Кто должен проводить проверку счетчиков воды. Какой срок поверки счетчиков воды? Периодичность проверки счетчика воды

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы

3.1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Профилактика туберкулёза

Санитарно-эпидемиологические правила

СП 3.1.2.3114-13

Москва 2014

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.Б. Ежлова, А.А. Мельникова, Н.В. Фролова); ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора (В.В. Покровский); ФБУН «Научно-исследовательский институт дезинфектологии» Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалов, В.Г. Акимкин); НИИ фтизиопульмонологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (В.А. Аксенова, М.В. Шилова); ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза» РАМН (В.В. Пунга); управлениями Роспотребнадзора по Свердловской области (А.И. Юровских, С.А. Перминова, А.С. Жбанова), г. Санкт-Петербургу (Н.С. Башкетова, Головнева), Хабаровскому краю (С.А. Царенко, Т.Н. Каравянская), Ростовской области (Е.В. Ковалев, Д.С. Махненко), Республике Северная Осетия-Алания (Т.М. Бутаев, М.С. Царикаева), Республике Татарстан (М.А. Патяшина, А.П. Ботенкова), Приморскому краю (Т.Н. Детковская, Е.И. Аббасова), Новосибирской области (А.Ф. Щербатов, Н.И. Шульгина, Т.А, Уфимцева), Тюменской области (Г.В. Шарухо, К.Г. Перминова), Иркутской области (А.Н. Пережогин, Т.П. Баландина), Воронежской области (О.А. Фуфаева, О.М. Бунина), Калининградской области (Е.А. Бабура, С.В. Соловьева), Красноярского края (А.Н. Еремин, О.Ю. Белякова); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» (В.А. Никишин, А.А. Нафеев), г. Москве (В.М. Глиненко, А.П. Шулакова).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 29 октября 2013 г. № 3).

3. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60.

4. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 мая 2014 г., регистрационный номер 32182.

5. Введены взамен санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза» СП 3.1.1295-03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 апреля 2003 г.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении СП 3.1.2.3114-13
«Профилактика туберкулёза»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 1 (ч. I), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. II), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40. ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563; № 30 (ч. I), ст. 4590; № 30 (ч. I), ст. 4591; № 30 (ч. I), ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. I), ст. 4079) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 54 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулёза» (приложение).

2. Признать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика туберкулёза» СП 3.1.1295-03 1 .

Г.Г. Онищенко

1 Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2003 г., регистрационный номер 4523.

3.1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Профилактика туберкулёза

Санитарно-эпидемиологические правила

9.6. При проведении заключительной дезинфекции в очаге туберкулёза обязательным является проведение камерной дезинфекции вещей и постельных принадлежностей. Перед проведением заключительной дезинфекции, если в очаге есть насекомые, проводятся дезинсекционные мероприятия.

9.7. Органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится лабораторный контроль качества дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулёзной инфекции.

9.8. Транспортное средство после перевозки пассажира, больного заразной формой туберкулёза, подлежит санитарной обработке с применением дезинфицирующих средств, обладающих туберкулоцидной активностью.

X. Мероприятия в медицинских организациях

10.1. При проектировании и реконструкции медицинских противотуберкулёзных организаций предусматриваются инженерные меры защиты, способствующие снижению содержания в воздухе инфекционного аэрозоля возбудителя, включающие отдельные системы вентиляции в палатах больных, кабинетах сотрудников, бактериологических лабораториях.

10.2. Противотуберкулёзные медицинские организации оснащаются медицинским оборудованием, обеспечивающим снижение риска распространения туберкулёзной инфекции при работе с инфекционным материалом - ламинарными шкафами, утилизаторами медицинских отходов, кабинами для сбора мокроты.

10.3. В медицинских противотуберкулёзных организациях обеспечивается разделение потоков больных (впервые выявленные, больные с хроническими формами туберкулёза, больные туберкулёзом, устойчивым к лекарственным препаратам, больные туберкулёзом в сочетании с ВИЧ-инфекцией), раздельное питание этих групп больных.

10.4. Заключительная дезинфекция в медицинских организациях проводится силами специализированных организаций с последующим косметическим ремонтом. В противотуберкулёзных медицинских организациях заключительную дезинфекцию проводят не менее 1 раза в год, а также перед сносом здания.

Текущая дезинфекция в противотуберкулёзных медицинских организациях проводится медицинским персоналом.

10.5. Отходы фтизиатрических медицинских организаций, загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулёза, отнесенными к классу В, обеззараживаются и удаляются в установленном порядке.

10.6. В противотуберкулёзных медицинских стационарах пациентами с бактериовыделением при выходе из палат надеваются индивидуальные средства защиты органов дыхания, препятствующие попаданию возбудителей туберкулёза в окружающую среду.

10.7. Сотрудники медицинских противотуберкулёзных организаций обеспечиваются специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты, в том числе масками-респираторами, разрешенными к использованию при туберкулезной инфекции, одеждой для работы в очагах туберкулезной инфекции, а также необходимыми санитарно-бытовыми помещениями, в том числе душевыми.

10.8. Не допускается стирка специальной одежды работников противотуберкулёзных медицинских организаций на дому.

10.9. Медицинскому персоналу при работе с пациентами рекомендуется использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания, разрешенные к использованию при туберкулёзной инфекции.

10.10. Больным ВИЧ-инфекцией с подозрением на заболевание туберкулёзом медицинская помощь должна оказываться амбулаторно в кабинетах противотуберкулёзной помощи для больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, в условиях стационара - в боксированных отделениях инфекционного стационара или специализированных по ВИЧ-инфекции отделениях противотуберкулёзной медицинской организации.

10.11. Руководителями медицинских организаций осуществляется:

Проведение мероприятий по профилактике возникновения и распространения внутрибольничных случаев туберкулёза;

Проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае регистрации случая туберкулёза в медицинской организации;

Своевременное проведение плановых и периодических медицинских осмотров сотрудников.

XI. Организация и проведение иммунизации
населения против туберкулёза

11.1. Плановая массовая иммунизация против туберкулёза детского населения проводится в соответствии с национальным календарем профилактических прививок или по индивидуальному плану после отмены противопоказаний или прибытия из стран, где не проводятся прививки против туберкулёза.

11.2. Профилактические прививки детям проводятся с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних граждан.

11.3. Отказ от проведения прививки должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан одним из родителей или иным законным представителем несовершеннолетнего гражданина, а также медицинским работником. При отказе родителей от подписи в медицинской документации указанная документация подписывается двумя медицинскими работниками организации.

11.4. Руководителями медицинских организаций, обслуживающих детское население, обеспечиваются планирование, организация и проведение, полнота охвата и достоверность учета профилактических прививок, а также своевременное представление отчетов о проведенных прививках в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Методическое руководство работой медицинских организаций, обслуживающих детское население, осуществляют специалисты противотуберкулёзной службы.

11.5. В медицинской организации проводится учет детей, не привитых против туберкулёза в роддоме, с последующей иммунизацией их в условиях детских поликлиник.

Медицинской организацией осуществляется наблюдение за детьми, не привитыми против туберкулёза, до их иммунизации против туберкулёза.

Руководитель медицинской организации обеспечивает проведение ежемесячного анализа иммунопрофилактики, обоснованности вновь оформленных и действующих медицинских противопоказаний к иммунизации против туберкулёза, осложнений на прививки против туберкулёза среди детского населения по территории обслуживания.

11.6. Сводный план профилактических прививок против туберкулёза и потребность медицинских организаций в медицинских иммунобиологических препаратах согласовываются с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

11.7. План профилактических прививок составляется ответственными за проведение прививочной работы медицинскими работниками родильных домов (отделений), медицинских организаций по месту жительства детей, детских дошкольных и образовательных организаций.

11.8. В план профилактических прививок включаются дети:

Не привитые против туберкулёза;

Подлежащие очередной возрастной ревакцинации.

11.9. Руководитель медицинской организации, обслуживающей детское население, обеспечивает проведение учета детского населения, организацию и ведение прививочной картотеки, формирование плана профилактических прививок.

11.10. Учет детского населения проводится 2 раза в год (апрель, октябрь). Учет осуществляется в отношении детей от 0 до 14 лет включительно, проживающих на территории, обслуживаемой медицинской организацией. На основании проведенной переписи оформляется журнал учета детского населения по педиатрическим участкам (перепись по домам), перепись по годам рождения. Учет детского населения между переписями корректируется путем внесения сведений о новорожденных, вновь прибывших детях и снятия с учета выбывших детей. Временный отъезд не является основанием для снятия детей с учета.

11.11. Учет детей, посещающих детские дошкольные организации, дома ребенка, детские дома, школы, школы-интернаты и другие образовательные организации, проводится 1 раз в год. Сведения о детях, посещающих вышеуказанные организации, передаются в поликлиники по месту расположения организации.

11.12. По завершении переписи списки детей сверяются с картами профилактических прививок и индивидуальными картами развития ребенка, табелями ежедневной посещаемости детей дошкольной организации, списками школьников по классам. На неучтенных детей заполняются соответствующие документы: карта профилактических прививок, индивидуальная карта развития ребенка. Составляется сводная перепись по годам рождения по дошкольно-школьному отделению поликлиники.

11.13. Учет детского населения проводится в городской и сельской местности.

11.14. В случае отсутствия прививок врачом-педиатром выясняются причины, по которым ребенок не был привит, и принимаются необходимые меры но его иммунизации.

11.15. Иммунизация против туберкулёза и интерпретация постпрививочного знака проводится медицинским персоналом, прошедшим соответствующую подготовку и получившим справку-допуск. Наблюдение за вакцинированными и ревакцинированными детьми и подростками проводится через 1, 3, 6, 9 месяцев после вакцинации или ревакцинации с регистрацией размера и характера местной реакции (папула, пустула с образованием корочки, с отделяемым или без него, рубчик, пигментация).

Сведения об иммунизации и данные наблюдений заносятся в медицинскую документацию.

11.16. Для проведения иммунизации против туберкулёза выделяется день недели, когда другие виды иммунизации, а также проба Манту не проводится.

11.17. Иммунизация против туберкулёза детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проводится в родильном доме в том случае, если была проведена трехэтапная химиопрофилактика передачи ВИЧ от матери ребенку (тремя антиретровирусными препаратами в течение не менее 8 недель перед родами, во время родов и в периоде новорожденности). Для иммунизации применяется вакцина БЦЖ-М.

Вопрос о вакцинации детей, не привитых в родильном доме, решается только после проведения диагностики ВИЧ-инфекции путем определения нуклеиновых кислот ВИЧ (ДНК/РНК) молекулярными методами в возрасте до 18 месяцев или выявления антител к ВИЧ в возрасте старше 18 месяцев.

При получении двух отрицательных результатов обследования ребенка на нуклеиновые кислоты ВИЧ (первое исследование в возрасте не менее 1 месяца, второе - в возрасте не менее 4 - 6 месяцев) вакцинация против туберкулёза проводится на общих основаниях.

Иммунизация против туберкулёза не проводится у детей при обнаружении нуклеиновых кислот ВИЧ и у детей с подтвержденной ВИЧ-инфекцией.

11.18. Ревакцинация против туберкулёза проводится детям с отрицательной реакцией на пробу Манту в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 38, ст. 4736; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 25; 2006, № 27, ст. 2879; 2007, № 43, ст. 5084, № 49, ст. 6070; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616, № 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, № 1, ст. 21, № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6599; 2011, № 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7589; 2013, № 19, ст. 2331, № 27, ст. 3477, № 48, ст. 6165, № 51, ст. 6688). Перед проведением прививки врачом (фельдшером) проводится медицинский осмотр.

11.19. Иммунизация против туберкулёза в прививочном кабинете медицинской организации проводится в специально выделенное время, когда другие виды иммунизации и туберкулинодиагностика не осуществляются.

11.20. Детям, посещающим детские дошкольные организации, школы, школы-интернаты, колледжи, лицеи, находящимся в детских домах, домах ребенка, прививки проводятся в специально оборудованных прививочных кабинетах. Иммунизация против туберкулёза проводится в выделенные дни, когда другие виды иммунизации и туберкулинодиагностика не осуществляются.

11.21. Медицинские работники, осуществляющие иммунизацию и туберкулинодиагностику, больные острыми респираторными заболеваниями, ангинами, имеющие травмы на руках, гнойные поражения кожи и слизистых оболочек, независимо от их локализации, от проведения прививок против туберкулёза отстраняются.

11.22. Хранение, транспортирование и использование вакцин против туберкулёза и туберкулина осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к условиям транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов и рекомендациями производителя.

11.23. Профилактические прививки против туберкулёза проводятся медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными на территории Российской Федерации.

11.24. Иммунизация против туберкулёза, постановка пробы Манту проводятся одноразовыми туберкулиновыми шприцами.

XII. Учет профилактических прививок

12.1. Сведения о выполненной прививке, туберкулиновой пробе (дата введения, название препарата, номер серии, доза, контрольный номер, срок годности, характер реакции на введение) вносятся в установленные учетные формы медицинской документации по месту проведения прививки или туберкулиновой пробы, а также по месту медицинского наблюдения иммунизированного лица.

12.2. К учетным формам медицинской документации для регистрации прививки против туберкулёза и пробы Манту относятся:

Карта профилактических прививок, история развития ребенка;

Медицинская карта ребенка - для школьников;

Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного - для подростков;

- сертификат профилактических прививок (для детей и подростков).

12.3. В медицинской организации учетные формы профилактических прививок заводятся на всех детей в возрасте до 14 лет включительно, проживающих в районе обслуживания, а также на всех детей, посещающих детские дошкольные организации и школы, располагающиеся в районе обслуживания поликлиники.

12.4. Сведения обо всех проведенных прививках детям до 14 лет включительно, независимо от места их проведения, вносятся в соответствующие учетные формы.

12.5. Сведения обо всех проведенных пробах Манту, независимо от места их проведения, вносят в соответствующие учетные формы.

12.6. Медицинскими организациями и органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ведётся учет местных, общих реакций и поствакцинальных осложнений на прививки против туберкулёза.

По факту регистрации поствакцинального осложнения в медицинской организации, осуществляющей иммунизацию, проводится эпидемиологическое расследование при участии специалистов противотуберкулёзной организации и специалистов органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

12.7. Сведения о прививках представляются в соответствии с государственными формами статистического наблюдения.

XIII. Профилактика туберкулёза
у ВИЧ-инфицированных

13.1. Специализированными медицинскими организациями по профилактике и борьбе со СПИД обеспечивается проведение химиопрофилактики туберкулёза у взрослых ВИЧ-инфицированных лиц в установленном порядке.

13.2. Химиопрофилактика туберкулёза проводится всем ВИЧ-инфицированным лицам вне зависимости от степени иммуносупрессии и результата диаскинтеста/реакции Манту при уверенном исключении активного туберкулёза.

IV. Мероприятия по обеспечению федерального
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в области предупреждения распространения туберкулёза

14.1. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулёза представляют собой динамическое наблюдение за эпидемическим процессом, включающее слежение за заболеваемостью населения, биологическими свойствами возбудителей, выделяемых от людей, животных, с объектов окружающей среды, рисками распространения туберкулёзной инфекции, оценку эффективности проводимых мероприятий, прогнозирование.

14.2. В целях обеспечения предупреждения распространения туберкулёза органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются:

Подготовка совместно с фтизиатрической службой региональных программ по борьбе с туберкулёзом;

Государственный учет и отчетность о прививках и контингентах, привитых против туберкулёза;

Методическая и консультативная помощь организациям здравоохранения в планировании прививок и туберкулиновых проб, определении потребности в противотуберкулёзной вакцине и туберкулина;

Надзор за транспортированием, хранением и учетом вакцины против туберкулёза и туберкулина;

Контроль за своевременностью проведения периодических профилактических медицинских осмотров граждан, своевременной госпитализацией бациллярных больных, проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах туберкулёза, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в медицинских противотуберкулёзных организациях;

Контроль выполнения требований санитарного законодательства по обеспечению биологической безопасности работы в лабораториях, работающих с возбудителями туберкулёза;

Предъявление исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства (ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

Контроль за соблюдением правил допуска лиц к обслуживанию животных в неблагополучных по туберкулёзу хозяйствах, проведением профилактического лечения животноводов и охраной труда работников животноводства, выполнением обязательных профилактических мероприятий в хозяйствах и на фермах;

Рассмотрение материалов и принятие решений о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, больных туберкулёзом (статья 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3420; 2008, № 19, ст. 2094; 2013, № 30 (ч. I), ст. 4057).

XV. Гигиеническое воспитание населения

15.1. Гигиеническое воспитание населения является одним из методов профилактики туберкулёза.

15.2. Гигиеническое воспитание населения включает в себя представление населению информации о туберкулёзе, основных симптомах заболевания, факторах риска и мерах профилактики.

15.3. Гигиеническое воспитание населения осуществляется в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространения информационных материалов среди различных групп населения, в ходе лекций и бесед в организациях и в индивидуальном порядке.

15.4. Гигиеническое воспитание должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунально-бытовым обслуживанием населения, осуществляется при профессиональной гигиенической подготовке, а также при проведении профилактических медицинских осмотров.

Вам будет также полезно ознакомиться с Определением КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23.06.2016 № 1229-О которым признано законным отстранение ребенка в прохождении занятий без туберкулезодиагностики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. N 1229-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА БУРЕНИНА АНТОНА ДМИТРИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» И «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
НОРМИРОВАНИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданина А.Д. Буренина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Д. Буренин оспаривает конституционность абзацев второго и третьего статьи 10 «Обязанности граждан», пункта 1 статьи 37 «Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование», пункта 1 статьи 38 «Разработка санитарных правил», пункта 1 статьи 39 «Утверждение санитарных правил» Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 4 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации» Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», пункта 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554) и пунктов 1 и 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322).
Как следует из представленных материалов, несовершеннолетний ребенок А.Д. Буренина отстранен от посещения детской организации в связи с отказом заявителя от проведения в отношении него туберкулинодиагностики (проба Манту) и обследования ребенка врачом-фтизиатром. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении искового заявления А.Д. Буренина о признании незаконным такого отстранения. Суды указали, что требование о допуске в детскую организацию детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания направлено на снижение риска раннего распространения туберкулеза и соблюдение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют издавать санитарные правила, устанавливающие для граждан дополнительные обязанности по прохождению медицинских обследований, не предусмотренных законами, что противоречит статьям 7, 15 (часть 4), 17, 18, 41, 43 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые А.Д. Бурениным положения определяют компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности полномочия по установлению обязательных для граждан требований по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие его права. Что касается требований, в силу которых для допуска в детские организации дети проходят туберкулинодиагностику либо получают заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, то они установлены в пунктах 5.1, 5.2 и 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 года N 60). Однако проверка законности названных правил, установленных для защиты прав других лиц, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буренина Антона Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

В настоящее время практически каждая квартира оборудована такими приборами индивидуального учета потребления ресурсов как счетчиками по учету воды, позволяющими экономить этот важный для человека ресурс. Владелец помещения обязан следить за корректной работой приборов. Для этой цели с определенной периодичностью надо проводить поверку водяных счетчиков.

Зачем нужна поверка

Законодательством установлено, что проводить плановую проверку оборудования обязан собственник помещения. Главный нормативный документ, регламентирующий процедуру – №102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» , в котором разъясняется, зачем нужна поверка счетчиков. Прибор учета воды – точное и чувствительное устройство, регулярно контактирующее с водой. Он подвергается износу и после определенного периода эксплуатации может показывать некорректные данные, прийти в негодность. Так, вследствие более агрессивного воздействия проверка счетчиков горячей воды проводится чаще.

Данная процедура направлена на определение соответствия устройства метрологическим требованиям путем диагностики его работы с помощью специального аппарата.

В законодательстве четко прописаны сроки и порядок проведения процедуры. Зачастую коммунальные службы заблаговременно оповещают собственников о необходимости проверить счетчики воды.

Когда нужно проводить поверку счетчика

Необходимость поверки счетчиков воды обуславливается высокой изнашиваемостью этих сантехнических приборов. Неисправный агрегат дает недостоверные данные, ведущих к переплате или недоплате за ресурс. Как сказано ранее, сроки проверки счетчиков воды установлены государством. Периодичность проверки зависит от ряда факторов.

Тип воды

Согласно закону, поверка водомеров холодной воды проводится каждые 6 лет. Оборудование учета горячей воды поверяют каждые 4 года, так как в силу высоких температур и воздействия большого количества химических элементов износ происходит быстрее.

Место и дата производства

Каждый ИПУ (индивидуальный прибор учета) имеет свою техническую документацию, в которой указаны сроки его эксплуатации и контроля работы. Отечественные производители устанавливают сроки проверки счетчиков на воду, ориентируясь на действующие законы. В них встроена обычная механическая конструкция, изготавливаются они по ГОСТу. Однако в некоторых квартирах установлены импортные ИПУ, срок диагностики которых иногда превышает 10 лет с момента производства. Их изготавливают из высококачественных материалов, они надежнее и точнее ввиду установленного электронного чипа.

Важным моментом является то, что срок поверки отсчитывается не с момента установки, а с даты изготовления прибора. Этот вопрос регулируется постановление правительства №354 . Например, если водосчетчик холодной воды пролежал на складе 2 года, то диагностику делают не через 6 лет с момента установки, а через 4. Поэтому узнать какая дата следующей поверки можно, посмотрев технический паспорт агрегата.

Внеплановая проверка или замена

Иногда возникают ситуации, когда необходимо во внеплановом порядке проверить в квартире водомер, или же заменить его на новый. Причины этого могут быть следующие:

  • Замечены нарушения в работе оборудования или заводской брак. Неисправный агрегат легко обнаружить, заметив резкое изменение его показаний, сравнив с данными за предыдущий период. Их резкое колебание указывает на поломку.
  • Нарушена целостность пломб. Это указывает на то, что водосчетчикподвергался воздействию извне, следовательно, является непригодным. Для дальнейшего использования необходимо его проверить и поставить новые пломбы.
  • Личное желание пользователя.
  • Потеря паспорта на прибор во время проверки контролером водоканала.

Каждый собственник должен быть заинтересован в своевременной проверке своих ИПУ, так как от этого зависит за водоснабжение. Позаботиться о проведении процедуры следует заблаговременно – за один-два месяца.

Кто проверяет

Проведением поверки счетчиков могут заниматься только аккредитованные в сфере обеспечения единства измерений компании. Они могут быть как государственными, так и частными. Преимуществом частных организации для проверки водяных счетчиков является возможность проведения процедуры на дому. Собственник самостоятельно выбирает фирмы и способ диагностики. Но прежде чем сделать поверку счетчиков воды запросите свидетельство об аккредитации, выданной Федеральной службой по аккредитации. Без него проверка будет недействительна.

Как проверяют счетчик воды

Правила поверки счетчиков воды предусматривают два способа проведения процедуры: путем снятия прибора учета и без него.

Поверка в лаборатории

Процесс поверки прибора учета состоит из нескольких этапов:

  1. Когда подойдет время проведения поверки счетчиков, собственнику необходимо подать две заявки в компанию по обеспечению водоснабжения. Одна подается на демонтаж прибора, другая на снятие показаний сотрудником компании.
  2. После получения заявки, к вам домой приходит мастер, снимает показания водосчетчикаи производит демонтаж.
  3. Снятое устройство собственник увозит в центр стандартизации, оставляет заявку на его осмотр. Принимающая фирма составляет акт изъятия счетчика с указанием марки и серийных номеров. Заказчик должен предоставить паспорт гражданина РФ и паспорт на ИПУ.
  4. Спустя некоторое время (от 30 минут до нескольких дней) прибор можно забирать. Вместе с ним потребителю передают акт выполненных работ, договор на оказание услуг и свидетельство о проверке.
  5. Затем снова подается заявка на монтаж устройства обратно.
  6. После этого сотрудник ресурсоснабжающей организации придет и установит проверенный водомер, снимет с него показания и опломбирует. После монтажа прибора, мастер выдает акт о пригодности агрегата к дальнейшей работе.

Во время диагностики водосчетчиков, плата за воду будет начислять исходя из средней суммы за последние 3-6 месяцев.

Поверка на дому

Процедура проверки водосчетчиков на дому появилась недавно. Она возможна благодаря применению специального калибровочного прибора для проверки. Экспертиза основывается на взвешивании воды, проходящей через оборудование, и проводится по следующей схеме:

  1. Мастер фирмы присоединяет входной шланг от измерительной установки к смесителю с резьбой. Обычно, используют душевой шланг со снятой лейкой.
  2. Показания весов прибора обнуляют, и на них ставится тара для сбора воды, в которую опускают шланг.
  3. Перед проведением процедуры обязательно проверяется работа ИПУ– счетчик не должен крутиться. Данные с них фиксируют для дальнейшего сравнения.
  4. После этого открывают кран с присоединенным к нему шлангом, набирают 3 литра воды, а затем его закрывают. Такой эксперимент делается несколько раз.
  5. Полученные данные калибровочного оборудования сравнивают с показаниями водосчетчикаи определяют погрешность, которую выдает прибор.
  6. Если погрешность входит в допустимую норму (менее 5%), водосчетчик считается пригодным. Мастер выписывает соответствующие документы о проверке и передает акт оказания услуг со всеми подписями и печатями. Если погрешность выше допустимого предела, агрегат следует заменить.

Диагностика на дому более удобна для потребителя, но при неисправности водосчетчика его все равно демонтируют.

Что делать если истек срок

Если не сделать поверку, то прибор учета по умолчанию становится непригодным. Плата за водообеспечение будет начисляться по среднему показателю за предыдущие три или шесть месяцев (в зависимости от региона), а далее по нормативам с учетом числа прописанных жильцов.

ВНИМАНИЕ! Некоторые обслуживающие компании начисляют штрафы, если поверка счетчика воды просрочена. Но такие санкции незаконны. При наложении такого штрафа следует .

По истечении срока службы счетчика его меняют на новый прибор, который необходимо опломбировать.

Стоимость проверки

Диагностика приборов учета не проводится бесплатно, каждый собственник должен проводить проверку за счет собственных средств. Стоимость проверки счетчиков воды, зависит от способа ее проведения, но цена оказывается примерно одинаковой. Средняя стоимость услуги варьируется от 350 р. до 1200 р. Сумма за проверку может вырасти в случае необходимости замены оборудования. Тогда необходимо заплатить за новый прибор и его установку.

Куда относить документы после поверки счетчиков

Сначала определим, какие документы должны быть в наличии:

  1. Акт сдачи и приемки индивидуального прибора учета воды. В нем содержаться информация о заводских номерах, дате установки, данных о собственнике, данных компании, производящей установку оборудования. Акт подписывается обеими сторонами.
  2. Паспорт устройства с информацией о дате его изготовления и ввода в эксплуатацию.
  3. Свидетельство о поверке прибора с указанием даты следующей проверки.

Документы по установке, замене или проверке счетчиков воды сдаются в свою управляющую компанию или ТСЖ для регистрации водосчетчика. Затем документы подаются в единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ). Вместе с актом о поверке счетчика сдаются технический паспорт и акт ввода в эксплуатацию.

В законодательстве четко и ясно разъяснено, для чего проводится регулярная диагностика индивидуальных приборов учета воды. Периодичность процедуры зависит от типа воды, на которую установлен водосчетчик, а также от производителя. Законную диагностику водомеров как в лабораторных условиях, так и на дому, могут проводить только официально аккредитованные организации. Собственник обязан сам следить за тем, когда необходимо проверять счетчики. В случае просрочки, счетчик будет считаться непригодным к работе, а плата за водоснабжение будет начисляться по утвержденным , а не по факту. Иногда коммунальные службы сами напоминают о предстоящей поверке, но узнать сроки можно самостоятельно – изучив данные паспорта агрегата. Свидетельство о проведенной проверке предоставляется в УК и ЕИРЦ.

Большинство людей на данный момент имеют заинтересованность в проверке измерительных приборов, и поэтому возникает вопрос, кто проверяет счетчик воды без съема? Проверка управляющей компанией может предоставляться только в случае волеизъявления самого потребителя. Также услугу проверки счетчика на дому могут выполнять компании имеющие лицензии и соответствующие допуски на проведения данных работ.

Данная процедура выполняется только на законных основаниях, а результаты проверки фиксируются в соответствующих инстанциях.

Срок поверки приборов учета воды

Проверка водоизмерительных приборов является обязательной, и должна проводиться своевременно. То есть, данные временные рамки регламентированы действующим законодательством РФ. Также необходимо подчеркнуть, что счетчики горячей и холодной воды имеют разные критерии и сроки проверки, то есть зависит от особенности измерительных приборов. Однако тут может возникнуть вопрос, кто должен делать поверку счетчиков воды и когда её в целом нужно выполнять? Отвечая на данные вопросы можно сказать, что проверка проводится той компанией, которая занимается управлением вашего многоквартирного дома, а что касается сроков, то счетчик с холодной водой проверяется 1 раз в 5-6 лет, а горячей 1 раз в 4 года. Однако в некоторых регионах РФ сроки могут незначительно отличаться, согласно действующему постановлению №354 РФ.

Кто делает поверку счетчиков воды, если подошел срок

Что касается вопроса, где и кто должен проверять счетчики воды, можно сказать, что измерительные прибора проверятся, могут как управляющей компанией, так и небольшими частными фирмами, которые имеют соответствующие лицензии и допуски. Исходя из этого, проверка измерительных приборов осуществляется несколькими способами:

  • Водоизмерительный прибор может быть задан на проверку в государственное учреждение.
  • Счетчик можно отнести на проверку в компанию, которая занимается обслуживанием вашего дома.
  • Для проверки водоизмерительных проборов можно вызвать специалистов на дом.

Таким образом, клиент может сам решить, кто должен проверять счетчики на воду.

Также после того будет истекать срок использования водоизмерительного прибора, городской водоканал, может прислать уведомление. В том случае, если уведомление в силу каких-либо обстоятельств не пришло, а период очередной проверки наступил, то лучше если человек сам пойдет и напишет соответствующее заявление, то есть с просьбой провести проверку счетчика. При этом, кто должен проводить поверку счетчиков воды собственник будет вправе выбрать самостоятельно.

Кто проводит поверку счетчиков воды

Прежде чем начнется процедура проверки водоизмерительных приборов, предварительно к потребителю домой должен прийти контролер, который зафиксирует последние показания измерительных устройств. Также собственник может сам дать последние показания в водоснабжающую организацию, если нет времени дожидаться визита контролера.

Что касается того, кто занимается поверкой счетчиков воды то можно сказать, что это компетенция исключительно представителей водоканала. Также проверку могут выполнить компании, которые специализируются в данном вопросе, а также тесно сотрудничают с городским водоканалом, что обеспечивает законность их работы.

Кто делает поверку счетчиков воды без замены

Что касается того, кто осуществляет поверку счетчиков воды на дому, то здесь могут выполнять как частные компании с соответствующими лицензиями и допусками на проведение работ, так и государственная организация, в лице городского водоканала. Кто может проверять в квартире решает исключительно владелец, поскольку у частной компании и представителей водоканала цены на проверку могут быть разные. То есть у частной компании цена выше, однако, она может проверку осуществить тогда, когда владельцу квартиры будет удобно.

Кто может проводить ? Чтобы осуществить проверку водоизмерительных приборов на дому, требуется позвонить в службу водоканала или компанию, которая специализируется в данном вопросе и оставить заявку. При этом в данном заявлении указывается информация следующего характера:


По поводу частных компаний. Осуществлять проверку водоизмерительных приборов имеет право только та компания, у которой выданы государственными инстанциями специальные лицензии и допуски, которые разрешают ей выполнять такие работы. Поэтому владелец квартиры, чей прибор нуждается в проверке, должен знать, кто проводит проверку счетчиков воды, то есть удостовериться, что компания исполнитель владеет такими документами. Если же , будет выполнять компания без лицензий, то владелец впустую потратит свои деньги, так как измерения такой компании будут считаться недействительными.

Нужно ли платить за поверку счетчиков воды

Что касается того, нужно ли платить за проверку счетчиков воды, то можно сказать что платно. Очевидно, что платить за проверку счетчика воды придётся, особенно если проверку выполняет частная фирма. Однако цена может сильно отличаться оттого, каким способом будет проводиться проверка счетчика воды. То есть нести счетчик воды на проверку в специализированную лабораторию, или без замены (или на дом).

Если же вызывать специалиста, чтобы он проверил счетчик воды в квартире, то это будет по стоимости от 1000 до 1900 рублей (причем платить за проверку счетчика горячей или холодной воды будет одинаково). Также, сумма платы за проверку счетчика воды на квартире будет сильно зависеть от состояния прибора и от специалиста, который ее делает. В момент, когда специалист делает проверку счетчиков воды на квартире, он также проинформирует владельца, чей прибор прошел диагностику, сколько могут счетчики воды быть еще пригодными. Обычно счетчики воды пригодны для использования на протяжении десяти лет, после чего будут нуждаться в замене на новые.

Если же проводить проверку счетчиков воды не на дому, то стоимость будет ниже, особенно это важно если проводить проверку за свой счет. Также каждый владелец квартир должен знать что, что цена может зависеть от нескольких факторов, а именно:

  • От типа и модели счетчика (тип и модель должен быть указан в техпаспорте, который прилагался при покупке прибора).
  • От состояния счетчика (если значение показаний при проверке разные, то его нужно заменить).
  • От социального положения человека (для пенсионеров и др. категорий могут быть льготы).

За чей счет проверка счетчиков воды выполняется, это понимают все, однако, у многих возникает вопрос, как сделать поверку счетчиков воды бесплатно. Как правило, в большинстве случаев проверка оплачивается за счет потребителя. Во многих случаях то, что проверка производится за счет потребителя в связи с тем, что прибор находится в эксплуатации.

Бесплатная проверка счетчиков воды за счет государства предусмотрена только для определенных социальных категорий, а именно:

Однако нужно знать, что бесплатная проверка счетчиков за счет государства возможна только в специальной государственной инстанции (в организации городского водоканала). Также, для того чтобы проверка счетчиков воды была бесплатной и производилась за счет государства нужно обязательно, предоставить документы, подтверждающие отношение к данным социальным категориям. В остальных случаях за проверку счетчиков воды придется платить за собственный счет.

Проверка счётчиков воды для чего это нужно

Независимо от того, выполняется поверка счетчиков воды платно или бесплатно, необходима она для того, чтобы убедиться в следующем:

  • Что значения показаний являются верными.
  • Что в счетчика все детали являются исправными.
  • Для того чтобы убедиться в отсутствии определенных деталей прибора.

Как фиксируется проверка счетчиков воды

После того как счетчики воды проверены, специалист делает оформление акта и приема водоизмерительного прибора.

В данном акте будет следующая информация:

  • Тип, модель и заводской номер счетчика.
  • Дата присоединения к центральному источнику водоснабжения.
  • Информация о собственнике.
  • Информация о компании или организации, которая делает проверку.

Данный акт должен быть подписан как лицом, чей прибор проходил диагностику, так и представителем городского водоканала. Помимо этого, владельцу счетчика должны выдать свидетельство, где будет сказано о дате очередной проверке. Проверка приборов учета воды задача довольно простая, ведь она помогает сэкономить значительные средства на оплате ЖКХ и снизить средний счет. Однако, стоит обязательно учитывать, что проверка таких приборов производится за свой счет. Для отдельных категорий лиц предусмотрено, то, что государство производит проверку за свой счет.



Просмотров