Кто дочь деметры. Мифы древней греции в искусстве

Значение слова ДЕМЕТРА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,

ДЕМЕТРА

Богиня полей, плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи. От союза с Зевсом родилась дочь Персефона (богиня плодородия и царства мертвых, супруга Аида). Богиня Деметра, после того, как Аид похитил ее дочь Персефону, искала ее по всей земле, предаваясь скорби. Земля в это время была бесплодной, и Зевс решил, что полгода Персефона будет проводить на Олимпе, а полгода - в Аиде. После этого Деметра в образе няньки находилась в доме элевсинского царя Келея и пыталась сделать его сына Демофонта бессмертным, натирая его волшебными мазями и держа над огнем. Мать Демофонта, Метанира, тайно увидев своего ребенка, объятого пламенем, помешала богине. От связи с Посейдоном, когда Деметра и Посейдон приняли образ лошадей, родился волшебный конь Арейон. Деметре соответствует римская Церера.

// Алексей ФАНТАЛОВ: Деметра // Валерий БРЮСОВ: К Деметре // Н.А. Кун: ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНА // Н.А. Кун: ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ АИДОМ // Н.А. Кун: ТРИПТОЛЕМ // Н.А. Кун: ЭРИСИХТОН

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДЕМЕТРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕМЕТРА в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии дочь Крона и Реи, богиня плодородия земли, и охоты и урожая, защитница общественного …
  • ДЕМЕТРА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь ее праздновались Элевзинские …
  • ДЕМЕТРА в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (???????, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От …
  • ДЕМЕТРА
    В греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса, и Реи (Неs. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого …
  • ДЕМЕТРА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    ("земля-мать") Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также - покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. …
  • ДЕМЕТРА в Лексиконе секса:
    (греч. - корень "мать"), в греч. мифологии богиня земледелия и плодородия. Поклонение Д. особенно ярко выражалось в проведении Элевсинских мистерий. …
  • ДЕМЕТРА в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДЕМЕТРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. В мифе о Д., оформившемся …
  • ДЕМЕТРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Dhmhthr) - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч. …
  • ДЕМЕТРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДЕМЕТРА
    в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, мать Персефоны. Деметре были посвящены …
  • ДЕМЕТРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: богиня плодородия и земледелия; то же что в древнеримской мифо-логии …
  • ДЕМЕТРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЕМ́ЕТРА, в греч. мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует рим. …
  • ДЕМЕТРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (???????) ? дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой …
  • ДЕМЕТРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. В греческой мифологии: богиня плодородия, покровительница земледелия, кормилица людей. Этимология: Греческое имя Demeter ‘Деметра’. Энциклопедический комментарий: У Деметры …
  • ДЕМЕТРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. demeter) в древнегреческой мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнеримской мифологии церера …
  • ДЕМЕТРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. demeter] в древнегреческой мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнеримской мифологии …
  • ДЕМЕТРА в словаре Синонимов русского языка:
    богиня, земледелие, …
  • ДЕМЕТРА в Словаре русского языка Лопатина:
    Дем`етра, …
  • ДЕМЕТРА в Орфографическом словаре:
    дем`етра, …
  • ДЕМЕТРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская …
  • ПЕРСЕФОНА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Кора) - богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Супруга Аида, который похитил ее и унес в свое …
  • ПЕРСЕФОНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. …

Деметра — в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, «земля-мать»).

Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2).

В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне.

Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

Деметра — прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» («Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана).

Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.

Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3).

Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7).

В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония («земляная») и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны («Чёрной») (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.

В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках.

Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее).

Среди других памятников античного изобразительного искусства: «Деметр Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты — колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса «Жертвоприношение Церере», Рубенса «Статуя Цереры» и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).

Деметра Деметра

(Δημήτηρ, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От Зевса она имела дочь Персефону, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната; этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, имеет в виду периодическое появление растительности на земле и ее временное исчезновение. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь ее были установлены так называемые элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой. См. Церера .

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДЕМЕТРА

(Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.δα, δη-γή, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
В римской мифологии Д. соответствует Церера.
Лит.: Diеtеriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpi.- В., 1913; Altheim F., Теrra mater, Giessen. 1931; Мeautis G., Les mystères d"Eleusis. P., 1938; Jung К. G., Кеrenуi К., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.- Lpz., 1941; Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, ; Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion. Büdingen - Gettenbach, 1957.
А. А. Тахо-Годи.

Среди памятников античного изобразительного искусства: «Д. Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Д., а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (т. н. склепы Д. в Большой Близнице и в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Д. выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Д. часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия. Воплощение образа Д. в европейском искусстве 16-17 вв. было связано с прославлением даров природы (рисунки Дж. Вазари и X. Голциуса, картины Я. Йорданса «Жертвоприношение Церере», П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.). Особенно широкое распространение получают статуи Д. в садовой пластике барокко.
Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Д., созданы в поэзии (Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник», А. Теннисон, «Д. и Персефона»). Среди опер - «Умиротворённая Д.» Н. Йоммелли.

Деметра - богиня плодородия, в буквальном переводе «мать-земля», дочь Кроноса и Реи, она является одновременно и сестрой, и возлюбленной Зевса, сестрой Геры и Посейдона. Согласно легенде, ее сожрал собственный отец Кронос, а позже Деметру извлекли из его тела.

Дочь Деметры и Зевса Персефона, гуляя в Ниссейской долине, исчезла. После девяти дней поисков всевидящий Гелиос сообщил матери, что Зевс отдал Персефону своему брату Аиду в жены.

Деметра разгневалась и покинула Олимп. Утратив божественную силу, как простая смертная, она отправилась странствовать по земле. Без благодатной силы Деметры оскудела земля, уменьшился урожай и начался голод.

Чтобы задобрить Деметру, Зевс возвратил ей дочь, но при условии, что две трети года Персефона будет у матери, а треть года — в царстве Аида. Успокоившись, Деметра взошла на Олимп и вернула земле плодородие. С тех пор Персефона раз в году живет у Аида под землей. В это время мать тужит за дочерью, и все вокруг замирает. Когда Дочь возвращается к матери на землю, мать радостно встречает ее, и природа просыпается, рождаясь заново.

Ниже даны фото красивых изображений Деметры:

Другой миф повествует о том, как прикинувшись старухой, Деметра отправилась к жене эливсинского царя Метанире нянчить ее сыновей. Деметра ночами втирала амброзию в тело одного из них Демофонта, держа его над пламенем, чтобы мальчик стал неуязвим. Как-то Метанира увидела, что нянька держит ребенка над огнем и бросилась к ней. Деметра не удержала мальчика, и он погиб.

Открывшись эливсинскому царю и его жене, Деметра призналась, что она — богиня плодородия, и в знак примирения, подарила второму сыну пшеничный колос, научив Триптолема земледелию, и повелела ему передать приобретенные знания всем людям.

Боги и богини древнегреческого пантеона прекрасны и понятны людям, так как обладают многими человеческими качествами, они так же любят и ненавидят, сострадают или мстят. Деметра – одна из самых почитаемых греческим народом богинь, уважение и признание к которой живет и поныне.

Кто такая Деметра?

Деметра - это Мать-Земля. В разных культах можно встретить другое имя Деметры – Великая Мать. Образ богини охватывает все живое. Ее тело – это дом человека, ни больше, ни меньше она сама планета Земля. Богиня-мать была рождена могучими титанами и Реей. Ее брат - громовержец Зевс, возжелавший и соблазнивший ее в обличье быка. Любимое дитя – дочь Персефона, из-за которой пролито немало слез скорбящей богини.

Деметра известна и под другими именами, дополняющими ее прекрасный образ:

  • Хтония – подземная;
  • Церера (латинское имя);
  • Дева (в виде созвездия);
  • Ахея – скорбящая;
  • Сито – хлебодарная;
  • Фурия;
  • Фесмофора – законодательница и покровительница законных браков;
  • Эриния – мстительная.

Культ Деметры был распространен среди земледельцев. Она научила людей пахотному и посевному труду. В произведении древнегреческого поэта Гесиода «Работы земледельца», есть стихотворение-наставление, о том, как важно почитать богиню. Поэт повествует, что прежде чем кинуть зерна в землю надо помолиться пречистой Деметре и весь круг работ земледельных: начиная от прикосновения к ручке плуга и запрягания волов до сбора пышных, налитых зрелостью колосьев чтить Великую Мать во всем ее великолепии.

Символ Деметры

Древнегреческая богиня Деметра изображалась прекрасной женщиной с мягкими чертами лица, с волосами цвета пшеницы и в свободно спадающей тунике. Голова богини окружена сияющим нимбом. Известен и другой облик Деметры скорбящей: зрелая изнеможденная женщина в черном одеянии с накинутым на голову капюшоном. Атрибуты и символы Матери-Земли:

  • корзина со спелыми колосьями, венок из них на голове – символ плодородия;
  • горящий факел, зажженный от вулкана Этна – символ поиска дочери;
  • свинья – животное, благодаря своей плодовитости посвященное богине;
  • мак - цветок Деметры, с помощью которого она вылечила сына Келея от затяжной бессонницы.

Богиня Деметра в греческой мифологии

Взаимоотношения богини с другими не менее важными обитателями Олимпа строятся в основном вокруг центрального мифа, где богиня плодородия Деметра не смиряется с потерей дочери и бросает вызов всем богам. Она – та, которая может превратить цветущую и прекрасную землю в безжизненную пустыню. И боги, видя ее жесткую позицию, идут на компромисс, ведь она никто иная, как Великая Мать.


Миф о Деметре и Персефоне

Деметра и Персефона (Кора) - любящие и очень привязанные друг к другу мать и дочь проводят много времени вместе, они родственные души. Случилось так, что Аид (Гадес) увидел повзрослевшую Персефону и влюбился. Отправившись к Зевсу Аид стал просить руки его дочери, на что дипломатичный Зевс не ответил ни «да» ни «нет». Коварный бог подземного царства воспринял это как сигнал к действию и решил похитить Кору.

Кора вместе с Артемидой и Афиной резвилась на лугу и склонялась над каждым благоухающим цветком изучая их аромат, почувствовав нежный запах незнакомого растения Персефона отдалилась от других богинь, чтобы сорвать чудо-цветок нарцисс, который был выращен Геей (богиней земли), специально для цели похищения Персефоны Аидом. Земля разверзлась и из нее ужасный Гадес на черной колеснице похитил кричащую о помощи богиню. Никто не видел похищения, кроме бога солнца Гелиоса. Мать поспешившая на крики дочери не нашла ее.

Девять дней обезумевшая от горя Деметра искала свою дочь. Вся природа поникла, виноградники и все всходы засохли. Гелиос сжалился над скорбящей матерью и рассказал о договоре Аида и Зевса. Деметра в ярости отправилась к брату и потребовала вернуть дочь или больше не будет земля цветущей, а люди умрут с голода. Боги посовещались и заключили новый договор, зиму Кора проводит с Аидом, а все оставшееся время с матерью. Так произошло счастливое воссоединение. Но наступает зима, и Деметра снова скорбит в разлуке с дочерью до самой весны.

Деметра и Гера

Греческая богиня Деметра является сестрой Геры, супруги Зевса и Гестии – богини-девственницы. Про взаимоотношения сестер не осталось каких-либо сведений и источников, но зная жгучую ревность Геры, можно предположить, что отношения не были простыми. Сестер объединяет то, что на долю каждой из них выпало немало испытаний и потерь. Деметра разлучилась с дочерью, Гера несчастлива в браке. Во всех их перипетиях судьбы виноват Зевс – муж, брат, отец детей в одном лице.

Деметра и Дионис

Дионис, бог виноградарства, виноделия и плодородия (более древняя его форма Дионис-Загрей), в эллинистический период стал отождествляться с Иакхом или Вакхом, сыном Деметры (в некоторых источниках ее супругом). Богиня плодородия Деметра на радостях, что ее дочь вернулась из подземного царства, научила жителей города Элевсин, где она предавалась скорби земледелию. Так, в честь богини возникли Элевсинские мистерии, к которым затем присоединился и культ . Изображение божественного ребенка Диониса, как посредника между богиней и людьми несли во главе процессии.

Деметра и Аид

Аид – бог страны мертвых приходится братом Деметре. Печальная участь постигает не только земных женщин, но и богинь. Оба брата Деметры – Аид и Зевс оказались жестокосердны и несправедливы к сестре. И в отместку за это Эриния – «мстящая» Деметра превращает наземный мир в подобие подземного царства. Земля становится такой же серой и засохшей, как обитель Аида. Про Деметру в горе никто не подумал и плачевный результат не заставил себя ждать. Брат и уже по совместительству зять богини вынужден был отпустить Персефону к матери до снежного покрова. Баланс в природе был восстановлен.



Просмотров