Конституция латвийской республики. Латвия: новая преамбула к конституции расколола страну Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.

Latvijas Republikas Satversme ) - основной закон Латвии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СССР уже восстановили в Латвии!

Субтитры

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (статьи 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

Преамбула.

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 30 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на июнь 2016 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.
  • 2014 - конституция дополнена подробной преамбулой.
  • 2016 - иммунитет депутатов Сейма ограничен уголовными делами (ранее он распространялся и на административные взыскания).

Значимые непринятые поправки, текущие события

5 апреля 1922 года Учредительное собрание отклонило проект второй части Конституции (о правах человека).

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис , совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей . В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на .

Конституция Латвийской Республики

Неофициальный перевод

Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:

Глава 1

Общие положения

1. Латвия является независимой демократической республикой.

2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии.

3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.

4. Государственным языком в Латвийской Республике является латышский язык. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

Глава 2

Сейм

5. Сейм состоит из ста представителей народа.

6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого округа.

8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.

9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год.

10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.

12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, тогда и прекращаются полномочия предыдущего Сейма.

13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм проводятся в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.

14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собраться в другом месте.

16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.

17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.

18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

Полномочия члена Сейма получает лицо, избранное в Сейм, если оно на заседании Сейма дает следующую торжественную клятву:

"Я, принимая на себя обязанности депутата Сейма, перед лицом народа Латвии клянусь (торжественно обещаю) быть преданным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык, как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимую и демократическую страну, добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Я обязуюсь соблюдать Конституцию и законы Латвии.”

19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.

20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент государства, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.

21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает регламент. Рабочим языком Сейма является латышский язык.

22. Заседания Сейма являются открытыми. По требованию десяти членов Сейма, Президента государства, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.

23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по меньшей мере половина членов Сейма.

24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать на свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.

26. Сейм обязан назначать в определенных случаях парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.

27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное государственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и акты.

28. Член Сейма не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, даже и при исполнении своих обязанностей, распространяет:

1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения, или
2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

29. Член Сейма не может быть арестован, у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если на то нет согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Об аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом для вынесения решения о дальнейшем содержании под арестом задержанного члена Сейма или о его освобождении. В перерыве между сессиями и до открытия сессии, решение о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом принимает президиум Сейма.

30. Без согласия Сейма против члена Сейма не может быть возбуждено уголовное преследование или наложен административный штраф.

31. Член Сейма вправе отказаться от дачи показаний:

1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения;
2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;
3) о самих этих фактах или сведениях.

32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Положения настоящей статьи относятся к министрам, даже если они и не являются членами Сейма.

33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.

34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть предоставлены лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

Глава 3

Президент государства

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.

36. Президент государства избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста сорока лет. Президентом государства не может быть избрано лицо, имеющее двойное гражданство.

38. Должность Президента государства несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное Президентом государства, является членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.

40. Президент государства, принимая на себя должностные обязанности, на заседании Сейма дает следующее торжественное обещание: "Я клянусь, что весь мой труд будет направлен на благо народа Латвии. Я буду делать все, что в моих силах, чтобы способствовать благосостоянию Латвийского государства и его населения. Я буду чтить и соблюдать Сатверсме Латвии и законы государства. Я буду ко всем относиться справедливо и осознанно буду выполнять свои обязанности наилучшим образом.”

41. Президент государства представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.

42. Президент государства является руководителем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент государства на основании постановления Сейма объявляет войну.

44. Президент государства вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападет на латвийские границы. Вместе с тем Президент государства незамедлительно созывает Сейм, который принимает решение об объявлении и начале войны.

45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вступил в законную силу. Объем и порядок использования этого права определяет особый закон. Амнистию дарует Сейм.

46. Президент государства имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета министров, устанавливая повестку дня этих заседаний.

47. Президенту государства принадлежит право законодательной инициативы.

48. Президент государства вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. После этого должно состояться народное голосование. Если в ходе народного голосования больше половины его участников выскажется за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позднее 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.

49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент государства таковое созывает. Повестку дня таких заседаний Сейма определяет Президент государства.

50. Если в ходе народного голосования более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент государства считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента государства на остающийся срок полномочий смещенного Президента.

51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм на закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента государства. Вслед за таким постановлением Сейм незамедлительно избирает нового Президента государства.

52. Если Президент государства отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента государства, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Председатель Сейма также исполпяет обязанности Президента государства, если последний находится вне границ государства или имеет иные препятствия для исполнения своих обязанностей.

53. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть подписаны также Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, только с согласия Сейма, большинством не менее двух третей голосов.

Глава 4

Кабинет министров

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет министров формирует лицо, призванное к этому Президентом государства.

57. Число министерств и объем их деятельности, а также взаимные отношения государственных учреждений, устанавливаются законом.

58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.

59. Для исполнения своих полномочий Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров должен пригласить другое лицо.

60. Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет министров вправе ввести чрезвычайное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который незамедлительно докладывает Сейму о таком решении Кабинета министров.

6З. Министры, даже если они не являются членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

Глава 5

Законодательство

64. Право законодательной инициативы принадлежит Сейму, а также, в порядке и в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.

65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент государства, Кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов числом не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.

66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, принимает бюджет доходов и расходов государства, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с непредусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, за счет которых покрываются данные расходы.

По истечении бюджетного года Кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

67. Сейм принимает решение о величине вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходимо утверждение Сеймом.

При заключении международных договоров Латвия может, с целью укрепления демократии, делегировать международным институциям часть компетенции государственных институций. Международные договоры, которыми международным институциям делегируется часть компетенции государственных институций, Сейм может утвердить на заседаниях, в которых принимают участие по меньшей мере две трети членов Сейма, и для утверждения необходимо большинство в две трети голосов присутствующих депутатов.

Решение об участии Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования, которое предлагает провести Сейм.

По требованию по меньшей мере половины членов Сейма, решение о существенных изменениях в условиях участия Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования.

69. Президент государства провозглашает принятые в Сейме законы не ранее, чем на десятый и не позднее, чем на двадцать первый день по их принятии. Закон вступает в силу спустя четырнадцать дней после опровозглашения, если законом не определен другой срок.

70. Президент республики провозглашает принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики провозглашает следующий закон: (текст закона) ".

71. В течение десяти дней, считая со дня принятия закона Сеймом, Президент республики в мотивированном письме на имя председателя Сейма может потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.

72. Президент государства вправе приостановить провозглашение закона на два месяца. Он обязан приостановить провозглашение закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение десяти дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Приостановленный таким образом закон передается на народное голосование, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеупомянутых двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование не проводится, если Сейм вторично голосует за этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами.

74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей участвовавших в выборах последнего Сейма, и если большинство проголосовало за отмену закона.

(в редакции от 21 марта 1933г., публикация : Valdības Vēstnesis 74. , 31 марта 1933 года)

75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент государства не может требовать вторичного пересмотра такого закона, такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее, чем на третий день со дня получения принятого закона Президентом.

76. Сейм может изменить Конституцию на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью, шестую или семьдесят седьмую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть переданы на народное голосование.

78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту государства полностью разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

Переданный на народное голосование законопроект, решение об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие законопроекта, решения об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия.

Глава 6

82. Суд в Латвии вершат районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а во время войны или чрезвычайного положения – также и военные суды.

83. Судьи независимы и подчиняются только закону.

84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судью против его воли может отстранить от должности Сейм в предусмотренных законом случаях, на основании решения судейской дисциплинарной коллегии или решения суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

Глава 7

Государственный контроль

87. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются на должности в том же порядке, что и судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию Государственного контроля определяет особый закон.

Глава 8

Основные права человека

89. Государство признает и защищает основные права человека согласно настоящей Конституции, законам и обязывающим Латвию международным договорам.

90. Каждый имеет право знать свои права.

91. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека реализуются без какой-либо дискриминации.

Сатверсме (Конституция) Латвийской Республики

Документ по состоянию на январь 2016 года

САТВЕРСМЕ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Провозглашенное 18 ноября 1918 года Латвийское государство образовано путем объединения исторических латышских земель и на основании непреложной государственной воли латышской нации и ее неотъемлемого права на самоопределение, для того чтобы гарантировать существование и развитие латышской нации, ее языка и культуры на протяжении веков, обеспечить свободу и содействовать благосостоянию народа Латвии и каждого.

Народ Латвии завоевал свое государство в борьбе за Свободу. На свободно избранном Конституционном собрании он закрепил государственный строй и принял решение о своей Сатверсме.

Народ Латвии не признал оккупационные режимы, оказывал сопротивление им и обрел свободу, восстановив 4 мая 1990 года государственную независимость на основании непрерывности государства. Он чтит своих борцов за свободу, помнит жертвы чужих властей, осуждает коммунистический и нацистский тоталитарные режимы и их преступления.

Латвия как демократическое, правовое, социально ответственное и национальное государство основывается на человеческом достоинстве и свободе, признает и защищает основные права человека и уважает национальные меньшинства. Народ Латвии защищает свой суверенитет, независимость, территорию Латвийского государства, его единство и демократическое устройство государства.

Идентичность Латвии в европейском культурном пространстве образуют традиции латышей и ливов, латышский образ жизни, латышский язык, общечеловеческие и христианские ценности. Верность Латвии, латышский язык как единственный государственный язык, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, честность, трудовая нравственность и семья являются основой сплоченного общества. Каждый заботится о себе, своих близких и общем благе общества, ответственно относясь к другим, будущим поколениям, среде и природе.

Латвия, осознавая свою равноценность в международном сообществе, защищает интересы государства и способствует устойчивому и демократическому развитию единой Европы и мира.

Боже, благослови Латвию!

(вводная часть в ред. Закона ЛР от 08.07.2014)

Раздел 1. Общие положения

1. Латвия является независимой и демократической республикой.

2. Суверенная власть Латвийского государства принадлежит народу Латвии.

3. Территорию Латвийского государства в определенных международными договорами пределах составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.

4. Государственным языком в Латвийский Республике является латышский язык. Флаг Латвии - красный с белой полосой.

Раздел 2. Саэйм

5. Саэйм состоит из ста народных представителей.

6. Саэйм избирается всеобщим, равным, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные участки, количество депутатов Саэйма, избираемое на каждом избирательном участке, определяется пропорционально числу избирателей на каждом участке.

8. Правом избирать обладают полноправные граждане Латвии, которые на день выборов достигли восемнадцатилетнего возраста.

9. В Саэйм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, который на первый день выборов был старше двадцати одного года.

10. Саэйм избирается на четыре года.

11. Выборы Саэйма проводятся в первую субботу октября месяца.

12. Вновь избранный Саэйм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, тогда же истекают полномочия предыдущего Саэйма.

13. Если выборы в Саэйм в случаях роспуска Саэйма проводятся в другое время года, то этот Саэйм собирается не позднее чем через один месяц после его избрания, и его полномочия прекращаются через три года, в первый вторник следующего ноября, с созывом вновь избранного Саэйма.

14. Не менее одной десятой части избирателей имеет право внести предложение о всенародном голосовании об отзыве Саэйма. Если во всенародном голосовании за отзыв Саэйма проголосовало большинство из голосующих и не менее двух третей от количества избирателей, принявших участие в выборах последнего Саэйма, то Саэйм считается отозванным. Право внесения предложения о всенародном голосовании об отзыве Саэйма не может быть использовано в течение года после созыва Саэйма, в течение года до истечения полномочий Саэйма, в течение последних шести месяцев полномочий Президента страны, а также ранее шести месяцев после предыдущего всенародного голосования об отзыве Саэйма.

Избиратели не могут отозвать отдельных членов Саэйма.

15. Саэйм проводит свои заседания в Риге, и только при чрезвычайных обстоятельствах он может собираться в другом месте.

16. Саэйм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретаря. Президиум Саэйма действует непрерывно в течение всего срока полномочий Саэйма.

17. Первое заседание вновь избранного Саэйма открывает председатель предыдущего Саэйма или, по заданию президиума, другой член президиума.

18. Саэйм сам проверяет полномочия своих членов.

Полномочия члена Саэйма получает избранное в Саэйм лицо, если оно на заседании Саэйма дает свою торжественное обещание:

"Я, принимая на себя должностные обязанности депутата Саэйма, перед народом Латвии клянусь (торжественно обещаю) быть верным Латвии, упрочивать ее суверенитет и латышский язык как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимое и демократическое государство, свои обязанности исполнять добросовестно и с лучшими побуждениями."

19. Президиум Саэйма созывает сессии и назначает очередные и внеочередные заседания Саэйма.

20. Президиум Саэйма должен созывать заседание Саэйма по требованию Президента страны, премьер-министра или не менее одной трети членов Саэйма.

21. Для определения внутренней деятельности и распорядка Саэйм разрабатывает для себя правила распорядка. Рабочий язык Саэйма - латышский язык.

22. Заседания Саэйма являются открытыми. По требованию десяти членов Саэйма, Президента страны, премьер-министра или министра Саэйм большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов может постановить провести закрытое заседание.

23. Заседания Саэйма могут происходить, если в них принимают участие не менее половины членов Саэйма.

24. Саэйм, за исключением особо предусмотренных в Сатверсме случаев, принимает свои решения абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Саэйм избирает комиссии, определяя их задачи и количество членов комиссий. Комиссии имеют право затребовать необходимые для своей деятельности сведения и разъяснения от отдельных министров и учреждений самоуправления, а также приглашать на свои заседания для дачи пояснений представителей отдельных министерств и учреждений самоуправления. Комиссии могут действовать также и между сессиями.

26. Для определенных случаев Саэйм должен назначить парламентарные следственные комиссии, если этого требуют не менее одной трети членов Саэйма.

27. Саэйм имеет право направлять запросы и вопросы премьер-министру или отдельным министрам, на которые должны отвечать они или уполномоченное ими ответственное государственное должностное лицо. Премьер-министр или министр по запросу Саэйма или его комиссий должен представить ему соответствующие документы и акты.

28. Член Саэйма ни за голосование, ни за соображения, высказанные при исполнении должностных обязанностей не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке. Член Саэйма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, даже при исполнении должностных обязанностей, распространяет:

1) порочащие честь заведомо ложные сведения, или

2) порочащие честь сведения о частной или семейной жизни.

29. Члена Саэйма нельзя арестовать, производить у него обыск либо другим способом ограничивать свободу его личности без согласия Саэйма. Члена Саэйма можно арестовать в случае задержания на месте преступления. О задержании каждого члена Саэйма в течение двадцати четырех часов необходимо сообщить президиуму Саэйма, который ставит на следующем заседании Саэйма вопрос о содержании члена Саэйма под стражей или о его освобождении.

Во время между сессиями, до открытия сессии, решение о содержании члена Саэйма под стражей принимает президиум Саэйма.

30. Против члена Саэйма не может быть начато уголовное преследование или на него не может быть наложено административное наказание без согласия Саэйма.

31. Член Саэйма имеет право отказаться от дачи показаний:

1) о лицах, которые доверили ему, как представителю народа, какие-либо факты или сведения;

2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности представителя народа, доверил какие-либо факты или сведения;

3) о самих этих фактах или сведениях;

32. Член Саэйма не может ни сам, ни на имя другого лица получать от государства заказы и концессии.

Положения данной статьи относятся к министрам, также если они не являются членами Саэйма.

33. Члены Саэйма получают вознаграждения из средств государства

34. За цитирование заседаний Саэйма и комиссий, если они соответствуют истине, никто не может быть привлечен к ответственности.

Сведения о закрытых заседаниях Саэйма и комиссий могут быть предоставлены только с разрешения президиума Саэйма или комиссии.

Раздел 3. Президент страны

35. Президента страны избирает Саэйм на четыре года.

37. Президентом страны может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. Президентом страны не может быть избран гражданин с двойным гражданством.

38. Должность Президента страны не может совмещаться с другой должностью. Если выбранное Президентом страны лицо является член Саэйма, то оно должно сложить полномочия члена Саэйма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом страны свыше 8 лет подряд.

40. Президент страны, принимая должностные обязанности, на заседании Саэйма дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что весь мой труд будет направлен на благо Латвии. Я сделаю все, что в моих силах для достижения благополучия Латвийского государства и его жителей. Я буду соблюдать Сатверсме Латвии и законы страны. Ко всем буду относиться справедливо и свои обязанности исполнять добросовестно.

41. Президент страны представляет государство на международном уровне, назначает Латвийских, а также принимает иностранных дипломатических представителей. Он исполняет решения Саэйма о ратификации международных договоров.

42. Президент страны является высшим руководителем вооруженных сил государства. На время войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент страны на основе решения Саэйма объявляет войну.

44. Президент страны имеет право предпринимать необходимые шаги военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или враг напал на Латвийские рубежи. Вместе с тем Президент страны незамедлительно созывает Саэйм, который принимает решение об объявлении войны и начале военных действий.

45. Президент страны имеет право на помилование преступников, по которым приговор суда вступил в законную силу. Объем и порядок использования данного права определяет особый закон. Амнистию объявляет Саэйм.

46. Президент страны имеет право созывать и вести внеочередные заседания Кабинета министров, устанавливая их повестку дня.

47. Президент страны имеет право законодательной инициативы.

48. Президент страны имеет право инициативы роспуска Саэйма. После этого происходит всенародное голосование. Если на народном голосовании более половины голосующих высказывается за роспуск Саэйма, Саэйм считается распущенным и провозглашаются новые выборы, которые должны произойти не позднее чем через два месяца после роспуска Саэйма.

49. Если Саэйм распущен или отозван, то полномочия членов Саэйма все же сохраняют силу до созыва вновь избранного Саэйма, но прежний Саэйм могут быть созван на заседания лишь в том случае, если Президент страны таковые созывает. Порядок дня таких заседаний Саэйма определяет Президент страны. Не ранее чем через один месяц и не позднее чем через два месяца после отзыва Саэйма должны быть проведены новые выборы.

50. Если на народном голосовании более половины голосов было отдано против роспуска Саэйма, тогда Президент страны считается отстраненным от должности, и Саэйм избирает нового Президента страны на оставшееся время полномочий освобожденного от должности Президента.

51. По предложению не менее половины всех членов Саэйма, на закрытом заседании, большинством голосов не менее двух третей всех членов Саэйма, Саэйм может принять решение об отстранении Президента страны от должности. После принятия такого решения Саэйм незамедлительно избирает нового Президента страны.

52. Если Президент страны отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока своей должности, обязанности Президента страны исполняет председатель Саэйма до избрания Саэймом нового Президента страны. Также председатель Саэйма исполняет обязанности президента страны, если последний находится за рубежом или по другой причине не может исполнять свои должностные обязанности.

53. Президент страны не несет политической ответственности за свои действия. Все распоряжения Президента должны быть подписаны также премьер-министром или соответствующим министром, которые таким образом берут на себя всю ответственность за данные распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент страны может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия Саэйма, полученного большинством голосов не менее двух третей членов Саэйма.

Раздел 4. Кабинет министров

55. Кабинет министров состоит из премьер-министра и приглашенных им министров.

56. Кабинет министров составляет лицо, приглашенное для этого Президентом страны.

57. Количество министров и объем их деятельности, а также взаимоотношения государственных учреждений устанавливаются законом.

58. Кабинету министров подчинены учреждения государственного управления.

59. Премьер-министру и министрам для исполнения своих обязанностей необходимо доверие Саэйма, и они за свою деятельность несут ответственность перед Саэймом. Если Саэйм выражает недоверие премьер-министру, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то он должен уйти в отставку, и премьер-министр вместо него должен пригласить другое лицо.

60. Заседания Кабинета министров ведет премьер-министр, а в его отсутствие - уполномоченный им на это министр.

61. Кабинет министров обсуждает все разработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, относящиеся к деятельности большинства министров, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг, или в государстве или в его части поднялись или грозят внутренние беспорядки, угрожающие существующему государственному устройству, Кабинет министров имеет право объявить чрезвычайное положение, сообщив об этом в течение двадцати четырех часов президиуму Саэйма, который должен незамедлительно представить данное решение кабинета Саэйму.

63. Министры, если они не являются членами Саэйма, и уполномоченные министрами ответственные государственные должностные лица имеют право участвовать в заседаниях Саэйма и его комиссий и вносить дополнения и поправки в законопроекты.

Раздел 5. Законодательство

64. Законодательное право принадлежит Саэйму, а также народу в порядке и размерах, установленных в данной Сатверсме.

65. Законопроекты в Саэйм могут представлять Президент страны, Кабинет министров, комиссии Саэйма, не менее пяти депутатов, а также одна десятая часть избирателей, в случаях, предусмотренных в данной Сатверсме.

66. Саэйм ежегодно перед началом хозяйственного года принимает решения о государственном бюджете доходов и расходов, проект которого представляется Кабинетом министров. Если Саэйм принимает решение, связанное с непредвиденными расходами бюджета, то в решении необходимо также предусмотреть средства покрытия данных расходов. По истечении бюджетного года кабинет министров должен представить на утверждение Саэйма расчеты об исполнении бюджета.

67. Саэйм принимает решения о величине вооруженных сил страны в мирное время.

68. Все международные договора, регулирующие вопросы, разрешаемые законодательным путем, должны утверждаться Саэймом.

При заключении международных договоров Латвия в целях упрочения демократии может делегировать международным институциям часть компетенции государственных институций. Международные договора, в которых международным институциям делегируется часть компетенции государственных институций, Саэйм может утверждать на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Саэйма, и для их утверждения необходимо большинство голосов не менее двух третей присутствующих депутатов.

Участие Латвии в Европейском Союзе решается народным голосованием, решение о котором принимает Саэйм.

Если этого требуют не менее половины депутатов Саэйма, существенные изменения в условиях участия Латвии в Европейском Союзе решаются народным голосованием.

69. Президент страны провозглашает принятые в Саэйме законы не ранее чем на десятый день и не позднее чем на двадцать первый день после их принятия. Закон вступает в силу через четырнадцать дней после провозглашения, если в законе не установлен иной срок.

70. Президент страны провозглашает принятые законы следующим образом: "Саэйм принял и Президент страны провозглашает следующий закон: (текст закона)".

71. В течение десяти дней со дня принятия закона в Саэйме Президент страны мотивированным письмом председателю Саэйма может просить повторного пересмотра закона. Если Саэйм закон не изменил, Президент страны повторно выдвигать возражения не может.

72. Президент страны имеет право приостановить публикацию закона на два месяца. Он должен задержать публикацию закона, если этого требует не менее одной трети членов Саэйма. Данное право Президент страны или одна треть членов Саэйма может использовать в течение десяти дней со дня принятия закона в Саэйме. Задержанный таким образом закон выносится на всенародное голосование, если этого требует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеупомянутых двух месяцев такое требование не поступает, то по истечении этого срока закон подлежит публикации. Всенародное голосование все же не происходит, если Саэйм повторно голосует за этот закон, и за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. На всенародное голосование нельзя выносить бюджет и законы о займах, о налогах, таможне, железнодорожных тарифах, о воинской повинности, об объявлении войны и начале военных действий, о заключении мира, об объявлении чрезвычайного положения и о его окончании, о мобилизации и демобилизации, а также договора с иностранными государствами.

74. Принятый в Саэйме и приостановленный в порядке, предусмотренном статьей семьдесят два закон отклоняется на всенародном голосовании, если число голосовавших составило не менее половины от числа избирателей на последних выборах в Саэйм, и большинство из них проголосовало за отмену закона.

75. Если Саэйм большинством не менее двух третей голосов принимает срочность закона, то Президент страны не может требовать повторного пересмотра этого закона, закон не может быть вынесен на всенародное голосование, и он провозглашается не позднее чем на третий день после получения данного закона Президентом.

76. Саэйм может вносить изменения в Сатверсме на заседаниях, на которых присутствует не менее двух третей членов Саэйма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Саэйм изменил статью первую, вторую, третью, четвертую, шестую или семьдесят седьмую Сатверсме, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.

78. Не менее одной десятой части избирателей имеют право представить Президенту страны полностью разработанный проект изменений Сатверсме или законопроект, который Президент представляет в Саэйм. Если Саэйм его не принимает без изменений содержания, то он выносится на всенародное голосование.

Вынесенный на решение народного голосования законопроект, решение об участии Латвии в Европейском Союзе или существенные изменения в условиях этого участия принимаются, если число голосовавших - не менее половины от участвовавших в последних выборах Саэйма - проголосовало за принятие законопроекта, участие Латвии в Европейском Союзе или существенные изменения в условиях этого участия.

81. Исключена Законом ЛР от 17.05.2007.

Раздел 6. Суды

82. В Латвии вершат суд районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а в случае войны или чрезвычайного положения - также военные суды.

83. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону.

84. Судей утверждает Саэйм, и они не подлежат смещению. Судью против его воли отстранить от занимаемой должности может Саэйм исключительно в предусмотренных законом случаях на основании постановления дисциплинарной коллегии судей или приговора суда по уголовному делу. Законом может быть установлен возраст, по достижении которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной компетенции рассматривает дела о соответствии законов Сатверсме, а также другие переданные законом в его компетенцию дела. Конституционный суд правомочен признавать не имеющими силу законы и другие акты или их части. Судей Конституционного суда на установленный законом срок утверждает Саэйм закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса членов Саэйма.

86. Правосудие могут осуществлять только те органы, которым это право предоставлено законом. Военный суд действует на основании специального закона.

Раздел 7. Государственный контроль

87. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в таком же порядке как судьи, но только на определенный срок, в течение которого их можно отстранить от должности только на основании решения суда. Устройство государственного контроля и его компетенция определяется специальным законом.

Раздел 8. Основные права человека

89. Государство признает и защищает основные права человека в соответствии с настоящей Сатверсме, законами и обязательными для Латвии международными договорами.

90. Каждый имеет право знать свои права.

91. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека осуществляются без какой-либо дискриминации.

92. Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не будет признана в соответствии с законом. В случае необоснованного ущемления прав каждый имеет право на соответствующее возмещение. Каждый имеет право на помощь адвоката.

93. Право каждого на жизнь защищено законом.

94. Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никого нельзя лишать свободы или ограничивать свободу иначе как в соответствии с законом.

95. Государство стоит на страже чести и достоинства человека. Истязания, иное жестокое или унижающее достоинство отношение к человеку запрещены.

96. Каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, жилища и корреспонденции.

97. Каждый, кто законно находится на территории Латвии, имеет право свободы перемещения и выбора места жительства.

98. Каждый имеет право на выезд из Латвии. Каждый, имеющий Латвийский паспорт, за пределами Латвии находится под защитой государства и имеет право беспрепятственно вернуться в Латвию. Латвийский гражданин не может быть выдан иностранным государствам, за исключением предусмотренных в утвержденных Саэймом международных договорах случаев, если выдачей не нарушаются установленные в Сатверсме основные права человека.

99. Каждый имеет право на свободу мысли, сознания и вероисповедания. Церковь отделена от государства.

100. Каждый имеет право на свободу слова, включающее в себя право свободного получения, владения и распространения информации, выражения своих взглядов. Цензура запрещена.

101. Каждый гражданин Латвии имеет право в предусмотренном законом виде участвовать в деятельности государства и самоуправлений, а также выполнять обязанности государственной службы.

Самоуправления избирают полноправные граждане Латвии и граждане Европейского Союза, постоянно пребывающие в Латвии. Каждый гражданин Европейского Союза, постоянно пребывающий в Латвии, имеет право в предусмотренном законом виде участвовать в деятельности самоуправлений. Рабочим языком самоуправлений является латышский язык.

102. Каждый имеет право объединяться в общества, политические партии и иные общественные организации.

103. Государство защищает свободу ранее заявленных мирных собраний и шествий, а также пикетов.

104. Каждый имеет право в предусмотренном законом порядке обратиться в учреждения государства и самоуправлений с заявлениями и получить ответ по существу. Каждый имеет право получить ответ на латышском языке.

105. Каждый имеет право на собственность. Собственность не разрешается использовать вразрез с интересами общества. Право на собственность может быть ограничено исключительно в соответствии с законом. Принудительное отчуждение собственности для общественных нужд допустимо только в исключительных случаях на основании отдельного закона в обмен на справедливое возмещение.

106. Каждый имеет право свободы выбора вида занятий и места работы в соответствии со своими способностями и квалификацией. Принудительный труд запрещен. Принудительным трудом не считается привлечение к ликвидации катастроф и их последствий и занятость в соответствии с постановлением суда.

107. Каждый работник имеет право на получение соответствующего вознаграждения за проделанный труд, которое не менее установленного государством минимума, а также право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

108. Трудящиеся имеют право на совместный договор, а также право на забастовку. Государство защищает свободу профсоюзов.

109. Каждый имеет право на социальное обеспечение по старости, по нетрудоспособности, по безработице и в иных установленных законом случаях.

110. Государство защищает и поддерживает брак - союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и ребенка. Государство особую поддержку оказывает детям-инвалидам, детям, оставшимся без опеки родителей или пострадавшим от насилия.

111. Государство защищает здоровье людей и гарантирует каждому минимум медицинской помощи.

112. Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает возможность бесплатного получения основного и среднего образования. Основное образование является обязательным.

113. Государство признает свободу научного, художественного и иного творчества, а также защищает авторские и патентные права.

114. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на сохранение и развитие своего языка, этнического и культурного своеобразия.

115. Государство защищает право каждого на жизнь в благоприятной среде, предоставляя информацию о состоянии среды и заботясь о ее сохранении и улучшении.

116. Права личности, установленные в статьях девяносто шестой, девяносто седьмой, девяносто восьмой, сотой, сто второй, сто третьей, сто шестой и сто восьмой Сатверсме, могут быть ограничены в предусмотренных законом случаях, чтобы защитить права других людей, демократическое государственное устройство, общественную безопасность, благосостояние и нравственность. На основании упомянутых в настоящей статье условий может быть ограничено также выражение вероисповедания.


Президент Учредительного Собрания Я.ЧАКСТЕ


Секретарь Учредительного Собрания Р.ИВАНОВ

В Латвии законодательными властями утверждена преамбула Сатверсме (Конституции), которая лежит на столе президента Берзиньша, готовящегося к её подписанию. Преамбула Сатверсме – это специфический вариант вступительной части Конституции Латвии, который закладывает в основной государственный закон страны важнейшие основополагающие принципы. Чтобы иметь возможность судить о специфическом ключе этой самой преамбулы, с ней нужно познакомиться. Вот её текст, переведённый на русский язык порталом :

Латвия, провозглашенная 18 ноября 1918 года, была создана за счёт объединения латышских исторических земель на основании непреклонной государственной воли латышской нации и её неотъемлемого права на самоопределение, чтобы гарантировать существование и вековое развитие латышской нации, её языка и культуры, обеспечить свободу и поддержать благосостояния каждого человека и всего народа.


Идентичность Латвии в европейском культурном пространстве формируют латышские и ливские традиции и жизненная мудрость, общечеловеческие и христианские ценности. Латышский язык, как единственный государственный язык, свобода, честность, справедливость, солидарность, равноправие, семья, труд и верность Латвии - это основа сплочённого общества.

Каждый заботится о себе, своих близких и общем благе общества, ответственно относится к другим людям, следующим поколениям, окружающей среде и природе. Осознавая себя как полноценную часть международного сообщества, Латвия защищает свои интересы и способствует долгосрочности и демократическому развитию Европы и мира. Боже, благослови Латвию!

Да уж, благослови...

Для сравнения текст из преамбулы Конституции Российской Федерации:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Как видно, преамбула Конституции одного государства в корне отличается от преамбулы Конституции другого государства. Латвийские вариант, по сути, не оставляет никаких шансов ни одной из национальностей, проживающих на территории Латвии, кроме латышей. «Развитие латышской нации», «латышские традиции», «латышский язык» - национализм, который явно отдаёт крайностью, учитывая то, что на территории самой Латвии проживают почти 27% этнических русских, около 3,5% белорусов, 2,2% украинцев, столько же поляков. На территории юго-восточных районов Латвии число русских оценивается в 50-60%! Но преамбула, а точнее те, кто её создавал, в упор не видят эти сотни тысяч людей (при общем населении Латвии около 2 млн. человек). О многонациональности в документе (если преамбулу можно называть отдельным документом) нет ни слова, зато есть более чем странный текст об объединении латышских исторических земель. Господа авторы преамбулы Сатверсме, «латышские исторические земли» - это вообще где?

Депутаты Сейма проголосовали за утверждение преамбулы большинством голосов: 69 – за и 28 – против. То есть всё-таки нашлись в латвийском Сейме адекватные законодатели, которые понимают, что такой вариант преамбулы основного государственного документа – это окончательный уход в сторону радикального национализма на государственном уровне.

На фоне существования в Латвии столь уникальной категории населения как «неграждане» (а их почти 15% от общего числа жителей) новая преамбула выглядит как «окончательное решение» их вопроса. Негражданам Латвии «не светит развитие», которое обещано латышам. Оно вообще никому в Латвии не светит, кроме латышской нации, собравшей «исторические латышские земли». Ведь так теперь будет говорить Конституция.

Президент Берзиньш, по сообщениям его пресс-службы, намерен подписать документ, в очередной раз доказывая, что Латвия – это достигшее демократического Олимпа государство, являющееся примером для общеевропейского подражания… Греция – для греков, Польша – для поляков, Лихтенштейн – для лихтеншейнцев... Остальные, вроде как, ни на что не надейтесь, а проще говоря, «пошли вон!» Евроинтеграция...

После украинского варианта, озвученного Яценюком – «subhumans», который затем пытались поменять на нечто более политкорректное, Латвия держит марку…

На решения латвийских парламентариев отреагировал российский посол в Латвии Александр Вешняков, негативно отозвавшийся о тексте преамбулы:

Зачем нужно было делать это в таком виде? Ведь можно же было провести референдум, спросить у народа. Эта версия преамбулы приведёт к конфронтации. Будет очень жаль, если это произойдёт.

Реакция пришла и от уполномоченного МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константина Долгова:

Очевидно, что данный политически ангажированный документ преследует цель юридического закрепления преимущественного положения в государстве титульной нации над нацменьшинствами и будет способствовать дальнейшему межэтническому расколу в обществе.

В ответ на это латвийские власти посоветовали послу РФ и представителям МИД РФ следить за принимаемыми законами в России.

А что если преамбула Сатверсме не понравится не только послу Вешнякову, но 27% русских Латвии? А что если эти 27% русских Латвии «положат» на эту преамбулу свой референдум?.. С каким визгом после этого Сейм будет искать на берегах Балтики «исторические латышские земли»?



Просмотров