Классный час "Знаешь ли ты себя?" (5 класс). Кл час умеешь ли ты дружить.doc - Классный час "Умеешь ли ты дружить" Классный час знаешь ли ты

Классный час в 5 классе

«Знаешь ли ты себя?»

Классный руководитель:

Манакова О.М.

2015 г.

    Ход классного часа

    1.Вступительное слово учителя.

    2.Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя»

    3.Определение знаний детей о себе: а/ дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?» б/создание автопортретов; в/игра в группах «Какой я? Кто я?»

    4.Мини-лекция «Что такое самооценка»

    5.Тест «Самооценка»

    6.Подведение итогов (рефлексия)

    Цель классного часа

    Познакомить детей с приемами самопознания. Дать представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные способности. Развивать у детей умения оценивать себя и других. Способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше. Побуждать к самопознанию, самовоспитанию

    Вступительное слово классного руководителя .

    Жизнь расцвеченная разными красками, прекрасна. Как хорошо, что все люди разные. И как хорошо, что все думают неодинаково Иначе всем на земле было- бы скучно и тоскливо. Хорошие люди сразу становятся заметны. Плохих тоже легко распознать. К хорошим людям мы относимся положительно, но только в том случае, если мы сами хорошие. Ведь например завистники. Никогда не относятся хорошо к людям, окруженным всеобщим вниманием и любовью. Есть немало людей, которым нравиться только он один. Иногда о таких людях говорят: «Он- Нарцисс». Имеется в виду герой древнегреческого мифа. Читаю легенду. Встречали ли вы людей подобного рода? Какими на ваш взгляд, могут быть судьбы их родителей в старости? Какой может быть жизнь жены (мужа) и детей такого человека? Какие чувства у вас вызывают самовлюбленные люди?

    Умные люди утверждают: прежде всего нужно уважать самого себя, а мудрые люди говорят, что важнее научится уважать других. Видимо правда где-то посередине. Нужно уважать себя, но при этом необходимо уважать и окружающих. Для этого требуется хорошо разбираться в самом себе и нужно понимать окружающих относится к ним по-доброму. Ведь искренность и доброта-это пропуск к чужим сердцам.

    Совершенно одинаковых людей не бывает. Даже близнецы отличаются характером. Например. Известны случаи, когда один из братьев-близнецов стал преступником из-за вспыльчивости и тщеславия. А его брат, благодаря чувству справедливости и удивительной порядочности, стал всеми уважаемым прокурором. Эти и другие качества могут повлиять на судьбу. Если ими не управлять. То человек становится игрушкой судьбы. Если же подавлять в себе плохое и развивать хорошее, то он –хозяин своей судьбы К сожалению мы часто ошибаемся в людях. Да и как разобраться, кто хороший, а кто плохой? А разбираться надо. И чтобы разобраться, нужно учится отличать достоинства человека от недостатков. Вот например: 1.Человек может скопить много ценных книг, но никогда их не читать. А только пускать пыль в глаза. 2.Другой человек старается скопить много денег и идет на любые поступки. 3.Или клеветники. Они стараются опорочить честных людей из зависти.

    Практическое задание. «Познай людей и самого себя» Качества личности Мужество малодушие хвастливость Скромность эгоизм Честь жестокость тщеславие совесть зависть милосердие жадность хитрость правдивость стыдливость лицемерие справедливость лживость заносчивость искренность сдержанность безответственность болтливость выдержка трусость Угодничество бестактность Постарайтесь отделить достоинства от недостатков

    Положительные качества человека Добрый, мягкий, деликатный, вежливый, скромный веселый справедливый рассудительный любознательный отзывчивый аккуратный трудолюбивый старательный тактичный

    Человеку нужно А еще человеку нужно уметь…

    Благословенны будьте, травы

    И воды в зелени оправ!

    Виновных нет: все люди правы.

    Но больше всех- простивший прав!

    Какое качество воспевает поэт? Есть ли у вас это качество- прощение?

    Твоя судьба в твоих руках Вот еще пример того, как легко можно ошибиться. В школе одного из северных городов училась 9- классница. Она очень любила младшим помогать. Одного защитит. Другому одолжит. Третьему посоветует. А кому грустно- развеселит. Предложит покурить какую-либо гадость. Она очень добрая девочка! Правда. Позже она объясняла, что все это – не бесплатно. А если денег нет. То она знает, как их добыть. Как вы понимаете выражение «Твоя судьба в твоих руках»

    Одним людям от природы дано больше. чем другим. И умом и внешностью они отличаются от других в лучшую сторону. А кому –то дано – меньше- они не блещут ни умом, ни красотой. Однако история человечества показывает: от качеств данных человеку природой. Его судьба мало зависит Вот строки письма Александра: «Я себе жизнь сломал из-за собственной лени. Все учились, а я развлекался. Все занимались спортом, а я покуривал в подъезде. Смеялся над теми, кто в музей или в библиотеку ходил. Зато такая жизнь не требовала ни каких усилий. Вот и докатился. Пропащий я. Твоя судьба в твоих руках Нельзя надеяться, что счастливая жизнь придет к человеку без усилий.

    Познать себя необходимо Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться, потому, что увидев свои особенности, он сможет увидеть особенности других людей. Будет чувствовать себя успешным, счастливым. Как же узнать себя? Самоанализ самонаблюдения самооценка самоиспытание

    Игра. «Кто я? Какой я? Работа в группах 10 раз напишем букву я и рядом с каждой буквой напишем ответ. Какой я? Кто я? Я- Это могут быть суждения о себе. О своей внешности. О своем характере. О своих привычках. О своих увлечениях. О своих переживаниях. О том. За что вы себя уважаете. По одному представителю от группы слушаем рассказы тех учащихся, которые захотят о себе рассказать. 14

    Создание автопортретов На альбомном листе предлагаю нарисовать свой автопортрет 15

    Тест «Самооценка» Задание: 1.Нарисуйте на листке бумаги 8 одинаковых кружочков. 2.Быстро напишите в одном из кружочков букву я Теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю тем ниже ваша самооценка. Те, кто проставил букву я в центре- у вас правильная самооценка. Чем ближе к правому краю поставили букву я. Тем выше ваша самооценка. Результат. Который вы получили. Не обязательно открывать всем. Ведь только узнав свои слабости мы можем их исправить и стать сильнее.

    Для достижения счастья нужна постоянная работа над собой. Перечень основных задач в работе над собой 1.Постоянное самообразование. 2.Приобретение полезных умений. 3.Развитие своих лучших качеств. 4.Борьба со своими недостатками. 5.Укрепление своего тела и здоровья. 6.Работа над своим внутренним миром.

Рефлексия Была ли интересна вам тема « Познай себя»? Что вы узнали о различных вариантах самооценки? Как может верная самооценка помочь человеку в жизни? Прочитайте стр. 6 и 7 книги Я.В. Соколова «Достоинства и недостатки человека» и постарайтесь ответить на вопросы.

Миф о Нарциссе

предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит своего отражения. Когда Нарциссу было 16 лет, его полюбила нимфа . Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан богиней .

Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к , и та вняла их просьбам. По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести

Я_______________

Отделите достоинства от недостатков

Мужество малодушие хвастливость Скромность эгоизм Честь жестокость тщеславие совесть зависть милосердие жадность хитрость правдивость стыдливость лицемерие справедливость лживость заносчивость искренность сдержанность безответственность болтливость выдержка трусость Угодничество бестактность

Тема классного часа : Поверь в себя

Цели:

Развить представление старшеклассников о способностях человека.

Помочь учащимся в развитии их способностей.

Форма : Классный час-размышление.

Участники: Учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, классный руководитель может поручить учащимся подготовить краткие сообщения о людях, достигших успеха в жизни благодаря развитию своих способностей. (Это могут быть сообщения не только о всемирно известных людях, но также о тех, которые известны лично учащимся, в том числе и о самих ребятах, если они уже достигли успеха в какой-либо деятельности.)

Эпиграф классного часа : «Свои способности человек может узнать, только применив их на деле».

Сенека Луций Анней (младший)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и овладения знаниями, умениями и навыками.

Основу способностей составляют природные физические и психические свойства человека, наследуемые им от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим, как говорят, абсолютным слухом, другие такой способности не имеют. Эти природные свойства называют задатками. Они как бы дают направление, указывают путь, как в дальнейшем будут развиваться способности. Психолог А.В. Петровский сравнивает способности с зерном, которому еще только предстоит развиваться. Способный, но ленивый постепенно становится просто ленивым.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному к различным видам деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и животных, особенно высших, например, у обезьян.

Такими способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Вы уже знаете, что способности развиваются в течение жизни и проявляются у человека только в деятельности. Многие из вас, ребята, несомненно сделали немало для развития своих способностей и достигли определенных успехов в их развитии, а некоторые из вас еще даже не подозревают, какими способностями обладают.

Ученые считают, что если бы человек использовал свои возможности хотя бы на 50%, то он знал бы все языки мира и запоминал бы всю информацию.

Опрашиваемым школьникам выдают разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак « + », если ответ положительный, и знак «-» при отрицательном ответе.

Тест «Как развить свои способности»

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1. Подолгу играть в подвижные игры?

2. Придумывать игры и верховодить в них?

3. Играть в шашки, шахматы?

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?

8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?

9. Слушать или сочинять сказки или истории?

Нравится ли тебе сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции?

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?

12. Помогать ребятам решать математические задачи?

14. Участвовать в художественной самодеятельности?

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?

17. Заниматься в изостудии, изокружке?

18. Писать сочинения на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

20. От своего умения расставить людей, распределить работу?

21. От решения трудных математических задач?

22. От ремонта бытовых электро- или радиоприборов?

23. От игры на сцене?

24. От общения с людьми?

25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?

26. От посещения художественной выставки?

27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?

Часто ли тебя тянет:

28. К длительным физическим упражнениям?

29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?

30. К разгадыванию математических шарад?

31. К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?

32. Участвовать в постановке спектакля?

33. Помочь людям, посочувствовать им?

34. Поиграть на музыкальном инструменте?

35. Порисовать красками или карандашами?

36. Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

Любишь ли ты долгое время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом?

38. Энергично работать вместе с другими?

39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?

40. Копаться в механизмах, приборах?

41. Заботиться о младших, слабых или больных людях?

42. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?

43. Исполнять музыкальные пьесы?

44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?

45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Контрольный лист

Каждый столбец по вертикали характеризует одно направление в развитии способностей личности:

I — физическое (спортивное) (1, 10, 19, 28, 37);

II — организаторское (2, 11, 20, 29, 38);

III — математическое (3, 12, 21, 30, 39);

IV — конструкторско-техническое (4, 13, 22, 31, 40);

V — эмоционально-изобразительное (артистическое) (5, 14, 23, 32, 41);

VI - коммуникативное (6, 15, 24, 33, 42);

VII - музыкальное (7, 16, 25, 34, 43);

VIII — художественно-изобразительное (8, 17, 26, 35,44);

IX — филологическое (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Тест «Умеете ли вы проводить свободное время?»

1. Кажутся ли вам выходные слишком короткими?

2. Бывает ли так, что вам нечем себя занять?

3. Беседуя с товарищами, останавливаетесь ли вы, потому что вам стало скучно?

4. Когда вы с друзьями, кто инициатор всех затей — вы?

5. Знаете ли вы хотя бы четыре разновидности настольных игр?

6. Любите ли вы просто бродить без цели?

8. Что-то коллекционируете?

9. Ведете ли дневник?

10. Любите ли решать кроссворды?

11. Считаете ли вы дождь в выходной катастрофой?

12. Если вы ждете кого-нибудь или чего-нибудь, можете ли себя занять, чтобы не нервничать?

Одно очко за каждый ответ «Да» дается на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 и за каждый ответ «Нет» на вопросы 2, 3, 11.

Интерпретация результатов:

Более 8 очков. Вы умеете проводить свободное время. Друзья никогда с вами не скучают, да и вам чужда скука. Такому качеству можно только позавидовать.

От 4 до 8 очков. У вас, как у большинства, бывают плохие дни, когда ничего не ладится, ничто не забавляет и не развлекает, — наверное, вам будет полезно иметь в запасе какое-нибудь увлечение, которое в любой ситуации сможет хоть немножко исправить ваше настроение.

Менее 4 очков. Похоже, что вас ничего не интересует. Что ж, бывает, но жить так просто скучно. А раз так, понаблюдайте за теми, кто всегда чем-то занят, и очень может быть, что вы научитесь ценить и заполнять свое время.

Тест «Знаешь ли ты себя?»

Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают летать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «Да» или «Нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны:

1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?

2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?

3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?

4. Храните ли письма от близких людей?

5. Интересует ли вас психология?

6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?

7. Избегаете ли вы мысли о смерти?

8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?

9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?

10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?

11. Читаете ли вы любовные романы?

12. Избегаете ли вы одиночества?

13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?

15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?

16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?

17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

Обработка результатов

Подсчитайте количество «Да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма, например 45. Интерпретация результатов:

От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка присмотреться к реальным событиям. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградит вас от неприятностей.

От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.

От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с реальной возможностью.

От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, а она пошла бы вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолевать препятствия.

Психологический комментарий. Процедура тестирования помогает настроить членов группы на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга — закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на этой основе появление возможности изменить себя.

Понятно, что это не профессиональный тест, по которому можно определить те или иные характеристики личности. Да такая задача и не ставилась. Как и любой другой, данный тест — лишь материал для дальнейшей работы. Участникам следует сказать, что результаты помогут в ходе тренинга глубже разобраться в себе. Даже если кого-то они обескуражат или снизят рабочий настрой, объясните, что нужно отнестись ко всему спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к своей личности.

Тест «Остроумны ли вы?»

1. Когда вам настойчиво предлагают поменяться книгами, а вы не хотите обижать человека отказом, удается ли вам найти предлог, чтобы не делать этого?

2. Стесняетесь ли вы выступать перед людьми на сцене?

3. Теряете ли вы голову, когда вас ругают?

4. Когда вы смотрите по телевизору викторину, отвечаете ли вы на все вопросы правильно?

5. Объясняете ли вы, как действует тот или иной механизм, даже если не разбираетесь в этом?

6. Сердитесь ли вы, когда вас кто-то обижает, потому что не можете ответить?

7. Нужна ли вам энциклопедия, чтобы ответить на трудный вопрос?

8. Считаете ли вы, что лучше ответить на трудный вопрос?

9. Замечаете ли вы, если вам неправильно дали сдачу, и поднимаете ли шум, даже если знаете, что вас обсчитали случайно?

10. Во время экзамена вы отвечаете устно без чтения ответа по бумажке?

11. Хорошо ли вы играете в шахматы?

12. Последнее слово всегда остается за вами?

Ключ к тесту . Одно очко дается за каждый ответ «Да» на вопросы 1, 4, 5, 8, 9, 10, 12 и ответы «Нет» на вопросы 2, 3, 6, 11.

Интерпретация результатов:

Более 8 очков. Что ж, смелости у вас хватает. Вы быстро отвечаете, не любите молчать ни в какой ситуации. Однако не слишком ли вы самонадеянны?

4-8 очков . Вы не любите говорить глупости, всегда уверены в себе и в том, что говорите. Это признак ума и осторожности, и вас можно поздравить с такими качествами.

Менее 4 очков. Вы, наверное, застенчивы и не уверены в себе. Но это проходит со временем и опытом.

Ведущий: Очень важно научиться использовать ресурсы своего собственного «Я», направлять их на достижение поставленной цели.

А как вы считаете, что еще необходимо для достижения успеха в развитии своих способностей?

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркнет, что очень важным фактором являются волевые свойства личности, к которым относятся: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка или самообладание, самостоятельность.

Для характеристики выдающихся способностей используют слова «талант» и «гений».

Талант — высшая степень одаренности в какой- либо деятельности, а высшая ступень развития таланта, связанная с созданием качественно новых творений, открытием ранее не известных, неизведанных путей творчества, называется гениальностью. Таких людей за всю письменную историю человечества было около 400. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев, С.И. Вавилов, А. Эйнштейн, Д.И. Менделеев и другие известные всему миру люди.)

Учитель: От чего зависят наши способности?

В ходе классного часа ученики выясняют, что на способности человека влияют наследственность, социальная среда с ее ценностными ориентациями, условия жизни и т.д.

Верь в себя.

Поставь перед собой цель и наметь план действий по ее достижению.

Упорно трудись.

Постоянно внушай себе, что ты все сможешь.

Слушай советы тех, кто старше и опытнее тебя.

Не ленись.

Твори, выдумывай, пробуй!

В заключение классного часа делается вывод о том, что каждому человеку необходимо знать и развивать свои способности. Многое здесь зависит от самого себя. Воспитание творчества, таланта — задача, конечно, сложная, но при желании и настойчивости вполне выполнимая.

Цели:

üобъяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;

üсформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;

üзакрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации;

üсформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, сундучок; класс поделить на две команды, на все вопросы викторины команды отвечают поочередно.

Ход мероприятия:

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

- Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

- Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым.

Права человека естественны , они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека.

Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования.

Права взаимозависимы и взаимосвязаны.

Они универсальны , то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

- О каких принципах прав человека я упомянула?

- Какими правами обладает человек?

- Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

- Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

- Что это за организация? (ООН)

В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

А что такое Декларация?

Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Виды прав:

üПолитические

üКультурные

üСоциально-экономические

Личные права:

üправо на жизнь

üдостоинство личности

üсвободу и личную неприкосновенность

üсвободу передвижения

üтайну переписки

üвыбор места жительства

üтайну личной и семейной жизни

üна справедливое и открытое правосудие

Политические права:

üСвободу мысли и совести

üМирные собрания, шествия, демонстрации

üУчастие в управлении делами государства

Культурные права:

üправо на образование

üсвободное участие в культурной жизни общества

üправо на использование мировых достижений науки и культуры

üправо на свободу творчества

Социально-экономические права:

üНеприкосновенность частной собственности

üПраво на предпринимательство

üТруд в нормальных условиях

üСоциальную защиту

üПраво на отдых

üДостойную оплату труда

üПраво на жильё

üОхрану здоровья

üНа благоприятную окружающую среду

Викторина «Знаешь ли ты свои права?»

Вопросы по мотивам сказок

üКакова цель ООН? (защита прав человека)

üКак называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)

üКонвенция о правах ребенка уделяет этому особое внимание.
Это понятие употребляется в разных контекстах Конвенции семь раз. Что это за понятие? (Достоинство)

üСколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)

üКакая высокоразвитая страна мира пока еще не подписалась под Конвенцией? (США)

üВ каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (1948)

üВ каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?

üВоспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)

Командам предлагаются незаконченные известные фразы, пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты.

Задача – воспроизвести фразу полностью и точно.

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

Раунд 5 «Угадай-ка»

«Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь» (Козлёночек)

«Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь» (Колобок)

«Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев» (Кощей Бессмертный)

«Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности» (Лиса)

«Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу» (Белоснежка, Спящая красавица)

«Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива» (Золушка)

Раунд 6 «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу.

üСвидетельство о рождении. Что это за документ. О каком праве он напоминает (о праве на имя)

üСердечко – право на заботу и любовь

üДомик – право на имущество, на благоприятную окружающую среду

üРучка, карандаш – право на образование

üВитамины – право на медицинскую помощь бесплатную

üСудья – на справедливое и открытое правосудие

üПляж, семья - право на отдых

üБлокнот - право на свободу творчества

üДеньги - Право на достойную оплату труда

«Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

Классный час на тему: Знаешь ли ты себя?

Цели и задачи: - с помощью различных игр дать ребенку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников, повышать самооценку детей;

Учить оценивать свои поступки и поведение окружающих.

Оборудование

У каждого учащегося – изготовленные ими визитки, небольшие листочки – по 2 для каждого ученика, шкатулка.

Ход классного часа:

Учитель . Сегодня я предлагаю поиграть в серьезные игры, которые помогут вам лучше узнать себя и своих одноклассников. Вы, конечно же, уже рассмотрели визитки друг друга, как интересно они оформлены, и знаете, как их владельцы, предпочитают, чтобы их называли: Анюта, Аришка, Викуля, Никитос, Колян, Жека. Давайте же будем следовать пожеланиям друг друга.

Игра «Знаю ли я себя».

Учитель. У вас на партах лежат листочки, Напишите на них свою фамилию и имя. Теперь сверните листок так, что невозможно было прочитать запись. Давайте сложим их в шкатулку.

Теперь вытащите каждый из шкатулки один листок и прочтите, чье имя и фамилия там записаны. Если это оказалось ваше имя и фамилия, то поменяйте листок. При этом никто не должен знать, что написано в вашем листке. Теперь каждый должен написать свое мнение о том человеке, чьи имя и фамилия ему достались, и обязательно, свернув листок, подписать на нем фамилию того человека.

Давайте соберем листочки в шкатулку.

Теперь напишите на чистом листке, что вы думаете о самих себе.

Сейчас я раздам каждому из вас листочки из шкатулки с вашей фамилией и мнением о вас вашего одноклассника. Теперь у вас по два листка. Сравните сое собственное представление о себе с представлением другого человека.

Игра «Пресс-конференция».

Учитель. Суть игры: выберем трех человек, с которыми вы хотите пообщаться. Они будут отвечать на ваши вопросы – вопросы корреспондентов. Можете спрашивать о чем угодно, с целью узнать как можно больше о личности, которая сидит перед вами. Интервьюируемые будут по очереди сидя за столом, отвечать на ваши вопросы. Для того чтобы вопрос прозвучал красиво, пользуйтесь опорными словами. (На доске: «будьте добры». «пожалуйста», «не кажется ли вам…», «благодарю», «спасибо» и т.д.) Предлагаю примерные вопросы, которые вы можете задать ребятам (на листочках):

Ваше любимое блюдо?

Умеете ли вы готовить?

Делаете ли вы зарядку по уторам?

Верите ли вы в справедливость?

Хотите ли вы быть президентом страны? Почему?

Как вы проводите свободное время?

Ваш любимый праздник?

Вы любите животных?

Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы сделали?

Ваш любимый школьный предмет?

Кем бы вы хотели бы стать в будущем?

Ваш любимый цветок?

Игра «Лепестки»

Учитель. А теперь веселая игра «Лепестки». Мальчиков я попрошу стать слева от стола, девочек – справа. На столе лежат «лепестки» оранжевого и синего цвета. С обратной стороны розовых «лепестков» написаны шуточные качества, присущие девочкам. С обратной стороны синих «лепестков» - качества присущие мальчикам. Играем так: сначала

девочки по очереди берут по одному «лепестку» синего цвета, читают вслух написанное на нем качество и вручают лепесток, тому мальчику, которому, по их мнению, это качество больше подходит. Затем то же проделывают мальчики с оранжевыми «лепестками». Каждый из играющих сам решает кому отдать этот «лепесток». Пропускать или оставлять лепестки на столе нельзя. Таким образом, каждый участник от одного до нескольких «лепестков».

(Оранжевые «лепестки»: егоза, ангелочек, спящая красавица, задавака, Золушка, старуха Шапокляк, верный друг, воображуля, забияка, скромнейшая, добрейшая, красивейшая, мисс Активность, душа нараспашку, мисс Обояние, умнейшая, тихоня, деловая, самая крутая, храбрейшая.

Синие «лепестки»: сорвиголова, ворчун, философ, умник не по годам, король приколов, профессор, хохотунчик, молчун, умирающий лебедь, покоритель девичьих сердец, липучка, добряк, крутой, непоседа-торопыжка, гадкий утенок, зануда, деловой, верный друг, балаболка, лидер, суперкачок, самый обоятельный и привлекательный, мистер Скромность.)

Рефлексия .

Учитель . Понравился ли вам классный час? Что больше всего вам понравилось? Какие чувства и эмоции возникали у вас во время игры? Как бы вы оценили свое поведение и поведение партнеров по играм.



Просмотров