Конструктивное взаимодействие. Взаимодействие с природой

Оборудование: компьютер с проектором (для демонстрация презентаций), мяч, диагностический материал, чистые листы для педагогов, материал для групп (карточки с вопросами), шаблоны сердец (для каждого участника), картинки: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница», каждому участнику раздаются 3 карточки с яблоками разных цветов: красного, зеленого, желтого (для каждого участника по три), листы анкетирования.

1. Актуализация внимания. Презентация «Интервью с богом»(Приложение 1 ).

2. Установка на работу. Психотехническое упражнение «Комплимент».

Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга участнику. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше – в одно слово.

3. Слова ведущего (вступление) (Приложение 2 ):

– Сегодня мы вспомним основы психологии общения. Цель встречи заключается в том, чтобы мы умели правильно оценивать ту или иную ситуацию, умели уступать друг другу и находить мудрые решения.
– Наша миссия воспитывать учащихся своим примером в доброжелательной обстановке.
– Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией. Педагогическое общение находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве взаимодействия партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
– Рефлексия – способность выйти мысленно из ситуации и посмотреть на нее со стороны, на чувства, мысли. Рефлексируем мы собственную деятельность, а в рефлексии деятельности другого человека не переходим на личность. Рефлексировать можно, для того чтобы выявить противоречия в общение.
– Мы должны принимать людей, какие они есть т.к. у каждого из нас свои жизненные нормы.

4. Теория: «Из жизни наших Я»

Мы выделим некоторые открытия “из жизни наших Я”:

– Они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.

– Если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка-дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.

– Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.

– В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется “вразнобой”, а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния – в согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.

Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек, будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.

5. Проведение диагностики «Конструктивное взаимодействие»

– Попытаемся разобраться в том, как отношение человека к окружающим влияет на его способность к конструктивному взаимодействию с ним. Выполним небольшой тест. Вам необходимо оценивать предлагаемые утверждения по 10-балльной шкале. Если это утверждение максимально верно для вас – 10 баллов, если нет – 0 баллов.

Список утверждений.

1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне нравиться быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающий человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д «дитя»
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В «взрослый»
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р «родитель».

6. Трансактный анализ

Трансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находятся в одном из трех состояний «я», обмениваются парой реплик. Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «я»: состояние родителя, взрослого или дитя. Наша личность триедина.

Характеристики состояний (позиций):

Р – родитель: контролирует, дает установки, что можно, нельзя, хорошо, плохо, оценочные суждения, поза буквы «Ф». Назидательный, самоуверенно-агрессивный, «надо», учит, направляет, осуждает. Опекает. Например, кто-либо в данной позиции сегодня сказал: на семинар надо идти и я пойду.

В – взрослый: это деятель, субъект, его слова – так разумнее, рациональнее, надо донести зарплату до дома. Осознанная цель. Выстраивает действия. Рациональный, корректный, сдержанный, «хочу, потому это надо», трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой. Общение сильным языком (не на эмоциях, точная передача информации без преувеличений). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: я пойду на семинар, потому что надо. Тема не интересна, но нельзя не пойти.

Д – дитя: это чувства, эмоции, желания, счастья, любовь, ненависть, творчество, энергетическое начало, капризы. Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый, «хочу», капризничает, упрямится, творит, протестует. Общение слабым языком (передача информации с чувствами и приукрашиванием). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: а давай не пойдем на семинар.

Одна из этих позиций может быть гипертрофирована (более развита), что может привести к различным последствиям:

Р – заканчивает в больнице или тюрьме.
В – рядом с ним «холодно».
Д – желание на уровне капризов, манипулирует другими.

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора: неволь выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «я».

Деловое общение должно происходить на уровне В-В.
Трансакции могут быть параллельными и перекрещивающиеся.

Параллельные трансакции

Р-Р – сплетни;
1. – 9 в класс совсем не управляемый, ничего не учит;
2. – на моем уроке они тоже расслабились и ничего не хотят делать.

В-В
1. – который час; 2. – 11.00.

Д-Д
1. – а не сбежать ли нам с семинара;
2. – давайте сбежим.

Р-Д
1. – где твой дневник;
2. – дома забыл.
Когда дети полностью подчиняются и постоянно находятся в позиции Д, а к нему в позиции взрослого обращаются. Постепенно это рабско-тираническое отношение перерастает в то, что раб хочет быть тиранам, становиться еще более жестким тираном.

В-В – почему мне «3»
Р-Д – что заслужил, то и поставила.

Скрытые трансакции

Муж обращается к своей жене из позиции В в позицию В и дарит на 8 марта кулинарную книгу рецептов. Жена думает из позиции Д в позицию В по отношению к своему мужу «я плохо готовлю пищу» (скрытый смысл).
Трансактный анализ общения позволят овладеть тонкостями делового общения В-В: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, становиться инициатором общения, избегать тактических и стратегических ошибок контакта. Эти три «я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста. Умение говорить сильным, а не слабым языком.

7. Интерпретация результатов диагностики

Давайте рассмотрим результаты теста. Расположите соответствующие символы (Д, В, Р) в порядке убывания их значений. Что у вас получилось?

ВДР – Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

ВРД – Вы обладаете развитым чувством ответственности, склонны к назиданию и поучениям.

РВД – Такое сочетание способно осложнить жизнь ее обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем, не сомневаясь и не заботясь о последствиях.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то значит, пора взять свои эмоции под контроль.

Теперь каждый имеет представление о том, насколько у него развиты навыки эффективного (конструктивного) взаимодействия. Возможно, они зависят от особенностей вашего отношения к окружающим?

8. Рассказать притчу о молодом человеке

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

– Наша работа – работа педагога – требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.

– Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречения Л. Н. Толстого: “Слово – есть поступок”, “Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество”. Или же вот Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой вести”.

– Еще есть такая притча о слове.

Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете”.
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”– удивились гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”– говорит Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое ужасное?”– спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.

9. Работа в группах по закреплению изученного материала

Моделирование и обыгрывание ситуации (Приложение 3 ).

– Необходимо ответить на предложенные вопросы или суждения каждой группе с одной из позиций В (взрослого), Р (родителя), Д (дитя):

– Я сегодня забыл дома свой дневник. (Примерные варианты ответов: В – постарайся в следующий раз не забывать его. Р – о чем ты думал когда собирался в школу. Д – где хочешь там и бери его.).

– Мне не интересен ваш предмет. (Примерные варианты ответов: В – в жизни все пригодится. Р – тебе нужно его изучать потому что он находится в перечне обязательных предметов, я не спрашиваю о твоем интересе к моему предмету, учи для аттестата. Д – ну и не учи его.).

– Вы не имеет права ставить мне «2» за поведение в столовой. (Примерные варианты ответов: В – я не должна была ставить тебе «2», но твое поведение меня разозлило. Р – мне лучше знать на, что я имею право, не качай права вспомни про свои обязанности, не только «2» поставлю, еще и выгоню в следующий раз и останешься без обеда. Д – что хочу то и ставлю.).

– Я не буду дежурить по классу, потому что не хочу. (Примерные варианты ответов: В – все одноклассники дежурят так как это обязанности школьников. Р – ты будешь дежурить потому что так нужно. Д – попробуй не дежурить.).

– Вы не любите моего ребенка, потому что ставите ему всегда двойки за домашние работы. (Примерные варианты ответов: В – «2» я ставлю только за отсутствие домашних работ, а у вашего сына они бывают редко. Р – вы должны контролировать учебу вашего ребенка и проверять наличие его домашних работ, Д – ставил «2» и буду ставить.).

10. Заключение. Специальная технология общения

Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения.

Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрируют известные психологи. (Д. Карнеги).

  1. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
  2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
  3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
  4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
  5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
  6. Чаще обнимайте, целуйте и оказывайте внимание своим близким.

Существует теория “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

Для того чтобы постоянно поддерживать самооценку или чувство самоценности , необходимо:
1. Делиться своими чувствами.
2. Конструктивно разрешать конфликты.
3. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
4. Обниматься не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

11. Игра «Тайный друг»

На выданных сердцах написать свое имя и отчество. Затем ведущий собирает сердца, перемешивает их и снова раздает участникам игры (участники выбирают любое сердце не видя, кто его хозяин).

Задание: Каждый участник должен написать пожелание, тому человеку чье имя написано на данном сердце. Затем ведущий собирает и по очереди раздает эти сердца. Кто получил свое сердце, должен предположить автора пожеланий.

12. Рефлексия семинара

Ведущий благодарит всех за плодотворную работу и предлагает выразить мнение о семинаре. Насколько было интересно и полезно, есть ли необходимость продолжать работать по этой теме, а может быть разговор был не продуктивным и бесполезным.

Методика для проведения рефлексии «Яблоня»

На доску вывешиваются картины: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница». Каждому участнику раздаются яблоки трех цветов: красного, зеленого, желтого. Необходимо выразить свои ощущения, написав их на яблоках:

на красных – «то, что положу в корзину и возьму с собой»;
на зеленых – «то, что будет висеть на дереве, осталось непонятым…»
на желтых – «то, что отдам гусенице, т. к. было не очень…»

Используемая литература :

  1. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. Авт.-сост. М.Ю, Савченко. – М.: «Вако», 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. За пределами игр и сценариев / Э. Бер.; пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. – Мн.: «Попурри», 2007.
  3. Психологические тесты (для деловых людей)/Авт.-сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1994.
  4. ИНТЕРНЕТ ресурсы: «Интервью с богом».
  5. Лекции педагога-психолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.
  6. Лекции педагога-психолога Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Психология делового общения» Шемберг Е.Н..

Разработка группового занятия по психологии, профориентации, предпрофильной подготовки для обучающихся 9-10-х классов

Разработала: педагог-психолог МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Старицкого района Тверской области

Степанова Татьяна Владимировна

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное- не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам,

и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности человека. Правильно сделанный старшим подростком выбор –это начало пути к успеху, к самореализации,к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Поэтому с 2005 года в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов проводятся профориентационные занятия (один раз в неделю в течение года).

Занятия эти состоят из трёх блоков, каждый из которых имеет свои задачи и, при необходимости, могут проводиться отдельно.

В задачи первого блока занятий входит подготовка детей к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути, знакомство с ошибками выбора. В задачи второго блока входит изучение своих личностных особенностей, склонностей, интересов и соотнесение их с требованиями к конкретным профессиям. В основном, во втором блоке идёт психодиагностическая работа.И в задачи третьего блока занятий входит знакомство с рынком труда, с учебными заведениями,с правилами поступления в вузы и сузы, устраивания на работу,с правилами составления резюме, с профессиями, недавно появившимися на рынке труда и т.д.

Эти занятия призваны помочь школьникам в нелёгкий переходный период, так как многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Также ребята на этих занятиях учатся видеть свои сильные и слабые стороны, конструктивно общаться с людьми и развивают навыки рефлексии.

Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики, тренинги. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю, в специально оборудованном помещении, где есть возможность участников рассадить в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников « обратной связи».

Тема занятия: «Конструктивное взаимодействие. Жизненные приоритеты».

Цели и задачи : формирование навыков конструктивного взаимодействия, осмысление своих жизненных ценностей и приоритетов, помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии, развитие рефлексии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Цели:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- настрой на работу;

-сплочение коллектива;

-получение информации о простейших профессиональных намерениях .

2.1. « Счёт до 10». Дети сидят в кругу,их задача досчитать до 10, не договариваясь между собой. Как только сказали любое число одновременно, счёт начинается сначала. Даётся несколько попыток. В конце занятия можно повторить это упражнение, чтобы посмотреть на уровень сплочённости в конце занятия.

2.2. « Пересадка по интересам».

Ведущий говорит фразу «Пересядьте те, кто…»:

Готов продуктивно работать на занятии;

У кого карие глаза;

У кого хорошее настроение;

Кто хочет работать в Старицком районе;

В Москве;

Кто хочет получать много денег;

Кто хочет работать в школе;

Кто хочет получить высшее образование;

Кто интересуется машинами;

Кто не хочет идти работать;

Кто выбирает профессию, как у родителей;

Кто ещё не выбрал профессию;

Кто хочет быть начальником;

Кто хочет стать известным и крутым и т.д.

Вывод :

-О чем позволило задуматься данное упражнение? Что нового для себя открыли?

3. Основная часть.

3.1. Вступительное слово. Постановка целей .

Цитата дня (на доске):

« Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий».

Журналистка Кэти Селигман

(Мнения детей о высказывании).

У каждого человека и у взрослого и у ребёнка –есть удивительная возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька-это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний». Нарисуйте её в своих тетрадях. Покажите. Поднимите вверх.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно. Можем ошибаться можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того,как вы будете вести себя по отношению к другим людям. Которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удаётся достичь желаемых результатов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учёта своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план-это представление о желаемом образе жизни.

Сегодня поговорим о жизненных приоритетах, мотивах.

3 .2. Работа с притчей.

В одной стране, неважно какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, только спустя годы узнали. Что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью…С какой как вы думаете?...Она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Как вы думаете, многого ли достигла в жизни эта старушка?

-каков был её путь по лестнице жизни?

-каковы были её жизненные ценности?

-давайте пофантазируем, представителем какой профессии была она?

(Вывод : неважно какая профессия у человека, главное идти с людьми по жизненной лестнице, не толкаясь, не спихивая вниз, а идти рядом, помогая, когда это необходимо, нести свет, добро).

3.3. Упражнение «Мнения о жизни».

В этом упражнении речь пойдёт о различных представлениях, о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.

Я подготовила для вас листок «Мнения о жизни» (см. приложение), на работу с которым у вас есть 15 минут. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие- ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных можно отнести только три высказывания.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы могли вместе обсудить упражнение.

Какие три высказывания вы определили, как верные? Обоснуйте.

Итог:

-понравилось ли упражнение?

-какое влияние на формирование ваших взглядов оказала ваша семья?

-задумываетесь ли иногда о своем будущем?

-с кем говорите об этом?

-есть ли у вас пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?

3.4.Упражнение «Состязание мотивов».

Выбирая род деятельности, профессию, каждый руководствуется личными мотивами. Посмотрите на список мотивов (приложение) и выберите наиболее значимый для каждого из вас мотив выбор профессии, т.е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. А теперь попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему мотиву. Теперь в парах обсудите свои решения и помогите увеличить список профессий или родов деятельности, которые хорошо подходят к мотивам.

Итог: высказывают мнения по упражнению.

4 . Подведение итогов занятия .

- Часто можно слышать «Я ещё не выбрал профессию», «не определился», «я ещё не нашёл себя». Психолог Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно -себя можно только создать».

-Занятие хочется закончить притчей:

«Нанял барин двух приказчиков-Василия и Петра. Через месяц выдаёт им плату: Василию 5 рублей, а Петру-3 рубля.

Возмутился Пётр:

Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

Ухмыльнулся барин:

Видишь обоз за околицей? Узнай кто такие.

Быстро вернулся Пётр:

Из Рязани будут…

А куда направляются?

Снова быстро вернулся Пётр:

В Саратов едут…

А что везут?- интересуется барин.

Вернувшись, Пётр доложил:

Рожь и пшеницу.

Позвал барин Василия:

Там обоз идёт,узнай, кто такие.

Возвращается Василий:

Это хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть ещё и овёс. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать или пусть далее едут?

Барин многозначительно посмотрел на Петра.

(Важно, чтобы с данных занятий дети уходили с некоторыми вопросами и внутренними размышлениями, поэтому данную притчу можно не обсуждать и не комментировать).

На отрезке самоопределения при помощи магнитов покажите,где находитесь вы.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет ещё одной ступенькой к самоопределению.

До новых встреч.

Приложение

Мнения о жизни.

1. Родители –мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.

2. Я буду неудачником. Если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.

3.Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.

4.Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.

5. Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.

6. «Всяк сверчок знай свой шесток». Если вы ограничите своё честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.

7.Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.

8. Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.

9. «Человек предполагает, а Бог располагает». Не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.

10.Кто мало занимается в школе, на работе также будет мало делать.

11. На работе-главное зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.

12.Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать своё будущее.

13. Удача- важнейший залог успеха.

14. Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.

Состязание мотивов.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3.Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Хороший заработок.

6.Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Лёгкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9.Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15.Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, лёгкая, спокойная профессия.

Человек на протяжении жизни вступает в различные отношения и взаимодействия. Это могут быть контакты между взрослыми людьми, между взрослым и ребенком, подростком, также взаимоотношения с природой.

Развитие взаимоотношений не бывает без проблемных и конфликтных ситуаций. Решать такие проблемы лучше с помощью диалога. Чем конструктивнее диалог, тем легче возникшие между участниками диалога. Таким образом, конструктивное взаимодействие - это решение проблемы с помощью общения и способности слышать друг друга, при этом умения доступно и четко объяснять свою позицию.

Зачем нужно конструктивное взаимоотношение

С раннего детства у человека закладываются навыки конструктивного взаимодействия. Поскольку в детстве ребенок больше опирается на эмоциональную составляющую своего развития, родители должны правильно сформировать навыки общения, используя эмоциональную сторону. В зависимости от заложенных в детстве навыков общения, того, какие условия конструктивного взаимодействия его окружали, человек вступает во взрослую жизнь более или менее контактным.

Разносторонняя развитость человека и умение легко строить взаимоотношения с окружающими сделают жизнь проще, и решение проблем не будет вызывать трудности. Если в детском возрасте родители не развивали имеющиеся навыки общения, то по мере взросления ребенку сложно будет найти свое место в социуме.

Дошкольный период - основа для развития конструктивного общения

Для развития навыков конструктивного взаимодействия у ребенка взрослый должен:

  • Развивать свободное общение у детей и взрослых.
  • Всесторонне развивать разговорную речь с детства: произношение, лексика, грамматика, связность речи.
  • Закреплять усвоение норм речи на практике.

В возрасте 6-7 лет дети переходят на новый этап развития, идут в школу, поэтому необходимо иметь основу для дальнейшего конструктивного общения в коллективе.

Конструктивное взаимодействие - это залог взвешенного разрешения школьных конфликтов.

Помощь родителей в формировании навыков общения

Родители должны подготовить детей, чтобы у них не возникало конфликтных ситуаций в школе. Для этого надо:

  • Совершенствовать речь ребенка.
  • Учить пересказывать прочтенное.
  • Развивать умение полностью выражать свои мысли.
  • Поддерживать интерес к самообразованию, помогать проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Учить полностью раскрывать характеристики объекта, ситуации.
  • Создавать условия, где дети смогут обсуждать интересующие их ситуации друг с другом.
  • Научить ребенка делать простые выводы, излагать свои мысли доступно и понятно.
  • Уделять внимание
  • Приучать к самостоятельности суждений.

Освоив основные способы развития конструктивности суждений, ребенок в будущем будет легко общаться в коллективе, решать спорные ситуации и иметь активную жизненную позицию.

Конструктивное взаимодействие с подростками

Подростковый возраст - это период выбора жизненного пути, подражания идеалу, время, когда подросток всеми силами старается соответствовать выбранному для себя образу, разбирается в своих внутренних проблемах, хочет быть «не хуже других». Однако не всегда все происходит так, как хочется, и часто ребенок выбирает неправильное направление для своего развития. И роль родителей в жизни подростка очень важна, они должны найти подход к нему и, не задевая его чувств, помочь выбрать правильное направление.

Конструктивное взаимодействие - этообщение взрослого с подростком на равных и умение с помощью диалога находить выход из сложных ситуаций.

Доверие - основа взаимодействия взрослого с подростком

Конструктивное взаимодействие с подростком будет достигнуто, если в основе отношений будет лежать доверие. При наличии доверия не надо будет контролировать каждый шаг ребенка и переживать за прохождение сложного периода. Подросток, доверяющий взрослому, будет сам ему рассказывать о событиях в своей жизни, делиться переживаниями и проблемами. Однако если взрослый будет пойман на лжи, доверие исчезнет, и восстановить его будет очень сложно.

Родители должны не нарушать личное пространство подростка, дать ему возможость самостоятельно найти свое место в обществе. Однако подросток должен чувствовать поддержку родителей, это придаст ему веру в свои силы.

Подростковый период - это время психологического отделения от родителей и выход во взрослый мир, становление независимого внутреннего мира.

Как безболезненно преодолеть подростковый период

Взрослея, ребенок будет «отделять» себя от родителей, ему понадобится личное пространство, которое никто не будет нарушать.

Чтобы не настроить против себя ребенка, необходимо конструктивное взаимодействие с подростком. Родители должны изложить свое видение ситуации, а ребенок - свое, и вместе прийти к общему результату, удовлетворяющему обоих.

Такие способы конструктивного взаимодействия должны присутствовать со стороны взрослого:

  • Доступно рассказать ребенку о своих опасениях, чтобы он их понял.
  • Ребенок должен понять, что вы готовы выслушать и понять его в любое время, при этом не будете критиковать.
  • Показать, что мнение ребенка для вас важно, и вы его уважаете.
  • Ребенок сам должен делать выбор, когда это необходимо, и, соответственно, нести за это ответственность.
  • Обязательно хвалите ребенка, чтобы он не разочаровался в своих силах.
  • Любовь и поддержка помогут подростку пройти сложный этап становления личности.

Если подросток чувствует себя независимым, при этом адекватно владеет ситуацией, имеет устойчивую самооценку, умеет общаться в коллективе, несет ответственность за свои поступки - это означает, что подростковый период пройден, и помощь родителей была оказана правильно и конструктивно.

Общество и природа

Природа дает ресурсы, благодаря которым человек может жить. Без воздуха, даров природы, воды жизнедеятельность была бы невозможна.

Конструктивное взаимодействие - это влияние природы на общество и общества на природу.

Природа выполняет множество функций, и одна из них - экономическая. Ресурсы ее обладают экономическими свойствами и экономическим потенциалом. Человек начал использовать эту функцию, когда стал делать первые орудия труда, строить дома, шить одежду. С каждым годом у человечества возрастают потребности, для удовлетворения которых используется природный ресурс.

С развитием цивилизации природа помогает удовлетворить потребности человека в эстетических, научных, культурных сферах.

Происходит постоянно. Без взаимодействия с природой люди просто не смогут жить. Поэтому должно происходить конструктивное взаимодействие общества и природы. Чтобы не нарушить связи с природой, человек должен постоянно ее поддерживать в рамках определенного оптимума.

Взаимодействие с природой

Природа - это источник средств для жизнедеятельности людей. Она дает различные блага для жизни, также она ставит перед человеком задачи, решая которые, общество всесторонне развивается. Например, наличие рек, озер, морей побуждает человека освоить рыболовную отрасль, богатые почвы способствуют развитию земледелия, залежи нефти - развитию способов ее добывания и переработки.

При этом отсутствие какого-то природного богатства в конкретном регионе побуждает человека искать выход из сложившейся ситуации, осваивать новые возможности природы.

Конструктивное взаимодействие человека с природой должно выражаться в чувстве меры использования природных ресурсов. При «недоборе» природных ресурсов, люди немного сократят возможности своего развития, а при переизбытке - могут остаться ни с чем. Поэтому тут важен принцип «золотой середины».

Конструктивное взаимодействие важно во всех сферах жизни человека. взаимодействовать поможет обществу развиваться гармонично и правильно.

Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.

Что это такое?

Конструктивное общение - это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное - слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение - это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

  • Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
  • Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку "ты должен...", вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
  • Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
  • Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. "Ты боишься", "ты ревнуешь" и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
  • Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
  • Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
  • Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
  • Приказной тон. "Сделай", "принеси", "скажи" и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.

Что еще препятствует конструктивному общению?

Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

  • Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
  • Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
  • Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания - уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер - это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение - спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Основные условия конструктивного общения

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

  • Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
  • Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
  • Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, - это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

  • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
  • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
  • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

  • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
  • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
  • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как "неловкое молчание" и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
  • Эмпатическое слушание - это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.

Как обучить ребенка конструктивному общению

Общение с ребенком - это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

  • Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
  • Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
  • Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

  • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
  • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
  • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
  • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
  • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
  • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.

Заключение

Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.

1

В поиске способов эффективного построения конструктивного взаимодействия представлен анализ содержания понятия «партнёрство» вкатегориальном поле «взаимодействие». Общность семантического ряда исследуемых научно-педагогических понятий иширокий контекст определения «педагогическое взаимодействие» создает возможности его переноса на категории партнёрство исотрудничество. Встатье рассматриваются партнёрство исотрудничество как виды конструктивного взаимодействия, выявляются их общие иотличительные черты. Врезультате анализа делается вывод: широкое распространение сотрудничества вреальной образовательной практике сдерживается сложностью достижения духовного иэмоционального единения, которое требуется всотрудничестве. Партнерство вотличие от сотрудничества имеет более широкий спектр применения во всех сферах, втом числе ивобразовании. Партнёрство возможно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей идействий, осознания ситуации взаимодействия идействий партнёра, т.е. включения рефлексивного управления вданный процесс. Вработе обосновывается необходимость включения внаучный оборот понятия «рефлексивное партнёрство», определяются перспективы дальнейшего направления исследования данного феномена.

взаимодействие

педагогическое взаимодействие

партнёрство

сотрудничество

рефлексия

рефлексивное управление

1.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная июридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. – М.: Юрид. лит., 1997. – 448 с.

2.Коротаева Е.В. Сотрудничество субъектов впроцессе обучения: мифы иреалии // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции сэлементами научной школы для молодых учителей / под ред. Э.Ф. Зеера; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 310 с.

4.Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. – 2-е. изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 808 с.

5.Новиков В.Г. Самоуправление исоуправление как факторы развития социальной активности студентов вобразовательном учреждении // Регионология. – №4. – 2008. URL: http://regionsar.ru/node/239 (дата обращения: 19.01.2014).

6.Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин идр.; под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

7.Полонский В.М. Словарь по образованию ипедагогике. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2004. – 512 с.

8.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.

9.Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 368 с.

10.Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – 2 изд., перераб. идоп. – Минск: Харвест, 2007. – 976 с.

11.Социальная философия: Словарь / Сост. иред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.

12.Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России (На материале деятельности ИПКиПРО Саратовского региона): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Саратов, 2001. – 172 c.

13.Щедровицкий Г.П. Рефлексия вдеятельности // Вопросы методологии: Архив номеров (1991–1995). – С. 157–188. URL: http://www.circle.ru/archive/vm/nom (дата обращения: 27.01.2012).

Гуманизация образования - одна из ведущих тенденций образования и насущная проблема. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество, партнёрство - явления, активно обсуждаемые как теоретиками, так и практиками. Несмотря на безусловный исследовательский интерес к данным феноменам, приходится констатировать, что до настоящего времени предметом научных дискуссий остаются структура и содержание данных понятий, технология их применения в образовательной практике.

«Взаимодействие» в философской и социологической литературе - одна из базовых категорий, поскольку термин взаимодействие задает порядок рассмотрения других понятий. В философии взаимодействие - это понятие для «обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания» . В современных словарях по психологии подчеркивается процессуальность и результативность взаимодействия: «взаимодействие - процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающая их взаимообусловленность, фактор социальной интеракции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности» .

В педагогике активно используется термин взаимодействие педагогическое, которое начинает употребляться с конца 60-х годов ХХ века. В определении, данном Ю.К. Бабанским, подчёркнут субъект-субъектный характер отношений участников образовательного процесса: «Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие» .
В дальнейшем понятие «педагогическое взаимодействие» уточнялось и дополнялось.

Широкий контекст определения «педагогическое взаимодействие» создает возможности его переноса на категории «партнёрство» и «сотрудничество», что подтверждает общность семантического ряда исследуемых научно-педагогических понятий.

Слово сотрудничество исконно русское, обозначает в первом значении участие в каком-либо общем деле, во втором - совместные действия, деятельность. Слово партнёрство заимствовано в середине XIX века, в дословном переводе «партнёр» - тот, с кем разделяю, сонаследую дело. В современных словарях значение слова «партнёр» (словарь Ожегова) - «участник какой-нибудь совместной деятельности» и «участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику». Во второй половине XX века слово «партнёр» приобретает экономическое значение - деловой партнёр, торговый партнёр, участник совместной деятельности. В словаре по социальной педагогике понятия «партнёрство» и «сотрудничество» выступают в качестве синонимов и трактуются как «отношения между социальным педагогом и воспитанником, когда последний может на равных участвовать в выборе мероприятий, имеющих воспитательное значение, в их подготовке и проведении» .

Различные определения понятия «сотрудничество» мы обнаружили в работах Д.А. Белухина, М.Ю. Зайцевой, И.Б. Котовой, Е.В. Коротаевой, Н.Б. Крыловой, Н.И. Репиной, В. Д. Семенова Т.В. Хуторянской, Е.Н. Шиянова. Существенные признаки сотрудничества названы Е.В. Коротаевой: соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве; наличие единой цели и общей для участников деятельности мотивации; наличие органов со-организации и руководства; разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций; получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности; развитие в процессе деятельности межличностных отношений . Таким образом, важнейшей характеристикой сотрудничества выделяется субъект-субъектное взаимодействие, направленное на достижение общих целей.

Что касается отношения понятий «сотрудничество» и «партнёрство», то в реферируемых нами работах нередко эти понятия используются синонимично, в других случаях партнёрство называют условием, важнейшей характеристикой или структурным компонентом сотрудничества.

Исследователь сотрудничества Е.В. Коротаева полагает, что в реальной образовательной практике широкое внедрение сотрудничества осложняется рядом причин: «продолжающийся процесс формирования моральных и нравственных качеств у детей и подростков, доминирование у них эмоциональной сферы, импульсивность, инфантильность (вследствие процессов физиологического развития, полового созревания, переживания подросткового кризиса и пр.), некорректность оценок, допускаемая учителями, сложившиеся отношения между конкретными педагогом и учащимся... приводит к тому, что межличностные отношения между педагогами и воспитанниками оказываются самыми разнообразными: и конструктивными, и реструктивными, и рестриктивными, и, к сожалению, деструктивными» . Поэтому в современной образовательной практике сотрудничест-
во ‒ скорее желаемый тип построения отношений между субъектами образовательного процесса, нежели реальный.

Партнерство в отличие от сотрудничества имеет более широкий спектр применения во всех сферах, в том числе и в образовании. Партнёрство представляет собой тип конструктивного взаимодействия, направленный на достижение общей цели при равенстве в правах и обязанностях сторон. В таком определении не совсем ясен механизм достижения согласованности между партнёрами, особенно в сложных, неопределенных и неоднозначных ситуациях взаимодействия. В научной дискуссии по-прежнему остаётся открытым вопрос о способах гармонизации отношений партнёров. Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой партнёрство как система отношений субъектов взаимодействия функционирует эффективно при включении в структуру партнёрства рефлексии.

Остановимся на рассмотрении понятия рефлексии. В дословном переводе рефлексия означает «обращение назад» (позднелат. reflexio). В психологии феномен рефлексии стал предметом специального изучения благодаря А. Буземану. В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Разработка проблемы рефлексии в Московском методологическом кружке связана с именами Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра и велась ими в контексте проблемы сознания и деятельности. Согласно Г.П. Щедровицкому, рефлексия - «особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов или кооперантов» . Для В.А. Лефевра
рефлексия - это «способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям» .

В современных отечественных психологических и педагогических словарях рефлексия имеет несколько трактовок. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова дают следующее определение рефлексии: рефлексия (англ. reflection) - это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т.д.» . В.Б. Шапарь указывает не только на связь рефлексии с мышлением, но дает характеристику этого размышления - «полное сомнений и противоречий», «анализ собственного психического состояния». Кроме этого, приводится и второе значение понятия рефлексии 2) механизм взаимопонимания - «осмысление субъектом, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнёра по общению» . С.Ю. Головиным также указываются два значения понятия «рефлексия»:

1) процесс самопознания. Автор связывает рефлексию с психическим познавательным процессом - «предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души». Помимо этого автор называет условие возникновения рефлексии - «достаточную зрелость субъекта», т.е. подчёркивается возникновение рефлексии в онтогенезе;

2) механизм взаимопонимания. В данном значении указано на связь рефлексии с самоотчетом, самоанализом собственных психических состояний .

В педагогических словарях рефлексия определяется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов на основе жизненного опыта» (Л.В. Мардахаев), «как способность человека осмыслить свой собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения . Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок» (В.М. Полонский) . Таким образом, в педагогических словарях акцент сделан на рефлексии как характеристике личности.

В.А. Лефевр предложил концепцию рефлексивного управления, ставшую впоследствии плодотворным направлением отечественной теоретической мысли. Под рефлексивным управлением у Лефевра понимается «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» . Ученый рассмотрел действие рефлексивного управления в конфликтующих структурах и в ситуациях сотрудничества. С точки зрения научных дисциплин, занимающихся проблемами управления, управление - это воздействие на людей и объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. С нашей точки зрения, употребление в понятии рефлексивное управление понятия управление несколько сужает значение термина рефлексивное управление. Данное ограничение можно снять употреблением понятия соуправление, которое встречается в ряде научных работ (В.Г. Новиков, Л.А. Токарева) ; . Нам представляется корректным употребление термина соуправление в тех случаях, когда речь идет о рефлексивных системах.

Механизм рефлексии в процессе партнёрского взаимодействия, по нашему мнению, состоит из 6 этапов:

1. Рефлексивный выход. Рефлексивное определение возможности поиска ресурсов решения проблемной ситуации в построении конструктивного взаимодействия.

2. Построение образа ситуации взаимодействия.

3. Объективация рефлексивного представления. Построение партнёрами дополнительных условий в разрешаемой ситуации и новых рефлексивных позиций, расширяющих смысловые горизонты ситуации. Объективизация высказываний партнёров как адекватное её выражение в словесном, графическом, символическом виде.

4. Схематизация рефлектируемого содержания.

5. Преодоление различий в репрезентации ситуации, имеющихся у разных партнёров, таких как неполное представление о ситуации, фиксация внимания на очевидных, внешних аспектах ситуации без учёта скрытых, неспособность объяснить собственные действия при построении своего представления о ситуации и т.д.

6. Создание саморефлексивной системы партнёрства. Согласование образов проблемной ситуации с партнёром по взаимодействию через соуправление процессом выработки и принятия норм, правил и ценностей конструктивного взаимодействия.

Итак, сформулируем основные выводы, к которым мы пришли в ходе проведённого исследования:

1. Партнёрство и сотрудничество являются типами конструктивного взаимодействия.

2. Широкое распространение сотрудничества в реальной образовательной практике сдерживается сложностью достижения духовного и эмоционального единения, которое требуется в сотрудничестве. Не всегда к нему готовы как обучающиеся, так и педагоги.

3. В контексте современной образовательной практики более адекватным типом конструктивного взаимодействия, с нашей точки зрения, является партнёрство, поскольку сотрудничество предполагает полное понимание, единение, согласованность, духовное и эмоциональное единство, единство цели и конечного результата совместной деятельности, тогда как в партнёрстве важен механизм согласования разных позиций, наличие договоренностей (правил взаимодействия), соблюдение этических норм.

4. Партнёрство эффективно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей, действий, а также осознания ситуации взаимодействия и действий партнёра, т.е. включения рефлексивного управления в данный процесс.

5. Поэтому мы считаем необходимым введение понятия рефлексивное партнёрство. Рефлексивное партнёрство - это тип конструктивного взаимодействия, основанный на рефлексивном управлении своим поведением участниками (саморегуляцией), на соуправлении ситуацией взаимодействия и выработкой норм, правил, ценностей взаимодействия, характеризующийся согласованностью действий и распределением ответственности за результативность совместной деятельности, направленной на достижение целей участников взаимодействия.

Дальнейшее направление исследования данного феномена представляется нам в необходимости изучения его содержания, структуры и функций.

Рецензенты:

Стенина Т.Л., д.п.н., доцент, проректор по работе с молодежью, Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск;

Лебедева Л.Д., д.п.н., профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета,
г. Ульяновск.

Работа поступила в редакцию 31.01.2014.

Библиографическая ссылка

Шигабетдинова Г.М. ПАРТНЁРСТВО КАК КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-1. – С. 193-196;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33611 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Просмотров