Конспект деловой игры "главный закон страны". Деловая игра "закон на нашей земле" конкурс «Государственная власть»

Основные задачи:

  • систематизировать знания учащихся по теме;
  • проверить качество усвоения пройденного материала;
  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Конкурс “Государственная власть”

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

I II
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
г) Верховным Главнокомандующим ВС РФ
1. Парламент России называется:
а) Советом Федерации
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
г) Верховным Советом
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
2. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
г) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Союза прокуратуры в РФ
б) Совет Национальностей
в) Совет Федерации
г) Государственная Дума
3. Как называется глава системы
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
г) генеральный прокурор

Конкурс “Государственные символы России”

I. Государственный гимн России

Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по две строчке трех куплетов государственного гимна России. Командам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился весь текст гимна.

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Текст государственного гимна РФ:

1.Россия - священная наша держава,
Россия - священная наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!

3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

II. Государственный флаг олицетворяет:

а) суверенитет государства
б) природные богатства
в) историческое прошлое государства

III. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом:

а) Франции
б) Германии
в) Византии

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс капитанов. “Продолжи фразу”

Капитанам команд предлагаются незаконченныефразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Правильный ответ - 2 балла.

  1. “ Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)
  2. “ Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)
  3. “ Высший закон- /благо народа /” (древнеримское изречение)
  4. “ Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)
  5. “ Обязанность без права есть /рабство /; право без обязанности - / анархия /”
  6. (Г.Ламене, богослов, философ)
  7. “ Свобода есть право делать все, что /дозволено законом /” (Монтескье, философ)
  8. “ Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
  9. “ Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

    Конкурс “Трудовое право”

Командам предлагаются тексты с ошибками юридического характера в правовых ситуациях. Необходимо исправить ошибки и дать правильный ответ, используя КЗоТ РФ. Время на обсуждение-2 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла.

    1.На работу устраивается подросток 14 лет. Работодатель и он договариваются о том, что это будет тяжелый труд по подъему тяжестей в ночное время, но за большие деньги./ ТК РФ устанавливает прием на работу с 15 лет. Несовершеннолетние не допускаются к указанным работам ./

    2.При приеме на работу работодатель требует характеристику с последнего места работы или из школы, заставляя подписать контракт об обязательных сверхурочных работах./ Характеристика не требуется при приеме на работу, сверхурочные работы допускаются в исключительных случаях при согласии работника ./

    3.Проявляется дискриминация при приеме на работу: женщине устанавливается меньше оклад, чем мужчине. Предпочтение отдается красивым, русским. /В оплате труда не должно быть дискриминации. Нарушены конституционные принципы права на труд ./

    4.Устанавливается испытательный срок для тех, кому не исполнилось 18 лет или для молодых специалистов./Для таких категорий работников испытательный срок не устанавливается ./

    Конкурс “Ты - мне, я – тебе”

Команды обмениваются вопросами по теме “Государство и право”. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Конкурс “ Человек и его права”

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками “+” или “-” отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания-3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

I команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

А.Осуществление всех социально- экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

II команда:

Правильный ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Конкурс “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Во время перечисления прав и обязанностей необходимо поднять соответствующую карточку. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов.

1.Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2.Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3.Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4.Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5.Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6.Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет /.

7.Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет /.

8.Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет /.

9.Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10.Вправе посещать школу /с 6 лет /.

11.Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения /.

12.Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Конкурс “Уголовная ответственность несовершеннолетних”

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение- 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает -2 балла.

I команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие-назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

а) штраф;
б) лишения права заниматься определенной деятельностью;
в) конфискация имущества;
г) пожизненное лишение свободы;
д) обязательные работы;
е) исправительные работы;
ж) арест;
з) лишение свободы на определенный срок.

II команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

Ошибки Правильные ответы
1.16 лет 1.14 лет
2. 20 лет 2. 18 лет
3.Одно уголовно-правовое воздействие 3.Два уголовно-правовых воздействия:
а) назначения наказания;
б) принудительные меры

воспитательного воздействия

4. в, г 4.а, б, д, е, ж, з
5.Смертная казнь 5. Лишение свободы на срок не свыше
6.Специализированный детский дом 6.Специализированные воспитательные

учреждения

7.До 15 лет 7. До 8 лет

Конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду .
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

Деловая игра «Государство и право»

Учитель: Мартьянова Наталья Валерьевна «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Ключникова-Палантая» Звениговский район.

Цели:

Проверить качество усвоения пройденного материала

закрепить юридические знания обучающихся,

научить применять их практике,

воспитывать правовую грамотность обучающихся.

Задачи:

Совершенствование форм и методов правового воспитания учащихся на основе информационных, интерактивных технологий.

Формирование у учащихся навыков решения правовых ситуаций.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование : компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Оформление :

Выставка нормативно-правовых актов.

Мультимедийная презентация.

Репродукции картин.

Ход конкурса:

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Знакомство с условиями конкурса, критериями оценивания (каждый конкурс оценивается по 1 баллу). Группа делится на две команды. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конкурсе большее количество баллов.

1 конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. За правильный ответ команда получает 1 балл.

1 команда — политика, право, Конституция,

2 команда — государство, Уголовный кодекс, закон.

2 конкурс «Государственная власть».

Проводится в форме компьютерного тестирования.

1 команда -

Президент РФ является:

главой государства

главой Правительства

главой Парламента

Верховным Главнокомандующим ВС РФ

Исполнительная власть принадлежит:

Совету Министров

кабинету Министров

Правительству РФ

Из каких двух палат состоит российский Парламент:

совет союза прокуратуры РФ

Совет Федерации

Совет национальностей

Государственная Дума

2 команда -

Парламентом России называется:

Совет Федерации

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Верховный Совет

Суды в России:

принимают законы

проводят выборы в стране

вершат правосудие

являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица

Кто руководит централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ:

Главный прокурор

Ведущий прокурор

Генеральный прокурор

3 конкурс «Собери понятия»

Командам даны карточки с терминами и определениями, касающимися избирательного права. Задание в течение 5 минут подобрать к терминам определения. Каждый правильный ответ- 1 балл.

1-я карточка для 1-й команды:

Избирательная

комиссия

Право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Избирательный округ, в котором избирается один депутат

Активное избирательное право

Коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов

Избиратель

Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган госвласти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Одномандатный

избирательный округ

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом

Ответы: 1-В, 2-Г, 3-А. 4-Д, 5-Б

2-я карточка для 2-й команды:

Правительство РФ

Лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата

Кандидат

Право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Пассивное избирательное право

Избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально

Многомандатный избирательный округ

Коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ

Президент РФ

Глава государства, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Ответы: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Д

4 конкурс «Уголовная ответственность несовершеннолетних

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение 3 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла

1 команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершеннолетия исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно- правовое воздействие- назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

А) штраф, б) лишение права заниматься определенной деятельностью,

В) конфискация имущества, г) пожизненное лишение свободы,

Д) обязательные работы, е) исправительные работы, арест, з) лишение свободы на определенный срок

2 команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

5 конкурс «По ту сторону холста»

Каждой команде предлагается по 4 репродукций известных картин. Ваша задача - определить, какие права человека в них отражены. На выполнение задания командам дается 3 минуты. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Репродукции картин:

Решетников Ф. «Опять двойка».

(Право на образование)

Репин И. «Бурлаки на Волге».

(Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению)

Мочальский Д. «Новоселы».

(Право на жилье)

Греко Э. «Христос в доме Симона Фарисея».

(Свобода вероисповедания)

Ерофеев В. «Курские красавицы».

(Право на отдых)

Алыпевский В. «Медсестры».

(Право на бесплатное медицинское обслуживание)

Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану».

(Право свободно выражать свои мысли)

Неледова Д. «Мастера».

(Право на труд)

Михайлов А. «Кружок».

(Право на собрания и объединения)

Перов В. «На привале»

(Право на отдых)

6 конкурс «Блицтурнир».

Каждой команде по очереди задают вопросы.

Вопросы 1 команде:

Личное название человека, которое дается ему при рождении, (имя)

Документ, удостоверяющий личность, (паспорт)

В какую палату парламента избираются депутаты? (Государственную Думу РФ)

Выборы депутатов парламента проходят через каждые … (5 лет)

Обязательные для всех нормы, правила, которые принимаются государством, (закон)

Каким путем была принята действующая Конституция РФ? (всенародный референдум)

Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является… (Федеральное Собрание РФ)

Кандидат на пост Президента должен быть гражданином России и постоянно проживать в ней не менее… (10 лет)

Плохой поступок, который приносит вред людям и обществу, за который могут посадить в тюрьму? (преступление)

Как в сокращении называется Организация Объединенных Наций? (ООН)

Как называется главный международный документ о правах человека, принятый в 1948 году? (Всеобщая декларация прав человека)

Вопросы 2 команде:

В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет)

С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания? (21 год)

Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны? (Центральная избирательная комиссия РФ)

Один из государственных символов нашей Родины, на которой изображен двуглавый орел? (Герб РФ)

Другой государственный символ? Полотнище горизонтальных полос разного цвета? (Национальный флаг РФ)

С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (18 лет)

Третий музыкальный государственный символ нашей страны? (Государственный гимн РФ)

Как называется важнейший документ об особых правах детей? (Конвенция прав ребенка)

В каком году была принята Конвенция и кем? (в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент РФ)

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Литература:

А.И.Яковлев «Основы правоведения» М. 2002 г.

А.Ф.Никитин «Право» 10-11 класс. М.: Просвещение, 2008 г.

А.Ф.Никитин «Конституционное право» дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права» 10-11 кл. М.: Дрофа. 2000 г.

Деловая игра «Я и Закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Один ребенок в центре круга. Учитель произносит слова: « Все началось с того, что ребенок перестает слушаться родителей, перестает им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку и продолжает: «Ты стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей ». И одевает веревку на вторую руку. «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употребить наркотики». Одевает веревку на ногу. «На все это нужны были деньги, ты стал заниматься хулиганством, мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. И произносит слова: «И вот настал момент, когда ты совершаешь тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Тебя ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

Ребята как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях. А тема нашей деловой игры звучит так «Я и закон».

Ребята, вы вступили в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

И сегодняшняя наша встреча – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. Основная часть:

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

- Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

3. Игра «Ассоциации». С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

4. Задание

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие вы имеем права и обязанности в 14лет

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.

Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Притча (5 мин)

Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Ответственность

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

5. Задание

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

6. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

7. Вывод.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Деловая игра «Мое государство»

(Для учащихся 10 класса)

Подготовила учитель математики

Раиса Ивановна Исакова

Барыш 2011

Цели:

    развивать самостоятельное мышление, воображение, творчество;

    изучать историю возникновения государственных символов и их значение;

    воспитывать уважение к государственным символам, гражданские и патриотические чувства

    углубить первоначальные представления ребят об основных правах человека;

    акцентировать внимание на обязанностях, вытекающих из представляемых прав;

    помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека;

    формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

Сегодня мы с вами проведем деловую игру. В игре будут участвовать три группы. Каждая группа представляет собой отдельное государство. А какое? Вы придумаете сами.

Задание 1. Каждая команда получает лист бумаги. На нём нужно написать название вашего государства. Этот листок с названием каждая команда прикрепляет к доске.

Задание 2. Географическое положение этой страны. Можно описать словами, можно нарисовать карту. Этот листок тоже появляется на доске.

Задание 3. Для более полного представления о стране не хватает государственной символики. Для того чтобы вам легче было выполнять следующее задание: давайте вспомним символы нашего государства. Это гимн, герб и флаг страны. Вот каждая команда будет сейчас создавать символику своей страны. На отдельных листах рисуют государственные символы.

Задание 4. Какие там растут растения и какие обитают животные? Каждая команда получает по два шарика. Каждый шарик – это ваша страна. Заселяете её животными и растениями. Затем шарики вывешиваются на доску.

Задание 5. Нарисуйте климат вашей страны.

Задание 6. Вы являетесь жителем вашей страны. На маленьких листочках каждый рисует свой автопортрет, и приклеивает на общий лист бумаги, и он тоже вывешивается на доску.

Задание 7. Напишите или нарисуйте, чем занимаются дети в вашей стране и кто о них заботится?

Скажите, кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Дети Беслана? Это, притом, что Конвенция прав принята давно.

Показать Презентацию о детях Беслана

Задание 8. Все вместе напишите, какими правами обладают дети в союзе ваших государств

На одном большом плакате каждый пишет одно из предложений.

Но мы все вместе живём в одном государстве и подчиняемся его законам. А оно в свою очередь старается выполнять нормы человеческого общежития

А сейчас я зачитаю Конвенцию о правах ребёнка, а вы внимательно проследите, есть ли эти права в вашем государстве.

В Конвенции 54 статьи, вот основные из них.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Все лучшее, что в человеке есть:
его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
и восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
а песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,
поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,
потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава
работу выбрать – имею право.
Ну, а пока, я – ученик:
учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,
а в школе – все внимание.
Использую я право
на образование.

В Уставе нашей школы оговариваются права и обязанности учащихся.

Их изучением мы займёмся позже.

А сейчас подводим итог.

Любое государство состоит из граждан, которых оно должно защищать и требовать от них выполнения своих обязанностей

Перед вам слово ГРАЖДАНИН. Расшифруйте его, ответив на вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Список литературы

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы/ Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2003. — С.86-175.

2. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Ред. М. И. Рожков. — М.: Владос, 1999. — С.45-62.

3. Каким может быть классный час? Его функции, виды, формы. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть II/ В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — С.47-72.

4. Тематика классных часов с 5 по 11 класс. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников/ Н. Н. Никитина //Классный руководитель. — 2005. -N 2. — С. 68-81.

5. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный классный час/ Е. Н. Степанов //Воспитание школьников. — 2003. — N 3. — С.14-22

Лариса Николаевна Золотухина
Деловая игра «Я - гражданин России»

Цель : формировать правовую культуру, социальный опыт воспитанников; определить понимание термина «гражданин » ; формировать патриотическое сознание; развивать у детей коммуникативные умения и навыки, навыки групповой работы.

Ход игры.

I. Организационный момент. Группа делится на 2 команды. Между этими командами и проходит игра . Побеждает та из 2-х команд та, которая наберёт больше баллов в различных конкурсах. Дети читают стихи : Живём мы посреди большой России ,

Среди лугов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться.

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться.

Слово воспитателя. – Наша страна – Россия . У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российской общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества .

Сегодня, мы с вами проводим деловую игру «Я –ГРАЖДАНИН РОССИИ » . В этой деловой игре будет много различных конкурсов. За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.

А оценивать вас сегодня будет компетентное жюри в составе :

II. Основная часть. 1. Конкурс «Государственные символы» . Государственный флаг. Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета : белый, синий, красный. - Что обозначают цвета государственного флага России ?

Государственный гимн. Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 2-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился у одной команды I куплет и припев гимна, а у другой команды – II куплет и припев гимна. Можно заработать ещё дополнительный балл, если кто-то из участников команд ответит на вопросы : - Кто является автором музыки гимна нашей Родины? - В каком году был утверждён этот гимн? (22. 03. 2001 г.)

Государственный герб. Воспитатель. У каждой страны помимо государственного флага и гимна есть ещё и государственный герб. В нашей стране есть гербы, только в разное время были они различными. Вам будут предложены сейчас несколько гербов. Вы внимательно их рассмотрите.

(За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

2. Конкурс «Государственная власть» . Воспитатель. Основным законом нашей страны является Конституция России . Слово конституция произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан . В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства. Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Президент нашей страны является : главой государства; главой правительства РФ; главой парламента РФ; Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Парламент России называется : Советом Федераций; Федеральным собранием; Государственной думой; Верховным советом.

Суды в России : принимают законы; проводят выборы в стране; вершат правосудие в России ; являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.

3. Конкурс «Преступление и наказание» . Воспитатель. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы : Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный.

участникам команд необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом : Уголовное наказание. лишение свободы; ссылка; ограничение свободы; предание публичному позору; штраф; конфискация имущества. (За правильно выполненное задание команда получает – 4 балла.) Возраст : любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. (За правильный ответ – 1 балл.) Вот эти преступления : убийство (с 14 лет) ; причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет) ;

разбой (с 14 лет) ; вымогательство (с 14 лет) ; заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет) ; кража из квартиры (с 14 лет) ; уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет) .

Обстоятельства : в жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление. Какие же это обстоятельства? отягчающее обстоятельство; смягчающее обстоятельство; освобождает от ответственности. Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство : совершение преступления в группе (отягчающее) ; явка с повинной (смягчающее) ; несовершеннолетие виновного (смягчающее) ; необходимая оборона ; совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее) ; невменяемость (освобождает от ответственности) . (За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

4. Конкурс «Наша Родина» . Стихотворение о Родине. (Читают дети.) Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор какой,

Словно мать, склонилась ива,

Над уснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит ,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней.

Воспитатель. Наша Родина самая лучшая и красивая. Её нельзя сравнивать с любой другой страной мира, потому что она одна такая. Московский Кремль – это наша Родина, Царь-пушка – это тоже наша родина, Красная площадь и собор Василия Блаженного – это тоже наша Родина. А Большой театр и Третьяковка, Университет имени Ломоносова – это наша Родина. Всё это мы называем наша Родина!

Официальное название : Россия ; Российская республика ; Республика Россия ; Российская Федерация ; РСФСР; Содружество Независимых Государств (СНГ) .

Задача обеих команд выбрать правильный ответ названия нашей страны.

Территория. Задача участников команд : выбрать из набора стран те, что граничат с Россией : США (морская) ; Япония (морская) ; Великобритания; Китай; Финляндия; Казахстан; Индия; Монголия; Белоруссия; Германия.

Население. Задача – поставить галочки напротив тех народов, которые являются основным населением в субъектах Российской Федерации . Нации : татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, калмыки, эскимосы, турки, узбеки. (За правильный ответ – 5 баллов.)

СЛОВО ЖЮРИ.

5. Конкурс «Гражданин России » . Воспитатель. «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан » . Это Николай Некрасов.

А возьмём нашу отечественную историю. Гражданином именовали Кузьму Минина, который организовал в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти.

1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «Гражданин России » .

Гражданин – это человек , обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее. (За правильный ответ – 5 баллов.)

6. Конкурс «Права человека» . Воспитатель. С раннего детства знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем : - Что люди могут делать и чего не могут? - Что обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? 1. «Колобок» Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, лисичка-сестричка,

Я тебе лучше песенку спою :

(Право на жизнь и личную неприкосновенность) .

2. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде» . Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд) . (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду). 3. Сказка К. Чуковского «Айболит» . Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит. (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь) . 4. Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» . В чём были ущемлены права Красной шапочки? (Право на свободу и личную неприкосновенность) . 5. Сказка Дж. Родари «Чиполлино» . В чём были ущемлены права Чиполлино? (Право на неприкосновенность частной жизни) . 6. Сказка «Кот в сапогах» . (Добровольное согласие на вступление в брак) . (За правильный ответ – 2 балла.) СЛОВО ЖЮРИ.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.

Вот и подошло к концу время нашей деловой игры «Я –гражданин России » . Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре . СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОМАНД .



Просмотров