Кодексом рф иными федеральными. Виды кодексов

  • Признаки принципов права.
  • Функции принципов.
  • Виды принципов.
  • Общеправовые принципы, развивающие идеи свободы и справедливости
  • 8. Принцип судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • 7. Соотношение права и морали (общее, особенное, взаимодействие).
  • Единство (общее) права и морали.
  • Различие (особенное) права и морали.
  • Влияние морали на право.
  • Влияние права на мораль.
  • Воздействие права на государство.
  • 9.Понятие, структура, функции, виды правосознания.
  • 10.Понятие, структура, виды правовой культуры.
  • Характеристика правовой культуры.
  • Структура правовой культуры.
  • Деформация правовой культуры.
  • Виды правовой культуры.
  • Особенности евразийской правовой культуры.
  • Правовая культура в России.
  • Виды деформации.
  • 11.Понятие и формы правового воспитания и обучения. Состояние и проблемы развития правового воспитания в современной России.
  • Признаки правового воспитания.
  • Формы правового воспитания.
  • § 2. Понятие и классификация социальных норм
  • 15.Нормы права: понятие и признаки.
  • 17. Виды норм права.
  • 18. Правовое воздействие и правовое регулирование. Предмет и методы правового регулирования. Правовое воздействие.
  • 19. Способы и методы правового регулирования, его основные типы.
  • Признаки правового регулирования.
  • Виды правового регулирования.
  • Стадии правового регулирования.
  • 20.. Механизм правового регулирования и его основные элементы.
  • Элементы механизма правового регулирования.
  • Признаки нормативно-правового акта.
  • Как акт-документ должен соответствовать ряду требований:
  • Признаки нормативного договора.
  • Виды нормативных договоров.
  • 6. Договор на уровне организаций.
  • 7. Договор в административном праве.
  • § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
  • 23.Закон: понятие, виды.
  • Признаки закона.
  • Виды законов.
  • Классификация законов.
  • Классификация законов по юридической силе.
  • Классификация законов по территориальному действию.
  • Классификация законов по сфере правового регулирования.
  • Классификация законов по субъектам законотворчества.
  • Виды подзаконных нормативно-правовых актов.
  • 25 – 26. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • Действие нормативно-правовых актов во времени.
  • Момент вступление в силу нормативно-правового акта (способы).
  • Момент прекращения действия нормативного акта.
  • Действие нормативно-правовых актов в пространстве.
  • Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
  • 27.Правотворчество: понятие, стадии, виды, пути совершенствования в рф.
  • Признаки правотворчества.
  • Стадии правотворчества.
  • Виды правотворчества.
  • Непосредственное (прямое) правотворчество народа.
  • Другие авторы выделяют (не 8 как у меня), 4 стадии правотворчества.
  • 28.Законотворческий процесс: понятие, стадии.
  • 29.Законодательный текст: понятие, реквизиты, структура, виды статей.
  • Признаки.
  • Требования, предъявляемые к законодательному тексту.
  • Структура законодательного текста.
  • По степени абстрактности содержащихся правил поведения.
  • 30. Юридическая техника: понятие, средства, приёмы, правила.
  • Технические средства.
  • В текстах законов используются три вида терминов:
  • Использование терминологии в законах (иных нормативных юридических актах) подчиняется ряду требований. Основные из них такие:
  • Технические правила.
  • Технические приёмы.
  • Виды юридической техники.
  • Систематизация нормативно-правовых актов.
  • Способы систематизации нормативных актов.
  • Формы систематизации нормативных актов.
  • Учёт нормативных актов.
  • Признаки учёта.
  • Принципы организации учёта.
  • Виды учёта нормативных актов.
  • Инкорпорация нормативных актов.
  • Признаки инкорпорации нормативных актов.
  • Виды инкорпорации. В зависимости от объёма охватываемого нормативного материала.
  • В зависимости от субъекта инкорпорации и юридической силы издаваемых сборников и собраний.
  • Консолидация нормативных актов.
  • Отличие консолидации от инкорпорации.
  • В зависимости от субъекта инкорпорации и юридической силы издаваемых сборников и собраний.
  • Консолидация нормативных актов.
  • Отличие консолидации от инкорпорации.
  • 33. Кодификация.
  • Признаки кодификации.
  • Признаки кодифицированного акта.
  • Виды кодифицированных актов.
  • Признаки.
  • Виды кодексов.
  • Структура кодифицированного акта.
  • 34.Система права: понятие, элементы; публичное и частное право.
  • Признаки системы права.
  • Структурные элементы системы права.
  • 37 Правовая система общества: понятие и структура.
  • 38. Правовая типология. Общая характеристика основных правовых семей современности.
  • Формационный подход к праву.
  • Особенность и недостатки формационного подхода.
  • Общецивилизационный подход к типологии права.
  • Национально-правовая система.
  • Признаки национально-правовой системы.
  • Семья правовых систем.
  • Признаки семьи правовых систем.
  • Правовая типология Рене Давида.
  • 40.Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи.
  • Сравнительная характеристика романо-германской и англо-саксонской семей.
  • 41..Общая характеристика романо-германской правовой семьи.
  • Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи.
  • Семья религиозного права.
  • 43Российская правовая система.
  • Настоящее
  • 43.Современное Российское право: состояние, проблемы развития, соотношение с международным. Современное состояние Российского права.
  • Проблемы развития.
  • Соотношение Российского права с международным.
  • § 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
  • § 2. Особенности советской правовой системы
  • § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
  • 45. Понятие, структура, виды правового статуса личности.
  • 46. Виды прав и свобод человека и гражданина.
  • 47. Понятие, содержание, виды юридического процесса
  • 48.Правоотношение: признаки, содержание, виды.
  • Признаки правоотношения.
  • В состав правоотношения входят.
  • Содержание правоотношения.
  • Виды правоотношений. Классификация правоотношений по отраслям права.
  • Классификация по содержанию правоотношений.
  • Классификация по степени конкретизации и субъектному составу.
  • Классификация правоотношений по характеру обязанностей.
  • Классификация правоотношений по количеству субъектов.
  • Классификация правоотношений по времени.
  • 49.Субъект и объект правоотношения.
  • Правоспособность.
  • Отличие правоспособности от субъективного права.
  • Виды правоспособности.
  • Дееспособность.
  • Виды дееспособности.
  • Деликтоспособность.
  • Правосубъектность.
  • Виды субъектов правоотношений.
  • 2. Коллективные субъекты.
  • Виды объектов правоотношения.
  • Юридический факт: понятие и виды; презумпции в праве; юридические фикции.
  • Признаки юридического факта.
  • Виды юридических фактов. Классификация юридических фактов по волевому признаку.
  • Классификация юридических фактов в зависимости от правовых последствий.
  • 51. Содержание правоотношений.
  • Содержание правоотношения состоит в правах, обязанностях его участников и в реальных действиях по их использованию и осуществлению.
  • 52.Понятие, признаки и формы непосредственной реализации.
  • Признаки непосредственной реализации.
  • Формы непосредственной реализации права.
  • Методы реализации.
  • 53.Понятие, признаки, необходимость применения права.
  • Признаки применения права.
  • Необходимость применения права.
  • 54.Стадии применения права, акт применения права; аналогия в процессе применения права. Стадии применения права.
  • Признаки акта (документа) применения права.
  • Виды актов применения права.
  • Требования предъявляемые к актам применения.
  • Структура акта (документа) применения права.
  • 55. Акты применения права.
  • 56. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.
  • § 2. Виды юридических коллизий
  • § 3. Способы разрешения юридических коллизий
  • Правомерное поведение: понятие, состав, виды.
  • Признаки правомерного поведения.
  • 3. Характеризуется разнообразностью психологического отношения. Состав правомерного поведения.
  • Формы правомерного поведения.
  • 59,60,63.Толкование права: понятие, виды толкования по субъектам; интерпретационные акты.
  • Признаки толкования права.
  • Необходимость толкования вызывается:
  • Структура толкования права (основные элементы).
  • Виды толкования по субъектам.
  • Признаки официального толкования.
  • Признаки неофициального толкования.
  • Интерпретационный акт.
  • Признаки интерпретационный акта.
  • Функции толкования.
  • 60..Виды толкования по субъектам.
  • Признаки официального толкования.
  • Признаки неофициального толкования.
  • 61-62.Способы толкования права. Виды толкования права по объёму.
  • Виды толкования права по объёму.
  • 66,67.Законность и правопорядок. Пути укрепления законности и правопорядка в рф.
  • Признаки законности.
  • Действенность законности проявляется в её принципах.
  • Гарантии законности.
  • Общие условия.
  • Субъективные факторы.
  • Специальные средства законности.
  • Юридические гарантии.
  • 6. Процессуальные гарантии.
  • Организационные гарантии.
  • Признаки правового порядка.
  • Принципы правопорядка.
  • Необходимость законности и правопорядка в рф.
  • Пути укрепления законности и правопорядка в рф.
  • Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Юридическая ответственность и иные меры правового принуждения.
  • Признаки юридической ответственности.
  • Основания юридической ответственности.
  • Виды юридической ответственности.
  • Иные меры правового принуждения.
  • §5. Объективно противоправное деяние
  • Виды кодексов.

    Отраслевые кодексы - обычно крупный, сводный акт, который детально, непосредственно и полно регулирует однородные общественные отношения.

    Межотраслевые (комплексные) кодексы - в них сочетаются нормативные положения разных отраслей права. Особенность: благодаря единой концепции и общим принципам, представляет собой единый, внутренне согласованный документ (Таможенный, Лесной, Водный).

    Уставы - это кодифицированные акты, которые комплексно регулируют общественные отношения на уровне субъектов Федерации (Устав Красноярского края) и местного самоуправления (Устав города Красноярска).

    Положения - это сводный кодифицированный акт, который определяет правовой статус (компетенцию) и задачи определённого органа, учреждения или группы таких органов, учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РФ).

    Правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (Правила возмещения вреда работодателями работникам).

    Структура кодифицированного акта.

    Особенность кодифицированного акта заключается в том, что в нём всегда имеется две выраженные части (Общая часть и Особенная част).

    В Общей части содержатся нормативные обобщения: принципы, цели, задачи, дефиниции.

    Особенная част состоит из конкретных положений.

    34.Система права: понятие, элементы; публичное и частное право.

    Система права - это внутреннее строение (структура) права, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся отношений (это строение права, деление его на отрасли и институты.

    Признаки системы права.

    1. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений.

    2. Система права рассматривается как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга.

    3. Система права как сложное правовое явление имеет определённую структуру, подразделяется на составляющие её относительно самостоятельные части - отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.

    4. Первичной клеточкой системы права (элементом), регулирующей типовые общественные отношения определённой разновидности, является норма права.

    5. Система права характеризуется устойчивостью правовых положений.

    6. Динамизм системы права - выражается в изменении, дополнении системы права новыми правовыми институтами, отраслями права.

    Структурные элементы системы права.

    1. Норма права - является исходным и наиболее распространённым элементом системы права. Это выраженное в статье нормативно-правового документа правило поведения. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных).

    2. Правовой институт - это система принципов и норм, регулирующих определённый вид общественных отношений. Институт - это структурное подразделение отрасли. Если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (например, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: «дарения», «аренда», «подряд» и т.д.). Поэтому в институте определена значительно меньшая совокупность норм права.

    3. Отрасль права - это система принципов и норм права, регулирующих целый комплекс однородных общественных отношений. Отрасль права - это наиболее крупное подразделение системы права.

    Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования - это круг регулируемых общественных отношений.

    Другим критерием, позволяющим выделить отрасли в системе права, служит метод правового регулирования - это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: 1) метод координации , т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право); 2) метод субординации , т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право).

    Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором чётко выделяются четыре ступени: 1) структура нормы права; 2) структура правового института; 3) структура отрасли права; 4)структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию - систему права.

    Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального.

    Государственное (конституционное) право - устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

    Гражданское право - регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, авторства, наследования и т.д. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

    Трудовое право - регулирует правовые отношения всех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Основной источник - Трудовой кодекс РФ (2001 год).

    Семейное право - определяет условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник - Семейный кодекс РФ.

    Административное право - регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделённый властными полномочиями. Источники административного права - ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ФЗ «О милиции», Кодекс об административных правонарушениях (2001 год).

    Финансовое право - упорядочивает отношения в области бюджета, налогов, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. Источники - Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

    Земельное право - регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источник - Земельный кодекс РФ.

    Уголовное право - устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Источник - Уголовный кодекс РФ.

    Гражданско-процессуальное право - регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всех участников гражданского процесса. Источники - ГПК РФ, АПК РФ, Основы законодательства о нотариате и др.

    Уголовно-процессуальное право - регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. Источник - УПК РФ (2001 год).

    Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.

    Публичное право - это совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательства на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

    Частное право - это совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, т.е. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.

    35. Общая характеристика отраслей российского права

    Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи (см. схему 42).

    ┌──────────────────────────────────┐

    │ ВИДЫ │

    │ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА │

    └─────────────────┬────────────────┘

    │ конституционное ├────────┼───────┤ гражданское │

    │ │ │ │ │

    ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

    │ уголовное ├────────┼───────┤ административное │

    │ │ │ │ │

    └──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

    ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

    │ земельное ├────────┼───────┤ экологическое │

    │ │ │ │ │

    └──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

    ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

    │ аграрное ├────────┼───────┤ семейное │

    │(сельскохозяйственное)│ │ │ │

    └──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

    ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

    │ трудовое ├────────┼───────┤ уголовно- │

    │ │ │ │ исполнительное │

    └──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

    ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

    │ финансовое ├────────┼───────┤ уголовно- │

    │ │ │ │ процессуальное │

    └──────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

    ┌──────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

    │ муниципальное ├────────┴───────┤ гражданское │

    │ │ │ процессуальное │

    └──────────────────────┘ └─────────────────────┘

    1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

    Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

    2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

    3. Финансовое право. Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

    4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

    5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

    Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы - не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

    6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

    7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

    Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

    В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования - диспозитивный.

    8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

    9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный.

    10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

    11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

    12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

    В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

    Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

    В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

    Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

    Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

    Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это свидетельствует о признании конструктивного влияния России как великой державы на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики.

    С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Сегодня граждане РФ могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.

      ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО.

    Имеется тесная устойчивая связь между отраслями публичного и частного права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Юльпиан (170 – 228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц.

    В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

    Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп. Гражданин вправе обжаловать решения, принимаемые государственными органами, но если они вступили в законную силу, то ему не остается ничего иного, как подчиниться и выполнить такие решения.

    В сфере частного права безраздельно господствуют законные личные интересы граждан, их объединений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению.

    Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.

    Таким образом, различие публичного и частного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, личных имущественных и иных интересов, для установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан и их объединений.

    Система права состоит из материальных и процессуальных отраслей права . К первой группе относят государственное, административное, трудовое и иные отрасли права. Процессуальные отрасли – уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное – устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

    Связь материальных и процессуальных отраслей является взаимной и двусторонней. Материаль. отрасли определяют правовой статус субъектов процессуальных отношений, а также устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений. В свою очередь, процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

    Светлана

    Наша подруга (Татьяна) в 2007 году по ипотеке купила квартиру, но оформила документы на гражданского мужа (Николая) и себя. Собственность зарегистрирована с обременением ипотекой по ½ доли на Николая и Татьяну. Квитанции об оплате ипотеки выписаны на Татьяну и её доверенное лицо. Сегодня ипотеку Татьяна погасила полностью, получила закладную из банка. С Николаем Татьяна расстались, не живут с 2008г. Где он и что с ним она не знает. В МФЦ Сказали подавать в суд. На кого, как писать заявление? 1. Как снять обременение ипотекой со всей квартиры? 2. Как оформить квартиру в собственность полностью на Татьяну? Есть расписка, что Николай не имеет имущественных претензий к Татьяне, так как она выплатила ему половину стоимости квартиры. Очень прошу подсказать… Обосновано и с указанием нужных статей жилищного и гражданского кодексов. Если необходимо обратиться в суд, то нужен образец заявления. ОЧЕНЬ надеюсь на квалифицированную помощь, с благодарностью, Светлана.


    Всего ответов: 1

    Ответ юриста (Дежурный юрист)

    Можно и лучше Устраивает Нравится

    Светлана, у Вас сложный правовой вопрос, который требует изучения имеющихся у Вас документов. Без изучения документов, решить вопрос о правильном способе защиты Ваших прав не представляется возможным.

    Людмила

    Здравствуйте скажите пожалуйста брат осужден по ст.105 УК РФ на 10 лет его возраст 60лет,осужден впервые отсидел 2г.10 месяцев возможно ли освобождение по УДО или сколько сколько он должен отсидеть чтоб попасть под поправки в законе с января 2018года


    Всего ответов: 1

    Ответ юриста (Саенко Иван Алексеевич)

    Можно и лучше Устраивает Нравится

    Добрый день! УК РФ Статья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

    1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)
    2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
    3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
    а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
    (см. текст в предыдущей редакции)
    б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;
    (в ред. Федеральных законов от 03.11.2009 N 245-ФЗ, от 09.12.2010 N 352-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
    (п. "д" введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)
    4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
    4.1. При рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.
    (часть 4.1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 104-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
    7. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
    а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;
    (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
    (п. "б" в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.
    (п. "в" в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    Основания и виды УДО Теперь следует рассмотреть вопрос о том, при каких обстоятельствах применяется условно-досрочное освобождение. Существуют некоторые обстоятельства, которые способствуют данному процессу: Для того чтобы преступник исправился, ему не требуется проводить за решеткой весь срок. Достаточно его части. Причем правонарушитель должен доказать это своим поведением. Осужденный уже отсидел необходимую часть наказания. При этом сроки устанавливаются государством и основываются на степени тяжести преступления. Положительная характеристика пенитенциарной службы. Серьезное психическое расстройство, которое не дает возможности осужденному отбывать наказание в тюремных стенах и требует быстрого вмешательства медицинских работников. Тяжелое заболевание, которое не может быть устранено в стенах тюремного лазарета. Инвалидность 1 группы. Но условное досрочное освобождение производится, только если сам осужденный доказал, что он способен начать другую жизнь. Вопрос о преждевременном выходе человека на свободу решается специальной комиссией. Теперь рассмотрим виды условно-досрочного освобождения. Их всего два: 1. Полное. Оно предоставляется, если заключенный отбывает только основное наказание. 2. Неполное. В этом случае к главному сроку может примениться УДО, а дополнительный преступник продолжит отбывать.
    Законодательством определены такие сроки условно-досрочного освобождения: Для легких и среднетяжелых преступлений - одна треть отбытого наказания. Для тяжких правонарушений - не меньше половины срока. Для особо тяжких – осужденный отбыл 2/3 назначенного приговором срока. Также эта норма применяется, если предыдущее УДО было отменено. Если было совершено изнасилование несовершеннолетнего, то для получения досрочного освобождения придется отсидеть не меньше, чем 3/4 наказания Если насильственные действия применялись к детям, которые младше 14 лет, то преступник должен отбыть минимум 4/5 срока. В любом случае ходатайство об условно-досрочном освобождении можно подавать не ранее, чем через полгода нахождения в тюремных стенах. Если человек осужден на пожизненное заключение, то выйти по УДО он может не раньше, чем через 25 лет.

    Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. - сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

    Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

    Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ - крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

    Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

    Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения - нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

    Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» <1>.

    18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

    ________
    <1> См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

    Российской Федерации, которые были систематизированы, собраны и объединены по областям знаний в сборниках. Например, условия налогообложения физических и юридических лиц содержатся в Налоговом кодексе, а порядок получения отпускных - в Трудовом и так далее.

    История возникновения понятия

    В словаре Ефрона и Брокгауза значение слова "кодекс" - это "систематизированный свод (сборник) законов, изданный государственной властью и относящийся к некоторой совокупности или единичному отделу права". Произошло от латинского выражения codex (caudex), которое обладало множеством значений, таких, например, как:

    • ствол дерева;
    • чурбан или колодка, которой снабжали ноги арестованного преступника, закованного в кандалы;
    • бревна, лежащие в основе перевозного парома или плавучего моста;
    • деревянные дощечки, скрепленные между собой, покрытые воском и предназначенные для письма (на фото выше).

    Как производное от четвертого значения, появилось определение "codicess accepti ac depenci", которое обозначало "кассовые книги" в Древнем Риме. Первоначально свое настоящее значение кодекса как свода законов слово обрело после издания Григорианом императорских конституций, а затем в XVI веке составленного Брисонием перечня ордонансов (приказов), который именовался Кодексом французского короля Генриха III. С конца XVIII века слово в значении "сборник законов" стало популярным и общеупотребимым.

    Первыми образцами судебников в Древней Руси были: летописный сборник законов "Русская правда" (1019-1054 гг.), изданный в XI веке в период правления Ярослава Мудрого и судебник 1497 года от Ивана III. А первым прототипом современных кодексов законов, - изданные в 1912 году "7 принципов ведения дел в России".

    Определение понятия

    Согласно словарю юридических терминов, кодекс (от лат. "собрание законов") - это сводный акт законов, объединяющий и систематизирующий (кодифицирующий) правовые нормы, а также регулирующий однородные общественные отношения. Это определение несколько видоизменяется и дополняется в финансовом, экономическом и иных словарях. Но неизменным остается основной смысл понятия, закрепленный в толковом словаре Даля: кодекс (от лат. "книга законник") - это судебник, свод законов.

    Виды кодексов РФ

    В современном российском праве имеется более двадцати регулярно изменяющихся и дополняющихся кодексов. Кодексы РФ в алфавитном порядке выглядят следующим образом.

    Номер п/п Название кодекса Условные сокращения Год вступления в силу Краткое описание
    1. Административный КоАП РФ 2001 Содержит перечень возможных административных правонарушений и меры их пресечения
    2. Арбитражный процессуальный АПК РФ 2002 Устанавливает и регламентирует процедуры рассмотрения и ведения судебных дел в сфере арбитражного судопроизводства
    3. Бюджетный БК РФ 1998 Это законодательный акт, регулирующий бюджетную систему РФ и процесс формирования бюджетов на всех уровнях власти
    4. Водный ВК РФ 2006 Посвящен охране и рациональному использованию водных ресурсов РФ
    5. Воздушный ВЗК РФ 1997 Контролирует деятельность в авиационной отрасли и использование воздушного пространства РФ
    6. Градостроительный ГрК РФ 2004 Устанавливает правила и порядок развития территорий поселений и городов, их планирование до реконструкции и строительства
    7. Гражданский ГК РФ I (1994), II (1996), III (2001), IV (2006) Регулирует все вопросы в сфере гражданско-правовых отношений юридических и физических лиц
    8. Гражданский процессуальный ГПК РФ 2002 Устанавливает правила и принципы гражданского судопроизводства
    9. Жилищный ЖК РФ 2004 Управляет вопросами в сфере жилой и нежилой недвижимости, контролирует создание и развитие ТСЖ, ЖСК, ЖКХ
    10. Земельный ЗК РФ 2001 Регулирует вопросы использования и охраны земельных наделов, права собственности на землю и земельные участки
    11. К. административного судопроизводства КАС РФ 2015 Заведует процессами судопроизводства в сфере административных правонарушений
    12. К. внутреннего водного транспорта КВВТ РФ 2018 Управляет отношениями субъектов судоходства на внутренних водных путях всей России
    13. К. торгового мореплавания КТМ РФ 2018 Устанавливает правила пользования судами для перевозок пассажиров и грузов, проведения исследований и рыболовства в морских водах РФ
    14. Лесной ЛК РФ 2006 Регулирует отношения в области пользования лесными ресурсами страны
    15. Налоговый НК РФ I (1998), II (2000) Определяет налоговую систему России и регулирует порядок взимания налогов и сборов всей страны
    16. Семейный СК РФ 1995 Регулирует вопросы семейных правоотношений
    17. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза ТК ЕАЭС 2009 -» 2015 -» 2018 Устанавливает условия и порядок перемещения товаров через границу ТС, определяет последовательность действий при совершении таможенных операций
    18. Трудовой ТК РФ 2001 Регулирует весь спектр взаимоотношений работодателя и его сотрудников
    19. Уголовно исполнительный УИК РФ 1997 -» 2017 Управляет взаимоотношения между субъектами уголовного права в процессе исполнения мер уголовно-правового характера, а также всех видов уголовных наказаний
    20. Уголовно-процессуальный УПК РФ 2001 -»2018 Устанавливает порядок ведения следственного процесса и рассмотрения криминальных правонарушений в суде
    21. Уголовный УК РФ 1996 -» 2018 Источник уголовного права, определяющий преступные действия и меру наказания за их совершение.

    Кодексы - это основополагающая составляющая любого правового государства. Поэтому они ежегодно пересматриваются, дополняются и видоизменяются. Некоторые статьи теряют свою силу, другие - наоборот, включаются в эти кодексы.



    Просмотров