Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими. Назначение на должность без конкурса Конкурс не проводится на государственную службу

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ГРАЖДАН НА ДОЛЖНОСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Курки Анна Юрьевна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
магистрант факультета магистратуры и аспирантуры


Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты приема на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В данном случае процедура приема на работу имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать, как кадровому работнику, так и гражданину, претендующему на соответствующую должность.

FEATURES OF HIRING CITIZENS FOR POSITIONS INVOLVING ACCESS TO INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

Kurki Anna Yurevna
Volga Institute of management named after P. A. Stolypin – the branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
Undergraduate faculty of graduate and postgraduate


Abstract
The article discusses the main aspects of hiring citizens for positions involving access to information constituting a state secret. In this case, the procedure of recruitment has a number of specific features that you need to know how HR employee and citizen applying for the post.

Библиографическая ссылка на статью:
Курки А.Ю. Особенности приема на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Государственная тайна - согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства .

Доступ к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну .

Государственная тайна строго охраняется законом, в связи с чем, прием на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям данной категории, несколько осложняется, а сама процедура может затянуться на месяц, а то и на два.

Помимо этого, процедура приема на работу граждан в организации, где предусматривается наличие у сотрудников допуска к государственной тайне, предполагает ряд обязательных аспектов. В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо.

Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций.

Нормативно- правовые документы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 10 и 11) – именно они регламентируют процесс заключения трудового договора и этапы приема на работу ;
  2. Постановление Правительства от 06.02.2010 № 63 – определяет порядок доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, устанавливает формы учетной документации и перечень документов, необходимых для оформления такого допуска ;
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н – утверждает перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной, определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и устанавливает срок действия такой справки ;
  4. Закон «О государственной тайне» устанавливает временные ограничения для работников, имеющих доступ к государственной тайне, закрепляет степени секретности, а соответственно и формы допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну .

Этапы приема на работу

Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы:

1. Предоставление гражданином перечня необходимых документов при поступлении на работу. Базовый перечень таких документов отражен в ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации , однако данный перечень следует дополнить такими документами, как:

  • справка об отсутствии медицинский противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну;
  • фото 4Х6 (2 шт);
  • заграничный паспорт (если имеется);
  • копия свидетельства о заключении и (или) расторжении брака (если имеются);
  • копии свидетельств о смерти близких родственников (если имеются);
  • копии документов о вручении государственных наград, почетные грамоты и т.д.

Кадровый работник должен обратить внимание на наличие тех сведений, которые могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне:

Судимость гражданина;

Наличие медицинских противопоказаний;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей.

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников , подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой.

2. Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора.

3. Работник кадрового подразделения проверяет соответствие предоставленных гражданином документов с пунктами рукописной анкеты кандидата (форма анкеты установлена Постановлением Правительства РФ № 63 ). После проверки и конечного редактирования, подписанная кадровым работником и заверенная печатью анкета кандидата, вместе с фото 4Х6 и медицинской справкой передаются в режимно-секретный отдел организации.

4. Работник режимно-секретного отдела проверяет правильность заполнения анкеты, клеит на нее фото кандидата, подписывает ее, заверяет печатью.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: с момента заполнения анкеты кандидатом, она действительна ровно 1 месяц. Если по каким-либо причинам допуск кандидату не был оформлен в установленный срок, анкета заполняется повторно.

Затем кандидату оформляется карточка-допуск (форма установлена Постановлением Правительства РФ № 63 ), в которой отображается его ФИО, дата рождения, место регистрации и фактического проживания, вносятся сведения о заграничном паспорте, образовании, близких родственниках и т.д. Карточке присваивается номер, на лицевой стороне клеится фото кандидата, после чего ее подписывает начальник режимно-секретного отдела и заверяет печатью.

Вернемся к номенклатуре должностей:

а) если согласно нее, должность предусматривает наличие у работника допуска с проведением проверочных мероприятий, то режимно-секретный отдел готовит необходимый пакет документов и направляет его совместно с анкетой и карточкой-допуском в органы безопасности. После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.

б) если граждан претендует на должность, предполагающую 3 форму допуска без проведения проверочных мероприятий, а сведения, представленные кандидатом в анкете, не вызывают сомнения относительно их достоверности, руководитель вправе самостоятельно принять решение о его допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне отображается на оборотной стороне карточки путем проставления подписи руководителя организации и ее заверения печатью.

5. Только после того, как допуск кандидату оформлен, работодатель имеет право заключить с гражданином, претендующим на должность, предполагающую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, трудовой договор .

На этом этапе сотрудникам кадрового подразделения важно помнить, что помимо трудового договора, с гражданами, претендующими на вышеуказанные должности, заключается обязательство (дополнение к трудовому договору) о не разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Обязательство (дополнение к трудовому договору) так же составляется в 2-х экземплярах и подписывается работником. Один экземпляр трудового договора и обязательства (дополнения к трудовому договору) хранятся в кадровом подразделении, второй – передается работнику, в отношении которого были составлены данные документы.

Последующие этапы оформления приема на работу достаточно стандартны: издается приказ, оформляется запись в трудовой книжке, заполняется личная карточка на сотрудника. В целом можно сделать вывод, что данная процедура приема на работу незначительно отличается от вполне привычных для нас этапов. Однако нарушение или несоблюдение сотрудниками кадрового отдела вышеперечисленных этапов приема

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 N 989н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну” (Зарегистрировано в Министерстве юстиций Российской Федерации 11.10.2011 № 22016) // Российская газета. 2011. № 234.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Южный федеральный округ

    Приволжский федеральный округ

    Уральский федеральный округ

    Сибирский федеральный округ

    Центральный федеральный округ

    Северо-Западный федеральный округ

    Южный федеральный округ

    Приволжский федеральный округ

    Уральский федеральный округ

    Сибирский федеральный округ

    Дальневосточный федеральный округ

    Северо-Кавказский федеральный округ

    Центральный федеральный округ

    Северо-Западный федеральный округ

    Южный федеральный округ

    Приволжский федеральный округ

    Уральский федеральный округ

    Сибирский федеральный округ

    Дальневосточный федеральный округ

    Северо-Кавказский федеральный округ

    Центральный федеральный округ

    Северо-Западный федеральный округ

    Южный федеральный округ

    Приволжский федеральный округ

    Уральский федеральный округ

    Сибирский федеральный округ

    Дальневосточный федеральный округ

    Северо-Кавказский федеральный округ

    Условия и порядок поступления на государственную службу

    УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

    Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года .

    Статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

    Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

    Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» ;

    Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

    Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

    Непредставления установленных указанным Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

    Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

    Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

    В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27 июля 2004 года на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным статьей 12 указанного Федерального закона, а также Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованияхк стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей Федеральной государственной Гражданской службы ».

    В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с .

    Конкурс не проводится:

    При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

    При заключении срочного служебного контракта;

    При назначении на должность гражданской службы гражданина, включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

    Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10 ноября 2011 года № АК-1163фс «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые конкурс может не проводиться» .

    По решению представителя нанимателя (в центральном аппарате - по решению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в территориальном управлении - по решению начальника территориального управления) конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (специалист 1 разряда, специалист 2 разряда, специалист 3 разряда).

    Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 года для поступления на гражданскую службу.

    ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ

    В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 июля 2004 года гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

    Паспорт;

    Трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

    Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

    Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН);

    Документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе (военный билет), и лиц, подлежащих призыву на военную службу (приписное свидетельство);

    Документы об образовании и о квалификации (дипломы и свидетельства о повышении квалификации);

    Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, заполненная с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» (версия 2.3.0.0), которое необходимо скачать по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/page/index/spravki_bk ;

    Автобиографию;

    Свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния (свидетельство о регистрации или расторжении брака);

    Удостоверения к имеющимся наградам;

    Справку о доходах по форме № 2-НДФЛ с последнего места работы;

    1. Конституционное право на равный доступ к государственной службе означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы.

    Регламентируя в развитие этих положений поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение, комментируемая статья Федерального закона устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.

    Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, в состав которой помимо представителей работодателя входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на принимаемые ею решения.

    Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе РФ институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.

    2. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, а также установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной гражданской службой функции этих органов, предусмотренные названным Положением, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится конкурс.

    2.1. Конкурс в государственном органе объявляется по решению его руководителя либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой может быть произведено на конкурсной основе.

    Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, соответствующие требованиям, установленным ст. 21 комментируемого Федерального закона, - достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

    2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

    3) при заключении срочного служебного контракта;

    4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1-3 ст. 31 комментируемого закона: перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, предоставление иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо другом государственном органе при сокращении должностей гражданской службы;

    6) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом президента РФ;

    7) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

    Решение представителя нанимателя о замещении должности гражданской службы, относящейся к группе младших должностей гражданской службы, без проведения конкурса может быть как разовым - при открытии соответствующей вакансии, так и оформленным нормативным правовым актом. Так, к примеру, Минюстом России издан Приказ от 24 ноября 2006 г. N 345 "О внеконкурсном поступлении на федеральную государственную гражданскую службу и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы".

    На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

    В публикуемом объявлении о приеме документов (в том числе на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования) для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

    На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещаются информационные материалы о конкурсе, включающие: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения.

    1) личное заявление;

    2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р (с изменениями от 16 октября 2007 г.);

    4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

    копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

    копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

    5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

    6) иные документы, предусмотренные комментируемым Федеральным, другими федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

    Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

    С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений. Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. При этом проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

    Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к конкретной должности гражданской службы, обусловленные спецификой именно этой должности, должны содержаться в должностном регламенте гражданского служащего. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, установлены ст. 16 Закона. Так, в участии в конкурсе должно быть отказано лицам, не достигшим возраста 18 лет или достигшим возраста 65 лет, а также лицам, не владеющим государственным языком РФ, и т.п.

    2.4. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

    В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством РФ.

    Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

    2.5. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

    В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной гражданской службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

    При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

    При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

    Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

    Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

    Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 70 комментируемого Федерального закона споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом. В эту комиссию либо непосредственно в суд могут обращаться как гражданский служащий, так и гражданин, если посчитают свои права нарушенными.

    Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

    3. Вместе с введением конкурсного порядка подбора кадров в качестве общего правила, предусмотрены исключения из этого общего правила, определены случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится. Установление таких изъятий, как непосредственно относящееся к регулированию конституционного права на доступ к государственной службе, осуществлено на основании ст. 71 (п. "в") Конституции РФ и гарантирует равенство, в том числе независимо от места жительства, в реализации данного конституционного права, как того требует ст. 19 (ч. 2) Конституции РФ. Такое утверждение следует из постановления Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 2 и 4 ч. 2 ст. 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов".

    Следует также иметь в виду, что на рассмотрении Государственной думы и Федерального собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 211281-5, в котором руководитель государственного органа наделяется полномочиями по определению перечня должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, конкурс при замещении которых может не проводиться. Такие перечни должны включать в себя наименования отдельных должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как на федеральной государственной гражданской службе, так и на государственной гражданской службе субъектов РФ. Указанное изменение полностью соответствует положениям ст. 20 Закона РФ "О государственной тайне", согласно которой ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, в учреждениях и организациях возлагается на руководителей.

    4. Состав конкурсной комиссии (о которой сказано выше) для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

    Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203. Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп. Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.

    Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ закреплен в нормативных правовых актах субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В большинстве субъектов РФ приняты только акты государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В таких субъектах РФ конкретизация соответствующих положений федерального законодательства осуществляется государственными органами, в которых проводятся конкурсы. Это связано с тем, что комментируемый Федеральный закон и Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 устанавливают единый порядок конкурсного замещения должностей как федеральной государственной гражданской службы, так и государственной гражданской службы субъектов РФ. Там, где вопросы проведения конкурса регулируются и региональными актами, положения о порядке проведения конкурсов включены в законы субъектов РФ о государственной гражданской службе и (или) порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ утвержден самостоятельным нормативным правовым актом, изданным по аналогии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

    Пункт 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации предусматривает определение государственным органом методики проведения конкурса. Разработанные в субъектах РФ методики в основном раскрывают порядок проведения конкурса и работы конкурсной комиссии. К примеру, в методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти саратовской области, утвержденной распоряжением правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. N 169-Пр, определены цели конкурсных процедур, требования к данным процедурам, стадии их реализации, механизм подготовки и виды конкурсных заданий (испытаний). Также в этом документе регламентированы вопросы взаимодействия государственных органов при размещении информации о проведении конкурса.

    Методикой, утвержденной распоряжением совета администрации Красноярского края от 21 апреля 2005 г. N 457-р, регулируется порядок проведения тестирования кандидатов, отдельных конкурсных заданий (подготовки экспертных заключений на проекты правовых актов, письменных работ на заданные темы), индивидуального собеседования и т.д., определены критерии оценки кандидатур конкурсной комиссией.

    Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в администрации губернатора Иркутской области, утвержденная приказом администрации губернатора Иркутской области от 29 июля 2005 г. N 375-пр, раскрывает требования, предъявляемые к анкетированию, тестированию кандидатов, написанию рефератов, индивидуальному собеседованию, проведению групповых дискуссий.

    Так, в ряде субъектов РФ число кандидатур, заявленных на замещение отдельных вакантных должностей, явилось недостаточным для проведения конкурса. В итоге конкурсы признаются несостоявшимися, чем в определенной мере сдерживается формирование кадрового состава органов государственной власти субъектов РФ.

    Одним из возможных путей решения данной проблемы является заблаговременная работа по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе субъектов РФ.

    1) в период проведения конкурсов на замещение вакантных должностей отсутствует методика проведения конкурса, наличие которой предусмотрено п. 16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. В ряде государственных органов отдельные методические положения включены в правовые акты, утверждающие порядок работы комиссий по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы. В качестве конкурсной процедуры применяется только собеседование. Методика оценки личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей утверждается решением конкурсной комиссии, а не актом государственного органа;

    2) распространена практика замещения должностей гражданской службы высшей группы категории "руководители", подлежащих замещению по конкурсу, без проведения конкурса с заключением срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса, что противоречит требованиям ст. 22 и 25 Федерального закона и Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. На различные сроки заключаются служебные контракты с лицами, замещающими должности категории "руководители" высшей группы (директор департамента, заместители директора департамента), главной группы (руководители территориальных органов подведомственных государственных органов) без мотивированного правового основания. С иными категориями гражданских служащих практикуется заключение срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса. Кроме того, с некоторыми руководителями территориальных органов федеральных государственных органов заключаются служебные контракты на неопределенный срок без проведения конкурса;

    3) в ряде государственных органов при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, конкурс не проводится, однако решение представителя нанимателя о непроведении конкурса в таких случаях в нарушение требований ч. 4 ст. 22 Федерального закона не принималось;

    4) в случае отказа победителя конкурса от заключения служебного контракта комиссии предоставляется право предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов. Это противоречит требованиям п. 23 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112, согласно которому по результатам конкурса на вакантную должность может назначаться только победитель конкурса, с которым и заключается служебный контракт;

    6) состав конкурсных комиссий не соответствует требованиям ст. 22 Федерального закона в части количества независимых экспертов (менее 25% от общего числа членов комиссии), а также неправомерного привлечения в качестве независимых экспертов гражданских служащих. Так, в качестве независимых экспертов привлекаются гражданские служащие других государственных органов. В составы конкурсных комиссий в качестве независимых экспертов неправомерно включаются представители подведомственных государственному органу предприятий и учреждений;

    7) лица, привлекаемые в качестве независимых экспертов, персонально не включаются в состав конкурсных комиссий. Такая практика не соответствует ч. 8 ст. 22 Федерального закона, предписывающей не указывать персональные данные независимых экспертов только в запросах о направлении независимых экспертов, а не в правовых актах об образовании соответствующих комиссий. Отсутствие указания персональных данных независимых экспертов в правовых актах о создании комиссий снижает их легитимность. Отсутствие фамилий, инициалов и должностей независимых экспертов в правовых актах о создании соответствующих комиссий может стать основанием для обжалования результатов решений комиссий в суде;

    8) в нарушение требований п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами" договоры с независимыми экспертами не заключаются и, соответственно, не производится оплата их труда;

    10) решения об объявлении конкурса, а также о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса не оформляются правовыми актами государственного органа. В ряде государственных органов допускаются отступления от требований Положения о конкурсе к содержанию объявлений в периодических печатных изданиях и информации о проведении предстоящих конкурсов, размещаемой на сайте. Так, в объявлениях не указываются требования, предъявляемые к претендентам, а в информации о конкурсе отсутствуют сведения о предполагаемой дате проведения конкурса, месте и порядке его проведения, не содержится сведений об условиях прохождения гражданской службы;

    13) отдельные органы государственной власти субъектов РФ регулируют вопросы, не входящие в их компетенцию, в частности по установлению перечня должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым конкурс может не проводиться. Неправомерность включения таких норм в региональное законодательство подтверждается судебной практикой. В частности, решением Волгоградского областного суда от 17 августа 2007 г. признаны недействующими и не подлежащими применению как противоречащие федеральному законодательству положения областного закона о гражданской службе, предусматривавшие, что:

    конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы Волгоградской области, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому постановлением главы администрации области.

    Также с превышением полномочий Указом Губернатора Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 26 определен порядок проведения открытого конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы области, поскольку порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. Кроме того, понятие "открытый конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы" Федеральным законом не предусмотрено. Пунктом 2 указанного порядка в качестве одной из целей проведения такого конкурса определено формирование кадрового резерва соответствующего органа государственной власти области, что не соответствует смыслу ст. 22 Федерального закона;

    14) региональными законами о гражданской службе предусмотрено обязательное проведение конкурсов на замещение младших должностей гражданской службы. Тем самым ограничено установленное ч. 4 ст. 22 Федерального закона право представителя нанимателя принимать решение о непроведении конкурса при назначении на младшие должности гражданской службы;

    15) представитель нанимателя не выполняет требование п. 14 Положения о конкурсе, устанавливающего обязанность не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направлять сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе, - такие уведомления министерством не направляются. При этом на практике 15-дневный срок между первым и вторым этапом конкурса не соблюдается;

    17) складывается неоднозначная практика в части требований представления кандидатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга и несовершеннолетних детей. Подобные требования могут устанавливаться только после определения государственным органом субъекта РФ должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557).

    7. Требуется совершенствование правового регулирования следующих вопросов, связанных с конкурсным порядком замещения должностей гражданской службы. В число оснований для непроведения конкурса, установленных в комментируемом законе, представляется целесообразным включить: образование нового государственного органа, его территориального органа (представительства); при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); при переводе гражданского служащего с его согласия на равную или нижестоящую должность гражданской службы.

    В отношении группы младших должностей гражданской службы с учетом практики проведения конкурсов по решению представителя нанимателя в законе необходимо конкретизировать случаи, когда для участия в конкурсе на замещение вакантной должности было допущено менее двух претендентов, а также если в ходе конкурса не выявлено кандидатов, соответствующих требованиям к вакантной должности. В указанных случаях назначение на вакантную должность могло бы производиться без конкурса из числа лиц, которые соответствуют требованиям к вакантной должности.

    Нуждаются в совершенствовании механизмы правового и организационного сопровождения конкурсов кадровыми службами. Так, до проведения конкурса необходимо обеспечение разработки и утверждения в установленном порядке квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В ходе реализации результатов конкурсов требует более четкой согласованности работа руководителей и кадровых служб государственных органов по подготовке документов, связанных с исполнением служебных обязанностей гражданского служащего. При этом следует признать наиболее соответствующей требованиям законодательства практику, когда издание правового акта о назначении на должность, заключение служебного контракта и ознакомление с должностным регламентом осуществляются в один день.

    Кроме того, представляется целесообразным в государственных органах, в которых помимо гражданской службы предусмотрено прохождение иных видов государственной службы, в состав конкурсной комиссии включать лиц, проходящих иные виды государственной службы. Однако для этого необходимо внести соответствующее дополнение в комментируемую статью Федерального закона.

    Отбор специалистов для замещения вакансий на государственную гражданскую службу производится посредством специального испытания. Детали его проведения регламентируют , положение о конкурсе государственной гражданской службы, утвержденное указом Президента № 112 от 01.02.2005 и другие нормативные акты.

    Порядок проведения конкурса на государственную гражданскую службу

    Прохождение государственной гражданской службы требует определенных навыков и уровня знаний. Поэтому его суть заключается в оценке профессиональных качеств, квалификационного уровня и личностных характеристик претендента на работу в государственной структуре. Оценивание состоит из двух этапов.

    Первый этап

    Первый этап носит подготовительно-ознакомительный характер. Он начинается с того, что на сайте ведомства, которое намеревается провести набор сотрудников, размещается объявление о предстоящем испытании. Это информационное сообщение должно содержать следующую информацию:

    • наименование вакантной должности;
    • требования к кандидатам;
    • условия работы;
    • список необходимых документов;
    • место и сроки их предоставления;
    • дата проведения испытаний;
    • другая необходимая информация.

    Образец объявления о конкурсе на замещение вакантной должности

    Текст объявления

    В указанные сроки кандидаты должны предоставить необходимые документы. После чего организаторами будет проверена достоверность переданных сведений.

    Второй этап

    На втором этапе проводится непосредственно сам конкурс. Для этого ведомством, набирающим сотрудников, создается специальная комиссия, которая изучает сведения о кандидатах, а также проводит различные оценочные мероприятия. Среди них, например, могут быть:

    • индивидуальное собеседование;
    • анкетирование;
    • написание реферата;
    • групповые дискуссии;
    • тестирование.

    Результаты оценивания

    По результатам испытаний и оценивания профессионального уровня кандидатов комиссия выносит решение, которое является основанием для назначения на вакантную должность. Для этого издается акт о назначении победителя, а затем с ним заключается контракт.

    Акт о приеме на госслужбу, образец

    Претенденты, получившие в испытаниях высшие оценки, но для которых не хватило вакансий, могут быть включены в кадровый резерв государственной гражданской службы.

    Когда конкурс не проводят

    Существующее законодательство устанавливает случаи, когда конкурс не проводится:

    • вакантная должность замещается на определенный срок и относится к категориям «руководителей», «помощников» или «советников»;
    • назначение и освобождение от службы производится Президентом или Правительством;
    • при заключении срочного трудового договора;
    • назначение служащего на другую должность в связи с ротацией кадров, состоянием здоровья, при сокращении его предыдущего поста или упразднением госструктуры;
    • при назначении специалиста, включенного в кадровый резерв.

    Этот список не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от того, какое ведомство проводит набор новых кадров. Например, в некоторых государственных структурах существует перечень должностей, работая на которых сотрудник получает доступ к секретной информации. При замещении таких вакансий также не используется конкурсная методика.

    · при поступлении на гражданскую службу впервые

    · при заключении срочного служебного контракта

    · при наличии классного чина гражданской службы: государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

    В каком случае гражданин может быть назначен на должность государственной гражданской службы без конкурса?

    · при отсутствии дисциплинарных взысканий, примененных к нему другим работодателем (представителем нанимателя) на прежнем месте работы (службы)

    · при наличии классного чина государственной гражданской службы:

    · государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса

    · по решению представителя нанимателя при назначении на должность младшей группы должностей государственной гражданской службы

    400. Гражданин Российской Федерации может быть принят на государственную гражданскую службу в случае:

    · Признания его ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу

    · Приобретения гражданства другого государства

    · Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений

    · Близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы не связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

    401. Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае:

    · непредставления установленных федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

    · отсутствия процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

    · непредставления заключения медицинского учреждения о состоянии здоровья

    · дальнего родства с гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

    402. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

    · гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы

    · гражданский служащий

    · муниципальный служащий

    · все желающие

    403. Муниципальный и гражданский служащий предоставляют сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых была размещена ими общедоступная информация, а также данные, позволяющие их идентифицировать:

    · раз в жизни

    · ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего

    · каждые пол года, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего

    · каждые 5 лет, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего

    404. Испытание для гражданского служащего устанавливается на срок:

    · не более 3-х месяцев

    · не более 6 месяцев

    · не более 1 года

    · не более 2 лет

    405. Цель испытания при поступлении на государственную гражданскую службу:

    · проверка соответствия гражданского служащего замещаемой должности

    · формирование высокой мотивации к исполнению должностных обязанностей

    · проверка качества и уровня профессиональной подготовки гражданского служащего

    · присвоение классного чина



    Просмотров