Конституция княжества монако. Судебная система

Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтово-телеграфного управления и в некоторых других отно-шениях (например, в организации народного образова-ния). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) из-рядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.

Конституция 1911 г., исходящая от «божьей ми-лостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосова-нием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолют-ное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать поста-новления с силби закона по любым вопросам, даже из-меняющие конституцию, для чего в качестве консульта-тивного органа существует назначаемый князем Госу-дарственный Совет.

Конституция Монако в отличие от других консти-туций предпосылает рассмотрение законопроектов
правительством рассмотрению их законодательной вла-стью, придавая, очевидно, первому несравненно большее значение, чем второй. Правление осуществляется «под верховенством князя» государственным министром, «при котором состоит совет» из трех членов, назначаемых кня-зем; князем же назначается и государственный министр. Национальный Совет не располагает никакими правами контроля по отношению к правительству: нет ни отчет-ности, ни тем более ответственности правительства пе-ред Национальным Советом; он не имеет даже права предъявлять запросы правительству.

В конституции имеется перечень «демократических свобод» (ст. 6—14). Но в этом перечне отсутствует упоминание о свободе союзов, свободе печати или о со-блюдении тайны переписки. Особым постановлением за-прещается монакским подданным участвовать в игре в казино.

Из постановлений конституции о местном самоуправ-лении видно, что княжество составляет одну общину, Совет которой избирается прямыми выборами (выбирают и женщины), имеется мэр по выбору Совета. Государ-ственный министр может отстранить этого мэра от долж-ности, может и вовсе сместить его.

Конституция учреждает и суды: Верховный, Апел-ляционный и один суд первой инстанции. Осужденные отбывают наказание во французских тюрьмах.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС

4 января, 1911 г . (измененная суверенным Ордонансом 18 ноября 1917 г.)

Мы, Альберт I, милостью Божией суверенный Князь Монакский, свободно и собственной волей осуществляя нашу суве-ренную власть, предоставили и предоставляем нашим подданным, как за себя лично, так и за наших преем-ников, нижеследующее конституционное устройство:

Отдел I

КНЯЗЬ-. ТЕРРИТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Статья 1. Княжество Монако образует независи-мое Государство.

Статья 2. Свободные и суверенные права Князя навсегда признаны и закреплены международными дого-ворами, в частности договорами, заключенными между Францией и Княжеством 14 декабря 1641 г. и 2 фев-раля 1861 г.

Статья 3. Государственная собственность Княже-ства образуется путем изъятия из частной собственности Князя. Она неотчуждаема и неотъемлема.

Частью государственной собственности являются улицы, площади и дороги Княжества, при условии, что они всегда окажутся открытыми для общественного пользования, за исключением улиц и -дорог, служащих продолжением французских. Земли и строения, которые
будут перечислены в постановлении, подлежащем изданию Князем в течение трех месяцев со дня опублико-вания настоящего акта, также будут составлять часть государственной собственности сверх недвижимостей, указанных в статьях 432 и 433 Гражданского кодекса.

Статья 4. Отменена.

Отдел II ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА

Статья 5. Все монегаски равны перед законом. Никто из них не пользуется какими-либо привилегиями.

Монегасками являются:

1) все лица, родившиеся в пределах Кня-жества или за границей от отца монегаска.

Внебрачный ребенок, происхождение которого установлено во время его несовершеннолетия пу-тем признания или судебным решением, следует гражданству того из своих родителей, происхож-дение от которого было установлено сначала. Если же акты или решения в равной мере уста-навливают принадлежность к гражданству отца и к гражданству матери, то ребенок следует гражданству отца;

2) иностранка, вышедшая замуж за монак- ского подданного;

3) всякий натурализованный иностранец;

натурализация предоставляется постановлением

Князя по выяснению нравственных качеств и положения ходатайствующего о ней.

Могут быть натурализованы:

a) иностранец, доказавший свое проживание в Княжестве в течение десяти лет по достижении им 21 года;

b) иностранец, получивший от Князя разре-шение установить свой домицилий в Княжестве согласно статье 13 Гражданского кодекса, после постоянного проживания в течение трех лет со дня опубликования постановления с указанным разре-шением.

Этим не должны нарушаться права, ранее приоб-ретенные.

Статья 6. Свобода личности гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной законом форме.

За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть подвергнут аре-сту иначе как на основании мотивированного постановле-ния судьи, которое должно быть предъявлено при аресте или же не позднее двадцати четырех часов после него.

Статья 7. Никакое наказание не может быть уста-новлено и применено иначе как в силу закона.

Статья 8. Жилище неприкосновенно. Никакой до-машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

Статья 9. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установлен-ных законом, и при условии справедливого предвари-тельного возмещения.

Статья 10. Свобода религии и ее публичного испо-ведания, а равно свобода выражать свои миения по всем вопросам гарантируются; преследуются лишь пра-вонарушения, совершенные в связи с осуществлением этих свобод.

Статья 11. Никто не может принуждаться к уча-стию каким бы то ни было образом в религиозных актах и обрядах и к соблюдению установленных религией дней отдыха.

Статья 12. Мопегаски имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь установленным для осуществления этого права предписаниям, но не испра-шивая для этого предварительного разрешения. Это правило не распространяется на собрания под открытым небом, к которым полностью применяются полицейские правила.

Статья 13. Каждый имеет право обращаться к ор-ганам государственной власти с петициями, подписан-ными одним шщ несколькими лицами.

Статья 14. Учреждается Верховный трибунал в ка-честве первой, а также апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, уста-новленных настоящим отделом.

Отдел III

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 15. Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

Статья 16. Государственный министр представ-ляет Князя; Министру принадлежит высшее руководство органами администрации; он распоряжается вооружен-ными силами; он председательствует в Совете Прави-тельства, где его голос дает перевес.

Статья 17. Совет Правительства под председатель-ством Государственного министра состоит из трех совет-ников, назначаемых Князем и возглавляющих три сле-дующих департамента:

1) Внутренних дел (общая полиция, полиция государственной безопасности, народное просве-щение и искусство, религиозные культы, больницы и благотворительные учреждения, административ-ное руководство общиной).

2) Финансы (государственный бюджет, веде-ние государственных регистров, управление запас-ных фондов, государственные имущества, казна-чейство, различные поступления, отношения с монопольными организациями, финансовое руко-водство общиной).

3) Общественные работы и различные во-просы (дороги и общественные работы, обществен-ная гигиена и санитария, гавань).

Всякому решению или представлению Совета Прави-тельства должно предшествовать обсуждение; протокол заседания вносится в особый реестр с подписями после голосования присутствовавших членов.

Постановления министров должны сообразоваться с соответствующими решениями Совета.

Статья 18. Постановлением Князя могут быть уч-реждены палаты или технические комитеты для содей-ствия правительственным советникам в выполнении их обязанностей.

Отдел IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Статья 19. Состав Государственого Совета регу-лируется постановлением Князя.

Председательствование в Совете осуществляется директором судебных учреждений.

Статья 20. На Государственный Совет возлагается подготовка проектов законов и постановлений, которые предлагаются на рассмотрение Князя. Совет рассматри-вает проект бюджета Княжества.

Отдел V ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 21. Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным Советом.

Князь издает постановления, необходимые для вы-полнения законов и для применения международных договоров и соглашений.

В случаях различного толкования конституционных положений по вопросу о том, должен ли быть в данном случае издан закон или же постановление, князь решает этот вопрос постановлением в соответствии с заключе-нием Государственного Совета.

Статья 22. Национальный Совет состоит из 18 чле-нов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб-щего голосования по спискам.

Статья 23. Бюро Национального Совета состоит из председателя и вице-председателя, ежегодно избирае-мых Собранием из состава своих членов. Должности мэра и Председателя Национального Совета несдвме’ стимы.

Статья 24. Национальный Совет принимает свой регламент, подлежащий утверждению Князем.

Статья 25. Национальный Совет собирается еже-годно на две очередные сессии, в мае и ноябре, по созыву княжеского Правительства. Каждая сессия мо-жет продолжаться не более пятнадцати дней.

Статья 26. Князь объявляет о закрытии сессии. Он может также созывать Совет на чрезвычайные сессии.

Статья 27. Князь может, получив заключение Го-сударственного Совета, распустить Национальный Со-вет; в этом случае в течение трех месяцев производятся новые выборы.

Статья 28. Сношения князя с Национальным Со-ветом производятся путем посланий, которые огла-шаются Государственным министром.

Статья 29. Государственный министр и правитель-ственные советники имеют доступ в Национальный Со-вет и свои места в нем. По их требованию они должны быть выслушаны.

Статья 30. Законодательная инициатива и право (утверждения законов принадлежат Князю. Князь вводит законы в действие путем опубликования.

Статья 31. Национальному Совету предоставляется возможность просить Князя внести законопроект по какому-либо определенному вопросу, но с указанием в форме предварительного проекта, в частности отно-сительно общественных работ, положений, которые дол-жны быть включены в проект, а также средств и спо-собов его осуществления.

Статья 32. Никакой прямой налог не может быть установлен без согласия Национального Совета.

Статья 33. Составленный Правительством бюджет в целом представляется ежегодно на обсуждение Нацио-нального Совета.

Бюджет публикуется в форме закона.

Расходы княжеского дома определяются ежегодно законом и выделяются в порядке приоритета из общих бюджетных поступлений.

Контроль финансового хозяйства осуществляется Счетной комиссией.

Статья 34. Указанные расходы покрываются за счет кредитов, выделяемых из общих ресурсов Казна-чейства.

Если в результате выполнения бюджета окажутся свободные излишки сверхсметных предположений, то эти излишки вместо обращения на погашение кредитов поступают в резервный фонд, в первоначальном образо-вании которого Князь участвует предоставлением в дар одного миллиона франков.

Статья 35. Национальный Совет определяет на ноябрьской сессии средства, которые могут быть предо-ставлены с 1 января следующего года в распоряжение Коммунального совета для покрытия входящих в его компетенцию расходов на управление, на общественные работы и на местные нужды.

Статья 36. Если расходный бюджет Княжества не принят Национальным Советом в должный срок, то бюд-жет определяется постановлением Князя на базе цифр предыдущего года.

Отдел VI

ОБЩИНА

Статья 37. Княжество составляет единую об-щину.

Статья 38. Имеются одна муниципальная админи-страция, один общинный совет и один муниципалитет в составе мэра и трех его заместителей.

Статья 39. Общинный совет состоит из 15 членов, выбираемых на трехлетний срок всеобщим прямым голо-сованием по спискам.

Мандаты члена общинного совета и члена Националь-ного Совета не являются несовместимыми.

Статья 40. Общинный совет собирается каждые три месяца на очередные сессии. Продолжительность каждой сессии не должна превышать восьми дней.

Статья 41. Кроме того, для рассмотрения спе-циальных вопросов могут созываться чрезвычайные сес-сии по требованию или с разрешения Государственного министра.

Статья 42. Общинный совет может быть распущен постановлением Государственного министра по получении заключения Государственного Совета.

Статья 43. В случае роспуска общинного совета Государственный министр поручает специальной делега-ции выполнять функции совета впредь до выборов нового совета. Эти выборы должны быть произведены в течение трех месяцев.

Статья 44. В общинном совете председательствует мэр, или, за его отсутствием, заместитель его, или совет-ник, следующий по списку.

Статья 45. Общинный совет разрешает дела об-щины. Его решения, сообщенные Государственному ми-нистру, подлежат исполнению через 10 дней после этого сообщения, если со стороны Министра не последует воз-ражений.

Статья 46. Общинный совет выносит постановле-ния указанным в предыдущей статье порядком по сле-дующим вопросам:

1) организация и функционирование местных учреждений; регламентирование местной муници-пальной полиции, гигиена, местное социальное обеспечение;

2) проектирование работ по нивелировке и вы-равниванию общественных дорог в пределах об-щины;

3) проектировка строительства зданий общины;

4) бюджет общины.

Статья 47. Бюджет общины составляется из дохо-дов от общинного имущества и из сумм, ежегодно пре-доставляемых Национальным Советом в распоряжение общины.

Статья 48. Мэр и его заместители выбираются об-щинным советом из числа его членов тайным голосова-нием абсолютным большинством голосов. Эти выборы производятся в течение месяца, следующего за выборами общинного совета.

Если после двух голосований ни один кандидат не по-лучит требуемого большинства, производится баллоти-ровка между двумя кандидатами, собравшими наиболь-
шее число голосов. В случае равенства голосов выбран-ным считается старейший по возрасту.

Заседание, в котором производятся указанные выборы, ведется под. председательством старейшего по возрасту члена общинного совета.

Статья 49. Мэр является представителем высшей власти по выполнению законов и постановлений. Он яв-ляется также представителем и уполномоченным общины по охране и управлению ее имуществом, по выполнению решений общинного совета и по руководству муници-пальными органами. Он представляет общину в судебных учреждениях. Он является гражданским должностным лицом.

В случае отсутствия мэра или каких-либо препятствий его заменяет один из его заместителей, а за отсутствием их — один из членов общинного совета в порядке списка.

Статья 50. На имя мэра как такового казначей-ством Княжества открываются кредиты в размере не свыше предоставленных общинному совету сумм.

Статья 51. Только мэр может выдавать платежные приказы казначейству в пределах указанных кредитов, как на свое имя, так и на имя других лиц.

Однако, если он откажет в выдаче приказа об оплате расхода, правильно разрешенного и подлежащего оплате, оплата производится по распоряжению Государственного министра, заменяющему приказ мэра.

Статья 52. Счета финансового управления мэра за истекший год представляются им общинному совету в на-чале нового года. Они подлежат передаче на утвержде-ние Государственного министра.

Статья 53. Если мэр отказывается выполнить ка-кую-либо свою обязанность или пренебрегает ею, Госу-дарственный министр может, предъявив ему соответ-ствующее требование, выполнить эту обязанность в слу-жебном порядке.

Статья 54. Распоряжением Государственного ми-нистра мэр и его заместители могут быть отстранены на два месяца от выполнения своих обязанностей.

Распоряжением Государственного министра, издан-ным по получении заключения Государственного Совета, мэр и его заместители могут быть отозваны.

Мэр или его заместитель, будучи отозваны, не яв-ляются больше членами общинного совета и могут быть вновь избраны не ранее чем по истечении трех лет.

Статья 55. Предписания изданных ранее постано-влений Князя, в частности 11 июля 1909 г. о муниципаль-ной полиции и 7 мая 1910 г. об общинном совете, срхра- няют силу, поскольку они не противоречат настоящей Конституции.

Статья 55Ыз. Возрастной ценз для лиц, избирае-мых в Национальный Совет и в общинный совет, уста-навливается в 25 лет.

Члены Совета Правительства и члены судебной маги-стратуры не могут быть членами Национального Совета.

Все прочие должностные лица обладают правом быть избранными в Национальный Совет. Однако число таких членов Совета не может быть больше трех. В случае из-брания более трех должностных лиц в результате разде-ления голосов поровну между несколькими кандидатами предпочтение отдается старейшему по возрасту.

Статья 56. Выборы в Национальный Совет и в об-щинный совет регламентируются статьями 6—75 Закона № 30 от 3 мая 1920 г. о муниципальных органах с при-менением, поскольку это касается Национального Совета, новых предписаний, вытекающих из настоящего положе-ния.

Постановлением Киязя будут определены условия, на которых женщины будут допущены к участию в выборах, с оговоркой о последующем расширении этого участия, подлежащего также регламентированию постановлением1.

Такая же оговорка устанавливается относительно вве-дения системы пропорционального представительства.

Отдел VII ПРАВОСУДИЕ

Статья 57. В судоустройство Княжества, действую-щее на основании постановления 18 мая 1909 г., не вно-сится никаких изменений.

] Постановлением 19 мая 1945 г. женщинам предоставлено было право участия в выборах общинного совета.

Статья 58. Верховный трибунал, учреждаемый со-гласно статье 14 настоящей Конституции, состоит из пяти членов, назначаемых Князем, а именно: одного члена —. по представлению Государственного Совета, одного — Национального Совета, двух — Апелляционного суда и одного — гражданского трибунала первой инстанции.

Указанные органы представляют по два кандидата на каждое место.

Общие положения

Постановление Князя, изданное в соответствии с прин-ципами настоящего конституционного закона, определяет подробности его применения.

Переходные положения

Настоящая Конституция вступает в действие немед-ленно после выборов в Национальный Совет и в общин-ный совет. Эти выборы должны быть произведены не позднее 1911 г.

До введения в действие Конституции общинный совет продолжает функционировать на законном основании согласно постановлениям о его учреждении.

Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции.
Территория - 1,95 кв. км. Столица - г.Монако.
Население - около 32,5 тыс. чел. (1998 г.); из них коренные жители монегаски - около 6 тыс., французы - около 13 тыс., итальянцы около 5 тыс.
Официальный язык - французский.
Религия - католицизм.
С XV в. Монако - самостоятельное княжество под протекторатом Генуи, в 1524-1641 гг. - под испанским, затем под французским протекторатом, в 1793-1814 гг. - в составе Франции. В договоре, подписанном в 1918 г. между Францией и княжеством, говорится, что Монако обязуется "осуществлять свои суверенные права в полном соответствии с политическими, военными, морскими и экономическими интересами Франции" и должно "согласовывать с французским правительством все мероприятия, касающиеся международных отношений княжества". Франция представляет Монако за рубежом.

Государственное устройство

Монако - унитарное государство. В административном отношении состоит из 4 слившихся округов - городов: Монако, Монте-Карло, Ла-Кондамин и Фонвьель.
Действует Конституция, дарованная монархом в 1962 г. и сменившая первую монакскую конституцию 1911 г. По форме правления Монако конституционная наследственная монархия (княжество). Политический режим демократический. Официально в Монако нет политических партий: имеются различные политические организации.
Законодательная власть принадлежит Князю и Национальному совету (парламент), состоящему из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего прямого голосования. Полномочия парламента ограничены: он не имеет права контролировать деятельность правительства, а также выступать с законодательными инициативами.
Глава государства - Князь (Prince), которому, согласно ст.3 Конституции, принадлежит исполнительная власть. Князь в Монако назначает и отзывает членов правительства, может в любое время распустить парламент, представляет Монако в государственных сношениях и имеет право заключать и ратифицировать договоры, издает ордонансы во исполнение таких договоров и законов. Князю помогают совещательные органы: Совет Короны, консультирующий главу государства по вопросам международных договоров, роспуска парламента, амнистии и помилования, и Государственный совет, который дает заключение на проекты ордонансов и законов.
Исполнительную власть на практике осуществляет Правительственный совет, возглавляемый государственным министром (Ministre d"Etat). В соответствии с договором 1918 г. между Монако и Францией 2 места из 4 в Правительственном совете занимают представители Франции, включая пост государственного министра. Последний назначается Князем из списка трех кандидатов, предложенных Президентом Франции. Князь назначает и других членов Правительственного совета: советника по внутренним делам, советника по проблемам социальной политики и общественной занятости и советника по делам финансов.

Правовая система

Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье и имеет значительное сходство с правовой системой Франции. В целом ряде областей (страхование, телекоммуникации, почтовые услуги и др.) непосредственно действуют французские законы.
Конституция (ст.2) закрепляет за княжеством статус правового государства, основанного на уважении основных прав и свобод человека.
Основной источник гражданского права - ГК 1881 г., представляющий собой вариант ГК Франции 1804 г. Торговый кодекс Монако также весьма близок французскому аналогу.
Экономическое законодательство Монако нацелено на привлечение в страну иностранных капиталов путем предоставления сверхльготного налогового режима. В стране действует около 800 международных компаний и 50 банков.
Трудовое право Монако в целом соответствует международным стандартам. Работники могут свободно объединяться в профсоюзы. Конституцией закрепляется право на забастовку в соответствии с законодательством. Закон запрещает бастовать государственным служащим. Установленная законом рабочая неделя - 39 часов.
Главный источник уголовного права - УК Монако. Смертная казнь за все преступления была отменена Конституцией 1962 г. (ст.20). Последняя смертная казнь имела место в 1847 г.
В судопроизводстве, за некоторыми исключениями, также господствует французское законодательство. Согласно Конституции (ст.19) арест (кроме ареста на месте преступления) допускается только на основании судебного ордера, выданного не позднее 24 часов с момента ареста.

Судебная система. Органы контроля

Согласно Конституции судебная власть принадлежит Князю, который, однако, в полном объеме делегирует ее осуществление местным судам и трибуналам, действующим от имени главы государства.
Судебная система состоит из мировых судей, судов первой инстанции, Апелляционного и Кассационного судов. Имеется также Верховный суд (Tribunal Supreme), состоящий из 5 членов и 2 заместителей, назначаемых Князем на 4 года. Кандидатуры судей представляются по одному на каждое место парламентом, Государственным советом, Советом короны, Апелляционном судом и гражданским судом первой инстанции. Верховный суд выполняет некоторые функции конституционного контроля и является высшим органом административной юрисдикции. Судьи других судов также назначаются монархом и являются обычно французскими гражданами.

Содержание статьи

МОНАКО, Княжество Монако, одно из самых маленьких государств мира (площадь 1,95 кв. км). Расположено на юге Европы, на берегу Средиземного моря (длина береговой линии 4,4 км.), близ границы Франции и Италии. C суши окружено территорией французского департамента Приморские Альпы (протяженность границы 4,1 км.). Географические координаты: 43° 44" с.ш., 7° 24" в.д.

Территория Монако состоит из слившихся городов-округов Монако, Монте-Карло, Ла-Кондамин и Фонвьей. Город Монако – столица страны (1,5 тыс. жителей) – живописно расположен на выровненной поверхности скалистого выступа Приморских Альп, застроен старинными зданиями. Его основные достопримечательности – княжеский дворец (перестроенная в 16 в. генуэзская крепость 13 в.); Океанографический музей (основан в 1899) с существующим при нем институтом; Экзотический сад, расположенный на почти отвесных склонах скалы Собачья голова; капелла Ла-Мизерикорд (17 в.); псевдороманский собор Непорочного зачатия (19 в.); Антропологический доисторический музей и т.д. Ла-Кондамин (13 тыс. жителей) – район порта, банков, магазинов, гостиниц, представительств фирм и корпораций, предприятий, отелей и пляжей. В нем расположены также национальная библиотека и стадион. Монте-Карло (13 тыс. жителей) официально основан в 1866. Здесь размещены всемирно известное казино, отели, филиалы банков и концернов, пляжи с бассейнами и купальнями, оперный театр (1878–1879), национальный музей изящных искусств с картинами мастеров эпохи Возрождения, филармонический оркестр и др. Фонвьей – новый промышленный центр, официально созданный в 1981 на отвоеванных у моря участках земли.

Природа.

Монако находится на возвышенном морском береге, образованном известняковыми горами, которые представляют собой южное продолжение Приморских Альп. Мыс Монако скалистый, выступает далеко в море, Ла-Кондамин является небольшим открытым заливом. Рельеф поверхности холмистый, изрезанный, скалистый. Высшая точка – Монт-Ажель (140 м.).

Климат Климат

средиземноморский: умеренно теплая зима (средняя температура января +8° С) и сухое солнечное лето (средняя температура июля +24° С). Число солнечных дней в году – около 300. Неустойчивую погоду и моросящие дожди, которые продолжаются обычно не больше 3 дней, приносит сильный восточный или южный ветер с моря «марин». Из внутренних районов Франции дует порывистый, сухой и холодный ветер «мистраль», несущий понижение температуры. Приморские Альпы защищают Монако от холодных северных ветров. Летом морские бризы оказывают охлаждающее влияние на побережье. Благодаря мягким климатическим условиям Монако является популярным курортом. Среднее годовое количество осадков 1300 мм. Выпадают они в основном осенью.

В условиях сухого лета и осенне-весенних дождей в Монако образовались коричневые почвы с жестколистной ксерофитной растительностью, а также красноцветные почвы терра росса. В горах встречаются бурые лесные почвы.

Флора – средиземноморского типа: кермесовый и каменный дубы, самшит, можжевельник, пиния, черная и алепская сосна, маслина, инжир, пузырник, испанский дрок, жасмин, сассапариль, разновидности иглицы и асфоделина, лилейные (виноградный, перламутровый, желтый лук, птицемлечник тонколистный), монпельерский и шалфеелистный ладанники. Из растений западносредиземноморской группы типичны карликовая пальма, земляничник крупноплодный, приморская сосна, атласский кедр, пробковый, буковидный и войлочнолистный дубы, а также многочисленные губоцветные. В лесах растут каменный и круглолистный дуб, благородный лавр, земляничник, древовидная эрика. Горные склоны покрыты вечнозеленым кустарником-маквисом, в котором встречаются цветущий осенью и зимой земляничник, ладоносный ладанник, мирт, вечнозеленые фисташки и калина, красный можжевельник, виды ракитника и дрока, реже – анагировидный бобовник..

Среди культивируемых деревьев преобладает маслина, покрывающая склоны, выходящие к Генуэзскому заливу. Из плодовых культур распространены инжир, гранат, сладкий и горький миндаль, фисташки и виноград. Завезены японская мушмула и камфарный лавр из Японии, алоэ, кактусы и агавы из Америки, эвкалипты из Австралии. Выращиваются хурма, бананы, апельсины, лимоны и мандарины.

В Монако не сохранилось крупных животных. Из млекопитающих имеются мелкие грызуны, ежи и землеройки, летучие мыши, включая уникального средиземноморского нетопыря. Из птиц обитают горная, очковая и белоусая славки, огородная овсянка, средиземноморский пересмешник, зимородок, красношейный козодой, жаворонок, дрозды, черно-пегая и чернобрюхая каменки. Встречаются пресмыкающиеся – степной геккон, халцид, песчаная ящерица, обыкновенный и гадюковый ужи, эскулапова змея. Водятся древесная лягушка и зеленая жаба. Разнообразен мир насекомых (богомолы, термиты, бабочки, цикады, кузнечики и появляющиеся иногда москиты). Морские млекопитающие малочисленны, не считая пингвинов. Бедна и моллюсковая фауна (устрицы, мидии, литофага). Воды довольно бедны рыбой, однако у берегов ловят сардин, анчоусов, камбалу, кефаль, макрель, полосатых зубаток, лангустов.

Население.

В июле 2004 в стране проживало, по оценкам, 32 270 человек. Плотность населения (16 477 человек на 1 кв. км.) одна из самых высоких в мире. Рост населения в 2004 составил 0,44%.

Средний возраст населения 45 лет. 15,5% жителей Монако моложе 15 лет, 62,1% имеют возраст от 15 до 64 лет и 22,4% старше 65 лет. Средняя продолжительность жизни в 2004 – 75,53 года для мужчин и 83,5 года для женщин. Уровень рождаемости составляет 9,36 на 1000 человек, уровень смертности – 12,74 на 1000 человек, приток иммигрантов – 7,78 на 1000 человек, младенческая смертность – 5,53 на 1000 новорожденных.

Коренные жители Монако – монегаски, составляют 16% населения. 47% населения страны – французы, 16% – итальянцы, 4% – англичане, 2% – бельгийцы, 1% – швейцарцы, 14% – прочие. 90% населения католики, 6% – протестанты.

Официальный язык – французский. Жители говорят также на монегасском, итальянском и английском языках. 99% населения грамотно.

Государственное устройство.

В соответствии с конституцией 2002, Монако – «наследственная и конституционная монархия». Законодательная власть в стране разделена между главой государства, которому принадлежит законодательная инициатива, и парламентом (Национальным советом), который принимает по ним законы.

Глава государства – князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 – Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944–1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако – Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 – по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.

Исполнительная власть исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

По традиции, пост государственного министра занимает гражданин Франции, отбираемый князем из числа трех лиц, предложенных французским правительством. С января 2000 государственным министром назначен на 5 лет член монакской партии Национальный демократический союз Патрик Леклерк.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.

В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

Политические партии.

Национальный демократический союз (НДС) – консервативная партия, образованная в 1962 в результате слияния Национального союза независимых и Национального демократического согласия. Побеждала на всех выборах вплоть до 2003 и на протяжении 40 лет полностью доминировала на политической сцене Монако.

Партия заявляет о намерении защищать объединение граждан Монако вокруг «своего суверена», отстаивать институты княжества как «единственные гаранты» его независимости, а также традиционные ценности страны, составляющие ее «специфику и идентичность». НДС выступал против установления парламентского режима и создания правительства, ответственного перед парламентом, видя в этом фактор политической дестабилизации. В настоящее время делает упор на необходимости обеспечить приоритет для монакских граждан при получении работы и приобретения жилья. Партия обещает также снизить возраст гражданского совершеннолетия до 18 лет. Увеличить жилищное строительство, расширить материальную и консультативную помощь старикам, инвалидам, семьям, детям и матерям, развивать систему образования и создать новые возможности для молодежи. В области трудовых отношений НДС выступает за регламентирование временной и частичной занятости и обеспечение равноправия мужчин и женщин в сфере труда. Призывает защищать существующую систему медицинского обслуживания, но одновременно развивать современные санитарные и больничные структуры, а также улучшить условия жизни и труда медицинских работников.

На выборах 2003 НДС впервые потерпел поражение, получив 41,5% голосов и всего 3 из 21 места в Национальном совете. Лидер – Жан-Луи Кампора (председатель Национального совета в 1993–2003).

«Союз за Монако» – коалиция политических объединений, созданная перед всеобщими выборами 2003. Включила Национальный союз за будущее Монако, Объединение за монакскую семью и Союз за княжество. Программа блока в основном идентична программе НДС, но имеет более либеральный оттенок. Союз выступает в защиту традиций, «специфики и национальной идентичности» Монако в области культуры, налоговой системы, приоритета в предоставлении занятости и жилья, за сохранение таких особенностей, как высокая занятость и социальные достижения. В то же время, он возражает против «ретроградного консерватизма», который обрекает страну на экономическую и иную изоляцию и вредит ее будущему.

«Союз за Монако» обещает сохранить высокое качество жизни, увеличить жилищное строительство, обеспечить приоритет монакских граждан в получении работы и приобретении жилья. Он отстаивает модель правового государства, при котором общий интерес выше личного и корпоративного, поддерживает снижение возраста гражданского совершеннолетия до 18 лет и предоставление гражданства детям натурализованных женщин. В области экономики блок выступил за ликвидацию административных ограничений, сковывающих свободу предпринимательской деятельности, за деполитизацию «Общества морских купаний» (акционерного общества, контролирующего, в частности казино и туристические объекты) и допущение частичной занятости для государственных служащих. В социальной сфере выдвигаются лозунги расширения прав женщин и обеспечения им равных прав с мужчинами во всех областях, гарантий всеобщего доступа к квалифицированной медицинской помощи, расширения сети молодежного и культурного досуга и т.д.

«Союз за Монако» одержал победу на всеобщих выборах в 2003, собрав 58,5% голосов и завоевав 21 из 24 мест в Национальном совете. Лидер – Стефан Валери (председатель Национального совета с 2003).

Внешняя политика.

Монако связано особыми отношениями с Францией и осуществляет свой суверенитет «в согласии» с французскими интересами в области политики, экономики, безопасности и обороны. В то же время страна с 1993 является членом ООН. Монако входит также в ряд специализированных учреждений ООН и поддерживает дипломатические отношения с рядом стран.

Экономика.

ВВП Монако в 1999 оценивался в 870 млн. долл. США, что соответствовало 27 тыс. долл. на душу населения. Важную роль в экономике страны играет туризм. В 2001 построена новая пристань для кораблей, совершающих туристические круизы. Княжеству удалось диверсифицировать свою экономику за счет развития сферы услуг (49% ВВП) и небольших предприятий, производящих дорогую, качественную и экологически чистую продукцию. В стране нет налога на доходы, весьма низкий доход на бизнес, что привлекает богатых людей, многочисленные компании и банки. Государство сохраняет монополию в ряде секторов, таких как продажа табачных изделий, телефонная связь, почтовые услуги. Уровень безработицы в 1998 составлял 3,1%.

Данные об экономике не публикуются. Известно, что в 1993 около 87% экономически активного населения было занято в сфере услуг, 13% – в промышленности, 0% – в сельском хозяйстве. Развиты электронная, электротехническая, химическая, фармацевтическая промышленность, точное приборостроение, производство строительных материалов, фаянса, керамики и майолики. Важное место занимают торговля, обслуживание туристов и изготовление сувениров. Электроэнергия ввозится из Франции. Монако полностью интегрировано в таможенную систему Франции, а через нее связано с экономикой Европейского союза. Денежная единица – евро.

Доходная статья бюджета в 1995 составляла 518 млн. долл., расходная – 531 млн. долл. США. Основные источники государственых доходов: налоги с банков, гостиниц, курортов, казино, поступления от туризма, продажи почтовых марок и т.д.

Княжество Монако соединено с Францией автомобильной дорогой и вертолетным сообщением. Между аэропортом в Ницце (Франция) и вертолетным портом в Фонвьей поддерживается постоянная челночная связь. Въезд в страну с территории Франции свободный. Протяженность железнодорожных путей в Монако 1,7 км., автодорог – 50 км.

Общество и культура.

В стране достигнут высокий уровень жизни. Существуют программы помощи различным нуждающимся категориям населения. В Монако имеется более 31 тыс. телефонных абонентов (1995), 34 тыс. радиоприемников и 25 тыс. телевизоров (1998). Действуют не менее 9 радиостанций, включая «Радио Монте-Карло», одно из самых мощных в мире. Существуют 5 телевизионных фирм, включая «Теле-Монте-Карло».

Традиционное монакское жилье – средиземноморского типа (двухэтажные небольшие каменные дома с черепичной крышей). Национальная одежда – штаны, гетры, рубаха, жилет и куртка, шейный платок у мужчин, черная широкая юбка в сборку, белая кофта с длинными рукавами, сиреневый или голубой корсаж, цветная косынка и белый чепец у женщин. В повседневной жизни ее практически не носят и используют только во время празднеств и торжеств. Излюбленная еда монегасков – овощи и корнеплоды, сыры, бифштекс с жаренным картофелем, рагу под соусами, улитки, рыбные блюда. Жители употребляют много вина и кофе.

Официальный праздник – день рождения князя Ренье III (31 мая). Отмечаются религиозные праздники, а также традиционный «праздник короля» (6 января). Организуются театрализованные весенние карнавалы.

Прославились скульптор-классицист Франсуа Жозеф Бозио (18–19 вв.), внесший значительный вклад в сооружений скульптурных ансамблей в Париже, художники Луи и Франсуа Бреа, л.Видаль-Мольнэ, И.Видаль и Ю.Клерисси.

В Монако ежегодно проходят международные фестивали – цирковой и телевидения, а также автогонки «Формула 1». Регулярно проводятся концерты. Функционируют филармонический оркестр, оперный театр, многочисленные музеи, театр им. Княгини Грейс и др.

Древняя история.

Скала Монако с глубокой древности служила убежищем для первобытных людей. Их следы обнаружены в одной из пещер в саду Сен-Мартен. Археологи относят их к эпохе позднего палеолита (300 тыс. лет до н.э.). Примерно в 2000 до н.э. в этом районе оседает племя лигуров. Древние авторы Диодор Сицилийский и Страбон описывали их как суровых горцев, привыкших к тяжелому труду и полной лишений жизни. На территории найдены древние статуэтки и барельефы.

Легенды приписывают основание Монако Гераклу, которого финикийцы называли Мелькартом, а римляне – Геркулесом. Утверждалось, что он высадился на этом берегу, возвращаясь из Испании и построил первые сооружения. По его имени город якобы и получил название «Портус Геркулес Монойки», то есть «порт одинокого (храма) Геракла». Известно, что в древности в городе, стоявшем на месте нынешнего Монако, действительно существовал храм, посвященный Гераклу.

Греческая лоция Гекатея Милетского упоминает город под названием «Монойкос полис лигустик» – «Лигурийский город Монойкос». Имеется предположение, что в действительности это имя – лигурийского происхождения, поскольку город служил морским портом лигурийского племени орателлов. Вероятно, позднее название было приведено в ассоциацию с «одиноким Гераклом».

Примерно с 10 в. до н.э. на территории Монако существовало финикийское укрепление. Полагают, что именно финикийцы завезли на Лазурный берег ближневосточные пальмы. Позднее городок часто посещали карфагеняне, а в 7–6 вв. до н.э. он упоминается в числе греческих колоний. Так или иначе, он был важным стратегическим пунктом между Генуей и Массалией (современным Марселем).

В 2 в. до н.э. районом завладели римляне, включившие его в провинцию Морские Альпы. В порту грузился на корабли Юлий Цезарь, отправляясь на битву с Помпеем. Через город вела проложенная римлянами дорога на Марсель – «виа Юлия», которая в течение 500 лет была одной из главных дорожных артерий Римской державы.

В эпоху правления римского императора Диоклетиана (3–4 вв. н.э.) к монакскому берегу прибило лодку с телом казненного корсиканского христианина Девота. Позднее была построена церковь его имени, а он сам объявлен святым покровителем Монако.

После распада Римской империи в конце 5 в. входил в состав различных «варварских» королевств, возникших на ее руинах. С 9 в. лигурийский берег подвергался непрерывным набегам арабских пиратов из Северной Африки и обезлюдел. Только в 975 мусульмане были окончательно изгнаны графом Прованса Гильомом, после чего побережье перешло под власть Генуэзской республики и снова стало заселяться. На месте Монако существовала небольшая рыбацкая деревня. Германские императоры Фридрих Барбаросса (1152–1190) и Генрих VI (1190–1197) признали участок берега вплоть до современного Монако владением Генуи (окончательно в 1191).

Создание Монакского государства.

10 июня 1215 генуэзские приверженцы императора (гибеллины) во главе с Фулько дель Казелло, оценив стратегическое значение Монакской скалы и порта, начали сооружать на месте нынешнего княжеского дворца крепость с четырьмя башнями. Замок пришел на смену лежавшему в руинах укреплению мусульман. Передача Монако Генуе была подтверждена в 1220 и 1241 германским императором Фридрихом II (1212–1250) и в 1262 графом Прованса.

Чтобы привлечь новых поселенцев, основатели предоставляли им значительные земельные и налоговые льготы. В течение последующих 300 лет Монако служило объектом ожесточенной борьбы между гибеллинскими родами Дориа и Спинола (сторонниками германских императоров) и гвельфскими семьями Фиески и Гримальди (приверженцами пап), переходя из рук в руки.

Основателем рода Гримальди считался Отто Канелла, бывший в 1133 консулом Генуи; его сын получил имя Гримальди. В 1296, в ходе одной из гражданских войн в Генуэзской республике, гвельфы были изгнаны из Генуи и укрылись в Провансе. Собрав небольшую армию, они, возглавляемые Франческо Гримальди, 2 января 1297 завладели крепостью Монако. Согласно летописи, вождь гвельфов переоделся в францисканского монаха и был пропущен в крепость ничего не подозревавшими стражами, после чего открыл ворота вооруженным воинам.

Закрепиться в Монако на сей раз Гримальди не удалось. В 1301 они потеряли крепость и сумели вернуть ее лишь 12 сентября 1331, когда скалой завладел Карл Гримальди. В 1341 Карл I (1330–1363) отвоевал Монако у рода Спинола. Он пользовался поддержкой французских королей и приобрел также Ментон и Рокбрюн. Отец Карла и двоюродный брат Франческо, Ренье I был назначен великим адмиралом Франции и командовал французским флотом в битве против фламандцев в 1304. Сам Карл привел французскому королю Филиппу VI (1328–1350) отряд арбалетчиков, который принимал участие в знаменитой битве при Креси (1346), а его флот участвовал в осаде Кале. Однако позднее он погиб при захвате Монако генуэзским дожем Симоном Бокканегра. Сын Карла, Ренье II (1363–1407), также состоявший на французской королевской службе, сумел удержать только Ментон (1346) и Рокбрюн (1355), однако в 1357 Гримальди потеряли свои владения. В 1395 они отвоевали их, но в 1401 снова утратили.

Дети Ренье II – Амбруаз, Антуан и Жан в 1419 вернули себе Монако, а затем разделили владения между собой. Так Жан I (1427–1454) стал единоличным сеньером Монако и Кондамина. Сумев освободиться из плена миланского герцога, он правил своими владениями до самой смерти в 1454.

Конфликты с Генуей, Миланом и Савойей принуждали Гримальди, не отказываясь от своей независимости, искать покровительства со стороны соседних государств. Им удалось получить такое покровительство от Флоренции (1424), Савойи (1428) и Милана (1477). Кроме того, в 1448 Жан I уступил герцогу Савойи половину Ментона и Рокбрюна в обмен на признание за ним ленных прав на эти территории.

Сын Жана I, Каталан (1454–1457) заключил союз с французским королем и выдал дочь за своего родственика Ламбера, ставшего камергером короля. В 1489 Ламберу удалось добиться признания независимости Монако от французского короля и герцога Савойского. Поддержка последнего была куплена ценой признания сюзеренитета Савойи над 11/12 Ментона в обмен на признание за Гримальди леных прав (эта феодальная присяга действовала до 1507).

Политику Ламбера продолжили сыновья Жан II и Люсьен I (1505–1523). Последний отразил в 1506–1507 генуэзскую осаду. Француский король подтвердил в 1498 и 1507 суверенитет Монако, пообещав его правителям свое покровительство. Патент короля Людовика XII (1498–1515) от 1512 признавал Монако независимым владением, чей сеньер не может быть «никоим образом умален или испытывать помехи в своих правах, юрисдикции, суверенитете, прерогативах» и пользуется «особым покровительством» монарха Франции. В 1515 это положение было подтверждено новым королем Франциском I (1515–1547).Однако в 1523 правитель был убит приверженцами генуэзского адмирала Андреа Дориа, которого поддерживала Франция. Ставший сеньером брат Люсьена, епископ Огюстен, порвал с королем Франциском I и вступил в союз с его главным врагом в Европе – германским императором и испанским королем Карлом V (1519–1556). В соответствии с Бургосским договором (1524), Монако перешло под покровительство Испании. Оно стало императорским леном, чей правитель должен был приносить феодальную присягу. По просьбе монакского сеньера это соглашение было позднее изменено: новое соглашение в Тордесильясе (ноябрь 1524) больше не содержало упоминания об императорском лене.

Под покровительством Испании.

Союз с Испанией лег тяжелым бременем на финансы Монако. Испанский гарнизон, размещенный в Монако по соглашению 1605, содержался исключительно за счет жителей этого государства.

После смерти Огюстена в 1532 из-за малолетства детей Люсьена I страной временно управлял Этьен Гримальди из Генуи. Он скрупулезно соблюдал договор с Испанией, но одновременно пытался укрепить автономию Монако. Правление сына Люсьена, Оноре I (1523–1581), было сравнительно спокойным. Его дети Карл II (1581–1589) и Геркулес I (1589–1604) продолжали ту же политику. Основное внимание они уделяли управлению владениями, которые отвел им Карл V в Южной Италии, в особенности маркизатом Кампания. В 1604 Геркулес был убит заговорщиками.

До 1616 регентство при сыне убитого правителя Оноре I осуществлял его дядя, князь Фредерик де Вальдетар. В 1612 он убедил племянника принять новый титул – «сеньера и князя Монако». С 1619 монакский монарх именовался князем. Этот титул был признан испанским двором и стал наследственным.

Взяв власть в свои руки, молодой князь постепенно переориентировал свою политику на Францию. Переговоры, начавшиеся в 1630, продолжались более 10 лет, причем князь получил поддержку со стороны первого министра Франции Ришелье. В 1635 началась очередная франко-испанская война; в 1640 в Каталонии вспыхнуло восстание против Испании, участники которого призвали на помощь Францию. В этой обстановке 14 сентября 1641 в Перонне был подписан договор монакского правителя с французским королем Людовиком XIII (1610–1643). Монако признавалось свободным и суверенным княжеством под протекторатом Франции, и на князя возлагалось командованием французским военным гарнизоном.

Под протекторатом французского короля.

Через несколько месяцев после заключения договора князь вооружил своих приверженцев и, опираясь на них, принудил испанский гарнизон крепости к капитуляции. В 1642 Оноре II был торжественно принят при французском дворе. Вместо утраченных им владений в Неаполе, раннее подаренных монакским сеньерам Карлом V, князь получил другие, на французской земле: герцогство Валентинуа, виконтство Карла в Оверни и маркизат Бо вместе с сеньерией Сен-Реми в Провансе. При дворе ему покровительствовал первый министр кардинал Мазарини, а король Людовик XIV (1643–1715) стал крестным отцом его внука, будущего князя Луи I.

По Пиренейскому договору 1659, князь Монако должен был получить назад свои владения в Неаполе и Милане, однако он отказался от них в пользу французского короля, который, в свою очередь, передал их герцогу Ланти.

Оноре II чеканил свою монету. Он много сделал для украшения города и особенно княжеского дворца, где он собрал огромную коллекцию картин, предметов мебели, ценностей и т.д. В Монако устраивались роскошные празднества, балетные представления, балы и великолепные религиозные церемонии.

После смерти Оноре II на княжеский престол взошел его внук Луи I (1662–1701), с именем которого также связано строительство ряда монументальных сооружений. Он издал сборник законов, который характеризовался сравнительным либерализмом. Возглавляемая князем монакская кавалерия сражалась на стороне Франции и Голландии во Фландрии и Франш-Конте в ходе войны против англичан. Когда встала проблема испанского престолонаследия, Людовик XIV назначил в 1698 Луи I своим послом при папском дворе, поручив ему добиться от папы поддержки французского кандидата на испанский престол. Находясь в Риме, он растратил многие из богатств, собранных его дедом. В 1701 князь умер в Риме.

Его сын, князь Антуан (1701–1731) вращался в кругах высшей французской аристократии, поддерживал связи с будущим регентом – герцогом Орлеанским. Он проделал блестящую карьеру во французской армии, участвуя во многих сражениях. Антуан восстановил и укрепил княжеский дворец, где устраивал великолепные празднества. Князь увлекался музыкой, дирижировал собственным оркестором и переписывался с видными французскими композиторами Франсуа Купреном, Андре Детушем и др. Тесные связи Монако с Францией заставили в 1707, несмотря на нейтралитет княжества, опасаться вторжения войск герцога Савойского, и князь приступил к строительству новых укреплений. Военная угроза была устранена только после заключения Утрехтского мира в 1713.

Со смертью Антуана мужская линия династии Гримальди пресеклась. Дочь князя Луиза-Ипполита правила всего несколько месяцев, а затем власть перешла к ее мужу, Жаку-Франсуа де Матиньону, провозглашенному Жаком I (1731–1733). В 1733 тот передал престол своему сыну Оноре III (1733–1793). Новый князь, как и его предшественники, служил во французской армии, принимая участия в военных действиях во Фландрии, на Рейне и в Нидерландах, получив в 1748 звание маршала.

Во время войны за Австрийское наследство в 1746–1747 Монако было блокировано австрийскими и сардинскими войсками. Их оттеснили французские силы под командованием маршала де Бель-Иль. Последующее правление Оноре III проходило спокойно. Экономика княжества процветала, и уровень жизни населения рос, несмотря на скудные природные ресурсы государства. Главным источником благосостояния Монако была морская торговля и взимание пошлины с судов, направлявшихся в Италию. Князь, обладавший обширными земельными владениями в Валентинуа, Оверни, Провансе и Нормандии, приобрел еще земли в Эльзасе.

В период Великой французской революции и Наполеоновских войн.

Все владения монакского князя во Франции были утеряны после того, как французское Учредительное собрание в ночь на 4 августа 1789 упразднило феодальные права. Первоначально собрание оставило в силе Пероннский договор и даже намеревалось компенсировать князю утрату его имущества, оцененного в 273 786 франков. Однако после свержения французского короля в 1792 этот проект был оставлен. Ссылки Оноре III на Пероннский договор не имели успеха, и к моменту смерти князя в 1795 финансовое благосостояние династии было уже подорвано.

В самом Монако развернулась борьба между двумя партиями. Одна из них выступала за сохранение суверенитета княжества. Другая, Народное общество, требовала, в первую очередь, создание системы представительного правления. Второй из них удалось одержать победу. В январе 1793 был избран Национальный конвент, который вскоре объявил о свержении династии Гримальди.

Вступление французских войск в графство Ницца ускорило формирование нового режима. 15 февраля 1793 французский Конвент принял решение об объединении княжества с Францией. Монако, переименованное в Форт-Эркюль, образовало кантон в составе Французской республики, а затем стало административным центром округа (позднее центр был перенесен в Сан-Ремо). Все богатства, собранные в княжеском дворце, были изъяты, картины и произведения искусства распроданы, а сам дворец превратился в казарму, а затем – в госпиталь и приют для нищих. Большинство членов княжеской семьи (включая Оноре III) были арестованы, затем освобождены, но вынуждены были продать почти все свое имущество. Некоторые из них служили во французской армии.

Положение изменилось после отречения французского императора Наполеона. Первый Парижский мир 30 мая 1814 восстановил княжество в границах, существовавших до 1 января 1792, под французским протекторатом.

Князем стал Оноре IV, сын Оноре III, но из-за плохого состояния здоровья он уступил престол своему брату Жозефу. Сын отрекшегося князя, Оноре-Габриэль взбунтовался против этого решения и убедил отца передать власть ему. В марте 1815 Оноре IV (1815–1819) отправился в Монако, но, прибыв в Канны, он был арестован высадившимися наполеоновскими войсками и доставлен к Наполеону.

После окончательного краха Империи, согласно второму Парижскому договору 20 ноября 1815, княжество было поставлено под протекторат Сардинского королевства.

Сардинский протекторат.

Договор между Монако и сардинским королем Виктором-Эммануилом I был подписан в Ступиниджи 8 ноября 1817. Он был гораздо менее благоприятным для княжества, чем действовавший до Французской революции договор с Францией. Финансы княжества находились в жалком состоянии, ресурсы страны сократились, а коммуны, приходы и госпиталя задолжали большие суммы денег.

После смерти Оноре IV власть перешла к его сыну Оноре V (1819–1841), которому Наполеон в 1810 присвоил титул барона, а режим Реставрации – звание пэра Франции. Новый князь предпринял меры для того, чтобы преодолеть кризис. Однако его жесткая политика встретила недовольство населения и демонстрации протеста, особенно в 1833 в Ментоне. После смерти Оноре V власть перешла к его брату, Флорестану I (1841–1856), большому поклоннику литературы и театра, совершенно не готовому к государственному управлению. Большинство вопросов решала его жена Каролина, происходившая из буржуазной семьи. Ей удалось на время смягчить недовольство, вызванное указами Оноре V. Но разрядка напряженности длилась недолго, и вскоре Флорестан и Каролина снова ужесточили политику, надеясь вернуть таким образом благосостояние княжеству.

Тем временем, в Ментоне все громче раздавались требования независимости. Жители города добивались принятия либеральной конституции, наподобие той, какую ввел в Сардинском королевстве король Карл-Альберт. Они отвергли конституцию, предложенную Флорестаном. После революции 1848 во Франции положение обострилось. Флорестан и Каролина передали власть своему сыну Карлу.

Но было уже поздно. Начались восстания, князь Флорестан был свергнут, арестован и заключен в тюрьму, а княжеское правление упразднено. Однако в 1849 Флорестан был восстановлен на престоле.

20 марта 1848 Ментон и Рокбрюн, официально остававшиеся ленами Савойи и Сардинии, провозгласили себя вольными и независимыми городами «под сардинским покровительством». 1 мая 1849 власти Сардинского королевства издали декрет об их присоединении к округу Ниццы. Монакским князьям Флорестану и Карлу III (1856–1889) так и не удалось вернуть эти территории.

В марте 1860, в благодарность за военную помощь, оказанную французским императором Наполеоном III делу объединения Италии, Сардинское королевство уступило Франции Савойю и графство Ниццу, включая Ментон и Рокбрюн. 18 июля 1860 Сардиния вывела свои войска из Монако, положив тем самым конец протекторату.

По договору 2 февраля 1861 между князем Карлом III и Наполеоном III, Монако отказывалось от всяких прав на Ментон и Рокбрюн в пользу Франции, за что получал компенсацию в размере 4 млн. франков. Договор официально признавал независимость княжества Монако, но оно сократилось до 1/20 своей прежней площади. В соответствии с неопубликованными дополнительными статьями договора, Монако обещало не передавать какой-либо части своей территории иной державе, кроме Франции.

Княжество до Второй мировой войны.

Уменьшившееся в размерах и лишенное ресурсов княжество находилось в крайне тяжелом финансовом и экономическом положении. Повышать дальше налоги было невозможно. Еще в 1850-х власти задумали поправить дело с помощью открытия казино, но игорный дом французского предпринимателя Дюрана вскоре закрылся из-за отсутствия транспортных связей и неконкурентоспособности. Купивший фирму коммерсант Лефевр также не сумел наладить дело.

После нескольких попыток оживить торговлю Карл III и его мать Каролина решили организовать фирму, получившую название «Общество морских купаний». Концессия на создание игорного дома была за 1,7 млн. франков продана банкиру Франсуа Блану, который раннее возглавлял игорный дом в Гамбурге. Срок его лицензии составлял 50 лет. Блан сумел организовать казино и развернуть операции, объем которых вскоре превысил самые оптимистические ожидания. Отели, театр и казино, построенные «Обществом морских купаний», с самого начала стали привлекать в княжество множество туристов.

В 1865 Монако подписало с Францией конвенцию об установлении таможенного союза. При этом князь сохранял за собой право заключать международные договоры и соглашения. Стороны договорились о строительстве железнодорожной ветки по монакской территории. С 1868, когда вошла в строй железнодорожная линия между Ниццей и Вентимильей, число туристов еще более возросло. В 1870 страну посетило 140 тыс. человек, а в 1907 – уже более 1 млн. (в это время в княжестве работали 52 гостиницы).

Экономический прогресс Монако сопровождался расширением городского строительства. Квартал Спелюг, окружавший казино, быстро застраивался роскошными отелями и престижными зданиями. В 1866 он получил новое название по имени князя – Монте-Карло. В 1869 в Монте-Карло открылась опера, которая под руководством знаменитого дирижера Рауля Генсбура приобрела мировую известность.

В правление Карла III были построены вокзалы в Монако и Монте-Карло, организовано почтовое отделение, выпущены первые почтовые марки княжества и чеканились золотые монеты. В Монако было создано отдельное епископство. В 1881 был введен в действие гражданский кодекс.

Население быстро росло. В 1870 в княжестве жило лишь 1500 человек; в 1888 это число возросло до 10 тыс., а в 1907 – до 16 тыс.

Развивалась и внешнеполитическая активность княжества. В 1866–1905 Монако заключило договоры о выдаче преступников с Италией, Бельгией, Францией, Нидерландами, Россией, Швейцарией, Австро-Венгрией, Великобританией, Данией, а также конвенцию о сотрудничестве в юридической области с Италией, Бельгией и Францией. Княжество подписало многосторонние соглашения: Парижскую (1883) и Бернскую (1886) конвенции и Мадридское соглашение (1891). Оно назначило послов и дипломатических представителей во Францию, Испанию, Италию, Бельгию, а также к папскому двору.

Князь Альберт I (1889–1922) прославился научными исследованиями в области океанографии, палеонтологии, антропологии и ботаники. Он основал Институт океанографии в Париже со знаменитым Океанографическим музеем в Монако (открыт в 1910), Международный институт мира (1903) и «Экзотический сад», способствовал развитию Музея доисторической антропологии в Монако и других научно-исследовательских учреждений.

В 1911 князь утвердил конституцию княжества Монако. В соответствии с ней, монарх сохранял очень широкие полномочия, но делил законодательную власть с Национальным советом, который избирался всеобщим голосованием. В октябре 1914 действие конституции было приостановлено.

Альберт I покровительствовал развитию искусства и культуры: в Монакской опере устраивались великолепные спектакли, в Монако проводились знаменитые сезоны русского балета. Монако вело активную дипломатическую деятельность. Согласно конвенции 1912, французские войска могли вводиться на территорию княжества лишь по предварительной просьбе князя. В 1914 Альберт I безуспешно пытался уговорить германского императора отказаться от начала боевых действий в Первой мировой войне. Его сын Луи служил во французской армии, а в период Первой мировой войны дослужился до чина генерала.

Официально Монако сохраняло нейтралитет в Первой мировой войне, но Франция опасалась, что княжество может попасть под германское влияние, поскольку наследник Луи не был женат, а кузен князя, герцог Вильгельм фон Урах был подданным Германии. 17 июля 1918 Монако вынуждено было подписать договор с Францией, вступивший в силу 23 июня 1919. Французская республика признавала и гарантировала независимость, суверенитет и территориальную целостность Княжества. В свою очередь, правительство княжества обязывалось действовать «в соответствии с политическими, военными, морскими и экономическими интересами Франции» и согласовывать с ней свою внешнюю политику. Престолонаследниками или регентами Монако могли становиться только монакские либо французские граждане, одобренные французским правительством. В случае, если княжеская династия прекратится, Монако предстояло образовать автономное государство под протекторатом Франции. Французские армия и флот получали право оккупировать Монако, даже без согласия князя.

Политический кризис разразился в стране в 1918, когда Национальный совет отказался признать законность дочери, рожденной престолонаследником Луи вне брака. Власти издали 30 октября 1918 ордонанс, позволяющий наследнику усыновлять или удочерять детей при отсутствии собственных законных потомков.

Луи II (1922–1949) пытался сохранить самостоятельность княжества в сложной международной обстановке и в условиях экономического кризиса 1930-х. В период Второй мировой войны на территорию княжества дважды вступали войска воюющих держав. Внук князя в период войны служил во французской армии.

Современное Монако.

Внук Луи II, князь Ренье III, занявший престол в 1949, способствовал развитию экономики княжества (туризма, промышленнсти), научных исследований, спорта и культуры. Сохранив традиционный образ роскошного туристического центра и рая для азартных игр (в 1973 казино давало всего 5% бюджетных доходов), страна превратилась также в деловой, промышленный и культурный центр. За счет осушения участков моря площадь государства за время его правления увеличилось на 1/5. В 1981 на отвоеванной у моря территории к западу от Монакской скалы был заложен город Фонвьей. В настоящее время планируется продлить далеко в море землю, на которой расположена Монакская скала, и существенно расширить территорию Монте-Карло. Освоенные участки будут застроены, там собираются соорудить подземную железную дорогу и вокзал.

В области экономики были приняты меры по развитию отельного бизнеса, модернизации инфраструктуры туризма и сооружений помещений, пригодных для проведения международных встреч и конгрессов. Создавались современная промышленность и торговля, ставшие основой доходов в бюджете княжества. В стране были произведены крупные работы по строительству портовых сооружений, подземной железной дороги, административных зданий, реконструкции и расширению больницы, городской инфраструктуры, туннелей и мест парковки. Построены новые стадион и водный стадион, аэропорт для вертолетов.

В 1966 монакское государство решило усилить свой контроль над таким важнейшим источником доходов, как «Общество морских купаний». Угрожая национализировать казино, оно скупило большинство акций этой компании.

Новые законы об образовании усовершенствовали обязательное школьное обучение. Строились новые школы, принимались меры по развитию спорта и культуры. Князь учредил премии для композиторов и литераторов, открыл дворец для проведения концертов Филармонического оркестра Монте-Карло. Княжеская семья покровительствовала организации фестивалей искусств и балетным представлениям. В 1954 начала работу телевизионная станция Монте-Карло, а с 1961 проводится Международный фестиваль телевидения. Развивались научные исследования: в княжестве открылись Научный центр, лаборатория по морской радиоактивности, центр подводных ресурсов моря и т.д.

Во внешней политике упор делался на поддержание тесных отношений с Францией. Французские президенты и князь Монако неоднократно обменивались официальными визитами. В 1951 обе страны подписали конвенцию о добрососедстве и взаимном содействии в области таможенных сборов, налогов, почтовой связи, телевидения и др. Однако налоговая проблема вызывала трения в отношениях между государствами. Франция стремилась вернуть в свой бюджет налоги с капиталов, обосновавшихся в Монако. 18 мая 1963, после отказа Монако пойти на изменения в области налогообложения и установления французских таможенных кордонов на границе с княжеством, в Париже была подписана новая франко-монакская конвенция. Она предусматривала введение в княжестве подоходного налога по принципам французского налогообложения. Однако от налога были освобождены граждане Монако, французы, проживающие в стране более 5 лет, и компании, в капитале которых доля монакского капитала превышала 25%.

Монако поддерживало официальные отношения с различными странами, открыло посольство в Испании. В 1993 страна стала членом ООН.

В конце 1990-х Монако все чаще стали обвинять в том, что оно превратилось в международный оффшорный центр по «отмыванию денег». В 2000 комиссия французского Национального собрания представила соответствующий доклад и рекомендовала распространить на княжество французский банковский контроль. Парламентарии утверждали, что число фальшивых фирм, зарегистрированных в Монако составило в 1998 около 6 тыс., в 49 банках имелось 340 тыс. счетов, причем собственники 2/3 из них проживали за границей. Утверждалось, что юстиция княжества, зависимая от княжеского дома, не предпринимает никаких мер для того, чтобы пресечь сложившееся положение.

24 октября 2002, после трехлетних переговоров, между Монако и Францией был подписан новый договор, заменивший договор 1918. Он подтверждал «традиционную дружбу» двух стран, французские гарантии независимости, суверенитета и территориальной целостности княжества и обязательства Монако осуществлять свой суверенитет в согласии «с фундаментальными интересами Французской республики в сферах политики, экономики, безопасности и обороны», а также согласовывать с Францией свою внешнюю политику. Монако имеет право открывать за рубежом дипломатические представительства или передавать представительство своих интересов Франции. Положения о возможности изменения порядка престолонаследия и ввода французских войск были сформулированы значительно мягче, чем в 1918. В тексте договора указывалось лишь, что территория Монако «неотчуждаема», что Франция должна быть поставлена в известность об изменении престолонаследия и что французские войска могут вступать на территорию Монако лишь с согласия князя или по его требованию (за исключением случаев, когда независимость, суверенитет и территориальная целостность находятся под угрозой, но нормальное функционирование власти прервано).

Ренье III удерживал политическую жизнь княжества под жестким контролем. В 1950 власти запретили деятельность компартии. На выборах в Национальный совет вплоть до 1958 побеждал блок «Национальное демократическое согласие» – коалиция Партии радикал-социалистов и Монакской демократической партии, а в 1958 ее опередил Национальный союз независимых. В январе 1959 Национальный совет был распущен, а действие конституции 1911 приостановлено. В январе 1961 князь назначил новый состав парламента. А 17 декабря 1962 страна получила новую конституцию, подтверждавшую широкие полномочия монарха. Законодательная власть принадлежала князю и выборному Национальному совету, а исполнительная – Правительственному совету в составе государственного министра и трех советников. При этом государственный министр (глава Правительственного совета) должен был быть французским гражданином и назначался князем из числа трех кандидатов, рекомендованных президентом Франции. Парламент не имел права контролировать деятельность правительства и выступать с законодательными инициативами.

В 1963 женщины в Монако получили избирательные права. На выборах в Национальный совет в 1963, 1968, 1973, 1978, 1983, 1988, 1993 и 1998 победу неизменно одерживала партия Национальный демократический союз (НДС), образованная в результате слияния Национального союза независимых и Национального демократического согласия. Так, в ходе выборов 1998 НДС собрал более 67% голосов и получил все 18 мест в Национальном совете. Оппозиционным партиям Национальный союз за будущее Монако и Объединение за монакскую семью достались соответственно 23% и 9% голосов.

В 1981 в княжестве впервые в его истории произошла всеобщая забастовка трудящихся, требовавших расширения профсоюзных прав, гарантии сохранения рабочих мест и борьбы с инфляцией. В Монако действуют профсоюзы.

На посту государственных министров сменяли друг друга Жан-Эмиль Реймон (1963–1966), Поль Деманж (1966–1969), Франсуа–Дидье Грег (1969–1972), Андре Сен-Мье (1972–1981), Жан Эрли (1981–1985), Жан Оссей (1985–1991), Жак Дюпон (1991–1994), Поль Дижуд (1994–1997) и Мишель Левек (1997–2000). В январе 2000 главным министром был назначен член НДС Патрик Леклерк.

Монако в 21 веке

В 2002 конституция княжества Монако была пересмотрена. Этому предшествовали дискуссии в Совете Европы и требования ввести в стране парламентский режим, включая ответственность правительства перед парламентом. Члены Национального совета единогласно отклонили подобные изменения, сочтя их путем, ведущим к политической дестабилизации. Тем не менее, полномочия законодательного органа были расширены. По новой конституции, Национальный совет получил право законодательной инициативы и выдвижения законопроектов, на которые правительство обязано в течение 6 месяцев дать официальный и мотивированный ответ. Он может вносить поправки к правительственным проектам, утверждать введение прямых и косвенных налогов, а также внебюджетные расходы и ратифицировать все международные договоры, изменяющие существующее законодательство.

В феврале 2003 в Монако состоялись очередные выборы в Национальный совет, состав которого был расширен с 18 до 24 членов. Новшеством стало также введение элементов пропорциональной системы голосования и снижение возраста избирателей с 21 до 18 лет. Избирательная кампания носила упорный характер. Основная борьба развернулась между НДС, возглавляемым Жаном-Луи Кампорой, председателем Национального совета с 1993, и оппозиционным списком трех партий «Союз за Монако» во главе с бывшим членом НДС Стефаном Валери. Обе группировки делали упор на предоставлении гражданам Монако приоритета при устройстве на работу и приобретении жилья и на защиту традиционных ценностей княжества. Впервые за 40 лет выборы положили конец политическому доминированию НДС, который сумел завоевать лишь 3 места в Национальном совете. Победил «Союз за Монако», получивший 21 место; его лидер С.Валери был избран новым председателем Национального совета.







Литература:

Печников Б.А. Цифрами на карте обозначены ... М., 1986



Август 6, 2018

Если вы собираетесь какое-то время пожить в Монако или вообще уехать в это уникальное государство навсегда, то вам небезынтересно было бы узнать, что представляет собой его правовая и судебная система. Несмотря на то, что страна занимает всего два квадратных километра, а ее население составляет 35 тысяч жителей – это именно отдельное государство, а не коммуна Франции, и соответственно оно имеет свой аппарат власти, суверенитет, социальную базу, право собирать налоги, внутренние и внешние функции.Поскольку Монако граничит с Францией со всех сторон, то, конечно, имеет от нее особую зависимость. Взамен Монако получает от этой страны защиту, например, в случае войны Франция обязуется взять крошечное Монако под свою опеку. Тем не менее, в Монако имеется своя армия, численность которой составляет сто человек. Правда, в местном военном оркестре музыкантов больше, вероятно потому, что они более востребованы…

Влияние французского законодательства

Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье , а значит ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. Конечно, Франция не могла не оказать на нее существенного влияния, поэтому конституции этих государств в общем-то идентичны. Некоторые пункты французского законодательства буквально дублируются в Монако и применяются там с абсолютной точностью. Это касается целого ряда различных сфер деятельности, например, телекоммуникаций, страхования, почты и так далее. Никакой разницы с французскими законами в этих областях нет.

В области гражданского права монегаски тоже не стали оригинальничать, они взяли за основу гражданский кодекс Франции, созданный в далеком 1804 году, и практически ничего в нем не изменили. Да и с правом в области торговли власти Монако решили не экспериментировать: посмотрев на процветающую Францию, они продублировали и ее торговый кодекс, внеся самые минимальные и формальные поправки, чтобы не выглядеть полными плагиаторами. На суть документа данные исправления не повлияли.

Поскольку Монако – все же отдельная страна, то своя Конституция в ней, разумеется, есть. Как и любая европейская Конституция, она основывается на уважении основных прав и свобод человека.

Экономика и трудовое право

Экономика Монако, как известно, имеет свои особенности. Это государство уникально прежде всего потому, что в нем живут самые богатые люди планеты. Со всей Земли сюда стекаются их миллионы и миллиарды. Чтобы притянуть в страну желанные иностранные капиталы, власти ввели льготный налоговый режим, которого нет больше нигде в мире. Блестящая идея сработала, и в крохотное Княжество стали собираться миллиардеры со всего света, дабы сохранить и приумножить свои богатства. Сегодня в Монако действует более 800 иностранных компаний, имеющих статус международных, и благополучно работает 50 банков.

Если вы планируете устроиться в Монако на работу, то, вероятно, вам интересно узнать, что собой представляет трудовое право этой страны. Власти сделали его вполне соответствующим международным стандартам. Но, конечно, минимальную оригинальность они проявили и тут. Например, рабочая неделя по законам Монако составляет не грубых 40 российских, и даже не 35 ленивых французских, а – изящных 39 часов. То есть, монегаски уверены, что миллионы – миллионами, а работать все-таки надо.

Работая в Монако, вы имеете полное право объединяться в любые профсоюзы. Если вас не устроит «нищая» зарплата в 3-5 тысяч евро, ничуть не смущаясь, выходите бастовать. Никто вас за это не арестует: в Конституции ваше право на забастовку зафиксировано с недвусмысленной ясностью. Но вот если вы имеете должность в каком-нибудь госучреждении, то о протестах и высказывании неудовольствия можете забыть – госслужащим бастовать запрещено. Да и в самом деле, зачем пилить сук, на котором сидишь?

Преступления и наказания

Смертная казнь была разрешена в Монако до 1962 года. Но гуманные власти этим страшным приговором не пользовались с середины XIX века. Последний заключенный был казнен в 1847 году, после чего нарушителей закона стали помещать в комфортную местную тюрьму, где сегодня в камерах стоят телевизоры и кондиционеры, а из окон открывается роскошный вид на Княжество.

Число счастливчиков, то есть, простите, преступников, которые смиренно отбывают там наказание, каясь в содеянных грехах, составляет не более 10 человек. По загадочным причинам большинство из них – россияне. Это, без сомнения, свидетельствует об их исключительных способностях. Совершить серьезное правонарушение в Монако весьма проблематично: здесь каждый третий житель – полицейский, и через каждые двадцать метров висят видеокамеры.

Судебная система

Французское законодательство бесцеремонно проникло и в местное судопроизводство, а точнее – его тоже старательно переписали местные власти, не утруждаясь что-то менять. Чтобы добавить какой-нибудь нюанс, всю судебную власть официально передали в руки действующему Князю. Однако это не значит, что он лично ею распоряжается. Правитель делегирует эти полномочия преданным вассалам, коими являются суды и трибуналы Монако, они же в свою очередь дейстуют от лица главы государства.

Судебная система Монако вполне традиционна. Верховный суд назначается Князем, он состоит из пяти членов и двух заместителей, которые работают не более четырех лет, а затем переизбираются опять же Князем. Но, чтобы он принял решение о назначении, ему необходимо внимательно рассмотреть кандидатуры, которые предлагает Государственный совет, парламент, Совет Короны, Апелляционный суд и гражданский суд первой инстанции. Верховный суд является высшим судебным органом и выполняет основные функции конституционного контроля, поэтому неудивительно, что ему уделяется такое пристальное внимание.

Оставшиеся суды представлены Кассационным и Апелляционным, судом первой инстанции и мировым. Его судьи также назначаются монархом, после рекомендации различными инстанциями. В судах имеют право работать французские граждане, и на практике такое нередко случается.

Если вам необходимо юридическое сопровождение в Монако, обратитесь в надежную международную компанию Cofrance SARL. Мы поможем урегулировать любые вопросы или представим ваши интересы на суде.

Вконтакте



Просмотров