчисления в различные государственные фонды.

Также обычный госслужащий имеет право на оплачиваемый больничный (сумма зависит от общей зарплаты).

Расчет пенсии

Госслужащий - это профессия, которую может получить любой трудоспособный гражданин РФ, имеющий определенный уровень специального образования и соответствующие навыки. И каждый такой работник вправе рассчитывать на справедливое пенсионное обеспечение.

При этом его порядок начисления и сумма зависят от вида деятельности конкретного государственного служащего. Есть два вида пенсий: за выслугу лет и по возрасту. Выплачиваться они могут одновременно и, как правило, после увольнения сотрудника.

Начисление таких социальных пособий, по последним данным, происходит с учетом размера оклада, чина или звания, а также квалификации специалиста. Учитывается также последнее место работы служащего.

Не может быть меньше прожиточного минимума. Поэтому ее сумма начинается с 5-7 тыс. рублей.



Просмотров