Коап ст 18.9 часть 4 индивидуальные предприниматели. Отсутствие постановки на миграционный учет

Текст актуализирован: 15.07.2019

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 215-ФЗ)
3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 499-ФЗ)
4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)
5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
(примечание в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

Народная бухгалтерская энциклопедия на Клерк.Ру

(в редакции, действующей по состоянию на 18.06.2017)


Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ наименование статьи 18.9 настоящего Кодекса изложено в новой редакции

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Источник ГАРАНТ

См. комментарии к статье 18.9 КоАП РФ

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ в часть 1 статьи 18.9 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ в часть 2 статьи 18.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ в часть 3 статьи 18.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ в часть 4 статьи 18.9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ статья 18.9 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ статья 18.9 настоящего Кодекса дополнена частью 6

6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ примечание к статье 18.9 настоящего Кодекса изложено в новой редакции

См. текст примечания в предыдущей редакции

Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.


С 8 июля 2018 г. вступили в законную силу положения Федерального закона от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109.

Изменения претерпел пункт 4 части 1 статьи 2, которым определено: понятие места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 27.06.2018 № 163-ФЗ.

Статья 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» изложена в иной редакции, в этой статье перечислены основания для учета по месту пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства.

Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

а) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

б) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, представляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном части 2 ст. 21, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Изменения законодательства должны заинтересовать граждан Российской Федерации, временно пребывающих иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, работодателей, которые приглашают иностранных граждан и лиц без гражданства, заявивших при въезде в Российскую Федерацию различные цели для въезда.

В случаях игнорирования знаниями норм миграционного законодательства Российской Федерации при определенных условиях их несоблюдение влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1 - 6 ст. 18.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 18.9. КоАП РФ Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации Комментарий к статье 18.9 КоАП РФ:

1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями и дополнениями); от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства Российской Федерации. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, установленного порядка оформления соответствующих документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган МВД России, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.

Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 ст. 18.9. КоАП РФ обязанности, а также сами такие организации.

За нарушения по ч.1 ст. 18.9. КоАП РФ накладывается административный штраф в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 18.9. КоАП РФ выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение. Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 18.9. КоАП РФ могут быть граждане Российской Федерации и иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации.

За нарушения по ч.2 ст. 18.9. КоАП РФ накладывается административный штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения по ч. 3 ст. 18.9. КоАП РФ выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9. КоАП РФ, может быть гражданин Российской Федерации, должностное лицо или юридическое лицо.

За нарушения по ч.3 ст. 18.9. КоАП РФ накладывается административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения по ч. 4 ст. 18.9. КоАП РФ состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9. Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.

За нарушения по ч.4 ст. 18.9. КоАП РФ накладывается административный штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с ч.5 ст. 18.9. КоАП РФ административная ответственность наступает за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации. За это несут административную ответственность должностные и юридические лица. На должностных лиц накладывается административный штраф в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.6 ст. 18.9. КоАП РФ административная ответственность наступает за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства. На должностных лиц накладывается административный штраф в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от четырехсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности, о чем изложено в примечании к статье 18.9. КоАП РФ.

Органы внутренних дел (полиция рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.9. КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители.

Сотрудниками отдела иммиграционного контроля, подразделений по вопросам миграции совместно с участковыми уполномоченными УОМВД России по муниципальным образованиям Тамбовской области принимаются меры, направленные на выявление административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9. КоАП РФ.

В 1-м полугодии 2018 года всего выявлено и задокументировано 318 административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9. КоАП РФ, из них по ч.3 ст. 18.9. КоАП РФ 34 правонарушения, в 29 случаях правонарушителями стали граждане Российской Федерации, в 5 случаях – иностранные граждане, по ч.4 ст. 18.9. КоАП РФ составлено 284 административных протоколов.

С каждым годом количество иностранцев, прибывающих на территорию Тамбовской области с различными целями въезда, увеличивается, поэтому физическим и юридическим лицам, взявшим на себя обязательства принимающей стороны необходимо знать и об административной ответственности по ст. 18.9. КоАП РФ.

Ирина Глумова.

Ведущий специалист-эксперт организационно-методического отделения УВМ УМВД России по Тамбовской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга

Дело № 12-339/2011

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Шишкин Ю.Ф.,

С участием представителя Сихарулидзе В.А. – адвоката Ковырзиной Н.В., представившей удостоверение № и ордер №,

рассмотрев жалобу Сихарулидзе В.А. на постановление от 07.07.2011 о назначении административного наказания к протоколу № 0003294/446 от 30.06.2011 начальника отдела УФМС России по СПб и ЛО в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга Леонтьевой И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.9 ч. 4 КоАП Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга И.А. Леонтьевой от 07.07.2011 Сихарулидзе В.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.9 КоАП Российской Федерации, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

В жалобе Сихарулидзе В.А. просит отменить вышеуказанное постановление и производство по административному делу прекратить.

В обоснование заявленных требований ссылалась на следующие обстоятельства: в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 18.9 КоАП Российской Федерации, т.к. с 01.06.2011 в ее общежитии по адресу: <адрес>, временно проживал гражданин Узбекистана ФИО4, который имел временную регистрацию в Санкт-Петербурге, снят с нее не был, а соответственно был поставлен на миграционный учет и таким образом, лицо, поставившее ФИО4, на миграционный учет, является принимающей стороной.

Постановлением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 20.07.2011 жалоба Сихарулидзе В.А. была направлена по подведомственности в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга и поступила в суд 27.07.2011.

Для определения предмета обжалования и решения вопроса о принятии данной жалобы к своему производству судом был истребован материал в отношении Сихарулидзе В.А., в рамках которого было вынесено обжалуемое постановление.

В судебном заседании защитник Сихарулидзе В.А., доводы жалобы поддержал, а также дополнил, что протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении Сихарулидзе В.А. не соответствуют требованиям КоАП Российской Федерации, в них отсутствует место и время совершения административного правонарушения, а также пункты указанной выше статьи ФЗ, которая была нарушена заявительницей.

В судебное заседание Сихарулидзе В.А. и представитель УФМС не явились, извещалась судом о времени и месте настоящего судебного заседания надлежащим образом. В связи с чем, суд, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие Сихарулидзе В.А. и представителя УФМС.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает, что постановление о привлечении Сихарулидзе В.А. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.9 КоАП Российской Федерации, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Протокол по делу об административном правонарушении и постановление о привлечении Сихарулидзе В.А. к административной ответственности составлены уполномоченными должностными лицами.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВС Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП Российской Федерации, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении - часть 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.

Статьей 18.9 ч. 4 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Как установлено должностным лицом, составившим протокол об административной правонарушении, Сихарулидзе В.А. была нарушена ч. 4 ст. 18.9 КоАП Российской Федерации, т.е. совершено правонарушение в форме бездействия.

В соответствии с п.п. "з" п. 3 Постановления Пленума ВС России от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Как установлено должностным лицом, составившим протокол, Сихарулидзе В.А. не были выполнены обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, а именно, не обеспечена постановка иностранных граждан на миграционный учет, т.е. должностным лицом совершено правонарушение в форме бездействия.

Поскольку обязанность по обеспечению постановки иностранного гражданина на миграционный учет в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области лежит на принимающей стороне – ЗАО «Санкт-Петербургский центр делового сотрудничества Грузии», генеральным директором которого является Сихарулидзе В.А., осуществляющему свою деятельность по адресу: <адрес> - то местом совершения указанного административного правонарушения следует считать место деятельности общества, не обеспечивавшего постановку на миграционный учет иностранных гражданах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль.

В нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении не указано место совершения правонарушения (бездействия), которым является место фактического осуществления неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, указано лишь место обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении не указано, в чем именно заключается нарушение, так из протокола об административном правонарушении от 30.06.2011 Сихарулидзе В.А. был нарушен п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ № 109 от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Однако как следует из п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ № 109 от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», пункт данной статьи имеет два подпункта, а именно:

2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи;

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении не указан подпункт вменяемого Сихарулидзе В.А. правонарушения, также данные обстоятельств в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП Российской Федерации не содержатся и в постановлении о привлечении Сихарулидзе В.А. к административной ответственности.

Отсутствие данных обстоятельств не представляет возможным сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях Сихарулидзе В.А. состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что начальником отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе Леонтьевой И.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление указанного должностного лица по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 07.07.2011 в отношении Сихарулидзе В.А. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП Российской Федерации, судья

Жалобу Сихарулидзе В.А. удовлетворить частично.

Постановление начальника отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Адмиралтейском районе Леонтьевой И.А. от 07.07.2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП Российской Федерации в отношении Сихарулидзе В.А. отменить.

Дело об административном правонарушении по протоколу от 30.06.2011 № 0003294/446 направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня получения копии постановления в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

СТ 18.9 КоАП РФ

1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

2. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Комментарий к Ст. 18.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Статьей 16 Закона о правовом положении иностранных граждан определены правовые основы оформления въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации на основании приглашения на въезд. Приглашение на въезд - это документ, предоставляющий право иностранному гражданину въехать на территорию Российской Федерации. При этом лицо, приглашающее к себе иностранного гражданина, является приглашающей стороной.

Так как российская виза выдается на основании приглашения, в нем указываются сведения, позволяющие оформить въезд на территорию России иностранному гражданину, о приглашаемом лице (фамилия, имя; дата и место рождения; пол; гражданство; государство фактического проживания; реквизиты документа, удостоверяющего личность) и информация о приглашающей стороне (наименование приглашающей организации; ее место нахождения; фамилия, имя приглашающего лица и адрес его места жительства). Кроме этого, в приглашении указываются сведения о предполагаемой поездке (цель поездки; ее продолжительность; предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации).

Приглашение оформляется МИД России, ФМС России или ее территориальными органами.

Положение о порядке оформления Министерством иностранных дел Российской Федерации приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принятия решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства утверждено Приказом МИД России от 17.07.2012 N 12077. Приглашения выдаются Консульским департаментом МИД России по ходатайству заявителей. Решение о выдаче визы принимается Консульским департаментом Министерства по ходатайствам заявителей. В процессе выдачи приглашений, а также принятия решений о выдаче визы МИД России взаимодействует с ФСБ России.

Территориальные органы ФМС России выдают приглашения на основании ходатайства органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан РФ и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Оформление приглашений по ходатайствам органов местного самоуправления и юридических лиц производится по месту их нахождения (месту государственной регистрации), иностранных юридических лиц - по месту их постановки на учет в налоговом органе РФ, граждан РФ и иностранных граждан - по месту жительства или по месту пребывания.

К ходатайству о выдаче приглашения прилагаются документы, подтверждающие условия въезда иностранного гражданина на российскую территорию. Приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя ряда обязательств.

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, прилагает к гарантийным письмам о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих ему обеспечить выполнение обязательств, связанных с финансированием нахождения иностранца на российской территории и выезда за ее пределы.

Кроме этого, законодательством определена специфика оформления приглашений для иностранных граждан, прибывающих в Россию для обучения в образовательной организации. По общему правилу приглашающей стороной в данном случае признается образовательная организация. Подача ходатайства о выдаче приглашения для иностранных граждан, предполагающих обучаться в российских образовательных организациях, а также процедура оформления приглашения регламентируются общими правилами с учетом определенных особенностей.

В частности, образовательная организация гарантирует иностранцу возможность получить в нем образование, содействует его регистрации по месту пребывания, обеспечивает его выезд из России после прекращения обучения. Содействие в постановке на миграционный учет, а также выезду фактически сводится к двум обязанностям: во-первых, образовательная организация в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направляет информацию об этом в территориальный орган ФМС России; во-вторых, в случае самовольного убытия иностранца в тот же срок сообщает об этом в территориальные органы ФМС России, ФСБ России, а также орган управления в сфере образования субъекта РФ. Исполнением этих обязанностей организация исчерпывает те возможности, которые предоставлены ей действующим законодательством. Это означает, что после уведомления организация, ее должностные лица уже не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение обязанностей принимающей стороны. Объем обязанностей ограничивается понятием "самовольное убытие иностранного гражданина". Представляется, что для образовательной организации оно определяется отчислением из нее или самовольным оставлением. При этом самовольным убытием нельзя считать, например, ситуацию, когда иностранный гражданин перестал проживать в общежитии, но не был отчислен из вуза и продолжает посещать занятия. В этом случае он обязан встать на учет по новому месту пребывания, а образовательная организация - сообщить в территориальный орган ФМС России об убытии из места пребывания.

Закреплены также правовые особенности приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Пребывание таких иностранных граждан на территории Российской Федерации подлежит квотированию. Квота не распространяется на въезд в безвизовом порядке.

Под квотой следует понимать максимально допустимое количество иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность. Квота устанавливается в целях обеспечения приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда и ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

К числу субъектов, признаваемых в качестве принимающей стороны, Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" относит:

Гражданина РФ, который может одновременно являться приглашающей стороной. В связи с чем гражданин РФ должен иметь жилое помещение на основании права собственности, договора найма (поднайма), договора аренды либо на иных основаниях, предусмотренных гражданским законодательством РФ в целях предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации;

Иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, который на основании ходатайства может получить приглашение на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации в территориальном органе ФМС России при условии, если он проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство, выданного в соответствии со ст. 8 Закона о правовом положении иностранных граждан;

Юридическое лицо, его филиал или представительство - для приобретения статуса принимающей стороны юридическое лицо (его филиал или представительство) должно быть поставлено на учет в территориальном органе ФМС России в соответствии с требованиями Приказа ФМС России от 30.11.2012 N 390 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства". Для получения приглашения на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации представитель юридического лица (его филиала или представительства) должен обратиться в территориальный орган ФМС России по месту нахождения юридического лица (его филиала или представительства). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ);

Федеральный орган государственной власти и орган государственной власти субъекта РФ, которые для приобретения статуса принимающей стороны должны обратиться с ходатайством в МИД России за получением приглашения на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации.

Под местом пребывания иностранного гражданина следует понимать жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организацию, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Правовые отношения по осуществлению учета перемещений иностранных граждан, связанных с передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации, возникают между иностранным гражданином и должностным лицом территориального органа ФМС России по поводу постановки мигранта на миграционный учет, который включает в себя: миграционный учет мигрантов по месту пребывания на территории Российской Федерации и по месту жительства на территории Российской Федерации.

Правовые отношения по осуществлению учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с транзитным проездом через территорию Российской Федерации, по общему правилу не предусматривают осуществления миграционного учета (ст. ст. 29 - 32 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Вместе с тем миграционный учет при транзитном следовании иностранных граждан должен быть осуществлен в случае вынужденной остановки мигранта на территории Российской Федерации и необходимости продления срока действия транзитной российской визы.

Вынужденной остановкой следует признать стихийное бедствие, задерживающее движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; необходимость ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; болезнь, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; непредусмотренную задержку при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

По мнению Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 N А63-4970/2013, под предоставлением жилого помещения или транспортного средства следует понимать передачу прав владения, пользования или распоряжения жилым помещением или транспортным средством на любых условиях (по договору аренды, найма, безвозмездного пользования). Услугой является любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей иностранного гражданина.

Объектом правонарушений выступают правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.

3. Субъектами данного правонарушения являются физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства), должностные лица, а также юридические лица.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.9 КоАП РФ, рассматриваются ФМС России и ее территориальными органами.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).



Просмотров