Картотека (старшая группа) на тему: картотека малоподвижных игр в старшей группе. Малоподвижные игры в старшей и подготовительной группе по фгос

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка в школьном возрасте трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача руководителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.

В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для себя новое в окружающем их мире, в формах игры, овладевая навыками, которых требует жизнь. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребёнка определённых поступков, выявления личных свойств и качеств.

Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это свойство называется общественностью. Предлагая детям играть вместе, играть дружно, мы тем самым требуем от них довольно высокого уровня развития общественности.

Именно игра позволяет формировать это качество и тем самым сближает воспитание с характером жизни общества взрослых.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРЕ

Организация и проведение игры, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие качества, требует большого искусства ПЕДАГОГА.(Или вожатого) Деятельность педагога должна быть в первую очередь обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры - это радость, то нужно так организовать их, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношениях между играющими.

Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания педагога постоянно, а не только тогда, когда возникают конфликты в играющем коллективе.

Когда педагог входит в центр детской жизни - в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легче ориентироваться при организации игры.

Поэтому педагог должен владеть мастерством руководства игрой: подвижной, ролевой, музыкальной, командной - в такой мере, чтобы готовым в любой момент показать детям игру, проиграть её с ними, оценить их достижения в овладении правилами и ещё небольшой, но всё же существенной техникой той или иной игры.

Педагог должен вносить новый игровой опыт, учить детей играть в определённую игру.

Для ребёнка овладение новой игрой означает получение нового опыта.

БУБЕН

По жребию выбирается водильщик - Бубен. Он берёт жгут и садится на землю (на пол). Играющие окружают его и дразнят.

Бубен, бубен, долгий нос,

Почём в городе овёс?

Две копейки с пятаком!

Ехал Бубен с колпаком.

Овса Бубен не купил,

Только лошадь утопил!

Бубен, Бубен беги за нами,

Хватай руками.! - кричат играющие и разбегаются, а Бубен бежит за ними. Тот, кого он поймает и обхватит жгутом, становится новым водильщиком.

ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД

В ЭТУ ИГРУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЮТ И ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ

Готовиться конверт с карточками-заданиями и на празднике или игровой программе предложить гостям или детям попутешествовать на «весёлом поезде». Сидящие за столом под музыку или скандируя слова:

Тук-тук-тук стучат колёса,

Поезд наш летит вперёд.

Кто сойдёт на остановке,

Тот нам спляшет и споёт.

как только четверостишие заканчивается или музыка останавливается, тот участник, у кого оказался конверт вынимает из него карточку с заданием и выполняет его.

Задания для детей:

Спой песенку колобка.

Скажи соседу справа «Какие у тебя красивые уши»

Ты -кенгуру. Зажми между коленями мячик и попрыгай с ним вокруг стола.

Нарисуй лошадь с завязанными глазами.

Скажи три раза поговорку «Папа покупал покупку».

Ты - бабочка. Покажи, как ты порхаешь на лугу.

Ты - птичка, покажи, как ты насиживаешь яйца в гнезде, летишь за кормом, кормишь птенцов.

Ты - петух. Покажи, как роешь землю, находишь зёрнышко, созываешь кур.

Ты - поезд. Покажи, как будешь подходить к станции.. Отправляться от неё.

Положи в рот три конфетки, Съешь их.

Получи приз.

Изобрази собачку, которая радуется своему хозяину.

СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ

Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Участники игры садятся на стулья у одной стены и читают стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора пробежаться

И местами поменяться?

Как только стишок прочитан, все играющие бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Постепенно убирают по одному стулу. Всё повторяется до тех пор, пока один из двух ребят не займёт последний стул.

КТО ЛЕТИТ?

Играющие сидят вокруг стола. Каждый кладёт на стол указательный палец. Руководитель (водящий) говорит: «Голубь летит», и поднимает вверх палец; все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых («Воробей лети», «Пчела летит» и т.д.) и все поднимают палец. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» (или «Стол лети», «Осёл летит» и т.п.) В этих случаях палец поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. Побеждают наиболее внимательные, у которых к концу игры будет меньше штрафных очков.

НАДОЕЛО ТАК СИДЕТЬ

Стулья ставят друг против друга. На одной стороне - по количеству игроков, на противоположной стороне на один меньше.

Дети дружно все произносят слова:

Надоело так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

Ра, два, три.

После слова «три» дети бегут на противоположную сторону и занимают стул. Ребёнок, которому стул не достался- выбывает из игры и забирает с собой стул.

ДЕПО

Дети (вагончики) беспорядочно рассаживаются по стульям(депо) в зале (комнате). (На лужайке можно на траве) Выбирают водящего машиниста. У него нет стула. Педагог(вожатый) объявляет: Солнце встало, утро настало. «Машинист подаёт гудок, изображает паровозик, ходит между стульями собирает вагончики в состав. Возле каждого стула состав останавливается, машинист подаёт гудок «Ту-ту». Вагончик цепляется. Состав во главе с машинистом делает несколько кругов. Затем Машинист подаёт гудок, вагончики разбегаются по своим «депо», машинист тоже занимает себе место. Игрок, которому место не досталось, становится машинистом.

ПТИЦЫ

Дети выбирают (или назначает вожатый) «Хозяйку» и «ястреба», остальные -«птицы». «Хозяйка» тайком от «ястреба» даёт название каждой птице: «кукушка», «ястреб», «воробей». Прилетает «Ястреб» и начинает переговоры с «хозяйкой».

За чем пришёл.

За птицей.

За какой?

Ястреб называет «кукушку». Кукушка выбегает, ястреб ёё ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка говорит: Нет такой птицы. Игра продолжается пока ястреб не назовёт 3-4 птицы. На роль хозяйки и ястреба назначают других детей.

Правила: 1. Ястреб может гнаться за птицей до условленной черты. Если поймает, забирает с собой, нет - птица возвращается на место. Пойманная птица не играет до конца игры.

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ

По считалке ребята выбирают «зайчика». Становятся в круг. Они изображают огород. Можно покачать руками, подняв вверх. Зайчик скачет в огород- в середину круга. Наевшись, заяц пытается вырваться из круга. Дети то поднимают, то опускают руки, а заяц старается проскочить под ними. Если ему удаётся выбрать из огорода, он выбирает себе нового «зайчика». Игра начинается сначала.

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?

Один из играющих изображает волка. Остальные взявшись за руки, подходят к тому месту где он сидит и говорят:

Волк, ты встал?

Встал.

Волк, ты готов?

Одеваюсь.

Волк. Ты идёшь?

Иду.

С этими словами волк выходит из засады и ловит разбегающихся детей. Кого поймает, то становится волком.

МЫШКА ЗДЕСЬ?

Инвентарь. Маски кошки и мышки.

Ход игры. Среди играющих выбирают кошку и мышку. Остальные берутся за руки и образуют круг. Двое играющих, подняв руки, изображают ворота. Мышка в кругу, кошка- за кругом.

В начале игры кошка стучится в ворота и спрашивает «Мышка здесь?». Ворота отвечают: «Да, она умывается». Кошка умывается, мышка обегает круг, подходит к воротам. «Мышка здесь?», ворота отвечают «Да. Она причёсывается.» - «А когда она будет готова?» Ворота: «В восемь часов.» (дети могут назвать любое число до десяти). Дети прыгают столько раз, сколько сказали ворота. Кошка обегает круг.

Мышка здесь?»- спрашивает кошка в третий раз.

- «Да, она уже выходит». После этих слов кошка вбегает в ворота, а мышка выбегает из круга. Начинаются догонялки. Игра продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышку.

Кошка имеет право выбегать из круга только в том месте, где пробежала мышь. Играющие беспрепятственно пропускают кошку.

ПОКУПКА ЛЕНТОЧЕК

Ход игры: Выбирают продавца и покупателя, остальные изображают ленточки. Покупатель отходит в сторону, чтобы не слышать, каким цветом называет продавец свои ленточки.

Покупатель к продавцу, завязывается разговор.

Кто пришёл?

Весёлая Агнесса.

Что вам нужно?

Ленточку.

Какого цвета?

Покупатель называет цвет. Если угадал цвет одного из играющих, тот уходит с ним.. Если ошибается, может назвать другой.

Покупателя заменяют, если он угадал большую часть цветов. Выбирают также новую хозяйку.

ОГОНЬ-ВОДА

Когда ведущий говорит «Огонь» - все приседают, сидят не шелохнувшись.Вода- все изображают пловцов. Ведущий пытается запутать игроков, называя подряд одно и тоже слово. Кто ошибётся, выбывает из игры. Играют то тех пор, пока не останется один игрок. Можно не удалять детей, а делать замечания. Почаще менять ведущих.

СОБАКИ И ПЕТУХИ

(Спокойная, игра, сидя.)

Ход игры: Игроки садятся в круг, вожатый каждому даёт название какого-нибудь города. Затем он говорит:» Я слышал, что в городе Воронеже собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок с именем г. Воронеж отвечает: «Нет, сударь, в г. Воронеже собаки не кукарекают, а петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется Орёл. Игрок, чей город назван, отвечает таким же образом. Если он отвечает не сразу или путает, т.е. говорит неправильно: «Собаки не лают, а петухи не кукарекают», то даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-либо задание.

ИДИ К СОСЕДУ НАПРОТИВ

(Игра в комнате - малоподвижная)

Играющие рассаживаются на стулья в круг. В середину выходит водящий. Он подходит к любому игроку и спрашивает, например: «У вас есть тетради, колбаса, вода, конфеты, торты, грабли.?» Игрок отвечает. «Нет, иди к соседу напротив» (показывает рукой, к какому именно). Водящий идёт к указанному игроку, спрашивает у него то же самое. А все остальные в это время должны поменяться местами. Водящий тоже должен следить за этим и успеть занять свободный стул. Кому стул не достался, становится водящим.

ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!

(Из цикла телесная терапия)

Проводится с целью установления тёплых дружеских отношений.

Все участник становятся в общий круг и рассчитываются на 1-й. 2-й. 1-е становятся во внутренний круг, спиной друг к другу. 2-е номера во внешний, лицом к 1-м. (Можно поставить по кругу мальчиков напротив девочек). Таким образом образуются пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).

Здравствуй, друг! - (рукопожатие),

Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга).

Где ты был? - (склоняются к уху друг друга).

Я скучал! - (стучат по обоим плечам).

Вот ты здесь! - (раскрывают руки, разводят в стороны)

Как я рад! - (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).

Затем вторые номера смещаются вправо или влево, и снова пары общаются.

Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои прежние пары.

ПАРОВОЗИК

Проводится с целью: закрепить знакомство, сформировав позитивное отношение друг к другу.

Все участники встают в круге паровозиком, по команде ведущего начинают выполнять какие какие-то манипуляции с соседом. Например: слегка мнут впереди стоящему плечи, постукивают по спине, пощипывают, поглаживают.

Затем все по команде ведущего, разворачиваются и то же самое проделывают с другим соседом.

Игра вызывает массу положительных эмоций: весёлый смех, хорошее настроение.

Береги руки!

Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

Дети образуют круг. Воспитатель, который поначалу выполняет роль водящего, встаёт в середину круга. Дети вытягивают руки вперёд ладонями вверх. По сигналу "Береги руки!" - воспитатель старается коснуться ладоней играющих. Дети должны быстро спрятать руки за спину. Те, кого коснулся водящий, выбывают из игры.

Жучок

Цель: развивать дружеские отношения в детском коллективе.

Дети встают в круг. Выбирается водящий - жучок. Он садится в центр круга на корточки. Дети идут по кругу со словами:

Жучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили. (Дети подходят жучку и ставят его на ноги.)

Танцевать заставили.

Выбирай, кого захочешь,

Потанцуй, сколько хочешь!

Жучок выбирает себе пару и танцует с ним. Выбранный жучком игрок становится водящим, игра продолжается.


Злые и добрые кошки

Цель: учить действовать по сигналу, развивать умение контролировать свои эмоции, способствовать снятию напряжения и агрессивности.

Воспитатель объявляет детям, что сегодня они будут кошками. Говорит, что кошки бывают добрыми (они ласкаются, мурчат, ходят мягкой поступью) и злыми (они прыгают, царапаются, шипят). По сигналу (например, удар бубна) дети превращаются то в злых, то в добрых кошек.

Сторож и колокольчик

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Дети сидят в кругу. Один ребёнок считалочкой выбирается на роль сторожа. Он садится в центр круга лицом вниз так, чтобы на его спине удерживался колокольчик. Один из детей, на которого молча указывает воспитатель, подкрадывается к сторожу, осторожно берёт колокольчик и возвращается на своё место. После слов "Сторож, сторож, ты проспал, колокольчик твой пропал!" сторож просыпается и начинает искать колокольчик. Он внимательно смотрит на детей, пытаясь догадаться у кого колокольчик. Если сторож долго не может найти колокольчик, воспитатель говорит: "Позвони, колокольчик!" Ребёнок, спрятавший колокольчик, качает его за спиной, раздаётся звон, сторож по звуку находит игрока, спрятавшего колокольчик.

Камешки

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу.

Дети под музыку выполняют танцевальные движения. Как только музыка заканчивается дети превращаются в "камешки": садятся на пол, опустив голову и прикрыв её руками. Воспитатель накрывает один "камешек" покрывалом. Дети отгадывают, кто там находится.

Найди и промолчи

Цель: развивать внимание, выдержку, пространственное восприятие.

Для игры понадобится небольшая игрушка. Воспитатель прячет игрушку в группе, предлагает её найти. Предупреждает, что найдя игрушку, нужно подойти к воспитателю и тихо сказать, где она спрятана. Нельзя брать игрушку в руки и говорить громко о её местонахождении.

Овощи и фрукты

Цель: развивать внимание, закреплять знания об овощах и фруктах.

Дети встают в круг. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если называется овощ, ребята присаживаются на корточки, если фрукт - встать на носочки и поднять руки вверх.

Ровным кругом

Цель: развивать внимание.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, читая стихотворение.

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

По окончании стихотворения дети повторяют движение, показанное воспитателем.

Светофор

Цель: развивать внимание, цветовое восприятие.

Для игры понадобятся круги красного, жёлтого и зелёного цвета. Дети стоят врассыпную лицом к воспитателю. На сигнал красного цвета все стоят на месте, на жёлтый - встают, на зелёный - шагают на месте.

Тишина

1. «Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.


2. «Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

3. «Зернышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры:
Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).


4. «Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.
Воспитатель:
Надувайся пузырь.
Надувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся.
Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».
Игра повторяется 2-4 раза
Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

5. «Ква-ква-ква»

Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:
"Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала...
"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.

Правила игры
1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.
2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.
3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".
4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

6. «Кошечка»

Задачи: игра развивает артистизм,ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) .
Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

7. «Шалтай-болтай»

Ход игры

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай
Сидел на стене.
Шалтай- болтай.
Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

8. «Холодно-тепло»

Задачи: развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

9.«Найди пару»

Найди пару - игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры

На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры
1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
3. Ребенка сажают за стол.
4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или
ребенок выбирает предмет самостоятельно).
5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание
Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.
Источник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

10. «Найди по описанию»

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он - круглый, одна сторона у него красная, а другая - синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры:
1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание

Можно описывать людей, животных, природу - осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

11. «Молчанка»

Задачи:игра развивает речь и память с помощью стишков.
Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями,смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Игра является одной из приоритетных форм работы с людьми. Особенно интересны подвижные игры на воздухе. Но, по разным причинам, не всегда есть возможность для уличных игр. Поэтому каждый организатор игр должен уметь занять любого человека и в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание своей работы.

Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество людей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые; интеллектуально-познавательные; сюжетные, ролевые, драматизация, творческие конкурсы; игры со словами.

Виды малоподвижных игр

Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают участников новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

«Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.

Предметные игры

Предметные игры: предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Пример таких игр:

«Часы». Игрокам предлагается расположить часы (солнечные, песочные, механические, электронные) в порядке их появления на свет.

«Назови исполнителя». Участники получают грампластинки с заклеенным названием. Прослушав мелодию, они угадывают автора и исполнителя.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

  • - способствуют знакомству и сплочению в коллективе;
  • - создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;
  • - развивают важные качества личности человека- умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения организатора.

Приведем несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Участники садятся в круг. Первый игрок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий - имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если игроки уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася - веселый, Дима - добрый) или предмет (Вова - велосипед, Наташа - ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

  • 1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.
  • 2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал подъема флага и т.д.
  • 3. Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.
  • 4. Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Великолепная семерка», «Литературный ринг», «Ремесла древние и современные». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Сборник игр малой подвижности для детей

4-5 лет (средняя группа)

Яньшина К.О.

2013

    Съедобное – несъедобное

Цель : развитие реакции и внимательности;

    Для игры нужен простой

    Участники игры "Съедобное - несъедобное" встают на одну линию(либо сидят на стульчиках). Лицом к лицу от них стоит ведущий с мячом в руках.

    Он называет разные предметы (например арбуз, ножницы, цветы, пицца, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в свою очередь должны отвечать «съедобное» или «несъедобное», на тот предмет, который называет ведущий и ловить мяч, если названный предмет съедобный и отбрасывать, если несъедобный.

    Ведущий должен кинуть мяч в руки участника одновременно называя предмет.

    Холодно. Горячо. Теплее.

Цель : продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо».

Ход игры: Один ребенок выходит из группы, воспитатель на глазах у остальных детей прячет какой-нибудь предмет (можно заранее договориться, какой именно, чтобы было известно, что искать).

Ребенок возвращается в класс и начинает искать эту вещь, ориентируясь по подсказкам других игроков: если он находится далеко от предмета, то ему говорят «холодно», если близко, то - «тепло», если рядом с предметом, то - «горячо».

    «Чудесный мешочек»

Цель : Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование : мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры . 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

    Зайка серый умывается

Цель: упражнять детей в выполнении различных действий, учить слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Ход игры: дети стоят в кругу, зайка (выбирается по считалочке) в середине и обыгрывает текст, затем подходит к кому- нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

    Как живешь?

Цель: развивать внимание, память, быстроту, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход игры: дети стоят (либо сидят на стульчиках) в кругу и повторяют движения и слова за педагогом:

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вверх)

Как идешь? – Вот так! (шагают на месте)

Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)

Как берешь? – Вот так! (прижимают ладонь к себе)

Как даешь? – Вот так! (выставляют ладонь вперед)

Как шалишь? – Вот так! (надувают щеки и аккуратно кулачком лопают)

Как грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком).

    Солнышко- Дождик

Цель: учить детей действовать по сигналу, снять психоэмоциональное напряжение, развивать внимание.

Ход игры: дети стоят около своих стульчиков в кругу, повторяя слова и движения за воспитателем:

(ходят по кругу)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку

Топ, топ, хлоп, хлоп.

(затем воспитатель говорит «Дождь идет», после чего дети садятся на стульчик и прячутся, закрывая голову ладонями ).



Просмотров