Кто может уволить офицера за снятую судимость. Решение суда

Многих ребят интересует, берут ли судимых граждан в армию. Сразу стоит сказать, что это в ответе на этот вопрос есть множество юридических нюансов. Не разобравшись в них, не понять, какие отношения имеют люди, имевшие судимость, с военкоматом.

Некоторые ребята считают, что даже можно получить условный срок, чтобы не ходить в армию. Предупреждаем, что данные о судимости фиксируются в базах данных государства на всю жизнь гражданина, и стереть эти данные невозможно, это поставит крест на работе во многих организациях, а также на ответственных должностях. И в армию идти все равно придется, об этом ниже.

Других людей интересует служба по контракту, но в их биографии нашлось место судимости. Берут ли на службу по контракту судимых граждан? Об этом тоже стоит сказать несколько слов. Давайте разбираться подробно, начнем с определения.

Что значит «судимость»?

Давайте прежде всего разберемся, что значит «иметь судимость». Из самого слова понятно, что вначале состоится суд. А суд человек попадает после наличия у правоохранительных органов достаточных материалов и доказательств того, что гражданин нарушил закон. В свою очередь гражданин может предоставить судье доказательства своей невиновности.

Объективно оценив доводы каждой стороны, суд должен принять решение (одно из двух) – виновен или невиновен гражданин. Судимость – это статус гражданина в случае, если суд решил, что человек виновен (совершил уголовное преступление), и ему было назначено наказание. Наказание может быть любым от условного до тюремного заключения (например, для решивших как откосить от армии).

Призывники с судимостью

Как это не печально, но сегодня не редки случаи, когда молодые ребята до 27-ми лет имеют судимость. Так как возраст от 18 до 26 лет включительно является «призывным» в законодательстве прописаны особенности призыва судимых юношей. Изучим ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Так в 23 статье закона явно указано, что не подлежат призыву в армию юноши:

  • Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  • Имеющие не снятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  • В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Когда судимость считается погашенной?

Гражданин должен до конца отбыть наказание и определенное время после него не нарушать закон – это условия погашения судимости. Время так называемого испытательного срока зависит от того, насколько серьезное преступление совершил человек.

Так судимость считается погашенной после следующего времени:

  • для людей с условным сроком в момент окончания этого срока;
  • если наказание не является тюремным заключением, то устанавливается испытательный срок в 1 год;
  • после тюремного срока за мало и средне тяжкие преступления – 3 года;
  • тяжкие – 6 лет;
  • граждане, заключенные вследствие совершения особо тяжкого преступления, должны ждать 8 лет до погашения такой судимости.

Приведем пример. Молодой человек в 18 лет был осужден и отправлен в колонию на 3 года за преступление средней степени тяжести. После освобождения юноше был 21 год. С этого момента для него начинается испытательный срок в 3 года (определяется по тяжести преступления). Значит, если молодой человек не будет привлекаться к уголовным правонарушениям в эти 3 года, то спустя это время судимость будет считаться погашенной. В этот момент юноше будет 24 года – это призывной возраст, соответственно в ближайший призыв он обязан явиться в военкомат для прохождения медкомиссии и вынесения решения о призыве в армию, освобождении от службы или отсрочке.

Другой пример. Если по истечении испытательного срока после тюремного заключения гражданину, допустим, исполнилось 27 лет или больше. Такой возраст является непризывным по закону. В этом случае гражданин приходит в военкомат, проходит медкомиссию и получает военный билет независимо от решения врачей (и категории годности к военной службе).

В каком случае происходит снятие судимости?

Снять судимость можно раньше сроков ее погашения. Это может произойти после просьбы осужденного к суду. В случае хорошего поведения гражданина суд может принять его просьбу, выпустить специальный судебный документ. Данное явление происходит крайне редко.

Также при объявлении амнистии, в случае если гражданин попадает под ее действие, за этим также последует снятие судимости.

Еще один вариант, описанный в законодательстве, - помилование, которое тоже является маловероятным исходом для осужденного. Полномочия помилования находятся у высшего должностного лица государства.

Служба по контракту с судимостью

В наше время граждане России все чаще в разном возрасте решают связать свою жизнь со службой в армии и пойти служить по контракту. К кандидатам с судимостью федеральное законодательство предъявляет особые требования. Часть 5 статьи 34 федерального закона говорит: контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Также контракт не заключается по всем основаниям, указанным выше, для призывников (непогашенная судимость и другие).

Подведем итог

Вопрос, призывают ли судимых юношей в армию, интересует многих ребят. Из вышесказанного делаем вывод, что ограничения действительно наступают, но на определенное время. Берут ли в армию с судимостью? Нет, до момента, пока судимость не будет погашена или снята.

На следующей неделе Госдума рассмотрит в первом чтении поправку в базовый армейский Закон "О воинской обязанности и военной службе".

Она касается 51-й статьи документа, где перечислены основания для увольнения людей из Вооруженных сил. Один из ее пунктов гласит, что кадровый военный может досрочно расстаться с погонами "в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно". Думских оборонцев не устраивает в этой формулировке слово "может". Оно оставляет лазейку для избежавших тюрьмы ворюг, взяточников, коррупционеров и прочих негодяев, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к солдатам и армейскому добру.

Сейчас их дальнейшую судьбу определяет непосредственный командир. Решил он, что офицер, прапорщик или солдат-контрактник еще пригодится на службе - и тот остается в строю. Посчитал обязательным его увольнение - отправляет провинившегося на дембель. Последнее, заметим, случается нечасто. Как результат - более 2 тысяч условно осужденных за умышленные преступления кадровых военнослужащих по-прежнему носят погоны, руководят армейскими коллективами, занимаются призывом, отвечают за материальные ценности.

Это снижает доверие к офицерскому корпусу, негативно влияет на морально-психологическую атмосферу в воинских коллективах, - считает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.

Подобной точки зрения придерживаются и в Главной военной прокуратуре. Строго говоря, именно руководитель ГВП Сергей Фридинский впервые заговорил о порочности "условно-служебной" практики и необходимости избавлять армейский строй от запятнавших честь мундира военнослужащих. Еще два года назад он предложил скорректировать закон и в качестве аргумента привел тревожную статистику. В 2006-м из ранее осужденных условно офицеров 67 человек снова попались на преступлениях. Причем, как правило, аналогичных тем, что уже совершали и за которые получили условный срок.

Правом законодательной инициативы Главная военная прокуратура не обладает. Поэтому подчистить закон, убрать оттуда злополучное "может" и сделать увольнение условно осужденных обязательной процедурой Фридинский предложил парламентариям. Этой работой занялись два профильных комитета - в Госдуме и Совете Федерации. Парламентарии уверены, что корректировка закона не повлечет массовую и безоглядную зачистку офицерских рядов. Ведь условные сроки дают не только законченным негодяям. Его, к примеру, может получить участник дорожно-транспортного происшествия или несколько превысивший свои полномочия командир. Гнать таких людей из армии неразумно и несправедливо. Поэтому поправки адресованы лишь "условникам", осужденным за умышленные преступления.

Депутаты также собираются подкорректировать статью 24 Закона "О воинской обязанности и военной службе". Там перечислены основания для предоставления отсрочки от армии. Среди льготников названы милиционеры, пожарные, сотрудники таможни, уголовно-исполнительной системы и госнаркоконтроля. Но не все, а только выпускники профильных вузов, имеющие специальные звания. Проблема в том, что высшие учебные заведения силовых ведомств сейчас готовят кадры и со средним профессиональным образованием. В нынешнем варианте закона отсрочка формально распространяется и на них. Эту самую "формальность" намерены устранить депутаты.

В документе нет прямого указания, что льгота положена только человеку с высшим образованием. В законе говорится о выпускнике вуза со специальным званием и работающим в соответствующей структуре. Поэтому обладатели "среднего" диплома пытаются оспорить свой призыв на военную службу. После уточнения формулировки повода для обращения в суд у них не будет, - объяснила корреспонденту "РГ" советник Комитета Госдумы по обороне Анна Донковцева.

Поправка в 24-ю статью выглядит логичной. Ведь выпускники тех же милицейских колледжей после учебы отправляются на год в казарму. Почему это не должны делать обладатели "средних" дипломов института или университета МВД? Конечно, приятного мало, когда лейтенанту таможенной службы или наркоконтроля приходится менять свои звездочки на солдатские погоны. Но этого требует закон, а его надо выполнять.

Между тем

В Госдуме подготовлен законопроект, который в случае принятия сохранит за детьми-инвалидами Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы выплаты и льготы после смерти заслуженного родственника. Сейчас эта норма распространяется только на ребят до 18 лет и студентов-очников, пока им не исполнится 23 года. Депутаты предлагают снять возрастные ограничения, если речь идет об инвалидах с детства.

Каждый работодатель сам для себя решает вопрос о возможности принять на работу лицо с уголовным прошлым. В то же время закон содержит определенные ограничения для тру--доустройства таких лиц, например, в организации, где они будут непосредственно работать с несовершеннолетними. Этот запрет касается не только педагогов, но и других сотрудников, которые в процессе деятельности могут контактировать с детьми (санитары, тренеры, психологи и т. д.). Такой подход не раз подвергался критике, как со стороны работников, так и работодателей. Одна из претензий заключалась в том, что перечень преступлений, которые ограничивают работу с детьми, неоправданно широк. В детских учреждениях запрещается работать даже лицам, осужденным за ограничение подачи электроэнергии или за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики. Кроме того, снятая или погашенная судимость также не позволяла устроиться на работу. 18 июля 2013 года Конституционный суд РФ вынес постановление № 19-П (далее – Постановление № 19-П), в котором указал на необходимость скорректировать перечень случаев, запрещающих работникам с судимостью работать с детьми и подростками.

Факт судимости позволял уволить работника без учета иных обстоятельств

Между тем Закон № 387-ФЗ каких-либо оговорок по этому поводу не содержит. Выходит, введенные им нормы, исходя из частей и ст. 12 ТК РФ, обратной силы не имеют и применяются исключительно к отношениям, возникшим после его вступления в силу. Вследствие этого трудовые договоры, заключенные до 7 января 2011 года с работниками, названными в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ТК РФ, не подлежат прекращению по п. 13 ч. 1 ст. 83 или абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ. Также не могут признаваться соответствующими закону требования о предъявлении справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям лицами, с которыми трудовые отношения оформлены до введения рассматриваемых изменений.

Существует позиция, согласно которой Закон № 387-ФЗ применяется также к лицам, уже состоящим в трудовых отношениях, поскольку трудовые отношения носят длящийся характер. Такое обоснование высказано Верховным судом РФ в указанных выше решениях. Тем не менее оно вряд ли может быть использовано для определения действия закона во времени, поскольку тогда любые изменения, вносимые в Трудовой кодекс РФ , должны иметь обратную силу. Однако по общему правилу нормы трудового права обратной силы не имеют (части и ст. 12 ТК РФ).

Новый закон применяется только к тем правам и обязанностям, которые определены соглашением сторон трудовых отношений (работника и работодателя) после его принятия. Тогда как внесение законодателем изменений в правовое регулирование трудовых отношений не меняет содержания трудовых отношений.

К сожалению, приведенные обстоятельства не были учтены в практике. В результате правоприменители, в том числе и Конституционный суд РФ, выполнили несвой--ственную им функцию – придали закону обратную силу, хотя подобные полномочия принадлежат другой ветви власти – законодательной.

Конституционный суд РФ определил, когда работник с уголовным прошлым может остаться на работе

В Постановлении № 19-П дано конституционное толкование п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и Трудового кодекса РФ. Именно в таком смысле, по мнению Конституционного суда РФ, они должны применяться всеми работодателями.

Теперь отказ лицу в приеме на работу, а также увольнение работника с уголовным прошлым (в том числе устроившегося работать до 7 января 2011 года) будут признаны законными, если указанные субъекты:

  • имеют судимость за совершение преступлений, перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ТК РФ;
  • имели судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений из числа преступлений, названных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ТК РФ;
  • имели судимость за совершение преступ-лений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В перечисленных случаях никакие иные обстоятельства, кроме самого факта судимости в настоящем или прошлом, не будут иметь правового значения.

Возникает вопрос – как быть в ситуации, когда работник или лицо, ищущее работу, имеет погашенную или снятую судимость за преступления легкой и средней тяжести? А если уголовное дело в отношении лица прекращено, например, в связи с истечением срока давности (нереабилитирующее основание)? При таких обстоятельствах работодатель должен самостоятельно принять решение, могут ли они работать в организации без риска подвергнуть опасности жизнь, здоровье и нравственность несовершеннолетних.

Для этого, как считает Конституционный суд РФ, работодатель при принятии решения обязан учитывать следующие факторы:

  • вид и степень тяжести совершенного преступления;
  • срок, прошедший с момента его совершения;
  • форму вины;
  • поведение работника после совершения преступления;
  • отношение к трудовым обязанностям и т.п.

Работодатель вправе учесть и другие, помимо перечисленных, обстоятельства, чтобы выяснить, есть ли какая-то опасность для несовершеннолетних в случае продолжения работником работы в организации. При этом отметим, что решить вопрос о трудоустройстве или продолжении работы в индивидуальном порядке можно, только если работник не был осужден (или подвергался уголовному преследованию) за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

При принятии решения о приеме на работу работодатель может использовать характеристики с предыдущих мест работы (если трудовые обязанности работника предполагали регулярное и непосредственное общение с несовершеннолетними), учебы и жительства, грамоты и благодарности, поощрения за труд, сведения о достижениях подопечных. Следует учесть, что затребовать рекомендации от прежних работодателей необходимо с письменного согласия работника (п. 3 ст. 86 ТК РФ). Иначе в случае спора с работником он может оспорить принятие решения на основании этих рекомендаций, поскольку они получены с нарушением закона, а значит, являются недопустимыми доказательствами в силу ч. 2 ст. 55 ГПК РФ. Помимо этого, существенная роль в определении возможности допуска лица к работе с несовершеннолетними должна принадлежать их родителям. Мнение родителей (родительского коллектива), оформленное в письменном виде, о возможности допуска лица к работе с их детьми является достаточным основанием для принятия решения в пользу работника (соискателя).

Решение по вопросам приема и увольнения лиц, указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ТК РФ, может приниматься на общем собрании работников организации (учреждения), на заседании управляющего совета, совета педагогов или любого другого коллегиального органа, наделенного в соответствии с уставом работодателя полномочиями по осуществлению управленческих функций. В такой работе могут принимать участие и представители профсоюза. Итоговое решение следует оформить в виде рекомендации не увольнять работника или заключить с соискателем трудовой договор. Такой документ позволит не только оценить имеющиеся сведения о работнике (или о лице, ищущем работу), но и письменно оформить результаты проведенного анализа, что упростит задачи работодателя в случае проверки. Проверяющему органу будет достаточно представить указанное решение. Если прокуратура не согласится с мнением работодателя, то для того, чтобы привлечь его к ответственности либо обязать устранить нарушения трудового законодательства, ей придется оспорить указанное решение в судебном порядке.

Новый порядок увольнения работников, работа которых связана с контактами с несовершеннолетними

В случае уголовного преследования работодатель должен временно отстранить сотрудника от работы

Один из вопросов, который упустил законодатель при внесении изменений в Трудовой кодекс РФ , – как быть работодателю, если преступление, за которое осужден работник, больше не является уголовно наказуемым? Как правило, прокуратура и суды сходились во мнении, что если на момент совершения этот проступок был преступлением, то работника следует уволить. Конституционный суд РФ признал такую практику ошибочной, указав, что, прежде всего, это ставит в неравное положение лиц, совершивших деяние, когда оно было уголовно наказуемым, и тех, кто его совершил, когда оно уже таковым не являлось. Причем последние смогут устроиться на работу, в отличие от тех, кто совершил точно такой же проступок, но некоторое время назад. Поэтому теперь ограничения, установленные

Служу в Министерстве обороны (МО РФ), в Воооруженных силах Российской Федерации. попался повторно пьяныи за рулём, будут привлекать по статье 264.1 УК РФ. Увольняют ли из армии за судимость? Можно ли остаться служить в ВС РФ судимому?

Ответ Адвоката 2

На основании части 1 статьи 51 ("Основания увольнения с военной службы") Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

Пункт е) в связи с вступлением силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

Пункт е.1) в связи с вступлением в силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно.

Пункт з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока.

На основании ч 2 ст 51 "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

Пункт д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

Пункт л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Устроился служить в 2009 году во внутренние войска по контракту со снятой судимостью. Служу по настоящее время, только в этом году при сокращении части был переведен в росгвардию и делали на всех запросы. Оказалось несколько людей с погашенной судимостью, в том числе и я. Могут ли меня теперь уволить? Если да, то на каком основании? Ведь судимость снята. И служу уже более 9-ти лет.

Максим

Есть ответ

Отвечает
Алексеев Дмитрий Николаевич Юрист

В соответствии с ч.6 ст. 86 УК РФ погашение и снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. По смыслу данной нормы уголовного закона после погашения или снятия судимости лицо отбывшее наказание не должно ограничиваться в своих правах и свободах предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в том числе правом на труд.

По смыслу п.2 ч.1 ст.29 закона «О полиции»лицо не может работать в полиции «…со снятой и погашенной судимостью». Фактически данный федеральный закон устанавливает пожизненное ограничение лицу со снятой или погашенной судимостью, и по сути обладающие всеми правами несудимого лица, право предусмотренное ч.1 ст.37 Конституции РФ



Просмотров