Круг лиц, имеющих право получать федеральные государственные пособия гражданам, имеющим детей. Круг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, и условия ее предоставления Круг лиц имеющих право

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое и социально-экономическое содержание пособия по временной нетрудоспособности. Определение круга лиц, имеющих право на пособие по нетрудоспособности. Страховой стаж, средний заработок и правила определения размеров пособий, их финансирование.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Основные случаи обеспечения пособиями. Правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, основания для их выплаты.

    дипломная работа , добавлен 14.08.2015

    Задачи врачебной экспертизы трудоспособности. Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности, реализуемая через систему обязательного социального страхования. Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности, его выплата.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Сущность пособия по временной нетрудоспособности как главного вида обеспечения из средств социального страхования. Круг граждан, имеющих право на получение пособия. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Порядок исчисления пособия.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Признаки классификации пособий в Республике Беларусь. Определение круга лиц, имеющих право на пособия. Понятие и причины временной нетрудоспособности, основания, размеры и порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия на погребения.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Основания выдачи пособия по временной нетрудоспособности. Особы, имеющие право на его получение. Правила исчисления размера помощи по нетрудоспособности. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, порядок выдачи листка нетрудоспособности.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Условия назначения пособия по временной нетрудоспособности. Пособие по уходу за больным ребенком, другими членами семьи. Назначение пособия при наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения. Определение размера пособия.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2015

Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ к числу субъектов, управомоченных получать пособия, относятся:
1) граждане РФ:
– проживающие на территории Российской Федерации;
– проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

2) иностранные граждане и лица без гражданства:
– постоянно проживающие на территории Российской Федерации;
– временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ;

3) беженцы, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
В Законе также упоминается, что иные лица, проживающие на территории РФ, но не подпадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ. Но на сегодняшний день такое постановление не принято.
Лишаются права получать государственные пособия гражданам, имеющим детей:
1) граждане РФ (иностранные граждане и лица без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
2) граждане РФ (иностранные граждане и лица без гражданства), лишенные родительских прав либо ограниченные в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
3) граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Из общего числа субъектов, управомоченных на получение государственных пособий гражданам, имеющим детей, следует особо выделить застрахованных лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Порядок назначения и расчета пособий таким гражданам установлен Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. В части, не урегулированной этим Законом, к ним применяются нормы Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
К числу застрахованных лиц, обеспечиваемых федеральными государственными пособиями гражданам, имеющим детей, в форме обязательного социального страхования относятся:
1) граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
– работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
– государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
– лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
– члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
– священнослужители;
– лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду;
2) адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера – при условии, что они добровольно вступили в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в установленном законом порядке.

Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности определен законодательством, в случае повреждения здоровья или смерти потерпевшего. По общему правилу право требовать возмещение вреда при повреждении здоровья на основании ст. 1079 ГК принадлежит потерпевшему.

Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности указан в ст. 1088 ГК, когда вред повлек смерть потерпевшего. Право на возмещение вреда имеют:

  • - нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержание;
  • - ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • - один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми. Внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • - лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет после его смерти;
  • - один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 1088) устанавливает более льготные условия, предоставляя право на возмещение вреда одному из родителей. Супругу или иному члену семьи, занятому уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего - инвалидами с детства, хотя и достигшими 14 лет, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

ГК РФ, во-первых, расширяет круг инвалидов с детства, за которыми осуществляется уход (не только дети умершего, но и его внуки, братья и сестры), и, во-вторых, поднимает планку возраста инвалидов с детства (не до достижения 18 лет, а на все время нуждаемости в уходе).

Заключение нуждаемости в уходе инвалида с детства, не достигшего 18 лет, может дать медицинское учреждение, где он состоит на обслуживании, заключения ВТЭК об этом не требуется.

Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 1088) вводит ограничение, согласно которому лица, состоящие на иждивении умершего, имеют право на возмещение вреда при условии, что они стали нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Таким образом, обязанность, возместить вред, причиненный гибелью кормильца, Кодекс прямо связывает с правом самого потерпевшего на возмещение вреда. Иными словами, только в том случае, когда имеются условия, определяющие ответственность причинителя вреда перед самим потерпевшим, у нетрудоспособных граждан, указанных в ст. 1088 ГК, возникает право на получение возмещения.

Во-первых, пенсия по случаю потери кормильца назначается находившимися на на иждивении умершего нетрудоспособным членам его семьи, которые с исчерпывающей точностью перечислены в ст. 9 Законе РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года (супруги или лица, состоявшие с умершим в определенном кровном родстве: дети, братья, сестры, внуки, родители, дедушка, бабушка). По Кодексу же право на возмещение вреда имеют все нетрудоспособные иждивенцы умершего независимо от того, состояли они с ним в родственных отношениях или нет.

Некоторые из членов семьи, предусмотренные ст. ст. 9 Законе РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года", имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при наличии дополнительных (кроме нетрудоспособности и иждивенства) условий: взрослые дети, братья сестры и внуки, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки, если они не имеют трудоспособных родителей, дедушка и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Эти дополнительные условия в Гражданском Кодексе также не предусмотрены.

Из числа нетрудоспособных, не состоявших на иждивении умершего, пенсии по случаю потери кормильца имеют право получать только его дети и нетрудоспособные родители, если впоследствии они утратили источник средств к существованию, а также родители и вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военной травмы.

По Кодексу причинитель обязан возместить вред всем нетрудоспособным, которые не состояли на иждивении умершего, но ко времени его смерти имели право на получение от него содержания.

Таким образом, общим и обязательным условием как для лиц, фактически находившихся на иждивении умершего, так и для лиц, лишь имеющих право на получение от него содержания, является их нетрудоспособность.

Нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти потерпевшего Кодекс признает:

а) несовершеннолетних (в том числе ребенка умершего, рожденного после его смерти) до достижения 18 лет (независимо от того, работают они или учатся или ничем не заняты).

Правом на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, пользуются также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении, если они учатся в очных учебных заведениях; им возмещение выплачивается до окончания обучения, но не дольше, чем до достижения 23 лет.

Пример. После смерти потерпевшего осталась дочь 19 лет, которая не работает и не учиться. Через год она поступила в университет. С этого момента и до достижения 23 лет ей назначается и выплачивается возмещение вреда в связи со смертью отца (при условии, она продолжает учиться).

В отличие от пенсионного законодательства, ограничивающего размер выплачиваемой пенсии детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, находящимся на полном государственном содержании, Кодекс подобного ограничения не содержит. Всем им возмещение вреда в связи со смертью кормильца выплачивается в полном размере. Ребенок умершего, рожденных после его смерти, имеет право на возмещение по случаю потери кормильца, если отцовство умершего подтверждается свидетельством о рождении отдела ЗАГСа.

  • б) женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.
  • в) инвалидов - независимо от того, какая из групп инвалидности установлена им ВТЭК - 1,2 или 3. Лица, хотя частично и утратившие трудоспособность, но не признанные ВТЭК инвалидами, правом на получение возмещения вреда в связи со смертью кормильца не пользуются.
  • г) одного из родителей, супруга или другого члена семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет. Либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе.

Кодекс признает право на возмещение вреда за любым членом семьи. Заметим, что правом на пенсию по случаю потери кормильца другой член семьи, кроме родителей или супруга, дедушки, бабушки, брата или сестры, не пользуется.

Родителю, супругу или другому члену семьи, не работающему и занятому уходом за детьми, не достигшими 14 лет, возмещение вреда выплачивается и в тех случаях, когда ребенок посещает детский сад.

Если такой родитель, супруг или другой член семьи в период осуществления ухода стал инвалидом или достиг престарелого возраста, выплата ему возмещения вреда продолжается в течении всего периода инвалидности или пожизненно(п. 1 ст. 1088 ГК).

Основанием для признания нетрудоспособности, как правило, является либо возраст (несовершеннолетние и престарелые), либо состояние здоровья (инвалидность). В этом случае исключение сделано лишь для родителей, супруга или другого члена семьи умершего, если он не работает и занят уходом за малолетними.

Условное отнесение названных лиц к числу нетрудоспособных вызвано тем, что, ухаживая за детьми, они зачастую лишены возможности работать, иметь самостоятельный заработок.

Таким образом, получение трудоспособным родителем, супругом или другим членом семьи умершего возмещение вреда возможно лишь при условии, что он после смерти кормильца не работает. Так как занят уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего, не достигшими 14 лет либо хотя и достигли указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися в постоянном уходе.

Поэтому, например, трудоспособной матери, не проживающей совместно с ребенком, возмещение вреда не выплачивается. Если указанный родитель или супруг, или другой член семьи поступает на работу, он лишается права на получение возмещения. Но если он вновь до достижения детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца 14 лет либо хотя и после достижения указанного возраста, но если они по заключению медицинских органов нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе, оставит работу, то снова приобретает право на получение возмещения. Следует также признать право на возмещение вреда за женой умершего, которая работала на день смерти мужа, но после рождения зачатого при его жизни ребенка оставила работу.

Нетрудоспособные иждивенцы умершего имеют право на возмещение вреда по случаю смерти кормильца. Это право не зависит от того, состояли нетрудоспособные иждивенцы в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем или нет.

Так, право на возмещение имеют:

  • - отдаленные родственники умершего (тетя, дядя, двоюродная сестра);
  • - лица, не связанные с умершим кровным родством(например, сводные братья и сестры, теща и тесть, свекор и свекровь, мачеха и отчим, пасынок и падчерица);
  • - лица, находящиеся с умершим ни в родственных отношениях, ни в отношениях свойства (например, бывшая няня, друг детства, подопечный);
  • - супруг, его родители и дети по фактическому (незарегистрированному) браку. При этом не имеет значение, находился ли нетрудоспособный фактический супруг умершего в зарегистрированном браке с другим лицом или нет.

Нетрудоспособные иждивенцы умершего составляют основную категорию лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца.

Кодекс, также как и пенсионное законодательство, обуславливают право на возмещение вреда наличием факта иждивения.

Члены семьи умершего считаются на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь. Которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (Закон "О трудовых пенсиях в РФ).

Что касается основного значения помощи, того, была ли помощь умершего основным источником средств к существованию, то этот вопрос можно выяснить путем сравнения размера помощи со стороны умершего и других доходов. Решение вопроса зависит от конкретного соотношения размера получаемой нетрудоспособным членом семьи заработной платы, пенсии или стипендии и размера помощи, оказывавшейся ему умершим.

Вопрос об иждивении для признания права на возмещение вреда разрешается органом, рассматривающим заявление о возмещении вреда (то есть администрацией или судом) после тщательного изучения фактических взаимоотношений между данным нетрудоспособным лицом и умершим работником. О документах, подтверждающих иждивенство, и об становлении факта нахождения на иждивении в судебном порядке. Нетрудоспособные иждивенцы обычно живут совместно с лицами, доставляющими им средства к существованию, в большинстве случаев ведут общее хозяйство. Однако раздельное проживание не исключает возможности признания данного нетрудоспособного иждивенцем.

Более того, признание члена семьи иждивенцем умершего допустимо и при получении другим членом семьи надбавки к пенсии на данного иждивенца.

Пример. Воронкова обратилась в суд об установлении факта нахождения ее на иждивении умершего сына.

Народный суд отказал Воронковой в иске, сославшись на то, что она совместно с сыном не проживала, а на иждивении мужа. Кроме того, у нее есть 0,15 га земли.

Это решение было опротестовано заместителем Генерального прокурора и отменено Судебной коллегией Верховного суда РСФСР по следующим основаниям:

  • - совместное проживание не является обязательным условием для признания факта нахождения на иждивении;
  • - не обоснован довод суда о нахождении Воронковой на иждивении мужа, поскольку он не работает, получает небольшую пенсию, а надбавка к ней за жену составляет незначительную сумму; суд не проверил доводов Воронковой, касающихся земельного участка. Она утверждала, что участок всегда обрабатывал их ныне умерший сын, так как они с мужем не в состоянии это делать.

Иждивенство детей предполагается и не требует доказательств: несовершеннолетние дети умершего, на содержание которых умерший выплачивал или обязан был выплачивать алименты, признаются состоявшими на иждивении. При этом не имеет значения, проживал ли умерший родитель совместно с детьми или порознь, выплачивал ли он алименты или скрывался от их уплаты, а также размер алиментов.

Также признается иждивенцем отца ребенок, отец которого алименты не выплачивал.

Из приведенного правила следует важный практический вывод: на ребенка, получавшего или не получавшего алименты, возмещение вреда в связи со смертью родителя (кормильца) всегда определяется в долевом отношении к заработку умершего, а не в твердой сумме, как это делается, например, для родителя умершего, получающего алименты.

С 1 марта 1996 года в связи с введением в действие Семейного кодекса РФ определяется круг нетрудоспособных лиц, имеющих право на возмещение вреда, но не получающих содержания от потерпевшего ко дню его смерти, впредь следует руководствоваться ст. 80,81,87,89,90,93-98 Семейного кодекса РФ.

Другими словами это круг лиц, имеющих алиментные права и обязанности, установленные Семейным кодексом РФ. Нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении умершего работника, но имевшие ко времени его смерти право на получение от него содержания, имеют право и на получение возмещения вреда, причиненного смертью кормильца.

То обстоятельство, что данные граждане не реализовали своего права на получение алиментов при жизни потерпевшего, не лишает их возможности осуществить это право после смерти.

В решении указанного вопроса законодательство исходит из наличия между гражданами брачных или определенных родственных отношений. На данном вопросе более подробно останавливаться не буду, ввиду его объемности. Хочется отметить, как видно из текста соответствующих статей Семейного кодекса РФ, право нетрудоспособных родителей, супругов, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей и других родственников на получение содержания зависит от признания их нуждающимися. Бесспорным доказательством права указанных лиц на получение содержания от погибшего при его жизни, а после его смерти - на получение возмещения вреда является судебное решение о взыскании алиментов.

Пленум Верховного суда РФ №3 разъяснил судам, что право несовершеннолетнего на получение возмещения в связи с гибелью кормильца сохраняется за ним и в случае его последующего усыновления. Возмещение, выплачиваемое нетрудоспособному супругу, сохраняется за ним и при вступлении в новый брак, поскольку при наступлении указанных выше обстоятельств по возмещению вреда.

Бывшему супругу умершего, впервые обратившемуся за возмещением вреда после вступления в новый брак, возмещение не назначается.

Согласно п. 1 ст. 1088 ГК РФ, лица, состоявшие на иждивении умершего, приобретают право на возмещение вреда, если они стали нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. Это правило подлежит применению к правоотношениям, возникшим после введения в действие второй части ГК РФ (то есть с 1 марта 1996 года).

Ко дню смерти мужа вследствие трудового увечья жене исполнился 51 год, она была трудоспособна. Много лет она не работала, была занята воспитанием и находилась на иждивении мужа. Через четыре года после его смерти вдове исполнилось 55 лет, и она стала нетрудоспособной по возрасту. В новый брак она не вступила. Со дня достижения 55 лет она приобретает право на возмещение вреда за счет работодателя.

Если бы она достигла 55 лет более чем через пять лет со дня смерти мужа, то в соответствии с п.1 ст. 1088 ГК РФ права на возмещение вреда в связи с его смертью у нее не было бы.

Таков основной круг лиц имеющих право на возмещение вреда причиненного источником повышенной опасности в случае причинения вреда здоровью или смерти кормильца.

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, очерчен законом. Этому виду страхования подлежат граждане (физичес­кие лица - так они названы в законе), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Граждане, вы­полняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подле­жат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указан­ными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Как и все другое законодательство об обязательном социальном стра­ховании, данный вид страхования распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не пре­дусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

У каждого застрахованного право на получение обеспечения по данному виду страхования возникает со дня наступления страхового случая. В случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая право на получение страховых выплат имеют, по общему правилу, всенетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Данное право имеют нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении застрахованного лица, умершего от профессионального заболевания, и в том случае, когда страховое обеспечение предоставлялось самому застрахованному при жизни.

В отличие от пенсионного законодательства, основными юридическими фактами, с которыми связано право на страховое обеспечение в случае смерти от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания являются: 1) смерть застрахованного лица; 2) нетрудоспособность лица, обратившегося за получением страхового обеспечения; 3) нахождение на иждивении умершего или возникновение права ко дню смерти застрахованного на получение от него содержания. Степень родства или свойства с умершим, в отличие от пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, никакого юридического значения для получения страхового обеспечения не имеет.

Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню его смерти, установ­лен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса брачные или определенные родственные отношения имеют значение.



Легального определения нетрудоспособности и иждивения названный выше Закон не дает. По сложившейся практике, нетрудоспособность и иждивение как юридические факты по своему содержанию признаются аналогичными тем, которые закреплены в пенсионном законодательстве.

Для определенных членов семьи умершего застрахованного закон устанавливает исключения из указанного выше общего правила. Так право на страховое обеспечение предоставляется:

Ребенку умершего, который родился уже после его смерти;

Одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, который хотя и является трудоспособным, но не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо достигшими указанного возраста, но признанными на основании заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Право на получение страхового обеспечения сохраняется за указанными выше лицами и после окончания такого ухода, если они стали нетрудоспособными в период его осуществления;

Лицам, находившимся на иждивении кормильца, но ставшим нетрудоспособными в течение пяти лет уже после его смерти.

Иждивение несовершеннолет­них детей предполагается и не требует доказательств.

Другим нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств существования.



Законом предусмотрен также срок, в течение которого выплачиваются страховые выплаты в случае смерти застрахованного:

несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;

обучающимся старше 18 лет – до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;

инвалидам – на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями, сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Наряду с определением круга лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, важное юридическое значение имеет и такой факт как степень утраты профессиональной трудоспособности, поскольку ею обусловлены размеры страховых выплат застрахованно­му (как единовременных, так и ежемесячных).

Как же определяется степень утраты профессиональной трудоспособности?

Освидетельствование застрахованного производится учреждением ме­дико-социальной экспертизы. Оно может осуществляться в связи с обра­щением субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщи­ка) или суда при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта профессиональном заболевании.

Последующее переосвидетельствование произ­водятся тем же учреждением в установленные им сроки. Переосвидетель­ствование может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы это заключение может быть обжаловано в суд.

Уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвиде­тельствования в установленные сроки влечет за собой утрату права на обес­печение по страхованию до прохождения им переосвидетельствования.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах, исходя из оценки потери способности осуществлять профес­сиональную деятельность.

При наступлении у пострадавшего полной утраты профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций орга­низма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных ус­ловиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособ­ности - 100%.

Способность пострадавшего при выраженных нарушениях функций организма выполнять работу в специально созданных условиях дает осно­вание установить степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%.

Если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может продолжать профессиональную деятельность в обычных условиях, но с выраженным снижением квалифи­кации либо уменьшением объема выполняемой работы, а также в случаях, когда он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может выпол­нять профессиональную деятельность более низкой квалификации в обыч­ных производственных условиях, устанавливается степень утраты профес­сиональной трудоспособности от 40 до 60%.

В случае если пострадавший может продолжать профессиональную де­ятельность с уменьшением или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущем снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем преж­де, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30%.

Освидетельствование проводит учреждение медико-социальной экспер­тизы по месту жительства пострадавшего либо по месту его прикрепления к соответствующему лечебно-профилактическому учреждению.

В законе «О государственной социальной помощи» дается указание на три группы лиц , охватываемых этой помощью:

а) малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане;

б) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

Первой группой , самой многочисленной, являются малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. На наш взгляд, их правильнее называть малообеспеченными, так как наличие имущества далеко не всегда является показателем уровня их доходов. Именно этим уровнем определяется нуждаемость человека в том или ином виде материального обеспечения. Критерием нуждаемости является прожиточный минимум человека.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» заложил правовую основу для определения прожиточного минимума в России. В законе получили свое закрепление вопросы определения потребительской корзины, величина, периодичность ее исчисления и порядок установления, а также учет величины прожиточного минимума при оказании социальной помощи гражданам в субъектах РФ. Согласно данному закону Правительство РФ обязано ежеквартально утверждать величину прожиточного минимума в целом по стране в расчете на душу населения и отдельно: для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Во исполнение этого закона принят Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В нем установлено: какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода; как он должен рассчитываться; за какой период учитываются доходы и т.д.

Федеральный закон от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Она определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в соответствующих составах и объемах (в натуральных показателях).

Вопросы предоставления государственной социальной помощи регулируются и законодательством субъектов РФ. В ряде регионов были приняты свои законы о прожиточном минимуме и потребительской корзине. Региональные акты разрабатываются на основе Постановления Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации».



Получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. (Он является главным условием, определяющим право на получение такой помощи.)

В качестве другого критерия получения помощи выделяются «независящие от получателя причины». На наш взгляд, данная формулировка является неопределенной, так как ни в самом законе, ни в подзаконных актах, принятых в его исполнение, не указано, какие причины могут считаться «независящими». Это приводит к тому, что при оказании социальной помощи такие причины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводит к существенному расширению или сужению круга получателей дан ной помощи. Кроме того, наличие подобной неопределенности может нарушить право лица на ее получение. В любом случае даже узкое толкование, при котором любая причина может стать «нем висящей», не исключает того, что данная помощь может и должна, оказываться каждому, чей доход будет ниже установленного прожиточного минимума. Причем выплата соответствующего вида помощи может осуществляться вне зависимости от того, может чело век сам себя обеспечить или нет. Иными словами, хочет (желает) ли конкретное лицо само материально обеспечить себя, например путем самозанятости?

Полагаем, что в основу критериев, с помощью которых причины считаются не зависящими от граждан, могут быть положены инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с престарелым возрастом и болезнью, сиротство, многодетность, безработица, отсутствие определенного места жительства, отсутствие родственников, обязанных по закону оказывать материальную и социальную поддержку, вынужденное переселение, экстремальная ситуация, чрезвычайные и иные обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно. При этом не имеет значения, живет он отдельно или с семьей.

Рассчитывается среднедушевой доход претендующих на государственную социальную помощь граждан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. «О перечне видов до ходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». В нем изложена расчетная основа (база) для определения размеров данной помощи. Сам расчет среднедушевого дохода производится органом социальной защиты населения на основании предоставляемых гражданами сведений.

По действующим правилам при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. К доходу семьи и одиноко проживающих граждан относятся: заработная плата; денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ и пр.; алименты; пособия различных видов; пенсии; стипендии учащихся; ежемесячные страховые выплаты пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; суммы, равные стоимости питания детей в общеобразовательных учреждениях; от личного подсобного хозяйства и т. д.

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета (в соответствии с законодательством РФ) налогов и обязательных страховых платежей (единого социального налога). Доход семьи, получаемый в иностранной валюте, пересчитывается на рубли по курсу Центробанка РФ на день его получения.

Большое значение для установления размера государственной социальной помощи гражданам имеет прожиточный минимум. Прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Ее состав разработан на основе норматива потребления (набора продуктов питания), который в целом соответствует физическим потребностям человека по калорийности и химическому составу и покрывает энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в зависимости от потребностей в материальных благах и услугах с учетом цен, природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий.

Потребительская корзина является составной частью прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги. Для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в ее субъектах она определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Расходы по обязательным платежам и сборам являются второй составной частью определения величины прожиточного минимума.

В соответствии с законодательством РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане не являются исключением из этого правила. Они наравне с другими гражданами обязаны платить данные платежи и сборы со своих доходов. Однако для малоимущих граждан уплата налогов и сборов зачастую бывает непосильным бременем. Полагаем, что в этой связи было бы логично рассмотреть вопрос об установлении льготного порядка для малоимущих граждан в части обязательных платежей и сборов.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России ежеквартально устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ - их органами исполнительной власти.

Итак, главными условиями предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, являются: во-первых, наличие российского гражданства или законное проживание лиц на территории России и соблюдение ими установленного режима пребывания; во-вторых, наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Вторая группа получателей государственной социальной помощи - это реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Поэтому в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (с последующими изменениями и дополнениями) осуществляются реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Позже, в 1996 г. пострадавшими от политических репрессий стали признаваться члены семей репрессированных участников событий в г. Новочеркасске 1-3 июня 1962г. (См.: Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.»).

Согласно Положению о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 марта 1992 г., указанным лицам выплачивается соответствующая денежная компенсация. Попутно отметим, что это самостоятельная социальная выплата. Она не входит в перечень видов государственной социальной помощи, как иногда полагают.

Условием предоставления любого вида социальной помощи этим категориям граждан является наличие документа о реабилитации либо признании их пострадавшими от политических репрессий.

Третью группу составляют граждане - получатели государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»), она появилась в 2004 г. К данной группе относятся:

а) инвалиды войны;

б) участники Великой Отечественной войны;

в) ветераны боевых действий: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники МО СССР и работники МО РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945г. по 31 декабря 1957 г.; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»);

г) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в этот период;

д) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

е) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

ж) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц Ленинграда;

з) инвалиды и дети-инвалиды.

С точки зрения юридической конструкции закона включение вышеперечисленных лиц в число получателей социальной помощи в виде набора социальных услуг, за исключением инвалидов и детей-инвалидов, вызывает возражения. Во-первых, в преамбуле Закона о социальной помощи указывается, что в нем устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи только (выделено нами. - Авт.) малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Во-вторых, большинство из перечисленных граждан с учетом их прямого или косвенного участия в Великой Отечественной войне, на наш взгляд, нужно относить к числу лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Иначе законодатель загодя их относит к категории лиц, нуждающихся в социальной помощи. Правовое регулирование отношений по оказанию им дополнительных видов социального обеспечения должно регулироваться либо Федеральным законом «О ветеранах», либо отдельным законодательным актом.

Чтобы получать набор социальных услуг, вышеперечисленные лица должны иметь соответствующие документы, подтверждающие право на него. Помимо этого, они должны быть включены в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (См.: Порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 г.).

Лица, проходившие военную или приравненную к ней службу (Имеются в виду МВД РФ, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), включаются в специальный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В регистре содержится вся основная информация на каждого о получении помощи в виде набора социальных услуг. Этот регистр ведет Пенсионный фонд РФ.

В ходе реализации планов административной реформы изменился объем правомочий в вопросах государственной социальной помощи между федеральным центром и регионами страны. Так, к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

а) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

б) разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории России государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

в) установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на всей территории страны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено: а) принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Причем оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством самих субъектов РФ.

Теперь отдельно рассмотрим виды, размеры и порядок назначения государственной социальной помощи по каждой группы получателей государственной социальной помощи.



Просмотров