Конституционное право как учебная дисциплина. Функции науки «Теория государства и права»

Как научная дисциплина общая теория права базируется на результатах научных исследований. В этом смысле знания, получаемые при изучении учебной дисциплины, формируются в зависимости от позиций авторов учебников, учебных пособий. Для получения объективных знаний в учебном процессе не следует ограничиваться субъективным мнением одного автора. Необходимо подвергать анализу точки зрения других авторов и исследований.

Вишневский А.Ф полагал «Общая теория государства и права как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно - правовых институтов начала складываться в XIX в. Ранее такой специально науки не было. Формирование теоретического знания шло по двум основным направлениям.

Во-первых, достоянием теории государства и права стали наработки по общим проблемам государства и права, изучавшимся сквозь призму философских, исторических, политических и иных неюридических учений.

Во-вторых, к формированию теоретического знания привело становление отраслевых юридических дисциплин, которое шло вместе с развитием общества, законодательства, юридической практики. Большой массив накопленных общих проблем в гражданском, уголовном, государственном праве постепенно обособилось в рамках общей теории права. Именно здесь происходило их дальнейшее исследование»

Следует различать общую теорию права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, учебная дисциплина полностью базируется на науке об общей теории государства и права. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем более содержательной и полной оказывается соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи и субъекты учебной дисциплины и науки. Так цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки - приращение, накопленных новых сведений учебными - исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система общей теории права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно - правовых явлений и максимально к ней приближена. Система общей теории права как учебной дисциплины во многом зависит от составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучения часов и личных качеств преподавателя. Общая теория права - одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщением, абстрагированными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно прорабатывать монографии, сборники научных трудов, статьи в научных журналах.

Как учебная дисциплина общая теория права выполняет две основные функции:

  • 1) вводит студентов в систему юридического образования и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку;
  • 2) развивает у студента абстрактное, аналитическое мышление, формирует правовую и политическую культуру.

Первая функция реализуется, когда изучаются учебные темы курса общей теории права.

Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведениями и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин - конституционного, гражданского, уголовного права. Реализация второй функции начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всего обучения и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности.

Уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.

Важной особенностью процесса обучения праву в школе является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения . Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитания. Когда человек «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей в правовой сфере – это свидетельствует о его правовой социализации. Педагогическая наука отстаивает существование правового воспитания как самостоятельного направления в воспитании школьников, как составной части общевоспитательного процесса. В процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание. Российский мыслитель И.А. Ильин писал, что нет человека без правосознания, но есть множество людей с затрудненным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Причем слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание – все равно остается правосознанием. Следовательно, задача педагога, имеющего «не одичавшее» собственное правосознание, состоит в том, что бы приближать правосознание своих учащихся к цивилизованному уровню. При отборе учебного материала учитель должен учитывать его воспитательный потенциал. Воспитание в процессе правового обучения в значительной степени осложняется влиянием различных внешних факторов, например: семьи, СМИ, отсутствием правового пространства в школе и т. п.

Морозова С. А. подчеркивает, что в центре правового образования находится понятие «нормативность». Человек должен освоить нормы поведения, принятые обществом, в том числе и правовые. Учитель должен быть готов к тому, что формирование ценностного отношения к явлению нормативности может сопровождаться и негативной реакцией со стороны учеников. Особую проблему для правового воспитания несовершеннолетних составляют стереотипы правового поведения. Как известно, общение с другими людьми немедленно ставит вопрос о праве и взаимных обязанностях участников отношений. Характерно, что человек, участвуя в правоотношениях, то есть отношениях, урегулированных нормой права, не всегда это сознает. Он действует, руководствуясь правовым стереотипом поведения. Таким образом, правовое воспитание – объективный общественный процесс, в котором граждане участвуют в зависимости от социальных ролей, либо в качестве воспитуемых, либо – воспитателей. Другой характерной чертой преподавания права в школе является опосредованность содержания правового обучения психовозрастными особенностями учащихся. Это актуализирует проблему педагогической целесообразности юридического содержания для учащихся определенного возраста. Характер отбираемых норм права, глубина их познания должны соответствовать возрасту, развитию школьников. Например, бессмысленно объяснять учащемуся основы пенсионного законодательства.


В правовом обучении школьников можно выделить три этапа: 1) пропедевтический, 2) общеправовой, 3) профильный.

Пропедевтический этап – новое направление в правовом образовании школьников. Его цель – формирование навыков нормативной культуры, как основополагающего условия формирования правовой культуры личности. Основная идея содержания обучения состоит в положении о том, что человек должен высоко оценивать жизнь по правилам . На этом этапе учащиеся усваивают представления о социальной норме , видах норм, включают в число своих ценностных ориентаций «нормативное регулирование общественной жизни», в том числе и правовое регулирование. На этом этапе ученик познает границы своей свободы. Учитель работает с двумя возрастными группами школьников: учащиеся начальной школы, так называемые младшие школьники, и младшие подростки (11/12 - 14/15 лет)

Общеправовой этап – это этап базового образования школьников, которое представлено общеправовой подготовкой выпускников основной школы и выпускников средней (полной) школы. Выпускники основной школы изучают систематический курс, дающий представления о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях соответственно его социальной роли и степени включенности в правовую жизнь общества. Данный этап ориентирован на интересы школьника, на потребности в правовых знаниях. Правовые знания представлены в виде модуля курса обществознания. Кроме обществознания, старшеклассники могут изучать правоведение – курс, представленный системой правовых знаний, выполняющих регулятивную функцию, позволяющую развивать социально-адаптивные возможности личности. Этот курс, как правило, носит характер практического руководства по использованию действующего законодательства, сориентированного на общегражданские потребности. Главное назначение курса – научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм и в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений. Данный курс представляет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства.

Понятие «законодательство» является системообразующим понятием подобных курсов. Учащиеся получают знания о системе российского законодательства как внешнем выражении системы права, которая складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Школьники учатся ориентироваться в сложной структуре законодательства, извлекать необходимую социально полезную юридическую информацию о правовом механизме защиты интересов гражданина в процессе непосредственной работы с источником права. На этапе общеправовой подготовки может быть реализована как линейная, так и концентрическая модель правового образования. Линейное построение юридического образования характерно для курса «Человек и общество». В рамках данного курса правовые знания изучаются в выпускном классе основной школы. Модель правового образования может быть представлена и тремя концентрами.

Третий концентр реализуется на этапе профильного обучения . Профильность в образовании обычно понимается как углубленное изучение отдельных предметов. Профильность в юридическом школьном образовании предполагает разработку особых учебных планов, программ и учебных пособий, ориентированных либо на поступление в конкретный юридический вуз, либо на изучение правовых аспектов будущей профессиональной деятельности, например, в курсе «Правовые основы медицинской деятельности». Профильный этап юридического образования школьников – это, как правило, школьный компонент учебного плана, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями деятельности адвокатов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии.

Исходным компонентом содержания юридического образования являются правовые знания, то есть информация о предметном содержании правовой действительности. Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий – теологическая, договорная, психологическая и т. д. Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов. Это общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания.

Учебные правовые знания – это знания о правовой действительности, адаптированные для достижения дидактических и методических целей.

Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом:

· если в основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право;

· если в основе знаний – правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права. Это прежде всего проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности.

· если в основе знаний – правоотношения, то эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания.

Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историчность содержания юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно-исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни. Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (кодекс, закон, норма), правовые явления (право, преступность), юридические представления.

Представленная градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как все эти виды правовых знаний выполняют определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным. Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания – аксиологический компонент; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки - регулятивный компонент. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, то в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты.


Административное право как учебная дисциплина Понятие Административное право как учебная дисциплина - это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. Отличие науки административного права от учебной дисциплины Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе. Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки - систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации. Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников. ________________________________________
1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Еще по теме 8. Административное право как учебная дисциплина:

  1. 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  2. 3.Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Как и любая другая наука, наука гражданского права (цивилистика, доктрина гражданского права) занимается изучением закономерностей, которые лежат в основе явлений, образующих ее предмет. Без научной основы гражданско-правовое регулирование представляло бы собой бессистемное воздействие на общественные отношения, формируемое под влиянием случайных, субъективных факторов и потому способное привести к непредсказуемым последствиям.

С одной стороны, наука гражданского права понимается как деятельность по получению новых знаний в сфере гражданского права. Этой деятельностью занимаются ученые-цивилисты, работающие, как правило, в научно-исследовательских и учебных заведениях. Реже наукой интересуются практические работники, обобщающие в своих трудах собственный практический опыт. Результаты научной деятельности находят отражение в статьях, монографиях, учебниках по гражданскому праву, комментариях к действующим законам, а также в кандидатских и докторских диссертациях.

Как показывают многолетние наблюдения, почти все наиболее яркие и глубокие работы, оставившие след в цивилистике, были созданы относительно молодыми учеными.

С другой стороны, наука гражданского права понимается как совокупность знаний, лежащих в основе гражданского права как отрасли права и системы гражданского законодательства. Как известно, начиная с XVII в. объем научных знаний удваивается примерно каждые 15-20 лет. В общественных науках, к числу которых относится и цивилистика, рост объема научных знаний идет не столь стремительно. Здесь почти не бывает революционных периодов, характеризующихся решительной сменой принципов и методов правового регулировании. Право вообще и гражданское в частности характеризуется известным консерватизмом. Последний свойствен и науке гражданского права, всегда стремящейся, например, приспособить старые юридические конструкции под новые нужды и лишь при невозможности этого предлагающей новые правовые решения.

Тем не менее, к настоящему времени наукой гражданского права накоплен большой багаж знаний, который, к сожалению, не всегда востребуется законодателем и практикой.

Наука гражданского права является одной из отраслей юридической науки (правоведения, юриспруденции). Благодаря главным образом своему предмету цивилистика выделяется среди других юридических наук своей логичностью, отточенностью юридических конструкций и их наибольшей универсальностью. Многие выработанные наукой гражданского права положения (например, правоспособность, договор, исковая давность и многие другие) приобрели характер общеотраслевых категорий, а современная теория права во многом создана усилиями ученых-цивилистов.

Основными целями науки гражданского права являются разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о гражданском праве, вскрытие закономерностей гражданско-правового регулирования, а также выработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения данных целей цивилистикой решаются следующие задачи:

  • -осуществляются систематизация знаний о гражданском праве, выработка и классификация основных гражданско-правовых понятий и юридических конструкций;
  • -изучаются нормы действующего гражданского права и система его источников, объясняются их содержание и соотношение с другими нормами и источниками правового регулирования;
  • -выявляются общие закономерности, лежащие в основе гражданско-правового регулирования, а также особенности, свойственные отдельным институтам и иным структурным подразделениям гражданского права;
  • -обнаруживаются противоречия и пробелы в действующем законодательстве, неработающие и неэффективные нормы и иные недостатки гражданско-правового регулирования;
  • -вырабатываются предложения по совершенствованию гражданско-правового регулирования и прогнозируются перспективы его развития.

Предмет любой науки образуют изучаемые ею явления. Наука гражданского права изучает широкий круг явлений, так или иначе связанных с гражданско-правовым регулированием.

Прежде всего. ею изучаются те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, т.е. предмет самого гражданского права. Определение круга имущественных, личных неимущественных и организационных отношений, которые должны регулироваться гражданским правом, выявление у них таких черт, благодаря которым они могут быть урегулированы именно гражданско-правовыми методами, отграничение их от отношений, регулируемых нормами смежных отраслей права (земельным, трудовым, налоговым и проч.), - эти и многие другие вопросы изучаются наукой гражданского права.

Изучая данные вопросы, наука гражданского права призвана, в конечном счете, указать законодателю оптимальные пределы гражданско-правового регулирования, т.е. определить целесообразность облечения в форму гражданских правоотношений конкретных общественных отношений. При этом цивилистика не подменяет собой другие науки, в частности экономику, социологию, эстетику и проч., но использует выработанные ими знания для решения собственных задач.

Далее, предметом науки гражданского права являются нормы гражданского права как основной инструмент гражданско-правового регулирования. Наука изучает систему гражданско-правовых норм, единство и дифференциацию гражданского права на отдельные подотрасли, институты и иные структурные образования, соотношение гражданского права с иными отраслями права, содержание отдельных гражданско-правовых норм и многие другие вопросы, связанные с гражданским правом как отраслью права. При этом задача цивилистики - не только познание сложившейся системы гражданского права, но и выработка рекомендаций по ее постепенному совершенствованию.

Поскольку нормы гражданского права содержатся в различных источниках - и прежде всего в законодательстве - предметом науки гражданского права является система этих источников. Система гражданского законодательства не является слепком системы гражданского права как отрасли права, хотя и совпадает с ней в своих основных чертах. При изучении гражданского законодательства наука гражданского права исследует иерархический, отраслевой и федеративный аспекты (срезы) его системы и предлагает пути ее совершенствования.

Наука гражданского права исследует практику применения гражданско-правовых норм судами и другими правоприменительными органами. Именно в ходе практического применения выявляются недостатки и пробелы в гражданско-правовом регулировании. Кроме того, нередко под влиянием различных субъективных факторов некоторые правовые нормы на практике применяются неправильно, в противоречии с их истинным смыслом. Еще больший урон правопорядку наносит избирательное правоприменение, когда содержание одних и тех же норм толкуется в сходных ситуациях одним и тем правоприменителем по-разному.

Поэтому ученые всегда должны быть в курсе того, как правовые нормы применяются на практике. Это дает им не только первичный эмпирический материал для исследований и выработки рекомендаций по совершенствованию гражданского законодательства и практики его применения, но и возможность выявлять недостатки практики, показывать ее противоречивость.

Конечно, вырабатываемые наукой предложения и рекомендации не являются обязательными для практики и нередко просто игнорируются последней. Однако в конечном счете большинство действительно научных рекомендаций постепенно воплощается в практику.

Предметом науки гражданского права является не только отечественное, но и зарубежное гражданское право. Российское гражданское право своими истоками, системой построения институтов, основными правовыми конструкциями и т.п. неразрывно связано с зарубежным, прежде всего европейским (в особенности германским) гражданским законодательством. Многие проблемы, в настоящее время обсуждаемые в российской цивилистике, давно и детально исследованы зарубежными учеными. Известная отсталость отечественной науки от западной доктрины объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений и, как следствие, длительной невостребованностью соответствующих институтов и юридических конструкций.

Российское гражданское законодательство заимствовало в чуть измененном виде многие правовые конструкции из западной цивилистики (например, договоры доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, агентирования). Изучение зарубежного гражданского права становится еще более актуальным, поскольку многие правовые проблемы, возникающие при применении новых для российского права институтов, давно стали привычным явлением за рубежом.

При заимствовании иностранного опыта наука гражданского права призвана подсказать законодателю, насколько целесообразно, а порой и возможно ли вообще переносить в отечественное право зарубежный опыт. Так, непродуманные попытки внедрить в отечественное законодательство некоторые чуждые ему конструкции из англо-американского права (например, конструкцию доверительной собственности) никакой пользы ему не принесли.

Важность изучения зарубежного гражданского права определяется и теми интеграционными процессами, которые идут в мире. Происходит быстрое сближение разных правовых систем, появляется все больше международных конвенций, положения которых учитываются во внутреннем законодательстве и т.п. Наука гражданского права должна изучать все эти явления и способствовать унификации российского и зарубежного гражданского права.

Наконец, наука гражданского права изучает историю становления и тенденции развития гражданского права. Правильно понять многие правовые нормы, а иногда и целые институты можно лишь узнав их происхождение, цели установления и их генезис. Например, объяснить наличие в действующем авторском законодательстве права автора музыкального произведения, использованного в кинофильме, на получение специального вознаграждения за каждое публичное исполнение данного кинофильма (п. 3 ст. 1263 ГК) (при том, что наряду со сценаристом и режиссером-постановщиком он имеет право на вознаграждение как один из соавторов кинофильма) можно лишь загляну в в историю. Данная норма появилась в эпоху перехода от немого к звуковому кино, когда отпала необходимость в непосредственном (часто оригинальном) музыкальном сопровождении исполнения фильмов. Именно тогда за авторами тех музыкальных произведений, которые звучат в фильме, было признано право на особое вознаграждение за каждое публичное исполнение их произведений, которое в настоящее время не имеет под собой никаких экономических оснований, но сохраняется по традиции.

Судьбы разных гражданско-правовых норм не совпадают. Одни из них, возникнув в глубокой древности, достаточно эффективно действуют в настоящее время; другие, возникнув при определенных обстоятельствах, продолжают существовать, но обслуживают сейчас совсем иные потребности; третьи, появившись как отклик на злобу дня, отмирают, как только в них отпала необходимость. Задача науки гражданского права - отделять зерна от плевел, отстаивать проверенные временем подходы к гражданско-правовому регулированию, вырабатывать научные и обоснованные представления о перспективах развития гражданского права и законодательства. Основой для этого служит изучение потребностей гражданского оборота, форм объединения усилий его участников, новых объектов гражданских прав и т.п.

Решение задач, стоящих перед наукой гражданского права, возможно лишь в том случае, если исследования опираются на современные методы научного познания. Под ними понимаются те приемы и способы, которые используются учеными при изучении предмета науки гражданского права. Собственно, большинством этих методов должны владеть и юристы-практики. Это осознается не сразу и не всеми. В частности, некоторые лица, далекие от юридической профессии, да и отдельные юристы полагают, что для успешной работы юристу достаточно знать основные законы и иметь необходимые связи, чтобы "решать" проблемы. К сожалению, известная доля истины в этом есть, поскольку до построения правового государства нам еще далеко.

Настоящий юрист-профессионал - это не только и даже не столько знаток правовых норм, сколько человек, способный правильно понять возникшую правовую проблему и предложить оптимальные пути ее разрешения. Это нередко требует творческого подхода к ситуации и владения навыками научного познания правовых явлений.

Методы научного познания обычно подразделяются на общенаучные и частнонаучные. Данное деление во многом условно, поскольку основано на степени распространенности методов исследования.

К общенаучным относятся методы, применяемые в философии и вообще во всех общественных науках, - диалектический, исторический, формально-логический (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системно-структурный, функциональный, статистический, социологический и др.

Частнонаучными считаются методы, применяемые в основном при исследовании правовых явлений: догматического анализа (толкование правовых норм и юридических конструкций), комплексного подхода к изучаемым явлениям, сравнительного правоведения и др.

Учебная дисциплина "Гражданское право" является одной из базовых, читаемых в юридических вузах. По сложности и многообразию изучаемого материала, объему выделяемых на нее часов и, главное, по своей значимости в формировании у студентов юридического мышления данная дисциплина значительно превосходит остальные изучаемые студентами курсы.

Традиционно основным предметом гражданского права как учебной дисциплины считается гражданское право как отрасль права и отрасль законодательства. Безусловно, в ходе обучения студенты должны не только получить представление о содержании всех институтов гражданского права, но и усвоить базовые нормы и важнейшие правила действующего гражданского законодательства. Поэтому как в учебной литературе, так и на лекциях и практических занятиях освещаются основы гражданско-правового регулирования.

Однако знать в совершенстве весь правовой массив гражданско-правовых норм невозможно. К тому же в отдельных своих частях он подвержен частым изменениям, уследить за которыми тоже непросто. В связи с этим задачей обучения гражданскому праву является не заучивание гражданско-правовых норм, а выработка у студентов навыков самостоятельной работы с правовым материалом и понимания логики гражданско-правового регулирования.

Последнее возможно, если основной акцент в обучении делается на изучении результатов, достигнутых наукой гражданского права. Иными словами, студенты, - а в будущем практикующие юристы, - лишь тогда смогут свободно ориентироваться в действующем законодательстве, когда усвоят понятия, принципы, правовые конструкции, концепции, теории и т.п., выработанные наукой гражданского права. Юрист, владеющий этими знаниями, запас которых, конечно, должен постоянно пополняться, не будет страшиться перемен в законодательстве, так как способен их быстро освоить и правильно применять на практике. Поэтому большую ошибку совершают те студенты, которые в процессе обучения пренебрегают этими знаниями, считая их оторванными от практики.

Важной задачей гражданского права как учебной дисциплины является, далее, привитие студентам навыков правоприменения. Это особенно важно сейчас, когда многие студенты, в том числе дневных отделений, сочетают учебу в вузе с работой по профилю будущей специальности. Когда на лекциях говорится одно, а на практике студенты сталкиваются совсем с другим, это приводит к правовому нигилизму и подрывает интерес к обучению. Поэтому преподавателю всегда нужно анализировать проблемы, возникающие на практике, вскрывать ее противоречия и недостатки. Сейчас, когда решения многих судов имеются в правовых базах и доступны для изучения, незнание практики едва ли может быть извинительным.

В ходе практических занятий студенты должны научиться самостоятельно применять правовые нормы к различным жизненным ситуациям. Для этого существуют практикумы, содержащие казусы, основанные, как правило, на реальных судебных и иных делах. Решая эти казусы в качестве домашнего задания и обсуждая решения в аудитории, студенты учатся ориентироваться в законодательстве, обосновывать свою позицию по делу, парировать аргументы противоположной стороны и т.п., т.е. готовятся к тому, чем предстоит в будущем заниматься большинству из них. Поэтому едва ли правильно поступают в тех вузах, где практические занятия превращают в подобие школьных уроков, на которых студенты не решают задачи, а пересказывают услышанное на лекциях или прочитанное в учебнике.

Эффективной формой практического обучения являются юридические клиники, существующие при многих вузах и факультетах. Работая в клинике и консультируя (под руководством и контролем преподавателей) малоимущих граждан, студенты не только учатся применять закон, но и получают необходимые навыки общения с клиентами, составления юридических документов и т.п.

В последние годы большое распространение в юридических вузах получили дистанционное обучение, тестирование, написание рефератов и проч. Все эти способы полезны, однако не должны подменять основные методы обучения.

В соответствии с традицией отечественного правоведения курс гражданского права охватывает все институты гражданского права и подразделяется на две части - Общую и Особенную. Каждая из частей курса рассчитана на годичное изучение, хотя объем Особенной части значительно превышает объем Общей части.

Система курса в основном совпадает с системой гражданского права как отрасли права. В этом можно легко убедиться, сравнив оглавление большинства вузовских учебников по гражданскому праву со структурой Гражданского кодекса. Данный подход обеспечивает последовательное изучение гражданского права, движение от общего к частному, помогает лучше понять логику построения гражданского права как отрасли права. Вместе с тем система курса не копирует систему отрасли, отступая от нее по ряду моментов.

Во-первых, в курсе гражданского права имеются темы, у которых нет соответствующих коррелянтов в системе отрасли гражданского права. Таковы, в частности, темы, посвященные предмету и методу гражданского права, его источникам, гражданскому правоотношению и др.

Во-вторых, последовательность изучения отдельных тем курса не всегда совпадает с расположением нормативного материала в ГК. Например, темы курса, связанные с осуществлением и защитой гражданских прав, основаны на правовом материале, который содержится в разных подразделах ГК; правоотношения, возникающие из действий в чужом интересе без поручения (гл. 50 ГК), рассматриваются не в ряду договорных обязательств, как они расположены в ГК, а в теме, посвященной обязательствам из односторонних действий; наследственное право изучается после права интеллектуальной собственности и т.п. Подобные отступления от системы ГК либо оправданы методическими соображениями, либо продиктованы общностью рассматриваемых в соответствующих темах правовых явлений.

В-третьих, структурные подразделения учебного курса (часть, раздел, тема) не всегда совпадают с теми подразделениями, из которых состоит ГК (часть, раздел, подраздел, глава). Так, в Общей части курса гражданского права традиционно изучается не только нормативный материал, содержащийся в разд. I "Общие положения", но и тот, который помещен в разд. II "Право собственности и другие вещные права" и разд. III "Общая часть обязательственного права". Как видим, Общая часть курса совпадает по объему с Частью первой ГК.

В Особенной части курса, помимо самого большого разд. IV ГК "Отдельные виды обязательств", изучаются положения разд. V "Наследственное право" и VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", которые были приняты в составе частей второй, третьей и четвертой ГК. Напротив, положения разд. VI "Международное частное право" изучаются в рамках одноименной учебной дисциплины.

Значительный объем Особенной части курса гражданского права, отдельные темы которой, в частности жилищное, авторское, наследственное право, деликты и др., сопоставимы по объему изучаемого материала со многими самостоятельными учебными дисциплинами, ставит перед студентами сложную задачу по его освоению.

Однако отказ от преподавания в вузах Особенной части гражданского права и замена этого курса несколькими самостоятельными дисциплинами (жилищное, страховое, транспортное, банковское право и т.п.), как это практикуется в вузах многих зарубежных стран, вряд ли были бы оправданны. Лишь при изучении гражданского права в целом формируется сравнительно полное, а не отрывочное представление о гражданском праве. В дальнейшем оно может углубляться в отдельных направлениях при чтении спецкурсов по отдельным разделам и темам курса гражданского права.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 1 Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина: социальный аспект Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Гражданский процесс автора Мусин В А

Глава I. Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука §1. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство)1. Во многих житейских ситуациях гражданин или юридическое лицо могут столкнуться с необходимостью защиты своего права.Отец не

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Уголовно-процессуальное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Лекция 2 Муниципальное право – наука и учебная дисциплина 2.1. Понятие, предмет, методология и источники науки муниципального праваНаука муниципального права является большей по объему, чем одноименные отрасль права и учебная дисциплина, поскольку включает все знания об

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического



Просмотров