Кто может принимать законы. Как принимаются законы в государственной думе

В обществе встречаются разные люди, поэтому часто между ними возникают конфликты. Для урегулирования их отношений издаются законы. Законодательные положения позволяют препятствовать беспорядку.

Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.

Основные стадии принятия закона :

1. Законодательная инициатива. Самостоятельно составлять законопроект имеет право:

  • Президент РФ.
  • Депутаты Государственной Думы.
  • Совет Федерации.
  • Правительство РФ.
  • Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.

2. Анализ законопроекта в гос думе. Проект рассматривается в три этапа:

  • При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
  • При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
  • При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.

3. Одобрение закона Государственной Думой. Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.

4. Рассмотрение в Совете федерации. ФЗ принимается, если количество голосов членов совета за его вступление в силу больше половины. Федеральные конституционные законы одобряются, если количество голосов в их пользу превышает 70%. Одобрение или отклонение осуществляется в течение 14 дней.

5. Подписание документов президентом. Рассматриваемый, принятый и одобренный законопроект передается Президенту РФ. Он рассматривается главой государства в течение 14 дней, затем одобряется, либо отклоняется. Отклоненный документ отправляется обратно в Государственную думу для повторного анализа и внесения изменений. Если за документ проголосовали более 66% депутатов, он одобряется без согласия президента. В этом случае президент обязуется подписать законопроект в течение 7 дней.

6. Публикация и вступление в силу принятого законопроекта. Подписанный президентом документ в течение одной недели должен быть опубликован. Вступление в силу закона осуществляется через 10 дней.

Кто разрабатывает законы?

Законы РФ разрабатываются правительством Российской Федерации, после чего отправляются в Государственную думу на рассмотрение. Вместе с ними дополнительно предоставляется следующий список материалов и документов:

  • Финансовый отчет экономической сферы России и предварительный социальный прогноз;
  • Данные об исполнении бюджетного минимума за квартал прошлого года;
  • Документы об оценке наличия денежных средств в федеральных бюджетах в будущем финансовом году;
  • Пояснительная записка, текст которой содержит сведения об изменении положений в Федеральном законе.

Когда закон приобретает юридическую силу?

Принятый законопроект приобретает юридическую силу и начинает действовать в последней редакции со дня одобрения и принятия его Государственной думой. Конституционный закон приобретает юридическую силу в момент его одобрения членами парламента. Сразу после этого он публикуется. Но, обычно, он вступает в силу через несколько дней после его принятия.

Кто утверждает поправки в ФЗ?

Изменения в Федеральном законопроекте утверждаются Государственной думой при первом или втором чтении. Затем он рассматривается Советом федерации в течение двух недель. Если Совет федерации отклоняет переданный законопроект, проводится согласительная процедура со статьей 208 Бюджетного кодекса или осуществляются иные процедуры.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 июля 2019 г. N 6621-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 апреля 2019 г. N 5958-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2018 г. N 5220-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 сентября 2018 г. N 4832-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 сентября 2018 г. N 4811-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июля 2018 г. N 4770-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 июля 2018 г. N 4618-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 июня 2018 г. N 4280-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 мая 2018 г. N 3897-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 марта 2018 г. N 3657-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2017 г. N 3227-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 октября 2017 г. N 2368-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 октября 2017 г. N 2344-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 сентября 2017 г. N 2258-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 сентября 2017 г. N 2242-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 мая 2017 г. N 1523-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2017 г. N 1371-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 апреля 2017 г. N 1259-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 марта 2017 г. N 1082-7 ГД

Изменения вступают в силу абзаца пятого подпункта 3 пункта 1 , вступающего в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 марта 2017 г. N 1041-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2017 г. N 1005-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 февраля 2017 г. N 916-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 января 2017 г. N 725-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2016 г. N 593-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 декабря 2016 г. N 545-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 декабря 2016 г. N 497-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2016 г. N 335-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2016 г. N 334-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 ноября 2016 г. N 241-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 ноября 2016 г. N 172-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 ноября 2016 г. N 171-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 ноября 2016 г. N 86-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 октября 2016 г. N 68-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 октября 2016 г. N 63-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 октября 2016 г. N 14-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 5-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 4-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 июня 2016 г. N 9491-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 февраля 2016 г. N 8391-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2015 г. N 7895-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 июня 2015 г. N 6859-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июня 2015 г. N 6793-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2015 г. N 6185-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 февраля 2015 г. N 6160-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2014 г. N 4718-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 марта 2014 г. N 3995-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2014 г. N 3813-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 ноября 2013 г. N 3275-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 октября 2013 г. N 3040-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 сентября 2013 г. N 2793-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 июня 2013 г. N 2484-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 июня 2013 г. N 2336-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 марта 2013 г. N 1963-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 января 2013 г. N 1672-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 ноября 2012 г. N 1120-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 ноября 2012 г. N 1119-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 сентября 2012 г. N 879-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 сентября 2012 г. N 822-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 июня 2012 г. N 563-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 апреля 2012 г. N 268-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 марта 2012 г. N 172-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2011 г. N 6-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 октября 2011 г. N 5955-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2011 г. N 5110-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 января 2011 г. N 4752-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2010 г. N 4728-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2010 г. N 4503-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2010 г. N 4502-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2010 г. N 4501-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3999-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3998-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3996-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 января 2010 г. N 3097-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 декабря 2009 г. N 3065-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2009 г. N 2813-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 октября 2009 г. N 2619-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 октября 2009 г. N 2618-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2009 г. N 2019-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2009 г. N 2018-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 апреля 2009 г. N 1940-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 марта 2009 г. N 1828-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2009 г. N 1761-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 февраля 2009 г. N 1680-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 января 2009 г. N 1643-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 декабря 2008 г. N 1544-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2008 г. N 1365-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 ноября 2008 г. N 1289-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 октября 2008 г. N 1045-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 июня 2008 г. N 615-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 мая 2008 г. N 495-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 апреля 2008 г. N 425-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2008 г. N 250-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 февраля 2008 г. N 88-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2008 г. N 35-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2007 г. N 8-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 октября 2007 г. N 5134-4 ГД

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования результатов выборов депутатов ГД ФС РФ пятого созыва (постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 декабря 2007 г. N 72/591-5 "О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва")


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 июня 2007 г. N 4706-4 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 апреля 2007 г. N 4513-4 ГД

Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления, за исключением подпункта 1 пункта 1 , который вступает в силу с 1 июля 2007 г.


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2007 г. N 4464-4 ГД

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2006 г. N 3751-4 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 марта 2006 г. N 2882-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 марта 2006 г. N 2881-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 июля 2005 г. N 2123-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 июня 2005 г. N 2019-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 июня 2005 г. N 1978-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 марта 2005 г. N 1658-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 марта 2005 г. N 1554-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2005 г. N 1535-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 февраля 2005 г. N 1462-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 ноября 2004 г. N 1101-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2004 г. N 860-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 мая 2004 г. N 554-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 апреля 2004 г. N 451-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2004 г. N 336-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2004 г. N 329-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2004 г. N 328-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 марта 2004 г. N 266-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 марта 2004 г. N 228-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 февраля 2004 г. N 132-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 февраля 2004 г. N 131-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. N 85-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 февраля 2004 г. N 66-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2004 г. N 14-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 12-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 11-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 6-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 1-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 мая 2003 г. N 4096-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2003 г. N 3776-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 февраля 2003 г. N 3620-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 декабря 2002 г. N 3409-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 декабря 2002 г. N 3389-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2002 г. N 3297-III ГД

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

Изучая российское законодательство, многие граждане недоумевают. Откуда берется такое количество всевозможных законопроектов, актов и прочих, регулирующих жизнь россиян, документов. Кто принимает законы в РФ? На чем основано решение об их принятии? Учитывая, что жить по таким законам в России становится все хуже, граждане все чаще задаются этим вопросом.

Кто принимает федеральные законы в РФ

Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство - закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

Сколько времени занимает

На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок - 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации - это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

Роль Президента

В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы - показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего - он не имеет на это права.

В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов - он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

Роль Правительства

Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

Как закон приобретает юридическую силу

После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

Иногда в ситуации, когда разработанный и принятый закон не может быть использован сразу в силу непреодолимых обстоятельств, дата его вступления в юридическую силу может быть отсрочена на несколько лет. Он также долен быть опубликован. Он вступит в силу с указанной в нем даты. Те, кто принимает законы в РФ, делают это для того, чтобы граждане смогли заранее ознакомиться с тем, что к определенному моменту закон начнет действовать.

В каких случаях закон признается недействительным

Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

Судебное разбирательство обычно назначается по заявлению депутатов, членов Совета, прокуроров, судей, юристов. После того, как будет вынесено соответствующее решение, информация о признании закона недействительным должна быть опубликована. Только после этого это решение будет считаться вступившим в силу.

В тексте закона также может быть прописан срок, в течение которого он действителен и по истечении которого его действие аннулируется. Тот, кто принимает законы в РФ, делает это в тех случаях, когда законопроект был принят в определенный период на определенные цели. Например, во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 были приняты законы в области гражданского, земельного и налогового законодательства, действие которых прекратилось с их окончанием.

Примечание: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты

Принятый Государственной Думой федеральный закон текстуально оформляется на официальном бланке (так называемый "красный бланк"), проходит тщательную юридическую и лингвистическую экспертизу на предмет соответствия проголосованному депутатами тексту и в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

    этап – одобрение (или отклонения) Федерального закона Советом Федерации

Примечание: Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часа, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон. Так же возможно одобрение федерального закона без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, а отклоненный закон в тот же срок вместе с постановлением Совета Федерации возвращается в Государственную Думу. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом федеральный закон передается на рассмотрение Президента Российской Федерации, минуя повторное рассмотрение в Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в измененной редакции, этот закон оформляется и направляется в Совет Федерации как вновь принятый.

III . этап – подписание (отклонение), обнародование Федерального закона Президентом РФ

Примечание: Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Обнародованием закона - доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Официальное опубликования в «Российскую газету», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Президент РФ - не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето (от латинского vеtо - запрещаю). Право вето Президента РФ является не абсолютным, а относительным. Вето Президента Российской Федерации может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. Преодоление парламентом наложенного Президентом Российской Федерации вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава государства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.

Правительство РФ

Примечание: Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

    Местное самоуправление

Примечание: Местное самоуправление - это система, в которой есть субъекты, объекты, отношения между субъектами по поводу объектов управления, объективная и субъективная сторона этих отношений, нормативные акты и акты индивидуального характера. Субъект местного самоуправления - население. Население самостоятельно решает вопросы местного значения. Под ними понимаются все вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Местное самоуправление (как институциональная, нормативная и другая система) обеспечивает решение вопросов местного значения. Нормативная база, организация власти, управленческая деятельность органов местного самоуправления, складывающаяся местная практика - все это служит надлежащему решению местных проблем. Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право самостоятельно решать вопросы, затрагивающие интересы сообщества в целом. Пути осуществления местного самоуправления:

1) через прямое народное волеизъявление;

2) через выборные органы;

3) через другие (невыборные) органы.



Просмотров