Какое освещение допускается в слесарных мастерских. Санитарно-бытовое обеспечение обучающихся во время производственного обучения и практики

1. Помещения учебно-производственных мастерских

2. Требования к освещению, отоплению и вентиляции

3. Оборудование и материалы

4. Рабочее место

5. Индивидуальные защитные приспособления

6. Пожарная безопасность

7. Электробезопасность

8. Правовые аспекты организации и оборудования школьных мастерских и трудовых кабинетов

9. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

10. Нормативы материального, гигиенического и трудового обеспечения учебного процесса.

11. Нормативы учебных помещений для занятий по технологии

12. Организация работы по охране труда школьников

13. Таблица - Сроки проверки оборудования и защитных средств

1. Требования к учебным мастерским

Помещения учебно-производственных мастерских, участков, пролетов

1.1. Межшкольные мастерские, обслуживающие несколько школ, должны иметь самостоятельный участок

1.2.Встроенные в школьные здания учебные мастерские
следует располагать изолированно от классных помещений
(на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопо­глощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

1.3.Помещения учебных мастерских должны быть свет­лыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастер­ских в подвальных и полуподвальных помещениях.

1.4.Кубатура и полезная площадь помещений учебных
мастерских должны строго соответствовать действующим
типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производст­венных мастерских школ.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время ра­боты площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25-40% по сравнению с нормой площа­ди рабочего места взрослого рабочего.

Так, для обучения токарей площадь на одного рабочего должна составлять 6 м2, фрезеровщиков и шлифовальщи­ков - 9-12 м2, электросварщиков - 7,5 м2, слесарей-инстру­ментальщиков, сборщиков, ремонтников и других - 4 м2.

1.5.Полы производственных помещений (деревянные,
цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескольз­кими, непылящими и удобными для очистки, а также удов­летворять эксплуатационным требованиям данного поме­щения. При наличии цементных полов рабочие места уча­щихся и преподавателей должны быть оборудованы дере­вянными решетками.

В помещениях, где производится работа с кислотами и щелочами, а также с другими агрессивными веществами (соли, нефтепродукты и др.), полы должны быть устойчи­выми в отношении химического воздействия и не допускать адсорбции указанных веществ.

6.10.Все мастера, инструкторы и учителя трудового обу­чения должны знать правила, положения и инструкции по
технике безопасности и промышленной санитарии приме­нительно к области техники и труда, которым обучаются
учащиеся как в учебных мастерских, так и на предприяти­ях. К трудовому обучению учащихся может быть допущен
только тот административно-педагогический персонал, ко­торый прошел проверку знаний по технике безопасности
квалификационной комиссией отдела народного образо­вания.

6.11.На учащихся, проходящих трудовые политехниче­ские практикумы на предприятиях, распространяется тот
же порядок прохождения инструктажа по технике безопас­ности, который установлен для рабочих предприятий. Всю
ответственность за своевременный и полный инструктаж
учащихся на рабочих местах несет администрация пред­
приятий.

6.12.По3ручая какую-либо работу учащемуся, мастер, ин­структор, учитель, помимо ознакомления учащегося с тех­нологией процесса, устройством машин, станка и другими
условиями работы, обязан проинструктировать о мерах
безопасности при данной работе, рассказать о назначении
предохраняющих устройств оборудования, безопасных ме­тодах работы, подготовке и уборке рабочего места, прави­лах личной гигиены. Эти знания периодически проверяют­ся, закрепляются.

6.13.Ни один учащийся не может быть допущен к прак­тической работе, а также к самостоятельной работе и об­служиванию любого оборудования без соответствующего
обучения работе на станке, должной проверки знаний тех­ники безопасности в пределах учебной программы , правил
и инструкций по технике безопасности, относящихся к его
специальности.

Проведение инструктажа по технике безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале инст­руктажа по технике безопасности.

6.14. На производственных участках, в учебных мастер­ских должны быть вывешены соответствующие плакаты по технике безопасности, предупредительные надписи и инст­рукции по технике безопасности.

В соответствии с указанным Положением существует установ­ленная номенклатура мероприятий по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Примени­тельно к учебным мастерским, это следующие мероприятия.

1. Акт - разрешение на проведение занятий в учебных мастер­ских (составляется ежегодно перед началом учебного года).

Акт - разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в
Учебных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).

2. Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязан­ностях по охране труда (к началу учебного года).

3. Должностные инструкции по охране труда работников обра­зовательного учреждения с их личными подписями (доведение под
роспись производится ежегодно).

4. Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем
месте учащихся. Следует подчеркнуть, что все инструктажи школь­ников по безопасным приемам труда должны быть соответствую­щим образом оформлены в журналах по технике безопасности.

Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.

Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодатель­ству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руково­дитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшед­шие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процес­са в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования преду­смотрена постановлением № 000 - «Положением о порядке рас­следования и учета несчастных случаев на производстве», приня­тым Правительством РФ 3 июня 1995 г., которое должны знать работники учебных заведений.

Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудова­ние и защитные средства в учебных мастерских проходили про­верку в соответствии со сроками, установленными Положением (см. табл.).

Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказан­ного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установ­ленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель техно­логии. Как государственный служащий, которому доверено обеспе­чить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, мно­гие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт.

Таблица - Сроки проверки оборудования и защитных средств

Наименование оборудования и защитных средств

Сроки и формы регистрации проверки

Огнетушители (всех типов)

Один раз в год с указанием даты

Сопротивление электросети

Состояние заземления

Ежегодно. Составляется протокол

фаза-ноль (при кабельном вводе)

1 раз в 5 лет. Составляется протокол

Трансформаторы понижающие (стационарные) 12, 24, 42 В и переносные

1 раз в год

Очистка электроламп от пыли

1 раз в месяц

Очистка стекла от пыли и грязи

Не менее 2 раз в год

Лестницы передвижные (стремянки) деревянные

1 раз в год

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 3 апреля 2003 г. N 27
"О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03"

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2003 г. Регистрационный N 4594

2.4.4. Гигиена детей и подростков

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03
"Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.)

Утратило силу в связи с отменой с 14 октября 2014 года
СанПиН 2.4.4.1251-03 на основании постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года N 41

видов деятельности

помещений

разного возраста

по видам спорта

различного профиля

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002 г., N 7, ст.631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 (ред. от 22.02.1997) "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 12, ст.1053).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1.5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности.

1.6. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программ, дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

II. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного образования, в том числе включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускаются.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей не рекомендовано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки, в зависимости от их назначения:

Спортивная площадка 0,7 - 1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45x20 м2), две волейбольные (9x18 м2), две баскетбольные (16x28 м2) площадки, либо по одной волейбольной, баскетбольной и одна комбинированная площадка; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

Учебно-опытная зона 0,15 - 0,4 га, включающая участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

Зона отдыха и аттракционов, площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

Хозяйственная площадка, площадью 0,05 - 0,1 га;

Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительного образования детей.

2.6. Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

III. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

На первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В связи с введением в действие с 30 июня 2003 г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 119 названные Санитарные правила и нормы признаны утратившими силу

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образования необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалением стоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениями госсанэпиднадзора.

4.3. В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

4.4. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кино-фотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

4.5. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

V. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.

5.2. Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3.1. Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4,8 м2 на 1 учащегося, высотой - не менее 3,0 м, высотой подоконников не более - 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не более - 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2;

5.3.4. Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4,5 м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не менее 9 м2, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

5.3.6. Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации музыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

Помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные), площадью не мене 12 м2;

Помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой - не ниже 3,0 м;

Помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой - не ниже 4,0 м.

5.4.2. При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов, площадью не менее 10 м2.

5.4.3. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков # оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды;

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

Концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2.;

2 костюмерные для мальчиков и девочек (10 - 18 м2) в удобной связи со сценой,

Комната исполнителей (24 - 36 м2),

Помещения для драмкружка (50 - 70 м2),

Подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5.7. Требования к организации занятий техническим творчеством.

5.7.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

5.7.2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

5.7.3. Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

5.7.4. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90 - 100 см.

5.7.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45° к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20-30°, фрезерные - параллельно окнам.

5.7.7. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей ( ).

5.7.8. Все оборудование, являющееся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

5.7.9. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" # .

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

5.7.10. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

5.7.11. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии # гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.8. Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.

5.8.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

5.8.2. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5.8.3. С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий

5.9.1. Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

5.9.2. Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должен отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5.9.3. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 2,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42 x 18 м2) и спортзал (36 x 18 м2).

5.9.4. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5.9.5. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежании травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.

5.9.6. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

5.9.8. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5.9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находиться на одном уровне с землей.

5.9.12. Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

5.9.13. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

Игровые зоны общей физической подготовки;

Специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;

Административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.

5.9.14. При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

5.9.15. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в .

5.9.16. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах - 4-х часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

5.10. Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.

VI. Требования к естественному и искусственному освещению

6.1. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I-го светоклиматического пояса - 5,1%, но не менее 3,8%; для II - 4,1%, но не менее 3,0%; для III - 3,6%, но не менее 2,5%. Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

6.3. Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна превышать 3:1.

6.4. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

6.5. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

6.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузноотражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0,8, стен и оборудования - не менее 0,7, пола - 0,4.

6.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м.

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

В учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

В компьютерных кабинетах - 300 - 500 лк;

В мастерских по обработке металла - 600 лк;

В мастерских по обработке дерева - 500 лк;

В швейных мастерских - 600 лк;

Изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

Концертных залах - 300 лк;

Звукоаппаратной - 150 лк;

Спортивных залах - 200 лк (на полу);

Рекреациях - 150 лк;

В помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

VII. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 7.1.

7.2. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6°С.

7.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60-30%, скорость движения воздуха - 0,2-0,3 м/сек; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45-30%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек.

Таблица 7.1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

7.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч.

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в # , в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в .

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

IX. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны проводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях должна проводиться ежедневная, влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетические # моющие # средства # и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3-х раз в год (весной, летом, осенью).

9.2. Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые) необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

9.3. В туалетах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплой водой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал необходимо погрузить в 0,5% раствор гипохлорида кальция или 1% раствор хлорной извести на 30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук.

9.4. В душевых должна проводиться ежедневная уборка и дезинфекция (помещения, предметы обстановки - скамьи, шкафчики, резиновые коврики).

В душевых необходимо пользоваться индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9.5. Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует проводить следующим образом:

спортивный ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 - 4 раз в месяц;

тренировочные мешки, чучела и переносный спортивный инвентарь протирают влажной ветошью менее 1 - 2 раза в день, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

маты должны не реже 1 раза в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом воздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться стирке не реже 1 раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованием мыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возраста кожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

9.6. Гигиенические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов для детей должны отвечать санитарным правилам.

9.7. В учреждениях дополнительного образования должны быть предусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

9.8. В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку и насыпать корм.

9.9. Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациям общественного питания.

9.10. На территории участка следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать. XI. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования

11.1. Руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

Выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

Организацию производственного и лабораторного контроля;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

Своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;

Выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

Условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

Эффективную работу санитарно-технического, технологического, и другого оборудования учреждения;

Проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

Организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

11.2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. ** в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

*** младшая группа первого года обучения.



Освещение ‒ это неотъемлемый процесс жизнедеятельности человека, позволяющий различать предметы, их объем, глубину, контуры и текстуру. В зависимости от вида деятельности или отдыха к освещенности предъявляются различные требования. Рациональное освещение должно соответствовать комфортным, безопасным условиям труда и создавать оптимальные условия для зрительного восприятия. Чтобы определить какое освещение допускается в слесарных мастерских, необходимо учитывать вид и точность производимой работы, а также размер обрабатываемых деталей. Только в Едином тарифно-квалификационном справочнике России описано более 70 профессий слесарей. Поэтому исходя из нормативов, приведенных в ГОСТ Р 55710-2013, можно выделить 14 видов слесарных мастерских, требования к освещению которых различаются.

Освещение делится на естественное, искусственное и совмещенное (естественное и искусственное одновременно). Естественное осуществляется солнечным светом через предусмотренные светопрозрачные конструкции. Искусственное выполняется осветительными установками, работающими от переменного тока.

Естественное

Освещение светом, проникающим с улицы, зависит от многих факторов: погоды, региона, времени суток, площади и расположения окон, загрязнения стекол. Так как источник естественного света носит непостоянный характер, нормировать его в интенсивности невозможно, поэтому для определения принят коэффициент (КЕО). Значение коэффициента определяется отношением естественной освещенности внутри помещений (Eвн) к одновременной наружной под открытым небом (Eнар). КЕО вычисляется по формуле: Eвн/Eнар х 100%. Замеры внутри помещения производятся в зависимости от расположения окон. При боковых окнах замер производят на расстоянии 1 м от противоположной стены. При двухсторонних окнах, а также при светопрозрачных конструкциях на кровле (фонарях), замер производят по центру помещения. Наружные замеры делают единовременно под открытым небосводом при отсутствии теней от зданий, сооружений, растительности и людей (на крыше или возвышении).

Приведенным выше ГОСТом естественное освещение для производственных помещений не учитывается. При этом коэффициент КЕО нормируется СанПиН 2.2.½.1.1, но только для жилых и общественных зданий. В этот перечень попадают учебные слесарные мастерские школ и профтехучилищ, для которых предусматривается совмещенное освещение с КЕО равным 3% для верхнего и 1,2% ‒ для бокового.

Искусственное

Искусственное освещение делится на общее, локализованное и комбинированное. При общем – светильники располагаются под потолком по одной или нескольким линиям с условием равномерного рассеивания света.

Локализованное предусматривает смещение потолочных ламп к зоне производства работ или применение настенных/подвесных на рейках светильников. Комбинированное, помимо основного, включает местное – настольные лампы с регулировкой направления света. Применять местное освещение допускается только совместно с общим, чтобы исключить зоны контраста и постоянную адаптацию органов зрения.

В случаях применения комбинированного вида для слесарных мастерских в зоне зрительной работы показатель освещенности установлен 1000 лк, а в зоне периферии ‒ 200 лк.

Зоны

Вся площадь мастерской, кроме отгороженных мест под складирование, является рабочей поверхностью, для которой нормируют освещенность. При этом освещённость должна различаться на всех участках. Максимальная интенсивность света принимается в зоне зрительной работы – части поверхности, на которой выполняют работу. Вокруг зоны зрительной работы на расстоянии 0,5 м находится зона непосредственного окружения, в которой осуществляется освещение рабочего места слесаря. Зона за ее пределами называется периферия.

Значение освещенности в зоне периферии должно быть не более 1/3 зоны непосредственного окружения. Значения освещенностей в зоне непосредственного окружения и в зоне зрительной работы приведены в таблице.

Требования

Самым главным и основным параметром стала освещенность, которая по Международной системе единиц измеряется в люксах (лк). Если выразить в световом потоке, который измеряется в люменах (лм), то 1 лк =1 лм/м².

В ясный день на рассвете, когда солнечный диск нижним контуром касается горизонта, освещенность составляет 400 лк, а в полдень в зависимости удаления от экватора под прямым солнцем ‒ 32-130 тыс. лк.

К освещению рабочих помещений предъявляются и другие требования, 5 из которых являются основными при нормировании производственных помещений.

Эксплуатационное освещение

Это минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности, обозначается «Eэкс» и измеряется в люменах. Оно должно быть обеспечено на протяжении всего времени эксплуатации осветительного оборудования.

Равномерность

Это отношение значения минимальной освещенности к значению средней на заданной поверхности. Обозначается «Uo», то есть Eср/Eпериферии.

Дискомфортная блескость

Явление, вызванное ослеплением светом, которое может происходить из-за расположения источников света в поле зрения при нормальной работе, а также отражений окружающих поверхностей. Для исключения или снижения дискомфортной блескости учитывают расположение светильников, применение защитных углов отражателей и экранирующих решеток, осветительных приборов.

Для источников света яркостью 20-50 ккд/м² защитный угол принимается не более 15°, при яркости 50-500 ккд/м² ‒ не более 20°, выше 500 ккд/м² ‒ до 30°.

Нормируется также коэффициент отражения окружающих поверхностей:

  • потолок – 0,7-0,9;
  • стены – 0,5-0,8;
  • пол – 0,2-0,4;
  • рабочие поверхности – 0,2-0,7.

Объединенный показатель дискомфорта обозначается «UGR» и выражается числовым значением. Рассчитывается блескость с учетом яркости фона, отраженной освещенности на уровне глаз наблюдателя, габаритной яркостью и телесным углом светящих частей светильника, а также индекса позиции каждого осветительного прибора по ГОСТ Р 54943-2012.

Индекс цветопередачи

Показатель характеризует уровень соответствия естественного цвета тела видимому цвету этого же тела при освещении его источником света. Коэффициент или индекс цветопередачи обозначается «Rа» и определяется сдвигом цвета с помощью 8-и эталонных цветов, указанных в DIN 6169. Характеристика не всегда указывается в сопроводительной документации светильника/лампы, поэтому уточняется у производителя. Максимальный Rа равен 100 и характерен для солнечного света. Максимальный индекс для ламп со степенью цветопередачи 1А достигает показателя 90, а минимальный со степенью 4 может быть ниже 39.

Коэффициент пульсации

Вследствие питания ламп переменным током может возникать стробоскопический эффект – мерцание. Коэффициент обозначается «Kп» и выражается в процентах, то есть на сколько % снижается яркость во время импульса мерцания.

Нормы

В таблице указаны нормы освещения в слесарных мастерских различных промышленных отраслей с учетов вида и точности работ.

Слесарные мастерские Eэкс (лк) Uo не менее UGR не более Rа не менее Kп (%) не более
Электрослесарная по перемотке катушек трансформаторов и статоров электродвигателей:

· большие

· средние

· малые

По грубой и средней обработке металлов с размерами объекта различения от 0,1 мм включительно 300 0,6 22 80 20
По точной обработке металлов с различением объектов до 0,1 мм 500 0,7 19 80 10
Сборочная мастерская металлообрабатывающего производства:

· по грубой сборке

· по средней сборке

· по точной сборке

· по высокоточной сборке

Автослесарные:

· сборочные

· сервисные

Металлургического производства с продолжительными ручными операциями 200 0,6 25 80 20
Кабинеты труда 500 0,6 19 80 10
Учебные профтехучилища* 500 0,6 19 80 15

*Для слесарных мастерских учебных заведений допускаемые нормы освещения регламентируются также СанПиН.

При искусственном показатель Eэкс отличается и установлен на уровне 300 лк, в то время как ГОСТом этот показатель определен 500 лк. Исходя из того, что ГОСТ был утвержден в 2013 г., а СанПиН в 2009 г., ориентироваться нужно на ГОСТ. К тому же нормативы российского госстандарта совпадают с европейскими нормами, регламентированными ЕН 12464-1:2002, часть 1 – «Освещение рабочих мест внутри зданий».

Оптимальный уровень освещённости помещений способствует хорошему настроению, повышает работоспособность и улучшает зрительные функции. Нельзя забывать и о биологическом действии естественного солнечного света. В современных учебных заведениях имеется тот минимум естественной освещённости, который исключает перенапряжение зрения учащихся при зрительной работе. Однако в солнечные дни создаются блики на рабочих столах и классной доске, что может вызвать слепимость у учащихся. Для защиты от прямых солнечных лучей лучше всего применять регулируемые жалюзи (деревянные, металлические, пластмассовые). Можно использовать и раздвижные занавески (светлых тонов), убирая их в простенки в дождливую и пасмурную погоду.

Основные гигиенические требования к искусственному освещению предусматривают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и бликов на рабочих поверхностях. Учебные занятия часто проходят при искусственном освещении не только во вторую смену, но и в первую (утренние часы в осенне-зимний период). Источниками искусственного освещения служат люминесцентные лампы, лампы накаливания. Для освещения помещений рекомендуется использовать люминесцентное освещение белого света (ЛБ) и тепло-белого света (ЛТБ).

Поскольку учебная работа в учебных заведениях связана со зрительным напряжением, необходимо стремиться к оптимальной освещённости учебных помещений. Недостаточное освещение может служить одной из причин снижения остроты зрения и влечёт за собой ухудшение функционального состояния учащихся.

Согласно утверждённым нормам, на рабочих поверхностях наименьшая освещённость при люминесцентных лампах - 300 лк; такая же освещённость предусматривается в учебно-производственных (слесарных, токарных, фрезерных) мастерских. В кабинетах технического черчения минимальная освещённость на доске - 300 лк, на рабочих столах - 500 лк. При освещении люминесцентными лампами в кабинетах обычно используются светильники типа П10Д-2-40 или ШЛД-2-40. В каждом светильнике помещаются лампы белого света (типа ЛБ). Все светильники должны быть обеспечены бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА). Можно также использовать потолочный люминесцентный светильник рассеянного света (ПЛР), который создаёт впечатление светящегося потолка. Для освещения доски или демонстрационного стола в лабораториях дополнительно применяются светильники типа ШМЗ или ШКД-2-40.

Для освещения лампами накаливания применяется осветительная арматура, создающая рассеянный, полуотражённый от потолка и верхней части стен поток света. Практически о достаточности освещения можно судить, исходя из расчёта удельной мощности, то есть мощности, приходящейся на 1 м2, которая должна быть не менее 48 Вт/м2. Совершенно недопустимы лампы без арматуры. В производственных мастерских по обработке металла у станков дополнительно устанавливаются светильники типа «Альфа». В учебных помещениях должна быть предусмотрена возможность раздельного включения дополнительного искусственного освещения по рядам. Демонстрационные столы в лабораторных помещениях, так же как и классные доски, должны иметь особое раздельное освещение.

Осветительный календарь для средней полосы

Месяц Числа месяца Месяц Числа месяца Время включения искусственного освещения
Январь 1-10
11-20
21-31
14.00
14.15
14.30
Июль 1-10
11-20
21-31
19.45
19.15
19.00
Февраль 1-10
11-20
21-29
15.00
15.15
15.30
Август 1-10
11-20
21-31
18.30
18.00
17.30
Март 1-10
11-20
21-31
15.45
16.00
16.30
Сентябрь 1-10
11-20
21-30
17.00
16.30
16.00
Апрель 1-10
11-20
21-30
17.00
17.15
18.00
Октябрь 1-10
11-20
21-31
15.30
15.00
14.30
Май 1-10
11-20
21-31
18.00
18.30
19.00
Ноябрь 1-10
11-20
21-30
14.15
14.00
13.45
Июнь 1-10
11-20
21-30
19.30
19.45
19.45
Декабрь 1-10
11-20
21-31
13.45
13.45
13.30

В пасмурные дни, в ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещённости необходимо правильное сочетание естественного и искусственного освещения. Время включения источников искусственного освещения в средней полосе России указано в осветительном календаре. Сочетание естественного и искусственного освещения не оказывает неблагоприятного влияния на зрение.

Естественное освещение помещений зависит от чистоты оконных стёкол. Грязные стекла поглощают до 20% световых лучей. К концу зимы из-за большой загрязнённости окон поглощение света достигает 50%. Поэтому окна нужно систематически мыть, особенно на первых этажах. Освещённость снижается на 10-40%, если подоконники заставлены высокими цветами или предметами. Поэтому комнатные растения целесообразно располагать на специальных подставках и полочках на стенах вблизи от окна. Из этих же соображений совершенно недопустимо закрашивать стекла масляной белой краской или вставлять матовые стекла. Все это, помимо снижения освещённости, лишает учащихся возможности дать отдых глазам, расслабить напряжение мышц глаза, устремив взор вдаль. Для повышения освещённости большое значение имеет цвет стен, потолков, оборудования и степень чистоты. Чтобы свет рассеивался по всей площади помещений, должно обеспечиваться достаточное отражение световых лучей. Это может быть достигнуто при светлой окраске с коэффициентом отражения не менее 60-70%.

Очень важно для сохранения работоспособности снижение статического напряжения в процессе учебных и производственных занятий. Для этого надо использовать мебель и рабочее оборудование рациональной конструкции. Учебная мебель должна быть удобной и обеспечивать правильную, с гигиенической точки зрения, позу сидящих во время занятий.

Правильная осанка учащихся вырабатывается только тогда, когда учебная мебель и оборудование мастерских соответствуют их росту и пропорциям тела. Исследования показали, что отклонение высоты станка на 5 см от необходимой нарушает правильность позы работающего, быстрее наступает утомление, так как энергетические затраты организма во время выполнения такой работы возрастают на 1,5%. При слишком высоко расположенной рабочей поверхности дополнительная нагрузка ложится на мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, так как работающий должен удерживать руки на весу, в поднятом положении. Неправильная поза способствует неравномерной статической нагрузке на различные мышечные группы и может привести к искривлению позвоночника.

При определении оптимальной высоты слесарного верстака следует исходить из высоты над полом локтевой точки работающего: высота рабочего места должна быть несколько ниже высоты локтевой точки. При выполнении в мастерских механосборочных работ наиболее удобной является такая высота верстака, когда локоть работающего и плоскость напильника лежат на одной прямой линии. В зависимости от роста учащегося высота верстака должна меняться. Так, для роста 155-165 см она должна составлять 85-90 см, для роста 165-175 см - 100 см. Расстояние от центра станка до глаз работающего должно быть около 45 см. В случае несоответствия размеров оборудования росту учащихся используют подставки разной высоты (5, 10, 15 см).

Оптимизация условий внешней среды учебных помещений имеет важное значение для обеспечения высокой работоспособности учащихся, сохранения их здоровья и повышения эффективности учебно-производственного процесса.

Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15?. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Размеры мебели и ее маркировка

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-172.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. ---- абз. 15 п. 5.6 иключен

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 450 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся ( настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.



Просмотров