Кратко о философии ницше. Ницше: философия жизни

Имя: Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)

Возраст: 55 лет

Рост: 173

Деятельность: мыслитель, филолог, композитор, поэт

Семейное положение: не был женат

Фридрих Ницше: биография

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.


Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» . Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.


Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.


Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.


В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.


Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.


Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» - один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.


Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.


На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.


Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.


В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.


Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.

Библиография

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
  • «Несвоевременные размышления»
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
  • «Весёлая наука»
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
  • «Казус Вагнер»
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • «Антихрист. Проклятие христианству»
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою»
  • «Воля к власти»

Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии, изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге, работал в Базельском университете. С 1879 года он прекращает преподавание и странствует по Швейцарии, Италии, Франции, создав в эти годы свои лучшие произведения. Последние десять лет ХIХ века он живет, утратив душевное равновесие, и умирает в Германии, так и не узнав об успехе своих книг.

Творчество Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблеме человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Согласно Ницше, ни мораль, построенная на рационалистической основе, ни христианская мораль, которые до сих пор господствовали в Европе, не оправдали себя, поэтому необходимо исследовать саму проблему морали и подвергнуть пересмотру существующие нравственные ценности.

Ницше выражает свои идеи в оригинальной литературной форме, не давая строгих определений, не создавая законченной рациональной системы; его философия пронизана нигилизмом – отрицанием всего, часто ради самого отрицания, а также не лишена противоречий.

Главные сочинения Фридриха Ницше

  • «Человеческое, слишком человеческое» (1878)
  • «Веселая наука» (1882)
  • «Так говорил Заратустра» (1885)
  • «По ту сторону добра и зла» (1886)
  • «Генеалогия морали» (1887)
  • «Сумерки богов» (1888)
  • «Антихрист» (1888)
  • «Воля к власти» (1989)

Философия Ницше

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что огромное влияние на творчество Ницше, особенно на ранних его этапах, оказала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Вслед за ним Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность. Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только посредством искусства. В этой связи Ницше обращается к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу. Именно греки, осознавая опасность и необъяснимость жизни, преобразовывали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешивались две тенденции: дионисийская и аполлоновская.

Первая из них связана с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии. По мнению Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему присоединились «аполлоновские» черты – самообладание, умеренность, рациональность, связанные с богом Аполлоном. Величие Греции, ее подлинная культура состояли в гармоничном сочетании этих двух начал, но когда начинает преобладать «аполлоновский» дух, нарастают разрушительные тенденции в культуре, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

Критика современной морали и провозглашение «смерти Бога»

Ницше считает, что европейский человек знает и признает только известные ему христианские ценности, не подозревая о существовании других. Но, как он пишет, это – «только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие «морали». В работе «По ту сторону добра и зла» философ подчеркивает, что существуют разные виды морали, но самое главное их различие заключается в подразделении на «мораль рабов» и «мораль господ». Следует отметить, что понятия рабов и господ у Ницше не отражают принадлежности к определенному социальному слою, это – тип человека, состояние его духа.

По мнению Ницше, «мораль рабов» сформировалась, прежде всего, под воздействием христианской религии и обладает следующими чертами: - претендует на единую, всеобщую и абсолютную моральную систему; - отражает мораль стада, толпы, общества; - направлена на усреднение всех людей и нивелировку личности; - поддерживает слабых, больных, неудачников; - превозносит культ посредственности, слабости и серости; - является лживой и лицемерной.

Эти «моральные ценности», по мнению философа, исчерпали себя, и он предлагает выход, обращаясь к идее «смерти Бога». Устами героя «Веселой науки» он провозглашает: «Бог умер! Он останется мертвым! И мы его убили!». Тем самым Ницше хочет показать, что человек отказывается от мира сверхъестественного и связанных с ним идеалов, а также от тех моральных ценностей, которые всегда были в основе западной цивилизации. При этом Ницше не старается доказать или опровергнуть бытие Бога, но хочет освободить людей от мысли, что они полностью зависят от Бога. Вера – это самообман, и от нее надо отказаться, так как она является признаком слабости и трусости.

Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым благородным человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Философ проводит различие между Христом и христианством, которое исказило его учение. Он пишет: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутым, всякую ценность обесценила, любую истину превратила в ложь, а честь – в позор». Поэтому, по мнению Ницше, и настало время для переоценки ценностей и замены коллективной морали на индивидуальную.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека

Два типа морали одновременно всегда существовали в развитых цивилизациях, их элементы можно обнаружить даже в одном человеке. Они могли бы сосуществовать и дальше, если бы «рабы» не навязывали свои нравственные установки всем, и пример тому – христианство.

В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического». Поэтому, согласно Ницше, настало время переоценки ценностей, и пришла пора вернуться к аристократической традиции, которую в человеческой истории символизировал лишь один господствующий класс – воинов-аристократов. Такую мораль философ называет «моралью господ», носителем которой является господин, аристократ - это определенный тип высокого и благородного человека. Хотя Ницше не дает четкого определения «морали господ», но в своих произведениях он определяет черты человека, по которым ее можно распознать. Это – благородство, ответственность, правдивость, бесстрашие, «…благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, – будь это Бог, будь это дьявол, – склонность и привычка к великой справедливости, искусство повелевания, широта воли, спокойное око, которое редко удивляется, редко устремляет свой взор к небу, редко любит…».

Следовать этой высшей морали может новый тип человека – сверхчеловек, появление которого и связано с переоценкой ценностей. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек – это то, что дóлжно преодолеть… Сверхчеловек – соль земли». «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». Но сверхчеловек еще не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые. Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека.

Воля к власти

В основе всех стремлений человека, согласно Ницше, лежит воля к власти, жизнь есть борьба за собственное господство, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь есть просто воля к власти». Если перед богом уравниваются и выдающиеся, и посредственные люди, то в реальной жизни индивиды всегда будут различаться, в том числе и по своим способностям и талантам, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, так как воля к власти пронизывает все существо человека и вообще всего живого на земле.

Поэтому, по мнению Ницше, посредственности также всегда будут стремиться к власти, но для общества это необходимо, так как «высокая культура может существовать только на широкой основе, на крепко и здраво консолидированной посредственности». Это означает, что задачей масс является создание условий, основы для возможного появления нового типа человека – сверхчеловека. Но он не может появиться, если высшие индивиды не наберутся смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности, и создать новые на основе собственной воли к власти. Эти новые нравственные ценности будут целью для высшего человека и смогут реализоваться в будущем в сверхчеловеке.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей. Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

Такая позиция Ницше была обусловлена положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю – отсюда потеря человека, его слова, его силы. Ницше как художественная натура болезненно реагировал на действительность и полагал, что массы уничтожают позицию отдельной личности. Он считал необходимым спасение человека, выдвигая идею сильной личности – сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше и в прошлом, и в настоящем – всегда, когда «толпа» или любые общественные формы довлеют над личностью. При этом философ совершенно не принимал современную ему действительность, и абсолютизация отрицания пороков окружающего его мира доходила у него до глобального отрицания всего существующего.

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Сегодняшняя статья является последней частью рассказа об .
В заключение я хочу представить Вашему вниманию краткий обзор творчества Ницше в целом , чтобы Вы могли составить для себя подробную картину о том, решением Каких Проблем занимался великий философ.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

Помимо его философских взглядов, описанных в книгах М.Е. Литвака «Принцип Сперматозоида», «Из ада в рай» и «Религия и прикладная философия», я читал лишь одно, зато самое известное его произведение – «Так говорил Заратустра». Но, поскольку всё творчество Ницше Крайне Трудно для восприятия человека, который НЕ является специалистом в области философии, психологии и клинической психиатрии (которые столь необходимы для понимания и психологически грамотной интерпретации его творчества), т.е. для Читателя, НЕ обладающего узкими, сугубо профессиональными специфическими знаниями в данных областях, Глубокий и Подробный анализ его произведений (включая «Заратустру») я решил НЕ делать.

Однако ниже я приведу краткий материал об основных идеях в философии Ницше , скомпонованный из нескольких интернет-источников со своими комментариями. Данный материал предназначен для тех, кто собирается читать Ницше в оригинале. Возможно, Прочтение Краткого Обзора его творчества оттолкнет Вас от его более Глубокого и Детального его изучения. Нет, я ни в коем случае НЕ говорю, что Ницше – плох. Ницше хорош, а местами – даже гениален. Однако я с полной уверенностью заявляю: творчество Ницше ТЯЖЕЛО, СЛОЖНО и ЗАПУТАНО для Восприятия. Но, разумеется, на вопрос о том, стоит ли читать его произведения, каждый должен ответить Самостоятельно. Как говорится, «колхоз – дело добровольное», а моя задача – Вас предупредить.

«Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.
Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста . Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы , выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа , не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма можно назвать следствием осознанного выбора философа, результатом последовательного развития его убеждений. Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее передавая опыт жизни.

В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности , построенное на метафизике (разделе философии, который занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) «бытия становления», а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью. (Онтология – это учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности). Выходящие на первый план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и разложение . Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.
Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога . Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, т.е. нигилизм (мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры), проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру, поэтому являющегося нездоровым. (И в этом он, на мой взгляд, абсолютно прав. Подробнее цитату о Боге я прокомментировал в статье о ; Ю.Л.).

Ницше, подобно Марксу, испытал влияние дарвинизма . Весь ход эволюции и борьбы за выживание – не что иное, как проявление воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие - победить . Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. (В словосочетание «падающего толкни», Ницше, на мой взгляд, вкладывает следующий смысл: в самый последний момент ты просто обязан помочь своему ближнему, протянув ему руку помощи. Но лишь от него будет зависеть, захочет ли он ее взять, ухватиться за нее покрепче и с твоей помощью все-таки вытянуть себя пропасти. Однако стоит ли доводить дело до крайностей? На мой взгляд, НЕТ. Лучше вовремя решить Маленькую проблему, пока она не успела перерасти в Большую; Ю.Л.). В этом проявляется неугасаемая вера Ницше в саму жизнь , в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому и предначертанному нам судьбой. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!» (Ницше абсолютно прав, полагая, что из сформированного в раннем детстве невротического сценария , при наличии желания и методичной работы над собой, вполне можно выйти и начать жить другой, гораздо более счастливой жизнью, что из ошибок и жизненных неудач мы черпаем тот бесценный опыт, который рано или поздно приведет нас к долгожданному успеху. Но, разумеется, самому Ницше сделать это оказалось НЕ под силу, так как страдал он НЕ невротизмом, а таким психическим заболеванием, как шизофрения , причиной возникновения которой стала переданная ему по отцовской линии плохая наследственность; Ю.Л.).
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека . Разум и все так называемые духовные ценности - это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей . Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек - это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. (Кстати, с поставленной задачей развития в себе «сверхчеловека» Ницше вполне справился. Его имя навеки останется не только в истории философии, но и в умах, сердцах и душах многих миллионов его читателей; Ю.Л.). Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека - это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру - Дракона, или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек - Антихрист . Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. (Как я понимаю, Ницше считал себя не только «Сверхчеловеком», но еще и «Антихристом», который и должен создать «новую мораль» и «новые ценности»; Ю.Л.). Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. (Т.е. Ницше выступает за постоянное развитие и самосовершенствование , которые, в конечно итоге, неизбежно приводят к улучшению жизни любого общества. – В определенный момент какие-то общественные ценности в нем неизбежно устаревают, и тогда их следует заменить новыми, и так до бесконечности. Такая замена старого на новое является необходимым условием для Нормального развития Любого Общества; Ю.Л.).

Ницше не был философом ex professio и рассматривал свое «философское дело» как учение (не как метод, «систему» или теорию). Отсюда его резкое противопоставление собственного стиля философствования философии «специалистов», «ученым философам». Он «проповедовал» свои взгляды, т.е. придавал самому акту учительства решающую роль в преобразовании человеческого понимания смысла и целей жизни. Но в отличие от философов досократовских и тех, кто пришел на место Сократа, он не учил философии как искусству жить. Все главные его персонажи учат не истинной жизни (как Сократ, Шопенгауэр, Заратустра или Дионис-философ), а тому, что есть Сама Жизнь. (И в этом, на мой взгляд, проявляется существенный минус его философии. – Ведь свое учение о том, «что есть сама Жизнь», великий философ, как правило, основывал на Исключительно на СВОЕМ СОБСТВЕННОМ СУБЪЕКТИВНОМ ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ , важную роль в котором сыграли его личность и психическое заболевание. Т.е. для НЕГО Жизнь была ТАКОЙ (полной горестей, стресса, боли и страдания), но ведь для других – она сложится совершенно ИНАЧЕ, и это Вполне Закономерно. На мой взгляда, философ, равно как и любой другой ученый, в своей трудовой деятельности обязан заниматься именно поиском Объективной Истины , но НИКАК НЕ выстраивать теории, фундаментом которых служит лишь собственный субъективизм. И пишу я это НЕ для того, чтобы раскритиковать великого Ницше, которому, по большому счету, вот уже 215 лет, как абсолютно всё равно, что о нем думают другие люди. Я пишу это с целью показать, что Настоящая Объективная Истина НЕ знает ЛИЧНОСТНОГО СУБЪЕКТИВИЗМА, точнее, она от него ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДАЛЕКА . И Фундаментом ей служат Науки, в той или иной степени описывающие Законы Жизни, Законы Природы, Законы Вселенной, Законы Божьи; Ю.Л.).
За учением стоит Учитель, идеал избранного способа понимать жизнь . (Но Учитель, на мой взгляд, лишь Тогда превращается в Учителя, когда Вещает ИСТИНУ . Разумеется, Вещать он ее может По-Разному – любым доступным для него («избранным») способом. Но Истина в устах ЛЮБОГО Учителя , с моей точки зрения, ВСЕГДА должна быть ЕДИНА ; Ю.Л.). Другими словами, мысль всегда проявляет себя через избранный мыслителем способ («перспективу») жизни, драматическая театрализация образов мысли актуализирует возможные способы жизни. Под учением Ницше следует понимать разновидность духовного упражнения, т.е. обновляющее повторение того, что уже много раз было повторено. Жизнь - это полнота обновляющих себя повторений, и в этом смысле она - противоречие . (Ну, в этом смысле, разумеется, ДА. Ведь Сегодня ученые доказали, что Земля – круглая и вращается вокруг Солнца. А какие данные на этот счет появятся, скажем, через 1000 лет, Никто ведь НЕ знает. Поэтому вполне естественно, что информация, Истинная Сейчас, уже через некоторое время благодаря целому ряду научных открытий вполне могут утратить свою Истинность и стать Недостоверной или даже Ложной. Как говорится, всё течет, всё меняется; Ю.Л.).

В философском развитии Ницше обычно выделяются три периода .
На первом этапе Ницше предстает как последователь учения Шопенгауэра, в первую очередь его волюнтаризма (идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой Воле основную роль в Развитии природы и общества), и Р. Вагнера.
Второй период отмечен сближением Ницше с позитивизмом, естествознанием.
Третий период характеризуется усилением метафизического элемента, постепенной разработкой учения о воле к власти.
Учительство Ницше, его воспитательная миссия не требует учеников или тех, кто мог бы принять на себя груз ответственности за мысль учителя; речь Ницше не обращена к разуму Другого . (Интересно, а к чему же она тогда может быть обращена?! 🙂 Лично для меня смысл данного предложения остался загадкой 🙂 ; Ю.Л.). Образ Ницше-философа отчужден и неопределенен в силу его отказа от любой «мертвой маски»: пророка, аскета, мудреца, скептика и т.п. (Хм, а как на счет маски страдальца? По-моему, подходит. А что Вы думаете по этому поводу, Уважаемые Читатели?; Ю.Л.). Философствование есть непрестанная духовная трансфигурация : Ницше переходит из одного состояния мысли в другое, не удерживая их в одном-единственном и неизменном переживании собственного Я, но обретая себя в каждом из них как в законченной форме. Творчество Ницше как «воспитателя человечества» содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: учения о «великом стиле», о методе, о переоценке всех ценностей, о «вечном возвращении», о воле к власти.

УЧЕНИЕ О ВЕЛИКОМ СТИЛЕ
Будучи одним из наиболее выдающихся немецких стилистов, Ницше устанавливает правила чтения для собственных произведений, указывая прежде всего на две наиболее значимые формы своего стиля: афоризм и дифирамб . Аналитическому срезу письма Ницше соответствует афористическая форма , патетическому (исполненному пафоса, страстному, эмоциональному) - дифирамбическая (песнь) . Переход между ними - в интенсивности ритмического изменения общего порядка высказывания. Афоризм образует порядок законченного высказывания, не сводимый к своей логико-грамматической или синтаксической структуре. (Что верно, то верно. С логикой (причинно-следственной взаимосвязью суждений и умозаключений) у великого философа местами действительно было туговато. Причиной тому явился склад его личности и оставившее на ней свой неизгладимый отпечаток, психическое заболевание; Ю.Л.). Цель его - передать читателю не мысль или идею, подкрепляя их доказательством, убеждающей метафорой или удачным риторическим оборотом, а всю специфичность данного мгновения письма и все своеобразие того телесного жеста, которым нечто высказывается и одновременно скрывается. Телесный жест предстает в виде единой непрерывной ритмической кривой, проходящей в одно мгновение через множество точек, сил-мгновений, пульсирующих в тексте, того, что Ницше называл «нюансами». Афоризм - форма вечности, собиратель мгновений-нюансов. На афоризм проецируется форма вечного возвращения того же самого как иного (т.е. несущего уже Совершенно Другую смысловую нагрузку; Ю.Л.), и сам он есть лишь свидетельство идеи «вечного возвращения» на уровне письма.

УЧЕНИЕ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ МЕТОДЕ (СИМПТОМАТОЛОГИЯ)
Суть ницшевского критического метода состоит (см. «Генеалогию морали») в обновлении традиционной техники филологического (этимологического (этимология - раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов)) изыскания на основе следующего метафизического постулата: «природной» неизменности ставшего бытия противостоит бытие становления. Вместо «становления бытия» - «бытие становления» . (Интересная точка зрения, которая вполне имеет право на жизнь. И как здесь не вспомнить изречение великого древнегреческого мудреца Гераклита: «Все течет, все меняется. Нельзя войти в одну реку дважды»; Ю.Л.). Видимый мир - лишь видимость, а то, что могло бы быть высшей причиной, отсутствует. Мало сказать, что Бог умер, надо еще показать, что Его смерть так и не стала событием. Знак приравнивается симптому , философ и должен быть симптоматологом (специалистом, изучающим симптомы различных заболеваний) или дешифровщиком знаков культуры. (Здесь, на мой взгляд, Ницше заблуждается, т.к. НЕ каждый знак культуры является симптомом заболевания , да еще и настолько важным, что на него непременно следует обращать какое-либо, а особенно – пристальное, внимание; Ю.Л.). За любым из знаков, которыми мы пользуемся как чем-то устоявшимся (по привычке, по случаю или по принуждению), всегда скрыт некий процесс, который и был подвергнут переработке. (Ницше весьма категорично выступает против ЛЮБЫХ стереотипов и догм, забывая, однако, о том, что ряд из них может носить вполне разумный и даже полезный характер. Например, чистка зубов 2 раза в день, прогулки, занятия спортом и т.д. Поэтому далеко не всё здесь так однозначно; Ю.Л.). Симптом - знак бессилия жизни, полная и сильная жизнь есть событие (или «счастливый случай»), но не казус, не повод, не случайность и не происшествие. Т.к. всякий знак указывает на некоторое проявление болезненного состояния западной культуры, то, раскрывая смысл того или иного симптома, мы открываем источник болезни культуры. В «Генеалогии морали» Ницше пытается применить симптоматологическую технику анализа к ряду моральных утверждений, характерных для различных дискурсов (социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени) христианизированной культуры (например, по отношению к аскетическому идеалу).

УЧЕНИЕ О ПЕРЕОЦЕНКЕ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
Все ценности, на которых построена культура Запада, должны быть пересмотрены , ибо эта культура сформировала себя в круге платоновско-христианских понятий о подлинном и неподлинном мире, под знаком пренебрежения к миру посюстороннему и обесценивания жизни как лишь преддверия к другой, потусторонней жизни. (Уважаемые Читатели, поверьте, Ницше пишет ЕЩЕ НЕПОНЯТНЕЕ:); Ю.Л.). На самом деле нет никакого иного мира, кроме того, что дан в перспективном его усмотрении: совокупность перспектив и делает мир тем, что он есть (см. Перспективизм (философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции)). Ницше говорит об эпохе мирового нигилизма - длительном и непрерывном процессе отхода христианизированного человечества от ценностей посюстороннего опыта жизни (поворотный пункт - появление «теоретизирующего человека» по имени Сократ). Критика культуры - это лишь наблюдение философа-симптоматолога за мировым процессом вырождения христианизированного человечества. (Честно говоря, про «появление Сократа» я не очень понял, поэтому Без Комментариев:); Ю.Л.).
«Смерть Бога » - один из ключевых символов, используемых Ницше для обозначения наступления новой всемирной эпохи переоценки всех ценностей, следующей за эпохой нигилизма. «Смерть Бога» как символ мирового События знаменует собой не просто утрату веры в высшие ценности, но то, что мир нуждается в другом порядке ценностей и утверждении их новой иерархии. Для Ницше «Бог, который умер», - лишь тот Бог, который может умереть, т.е. это скорее всего пантеон («храм всех богов» в Риме) прежних богов, предрассудки верований, нежели Бог «как таковой», Высшая инстанция бытия , что не имеет ни лица, ни имени, ни звания, ни церкви, ни «креста и распятия», - это принцип становления. Появление в «Так говорил Заратустра» профетической (прорицательской, пророческой) темы сверхчеловека неотделимо от события смерти Бога и темы преодоления человека.

УЧЕНИЕ О ВОЛИ К ВЛАСТИ
Воля к власти есть основной и всеопределяющий принцип жизни , отрицающий статус «субъекта» и вообще всякую телеологию (философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин), причинность, начало, закон, необходимость и т.п. (В общем, по Ницше – «всё в топку» — и логику, и законы жизни, да и всё остальное – туда же:); Ю.Л.). Воля к власти - праформа существования живого (т.е. она Первична и идет До Него; Ю.Л.), она не может быть сведена ни к чему иному, не имеет смысла и цели . (Интересно, если она НЕ имеет смысла, то для чего же тогда она Необходима?! :); Ю.Л.). Принцип воли к власти Ницше переносит не только на области человеческой активности, но и на неживую и органическую Природу: Воля к власти имеет характер расширения и подъема, снижения и падения; она иерархически организует завоеванное пространство жизни, разделяя его на ранги, придавая каждому из них коэффициент ценности. И так продолжается до тех пор, пока воля не найдет для себя последний объект приложения сил - саму себя: тогда начинается процесс дезинтеграции и распада, деления воли к власти и она перестает существовать как один из центров силы. (С моей точки зрения, во время написания данного произведения, на взглядах великого философа всерьез начало сказываться психическое заболевание . Именно Его Следствием, на мой взгляд, и обусловлены столь малопонятные и крайне малоубедительные взгляды относительно устройства нашего бытия . «Воля к власти» (1988) является Последним произведением Фридриха Ницше, над которым он работал незадолго до того, как оказался в психиатрической клинике. И опубликовано оно было даже НЕ самим философом, а, после его смерти, сестрой Элизабет, отредактировавшей черновики брата; Ю.Л.).

УЧЕНИЕ О ВЕЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ
Под вечным возвращением Ницше понимает «бытие становления »: нечто становится, вечно возвращаясь, но возвращаясь как иное себе. В ходе этого возвращения особую роль играет повторение того же самого как иного, ибо повторение строится и как забвение, и как воспоминание. Вспоминается «лучшее», забывается «худшее» (это регулирование «возврата» через анамнез явно противостоит платоновскому припоминанию). Надо научиться жизни «Да», т.е. не помнить ее «неудач» и «падений». (Во-первых, это совершенно НЕРЕАЛЬНО (разве что человек будет страдать таким расстройством памяти , как амнезия. Во-вторых – на мой взгляд, просто глупо – т.к. весь наш накопленный жизненный опыт, а в особенности, наши Неудачи, Обязательно Следует Использовать для Продвижения Вперед, к Успеху – успешно проведя их анализ и в следующий раз в аналогичной ситуации уже не допуская или по ходу исправляя прошлые ошибки. Именно благодаря разумной критике и ошибкам мы становимся лучше (самосовершенствуемся, «сверхочеловечиваемся», если можно так выразиться) и рано или поздно Неизбежно Достигнаем Жизненного Успеха; Ю.Л.). Вечное интерпретируется как вечно становящееся, т.е. в своей неизменности становления оно не может не распадаться на себя повторяющие мгновения.

Уважаемые Читатели, а сейчас я представляю Вашему вниманию полный список произведений Фридриха Ницше .

Основные произведения
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872);
«Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872-1876):
1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873);
2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874);
3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874);
4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876);
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:
«Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879);
«Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880);
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881);
«Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887);
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883-1887);
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886);
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887);
«Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888);
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»;
«Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888);
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888);
«Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886-1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht - Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения
«Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie, 1869);
«О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten, 1871-1872);
«Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern, 1871-1872):
1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit);
2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten);
3. «Греческое государство» (Der griechische Staat);
4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur);
5. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf);
«Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn, 1873);
«Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen);
«Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner, 1888);

Юношеские произведения
«Из моей жизни» (Aus meinem Leben, 1858);
«О музыке» (Über Musik, 1858);
«Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident, 1862);
«Фатум и история» (Fatum und Geschichte, 1862);
«Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum, 1862);
«Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein?, 1863);
«О настроениях» (Über Stimmungen, 1864);
«Моя жизнь» (Mein Leben, 1864);

Кинематограф
В фильме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла » (англ.) русск. (итал. «Al di là del bene e del male», 1977) Ницше воплощает Эрланд Юзефсон (Лу Саломе - Доминик Санда, Пауль Реё - Роберт Пауэлл, Элизабет Фёрстер-Ницше - Вирна Лизи, Бернард Фёрстер (нем.) русск. - Умберто Орсини (итал.) русск.).
В биографическом фильме Жулиу Брессане (порт.) русск. «Дни Ницше в Турине » (англ.) русск. (порт. «Dias de Nietzsche em Turim», 2001) философа сыграл бразильский актёр Фернанду Эйрас (порт.) русск.
В фильме Пинхаса Перри (Pinchas Perry) «Когда Ницше плакал » (англ. «When Nietzsche Wept», США-Израиль, 2007, по роману Ялома Ирвина) заглавного персонажа сыграл Арманд Ассанте (Лу Саломе - Кэтрин Винник, Йозеф Брёйер - Бен Кросс, Зигмунд Фрейд - Джейми Элмэн (англ.) русск., Берта Паппенгейм - Михаль Янай (иврит) русск.).
Фильм венгерского режиссёра Белы Тарра «Туринская лошадь» (венг. «A torinói ló», 2011) основан на истории о Ницше, который в Турине 3 января 1889 года стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади, обнял её, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей жизни проведя в больнице для душевнобольных».

Уважаемые Читатели, на этом на сегодня всё. Вы читали статью об основных идеях в философии Ницше . В заметке под названием «Болезнь Ницше » Вы можете ознакомиться с его биографией, проводя анализ которой, я наглядно показываю, что великий философ страдал Шизофренией.
Ну а в заметке под названием « », Вы можете ознакомиться с философскими взглядами другого выдающегося немецкого философа.

Введение

Политико-правовой аспект философского учения Ф. Ницше одно из самых сложных и противоречивых в современной науке. Актуальность данной проблематики заключается в возросшей популярности философа. В произведении «Так говорил Заратустра» он описал себя как философа послезавтрашнего дня. Действительно, Ницше опередил свое время, и, кажется, только теперь его взгляды и умозаключения начинают понимать. Самым большим опасением исследователей на сей день является то, что философия Ницше развращает умы молодежи, на которую всегда производила большое впечатление. Повышенный радикализм и ультраправые настроения в обществе черпают из его учения главные тезисы своих уставов.
Целью моей работы было осветить главные положения учения Ницше, подробно остановившись на политико-правовом аспекте, и показать влияние данного учения на общество. Также я попыталась рассмотреть Ницше как философа витализма, чьей главной ценностью является жизнь, т.о. сразу входит в противоречие с надуманным массами радикализмом Ницше. Большая часть трудов, переработанных мною, - критика зарубежных авторов его учения. Напротив, советский автор Одуев произвел отрицательное впечатление, а его книга показала себя в качестве пропагандистской, в которой Ницше незаслуженно был назван фашистом.

Основные положения учения Ницше.

Нигилизм.

Что такое нигилизм? - То, что высшие ценности теряют свою ценность.
Мораль - это высшее заблуждение и неправда. Мораль зиждется на вере, бытие - более объективная и стабильная, однако во многом расхожая с моралью категория. Ницше в начале "Воли к власти" пишет о том, что период нигилизма в истории неминуем, что вскоре человечество сродни Фаусту отчается в поиске смысла за пустыми оценочными категориями, не несущими никакого смысла и осознает тщетность восхождения по лестнице нравственности, которое, являясь целью, ничего не дает в конце. Утрата веры в систему, Абсолюта, причастность к целостному также порождает нигилизм. Самой последней его стадией является неприятие человеком ни реального, ни созданного им самим миров - разрыв и путаница объективной реальности и оценочных категорий человека, порождаемых его собственное понимание действительности.
Морализм без религии - прямой путь к нигилизму, он основан на слепой вере в Абсолютного Творца, без нее мораль подскажет всем то, что каждый из нас, по сути, Творец. Морализм в совокупности с религией - левиафан еще больший. Так как истоком европейской морали было христианство, Ницше в своих трудах отождествляет мораль европейскую с моралью христианской.
Мораль – это защита и броня для «недоросшего» человека, «доросший» же человек обладает способностью нападать.
Ницше не нигилист, он не отрицает ценностей. Он страшится прихода нигилизма и видит выход только в переоценке ценностей. Начало его он рассматривает как предвестник грядущего упадка общества. "Если он когда-либо и считал себя пророком нигилизма, то он возвещал о его наступлении не как о чем-то, что следует праздновать, но в том смысле, в каком Иеремия был пророком разрушения Иерусалима".
Столкновение воли «господ» и воли «рабов» порождает нигилизм и непонимание между ними.
Причина нигилизма - в отсутствии высшего вида человека (как Наполеон или Цезарь), в падении мира, т.к. им начинает управлять стадо, масса, общество.
Ницше презирает истину и считает ее безобразной. Он не нигилист, но просто отворачивается от многих вещей, что его окружают: религия, мораль, нравы, политика...

Христианство.

Ницше смеется над христианами и осуждает их за слепоту. По его словам, они создали культ добра, "доброго человека", который продолжает вести ту же самую войну, что и человек "плохой". Нет абсолютного зла и абсолютного добра, отказываясь от зла, человек отрицает жизнь. Природа человека такова, что любовь и ненависть, доброта и гнев неразрывно связаны друг с другом. Из этого Ницше делает вывод о том, что мораль неестественна природе человека. "Я объявил войну худосочному христианскому идеалу не с намерением уничтожить его, а только, чтобы положить конец его тирании и очистить место для новых идеалов, для более здоровых и сильных идеалов...". Работа "Антихрист" Ф. Ницше была написана им, дабы обличить христианство и его мораль. Нужно воспринимать его антихристианские идеи в контексте того времени. Те качества, что он воспитывает в читателе: презрение, гордость, самоуважение - нужны чтобы избавится от затхлых идеалов, которые лишь являются лишним стагнирующим фактором для дальнейшего развития общества. Он понимал, что без достаточного презрения человек конца 19 века не сможет отказаться от столь заманчивых идолов, которые дают надежду на светлое будущее, которого, по его мнению, не будет, если не произойдет переоценка ценностей. Христианство изжило себя, оно должно уступить по праву место сверхчеловеку. Оно культивирует слабость и сочувствие, которые сильным людям не свойственны.
Часто заблуждаются в том, что Ницше атеист, это не так. Его фраза "Бог умер" далеко не атеистическая, она лишь говорит о том, что идол умер, что общество уже готово принять нового. Он видит последствия смерти Бога и ужасается тому, что этот кумир когда-нибудь окончательно падет, что будет невозможно контролировать массы. Для Ницше не важно, существует Бог или нет, для него важно верим мы в него или нет. Он сам осознал, что Бог для него мертв, опередив тем самым общество и предсказав гибель христианской морали. Европа сейчас воспринимает христианство уже не как связующее звено в обществе, а как историческое и культурное наследие, которое все более становится атавизмом.

Воля к власти.

Природа власти также дуалистична, как и природа человека. Власть не только приносит пользу, но и вредит. Как всякая воля, она стремится к максимизации. Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться. Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.
Власть - это захват, присвоение, увеличение своего потенциала за счет другого, наращение сил. Воля к власти появляется, когда она находит сопротивление. Ницше восхвалял войну: "Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий... Вы говорите, что благая цель освещает войну? Я же говорю вам, что благо войны освещает всякую цель". Война ценна тем, что она раскрывает потаенные добродетели человека и самые главные - храбрость и благородство, война делает людей ближе к их естеству. Воля к власти - это воля к жизни. Ницше - представитель витализма, он соизмеряет все не в соответствии с добром и злом, а с тем, что естественно жизни. Жизнь - это высшая человеческая ценность, реализовать ее возможно только через волю к власти.

Идея о сверхчеловеке.

Идея о сверхчеловеке или "белокурой бестии" занимает ядро ницшеанского учения. Очень часто путают Заратустру Ницше с его Сверхчеловеком. Заратустра только говорит о будущей белокурой бестии, он его предтеча и пророк, пришел, чтобы подготовить почву для новой расы людей. Всего содержатся три главных идеи о Сверхчеловеке в "Так говорил Заратустра": первая - оставаться верными земле, не верить тем, кто говорит о надземных надеждах, вторая - идея о вечном возвращении, сверхчеловек - это не новый этап в эволюции, хотя и имеет сходные с человеком внешние признаки, и третья - о Воли к Власти, о Бытие и сущности жизни. Сверхчеловек принимает философию "Вечного Возвращения". Это идея о мире, вечность которого обусловлена бесконечным повторением.
Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли. Сверхчеловек сам порождает ценности. Это раса сильных (в культурном, а не антропологическом значении слова "раса"). При этом принцип наследственности отсутствует. Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла».

Государство и право в учении Ницше.

Роль права и государства для Ницше является второстепенной по отношению к самой идее, это лишь средства, инструменты культуры, в которой сталкиваются воли, и выигрывает та, которая сильнее. Вся история - это столкновение двух типов воль: воли господ и воли рабов.

Государство.

Ницше восхищается правовыми институтами Древней Греции, законодательством Ману, законом кастового строя, а точнее - двумя эпохами - классической древностью и языческим Возрождением. Разделяя типы государственности на два основных: демократический и аристократический - воспевает последний. Если «аристократия воплощает веру в элитное человечество и высшую касту, демократия воплощает неверие в великих людей и элитное сословие: «Каждый равен каждому». «В сущности, мы все скопом своекорыстные скоты и чернь». Демократия или «господство толпы» ведет к декадансу, вырождению культуры, власть должна принадлежать аристократии, избранным, меньшинству. Демократия наравне с социализмом только поддерживает идеалы христианской морали - смирение, подчинение, сочувствие, пассивность, что враждебно волевому потенциалу человека. Только тогда государство будет «здорово» и будет раскрывать потенциал человека, когда оно будет подчинено жесткой иерархии.
Рабство, по мнению Ницше, необходимо. Его роль велика - нужен ресурс, для поддержания немногочисленной аристократии. Вместе с тем Ницше не хочет, чтобы рабы были бесправны, например он наделяет их правом на восстание. "Восстание - это доблесть раба". Только бунт, считает он, может проявить изъяны в государстве, и если он произошел, нужно не наказывать бунтарей, а наоборот облагодетельствовать их.
Ницше не был сторонником какой-либо определенной теории возникновения государства и права, его взгляды можно охарактеризовать как смесь естественно-правовой теории и теории насилия. Государство возникло в ходе насильственной борьбы сильных и слабых. Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека.
Ж. Бурдо дает оценку политико-правовой идее Ф. Ницше: «Государство - враг цивилизации. Оно приносит пользу только тогда, когда во главе его стоит тиран, «антилиберальный до жестокости». Единственное, подходящее положение в государстве для высшего человека - это положение диктатора». «Благодаря демократической морали, т.е. благодаря филантропии и гигиене, слабые, болезненные выживают, множатся и портят расу (таково мнение Спенсера). Прежде чем улучшать людей воспитанием, их надо переродить путем подбора. Нас может спасти только новая аристократия, класс господ, приближающихся к типу сверх-человека. Европа целиком должна управляться этими людьми, им надо приносить в жертву массы, и это поведет человечество к прогрессу».
Ницше также не был анархистом. Анархизм, как он пишет в "Воле к власти", лишь агитационное средство социализма, которое не свойственно жизни. «Сама жизнь не желает признавать никакой солидарности, никаких равных прав между живыми и вырождающимися частями организма: последние надобно вырезать - иначе весь организм погибнет». Равенство прав противоречит природе, мы все изначально неравны, поэтому социализм, анархизм и демократия - глубочайшая несправедливость и противоестественность.

Ницше писал в своих работах о том, что права не существует с точки зрения воли к власти. Когда сталкивается воля, то в итоге побеждает тот, чья воля сильнее. Право завоевывает сильный.
Великому человеку разрешается совершать преступления. Его воля - это воля природы, воля «сильных» от рождения, которая завоевывается и поэтому оправдана. Ницше не выступает за наказание, но за подавление. «Преступление - это бунт против общественного порядка». Оно указывает на проблемы в обществе. Если этот бунт массовый, то восставших следует вознаградить. Вместе с тем "единичный" бунт требует частичного или полного тюремного заключения. Преступник – это человек мужественный, т.к. он рисковал всем: жизнью, честью, свободой. Ницше говорит о том, что нравы меняются: раньше наказание очищало человека, теперь - оно обрекает его на изоляцию, преступник предстает перед обществом как враг, что Ницше считает неправильным.
Право на уголовное наказание – недоразумение, по сути. Право должно приобретаться договором, только в связи с его нарушением права и обязанности могут быть истребованы. Самооборона и самозащита, т.е. уголовное наказание, по Ницше – это право слабых, потому что слабые не способны защитить себя сами, на это и нужна дополнительная поддержка от государства. Вообще общество, которое отрицает войну и силу, – упадническое. Мир – это лишь перерыв и отдых между войнами.
Философию права Ницше считал еще не достаточно развитой правовой наукой. Он осуждал многих теоретиков за недостаточную аргументацию и идею, взятую в основу. Сам он считал, что нужно брать во внимание культурный и исторический аспект, в чем был близок к цивилизационному подходу.

Влияние Ницше на общество.

На обычных людей и на государственных и общественных деятелей произвели огромное впечатление труды Ницше, возникло много как сторонников, так и противников, что говорит о трудности в понимании его учения. Очень часто неверно трактуют его слова о Сверхчеловеке, о противостоянии воль. Это оказывает тлетворное влияние на отдельных индивидуумов, к примеру: один молодой человек убил свою невесту, чтобы показать, что он силен своей волей. Он считал, что это говорит ему учение Ницше. Как следствие можно предположить, что люди с низкой волей видят в его словах лишь насилие и подавление, раскрытие животных инстинктов в сторону деструктивности. Ницше пишет о воле господ и воле рабов, он лишь констатирует факт, но не стремится, чтобы каждый показывал или множил свою «волю господина». Не всегда мысли и идеи нужно претворять в жизнь, переход из «эйдоса» в практику может даже сместить первоначальную идею в ту или иную крайность, здесь очень важна соразмерность. Жорж Батай - единственный человек, который претворил в жизнь учение Ницше, более того он посвятил ему всю свою жизнь. Он заслужил мировое признание как человек, который «понял» Ницше. Ему принадлежат слова о Ницше: «Никто не может достоверно прочитать Ницше, не «став» Ницше».
Ницше произвел эффект не только на обычных людей, но и на целые партии и движения: социалисты, не смотря на ярые антисоциалистические протесты Ницше, признали его своим. Его учение было воспринято всем обществом и закрепилось в истории через А. Гитлера, Б. Муссолини и их сторонников.
Но были ли верно истолкованы его слова фашистским и нацистским движениями начала 20 века? Гитлер читал Ницше, многие историки подтверждают этот факт. Сестра Ницше всячески содействовала признанию Ницше как идеолога национал-социализма. Муссолини также признавал и ставил его выше всех философов. Несмотря на различия, в их идеологиях можно найти сходства с ницшеанством. Национал-социалисты заимствовали многое из его учения: идея о сверхчеловеке, жесткая иерархия, идея о неравенстве людей, футуризм, построение нового общества, замена бога на расовую избранность, замена креста в церквях на свастику, антисоциализм, "переоценка ценностей", индивидуализм. Хоть партия Гитлера и называлась национал-социалистической, от социализма осталось только название, это была партия «бюргеров», капиталистов. Если сравнивать движения Муссолини и Гитлера, то партия последнего была более всего приближена к ницшеанскому идеалу. К тому же, война как средство мира - один из основных мотивов доктрины Гитлера.

Заключение
Политико-праовой аспект учения Ф. Ницше рассмотрен с точки зрения основных тезисов, затронуты в большей степени его суждения о политике и праве. Рассмотрена концепция противостояния воль, идеальное государство Ницше (хоть он и не считал себя утопистом, но его идеи на сегодняшний день еще трудноосуществимы). Ницше уникален, нет ни одного философа хотя бы и напоминающего его. Все его книги – бунт против существующего порядка. Он блещет стилем. Многие критики утверждают, что за стилем он забывает об идее, но это не так. Его философия отличается тем, что он не имеет четкой структуры и форм, как это принято в классической немецкой школе философии, но его идеи заставляют думать читателя, и каждый в них находит свое понимание. Моей целью было не столько осветить мое понимание Ницше, сколько понять и донести то, какой он есть на самом деле – без идеологии и пропаганды.

Рецензии

Замечательно, что вы задались целью попробовать понять философа таким, какой он есть, то есть в отрыве от навешанных на него как отдельными авторами, так и массами ярлыков. Плохо только, что у вас не очень получилось. Вы пишите:

"...Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему [сверхчеловеку]. «...индивидуализм или, другими словами, эгоизм, имморализм остаются достоянием избранника: «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла"

Одно только это - уже фашизм. По крайней мере, отталкиваясь от принимаемой на веру истинности этого положения можно вывести и "оправдать" всю фашистскую идеологию, которая сводится к ничем не ограниченному диктату "высшего" над "низшим".

Еще вы писали в начале, что радикализм Ницше является лишь мифом, порожденным сознанием масс, а потом ниже мы читаем: "Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека". И это не радикализм?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Ницше был многосторонним, его труды можно разделить на несколько идей:

1) Воля к власти.

2) Смерть бог.

3) Нигилизм.

4) Переоценка ценностей.

5) Сверхчеловек.

Философия Ницше кратко упоминает теории, являющиеся почвой для его размышлений, таких как теория эволюции и естественного отбора Дарвина и метафизика Шопенгауэра. Не смотря на огромное влияние этих теорий на труды Ницше, в своих размышлениях он безжалостно критикует их. Тем не менее, естественный отбор и борьба за выживание, в которой выживают сильнейшие, привела к желанию философа создать некий идеал человека.

Основные идеи работ Ницше:

    Воля к власти

Зрелую философию Ницше кратко можно изложить в его стремлении к власти и господству. Это было его главной жизненной целью, смыслом существования. Воля для философа являлась основой мира, который состоит из случайностей и наполненный хаосом и беспорядком. Воля к власти привела к мысли о создании «сверхчеловека».

    Философия жизни

Философ считает, что жизнь является отдельной и уникальной для каждого человека реальностью. Он не отождествляет понятия разума и жизни и жестко критикует выражения и учения, касающиеся мыслей как показателя к существованию человека. Ницше представляет жизнь как постоянную борьбу, и поэтому главным качеством человека в ней выступает воля.

    Истинное бытие

Философия Ницше кратко освещает проблемы бытия. Он считает, что нельзя противопоставить истинное и эмпирическое. Отрицание реальности мира способствует отрицанию реальности человеческой жизни и декадансу. Он утверждает, что абсолютного бытия нет, и не могло быть. Существует лишь круговорот жизни, постоянный повтор того, что уже когда-то было.

Ницше яростно критикует абсолютно все: науку, религию, нравственность, разум. Он считает, что большая часть человечества жалкие, неразумные, неполноценные, люди, единственным способом управления которыми является война.

Смыслом жизни должна являться только воля к власти, а разум не имеет такого значительного места в мире. Также он агрессивно настроен в отношении к женщинам. Философ их отождествлял с кошками и птицами, а также с коровами. Женщина должна вдохновлять мужчину, а мужчина при этом держать женщину в строгости, порой с помощью физических наказаний. Не смотря на это, у философа имеются множество положительных работ об искусстве и здоровье.

    Сверхчеловек

Кто такой сверхчеловек, по мнению Ницше? Конечно же, это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён: общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того, кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.

Рассмотрим подробнее теорию сверхчеловека.

Идея сверхчеловека в произведении «Так говорил Заратустра»

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» - впервые изданная в 1885 году, одна из самых спорных и известных философских книг. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение нескольких лет. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну -- четвёртую. После смерти Ницше книга «Так говорил Заратустра» была опубликована в одном томе.

В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Через его речи и действия Ницше высказывает свои мысли. Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек -- промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек -- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». Философ, важной темой которого является декаданс, также подчеркивает то, что человечество пришло в упадок, исчерпало себя: «Человек есть то, что должно превзойти».

В противовес сверхчеловеку автор создает образ Последнего человека, о котором в своей речи к толпе Заратустра рассказывает на площади. Он соединяет в себе все негативные, по мнению писателя черты: он не знает что такое любовь, творение устремление, он приспособленец, живет дольше всех, неистребим, но «делает все маленьким». Забыв о высших идеалах, он, остановившись в развитии, думает что нашел уже счастье. Для него труд не средство достижения цели, а лишь развлечение, да и то в меру, чтоб не утомиться. Он объединяется в стадо, желая равенства и презирая чувствующих иначе. Толпа радуется словам Заратустры и просит сделать их похожими на последнего человека, что дает нам понять, что, по мнению Ницше, весь мир стремится к неверным целям, руководствуется ложными идеалами. Заратустра в своих речах называет своих противников лишними людьми, посредственностью. Еще одной их ложной добродетелью является крепкий сон, которому подчиняется все их жизнь. Именно из него происходит их умеренность и ровность в желаниях, а не из соображений долга.

Сверхчеловек, напротив, должен гармонично сочетать в себе физическое совершенство, высокие интеллектуальные качества ради того чтобы обновить человечество, воплотив идею вечного возвращения Ницше, которая выражается в цикличности бытия. Сверхчеловек должен обладать, прежде всего, несокрушимой волей. С ее помощью он преодолеет все трудности и построит новый мир. Но сверхчеловек скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Он разрушитель старых ценностей. Заратустра призывает «разбить старые скрижали, ибо Бог мертв». Ради достижения своей цели сверхчеловек может пренебречь общепринятой моралью («Нет истины, все позволено»), поскольку его разум не должен быть ничем задурманен. Придерживаясь прагматического подхода, Ницше дал ему право быть «по ту сторону добра и зла». Но афоризм «падающего подтолкни» происходит не отсюда. Его не следует понимать в том упрощенном смысле, что не стоит помогать ближним. Так как автор испытал на себе влияние дарвинизма, он уверен, что самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы оттуда возродиться, или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в ее способность самовозрождения и сопротивления всему роковому («То, что не убивает нас, делает нас сильнее»).

Сравнивая великого человека и последнего, автор проводит параллель к разнице алмаза и древесного угля. Они ведь суть одно и то же, состоят из углерода, но алмаз тверд и несгибаем, как воля стремящихся к пришествию сверхчеловека, а уголь мягкий и рассыпчатый, так как последний человек слаб и безволен. Завершая сравнение, Ницше горюет о том, что даже великие люди все еще слишком похожи на людей, то есть человек стоит в самом начале своего пути к обновлению.

Обновление должно произойти с помощью трех превращений. Первое превращение Верблюд. Он символ стойкости и выносливости. Человек должен противопоставить эти качества духу времени, выдержать все испытания, не сдавшись, не превратившись в маленького человека. Второе превращение Лев. Своей силой и яростью человек должен разрушить старые устои и традиции, а не разрушив старого, не получить нового. («Беззаботными, насмешливыми, сильными - такими хочет нас видеть мудрость, она женщина и всегда любит только воина»). Последнее превращение Ребенок. Он символ невинности, забвения, нового начинания, начального движения, так как Лев разрушитель не способен созидать, ему на смену приходит Ребенок.

Ницше провозглашает свободу смерти, лозунгом которой является слоган «Умри вовремя». Это подразумевает то, что смерть, как часть жизни, тоже должна быть подчинена цели. Человек должен ей управлять, он имеет на это право. То есть для Ницше Бог уже не владеет монополией на жизнь, ибо Бог умер. А человек подчиняя смерть идее сверхчеловека, на одре благословит клятвы больших людей быть верными своей цели.

Сверхчеловек освобождается не только от морали и религии, но и от авторитетов. Даже таких сильных как пророк сверхчеловека - Заратустра, который учит своих последователей: потеряйте меня и найдите самого себя. То есть каждый человек должен найти самого себя, принять себя.

Поиску себя мешают традиции, институты общества… Автор объявляет священников врагами сверхчеловека, ибо они проповедники медленной смерти, они служат мертвому Богу и они лживы («Когда заповеди были особенно священны - на свете было больше всего грабежей и убийств»). С ними рядом стоят добрые и праведные. Это довольные и сострадательные горожане, «чья тетива разучилась дрожать и им не стать стрелами тоски». Они никогда не смогут стать мостом над пропастью, так как они довольны тем, что имеют. Аристократия тоже подвергается жесткой критике, поскольку кто как не они должны вести людей в светлое будущее, а они погрязли в пороках, в блуде и лжи, в корысти и лени.

В отличие от аристократии, Ницше возвышает простого крестьянина, который способен на перемены. У него есть воля и этим он силен. В подтверждение этой мысли, автор рассказывает нам о пастухе, в рот к которому заползла змея пока он спал, он откусил ей голову и отбросил прочь по подсказке Заратустры, таким образом, выжив. Этим Ницше обозначает главную свою идею: слушай Заратустру и будешь жить.



Просмотров