Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Правовой статус беженцев Правовой статус беженца в рф кратко

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Понятие «беженец» по международному и российскому законодательству. Особенности их правового статуса

Заключение

Список использованных источников

беженец вынужденный переселенец статус

Введение

Проблема иностранных граждан, существует у всех государств. Эта проблема появилась вместе с таким правовым институтом как государство. С началом регулирования отношений между людьми данного общества, государство столкнулось с неурегулированными отношениями между членами своего общества и "не членами" своего общества. В то время еще не существовало таких понятий как "иностранный гражданин" или "лицо без гражданства".

Существенные пробелы в законодательстве, касающиеся реализации конституционных прав беженцев и вынужденных переселенцев, отсутствие механизмов защиты имущественных прав мигрантов и недостаточное использование международно-правовых средств защиты непосредственно мигрантами определило необходимость исследования способов реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Проблема иностранных граждан, существует у всех государств. Эта проблема появилась вместе с таким правовым институтом как государство. С началом регулирования отношений между людьми данного общества, государство столкнулось с неурегулированными отношениями между членами своего общества и "не членами" своего общества. В то время еще не существовало таких понятий как "иностранный гражданин" или "лицо без гражданства".

В настоящее время существует довольно много нормативных актов, которые в той или иной мере закрепляют и регулируют правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Понятия "иностранный гражданин" или "лицо без гражданства" в каждом государстве звучит по-своему, но везде основным является отсутствие гражданства данного государства и наличие ограничений прав и обязанностей по сравнению с гражданами.

Гражданство является основным признаком, определяющим права и обязанности человека, как в своём государстве, так и за его пределами. Так гражданин, находясь на территории своего государства, имеет права и выполняет обязанности в полном объёме. При нахождении на территории другого государства, тот же человек обладает другим объёмом прав и обязанностей, которые устанавливает для него иностранное государство, на территории которого он находится. Если же человек не имеет доказательств принадлежности к какому-либо государству, то объём прав у него будет отличаться от объёма прав и обязанностей гражданина этого государства или иностранного гражданина.

Помимо граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства существуют еще специфические категории лиц. Это, как правило, лица, которых не правильно называть только гражданами или иностранными гражданами, но они обладают и этими статусами. Так, иностранный гражданин, который в силу каких-то преследований не может пользоваться защитой своего государства и в связи с этим покидает страну своей гражданской принадлежности, на территории другого государства будет иметь статус беженца. А, например, гражданин Российской Федерации, который опять-таки в силу каких-то преследований должен покинуть место своего постоянного проживания на территории иностранного государства или на территории какого-то субъекта будет иметь статус вынужденного переселенца.

Закрепляя статус различных категорий граждан и не граждан, каждое государство определяет порядок их выезда за пределы своего государства, и въезда (возвращения) на его территорию. Для не граждан, каждое государство, также устанавливает различные режимы пребывания, от временного пребывания до постоянного проживания и приобретения гражданства.

Говоря о правах и обязанностях, хотелось быть напомнить, что в любом государстве, их полноправными обладателями являются граждане. Остальные категории лиц обладают ограниченными правами и соответственно обязанностями. В основном эти ограничения касаются избирательных и ряда других прав, а также, например воинской обязанности и других обязанностей, принадлежащих только гражданам.

Основной обязанностью всех лиц находящихся на территории государства является обязанность соблюдения законов государства. В противном случае наступает юридическая ответственность. Это может быть просто административное предупреждение или же уголовная ответственность.

Рассмотрение правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на любом этапе существования государства всегда остаётся актуальным.

1. Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца

Как всякая демократическая страна Россия сталкивается проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый -- ФЗ РФ о беженцах от 28 июня 1997 г., второй -- Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19.02.1993 г. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др. Лицо, получившее статус беженца имеет право участвовать в общественной жизни наравне с гражданами РФ, выезд на место жительства в иностранное государство, социальную защиту, медицинскую помощь, труд. И предпринимательскую деятельность. Федеральная миграционная служба принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы РФ на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). ФМС оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного, порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Статус вынужденного переселенца представляется на 5 лет. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев, в том числе, беженец может самостоятельно выбирать место жительства на территории РФ, а также в местах, предлагаемых миграционной службой. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

1.1 Понятие «беженец» по российскому законодательству. Особенности их правового статуса

В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д.

Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.

Войны между государствами, конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны

Безусловно, Конвенция 1951 г. позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам, нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.

Ныне основным актом является универсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальность для себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.

В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:

Определение понятия «беженец» и закрепление принципов их невысылки и невыдачи;

Предоставление беженцам по ряду вопросов правового режима иностранцев (например, в отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав);

Предоставление беженцам по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).

Вступление России в Совет Европы придало новый импульс работе по обеспечению прав человека в Российской Федерации.

Для Российской Федерации стало обязательно руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимость соблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания.

Региональные соглашения по правам человека, совпадая с универсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебную систему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизма контроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебными органами - комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридической силы для государств.

Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

1) не является гражданином Российской Федерации;

2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства);

3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

В принципе, государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев. (1),Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» //СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110 им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Таким образом, вынужденный переселенец отличается от беженца тем, что, будучи вынужденным покинуть территорию иностранного государства, он обладает гражданством России.

Одним из основных прав человека является право возвращения в отечественное государство и проживания в нем. Этому праву соответствует обязанность государства разрешить въезд и поселение гражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривает, что «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4 ст. 12). Конституция РФ закрепила право гражданина «беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27). Не может быть произвольно выслан и иностранец, законно проживающий на территории какого-либо государства Протокол № 7 (1984 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Лукашук И. И.

Известны случаи массового изгнания части граждан в ходе гражданской или межплеменной войны. В таких случаях другие государства вынуждены принимать иностранных граждан в качестве беженцев, что создает серьезные проблемы. При этом иностранное государство вправе требовать возвращения этих лиц, а отечественное государство обязано принять своих граждан и обеспечить их права.

Контроль за соблюдением прав беженцев осуществляется Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, устав которого был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

19 февраля 1993г. была принята первая редакция Закона Российской Федерации «О беженцах» N 4528-1, который вступил в силу 20 марта 1993г. Закон должен был закрепить в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН 1951г. и Протокола 1967г., касающихся статуса беженцев, к которым Россия присоединилась 13 ноября 1992г. без каких-либо оговорок и ограничений.

Первая редакция Закона имела более общий, чем Конвенция ООН, декларативный и расширительный характер, позволявший в слишком широких пределах трактовать такие важнейшие его положения, как права беженцев, которые не были увязаны с реальными возможностями Российской Федерации. Разработка и внедрение процедуры признания беженцем были начаты еще в 1993 г., с момента принятия Закона Российской Федерации «О беженцах». Однако на практике в 1994 - 1996 гг. рассмотрение ходатайств лиц из государств СНГ и Балтии проводилось территориальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС России) без проведения строгой юридической процедуры. Лица признавались беженцами фактически в порядке регистрации. Главным критерием для предоставления статуса беженца являлось подтверждение происхождения заявителей из региона межнационального или иного рода конфликта и отсутствие гражданства РФ. Большинство из них, имевших на руках паспорта образца 1974 г., рассматривались как граждане бывшего СССР, хотя уже являлись гражданами новых суверенных государств Земскова А.В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.

В июле 1997 г. была принята новая редакция Федерального закона «О беженцах», которая должна была с учетом применения действовавшего Закона и опыта других государств устранить его недостатки. Однако и новая редакция Закона все же не позволила устранить его основные недостатки и восполнить имевшиеся в нем пробелы.

Проанализировав определения понятия «беженец», данные в первой и последней редакциях Закона «О беженцах», а также содержащиеся в Конвенции ООН 1951 г. и Протоколе 1967 г., нетрудно заметить различия. Несмотря на то что соответствие положения беженца определению Конвенции является достаточным условием для предоставления убежища, государства могут предоставлять убежище и по другим основаниям, например по гуманитарным соображениям.

Определение беженца в Законе «О беженцах», в отличие от конвенционного не содержит субъективного элемента. Лицо, желающее получить искомый статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия или наличие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать свое отношение к этим обстоятельствам.

Другое отличие конвенционного определения состоит в том, что согласно Закону «О беженцах» лицо должно покинуть место своего постоянного жительства или просто иметь намерение это сделать. Конвенция, напротив, исходит из того, что лицо, уже находящееся вне государства гражданства, не может или не желает пользоваться его защитой.

Таким образом, применяются совершенно различные критерии: отношение лица в первом случае к проживанию на своем постоянном месте жительства, во втором - к защите государства за его пределами

1.2 Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев

Говоря о статусе беженцев по российскому законодательству нельзя не упомянуть о правах и обязанностях беженцев.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

Получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации;

Получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

Получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.10.2003 г. N 718 установлено, что лица, признанные беженцами, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации Российская газета. - 2003. - № 335. - С. 12; -лицу, признанному беженцем 4. Защита прав беженцев

Миграция всегда являлась важным показателем состояния общества. Иногда она определяется социальной и экономической динамикой, а в других случаях это - бегство из зоны вооружённого конфликта и средство избежать нарушения прав человека. В то время как общее население планеты составляет 6,3 миллиарда людей, количество мигрантов приблизительно оценивается в 175 миллионов, включая 14 миллионов беженцев и 25 миллионов внутренне перемещённых лиц.

В некоторых отношениях перемещения стали более доступными. Для тех, к кому благоволит глобальная экономика, открываются захватывающие перспективы. Однако для других возможность легальной миграции существенно сократилась, а альтернативы - такие как контрабанда, незаконная переправка людей и торговля людьми - по-прежнему сопряжены с огромным риском. Хотя лишь 3% мирового населения проживает за пределами страны происхождения, динамика глобальной миграции быстро приобретает значение одной из ключевых характеристик современного мира.

Что касается внутреннего российского законодательства, в большей или меньшей степени, но такая категория людей как беженцы, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О беженцах». Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 45) юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии - это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии - это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.

Следует сказать, что виновные в нарушении Федерального закона «О беженцах» должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, а также граждане Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами, Управлением Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев.

Российская Федерация строит отношения с иностранными государствами на основе международных договоров Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Необходимо сказать, что Российская Федерация является участницей международной Конвенции о статусе беженцев 1951 года. Достоинством данной Конвенции можно считать подробное регулирование статуса беженца, закрепление обязанностей принимающего государства предоставлять им постоянное место жительства, обеспечить право на трудоустройство, социальное обеспечение, защиту здоровья. Важным аспектом Конвенции является регламентация принципа невысылки, гарантирующего безопасность беженца от произвола властей страны принятия.

Таким образом, Конвенция 1951 года создала международно-правовые и внутригосударственные гарантии защиты прав беженцев. Однако изначальная ориентированность Конвенции только на европейский регион и события до 1951 года находилась в противоречии с ростом политической эмиграции, ставшей повсеместным явлением из-за идеологического противоборства стран социалистической и капиталистической системы. Проблема была решена разработкой Протокола о статусе беженцев, внесшего изменения в Конвенцию.

2. Условия приобретения и прекращения статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

2.1 Порядок получения статуса беженца и вынужденного переселенца

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Статья 3 Федерального Закона «О беженцах» устанавливает порядок признания лица беженцем. Он включает в себя несколько стадий, каждая из которых подробно регламентируется в статьях закона. Так, обращение с ходатайством о признании лица беженцем, предварительное рассмотрение ходатайства, а также принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу регулируются в ст.4 Федерального Закона «О беженцах»; основания для отказа в рассмотрении ходатайства по существу - в ст.5 названного закона; ст.6 закрепляет права и обязанности лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу; непосредственная процедура рассмотрения ходатайства по существу и выдачи свидетельства о признании беженцем определена ст.7 закона и т.д.

Процедура признания лица беженцем начинается анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При этом органы миграционной службы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи. Ветюнев Ю.Ю. Философско- правовые закономерности статуса иммигранта.- М., Юристъ., 2000.- С. 119.

Орган миграционной службы, проведя предварительное всестороннее исследование причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, убедившись в их достоверности и сопоставив их с перечнем причин, по которым лицо может быть признано беженцем, принимает решение о рассмотрении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче соответствующего свидетельства.

На период предварительного рассмотрения ходатайства лица, в отношении которых проводится изучение материалов дела, помещаются в места временного содержания, являющиеся федеральными государственными учреждениями ФМС России. Статус и полномочия этих учреждений определены в положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 679 "Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами" Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679 "Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами"// Российская газета. 1998.-№ 181.-С.18

Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего восемнадцатилетнего возраста. Членами семьи считаются, как правило, супруги и их дети. Бабушки и дедушки могут считаться членами семьи, а сестры и братья нет, кроме случаев, когда они несовершеннолетние (или взрослые, но нетрудоспособные) и живут на иждивении брата или сестры.

Поскольку российское законодательство по-разному толкует определение "семья", миграционная служба склоняется к тому, чтобы членами семьи считать всех близких родственников, если они живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово-лицевой счет). Поэтому родителям или детям, проживающим отдельно от лиц, ходатайствующих о статусе беженца, необходимо подавать свое собственное ходатайство.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, лично или через уполномоченного на то представителя может обратиться с ходатайством в письменной форме в следующие органы: в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (если лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации); в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе (при его отсутствии в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации); в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или в территориальный орган миграционной службы (при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации); в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации. Регент Т.М. Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам. М., Право., 1998.- С. 191

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении ходатайства по существу (ст. 5 Федерального Закона о беженцах). В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.

В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в законе, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо пост иммиграционного контроля или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о беженцах.- М., 1999.-С. 313

Лицо, подавшее ходатайство в пост иммиграционного контроля, а при его отсутствии в орган пограничного контроля и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязано по предложению поста иммиграционного контроля покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе. Тоцкий Н.Н. Правовой статус вынужденного мигранта в России // Юрист. 1998. N 2..-С. 24-25

Статья 7 ФЗ «О беженцах» регламентирует процедуру рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем по существу. Она включает в себя сроки рассмотрения ходатайства, орган, полномочный принимать решение, а также выдачу соответствующего документа о признании лица беженцем либо решение об отказе.

Сроки рассмотрения ходатайства и выбор органа, занимающегося этим вопросом, зависят от места нахождения заинтересованного лица. Так, если оно находится вне пределов территории Российской Федерации, то срок рассмотрения ходатайства составляет до двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о регистрации ходатайства. Органом, полномочным принимать решение в данном случае, выступает Федеральная миграционная служба России в лице ее руководителя. В Федеральную миграционную службу России ходатайство вместе с заполненной анкетой иностранного гражданина или лица без гражданства и заключением учреждения Министерства иностранных дел (дипломатического или консульского представительства) о соответствии причин, выдвигаемых этим лицом в поддержку своего ходатайства, критериям статуса беженца, предусмотренным Законом о беженцах и Конвенцией ООН о статусе беженца, направляется дипломатической почтой.

Если лицо находится на территории Российской Федерации, то срок рассмотрения составляет 3 месяца, а органом, полномочным принимать соответствующее решение, является территориальный орган миграционной службы в лице его руководителя.

Решение принимается на основании ходатайства иммигранта, материалов личного дела и заключения по его ходатайству. Датой обращения иностранного гражданина или лица без гражданства по вопросу получения статуса беженца в Российской Федерации считается дата получения ФМС России либо ее территориального органа указанных документов.

Итогом рассмотрения ходатайства по существу является принятие решения о признании либо об отказе в признании беженцем, о чем информируется заинтересованное лицо. Решение о признании его беженцем должно быть направлено данному лицу в течение трех рабочих дней со дня принятия. При этом если какие-либо из дней являются праздничными или выходными, то срок на соответствующее время продлевается. Решение вручается территориальным органом миграционной службы ходатайствующему лицу, пребывающему на территории Российской Федерации, либо пересылается дипломатической почтой ФМС России в дипломатическое или консульское представительство за рубежом по месту нахождения лица для вручения ему.

Что касается решения об отказе в признании лица беженцем, то здесь предусмотрены иные сроки для лиц, находящихся вне пределов Российской Федерации. В этом случае ФМС России в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе направляет это решение в дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи лицом ходатайства. В свою очередь дипломатическое представительство или консульское учреждение обязано в течение трех рабочих дней со дня получения решения вручить данному лицу уведомление об отказе с указанием причин и порядка его обжалования.

Иммигранту, признанному беженцем в Российской Федерации, и членам его семьи, достигшим 18-летнего возраста, выдается удостоверение беженца установленного образца. При этом свидетельство о регистрации ходатайства иммигранта о признании его беженцем в Российской Федерации изымается и приобщается к личному делу иммигранта, получившего статус беженца. Обзор положения внутренне перемещенных лиц // Гражданин и право. 2003.- N 4.-С.18-19

Другие документы лица, получившего удостоверение беженца, и удостоверяющие его личность, остаются на хранение либо в ФМС России, либо в территориальном органе миграционной службы (т.е. в том органе, который принимал решение при рассмотрении ходатайства по существу).

Федеральной миграционной службой России были разработаны ведомственные акты, которые детально определяют порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем. Основанием для начала процедуры предоставления лицу статуса вынужденного переселенца является наличие решения о регистрации его ходатайства. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется после прибытия данного лица на территорию субъекта Российской Федерации территориальным органом миграционной службы, зарегистрировавшим ходатайство.

Зарегистрированные ходатайства граждан, прибывших по направлению других территориальных органов миграционной службы, рассматривает принимающий территориальный орган миграционной службы. Рассмотрение вопроса о предоставлении статуса осуществляется в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней.

В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.

При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

При необходимости территориальный орган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы, делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов, достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.

Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах. М.: Юрид. лит., 1998.-С. 331

В случае принятия решения об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается под расписку удостоверение вынужденного переселенца при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. При этом у лица, признанного вынужденным переселенцем, изымается ранее выданное свидетельство о регистрации ходатайства.

В соответствии с Законом срок действия статуса вынужденного переселенца строго определен и составляет 5 лет Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах. / Под ред. Л.В. Адриченко. - М., 2000. - С. 17 . Однако в определенных случаях, как это предусмотрено в Инструкции ФМС России о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации, срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен. Для этого необходимо в письменной форме подать заявление о продлении срока действия статуса в территориальный орган миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено только при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса принимается руководителем территориального органа миграционной службы или его заместителем и оформляется протоколом.

О продлении срока действия статуса в удостоверение вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.

В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Рассмотрим правовые аспекты пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.

Здесь необходимо отметить, что с конца 80-х гг. в системе Европейского Сообщества стала получать активное распространение концепция "третьей безопасной страны", или страны "первого убежища", или "ответственного" государства. Она предполагает, что беженец не может произвольно выбирать страну своего убежища, а должен остановиться в своем выборе на первой же безопасной стране, лежащей на его пути. Именно поэтому страны СНГ, Восточной и Центральной Европы, которые не так давно присоединились к Конвенции 1951 г., оказались в ситуации, когда они обязаны принимать всех лиц, ищущих убежище, проследовавших через их территории, даже если эти лица не хотят в них задерживаться. Например, беженцы-курды из Ирака, въехавшие через Турцию и Азербайджан в Россию в 1992-1993 гг., нелегально проживали на ее территории по нескольку лет. Те из них, кто имел близких родственников в странах Скандинавии, устремились туда, нелегально пересекая границы Прибалтийских стран. Получив отказ в проведении процедуры определения статуса, они были высланы обратно в Прибалтийские страны, а оттуда - по маршруту их первоначального следования в Белоруссию и Россию, став в результате "беженцами по кругу". При этом страны Европейского Союза не задаются вопросом, были ли эти люди в принципе согласны просить убежища в России и остаться там или же расценивали ее как транзитный коридор.

С другой стороны, вполне понятна и тенденция российского Закона о беженцах в его новой редакции, когда пункт 5 статьи 5 отказывает в рассмотрении по существу ходатайства о признании статуса лица, прибывшего из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным беженцем. Это ответная реакция государства, которое во многих случаях при выдворении лиц, ищущих убежища, несло обязанность их принимать, даже если они не собирались ходатайствовать о статусе на его территории. Поэтому вполне естественно, что Россия собирается, в свою очередь, потребовать от других стран (в том числе государств СНГ) соблюдать свои конвенционные обязательства.

Согласно нормам действующего международного права, беженец является предметом специальной защиты мирового сообщества, в связи с чем и была создана особая система правовой защиты этих лиц. Но это ни в коем случае не выводит беженца из-под действия других международных документов по правам человека. Поэтому, согласно принципам Всеобщей Декларации прав человека и Международного Пакта о гражданских и политических правах, участвующие в этих документах государства не могут отказать беженцу в выборе им страны своего убежища Ястребова А. Ю. Международно-правовая защита беженцев: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М.,1991.-С.88 .

Как отмечает издание УВКБ ООН, "хотя лиц, желающих получить убежище, все чаще возвращают в страны Центральной Европы, которые отнесены к числу "безопасных", количество лиц, которые просят убежища в этих странах, по-прежнему невелико". Итак, если высланное лицо является потенциальным беженцем и оно не может или не хочет получить статус в одной из стран Центральной или Восточной Европы после его выдворения из "Шенгенского пространства", то ему предстоит вернуться обратно по маршруту следования. И если при этом он попадает в страны, не участвующие в Конвенции 1951 г., то вполне может стать там нелегальным мигрантом. Мы видим, что цепочка высылок и возвращений может быть бесконечной.

Что касается российского Закона "О беженцах", то он вполне следует вышеуказанным формальным тенденциям в пункте 3 статьи 5, когда в качестве основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о статусе по существу выдвигается обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции 1951 г. и/или Протоколу 1967 г. Таким образом, в данный пункт закладывается возможность правоприменительной аналогии в сравнении с теми государствами, которые якобы обоснованно отказали в предоставлении статуса беженца. На самом деле каждое государство суверенно в принятии собственного решения при применении норм национального законодательства, а также при реализации индивидуальной и независимой процедуры признания лица беженцем.

Что же должны предпринять в сложившейся ситуации страны-участницы Конвенции 1951 г., которых данная проблема затрагивает, в пользу действительных беженцев?

1. Предоставить право подавать ходатайства о статусе на своей территории беженцам, осуществившим на своем пути короткий по времени транзит другой страны, но не просившим или не получившим там убежища. Возможны и другие варианты защиты, в т. ч. и временное убежище;

2. Искать возможности заключения двусторонних и/ил и региональных соглашений, которые будут посвящены определенным правовым гарантиям обязательного прохождения процедуры признания статуса беженца хотя бы в одной из стран следования.

Нужно отметить, что данные рекомендации относятся в равной степени как к странам СНГ, Восточной и Центральной Европы, так и к государствам Европейского Союза, поскольку для выполнения общих для всех участников положений Конвенции 1951 г. необходимо применение единых стандартов по отношению к тем, кого она защищает.

Статья 12 российского Закона о беженцах в его новой редакции впервые предоставляет право получения временного убежища на территории РФ тем, кто имеет основания для признания беженцем, но ограничивается просьбой о временном пребывании, и тем, кто не имеет подобных оснований, но не может быть выдворен из гуманных побуждений.

Говоря о практике применения временной защиты, можно охарактеризовать ее как уже сложившийся правовой режим пребывания лиц, ищущих убежища. Суть так называемого временного убежища заключается в разрешении пребывания на территории страны и гарантиях невысылки. Филиппова Е.И. Вынужденные мигранты и государство // Законность. 2000.-№6.- С. 23-24

Как пример удачной организации приема лиц, ищущих убежища, можно назвать четкую работу иммиграционных постов и специальных центров временного содержания для таких людей в странах Западной Европы. Рекомендация УВКБ ООН предостерегает государства-участники Конвенции1951 г. от использования таких центров как мест специального заключения для лиц, ищущих убежища, и четко устанавливает цели, в которых они могут содержаться там: - установление личности; - определение оснований, на которых построено ходатайство об убежище; - выяснение обстоятельств, когда лица уничтожают свои проездные или удостоверяющие личность документы или используют поддельные документы с целью ввести в заблуждение власти той страны, где они просят об убежище; защита общественного порядка.

Как правило, подобные центры расположены при международных аэропортах, вокзалах и морских портах, куда могут прибывать мигранты.

Представляется, что для отделения нелегальных иммигрантов от действительных беженцев иммиграционные ведомства стран СНГ вполне могли бы использовать этот западный опыт. Здесь очень важно применение следующих принципов обращения с людьми: краткосрочность пребывания; возможность диалога с работниками иммиграционных служб; допуск представителей международных и общественных организаций с целью помощи и консультаций; уважение человеческого достоинства каждого мигранта.

Практика содержания лиц, ищущих убежища, в особо предназначенных для этих целей местах существует почти во всех странах Западной Европы. Позитивным моментом ее применения является то, что указанные лица таким образом имеют возможность получить минимальные гарантии начальной правовой и социальной поддержки. Что надо знать, пересекая границу Российской Федерации: Просто о сложном. М.: Экономика и финансы, 1998.- С. 76.

2.2 Порядок утраты статуса беженца и вынужденного переселенца

Нельзя обойти стороной и вопросы утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.

Согласно ст. 9 ФЗ «О беженцах» лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах»;

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах», в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах» в данном государстве более не существуют.

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений закона.

Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.

Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

...

Подобные документы

    Понятие беженцев по российскому законодательству и международным стандартам. Правовой статус вынужденных переселенцев. Порядок признания беженцем. Их основные права и обязанности. Механизм законодательного регулирования проблемы беженцев в России.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ. Центр размещения вынужденных переселенцев и место временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами. Социальные права и трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2014

    Теоретические основы и история становления конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев. Порядок признания и утраты данного правового статуса.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    Правовой статус беженцев. Лица, ходатайствующие о признании беженцами. Временное убежище. Место временного содержания. Правовой статус вынужденных переселенцев. Утрата либо лишение статуса вынужденного переселенца.

    реферат , добавлен 03.08.2007

    Историко-правовые аспекты развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев, оценка практической реализации, доктрина правового положения на современном этапе развития РФ. Правовые основы статусов беженцев и их утрата.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Права человека на международную защиту или убежище. Законодательное определение и характеристика беженцев. Причины существования беженцев. Статус беженцев. Права и обязанности беженцев. Признание человека беженцем. Основания прекращения статуса беженца.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Понятия "беженец" и "вынужденный переселенец" согласно международному и российскому законодательству. Особенности правоспособности лица, признанного беженцем. Порядок признания лица вынужденным переселенцем, регулирование его прав и обязанностей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2010

    Конституционно-правовое регулирование статуса беженцев и проблемы правоприменения в России. Разработка государственной миграционной политики. Изучение способов приобретения, утраты и лишения статуса беженцев. Права и обязанности иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Главными функциями международного сотрудничества государства в сфере регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев являются помощь в регулировании проблем в политической сфере, в социально–экономической сфере, а также в правовой сфере.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Разделение мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев по принципу гражданства. Принципы, порядок процедура приобретения статуса и его утраты. Права и обязанности лица, признанного беженцем, вынужденным переселенцем. Федеральная целевая программа.

В силу сложных геополитических изменений в национально-государственном устройстве и межнациональных конфликтов возникла проблема установления правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Этот статус определен Федеральными законами от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон о беженцах), от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон о вынужденных переселенцах) с изменениями и дополнениями, принятыми в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 г., к которой Россий- ская Федерация присоединилась в 1992 г. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Признание лица беженцем осуществляется Федеральной миграционной службой РФ, после чего лицо получает вид на жительство. К вынужденным переселенцам относятся граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

Конституция РФ в ст. 63 устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Кроме Закона о беженцах порядок предоставления политического убежища регламентируется Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

Беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации; находится вне страны, гражданином которой он является или вне страны прежнего пребывания; покинуло эту страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это лицо, являющееся, как правило, гражданином Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства или субъекта РФ по тем же основаниям.

Предоставление же политического убежища осуществляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследований или угрозы стать жертвой преследования в своей стране за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Следует отметить, что в монографической и учебной литературе эти категории рассматриваются, в основном, как обладающие равным правовым статусом. По нашему мнению, они близки, но не тождественны. Они различаются по кругу лиц, основаниям пребывания на территории РФ. Предоставление политического убежища входит в компетенцию Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции) и производится его указом. Признание же лица беженцем, согласно Закону о беженцах осуществляется Федеральной миграционной службой, в отношении гораздо большего количества лиц. Анализ содержания действующего законодательства показывает, что статус беженца и вынужденного переселенца аналогичен и отличается от правового статуса лица, получившего политическое убежище.

Законодательство установило порядок приобретения статуса беженца и вынужденного переселенца. Для этого лицо обращается в соответствующий орган миграционной службы по месту пребывания. За рубежом это ходатайство направляется в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, на границе - в орган пограничного контроля. После соответствующей проверки надлежащий орган выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, а лицо направляется в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения названный орган принимает решение по существу о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается удостоверение установленного образца. Оно действует на всей территории РФ в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца.

Также установлены основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца. Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и свободами и исполняют все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Они вправе в течение трех месяцев самостоятельно избрать место своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых миграционной службой, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Для данных лиц созданы льготные условия приобретения российского гражданства. Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на срок до грех месяцев создаются центры размещения, которые являются государственными учреждениями миграционной службы. Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

Указанные законы устанавливают основания, при которых лицо утрачивает статус беженца или вынужденного переселенца.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Определите юридические понятия «правовой статус личности», «субъективное право», «юридическая обязанность».
  • 2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.
  • 3. Чем отличаются права человека от прав гражданина?
  • 4. Приведите конституционные нормы, которыми можно подтвердить принцип равноправия граждан.
  • 5. Определите понятие «гражданство».
  • 6. Каков порядок приобретения российского гражданства?
  • 7. Как изменяется гражданство детей с изменением гражданства родителей?
  • 8. Охарактеризуйте правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом ~ в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения. ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г.

Законодательное регулирование:

ФЗ от 22 ноября 1994 года «О ратифицировании соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам»

беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Признание беженцемлица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцеми достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации

2) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

3) в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;

4) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

2. Сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей в ходатайство опекуна либо в ходатайство одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центревременного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фондажилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать КонституциюРоссийской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центрвременного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,.

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств,

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

1. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцемлибо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации

2. Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

3. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежищав связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

4. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) за пределы территории Российской Федерации

5. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по внутренним делам и его территориальными органами.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет.

ФЗ «о беженцах» не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства покинувших государство своей гражданской принадлежности (обычного места жительства) по экологическим причинам,либо вследствие голода, эпидемии,чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Вынужденный переселенец - гражданин РФ , покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление по законодательству РФ;

2) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение о регистрации ходатайства - территориальным органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

Решение о признании лица вынужденным переселенцемявляется основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вынужденный переселенец имеет право:

самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;

при отсутствии такой возможности - право получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службынаправление на проживание в центре временного размещения ВП либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения ВП;

на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

Вынужденный переселенец обязан : соблюдать Конституцию РФ и законы; установленный порядок проживания в центре временного размещения ВП и жилом помещении из фонда жилья для ВП; проходить ежегодный переучет .

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца :

1. при прекращении гражданства РФ;

2. при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ;

3. в связи с истечением срока предоставления статуса;

4. умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.



Просмотров