Конспект беседы какие права бывают у детей. Классный час о правах и обязанностях ребенка "лучше знать, чем догадываться"

Актуальность проекта:

Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Маленьким детям – большие права»

Актуальность проекта:

Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования т.к. именно в этот момент наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Проведённое исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети. Проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Цели и задачи: формировать представление детей о правах ребенка;

помочь понять родственные отношения в семье;

воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

  • Ребёнком признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
  • Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.

Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

: «Ребенок в мире взрослых»

Знать в чем заключается различие взрослых от детей, их возможностей;

Знать профессии взрослых людей, об их назначении, о важности добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей;

Знать о необходимости отдыха для каждого человека и умении по – разному, с пользой для здоровья, проводить свой досуг;

Знать традиции проведения отдыха своей семьи;

Элементарные представления о многообразии народов мира;

Знать некоторые мелодии, песни, сказки народов мира.

Умения:

Выполнять знакомые правила общения со взрослыми;

Проявлять доброжелательное отношения к воспитателям, родителям, близким;

Реагировать на состояние и настроение окружающих;

Уметь различать людей разного возраста на картинке, фото, в скульптуре;

Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей;

Проявлять уважение к взрослым;

Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему людей на земле, жизни народов мира.

«Быть здоровым – мое право»

Знания:

Знать о строении своего организма, о назначении каждой части тела, каждого органа;

Знать о своих умениях и возможностях, пополнять их новыми умениями;

Знать о правилах поведения в обществе в случае заболевания;

Знать о некоторых правилах ухода за больным;

Знать о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур;

Знать о некоторых правилах первой помощи в случае травмы.

Умения:

Уметь заботиться о своем теле;

Уметь выражать свои чувства, (радость, грусть), управлять ими;

Уметь выполнять культурно – гигиенические процессы;

Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях;

Осваивать приемы элементарной помощи при травмах.

Раздел 3: «Ребенок и культура»

Знания:

Знать правила культурного поведения в группе среди детей, в общественных местах;

Знать стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены забота и любовь к близким, семье;

Иметь представление возможных негативных действий;

Представление о правилах поведения детей в общественных местах;

Иметь представление о школе, школьниках, учителе.

Умения:

Уметь выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;

Уметь рассматривать картины, в которых отражена материнская любовь к детям;

Уметь сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы;

Уметь оценивать поведения сверстников через сравнение его поступка с поступками и чертами личности литературных героев;

Уметь соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Раздел 4: «Первые шаги в социальный мир»

Знания:

Знать свое имя, фамилию, домашний адрес, как зовут родителей, где они работают;

Знать традиции своей семьи, любимых занятий членов семьи;

Иметь представление о детском саде, воспитателях;

Понимать, что трудом взрослых людей создано богатство окружающего мира;

Знать о жизни детей других стран, об играх, любимых занятиях детей разных народов.

Умения:

Уметь называть членов своей семьи, своих родственников;

Уметь общаться с друзьями, соблюдать правила группы, детского сада;

Уметь свободно выражать свои мысли о себе, о своей семье;

Уважать чувства и мысли других людей;

Уметь различать плохие и хорошие поступки по отношению к другим людям, животным, анализировать свои поступки;

Обсуждать, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства.

КОНСПЕКТ

беседы с детьми старшей группы «Зайки».

Тема: «Право ребенка воспитываться и жить в семье»

Ход беседы

Ребята я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением семьи. Дорогие ребята! Давайте вспомним сегодня о ваших правах, о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь - я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

На кого из родных вы похожи внешне?

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняясь открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребёнку люди - его родители. И для родителей - дети смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце - в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка» - примечают люди.

Заболел сынок

Простудился Ваня -

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо,

От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться,

О сыночке милом

Станет мать молиться!

Папа - тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

«Отец сына худому не научит» - говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует океан -

Ведь мой папа - капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать -

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это - северный Ямал.

Обо всем расскажет папа -

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Беседа о прочитанном: Чему вы научились у папы? Есть ли вас сестры и братья, расскажите о них. Расскажите о маме. Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме. Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица -

на все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду -

Рукоделием займусь!

Самые старшие и уважаемые члены семьи - бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Дедушка

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки - золотые! Она теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.

Бабушка

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Её руки непростые,

Трудовые, золотые!

В народе есть поговорка: «Семьей и горох молят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль - ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети - родные братья и сестры мамы и папы, и их дети - ваши двоюродные братья и сестры.

Вот какая большая у вас семья!

Что означают слова «согласная семья»? Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них. Почему нужно помогать старшим членам семьи?

Расскажите о родном доме.

Ребята, мы поговорили о счастливых, благополучных семьях. Но в жизни, к сожалению, порой случается по-другому.

Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.


Занятие-беседа "Поговорим о наших правах и обязанностях" в старшей группе детского сада

Занятие с использованием мультимедийной презентации.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

  • Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  • Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
  • Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – БЕСЕДЫ

старшая группа

Тема: «Поговорим о наших правах и обязанностях».

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

  1. Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
  2. Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
  3. Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети - сироты.

Предварительная работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка», чтение русской народной сказки «Морозко», «Золушка» Ш.Пьеро, «Воробьишко» М.Горького.

Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни «Мама для мамонтенка» композитора В. Шаинского, листы овальной формы (лепестки), гербы – символы семьи.

Ход занятия.

(Воспитатель предлагает детям прослушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка», ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни).

Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Ответы детей).

Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово «Семья» вот так: «Семь –я!»

Воспитатель: Как вы думаете. Что это значит? (Ответы детей)

Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословицы).

  1. «Родительское сердце - в детках».
  2. «Дети не в тягость, а в радость».
  3. «Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей)

Воспитатель: Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого дружная семья.

«Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму,

Исподлобья не глядит.

Если добрые слова,

Слышишь с самого утра,

Значит папа, мама, я –

Кто? – Хорошая семья!»

Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека.

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных

Связей.

Права детей записаны в специальном документе –

«Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством.

В хорошей и дружной семье все помогают друг другу,

заботятся о членах семьи.

Расскажите, как ваши мамы и папы заботятся о вас?

А у вас есть постоянные обязанности дома?

(ответы детей)

Игра «Наши добрые дела»

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги, и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог).

Воспитатель : Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да. Помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

(Рассуждения детей)

Игра: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются местами.

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. Каждая семья это маленькая страна и как у каждой страны есть символ, так и у ваших семей есть свой символ. И сейчас я предлагаю вам символы ваших семей. Кто хочет рассказать, что он означает.

Дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными.

Воспитатель: Без прав на свете жить не сможем,

Всегда и везде нам право поможет,

Как хорошо, что есть права,

Они великой силой обладают!

Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.


, Классное руководство

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • до 14 лет;
  • до 16 лет;
  • до 18 лет;
  • до 21 года.)

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Заключение

Учитель. Подведём итоги.

Вопросы :

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Беседа о правах ребенка.

Подготовительная группа.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня 1 июня и я поздравляю Вас с праздником. Как называется этот праздник?

Правильно, 1 июня весь мир отмечает День защиты детей. А вы знаете, как появился этот праздник?

Этот праздник впервые начали праздновать в 1950 г. (61 год назад). В этот день был принят закон о правах ребенка (конвенция), в котором прописаны права детей. А скажите, пожалуйста, ребенок – это кто, кого можно назвать ребенком?

Ребенок – это человек, не достигший 18 лет. Вы тоже дети. А какие у вас есть права?

Главное право ребёнка- это право на жизнь .(слайд № 2). Никому нельзя нарушать это право. Если кто –то посягает на жизнь ребенка – за это очень строго наказывают.

Все дети планеты, будь то русские, англичане, негры, арабы имеют одинаковые права. .(слайд № 3).

Каждый из вас имеет право на имя, отчество и фамилию .
Как твоё имя?
Как зовут маму, папу?
Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит отчество мальчика - Владимирович. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.
Как зовут твоего папу?
Какое у тебя отчество?
Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
.(слайд № 4).
Другое право, о каком мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье.
Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Ответы детей (Чтобы жить вместе; помогать друг другу).
Воспитатель: В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Мы – хорошая семья!”

Родители для Вас - самые дорогие люди. Их нужно слушаться и помогать в домашних делах. Потому что они заботятся о вас. (слайд № 5)

    Каждый из Вас имеет право на медицинское обслуживание. (слайд № 6) Поэтому, выздоравливать вам помогают врачи. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым!

Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу. А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях. (слайд № 7). Вы любите ходить в сад?
Мы с вами познакомились некоторыми из ваших прав. Но мы не все их еще назвали. О других ваших правах я предлагаю вам посмотреть видео клип. (видео клип)

Итак, вы внимательно посмотрели видеоклип. Воспитатель: Ребята я предлагаю вам послушать несколько ситуаций и определить нарушены в них права ребёнка или нет.

1. Девочка Лена болеет, но родители её не ведут к врачу и не лечат.

Дети: Да здесь нарушено право ребёнка.

Воспитатель: Правильно, в этой ситуации нарушено право ребёнка на охрану его здоровья. Каждый человек который воспитывает ребёнка должен заботиться о его здоровье, следить чтоб ему было хорошо.

2. Мальчик Витя играет своей машинкой, к нему подходит другой мальчик и забирает у Вити машинку.

Воспитатель: Подумайте в этой ситуации нарушены права Вити?

Дети: Да, нельзя забирать силой чужие игрушки.

Воспитатель: Правильно ребята, в этой ситуации нарушено право на неприкосновенность своего имущества. А мальчик мог поступить по другому?

Дети: Да он мог попросить машинку у Вити поиграть, а потом вернуть.

Воспитатель: Запомните дети нельзя брать без спроса чужие игрушки, ломать их или забирать силой. Делая так вы нарушаете права другого ребёнка.

3. У Риты порвались зимние сапожки, но родители не покупают ей новые и у девочки на улице мёрзнут ноги.

Дети: В этой ситуации нарушены права Риты, она не должна мёрзнуть. Так как может заболеть.

Воспитатель: Правильно ребята, у каждого ребёнка должны быть хорошие, чистые вещи на все времена года.

Воспитатель: Молодцы ребята вы правильно определили ситуации где нарушены права ребёнка. детей. (по презентации № 2).

Давайте все вместе перечислим права Ребенок имеет право на ….

А зачем ребенку нужны права? Права нужны для того, чтобы дети были счастливы и здоровы.

Но кроме прав у каждого ребёнка есть свои обязанности. Какие могут быть ваши обязанности, вы поговорите с вашим педагогом.

Дети: Ребёнок должен слушаться родителей, убирать за собой игрушки, не портить и не ломать вещи, быть аккуратным, не обижать других детей.

Воспитатель: Правильно ребята. А если вы думаете что ваши права нарушаются, вас обижают, то стоит пожаловаться знакомому взрослому или воспитателю, чтоб вам помогли.

Ход занятия

(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)

Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы )

Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)

1. “Родительское сердце - в детках”.

2. “Дети не в тягость, а в радость”.

3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”

(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.

Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?

(Ответы детей)

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.(В конце игры подводится итог)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

(Рассуждения детей)

Чтение загадки:

“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)

(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

Ребята, назовите, как называется сказка?

Почему мама обернулась “кукушкой”?

Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?

Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)

Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.

(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)

(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)

(Стихотворение)

“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе
I квартал

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

сентябрь

Беседа "Каждый имеет право"

Ж."Обруч" N5-2001 стр.28 "Ваши права", - Е. Шабельник, Е. Каширцева

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка

Ж. "Обруч" N5/2001

Чтение стихов "В какой стране хотел бы жить?"

Ж. "Читаем, учим, играем"

N3/2002 стр.7

Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать"

Ж. "Читаем, учимся, играем"

N3/2002 стр.17

октябрь

Беседа "Мы все разные, но мы все равны"

Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 стр.83

Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны"

Ж. "Ребенок в детском саду"

N5/2002 стр.84

Игра "Спиной друг к другу"

Ж. "Ребенок в детском саду"

N5/2002 стр.83

Программное содержание : закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка; развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки; развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности; воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Материал : книга «Права детей», декорации к сказкам «Золушка», «Снежная королева», костюмы для детей разных национальностей.

Ход занятия :

Дети в зале стоят полукругом.

Воспитатель : Дети я рада нашей встрече. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка». Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей. Мы с вами уже говорили о правах ребенка. Назовите их:

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении.

2. Дети имеют право на медицинский уход.

3. Дети имеют право на отдых.

4. Дети имеют право на бесплатное образование.

5. Дети имеют право говорить на родном языке.

6. Дети имеют право на хорошее питание и чистую воду.

7. Дети имеют право на безопасное условие жизни.

Воспитатель : Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей. Давайте прогуляемся по страницам наших любимых книг и посмотрим, где героев обижают, а где они веселы, счастливы, смеются. Я буду читать права, а вы вспоминайте, какие герои помогут нам в них разобраться. Первое: дети имеют право на медицинский уход.

Дети : Мы знаем, кто нам поможет.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица

И жучок, и червячок,

Ну, а, если вдруг у Оли

Или Коли, или Пети

Заболит живот,

Или насморк одолеет

Или голова болит,

Приходите, приходите.

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит.

Приходит Айболит.

Айболит : Да, дети, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить свое здоровье?

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам.

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок.

Давайте же мыться плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане. Всегда и везде вечная слава воде!

Дети сели на стульчики.

Воспитатель : Значит, у нас должна быть хорошая, чистая вода и вкусная питательная еда. А чтобы все это было ребенок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто будет о нем заботиться. Перевернем еще одну страницу. Смотрите это ведь Герда. Почему ты такая печальная? Ведь вы с Каем так дружно и весело живете у бабушки.

Герда : Снежная королева посадила Кая в санки и увезла с собой. Но я не отдам ей Кая. Я найду его. Кай, Кай, отзовись Кай! Отзовись. Почему ты молчишь?

Кай : Тише, ты сбиваешь меня.

Кай, милый, это я! Ты меня забыл?

Я никогда ничего не забываю.

Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал, мне здравствуй!

Здравствуй, Герда.

Кай,что ты делаешь?

Я должен сложить из льдинок слово «вечность». И Снежная королева подарит мне весь мир.

Кай! Пойдем домой! Я не могу тебя здесь оставить, ты все забыл. Ты сидишь и молчишь, как будто на свете нет детей, взрослых, а есть только кусочки льда. Розы, которые цветут у нас дома, завяли без тебя. А бабушка все ждет тебя и плачет. Дождик идет, а она все ждет, ждет.

Воспитатель : Герда заплакала, горячая слезинка упала на грудь Кая и растопила его ледяное сердце.

Герда, Герда, это ты? Ты плачешь? Что случилось? Кто посмел тебя обидеть? Как здесь холодно.

Идем! Ничего, шагай. Нас ждут друзья, бабушка.

Воспитатель : Да дети имеют право, жить с теми кто, о них заботится.

Перелистаем странички еще одной замечательной сказки – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Появляются дети в костюмах Буратино, Мальвины, Пьеро. Дети поют песню. Выходит Карабас.

Карабас : Так–так! Это ты, несносный мальчишка, помещал моему представлению. Ну, Буратино, ты сделан из дерева, и я растоплю тобой камин.

Воспитатель : Это же безобразие.Никто не имеет право жестоко обращаться с детьми, поэтому они и убежали от Карабаса. И создали свой театр. Здорово, что дети такие веселые и счастливые и занимаются тем, что им нравится. Сейчас мы перелистаем страницу одного интересного рассказа «Цветик-семицветик».

На сцене появляется скамейка, на которой сидит мальчик. К нему подходит девочка Женя.

Мальчик, как тебя зовут?

Женя, давай играть в салки?

Не могу, я хромой.

Как жалко! Ты мне очень понравился, и я с большим удовольствием побегала с тобой.

Ты мне тоже понравилась и я бы тоже с удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению, это невозможно, я хромой, это на всю жизнь.

Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик (вынимает цветик-семицветик, отрывает лепесток).

Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров.

Дети убегают.

Воспитатель : Конечно, в сказке можно стать здоровым моментально, в жизни, к сожалению, так не бывает! Перевернем еще одну страницу книги. Дети имеют право на отдых.

Выходит Золушка (поет).

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня

Силы не жалея,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь.

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы?

Раздается музыка. Появляется Фея и Паж.

Золушка . Крестная! Дорогая крестная!

Крестная . Ты хочешь поехать на бал?

Золушка . Да, крестная, но…

Фея . Ты поедешь на бал. Вот моя волшебная палочка. Сейчас будут чудеса!

Крестная взмахивает палочкой. Музыка.

Сережа . Маша, а давай устроим сегодня необыкновенный бал! На нем обязательно должен быть мальчик Витя! Еще я очень хочу, чтобы на балу были дети из разных стран и в своих национальных костюмах.

Маша . Молодец, Сережа! Хорошо придумал! Ведь в книгах записано, что дети имеют право соблюдать обряды своей культуры и говорить на своем родном языке.

Сережа и Маша : Итак, бал начинается!

Под музыку выходят все участники представления. Дети в национальных костюмах. На коляске вывозят мальчика Витю.

Все дети, взявшись за руки, хором поют «Солнечный круг».



Просмотров