Коротко о профессии пожарного. Профессия Пожарный

Востребованность профессии пожарного в наши дни высока. В любое время года в каждом населенном пункте и за его пределами часто есть необходимость в сотрудниках спецслужб, в обязанности которых входит ликвидация пожаров разной степени сложности, а также и профилактика возгораний.

О пожарной безопасности беспокоились еще во времена Древнего Рима, где распоряжением императора Августа была создана бригада по борьбе с огнем. А сегодня подобные подразделения есть в каждом современном городе.

Борцами с огнем люди становятся по призванию. Способность защищать и спасать других и каждый раз бесстрашно смотреть опасности в глаза вряд ли можно назвать просто профессией.

Профессия пожарного (в последнее время их справедливо называют спасателями) считается одной из самых важных в современном обществе. Еще с раннего детства любой ребенок наизусть знает номер телефона 01. Огонь – страшная стихия, и зачастую спастись людям самостоятельно нет никакой возможности. В таких случаях профессионалы на пожарной машине примчатся в считанные минуты. Их приоритетная задача – это эвакуация детей и взрослых, а потом и ликвидация огня. Отряды по борьбе с огнем способны тушить не только дома, но и заводы и даже леса. Пожарная часть есть в каждом городе и в поселке. Борцы с огнем готовы прийти на помощь по нужному адресу в любое время суток.

На подготовку профессиональных и квалифицированных пожарных уходит немало времени и сил. От действий членов команды, работающих слаженно и оперативно, зависит, насколько удачной будет операция по эвакуации людей и тушению пламени. Командир пожарного отряда организует и планирует всю работу сотрудников. В зависимости от степени сложности возгорания он решает, понадобятся ли дополнительные пожарные машины и оборудование, откуда начинать операцию по тушению огня. Продумывать правильную стратегию, быстро оценивать ситуацию и использовать определенное оборудование – все это очень непросто, так как каждая минута на счету.

Конечно, любое возгорание легче предотвратить, чем потушить. Именно поэтому управления нуждаются помимо спасателей и в специалистах, чья деятельность направлена на профилактику и обеспечению пожарной охраны. Инженеры по противопожарной защите работают и в страховых компаниях, и в крупных корпорациях, и на предприятиях. Такие сотрудники анализируют данные, проводят расследования по факту возгораний, утверждают чертежи при строительстве зданий и проектируют всевозможные системы защиты от огня. В их число входят и пожарные сигнализации, которые устанавливаются на различные объекты и представляют собой комплекс сенсорных устройств, оповещающих о возгораниях и задымлениях.

Особенностью профессии пожарного является тот факт, что работа спасателя, безусловно, и опасна, и трудна, а выезжать на вызовы приходится круглосуточно. Но, к сожалению, пока зарплата пожарных не соответствует тому риску, на который им приходится идти. Правительств в последнее время старается делать все возможное, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Но как и в любой другой работе, в профессии пожарного помимо минусов есть и свои плюсы. Государство предоставляет социальные льготы, а в связи с повышенной опасностью выполняемой работы спасателям предоставляется ранняя пенсия.

Личные качества

Храбрость, устойчивая психика, хорошая реакция, дисциплинированность, сообразительность – вот основные качества, без которых не стать профессиональным пожарным. Работа спасателя командная, поэтому людям, борющимся с огнем, необходимо быть коммуникабельными и способными всегда прийти на выручку.

Квалифицированным пожарным надо обладать высокой стрессоустойчивостью и иметь несгибаемую силу воли. Прекрасная физическая форма спасателю необходима, чтобы иметь возможность работать в обмундировании, вес которого приблизительно 30 кг.

Образование (Что нужно знать?)

Представители этой профессии должны знать правила оказания первой медицинской помощи. Спасатели должны безукоризненно соблюдать технику безопасности. Пожарным следует иметь навыки использования спасательного оборудования.

Освоить профессию пожарного можно, получив начальное или среднее профессиональное образование. Существуют также и курсы при пожарной части, пройти которые возможно сразу после армии. Высшее образование в области пожарной безопасности желающие получают в университетах, институтах и академиях.

Место работы и карьера

Большая часть пожарных служат в подразделениях Госпожнадзора и МЧС, в ведомственных и частных учреждениях пожарной охраны. Что касается карьерного роста, то рядовой пожарный после нескольких лет службы может стать командиром части. Должность пожарного дознавателя, инспектора или эксперта можно получить, окончив ВУЗ.

Недавно во всех местных новостных лентах появилась информация о страшном ДТП, в котором заживо сгорела девушка. Это событие, конечно же, всколыхнуло общественность.

К сожалению, пожар — дело непредсказуемое, страшное и невероятно опасное. Только в 2013 году в Свердловской области произошло 3888 пожаров, погибло 353 человека. 792 пожара произошло в Екатеринбурге, 67 человек погибло.
Ежегодно пожарные спасают от огня более 3 тысяч человек.

Сегодня мы побываем в пожарной части № 8 г. Екатеринбурга, где нам расскажут о трудовых буднях смелых и отважных борцов с огнем. Мы узнаем за сколько секунд должна выехать пожарная машина, что такое тепло-дымовая камера, зачем вытаскивать манекен из лабиринта и много другое. Итак, мы в пожарной части. Начало рабочей смены.

Рабочий день пожарного длится 24 часа. Ребята заступают на смену ровно в 8.30 утра. Весь день расписан по часам.

Самое главное в такой опасной профессии — это правильная защитная экипировка. Поэтому рабочий день начинается на посту ГДЗС (газодымозащитная служба). Тут хранятся средства индивидуальной защиты органов дыхания. Каждый из членов команды имеет свой индивидуальный баллон со сжатым воздухом и маску, которые проходят первичную проверку на манекене. На построение караул приходит уже в полном обмундировании.

В караул обычно заступает 14−15 человек. Как правило, это одни и те же люди, одна команда. В каждом карауле есть свое направление деятельности:

  • караул, который отвечает за газодымозащитную службу
  • караул, который несет ответственность за противопожарное водоснабжение и охрану труда
  • караул, который отвечает за рукавное хозяйство
  • караул, который несет ответственность за документы предварительного планирования и пожарно-техническое вооружение (стволы, зажимы, ломы, багры).

Каждое утро происходит смена караула. Начальник караула докладывает о том, что личный состав готов к построению, а начальник части принимает караул, подводит итоги выполненной работы и ставит задачи на день.


В тот день, когда мы посетили пожарную часть, сменяющийся отряд только прибыл с пожара. У всей команды уставшие лица, а в воздухе витает запах гари.

Построение строго регламентировано. Прямо на полу имеется разметка с буквенным сокращением. Например, на квадрате НК — всегда будет стоять начальник караула. Летом построение личного состава происходит на улице, где также имеется соответствующая разметка.

Всего в гараже части № 8 четыре вида пожарных машин. Это автоцистерна, автолестница, рукавный автомобиль и пожарно-насосная станция.

Автоцистерна — наиболее распространенный вид пожарного автомобиля. В части № 8 автоцистерна полностью автоматизированная, современная машина с электронным пультом управления. До сих пор насосы включались вручную, а теперь в части есть такой ультрасовременный «агрегат». Автоцистерна снабжена пожарным насосом и ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ.

Другой вид пожарного автомобиля — это пожарно-насосная станция. Такой вид машины предназначен для тушения особо крупных пожаров, где требуется много воды.

Раздвижная пожарная автолестница, которой пользуются в части № 8, достает до 16 этажа, ее длина 52 метра. Число мест для боевого расчета (включая место водителя) — 3 человека.

Рукавный автомобиль предназначен для транспортировки пожарных рукавов и другого пожарного оборудования. Используется при тушении крупных пожаров и только совместно с насосными станциями и автоцистернами.

После того, как машины и оборудование подготовлено к эксплуатации, начинается теоретическая и физическая подготовка.

С 10.00 до 13.30 начальник караула проводит занятия. Здесь все как в школе: лекции, семинары, рефераты. Раз в квартал сдаются зачеты. Учеба проходит не только за партами, один из видов тренировок проводится в тепло-дымовой камере. В помещении с тренажерами стоит теплопушка , и все физические нагрузки проходят в условиях, приближенных к температурам пожара.

Здесь же находится и лабиринт, который имитирует горящее помещение. Дым, темнота, красные световые языки огня, звуки пожара, качающийся пол, препятствия. Обстановка полностью приближена к реальной ситуации. Задача пожарного за определенное время найти очаг возгорания и вытащить манекен. Такие тренировки помогают всегда оставаться в форме.

В 13.30 пожарные идут на обед. Небольшая столовая, в которой работает приходящий повар, также оборудована холодильниками, в которых хранится еда, принесенная из дома. Как говорят ребята, со столовой им повезло: обеды готовят вкусные, почти домашние. До трех часов дня свободное время: кто-то смотрит телевизор, кто-то читает.

А с 15.00 до 16.30 возобновляются занятия. Теперь пожарные изучают характеристики различных зданий города. Строятся новые объекты, торговые центры, поэтому этот аспект в обучении очень важен.

Следующие полтора часа идет административно-хозяйственная работа и уход за пожарной техникой.

С 18.00 до 19.00 можно поиграть в футбол, теннис, сходить в тренажерный зал.

В 19.00 вечера ужин и время самостоятельной подготовки. Бывает так, что по болезни или будучи в отпуске пожарный пропускает какой-либо учебный материал. В это время можно восполнить упущенное.
Дальше время отдыха. И отбой в 22.00

Но в любой момент может прозвучать сигнал тревоги.

В диспетчерскую поступает сигнал о пожаре. Дежурный диспетчер записывает адрес и внешние признаки пожара, например, с 14 этажа идет черный дым. Заполняет путевой лист на выезд автомобиля.

С начала звучания сигнала и до выезда машины из гаража проходит не больше минуты. Существуют обязательные нормативы, которые сдаются пожарными. Так, чтобы получить оценку отлично, необходимо надеть снаряжение и обмундирование за 21 секунду, за 27 секунд — поставят только удовлетворительно. При этом куртка должна быть застегнута на все пуговицы и крючки, пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.

Мы лично видели, с какой скоростью выезжают на пожар. И теперь могу однозначно сказать, что если пожарная машина задерживается — это не вина пожарных. Только пробка может задержать тех, кто спешит нам на помощь, ведь каждый из них знает, что сейчас кому-то грозит смертельная опасность, на них надеются и их ждут.

Видео: Дмитрий Сурин, Анна Рыбакова

30 апреля 2014 года исполняется 365 лет пожарной охране России. Ровно 365 лет назад, 30 апреля 1649 года, царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии», в котором впервые были сформулированы основы организации пожарной охраны и устанавливался порядок тушения пожаров.

С тех пор пожарные достойно продолжают лучшие традиции своих предшественников. Благодаря их мужеству и героизму спасены тысячи жизней, тысячи судеб. Редакция портала сайт поздравляет пожарных с их профессиональным праздником и выражает искрению благодарность пожарной части № 8 г. Екатеринбурга за помощь в создании материала.

Пожарный — специалист пожарной безопасности, занимающийся непосредственным тушением огня и спасением людей.


Заработная плата

26.000–35.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Чаще всего в пожарных нуждаются подразделения МЧС и Госпожнадзора. Также пожарные могут работать в частной и муниципальной пожарной охране.

Обязанности

Пожар — это всегда неожиданно и очень страшно. Часто пострадавшие поддаются панике и совершают необъяснимые поступки. Именно поэтому после получения вызова у бригады пожарных нет ни единой лишней минуты на сборы. Есть только 20 секунд на подготовку, приехать необходимо вовремя!

Прибыв на место, отряд пожарных эвакуирует людей и расправляет пожарные рукава для тушения огня. В каждом отряде обязательно должен присутствовать бригадир. Он оценивает сложность пожара, определяет тактику действий и решает, нужна ли вторая бригада для оказания помощи.

Несколько человек параллельно занимаются разведкой и поиском людей. Они идут сцепленной тросом группой, чтобы не потеряться и не погибнуть в дыму. Иногда пострадавшим от огня необходимо оказать первую медицинскую помощь, это тоже должен уметь делать пожарный.

В свободное от выполнения прямых обязанностей время пожарные занимаются физической подготовкой, сдают тесты, нормативы, посещают психологов.

Важные качества

Профессия пожарного требует таких качеств, как: физическая сила, крепкая нервная система, желание помогать людям, хорошая реакция, бесстрашие, ответственность и дисциплина.

Отзывы о профессии

«Чтобы работать в пожарной охране, нужно в первую очередь быть честным. Честным и по отношению к окружающим, и по отношению к себе. Люди доверяют нам не только своё имущество, но и зачастую жизнь. Мы должны быть на шаг впереди стихии. Пожарному необходимо неустанно работать над собой. Если человек не самосовершенствуется, потакает своей лени, он деградирует. И второе — быть хладнокровным. На пожаре нельзя суетиться, поддаваться панике. Залог успешной работы на пожаре — это холодная голова и трезвый рассудок».

В. Нелюбов,
руководитель Иркутского гарнизона пожарной охраны.

Стереотипы, юмор

Пожарным по долгу службы часто приходится спасть людей, оказавшихся на грани жизни и смерти. Именно поэтому профессию часто связывают с геройской. Ведь только самый отважный сможет поспешить на помощь, несмотря на угрозу собственной жизни.

Раздаётся телефонный звонок:
— Алё, это пожарные?! Помогите, у меня пожар.
— Скажите, когда появился огонь.
— Ну, я точно не знаю, примерно 1,5 миллионов лет назад. Не время для истории, помогите же мне!

Обучение

Для работы пожарным необходимо отслужить в армии. Затем окончить специализированные курсы, получить среднее специальное образование в колледже или высшее образование, например, в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России.

Вузы Москвы: Московский институт МВД России, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина; Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва.

Для тех, кто связал свою судьбу с этой героической профессией практические нет ничего невозможного. Здесь все просто человек, который шагнул в пламя сделал невозможное - ради спасения других, переборол страх и с этого момента все остальное уже не имеет большого значения. Именно так и может быть описана профессия спасателя.


Что эта за профессия и какую работу выполняет пожарный узнать сегодня довольно просто, практически каждый день поступает информация о спасении человеческой жизни в пожаре. Это значит, что пожарный рискуя собой сумел вынести кого-то из дыма и огня.

Но это только внешняя картинка того как работают пожарные, на самом деле борьба с огнем, это только одна из сторон которая становится известна обществу. В большинстве случаев сообщения о работе пожарных касаются только борьбы со стихией, когда показывают пепелище и дым. А вот то что остаётся за кадром, что скрывается от большинства, что составляет служба в МЧС, и какую важную работу делают эти люди стоит узнать получше.

История становления пожарной охраны

Первые упоминания о пожарниках, условно можно датировать 15 веком, когда царским указом были введены первые правила о порядке пользования огнем и надзоре за их соблюдением. На рубеже 15 и 16 веков организуются первые городские команды для слежения за окружающими заставу улицами. В 1547 году царским указом вводится требование иметь во дворах бочки, наполненные водой для тушения огня. А начиная с 1550 года к стали привлекать царских стрельцов. Спустя почти столетие были введены законы о охране городов от пожаров, а в 1722 году на службу заступила первая флотская команда для тушения пожаров с настоящим противопожарным оборудованием - ручными насосами, баграми, топорами и ведрами. А с 1792 года все городские команды Москвы и Санкт-Петербурга передаются в подчинение департамента полиции.

С 1802 года в столице формируется первая профессиональная команда из солдат. Тогда расчеты охраны имели конные экипажи с бочками для воды и ручными насосами. Важные сведения о работе пожарных были закреплены в Уставе пожарных 1832 года, собственно многие положения, которого не утратили актуальности и до наших дней.

Начиная с 1858 года в командах появляются телефонисты, принимая сообщения по телефону. А первый автомобиль заступил на дежурство в 1908 году. Тогда же впервые был установлен и извещатель, положив начало использованию сигнализации.


Сегодня для обеспечения безопасности используются кроме автомобилей и катера и даже специальные вертолеты и самолеты, а связь обеспечивается при помощи спутниковых каналов связи.

Современное оснащение расчетов пожарных команд

Современное оснащение расчетов позволяет выполнять задания самой высокой сложности и ответственности. Основным средством выступает автомобиль, с цистерной для воды, лестницей, мотопомпой и необходимым запасом рукавов для подачи воды от водоема до очага возгорания.

В расчет входит несколько человек, каждый из которых не только выполняет свои обязанности, но и знает, что делает пожарный на другом месте, и, если будет нужно всегда готов будет его заменить.


Автомобиль оснащается водяными насосами, так что для того чтобы тушить дом не обязательно искать гидрант, нужно поставить машину у колодца, открытого водоема или водопроводного крана и проложить трубы для забора воды.

Сегодня профессиональный пожарный это и спасатель, и водолаз, и доктор, и водитель, и конечно спортсмен. А кроме того быть пожарным означает постоянно учиться самому и тренироваться в составе боевого расчета.

Где готовят и что нужно чтобы стать пожарным

Для приобретения этой профессии имеется много возможностей. Первая, возможность это после окончания школы поступить учиться в пожарно-техническое училище. Тут готовят специалистов по нескольким специальностям - командир расчета, спасатель-водолаз, инспектор по безопасности, сапера-взрывотехника.


Для тех, кто решил освоить профессию, нужна информация о пожарных университетах и институтах. Здесь готовят тех, кто готов работать на любом оборудовании и в любых условиях. А еще правильно руководить тушением пожаров, ведь правильно разместить технику, обеспечить подъезд, эвакуировать людей, все это входит в обязанности командиров подразделений и частей.

Что значит быть профессиональным пожарным

Информация о работе пожарных, которая дается в сми и интернете не всегда соответствует действительности. Однако для тех, кто решил стать профессиональным спасателем стоит знать:

  • Работать спасателями идут смелые и сильные, слабым и трусам здесь не место;
  • Государство обеспечивает сотрудников денежным содержанием, повседневной, парадной и специальной форменной одежной;
  • Сотрудники обеспечиваются социальной защитой - им положены отпуск, гарантирован отдых и досрочный выход на пенсию после 20 лет службы;
  • Служба гарантирует карьерный рост и профессиональное обучение;

Увы, у профессии есть и отрицательные стороны:

  • Часто сообщение о работе пожарных сопровождаются информацией о получении травм, спасая других часто о себе думают спасатели в последнюю очередь.
  • Работа хотя и интересная, но напряженная и опасная - бывает, что, заступая на дежурство смениться можно спустя несколько дней, и все это время сотрудники находятся в постоянном напряжении, выполняя боевое задание пока огонь не будет полностью потушен;
  • Спасатель - это не только борец с огнем, он там, где обнаружена опасность, где нужно спасать людей, а это значит, что на его плечи ложится и сопровождение гуманитарных грузов, и гуманитарное разминирование и расчистка завалов после катастроф и землетрясений.

Как достичь успеха в службе

В современном мире, с его новыми технологиями сама жизнь требует постоянного совершенствования. Для целеустремленных и ответственных открыты двери и для карьерного роста. Курсы профессионального обучения дают возможность получить новую специальность. Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, позволяют не только глубоко освоить специальность и повысить квалификацию, но и получить высшее образование.


Система специальных званий позволяет использовать и перспективы карьерного роста при продвижении по службе. При ответственном отношении к службе у рядового сотрудника появляется перспектива через 5-7 лет получить звание прапорщика, а через 10-12 лет и звание «лейтенант».

Что рассказать детям о профессии пожарных

Рассказать про пожарных для детей лучше во время экскурсии в депо профессиональной команды с боевыми машинами дежурных расчетов и средствами пожаротушения. Делать это лучше при развернутом спасательном оборудовании с демонстрацией его работы и возможностей.

Увлечь ребенка можно рассказом о том из чего состоит гидрант, пенообразователь или огнетушитель, дать ему самому повернуть кран, раскатать рукав, подключить его к распределителю. Ребенок должен попробовать себя в роли водителя, номера расчета или командира отделения.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 35 Невского района г.Санкт-Питербурга

Проект «Профессия – пожарный»

Воспитатели: Захарова Т.Н.
Сидякова Т.С.

Пояснительная записка:

В воспитательно-образовательной работе планируются недели по правилам пожарной безопасности: читаются книги о пожарных, учатся пословицы и поговорки, происходит первичное зкомство с правилами противопожарной безопасности.

Огонь может быть помощником и защитником. Он обогревал пещеры и жилища, отпугивал свирепых хищников, готовил еду. Затем люди придумали машины, и огонь заставил их работать. Железная дорога, электричество, горячая вода и многое другое, с чем каждый день мы сталкиваемся в жизни, сделано при помощи огня. Но огонь может быть не только другом и помощником. Когда он выходит из повиновения и вырывается на свободу – жди беды. Он жадно пожирает все, до чего может дотянуться, вырастая в огромного, ревущего зверя. Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о большом пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные люди. Имя им - пожарные. Бывает призвание - спасать и защищать людей. С таким призванием и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза. Профессия пожарного, или, как она теперь называется, спасателя - одна из самых важных. Телефон 01 наизусть знает каждый ребёнок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато других эти защитники спасут от смерти. Любой город и даже посёлок обязательно должен иметь свою бригаду спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы. Огонь - это стихия, способная в сухую погоду превратить любое место в чёрную пустыню, укрытую пеплом. Задача пожарных спасти в первую очередь людей, а потом вещи, постройки, леса. Эти отважные люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы. Без их подвигов многие поселки и города сгорели бы дотла, много людей могло бы погибнуть. Профессия пожарного – профессия героическая. Эти смелые люди идут в самое пекло пожара спасать других, рискуя своей жизнью. И нередко гибнут сами, спасая людей из огня. Настоящие пожарные всегда приходят на помощь. Поэтому я считаю, что пожарный – это больше, чем профессия, это состояние души.

И совсем по-другому усваиваются правила пожарной безопасности детьми, когда об этом рассказывает пожарный, поэтому в старших и подготовительных группах детского сада планируются экскурсии в пожарную часть.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (14 дней).

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность. Организованная экскурсия в пожарную часть показала, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям о своей работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Исходя из этого, мы решили предложить детям начать знакомство с профессией пожарного и идею данного проекта.

Ожидаемый результат.

Предполагаем, что ознакомление с пожарной службой позволит:
— расширить и углубить знания детей о профессиях связанных с данной службой, о значимости, ценности каждого труда.
— активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
— совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей.
— продолжить формировать у детей способность активного слушателя.
— формировать у дошкольников знания по пожарной безопасности
— составлять рассказы из личного опыта «Что я видел в пожарной части».
-укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям реализации задач.
В ходе проекта дети знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия человеку. Проект предоставил хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволил самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.

Цель проекта вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.
Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать и развивать умение внимательно знакомиться с профессиями пожарной службы.
2. Способствовать умению детей составлять рассказ и презентовать перед детьми свои знания о профессиях, связанных с пожарной службой.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
4. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей.

Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание узнавать о профессиях пожарной службы.
2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Работа с родителями:
Задачи:
— пригласить родителей на экскурсию в пожарную часть;
— познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления);
— предложить родителям принять активное участие в помощи детям подготовить рассказ о работе пожарной службы.

Активизация словаря: пожарный, пожарная часть, боец, огнетушитель, пожарный рукав, брандсбойт, каска, огнеупорный материал, противогаз, лестница, лом, багор.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
беседы: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь», чтение и пересказ произведения Л.Толстого «Пожарные собаки»;
заучивание пословиц и поговорок,
первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности.
рассматривание иллюстративного материала: изображение трудовых процессов: тушение пожара, пожарные тренируются, приводят обмундирование в порядок, ремонтируют технику; инструменты, механизмы, рабочая одежда: пожарная машина, выдвижная лестница, пожарный рукав, брандспойт — куртка пожарного, противогаз, боевая одежда «Боевка».

Основной этап:
— рисование и лепка пожарной машины (после рассматривания иллюстраций, макетов, просмотров ознакомительных фильмов);
— знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения;
— дидактическая игра «Если возникает пожар», «Горит – не гори».
Заключительный этап:
1. Презентация детьми подготовленных докладов о работе пожарной службы.
Достигнутый результат:
1. Дети группы расширили и углубили знания о профессии пожарного, о значимости, ценности этого труда.
2. Некоторые дети научились составлять небольшие рассказы о профессии пожарного, уверенно презентовать их перед своими товарищами.
4. Ежедневные обсуждения и рассматривание иллюстраций и фильмов о профессии пожарного, обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.
5. Проект способствовал воспитанию у детей уважение к труду взрослых, бережного отношения к окружающему
6. Родители участвовали в поиске информации о пожарной службе вместе с детьми, помогли им составить и записать составленный рассказ, оформили доклад детей фотографиями и кроссвордами.
7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

Уверены, что данный проект привлек внимание детей к данной профессии, помог взглянуть на работу взрослых другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому мы очень надеемся, что в будущем наши выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющую радость и приносящую пользу людям.

Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство — ПРЕСС», 2008, 144 с.
2. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».
3. Шорыгина Т. А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. М: ТЦ Сфера, 2007 – 64с.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2007 год «Пожарная безопасность».
Использованные материалы и интернет — ресурсы:
1 http://zanimatika.narod.ru/OBJ4.htm
2 http://www.druzhina-penza.ru/index.php
3 http://gpn.shatura.ru/propoganda/detiipb/index.html
4 http://detsadd.narod.ru/index_8_4.html

Приложение:
ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ: ЕСЛИ ВДРУГ ПОЖАР ВОЗНИК?
Цель: вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.

Задачи: познакомить детей с пожарной аварийно-спасательной частью, её назначением, профессией спасателя-пожарного, диспетчера, механика, водителя пожарной машины, со специальной техникой, используемой для тушения пожаров, специальной одеждой; закрепить правила пожарной безопасности, формировать у детей положительное отношение к профессии пожарного, устойчивые нормы поведения на улице и в общественных местах

Ход экскурсии
1. Вводная часть.
Воспитатель (В.). В субботний день мы воспитатели и помощник воспитателя встретились с детьми и их родителями возле пожарной части № 52. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в пожарную часть. Как вы думаете, с кем мы там познакомимся? (Со спасателями-пожарными)
Уточнить у детей правила поведения в общественных местах.

2. Основная часть.
В. Мы с вами находимся у входа в пожарную часть. Вы все знаете, что пожары очень опасны. Чем именно? (Ответы детей.) При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое опасное - могут погибнуть люди.
Что нужно сделать сразу, как только обнаружили пожар, чтобы не случилось большой беды? (Вызвать пожарных.)
Как правильно это сделать, по какому телефону? (101)
Знает каждый гражданин
Этот номер 101.
Если к вам придёт беда,
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Как только вы вызовете пожарных, выедет пожарная машина тушить пожар. Давайте зайдём и посмотрим, где «живут» пожарные машины, кто их обслуживает.
Нас встретил руководитель дежурного караула.
Беседа со спасателем-пожарным.
Покажите нам, пожалуйста, машину.
Что есть у машины?
Где в ней размещаются пожарные?
Во что они одеты? (Рассматривание специальной одежды.)
Почему пожарные работают в касках и огнеупорных костюмах?
С помощью чего можно эвакуировать людей? (Лестница, тент.)
Покажите, чем вы тушите огонь.
За сколько секунд собирается пожарная команда на пожар?
А если на пути у машины красный свет?
Что нужно делать, чтобы не было пожаров?
Можно ли детям играть со спичками?
А разжигать в лесу костры?
Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы?
Зажигать газ?
Какими качествами должен обладать пожарный?
Что нужно делать нашим ребятам, чтобы стать пожарными? (Заниматься спортом, закаливанием.)
В. Ребята, давайте поблагодарим спасателя-пожарного за беседу с нами. Мы узнали много полезного и интересного. В конце экскурсии мы наблюдали как пожарные выезжают на тушение пожара, так как по селектору диспетчер объявила бригаду на вызов.
Наблюдение за действиями пожарных по схеме.
Поступление сигнала на пульт экстренная кнопка вызов пожарных одевание огнеупорных костюмов экипаж занимает места в машине выезд машины с включённой сиреной из ворот пожарной части.
Игра «Добавь слова».
Представитель МЧС читает строчки стихов, а дети должны добавить недостающее слово.
1. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой, а залей его… водой.
2. Если младшие сестрички зажигают дома спички, что ты должен предпринять? Сразу спички… отобрать.
3. Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг в часть к пожарным позвонить, о пожаре… сообщить.
4. Кто с огнём не осторожен, у того пожар возможен.
Дети, помните о том, что шутить нельзя… с огнём.
5. Это тёмный дом, сто сестричек живёт в нём и любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.
Опасные сестрички - тоненькие… спички.
3. Подведение итогов.
Представитель МЧС. Ребята, всем, кто был внимательным, усвоил правила пожарной безопасности теперь вы должны неукоснительно выполнять правила пожарной безопасности и учить этому других.
Экскурсия в гости к сотрудникам МЧС стала для детей очень ярким и запоминающимся событием. В ходе этой встречи они получили массу полезных сведений о профессии пожарного и особенностях этой важной работы; повторили и закрепили свои знания и умения в области пожарной безопасности. Живое общение с людьми этой героической специальности способствует развитию серьезного отношения детей к собственному поведению, становится препятствием для беспечных игр с огнём.

Рассказы детей о том, как я ходил в пожарную часть.

Дети подготовили небольшие рассказы о работе пожарных и презентовали перед ребятами:

Рассказ Кирилла о героической профессии.

комната для занятий (пока нет вызовов пожарные всё время учатся и тренируются), гараж для специальных машин, спальня (если нет вызовов, то пожарные спят с 11 вечера до 6 утра).
По сигналу дежурные спасатели должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего сесть в машину и выехать на место пожара в течении одной минуты. Боевой расчет состоит из нескольких машин и команды. Команда разделена на группы, у каждой из которых своё задание: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на ближайшие здания. Среди сотрудников пожарной части есть пожарные спасатели, водители, инженеры, инспекторы, механики, связные, дневальный (смотрит за порядком, следит за тем, чтобы в части не гуляли посторонние лица, чтобы перед воротами гаража не ставили ни каких автомобилей), а также руководители дежурного караула, начальник пожарной части и его заместители.

Рассказ Гордея о пожарных.

Пожарный должен быть смелым, не бояться огня и дыма. Пожарный должен быть сильным, отважным и умным. А самое главное любить и спасать людей.
У него серьезный вид.
В дом горящий он бежит…
Шланг спасательный при нём,
Он сражается с огнем! (пожарный)

Рассказ Филиппа о работе пожарных.

Пожарными работают очень сильные и смелые люди. Они спасают людей от пожара. Приезжают на больших красных машинах и тушат огонь из шланга. Когда я вырасту, тоже стану храбрым пожарным.

Сабур тоже приготовил рассказ и составили с мамой кроссворд на пожарную тему.

За сутками сутки и ночью и днём
Готовы пожарные к битве с огнем
И нету у них ни секунды для сна
Секунда для них – дорогая цена!

У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них специальная каска, на ногах – прочные и удобные сапоги. В пожарной части есть специальные машины, они снабжены цистерной с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Ещё у пожарной машины есть сирена. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Пожарные тушат пожар водой или специальной пеной. Для того чтобы попасть в горящее здание им помогает высокая складная лестница. Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий. Ещё в пожарной охране работает диспетчер, на пульт управления которого поступает звонок о пожаре. Он выясняет что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревоги. Определяет по карте кротчайший путь.

Конспект совместной деятельности с детьми на тему: «Мы знакомимся с работой пожарной службы».

Цель: вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить представления детей о многообразии профессий.
2. Упражнять детей в составлении небольших рассказов о профессиях спасательной службы.
3. Пополнять и обогащать активный словарь детей.
Развивающие:
1. Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
2. Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах.

Ход занятия:

Звучит звук пожарной машины с включенной сиреной едущей на пожар.

Воспитатель: Ребята вы слышите этот звук, как вы думаете, что это? (ответы детей). Воспитатель: Правильно это похоже на едущую пожарную машину. А как вы думаете куда спешит пожарная машина? (ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, пожарная машина может спешить на пожар. А кто знает как выглядит пожарная машина (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, она красного цвета и на боку машины есть цифры 01. А почему она красного цвета? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно правильно, она цвета огня, чтобы все её видели из далека (перед детьми стоят разные модели машин в том числе и пожарная, ребёнку предлагается среди стоявших машин найти пожарную машину)
Воспитатель: Молодец … правильно нашёл, все согласны с … (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столах лежат цифры, подойдите к столам и выложите на столе номер вызова пожарной машины (дети выполняют задание).
Воспитатель: А кто знает как называется профессия людей которые едут в этой машине на пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно пожарные (демонстрируется картинка пожарного и вывешивается перед детьми).
Воспитатель: Давайте посмотрим как одет пожарный (какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, что у пожарного на голове,).
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что пожарная машина едет на пожар, а скажите, как вы думаете, от чего же случается пожар? (ответы детей)
Воспитатель: Да, наверное кто то неправильно обращался с огнём и произошёл пожар.
Воспитатель: А вы знаете правила которые надо соблюдать чтобы не было пожара? (ответы детей).
Воспитатель: Вы многое сказали правильно. Давайте ещё раз скажем эти правила и запомним.
1. Не играй со спичками, опасно!
2. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель, чайник, микроволновую печь).
3. Самостоятельно не зажигай газовую плиту.
4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.
5. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.
Воспитатель: Я вижу, что вы все хорошо запомнили правила и теперь сможете сыграть со мной в игру. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши если вы согласны или промолчать, если предлагаемые действия неправильные.
Кто, учуяв запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто увидев дым в квартире позвонит по 04?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том!

Воспитатель: Молодцы садитесь. А кто знает, что же надо делать если вдруг произошёл пожар? (ответы детей). Правильно нужно позвонить пожарным.
Воспитатель: Ребята, скажите, а чем можно тушить огонь (ответы детей)
Воспитатель: А я вам сейчас покажу и вы всё увидите сами.

Демонстрация опытов с огнём.

Опыт № 1. Стоит тазик с водой, бумага. Поджигается бумага и бросается в воду. Бумага гаснет. Какой вывод можно сделать – что огонь можно потушить водой.

Опыт № 2. Стоит пустая тарелка, тарелка с песком, бумага. Скомканный комок бумаги кладётся на тарелку и поджигается. Горящая бумага засыпается песком. Огонь гаснет. Какой вывод можно сделать – огонь можно потушить песком.

Опыт № 3. Стоит свечка и банка. Свечка зажигается и на горящую свечку надевается банка. Свеча горит какое то время и гаснет. Какой можно сделать вывод – что огонь горит пока есть воздух, как только он не получает воздух он гаснет.

Воспитатель: Я приготовила для вас картинки, но вот на них чего то не хватает, ребята посмотрите, что здесь не так? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно на картинках у пожарного нет воды. Как же он будет тушить пожар? Чем мы можем ему помочь? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно можно нарисовать. А я хочу вам предложить другой интересный способ изображения воды – торцевание. Поможем пожарному потушить пожар? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда давайте примемся за работу. (Дети проходят за столы и выполняют торцевание. Затем готовые работы демонстрируются и каждый ребёнок получает похвалу за проделанную работу)

Воспитатель: Ребята скажите, что интересного сегодня вы узнали на занятии? (ответы детей).

Воспитатель: Теперь вы многое узнали о огне и способах тушения. У меня для вас есть подарок. Это пожарная машина с которой вы сможете играть в игру «Пожарные» (открывается машина из ширмы передвижки, которая стоит накрытая тканью).



Просмотров