Конспект занятия-беседы "Поговорим о наших правах" в старшей группе план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Беседа "Ты имеешь право!" (по страницам Конвенции) Беседа "С кем ты живешь"

    Ход беседы

    Здравствуйте, ребята!

    Воспитатель: Послушайте стихотворение:

    Лишь появится ребенок
    И дышать начнет едва
    У него уже с пеленок
    Появляются права.

    Воспитатель:

    Воспитатель:

    - Конвенция о правах детей

    (Воспитатель:

    1. А у вас есть имя?

    Воспитатель:

    Имя нам дает отраду
    Дарит счастье и удачу.
    От того узнать бы надо,
    Что же имя ваше значит?

    Аня - благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан - щедрая; Даша - сильная, побеждающая; Илья - сила Божья; и т.д.

    Воспитатель: Молодцы, ребята!

    Воспитатель:

    согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете - маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

    В жизни совсем не важно - большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

  • Не огорчать своих родителей.
  • Надо быть всегда вежливыми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности".»

Беседа – рассуждение с воспитанниками на тему:

« Мои права и обязанности»

Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.

Задачи.

    Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.

    Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

    Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.

    Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Ход беседы

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: А как называется документ, где написаны ваши права?

- Конвенция о правах детей

(Воспитатель: Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

1. А у вас есть имя?

2. Кто дал вам имя? (родители)

Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?

4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Воспитатель: Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?

(Дети называют значение своего имени)

Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.

Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).

Семья - это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.

До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди

согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.

(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).

У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?

    Надо слушаться своих родителей.

    Надо помогать своим родителям.

    Не огорчать своих родителей.

    Надо быть всегда вежливыми.

    Если нарушил правило, надо попросить прощение.

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.

  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • обучение подростков основам юридических знаний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Тема нашей сегодняшней беседы – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому, что они правы. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН 20 ноября 1989 года и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.

На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;

защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить вы - юные граждане Российской Федерации.

Согласно Конвенции, ребёнком считается человек от рождения до своего совершеннолетия - до 18 лет. С момента рождения каждый ребёнок, независимо от цвета кожи, пола, национальности, состояния здоровья и имущественного положения, имеет несколько основных и неотъемлемых прав. Эти права ребёнку никто не «даёт», они являются для него «естественными правами».

РЕБЕНОК И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРАВА

(Учащиеся перечисляют права, которые знают, а учитель дополняет).

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

право на имя и гражданство

право на защиту жизни, чести, достоинства

право на свободу мысли, совести и религии

право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)

право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

право на жизнь

право на достойный уровень жизни

право на охрану здоровья

право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

право на образование

право на получение информации, способствующей всестороннему развитию

право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту :

от любого вида опасности или насилия

от похищения и торговли людьми

от эксплуатации детского труда

от злоупотребления наркотиками.

Более подробно о правах:

Первым из них является право ребёнка на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.

Вторым важнейшим правом является право ребёнка на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.

В Конвенции закреплены и другие важные «естественные» права и свободы. Их можно назвать основными потому, что они дают каждому ребёнку возможность проявить и отстоять самое важное - свою индивидуальность.

Свобода мысли и слова даёт каждому ребёнку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает.

Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.

Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.

Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.

Свобода получения информации даёт каждому ребёнку право узнавать о том, что его интересует. Он может делать это любым доступным ему способом: читая книги и журналы, смотря телевизионные передачи и кинофильмы, пользуясь компьютерными программами и Интернетом.

Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.

Задание учащимся.

Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:

"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

он маленький и беспомощный;

он еще мало знает о жизни;

он мало что умеет делать;

он не может делать многое, что делают взрослые;

если не заботиться о детях, их могут обидеть;

ребенок еще не умеет себя защитить;

его могут обидеть;

он маленький и не может сам себя защитить;

из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;

его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

Учащиеся, работающие в группе, должны:

Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.

Аргументировано дополнить эти ответы.

Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.

Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи.

Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того, ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям.

В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

(Можно использовать для закрепления прав сказки. Примеры даны ниже)

ПРАВА И СКАЗКИ

Отражение основных прав ребенка в сказках, рассказах, стихах и других произведениях для детей. В скобках после формулировки права дан номер статьи из Конвенции ООН о правах ребенка (1989), закрепляющей это право.

Право на жизнь (статья 6 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Три поросенка»;
  • К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Бармалей», «Доктор Айболит»;
  • Б. С. Житков «Помощь идет».
  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».
  • Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей», «Слоненок»;
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на охрану и укрепление здоровья

(статья 24 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
  • К. И. Чуковский «Доктор Айболит».
  • Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста».

Равноправие (не дискриминация) детей

(статья 30 Конвенции о правах ребёнка)

  • Дж. Родари «Чиполлино».

Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
  • Б. С. Житков «Храбрый утенок».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок».
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (статья 19 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Крошечка-Хаврошечка».
  • С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • А. П. Чехов «Спать хочется».
  • Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка».
  • Д. Р. Киплинг «Слоненок».
  • X. К. Андерсен «Дюймовочка».
  • К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Тараканище».
  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли (статьи 12,13,14 Конвенции о правах ребёнка)

  • В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • X. К. Андерсен «Новое платье короля».

Право на защиту ребенком своих прав и интересов

(статьи 12, 16 Конвенции о правах ребёнка)

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев

Право на проживание в семье

(статья 7 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. П. Чехов «Ванька».
  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка».
  • А. С. Пушкин «Сказка о даре Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

(статья 9 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

Ответственность семьи за ребенка

(статья 18 Конвенции о правах ребёнка)

  • С. В. Михалков «Праздник непослушания».
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Право на жилище(статья 16 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказки: «Теремок» («Рукавичка»), «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза», «Заяц, лиса и петух», «Заячьи слезы», «Жихарка», «Три медведя».
  • С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Терем-Теремок».
  • Английская народная сказка «Три поросенка».
  • Дж. Родари «Чиполлино».
  • Братья Гримм «Бременские музыканты».
  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок»
  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Право на имя (статья 7 Конвенции о правах ребёнка)

  • X. К. Андерсен «Дюймовочка».
  • Ш. Перро «Золушка».

Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

(статья 20 Конвенции о правах ребёнка)

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • В. В. Бианки «Оранжевое горлышко».
  • Д. Р. Киплинг «Книга джунглей», «Вторая книга джунглей».
  • С. Я. Маршак «Кошкин Дом».

Права детей-инвалидов (статья 23 Конвенции о правах ребёнка)

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  • X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Запрещение участия детей в военных действиях

(статья 38 Конвенции о правах ребёнка)

  • А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

Права детей-беженцев (статья 22 Конвенции о правах ребёнка)

  • Сказка «Гуси-лебеди».

Заключение.

Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей . Каждое право порождает обязанность.

Подготовлено Суфияровой О.С.

Цель : совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников. Развивать диалогическую речь, речевую культуру. Совершенствовать навыки поведения в обществе.

Воспитывать у детей навыки культурного поведения, коммуникативное общение, доброжелательное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.

(Дети свободно играют на ковре)

Воспитатель. Ребята, сегодня в детский сад приехал журналист. Он хочет познакомиться с вами, побеседовать и написать о вас статью.

(стук в дверь, входит журналист)

Журналист. Здравствуйте, ребята. Много слышала о вашем д/с. Сегодня пришла, чтобы взять у вас интервью. Я уже побывала в группе «Гнездышко» и «Светлячки». Ребята рассказали о своей жизни и делах, а я записала их рассказы на диктофон.

Хотите послушать? (прослушивают)

Воспитатель. Ребята, вы согласны дать интервью нашему гостю?

Журналист. Меня зовут Татьяна Александровна, я журналист независимой газеты «Васильковое детство».

Теперь каждый из вас представится и ответит на мои вопросы:

Как называется ваш д/с?

Ваша группа?

Чем вы любите заниматься?

Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

Кто твой друг? (неск. ответов)

О чем ты мечтаешь?

Спасибо, ребята, за интересные ответы.

Воспитатель. Ребята, давайте предложим Татьяне Александровне остаться на занятии, чтобы она побольше узнала о нашей жизни в д/с.

(воспитатель выставляет фотографию группы и беседует с детьми по вопросам)

Кто изображен на этой фотографии?

Как вы узнаете друг друга?

Чем мы похожи?

Чем не похожи?

На фотографии, как и в жизни вы все такие разные: кто-то спокойный и задумчивый, а кто-то веселый, и я вас всех очень люблю.

У меня есть вот такие необычные значки.

Давайте вместе выберем, кто в нашей группе:

самый веселый – дарим солнышко;

добрый – сердечко;

трудолюбивый – веник;

самый смелый – кораблик;

самый умный – книга.

Мы все такие разные, но в д/с живем в большом дружном коллективе и должны научиться вести себя так, чтобы всем было хорошо рядом с нами.

А для этого нужно делать?

Давайте послушаем историю, которую хочет рассказать Полина.

Ребята, как вы считаете, кто самый глупый в этой истории? Почему вы так думаете?

Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?

Почему она ударила ногой собаку?

В этой истории тот, кто сильнее, обижал слабого. А как бы вы поступили в этой ситуации?

Нам надо научиться выслушивать друг друга, уважать и, если возникают конфликты, уметь их разрешать.

(на столе лежат картинки с играми)

Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе ту, которая вам больше нравится.

На верхнюю полку поставьте те, в которые можно играть одному, на нижнюю – с друзьями.

В какие игры вам интереснее играть? Почему?

Когда вы дружно и весело играете, много гуляете, вы вырастите крепкими и здоровыми.

Давайте немного отдохнем и пожелаем друг другу здоровья.

Релаксационная пауза «Здравствуйте»

(звучит спокойная музыка, дети встают в круг)

Когда мы встречаемся, мы приветствуем друг друга, здороваемся. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите друг другу в глаза, на лицо, обведите всех по кругу взглядом, встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья.

Журналист. Я увидела какие правила вы соблюдаете, как живете в своем «Васильке», чем занимаетесь, так и во всем государстве люди должны соблюдать определенные правила, и эти правила записаны вот в этой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».

Этот документ существует во всем мире для всех людей, и сегодня я дарю его вам.

Воспитатель. Спасибо за подарок Татьяна Александровна, мы обязательно познакомимся с этой книгой.

Журналист. На своих занятиях вы узнаете еще много интересного, а чтобы оформить мою статью о вашем д/с, я предлагаю вам нарисовать рисунки о том, чем вы любите заниматься и прислать их в редакцию нашей газеты.

Вот моя визитная карточка. До свидания.

(звучит спокойная музыка, дети рисуют)

БЕСЕДА: «Права ребенка»

«Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет»

(Декларация прав ребенка)

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.

Задачи:

  • ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
  • обучение подростков основам юридических знаний;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание чувства причастности к международному правовому сообществу;
  • раскрытие творческих способностей ребенка.

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.

Этап подготовки:

  • анкетирование обучающихся по теме;
  • подготовка теоретической информации по теме (творческая группа №1 «Из истории Конвенции», творческая группа №2 «Структура Конвенции», «Адаптированный текст Конвенции»);
  • мультимедийная презентация;
  • фрагменты фильмов и их переозвучка с учетом темы;
  • музыкальное оформление;
  • демонстрационный материал на доске (эпиграф, термины по теме)

Ход беседы

1) Организация детей на работу.

Песня «Детство» (один куплет + слайды фото группы)

2) Сообщение темы и цели беседы.

Воспитатель:

Какой насущный вопрос, касающийся нас, наших с вами отношений мы

Должны обсудить? (дети, отвечая, определяют тему беседы)

Тема нашей сегодняшней беседы – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

3) Основная часть.

Воспитатель:

Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому что он прав. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Как раньше обстояли дела с правами ребенка?

Творческая группа №1 «Из истории Конвенции»:

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь (древнее государство Спарта). Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

1924г. – Лига наций (прообраз ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось,

что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.

территории СССР.

Воспитатель:

Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети- тоже люди. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. (мнения ребят)

Учитель подводит итог:

· Дети, оставшиеся без попечения родителей;

· Безнадзорные и бездомные дети;

· Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления;

· Дети–инвалиды;

· Дети – вынужденные переселенцы, и дети беженцы;

· Дети – жертвы насилия;

· Дети оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Давайте познакомимся со статьями Конвенции о правах ребенка.

Творческая группа №2. «Структура Конвенции»:

При работе с Конвенцией мы обратили внимание на следующие моменты:

1. Текст Конвенции насыщен юридическими и другими специальными терминами.

2. По своей структуре этот уникальный исторический документ состоит:

· Преамбула Конвенции, которая содержит основополагающие идеи, историческую справку;

· Собственно статьи прав ребенка. Их 54. Но при их чтении мы обратили внимание, что многие статьи тесно связанны между собой по смыслу. Поэтому их можно объединить в несколько групп (9 групп). Особо значимыми для нашего возраста считаем: право на жизнь, имя, гражданство, жилище, труд, отдых (досуг), защиту здоровья, свободу слова, право на образование.

Воспитатель:

Ребята, вам будут предложены ситуации, в которых права ребенка нарушены, вам нужно будет угадать, какие права нарушены. (фильмы «Морозко», «Снежная королева»).

Воспитатель:

«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен.

Сейчас будет представлена ситуация, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача – составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. (фильм «Старик Хоттабыч»)

На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (на родителей)

Сегодня для беседы с вами мы пригласили людей, которые занимаются проблемами, возникающими у детей. Этим людям небезразлична судьба каждого ребенка, они смогут подробно рассказать вам о ваших правах и научат ими пользоваться. Только для этого необходимо задавать интересующие вас вопросы и внимательно слушать ответы

Вопросы:

1. Если во время моего отсутствия из моего портфеля заберут записку (или другие

Вещи) – это нарушение прав?

2. Мне бы хотелось узнать, какие основные права я имею как обучающийся.

3. Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?

4. Если один из учителей ущемляет права учеников, и написана жалоба директору, могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

4. Заключение

Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

А вот об этом поговорим на следующей беседе.

5. Итог беседы.

Что нового узнали? Чему учит нас Конвенция о правах ребёнка?



Просмотров