Конспект занятия по ОБЖ. «Огонь друг и враг»



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  • Развивать речь детей,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания.
  • Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  • Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
  • Довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
  • Научить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях при пожаре дома или в школе.

Ход занятия

1. Повторение изученного.

Сегодня у мы с вами поговорим о безопасности жизнедеятельности человека.

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Загадки слайды 2-9

1. Красная корова всю голову поела. (Огонь.)

От огня происхожу,
От огня и умираю. (Уголь.)

3. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)

4. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спички.)

Красный бык стоит, дрожит-
черный на небо бежит. (Огонь и дым.)

Черный дым валит в окно-
Очень страшное оно,
От неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)

С огнем бороться мы должны,
с водою мы напарники,
мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает.
Что это? (Огонь.)

2. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы собрались здесь с вами для того, чтобы поговорить

об огне, ответить на вопрос: “Огонь – это наш друг или враг?”

Какая опасность может угрожать человеку? Слайд №10

Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) Слайд № 10

А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?

Слово “огонь” известно людям еще с древних времен. Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь. Слайд 11

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Слайд 12

Да, с огнем люди знакомы очень давно. А вот кто скажет, огонь - друг или враг человеку?

* Ответы детей

3. Огонь - давний друг человека

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.

Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу.) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Сферы применения огня: приготовление пищи, двигатель внутреннего сгорания, плавка металлов, обжиг керамических изделий, изготовление стекла и стройматериалов, теплоэлектростанции и др. Слайд № 13

4. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого…

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Слайд № 14.

Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров.

Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший – ребёнок.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара?

5. Причинами пожаров могут быть: Слайд №15 давайте проверим

  • неосторожное обращение с огнем (непотушенные спичка, сигарета, горящая свечка и т. д.);
  • не выключенная газовая горелка, утечка газа:
  • нарушение правил электробезопасности;
  • нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей (керосина, бензина), которые не только мгновенно загораются, но при горении выделяют еще ядовитые вещества, и др.

Задание1. Конкурс “Опасные места” Слайд № 16

Оборудование: Рисунок квартиры для каждой команды. Необходимо найти на рисунке все опасности, которые подстерегают жителей этой квартиры в спальне и на кухне. Записать на листочке, передать жюри. За каждый правильный ответ -1балл.

Ответы: (слайд№17 )
  • Лампа накрыта тканью.
  • Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).
  • Электропровод лежит под ковриком.
  • Занавеска расположена слишком близко от плиты.
  • Полотенце для посуды висит над плитой.
  • Полка для посуды установлена над плитой.
  • Розетка на стене перегружена.

Но у огня есть брат, который приносит человеку больше вреда. Кто он? Слайд №18

Для этого послушайте и отгадайте загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)

На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Слайд № 19

Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Слайд № 20 Но так было не всегда.

Ребята, а знаете ли вы, что 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (Слайд 21 .) У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями, а на первом находились повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. А лошади были самые лучшие, самые резвые.

Впереди на лихом коне скакал трубач. Он предупреждал прохожих о том, что пожарные, а в старину их называли огнеборцы с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. В наше время на смену лошадям пришли мощные машины, а трубы и колокола в деревнях заменили сирены.

Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди.

О таких героях пишут в книгах, газетах.

Задание №3 Конкурс “Нарушители” Слайд № 22

Выберите из предложенных ситуаций те, в которых, по вашему мнению, дети поступают неверно, нарушая правила пожарной безопасности. Обведите неверные действия кружком. Обоснуйте свой выбор.

Конкурс “Нарушители”, карточка для 1 команды

  1. Сколько нарушений допустила Катя? Какие? Обведите неверные действия Кати кружком.
  2. Катя подожгла газовую плиту спичкой, хорошо затушив, бросила её в мусорное ведро.
  3. Катя поставила на газовую плиту чайник и пошла делать уроки.
  4. Лампа светила очень ярко. Катя взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
  5. Почувствовав запах газа, Катя отключила газ, открыла окно, позвонила родителям и вышла на улицу.
  6. Катя постирала кухонное полотенце и повесила сушить его над газовой плитой.
  7. Катя решила приготовить обед. Она поставила на плиту кастрюлю с водой и отправилась в магазин за продуктами. Сварив вкусный суп, Катя выключила газ, отключила все электроприборы и пошла погулять.

(Пока команды выполняют задания, зрителям предлагается игра “Добавь словечко” прил. №1)

Конкурс “Нарушители”, карточка для 2 команды

  1. Сколько нарушений допустил Петя? Какие? Обведите неверные действия Пети кружком.
  2. Петя постирал брюки и повесил их на обогреватель, чтоб они быстрее высохли.
  3. Петя включил утюг и пошёл на улицу, чтоб снять с верёвки постиранную рубашку.
  4. Когда Петя гладил рубашку, раздался звонок. Утюг ещё не нагрелся и Петя, оставив его на рубашке, пошёл открывать дверь.
  5. Когда Петя гладил рубашку, он постоянно ставил его на специальную подставку.
  6. Петя погладил рубашку, надел её и пошёл гулять.
  7. Собравшись погулять, Петя выключил все электроприборы и проверил газ.

Задание №4. Конкурс “Самый внимательный” Слайд № 23

Оборудование: Интерактивная доска, диск с записью мультфильма “Спасик и его друзья”

Предлагаю вам посмотреть мультфильм “Спасик и его друзья”. Герои этого фильма живут в многоэтажном доме. В одной из квартир возник пожар. После просмотра будьте готовы сказать, какие правила пожарной безопасности жильцами дома были нарушены. А какие действия жильцов были правильными в ЧС.

Задание№5. Игра “Набери по телефону 01” Слайд № 24

Почему телефон пожарной службы - 01? (потому что 01 - простой, его всякий запомнит, 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске и на кнопках телефона).

От каждой команды приглашается один участник. Участники команд с завязанными глазами должны суметь дойти до телефона и набрать номер телефона 01 пожарной охраны. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Оборудование: Два плана ответа и два телефона для каждого капитана

Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно - возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом ответа (Задание можно усложнить, перепутав пункты плана, и предложить капитанам расставить № последовательности сообщения).

  1. Адрес (название села, улицы)
  2. Объект (что горит - склад, квартира?).
  3. Что горит (что конкретно горит в квартире, в школе)?
  4. Номер дома.
  5. Номер подъезда.
  6. Номер квартиры.
  7. Какой этаж? Сколько этажей в здании?
  8. Есть ли опасность для людей?
  9. Фамилия.
  10. Телефон.

(Оцениваются правильность, четкость ответов, полностью ли сообщен весь список вопросов.)

6. Правила поведения при пожаре.

Правило № 1. Не поддаваться панике.

Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды. Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

Правило № 2. Немедленно покидать горящее помещение. (слайд №)

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01. Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: “Караул!” - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать(слайд №)

  • причину вызова (что горит);
  • точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);
  • свою фамилию и номер телефона.
  • Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  • Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  • В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

7. Системы оповещения. Слайд 25

И в нашей школе есть такой план. Он называется “План эвакуации”. Существуют системы оповещения.

Они подразделяются на звуковые, речевые и световые: (слайд №)

  • к звуковым относятся звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства;
  • к световым - табло, указатели и знаки;
  • к речевым - микрофоны, магнитофоны, стационарные усилители.

Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.

Если прозвучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: надо эвакуироваться.

1. Построиться быстро в коридоре, без паники.

2. Не толкать друг друга.

3. Запомнить, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас.

4. При эвакуации очень важно не потерять никого.

5. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

10. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Слайд № 26

Из каких произведений взяты эти строки?

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом
Ставит лестницы команда
Из огня спасает дом.
(С. Михалков “Дядя Степа”)

Весь чердак уже в огне,
бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
___ говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?

Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
(К. Чуковский “Путаница”)

И вдруг заголосили:
Пожар! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Тили-тили, тили бом
Загорелся кошкин дом.
(С. Маршак “Кошкин дом”)

11. * Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”*

* Ведущий: Я буду задавать вопросы. Если вы, ребята, считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это я, это я, это все мои друзья!”, а если уверены, что действия неправильны, то молчите.

Можно вместо слов хлопать в ладоши.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня?
*Это я, это я, это все мои друзья!*

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
*Ребята молчат. *

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
*Ребята молчат. *

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
*Это я, это я, это все мои друзья!*ХЛОПАЕМ

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.
*Ребята молчат. *

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?
*Это я, это я, это все мои друзья!* ХЛОПАЕМ

Желаем вам во всём удачи
И просим каждого из вас
О самом главном, об одном:
“Быть осторожными с огнём!”

На закуску:

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ “ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО!”

Где с огнем беспечны люди,
Там возникнет дым и жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, немыслимый…?
(Пожар).

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в. . . ?
(Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил. . . ?
(Утюг).

Красный отблеск побежал.
Кто со спичками. . . ?
(Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над. . . ?
(Газом).

Столб огня чердак объял.
Кто там спички. . . ?
(Зажигал).

Побежал пожар во двор.
Это кто там жег. . . ?
(Костер).

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег. . . ?.
(Траву).

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые. . . ? .
(Предметы).

Помни, каждый гражданин,
Пожарный номер. . . ?
(“01”)

Дым увидел - не зевай.
И пожарных. . . .
(Вызывай! Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем. . . ? (Опасно).


Внеклассное мероприятие

Огонь -мой друг и враг.

Цель : привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем , формирование умений

по выходу из пожароопасной ситуации, закрепление знаний по противопожарной безопасности, развитие познавательной деятельности, популяризация правил по противопожарной безопасности

Оборудование: творческие работы учащихся на противопожарную тему для выставки,

костюмы пожарных, противопожарное оборудование.

Перед началом классного часа дети знакомятся с представленными на выставке рисунками, поделками по противопожарной теме, различными приспособлениями для тушения пожаров.

Плакаты «Спички- не тронь. «Не играй, дружок, со спичкой

В спичках-огонь» Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть до тла»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда»

Ход мероприятия

Загадка

По деревне прошел, ничего не осталось (пожар)

Накормишь -живет, напоишь- умрет (огонь)

В маленьком амбаре держат 100 пожаров (спички)

Ребята, слово пожар вам приходилось слышать много, много раз. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь не всегда такой. Огонь- давний друг человека , с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Дети читают стихи:

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было.

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В компьютер тоже б не играли.

В общем, плохо было б жить.

Но случается и так. Огонь вдруг из верного друга превращается в беспомощного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Дети читают стихи:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный-

Бледно- желтый, ярко- красный,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь-огонь пожара,

Злой огонь- огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны.

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин.

При пожаре, при пожаре

Набирают «Ноль-один»

Чтобы, ребята, не было этой страшной беды-пожара, надо знать элементарные правила пожарной безопасности и помнить о них постоянно, когда вы и ваши мамы и папы имеют дело с огнем, электроприборами, газом. Запомните, дети, правила эти…

Чтоб огонь не стал твоим врагом

Будь осторожен с утюгом!

Не суши белье под газом

- Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь-

Один уголек целый дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Ты о пожаре услыхал-

Скорей об этом дай сигнал.

Хором

Пусть помнит каждый гражданин-

Пожарный номер

Ноль-один

Звучит музыка. Вбегают мальчиши - плохиши.

1-й плохиш - Чем бы нам с тобой заняться?

2-й плохиш - Что бы такого плохого сделать?

1-й - О! Я, кажется, придумал!

(достает из кармана спичечный коробок).

Давай-ка мы с тобою костерчик разведем!

2-й - Вот здорово! Давай!

(достают спички, пытаются зажечь).

Появляется ведущий.

Ведущий: Ой, что это вы делаете?

(мальчик от неожиданности роняет коробок)

1-й - Что это вы кричите? Пожар что ли?

Ведущий: Не появись я вовремя - пожара не миновать!

2-й - Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?

Ведущий: А вы послушайте стихотворение

Ребенок: Ростом спичка - невеличка

Не смотрите, что мала

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья.

Что с огнем шутить нельзя!

Мальчик: Сережка дома был один,

Нашел он где-то спички.

Решил устроить он костер,

Да только плохо вышло.

Сгорела кукла и кровать

Сережка дымом отравился.

Зачем же спички в руки брать?

Костер в квартире разжигать?

И маме сказку рассказать.

1-й - Ух, ты.! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.

Ведущий: А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и увидите и узнаете много полезного и интересного о мерах безопасности, о правилах поведения при пожаре.

Мальчишки: Ладно уже, останемся! Вдруг пригодится (садятся в зал).

Показ презентации «правила противопожарной безопасности»

Физминутка на мотив «Опера»(дети в роли пожарных под известную мелодию выполняют силовые упражнения)

Состязания

Ведущий: Я думаю, что нам пора познакомиться с нашими командами «Уголек и Огонек».

Я приглашаю эти команды на сцену (у каждого участника команд пришиты эмблемы с названием команды). А судить сегодняшние команды будет жюри , члены школьного кружка ЮИД. По мере выполнения задания ребятами, костер зачеркивается. Для каждой команды большой костер (макет из бумаги). По мере выполнения заданий ведущий убирает часть костра. (костер затухает)

Команда «Уголек»

Девиз: «Легче, чем пожар тушить,

Нам его предупредить»

Команда « Огонек»

Девиз: «Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя»

Итак, команды готовы.

Ребята, что нужно сделать, если вы видите, что начинается пожар.?

(ответы детей из зала)

Правильно, нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть, сказать, что горит, сообщить точный адрес и назвать свою фамилию. А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога каждая секунда - огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте - на диске телефона последняя цифра и первая).

Первый конкурс

Уважаемые участники перед вами стоят телефоны. Ваша задача добраться до телефона, набрать номер «01», сказать скороговорку, написанную у вас на карточке, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться к своей команде. Передать карточку со скороговоркой следующему игроку. (Участвуют все команды , за правильностью сообщений наблюдают члены жюри).

Ведущий: Молодцы! Итог этого конкурса один:

Если где-то задымится,

Если где-то загорится,

По тревоге как один

Позвоним мы «01»

Мы ближайшему району

Сообщим по телефону

Где горит и что горит

И кто об этом говорит!

А теперь пока не прибыли пожарные, нужно приступить к тушению пожара. А вы, знаете, ребята, как в зависимости от того, что горит, правильно тушить. Сейчас мы это выясним.

Игровые ситуации (выполняет один человек от команды; помня свои действия).

1. У вас загорелся телевизор - ваши действия (обесточу аппарат, т.е. отключу от электросети; накрою влажным одеялом; при необходимости вызову пожарных).

Примечание. Для наглядности используются телевизор, макет пламени из бумаги, ведерко с водой, одеяло, ведерко с песком.

2. На сковородке горит масло. Ваши действия (отключу газ, накрою влажным полотенцем).

Примечание. Для наглядности используются сковородка , кружка с водой, полотенце.

3. На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, снег, траву), покатаюсь или накроюсь влажной тканью, бежать не стану, этого делать нельзя).

Ведущий: Молодцы! Пока жюри подводит итог этого конкурса, я хочу спросить у ребят «Вы все знаете, как себя нужно вести при пожаре?»

Тогда скажите, от чего гибнут люди при пожаре?

(От огня, дыма, ядовитых газов, обвалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов выделяется отравляющий газ. Достаточно одного, двух вдохов - и человек теряет сознание).

Как надо преодолевать дымное место?

(Пригнувшись, так как тепловой дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце).

Ведущий: Замечательно! А сейчас следующий конкурс. Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным. Как вы думаете, каждый ли человек может стать пожарным?

(Ответы детей)

Ведущий: Работа пожарных очень опасна и трудна. Ведь от их действий часто зависят жизни людей. Сейчас посмотрим, ловкие ли наши ребята, как быстро они смогут надеть на себя пожарный костюм.

2. Конкурс «Надень костюм » (костюм на время праздника предоставлен пожарной частью).

По сигналу тревоги участники команды будут быстро надевать этот костюм на капитанов , а потом его быстро нужно снять. Первый одевает штаны, второй куртку, третий застегивает пуговицы на куртке, четвертый надевает каску. Потом снимают все в обратном порядке. Когда последняя вещь будет снята, капитан возвращается к команде. Какая команда быстрее всех выполнит, та и побеждает. (По сигналу ведущего конкурс начинается)

Ведущий: Ну вот вы справились и с этим трудным заданием

3 Конкурс «Потуши пожар »

1. Почему номер пожарной охраны «01» (простой номер, его легко можно набрать в темноте).

2. Что нужно делать при пожаре? (срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации).

3. Назовите основные причины возникновения пожара. (неосторожное обращение с огнем, детская шалость. Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, поджоги).

4. Что необходимо сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара (выключить свет, отключить электроприборы).

5. Можно ли бить стекла окон во время пожара? (нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение).

6. Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка , можно ли включать или выключать свет? (нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву).

7. Назовите средства тушения пожара (вода, песок, земля, асбестовое одеяло, огнетушители).

4 конкурс «Донести воду, не расплескав ни одной капли»

Вода на пожаре дорога, Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома, не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро». Выигрывает та команда, которая быстрее наберет большое количество воды в ведро.

Игра .

5. Игра «Если возник пожар». (Слайд 19)

Игру начинает учитель. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому участнику. Если участник ответил неправильно, то шар вновь переходит к учителю.

Учитель. Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Ученик. Злой пожар. (Передача шара)

Учитель. Раз, два, три, четыре -

У кого пожар в …?

Ученик. Квартире.

Учитель. Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ученик.. Утюг.

Учитель. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …?

Ученик.. Играл.

Учитель. Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над…?

Ученик.. Газом.

Учитель. Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг…?

Ученик. Костёр.

Учитель. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг…?

Ученик. Траву.

Учитель. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …

Ученик. Предметы.

Учитель. Помни, каждый гражданин,

Этот номер…

Ученик. «01».

Учитель. Дым увидел - не зевай.

И пожарных…

Ученик. Вызывай.

Что шутить с огнём…

Ученик. Опасно!

Игра со зрителями

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат)

Кто соседней детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, вы хорошо запомнили правила противопожарной безопасности и ответили на все вопросы, поэтому пожар потушен.

Кузнецова Зинаида Александровна

учитель начальных классов

г.Н-Новгород МБОУСОШ 41

Классный час на тему:

«Огонь – друг и враг человека»

Задачи:

1. Учить детей навыкам правильного обращения с огнем.

2. Познакомить с правилами поведения при пожаре.

3. Развить речь, мышление, вооброжение.

Оборудование:

Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя во время пожара», «Береги лес от огня»

Ведущий:

Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые могут испортить её.

Огонь был и остается одним из главных помощников человека. но если дать огню волю, не соблюдать правил пожарной безопасности, то из вашего помощника огонь может превратиться в злейшего врага. Огонь будет твоим другом, если ты умеешь обращаться с ним. Но в неумелых руках, в руках шалуна, он будет врагом и может привести к беде. В нашей стране ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров. И самое страшное то, что в огне погибают люди. Примерно каждый шестой из таких пожаров случается по вине детей, и дети чаще всего страдают в пожарах.

Пожар – это огонь, вышедший из под контроля человека. Перечислить все причины пожаров трудно, но основные из них необходимо знать, чтобы не произошла беда.

Игра «Доскажи словечко»

Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару

в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар…(в квартире)?

Дыма столб поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…(газом)?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички…(зажигал)?

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег…(костер)?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег…(траву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…(предметы)?

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички…(отобрать)

Дым увидел – не зевай

И пожарных…(вызывай)

Помни каждый гражданин

Этот номер…(01)

Ведущий:

Я вижу, что вы знаете причины возникновения пожаров.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он играл огромную роль в жизни людей – согревал в холод, помогал готовить еду, защищал от диких зверей. И в наши дни огонь играет большую роль в жизни людей.

Дети:

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Ведущий:

К сожалению, часто огонь из верного друга превращается в страшного врага, за несколько минут уничтожая то, что люди создавали годами. Но, как мы уже говорили, самое страшное то, что в огне гибнут люди, взрослые и дети.

Еще в 15 веке вышли государственные указы о том как обращаться с огнем. В 19 веке появились первые пожарные команды в Москве и Санкт-Петербурге. Пожарные выезжали на лошадях, воду возили в бочках и огонь тушили с помощью ручных насосов.

Чтобы не случился пожар нужно хорошо помнить о том, что спички – это не игрушки и дети не должны их даже брать в руки.

А если все-таки произошел пожар, что же делать? Давайте вместе составим правила поведения при пожаре.

(Дети с помощью учителя составляют правила поведения при пожаре).

Если пожар все же возник:

1. Сразу сообщите о пожаре взрослым (даже если пожар произошел по вашей вине).

2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщите свой адрес и что горит.

3. Когда в доме что-то горит, быстрее выбегайте на улицу.

4. Если началось задымление в квартире, лягте на пол (там меньше дыма), и

постарайтесь ползком добраться до выхода.

5. Рот и нос закройте влажной тряпкой.

6. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть толстым

одеялом.

7. Главное правило при пожаре – не паниковать!

Ведущий:

Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Одно из ценнейших богатств нашей планеты – это лес. Но и у леса есть злейший враг – это огонь. И все, что создано природой и посажено человеком, может погибнуть в считанные минуты. Почти во всех случаях причиной лесных пожаров являются люди. Что же надо делать, чтобы этого не случилось?

(Ответы детей)

Ведущий:

А теперь проверим, знаете ли вы, что нужно делать, если пожар все-таки произошел.

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать:

«Это - я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это - я, это – я, это – все мои друзья)

Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожая ценности, исчисляемые миллиардами рублей.

Викторина «Самый эрудированный»

По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)

Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в

помещение

будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)

Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может

произойти врыв

газа, если при включении будет высечена искра)

В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в

сторону

улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)

Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?

(Аэрозольные

упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)

Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая

пламя.)

Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник

электрического

тока. Это опасно для жизни.)

Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в

доме есть дым –

держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть

помещение.)

Можно ли пожар тушить огнем? (Можно, встречным огнем тушат лесные пожары.)

Объясните значение слов пожарный, пожарник. (Пожарный – тот, кто тушит,

пожарник –

погорелец)

Ведущий:

Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что

маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила

пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как

себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал

врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете,

и школу, в которой вы учитесь!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное среднее учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Ул. Ленина 13. тел.:4-02-01

Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»

Номинация: исследовательский проект.

Тема: Огонь – друг и враг человека

Корепанова Карина

…………………………..Руководитель : учитель начальных классов

Красноперова Дарья Константиновна

I.Введение………………………………………………………………………………………3-4

II.Общие сведения……………………………………………………………………………….5

1.Что мы знаем об огне…………………………………………………………………...……..5

2.Как люди научились добывать огонь ………………..………………………………………7

3.Когда люди научились пользоваться огнем?.. …….……………………………….……..…7

4.Какое значение имело открытие огня? . ...…………………………………………………...8

5.Пожарным каждый может стать................................................................................................9

III. Социологическое исследование……………………………….…………………………..12

IV.Создание сборника………………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………….…………………………………………....13

V. Литература………………………….…………………………………………………….…14

VI.Приложение………………………………………….…………………….……………….15

Введение.

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

На факультативе по изучению основ безопасности и жизнедеятельности нам рассказали очень интересную тему – Огонь- судья беспечности людей. Особенно нас заинтересовал факт, того, что в последнее время дети чаще погибают от неосторожного обращения с огнем.

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома. И мы поставили перед собой несколько вопросов: Что мы знаем об огне? Кто такие пожарные? Какое значение имело открытие огня? Как люди научились добывать огонь? Когда люди научились пользоваться огнем?

После того, как мы собрали материал, нам захотелось оформить свое творчество в информационный сборник, так как считаем, что эта работа способствовала нашему творческому развитию, просветительству наших одноклассников и учащихся.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

^ Цель исследования: подготовить информационный сборник.

Задачи:

Собрать информацию из различных источников.

Узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

Узнать о профессии «пожарный».

Сделать вывод о проделанной работе.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский:

А) знакомство с содержанием работы пожарных;

Б) экскурсия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

2.Найти информацию в книгах, интернете на тему исследования.

3.Провести опрос учеников.

4.Найти загадки па выбранную тему.

5. Провести конкурс творческих работ.

6.Подвести итоги работы.

7.Подготовить сборник материалов.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время произошли случаи гибели детей от огня, получение травм от игр и шалостей с огнем. Мы хотим, что такого не происходило.

^ Формы и методы исследования:


  • Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

  • Компьютерный набор текста, редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

  • Социологическое исследование.

  • Экскурсия.

  • Оформление информационного сборника.

  • Оформление презентации.
В ходе работы была выдвинута гипотеза:

Допустим, что огонь нам враг и от него одни беды.

Предположим, что огонь необходим для человека.

I.Общие сведения об огне.

1. ^ Что мы знаем об огне . ………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………… Огонь бывает разный

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Е. Ильин

Что же такое огонь? Как сообщает нам интернет-почемучка «Огонь сопровождает процесс горения, поэтому давайте сначала рассмотрим, что такое горение . Существует такой вид взаимодействия между веществами, который называется окисление, или окислительная химическая реакция. При этом горючее вещество вступает в реакцию с веществом, которое называют окислителем. Одним из таких веществ-окислителей является газ кислород, который содержится в воздухе. Горение - это реакция окисления горючих материалов, которая протекает интенсивно, бурно, с выделением большого количества тепла и света. А огонь является фазой процесса горения. Огонь - это та область пространства, в которой вещества, взаимодействующие в процессе горения, и продукты горения представляют собой поток раскаленных газов. Пламя обычно направлено вверх, потому что горячие газы всегда стремятся подняться вверх.

Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом. С его помощью совер­шается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня лета­ют реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятников героев. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

Е. Ильин

Но случается, что огонь из верного друга превраща­ется в беспощадного врага, ничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь - огонь пожара.

Злой огонь - огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Е. Ильин

Очень опасны костры вблизи строений, может заго­реться сарай, дом. А костер в лесу мо­жет привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглив­шимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. По­этому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать милли­он спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

^ В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях - дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представля­ющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осве­тительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и вы­деляет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, дру­гие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.

Ленту гладила Анюта и увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки.

Вот что значит три минутки:

Ленты нет, кругом угар- чуть не сделался пожар! Б.Миротворцев

Таким образом, мы убедились, что при умелом обращении с огнем он станет нам другом, а неумелое обращение с огнем приводит к беде, огонь становится врагом.

^ Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет - фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

^ Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

Получить огонь путем трения - большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых мо­жет и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое - показать переход механической энергии (ша­гов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать мо­лотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры - мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички по­крыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.

Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества - молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.

^ Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

^ Пожарным каждый может стать .

Профессия по­жарный - опасная, а работают по­жарными люди смелые и умные. Сей­час помогает справиться с разбуше­вавшимся огнем современная техни­ка: передвижные насосные станции, дымососы, автомеханические лестни­цы, средства связи. А раньше выезжа­ли пожарные на лошадях. Воду вози­ли в бочках. Огонь тушили с помощью ручных насосов. Рискуя собственной жизнью, пожарные борются с огнем, спасают людей и ценности. В далекие времена у пожарной части было 2 этажа. На втором этаже располагались семьи пожарных, а на первом этаже - стояли повозки с бочками с водой,

Лестницы, лошади, т.е. необходимое для тушения пожара.

Пожарная часть, выезжающая в те времена представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит, как на пожар», но дом зачастую не успевали спасти.

А теперь этим занимается специальная служба пожарных. На смену лошадям пришли машины со специальные сиренами и приспособлениями, облегчающими быструю борьбу с огнем. Пожарный - это работник пожарной охраны, основная задача которого - действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. В горящем здании с нуждающимися в спасении людьми может недоставать обычной целостности структуры, а средства доступа, такие, как лестницы и лифты, могут представлять опасность из-за огня. Работа часто вызывает дополнительное напряжение, многие ситуации требуют использования специализированного личного защитного оборудования.

Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких, как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения, землетрясения, гражданские беспорядки, утечки опасных химикатов и материалов, авиационных и морских происшествий. Их также могут вызвать для осуществления спасения в различных ситуациях, например, спасение из транспортных средств, с высоты или из-под земли. Так как обстановка может меняться с каждым вызовом, пожарный редко осознает все виды риска в окружении, где проходит работа. Транспортные средства для экстремальных вызовов могут включать пожарные грузовики, спасательные автомобили, лодки, вертолеты и все другие наземные транспортные средства. Риск транспортной аварии повышается во время выезда на вызовы.

VI . Приложение 1.

Результаты опроса учащихся МОУ СОШ п.Пионерский.

1.Знаете ли вы какой вред приносят пожары?

2.Приносит ли огонь пользу?

3.Знаете ли вы, как правильно вести себя при пожарах?

4.знаете ли вы, как защититься от угарного газа?

5.Как сообщить о пожаре и кому?

Приложение2.

Это тесный-тесный дом. Спят мирно дочки Отец горяч и красен,

Сто сестренок жмутся в нем. В фанерном домочке. Бывает он опасен.

И любая из сестер У сонь, у тихонь А сын взовьется птицей-

Может вспыхнуть как костер. В головках огонь. К отцу не возвратится.

(Спички). (Спички) . (Огонь и дым).

Я мохнатый, я кудлатый В деревянном домике Красный петушок по улице ………………………………………………………………………бежит. (Огонь).

Я зимой над каждой хатой, Проживают гномики.

Над пожаром и заводом, Уж такие добряки, С языком, а не лает.

Над костром и пароходом. Раздают всем огоньки. Без зубов, а кусает.

Но нигде-нигде меня (Спички) (Огонь).

Не бывает без огня Накормишь- живет, напоишь- умрет. (Огонь) Зажигают дома спички? (Пожар)

Рыжий зверь в печи сидит. Выпал на пол уголек, Летела мошка-

Рыжий зверь на всех сердит. Деревянный пол зажег. Осиновая ножка.

Он от злости ест дрова Не смотри, не жди, не стой На стол села-

Целый час, а может два. А залей его …(водой) Все сено съела..

Ты его рукой не тронь- Если младшие сестрички (Спичка)

Искусает всю ладонь. Зажигают дома спички

(Огонь) Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять).

Приложение 3

Правила, которые нам нужно знать:

1. С огнем, пиротехникой, электроприборами, горючими жид­костями нужно обращаться с особой осторожностью.

2. При возгорании нужно звонить в пожарную службу 01. Нельзя баловаться, делая по этому телефону ложный звонок.

3. Небольшой огонь можно затоптать ногами или залить во­дой.

4. Загоревшиеся электроприборы нельзя тушить водой. Сна­чала нужно выдернуть шнур, а затем накрыть прибор плот­ной мокрой тканью, не давая воздуху проникнуть под нее.

5. Чтобы огонь не распространялся на другие комнаты, сле­дует вылить воду на пороге загоревшейся комнаты.

6. Чтобы подать сигнал об огне соседям, находясь в ван­ной или на кухне, можно пустить воду из крана на пол.

7. Покидая горящее помещение, следует прикрыть рот и нос смоченной в воде хлопчатобумажной или льняной тка­нью, набросить на себя мокрое пальто, одеяло. К выходу нужно перемещаться на четвереньках.

8. Если уйти из охваченной пожаром квартиры невозмож­но, следует выйти на балкон и привлечь внимание про­хожих криками.

9.Если пламя попало на человека, он должен сорвать заго­ревшуюся одежду и кататься по земле, чтобы затушить огонь. Другие люди должны сбить с этого человека пла­мя и поливать пострадавшие места чистой водой.

З
01
апомни!

1."Пусть помнит каждый

Гражданин пожарный номер - 01".

2. "Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом".

3. "Возле дома и сарая разжигать костер не смей!

Может быть беда большая для построек и людей".

4. "Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь"

5. Костер вы бросили в лесу

И вот несчастье на носу".

6. "Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал!" 01!

Приложение4.


Тема пожаров в рисунках учеников нашего класса.

Филимонова Маргарита «Внимание!Открытая печь»

«Пожарная команда –На выезд!» Квик Владислав

«Пожар на кухне» Корепанова Карина


^ Отзыв руководителя .

Тема «Огонь – друг или враг человека», отношения к ней, оценка ее последствий от шалостей с огнем, в современном обществе очень актуальны. Несмотря на то, что в нашем мире уделяется много внимания пожарной безопасности, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнем. В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных и бытовых пожарах, гибели людей. К сожалению, частыми участниками этих событий является дети сами. Поэтому особенно ценно, то, что данным исследованием заинтересовались ученики. Исследована не новая проблема. В работе изучен достаточно большой материал, обобщены взгляды на тему работы, как о пользе огня, так и о его вреде. Особенно ценно изучение правил обращения с огнем и, мерах собственной безопасности в условиях пожара.

Данный материал уже был использован в учебно-воспитательной работе класса и нашел живой отклик, понимание и интерес одноклассников. Работа выполнена хорошо. Данную проблему, конечно же, можно рассматривать по-разному, но на данном этапе целью работы являлось как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить информационный сборник.

На наш взгляд, данная цель исследователями была достигнута, авторам удалось не только показать вред и пользу от огня, но и показать отношение к исследуемой проблеме учеников начальной школы. Поэтому, данная работа актуальна, своевременна и интересна.

Руководитель: учитель начальных классов____________________ Д.К.Красноперова_

Классный час по теме «Огонь опасен!»

Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.
Но, сначала, узнаем, что оно означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений.
1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от ослепительных приборов.
3. Боевая стрельба.
4. перен. Внутреннее горение, страсть.
5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы.
6. То же, что жар.
Нас интересует огонь в первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.
Ребята, какие загадки и пословицы вы знаете?

Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.
Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).
«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».
«Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».
«Огню да воде бог волю дал».
«Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.
Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Но пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.
Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.

Игра «Чем тушат пожар?»
Если тушат пожар – хлопаем
Если нельзя тушить – топаем
(Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.)
Обсуждение конкретных ситуаций.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.

Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!

Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.


Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
Ответ:
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

Ситуация №7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.

Игра на внимание «»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Предлагаю послушать советы.

Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет», - мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед поднялся.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!

Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!

Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!

Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать»,
А Иван не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.

Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.

Загадки на тему: «Освещение, огонь, тепло»
Мать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)

По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)

В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)

Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (огонь)

Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. (лампочка)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. Пожарный

Игра « Доскажи словечко»
В руках у ведущего шарик. Дети его передают. Сделана пауза – ребенок добавляет слово.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар
Там всегда грозить будет………
Раз два, три, четыре
У кого пожар …………….
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ……………….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками…………….
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …………….
Столб огня чердак объял
Кто там спички …………….
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…………….
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег ……………..
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…………….
Помни каждый гражданин
Это номер …………….
Дым увидел не зевай
И пожарных ……………….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем ……………

Итог: О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?



Просмотров