Когда была принята 1 конституция рсфср. История российских конституций

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих нормы конституционного права, основным является конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для жизни любого государства.

Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

Государство и Конституция определяют друг друга. Учитывая это, и тот факт, что XX век для России был сложным с политической точки зрения, неудивительно, что история знает о пяти Конституциях – 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 17 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций. Каждая из них отражала особенности устройства государства в определенный период. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Первые четыре Конституции РСФСР были советскими социалистическими конституциями. Несмотря на некоторые отличия, они предполагали определённую преемственность, отражающую сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, их классовый характер и выступали как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.

Прообразы Конституции

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чи-новников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества. Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 года; Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты II и III Всероссийских Съездов Советов: «Рабочим, солдатам и крестьянам!»(Обращение II Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, и закреплялось полновластие Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость «вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма». Исторической задачей Советской власти провозглашалось «беспощадное подавление эксплуататоров».

Конституция РСФСР 1918 года

Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.

В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая конституция в мире, но и первая в истории нашего государства обще-российская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства нового общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь лозунгами, под которыми в 1917 г. шли к власти социалистические партии, и первыми декретами советской власти, принятыми до середины 1918 года.

Из всех последующих российских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, политизирована и имела классовый характер. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Конституция 1918 г. отличалась от последующих Конституций РСФСР значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых она была направлена.

Отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют её как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильст-венного изменения общественного и государственного строя, и на этом основании отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до революции и закладывающую основы нового государственно-правового устройства.

Конституция РСФСР 1925 года

В декабре 1922 г. РСФСР объединилась с тремя советскими социалистическими республиками – УССР (Украиной), БССР (Белоруссией) и ЗСФСР (Закавказьем), что и стало причиной принятия в 1924 г. Конституции СССР, а в 1925 г. Конституции РСФСР. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г., утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

В отличие от Конституции 1918 г., Конституция 1925 г. не включала в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако в ней отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации и воспроизводила многие из них.

В Конституции 1925 г. появились и нововведения:

  1. Был зафиксирован факт вхождения РСФСР в СССР. В ст. 3 было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передаёт Союзу полномочия, отнесённые в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.
  2. В связи с появлением субъектов РСФСР в её Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

Дальнейшее развитие Конституции РСФСР, как и конституций союзных республик, шло в логике всё большего совпадения их структуры и со-держания с Конституцией СССР.

Конституция РСФСР 1937 года

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г., что объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы Союза в связи с переходом страны на новый этап своего развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

Конституция 1937 г. характеризовалась следующими чертами:

  1. Она сохранила свою классовую сущность, о чём упоминалось в ст.2. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия: в ст.127 говорилось о равноправии граждан «независимо от их национальности и расы».
  2. Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».
  3. За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль. Норма о партии была введена в Конституцию впервые. В ст.126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующей статье Конституции РСФСР 1937 г. устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
  4. Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.
  5. По своей юридической форме Конституция приобрела более совершенный вид. В ней чётко были выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
  6. В Конституции были более развёрнуто закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.
  7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, было отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Конституция РСФСР 1978 года

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а на её основе, в 1978 г., Конституция РСФСР.

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим Конституция РСФСР 1978 г. в последние годы своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным, революционным образом.

В первые 10 лет, до начала «перестройки», вся конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР, характеризовалась следующими чертами:

  1. Конституция отражала новый этап жизни советского общества – этап «развитого социализма», что означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и закреплялось в первых. В связи с этим в конституции было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
  2. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, Конституция не утрачивала классового характера. Это проявлялось в том, что в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г. и Конституции РСФСР 1937 г.
  3. В ст. 6 Конституции заявлялось, что коммунистическая партия (КПСС) является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», что означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
  4. В Конституции сохранялась классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки её были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях.
  5. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.
  6. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
  7. Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
  8. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., Конституция 1978 г. стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Всё это свидетельствовало о более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.
  9. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего её сущностных черт.

Начавшийся процесс перестройки и демократизации всех сторон жизни общества был ознаменован законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР», принятым в 1989 г.

В этом процессе могут быть выделены тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание её общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

  1. отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;
  2. устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы, означающее конституционное признание многопартийности;
  3. признание приоритета прав человека и гражданина;
  4. признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;
  5. постепенное видоизменение структуры советской власти; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Конституция РФ 1993 года

Основные отличия от Конституции РСФСР 1978 года:

  • Ликвидирована система Советов;
  • Россия стала симметричной федерацией; в 1918-1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991-1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996-2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Конституция СССР 1977 года прекратила свое действие на территории России.

В Главе 1 закреплялись новые основополагающие принципы общественного устройства. Россия провозглашалась демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления. Заявлялось, что носителем суверенитета и источником власти является многонациональный народ. Человек, его права и свободы признавались высшей ценностью. Впервые закреплялся принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В новой Конституции последовательно проводился принцип разделения властей, устанавливался принцип идеологического, религиозного и политического многообразия.

Важным в Конституции РФ 1993 г. является положение об особой за-щите системы государственной власти. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Устанавливается признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Впервые в истории российской конституции устанавливается светский характер государства. Российская Федерация провозглашается правовым государством. Впервые закрепляется положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

По сравнению с предшествующими российскими конституциями, Конституция 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.

Конституция 1993 г. содержит ряд важных положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации. В частности, закреплено, что суверенитет России распространяется на всю её территорию, Конституция и Законы Российской Федерации имеют верховенство на всей территории, что обеспечивает её целостность и неприкосновенность. Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Для сохранения целостности России принципиальный характер имеет ликвидация понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты Федерации равноправны.

Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов власти. Президент Российской Федерации выводится из системы исполнительной власти и занимает особое самостоятельное место. Президент как гарант конституции стоит над ветвями власти. Это проявляется в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики.

Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы; в отличие от ранее действовавших конституций, устанавливающих принцип равенства палат Верховного Совета, Конституция 1993 г. устанавливает различный порядок формирования, численность, сферу полномочий каждой из палат.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее не известный вид законодательного акта: Федеральный Конституционный Закон и устанавливает особый порядок его принятия.

К числу важных изменений относится также прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Совета Народных Депутатов и введение системы местного самоуправления.

Развитие Конституции РФ

Конституция не остается неизменной. И хотя нельзя сказать, что она преобразилась кардинально, определенные изменения за 17 лет произошли.

Первые изменения коснулись 65-ой статьи. Изменение этой статьи описано в 9-ой главе Конституции:

«Статья 137

  1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
  2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.»

Описанные в статье события происходили в течение нескольких лет, и, скорее всего, 65-ая статья будет изменяться и впоследствии.

  • 9 января 1996 года указом Президента Российской Федерации Ингушская Республика была переименована в Республику Ингушетию, а Республика Северная Осетия в Республику Северную Осетию-Аланию.
  • 10 февраля 1996 года Республика Калмыкия - Хальмг Тангч была переименована в Республику Калмыкию.
  • 9 июня 2001 года Чувашская Республика - Чаваш Республики была переименована в Чувашскую Республику - Чувашию.
  • 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ был пере-именован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
  • 25 марта 2004 года был принят закон об объединении Пермской области и Коми-Пермятского автономного округа в Пермский край.
  • 14 октября 2005 года был принят закон о включении Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в состав Красноярского края.
  • 12 июля 2006 года был принят закон об объединении Камчатской об-ласти и Корякского автономного округа в Камчатский край.
  • 30 декабря 2006 года был принят закон о включении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в состав Иркутской области.
  • 21 июля 2007 года был принят закон об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край.

Эти поправки отражают одну из актуальных проблем политики в наше время – проблему укрупнения регионов России.

Более значимые поправки были приняты в год пятнадцатилетия современной Конституции.

В 11 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию:

  1. Изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет.
  2. Изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет.
  3. Повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, по-священной пятнадцатилетнему юбилею Конституции, президент заявил: «Конституция - фундаментальный документ. Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей - людей, которые живут уже в ХХI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили.

И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше - и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас. Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития».

Внесение данных поправок, особенно первых двух, встретило резкую критику партий «Яблоко» и КПРФ – по их мнению, увеличение срока полномочий может привести к монополизации власти и снизить уровень активного избирательного права. Но, поскольку предложенные изменения не затрагивали основополагающие главы Конституции (первая, вторая и девятая главы Основного Закона особенно жестко защищены от перемен), то для их превращения в законодательную норму было достаточно одобрения двумя третями голосов членов законодательных органов власти в Российской Федерации. И еще до Нового года предложение Дмитрия Медведева было поддержано.

Заключение

В конце 90-х годов российская Конституция пережила, по меньшей мере, два политических кризиса, из которых вышла с честью и достоинством. Ей предшествовали принятая в 1918 году конституция РСФСР и первая Конституция СССР принятая в 1924 году и закрепившая победу социализма на советском пространстве. Затем на смену пришли Конституция 1936 года и, так называемая, «застойная» Конституция 1977 года, действовавшая до распада Советского Союза.

Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Существует поговорка «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Я уверен, что ее можно перефразировать относительно Конституции, и смысл останется тем же. Ведь, как было сказано выше, Конституция и Государство влияют друг на друга и по изменению первой можно судить о другой и наоборот.

Современной Конституции совсем скоро исполнится 17 лет, и никаких серьезных изменений в нее не было внесено до сих пор. Это говорит о высокой стабильности государства и предусмотрительности ее авторов.

Список литературы

A) Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. ФЗ от 12 июля 2006 года № 2 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»
  3. ФЗ от 14 октября 2005 года № 6 «Об образовании в составе Россий-ской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»
  4. ФЗ от 21 июля 2007 года № 5 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа »
  5. ФЗ от 25 марта 2004 года № 1 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»
  6. ФЗ от 30 декабря 2006 года № 6 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»
  7. Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»
  8. Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»
  9. Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»
  10. Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»

Б) Литература

  1. Мациевская Г.А. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Конспект беседы "История российской Конституции в XX в." http://festival.1september.ru/articles/534062/
  2. Михайлов А. Конституция в современном прочтении // Российская газета – 2009 - №4831.
  3. Российская Империя, Конституция России, http://www.rusempire.ru/konstitutsiya-rossii.html
  4. Сборник "Из истории создания Конституции РФ". Кн. 1. Т. 4. С. 764 - 765.

www.vremia-vpered.org

Конституция РСФСР 1918 года - конституция России в 1918 — 1937 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Первая советская Конституция (Конституция РСФСР) была принята в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. В ее основу был положен проект, разработанный Конституционной комиссией под руководством Я.М. Свердлова на основе принятой III съездом Советом Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР, как и все последующие, имела политико-правовой программный характер. Она включала положения, которые определяли цели и задачи государства на определенный период времени. В частности, данная Конституция ставила задачу «Уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».

Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод, включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

Ограниченность советской демократии проявилась в ст. 10 Конституции РСФСР, где говорилось следующее: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Иными словами, носителями власти выступают в советском государстве только трудящиеся, а не все граждане.

Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники и некоторые другие лишались избирательных прав. Помимо этого, первая советская Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.

Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим образом: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом, подчеркивался национально-территориальный принцип советской федерации.

Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.

Октябрьская революция 1917 г. прервала эволюционный путь конституционного развития российской государственности, радикально сломав, по существу, все прежние институты власти и права.

Первыми актами конституционного значения явились Декреты о власти, мире, восьмичасовом рабочем дне, Декларация прав народов России, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. разрабатывалась под руководством партии большевиков с непосредственным личным участием В. И. Ленина и была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: 1) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа; 2) общие положения Конституции РСФСР; 3) организация советской власти в центре и на местах; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась идеологическая и социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата. В качестве политической основы учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Закреплялись основные цели и принципы экономических преобразований: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и части промышленности. Срок действия Конституции РСФСР 1918 г. определялся как "переход от капитализма к социализму".

Основным законом РСФСР 1918 г. закреплялась единая система центральных и местных органов государственной власти: Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, состоящий из представителей городских и губернских Съездов Советов; в областях, губерниях, уездах, волостях учреждались соответствующие Съезды, Советы и их исполкомы, в городах и селениях формировались городские и сельские Советы.

Конституция РСФСР провозглашала федеративное устройство России. Субъектами федерации в первую очередь признавались национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов на правах автономии в РСФСР. Устанавливалось, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы, входящие на началах федерации в Российскую Федеративную Советскую Республику".

Избирательная система, закрепленная Конституцией 1918 г., отражала социально-политическую ситуацию того времени и главный идеологический принцип большевиков – диктатуру пролетариата. К выборам допускались лишь граждане, подпадающие под категорию "трудящиеся". Представительство от социальных групп, обладавших избирательным правом, также не было равным. При формировании Советов всех уровней преимущества предоставлялись рабочим.

Конституция 1918 г. закрепляла многоступенчатую систему выборов. В качестве прямых предусматривались только выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней Советов избирались на соответствующих Съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Главная историческая роль Конституции РСФСР 1918 г. выразилась в закреплении новой системы политических, экономических, социальных и идеологических отношений, которые положили начало советскому периоду государственного права России.

Последующие конституции РСФСР – 1925, 1937 и 1978 гг. были органически связаны с союзными конституциями 1924, 1936 и 1977 гг.

Вторая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г. была принята после окончания гражданской войны и явилась следствием образования в 1922 г. Союза ССР и принятия Конституции СССР 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе Конституция РСФСР 1925 г., были тесно связаны и дополняли друг друга. Такая взаимосвязь основывалась на концепции единой советской Конституции. Известный юрист того времени П. И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и составляют вместе единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925 г. состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР было появление гл. 4 "Об автономных Советских Социалистических республиках и областях", где был обобщен семилетний опыт национально-государственного строительства РСФСР. В Конституцию РСФСР 1925 г. не была включена "Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа", составлявшая первый раздел в Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с гем в ней говорилось, что она исходит из основных положений данной Декларации и основных начал первой российской Конституции 1918 г. (ст. 1).

По Конституции 1925 г. Россия передавала свои основные суверенные права Союзу ССР. Было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР в ведение органов СССР. На территории РСФСР обязательную силу имели постановления верховных органов государственной власти СССР по предметам, отнесенным к ведению Союза ССР (ст. 19). По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал союзной Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Устанавливалось единое союзное гражданство. За РСФСР, как и за другими союзными республиками, формально сохранялось право выхода из Союза ССР, территория могла быть изменена только с их согласия.

Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституция 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство, основанное на автономии. О том, что Россия действительно была оформлена как федеративное государство, высказывалось в тот период большинство советских ученых. Многие современные ученые склонны определять РСФСР, оформленную Конституциями 1918 и 1925 гг., как псевдофедеративное унитарное государство. Такая позиция основывается скорее даже нс на формально-юридической модели советского российского федерализма, а на фактической системе унитарных государственных отношений, функционирующих в тот период.

В соответствии с советскими конституциями Россия, как и другие союзные республики, лишь формально называлась суверенным государством, имеющим право выхода из состава СССР. Как и на союзном уровне, государственная структура в республиках строилась на принципе демократического централизма.

В Конституции РСФСР 1925 г. по аналогии с Конституцией СССР 1924 г. был учрежден новый орган государственной власти – Президиум ВЦИК, избираемый непосредственно ВЦИК. В период между сессиями ВЦИК он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР. Президиум ВЦИК созывал сессии ВЦИК и имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Были учреждены также аналогичные органы государственной власти на местах – президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Они проводили в жизнь решения центральных органов власти, избирали исполнительные комитеты.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на конституции других союзных республик.

В истории советского строительства Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. рассматривались как основные – законы переходного периода от капитализма к социализму. Победа в основном социалистических общественных отношений была зафиксирована в Конституции СССР 1936 г. и в принятых на ее базе конституциях союзных и автономных республик.

Третья Конституция РСФСР от 21 января 1937 г. была принята вслед за Конституцией СССР 1936 г. на XVII Всероссийском Съезде Советов. Так же как и союзная конституция, она провозглашала "завершение строительства основ социализма".

Конституция 1937 г. состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I российской Конституции дословно повторяла гл. I Конституции СССР 1936 г. В гл. II "Государственное устройство" говорилось, что РСФСР, в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной, добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство – Союз ССР. Вне пределов прав Союза ССР, установленных в союзной Конституции, РСФСР сохраняла полностью свои "суверенные права", обладая, в частности, правом выхода из Союза ССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление России. РСФСР включала 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и б автономных областей. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывающую ее особенности и "построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР". Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики.

Конституция РСФСР закрепила аналогичные союзной систему органов государственной власти и управления, институты выборов и правового положения личности в республике. Главы III–XIII Конституции РСФСР были посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились по аналогии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Он избирал подотчетный ему Президиум – высший орган государственной власти в период между сессиями Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом – Правительством РСФСР объявлялся Совет Народных Комиссаров.

Конституция РСФСР 1937 г. детально регулировала организацию местных органов власти, вплоть до определения структуры отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Таким образом сверху навязывалась структура государственной власти на местах, что свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного устройства.

Глава IX Конституции РСФСР 1937 г. закрепляла вопросы бюджета РСФСР. Подробно определялся порядок разработки и принятия российского бюджета. Проект бюджета разрабатывался Правительством – СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР вместе с отчетом об исполнении бюджета. После утверждения проекта бюджета и отчета они подлежали опубликованию "во всеобщее сведение". Конституция РСФСР регулировала также основные принципы распределения доходов между республиканским и местными бюджетами.

Глава X Конституции РСФСР была посвящена вопросам суда и прокуратуры и полностью соответствовала содержанию гл. IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей и судами национальных округов, судами административных округов и специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, а также народными судами. Жестко централизованной была система прокуратуры. Прокурор СССР назначал сроком на пять лет не только Прокурора РСФСР, но и прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждением Прокурора СССР также сроком на пять лет.

Главы XI "Основные права и обязанности граждан" и XII "Избирательная система" Конституции РСФСР также были разработаны по аналогии с Конституцией СССР 1936 г. Определялся широкий для того времени круг политических, социальных и экономических прав, избирательная система основывалась на принципах всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Это свидетельствовало о расширении институтов демократии, отмене многих ограничений в области прав и свобод.

В целом Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г., что свидетельствовало о единой государственности и унитаризме конституционно-правового регулирования.

Четвертая российская Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. была разработана и принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Цель новых советских конституций заключалась в воплощении концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. В качестве основных признаков развитого социализма новые советские конституции провозглашали укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества и формирование новой исторической общности людей – советского народа; закрепление общественной собственности на средства производства и запрет частной собственности, утверждение плановой системы хозяйствования. Организация государственной власти базировалась на принципе верховенства и единства Советов народных депутатов.

Как утверждалось в партийных доктринах того периода, принятие Конституции СССР 1977 г. и новых конституций союзных республик призвано было отразить этап "развитого социализма". Вступление в эту стадию означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В новых конституциях было впервые введено понятие парода как единой общности советских граждан, субъекта, которому принадлежит власть без проведения различий в правах разных категорий граждан. В преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. утверждалось, что данную Конституцию принимает и провозглашает народ.

На данном этапе конституционного развития российское конституционное право было обогащено новыми демократическими положениями. Конституционно провозглашался принцип равенства граждан перед законом и независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Расширился перечень прав граждан, особенно в социально-экономической сфере. К их числу добавились право на жилище, на охрану здоровья и ряд других. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. в определенной мере уточнила статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а также федеративный характер связей внутри РСФСР. Впервые была включена прямая норма о суверенитете РСФСР. Расширялись права автономных образований в составе РСФСР. На этот раз не закреплялась необходимость утверждения органами РСФСР конституций автономных республик. Национальные округа были преобразованы в автономные, они впервые поименно перечислялись в Конституции. Если ранее статус автономных областей и округов регулировался положениями, то теперь в соответствии с новой Конституцией РСФСР он определялся Законом РСФСР.

Конституция РСФСР 1978 г. отличалась более совершенной формой и содержанием. Впервые была введена преамбула, в которой закреплялось, что Конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР. Основной текст состоял из 11 разделов, подразделявшихся, в свою очередь, на 22 главы. Значительно увеличился общий объем, усовершенствовалась систематизация конституционных норм по предметному признаку. В разделе "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Все это свидетельствовало о конституционном развитии.

Несмотря на обозначенный прогресс и дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя, Конституция РСФСР 1978 г. не была лишена недостатков, которые вытекали из ограниченности принципов социалистической демократии. Один из наиболее существенных изъянов заключался в сохранении идеологизированности государственного и общественного строя. По-прежнему говорилось о коммунистическом идеале как о главной цели общественного развития и воспитания личности. Как и Конституция СССР, российская Конституция закрепляла принципы однопартийное™ и руководящей роли Компартии. Конечной целью провозглашалось построение бесклассового коммунистического общества с отмиранием государства и права как таковых. Социалистическое государство и право выступали основным орудием построения социализма и коммунизма. Трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности.

Конституционная реформа в годы перестройки в СССР и РСФСР, начавшаяся с середины 1980-х гг., породила глубокие перемены в государственной и общественной жизни СССР и России, которые особенно очевидно проявили себя после августовского путча 1991 г. и распада Союза ССР. Эти изменения не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Ее текст на протяжении 1985–1993 гг. неоднократно и существенно изменялся.

Начало конституционной реформы в России было положено принятием в 1989 г. Законов РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР". Они значительно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов. К ведению этого огромного по составу высшего органа государственной власти был отнесен широкий круг вопросов, перечень которых был открытым, т.е. в любой момент мог быть расширен по усмотрению Съезда. К полномочиям Съезда было отнесено принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. Съезд народных депутатов избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые за всю историю конституционного развития России се Верховный Совет стал двухпалатным органом, отражающим федеративное устройство республики.

Другим существенным новшеством стало изменение принципов избирательной системы. Хотя в новом избирательном законе и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. необходимость наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее указанием на состязательность выборов открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых же свободных выборах.

В 1989–1991 гг. Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР были конституционно реорганизованы и другие институты власти и управления на основе частичного внедрения принципа разделения властей в действующую государственную систему. Был учрежден и введен институт Президента России, образован Конституционный Суд РФ. Система местной власти стала трансформироваться в соответствии с принципами местного самоуправления и местной автономии.

Постепенно менялось правовое положение и природа России как республики в составе Союза ССР. Из официального названия союзного государства, республик в составе СССР и республик в составе Российской Федерации было исключено название "советская", "социалистическая". Россия стала именоваться как Российская Федерация – Россия.

Началом формирования самостоятельной конституционно-правовой политики Российской Федерации явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В данной Декларации было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории над законодательством СССР, предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Российской республикой на всей ее территории. С распадом СССР конституционно-правовая политика России окончательно приобрела самостоятельность.

С конца 1980-х гг. до 1993 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. вносились многочисленные изменения и дополнения. Всего в Конституцию 1978 г. было внесено более 500 поправок и изменений. Их наибольшее число пришлось на 1991 – 1992 гг. Благодаря поправкам и изменениям были провозглашены принципы многопартийности, разделения властей, светского государства; учреждены такие неотъемлемые институты и принципы гражданского общества, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, состязательность в процессе выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода передвижения, свобода информации и др. Одной из наиболее существенных новаций явилась отмена ведущей и направляющей роли Коммунистической партии, т.е. ее верховенства и монополии в политической системе. Были закреплены принципы политического плюрализма и идеологического разнообразия. Другим важным демократическим изменением стало закрепление множественности и равноправия форм собственности, в том числе частной.

Раздел "Государство и личность" был также значительно усовершенствован на основе включения в текст федеральной Конституции Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г.

Конституционные преобразования коснулись и государственного устройства. В Конституцию России были инкорпорированы положения Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Согласно данному документу края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург получили статус составных частей Российской Федерации, а бывшие автономные республики и ряд автономных областей стали именоваться республиками в составе России. Впервые составные части России вместе с центральной властью установили на договорной основе разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали. С распадом СССР, ратификацией Соглашения о создании СНГ, утверждением суверенной России из Конституции РФ были исключены статьи, вытекающие из факта пребывания России в составе СССР. Подтверждалась полная международная правосубъектность Российской Федерации, самостоятельность ее внешнеполитической и оборонной политики.

После существенных поправок Конституция России 1978 г. в новой редакции приобрела черты основного закона, закрепляющего либерально- демократический строй. Вместе с тем множественность ее изменений придала данному документу черты противоречивого акта. В новой редакции содержались противоречия внутри самого текста, сохранялись устаревшие подходы к организации политической системы и государственной власти. В Конституции РФ непоследовательно и недостаточно четко проводилось разграничение полномочий различных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, сохранялась идея полновластия Советов.

Противоречия в действующей Конституции РФ и, прежде всего, непоследовательное проведение принципа разделения властей, еще более усилились, когда с введением поста Президента России было по-прежнему сохранено всевластие высшего законодательного органа – Съезда народных депутатов. Это привело к тому, что на рубеже 1992/1993 г. вопросы конституционного развития и принятия новой российской Конституции оказались объектом жестокого политического противостояния между высшими органами законодательной и исполнительной власти. И та и другая ветвь власти осознавали, что невозможно преодолеть политический кризис постоянным латанием дыр в старой Конституции. Поэтому параллельно с изменениями и дополнениями в действующий Основной закон России стала проводиться работа по подготовке и принятию новой российской Конституции.

Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

Причины принятия Конституции

30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

Первая Конституция СССР: история ее утверждения

Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

Структура Конституции

Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

Взаимоотношения с иностранными государствами;

Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

Вопросы войны и мира;

Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

Транспортное сообщение и почтовое дело;

Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

Законодательная власть

Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

Исполнительная и судебная власть

Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

Несколько заместителей (вице-премьеры);

Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

ПРАЗДНИКИ РОССИИ

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

История конституции России

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века - власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 году конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

Первая конституция, конституция РСФСР, была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) СССР 1925 года.

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года.

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России согласно новой редакции.

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом. Однако, в статье 147 осталось наименование «РСФСР». Более того, съезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции.

Таким образом Конституция СССР 1977 года и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России.



Просмотров