Когда огонь друг а когда враг. «Огонь-друг, огонь — враг»



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  • Развивать речь детей,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания.
  • Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  • Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
  • Довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
  • Научить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях при пожаре дома или в школе.

Ход занятия

1. Повторение изученного.

Сегодня у мы с вами поговорим о безопасности жизнедеятельности человека.

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

Загадки слайды 2-9

1. Красная корова всю голову поела. (Огонь.)

От огня происхожу,
От огня и умираю. (Уголь.)

3. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)

4. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спички.)

Красный бык стоит, дрожит-
черный на небо бежит. (Огонь и дым.)

Черный дым валит в окно-
Очень страшное оно,
От неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)

С огнем бороться мы должны,
с водою мы напарники,
мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает.
Что это? (Огонь.)

2. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня мы собрались здесь с вами для того, чтобы поговорить

об огне, ответить на вопрос: “Огонь – это наш друг или враг?”

Какая опасность может угрожать человеку? Слайд №10

Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) Слайд № 10

А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?

Слово “огонь” известно людям еще с древних времен. Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь. Слайд 11

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Слайд 12

Да, с огнем люди знакомы очень давно. А вот кто скажет, огонь - друг или враг человеку?

* Ответы детей

3. Огонь - давний друг человека

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве.

Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу.) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Сферы применения огня: приготовление пищи, двигатель внутреннего сгорания, плавка металлов, обжиг керамических изделий, изготовление стекла и стройматериалов, теплоэлектростанции и др. Слайд № 13

4. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого…

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Слайд № 14.

Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров.

Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший – ребёнок.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара?

5. Причинами пожаров могут быть: Слайд №15 давайте проверим

  • неосторожное обращение с огнем (непотушенные спичка, сигарета, горящая свечка и т. д.);
  • не выключенная газовая горелка, утечка газа:
  • нарушение правил электробезопасности;
  • нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей (керосина, бензина), которые не только мгновенно загораются, но при горении выделяют еще ядовитые вещества, и др.

Задание1. Конкурс “Опасные места” Слайд № 16

Оборудование: Рисунок квартиры для каждой команды. Необходимо найти на рисунке все опасности, которые подстерегают жителей этой квартиры в спальне и на кухне. Записать на листочке, передать жюри. За каждый правильный ответ -1балл.

Ответы: (слайд№17 )
  • Лампа накрыта тканью.
  • Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).
  • Электропровод лежит под ковриком.
  • Занавеска расположена слишком близко от плиты.
  • Полотенце для посуды висит над плитой.
  • Полка для посуды установлена над плитой.
  • Розетка на стене перегружена.

Но у огня есть брат, который приносит человеку больше вреда. Кто он? Слайд №18

Для этого послушайте и отгадайте загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)

На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Слайд № 19

Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Слайд № 20 Но так было не всегда.

Ребята, а знаете ли вы, что 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (Слайд 21 .) У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями, а на первом находились повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. А лошади были самые лучшие, самые резвые.

Впереди на лихом коне скакал трубач. Он предупреждал прохожих о том, что пожарные, а в старину их называли огнеборцы с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: “Летит как на пожар”. В наше время на смену лошадям пришли мощные машины, а трубы и колокола в деревнях заменили сирены.

Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди.

О таких героях пишут в книгах, газетах.

Задание №3 Конкурс “Нарушители” Слайд № 22

Выберите из предложенных ситуаций те, в которых, по вашему мнению, дети поступают неверно, нарушая правила пожарной безопасности. Обведите неверные действия кружком. Обоснуйте свой выбор.

Конкурс “Нарушители”, карточка для 1 команды

  1. Сколько нарушений допустила Катя? Какие? Обведите неверные действия Кати кружком.
  2. Катя подожгла газовую плиту спичкой, хорошо затушив, бросила её в мусорное ведро.
  3. Катя поставила на газовую плиту чайник и пошла делать уроки.
  4. Лампа светила очень ярко. Катя взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
  5. Почувствовав запах газа, Катя отключила газ, открыла окно, позвонила родителям и вышла на улицу.
  6. Катя постирала кухонное полотенце и повесила сушить его над газовой плитой.
  7. Катя решила приготовить обед. Она поставила на плиту кастрюлю с водой и отправилась в магазин за продуктами. Сварив вкусный суп, Катя выключила газ, отключила все электроприборы и пошла погулять.

(Пока команды выполняют задания, зрителям предлагается игра “Добавь словечко” прил. №1)

Конкурс “Нарушители”, карточка для 2 команды

  1. Сколько нарушений допустил Петя? Какие? Обведите неверные действия Пети кружком.
  2. Петя постирал брюки и повесил их на обогреватель, чтоб они быстрее высохли.
  3. Петя включил утюг и пошёл на улицу, чтоб снять с верёвки постиранную рубашку.
  4. Когда Петя гладил рубашку, раздался звонок. Утюг ещё не нагрелся и Петя, оставив его на рубашке, пошёл открывать дверь.
  5. Когда Петя гладил рубашку, он постоянно ставил его на специальную подставку.
  6. Петя погладил рубашку, надел её и пошёл гулять.
  7. Собравшись погулять, Петя выключил все электроприборы и проверил газ.

Задание №4. Конкурс “Самый внимательный” Слайд № 23

Оборудование: Интерактивная доска, диск с записью мультфильма “Спасик и его друзья”

Предлагаю вам посмотреть мультфильм “Спасик и его друзья”. Герои этого фильма живут в многоэтажном доме. В одной из квартир возник пожар. После просмотра будьте готовы сказать, какие правила пожарной безопасности жильцами дома были нарушены. А какие действия жильцов были правильными в ЧС.

Задание№5. Игра “Набери по телефону 01” Слайд № 24

Почему телефон пожарной службы - 01? (потому что 01 - простой, его всякий запомнит, 01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, 01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске и на кнопках телефона).

От каждой команды приглашается один участник. Участники команд с завязанными глазами должны суметь дойти до телефона и набрать номер телефона 01 пожарной охраны. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Оборудование: Два плана ответа и два телефона для каждого капитана

Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно - возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом ответа (Задание можно усложнить, перепутав пункты плана, и предложить капитанам расставить № последовательности сообщения).

  1. Адрес (название села, улицы)
  2. Объект (что горит - склад, квартира?).
  3. Что горит (что конкретно горит в квартире, в школе)?
  4. Номер дома.
  5. Номер подъезда.
  6. Номер квартиры.
  7. Какой этаж? Сколько этажей в здании?
  8. Есть ли опасность для людей?
  9. Фамилия.
  10. Телефон.

(Оцениваются правильность, четкость ответов, полностью ли сообщен весь список вопросов.)

6. Правила поведения при пожаре.

Правило № 1. Не поддаваться панике.

Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды. Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

Правило № 2. Немедленно покидать горящее помещение. (слайд №)

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01. Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: “Караул!” - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать(слайд №)

  • причину вызова (что горит);
  • точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);
  • свою фамилию и номер телефона.
  • Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  • Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  • В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

7. Системы оповещения. Слайд 25

И в нашей школе есть такой план. Он называется “План эвакуации”. Существуют системы оповещения.

Они подразделяются на звуковые, речевые и световые: (слайд №)

  • к звуковым относятся звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства;
  • к световым - табло, указатели и знаки;
  • к речевым - микрофоны, магнитофоны, стационарные усилители.

Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.

Если прозвучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: надо эвакуироваться.

1. Построиться быстро в коридоре, без паники.

2. Не толкать друг друга.

3. Запомнить, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас.

4. При эвакуации очень важно не потерять никого.

5. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

10. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Слайд № 26

Из каких произведений взяты эти строки?

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом
Ставит лестницы команда
Из огня спасает дом.
(С. Михалков “Дядя Степа”)

Весь чердак уже в огне,
бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
___ говорят:
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?

Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
(К. Чуковский “Путаница”)

И вдруг заголосили:
Пожар! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Тили-тили, тили бом
Загорелся кошкин дом.
(С. Маршак “Кошкин дом”)

11. * Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”*

* Ведущий: Я буду задавать вопросы. Если вы, ребята, считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это я, это я, это все мои друзья!”, а если уверены, что действия неправильны, то молчите.

Можно вместо слов хлопать в ладоши.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня?
*Это я, это я, это все мои друзья!*

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
*Ребята молчат. *

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
*Ребята молчат. *

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
*Это я, это я, это все мои друзья!*ХЛОПАЕМ

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.
*Ребята молчат. *

Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает?
*Это я, это я, это все мои друзья!* ХЛОПАЕМ

Желаем вам во всём удачи
И просим каждого из вас
О самом главном, об одном:
“Быть осторожными с огнём!”

На закуску:

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ “ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО!”

Где с огнем беспечны люди,
Там возникнет дым и жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, немыслимый…?
(Пожар).

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в. . . ?
(Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил. . . ?
(Утюг).

Красный отблеск побежал.
Кто со спичками. . . ?
(Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над. . . ?
(Газом).

Столб огня чердак объял.
Кто там спички. . . ?
(Зажигал).

Побежал пожар во двор.
Это кто там жег. . . ?
(Костер).

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег. . . ?.
(Траву).

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые. . . ? .
(Предметы).

Помни, каждый гражданин,
Пожарный номер. . . ?
(“01”)

Дым увидел - не зевай.
И пожарных. . . .
(Вызывай! Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем. . . ? (Опасно).

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан. В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им. Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что "… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело". В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.
Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожары, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематографический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождается представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.
Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действительности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.
Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.
Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова В. Травинского: "Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с "малыми войнами" ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная "малая война с огнем".
При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем. Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.
В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.
Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернется к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: «не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».
Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ. В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.
В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ - незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.
Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.
В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.
О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковырнуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна.
Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.
Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.
Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помещений, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое - кто ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещениях порой нелегко.
Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.
Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.
Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризничает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.
Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать.
Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем вблизи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерасположенных этажей, вызывая серьезные пожары.
Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфордову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.
Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законном порядке.

Отдел надзорной деятельности
г.о. Вичуга и Вичугского района
УНПР ГУ МЧС России по Ивановской области

Тема занятия: Огонь - друг, огонь - враг

Программное содержание : Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь - друг, огонь - враг. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведении в общественных местах, лесу. Воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми.

Материал: кукла Незнайка со своими друзьями: Шпунтиком и Винтиком. Коробка с разрезными картинками чертежа пожарной машины, маленькие ксерокопии чертежа. Сюжетные карточки для д/и «Почему возник пожар?», конструктор ЛЕГО по количеству детей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и входит Незнайка со своими друзьями: Винтиком и Шпунтиком, в руках у них большая коробка.

Дети, здравствуйте, вы узнали нас? (друзья Незнайки из рассказа Н. Носова Винтик и Шпунтик).

Воспитатель вместе с детьми приветствует гостей и интересуется:

Что это такое интересное у вас в руках?

Это коробка, в которой чертеж одной интересной машины. Когда мы ее построим по чертежу, эта машина будет нас спасать от беды. Только у нас случилась неприятность! Пока мы к вам собирались, наша собака Булька успела разорвать чертеж. Помогите, братцы, нам! Что нам теперь делать?

Воспитатель обсуждает с детьми, как помочь Незнайке и его друзьям.

Решили собрать чертеж по кусочкам.

Проводится дидактическая игра «Собери чертеж!»

Дети все вместе собирают разрезные картинки.

Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.

Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)

После того, как чертеж собран, Винтик предлагает детям собрать саму машину из конструктора ЛЕГО по чертежам.

Тут воспитатель задает Незнайке и его друзьям вопрос:

Чертеж один, а детей много, как же нам быть?

Не беда, - говорит Незнайка, — у нас есть волшебная машина, называется компьютер, на нем можно размножить этот чертеж. Он берет чертеж и уходит, чтобы на компьютере сделать копии для детей.

Незнайка приносит и раздает детям уменьшенные копии чертежа пожарной машины. Дети на своих столах собирают пожарные машины по чертежу.

Какую машину собрал Никита? (пожарную машину)

Коля, что тебе помогло собрать так быстро пожарную машину? (Мне помог чертеж собрать так быстро пожарную машину)

Зачем людям нужна пожарная машина? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что пожарная машина нужна для того, чтобы тушить пожары)

Отчего возникают пожары? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Почему возник пожар?»

Воспитатель подбирает соответствующие сюжетные картинки, выставляет их на магнитной доске и задает детям вопрос:

Почему возник пожар? (дети взяли спички без разрешения взрослых)

Почему возник пожар? (кто-то оставил без присмотра свечку, свечка упала на стол);

Почему возник пожар? (в лесу оставили не потушенный костер);

Почему возник пожар? (забыли выключить чайник);

Почему возник пожар? (дети без разрешения включают электроприборы).

Во всех этих случаях, каким стал огонь для человека: добрым или злым? (огонь стал для человека злым)

Что натворил огонь:

Когда дети взяли без разрешения спички? (огонь сжег в доме все вещи)

Когда все ушли из комнаты и забыли потушить свечку? (огонь сжег стол, стул и занавеску в комнате)

Когда забыли в лесу потушить костер? (огонь сжег весь лес)

Когда забыли выключить чайник? (огонь сжег новый чайник)

Когда дети без разрешения включили утюг? (огонь сжег все вещи в комнате)

Вот как обиделся огонь на людей, но давайте попробуем исправить такое положение и придумаем для людей правила.

Воспитатель показывает указкой на сюжетную картинку, а дети исправляют положение, формулируя правила обращения с огнем:

Дети никогда не должны брать в руки спички.

Нельзя уходить из комнаты, не потушив свечку.

Когда уходишь из леса, надо потушить костер водой.

Если включил чайник, не забудь его выключить.

Дети никогда не должны сами включать электрические приборы: чайник, утюг, телевизор и т.д.

Но всегда ли огонь бывает таким злым? Когда огонь становится для нас добрым другом? (ответы детей обсуждаются)

Давным-давно люди не знали, что огонь может быть добрым. Они часто видели, как ударит молния в дерево и начинается пожар. Люди всегда этого боялись, да и звери тоже боялись. Они всегда от огня убегали. Но вот прошло много времени, погода на земле изменилась, стало холодать. Люди и звери стали часто мерзнуть. Одежды тогда не было.

Вот однажды ударила молния в дерево, дерево загорелось, звери испугались и побежали. А люди почувствовали, что от огня идет тепло. Они отбежали немного, остановились и стали греться. Тут и звери остановились и тоже стали греться. Только звери боялись подходить к людям очень близко.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются) Люди тоже боялись зверей и подходили к огню все ближе и ближе.

Однажды, по оплошности, человек уронил в огонь рыбину. Испугался, стал ее доставать из огня, но никакие получалось. А когда достал ее, решил, что теперь эту рыбу надо выбросить. Но она так вкусно пахла.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)

Потом люди попробовали на костре жарить не только рыбу, но и мясо, овощи.

Им очень понравилось. Они стали возле костра сушить свои вещи, которые намокали во время дождя. Это было так- давно, когда еще не было и домов. Вот прогорит огонь и все, люди ждут, когда опять молния ударит в дерево.

Стал человек думать, как самому огонь добыть? И тут произошел такой случай. Стал один человек на скале высекать рисунок, как он охотился на рыбу Стукнул раз по скале, другой. И вдруг из-под камня посыпались искры. Человек сначала испугался, а потом еще раз попробовал постучать камнем о камень и опять искры посыпались. Искра попала на солому и...

Вот так человек научился добывать себе огонь. Если человек не будет обижать огонь, тогда огонь всегда будет его другом. Помните об этом, дети, и выполняйте все правила обращения с огнем.

1. С огнем никогда и нигде не шалите!

2. Для забавы, для игры спичек в руки не бери!

3. Сам огонь не разжигай и друзьям не позволяй!

4. Телевизор и утюг пусть включает взрослый друг!

Незнайка, Шпунтик и Винтик благодарят детей за помощь и очень интересные рассказы об огне и правилах обращения с огнем. Прощаются с детьми и уходят.

МАОУ Омутинская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа: Когда огонь - враг , друг, помощник.

Выполнил: Кузьмин Паша

Ученик 2-а класса

Руководитель: Беккер Вера Адамовна

с. Омутинское


Оказывается, приручив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага.

Сильному и коварному сопернику человечества – огню я уделю внимание в своем исследовании.

Цель исследования – выяснить, чего «боится» огонь и как победить его.

Задачи исследования :

  • Узнать, что такое пожар, и какие условия необходимы

для горения.

  • Узнать с помощью экспериментов, какие вещества и предметы помогают бороться с огнем.

Что же понимается под словом пожар ?

Пожар – это неконтролируемый процесс горения , сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.


Пожары по своим масштабам и интенсивности подразделяются на:

отдельные пожары – в отдельном здании или сооружении.

огненный шторм – особая форма распространения устойчивого пожара (более 90 % зданий или сооружений).

массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших несколько зданий или сооружений (более 25 % зданий);


Для возникновения горения необходимы три основных составляющих:

  • Г орючее вещество :

дерево, бумага, бензин,

керосин, природный газ .

  • Источник воспламенения: искра или пламя спички, костра, горелка, непогашенный окурок.
  • Окислитель: кислород воздуха, химические соединения , содержащие кислород (селитра, азотная кислота), отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор), вещества , содержащие кислород (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид ).

Причины возникновения пожаров

  • - неисправность электрических приборов
  • - забыл выключить
  • - искра (печь, камин)
  • - легковоспламеняющиеся предметы
  • - игра со спичками
  • - керосин, бензин, газ

Вывод: Самые главные виновники пожаров – люди.


Тестирование

  • 1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
  • 02 газовая служба
  • 03 пожарная охрана
  • 04 скорая помощь
  • 2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
  • А – убежать
  • Б – закричать, позвать на помощь
  • В – вызвать пожарников по телефону 01
  • 3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
  • А – нужно выйти и посмотреть, где и что горит
  • Б - закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками
  • В - не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире



Огонь коварен

Бывает огонь другим

Не согреет ладошек он ваших

Превращает всё в пепел и дым

И жесток он… и грозен… и страшен! Для забавы, для игры… спичек в руки не бери! Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла!


Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным «01»


Вывод : Огонь стал могущим помощником для человека.

На огне мы варим пищу, отпугивает от хищников, спасает от холода, огню поклонялись, как божеству, о нём рассказывали легенды.

Сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли.



Вывод : сильные возгорания хорошо тушить водой, небольшие возгорания можно потушить песком (землей) или плотной тканью (сукно, брезент).

Вода, земля, плотная ткань – враги огня


Эксперимент № 2

Оказывается в банке остался другой газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Когда мы накрыли свечу банкой, кислород в ней быстро выгорел и остался углекислый газ – еще один враг огня.


Вывод : значит, для борьбы с огнем можно использовать углекислый газ. При тушении пожаров пожарные используют газовые баллоны, наполненные углекислым газом. Такие баллоны есть и у нас в школе.


Эксперимент №3

Вывод: при поступлении свежего воздуха огонь начинает гореть с новой большей силой. Вот почему во время учебной эвакуации учитель закрывает окна и дверь – нельзя допустить проникновения свежего воздуха в помещение, где находится очаг возгорания.


Эксперимент №4

Вывод: огонь и дым стремятся вверх. Вот почему в

задымленном помещении нужно передвигаться не

в полный рост, а как можно ближе к полу, прикрыв

нос рукавом или плотной тканью, если нет возможности надеть ватно-марлевую повязку.


Таким образом, бороться с огнем нам помогают: вода, песок или земля, плотная ткань, углекислый газ, соблюдение правил пожарной безопасности , с которыми нас знакомят на уроках и классных часах в школе.


Правила пожарной безопасности

1 . Закончив рыбалку, Костер потушите.

Прощайтесь с рекой, Вода – под рукой.

2 . В электрическом приборе Но порой несет он горе,

Видим друга своего, Коль не выключишь его.

3 . Папа, видно, по привычке Дети! Всем вам знать пора

На столе оставил спички. Спички – это не игра!

4 . Знать правила спеши Нельзя белье сушить

И знай закон простой: Над газовой плитой.

5. Если газ пришел в твой дом, Взрослые, вы все в ответе:

Будь же с правилом знаком. Газ нельзя доверить детям.


Заключение

  • В результате своих наблюдений я смог ответить на вопросы, которые меня интересовали. Я знаю, какие доступные вещества и предметы помогают бороться с огнем.
  • Своими знаниями поделился со своими одноклассниками.
  • В дальнейшем мне хочется научиться пользоваться газовым баллоном, узнать, какие новые вещества изобретены для борьбы с огнем.
  • Главное я понял, что во многих трагических случаях на пожарах повинен человек. Если люди будут выполнять правила пожарной безопасности, то они спасут свою жизнь и жизнь рядом живущих людей.


Просмотров