Какими способами выражается во фрагменте авторская позиция. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию.

«1. Четко, прямо, непосредственно:

    в названии текста;

    в отдельных предложениях текста;

    через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

    риторические вопросы;

    риторические восклицания;

    порядок слов;

    лексические повторы;

    оценочную лексику;

    модальные слова и частицы;

    ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.» 8

В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся.

В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

    Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!» 9

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

    имена исторических деятелей,

    названия событий,

    даты,

    цитаты,

    различные исторические факты,

    положения официальных документов,

    народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,

    примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений. В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо. Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах. Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом "смертью автора". Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Диктант слов.

По-моему, по-медвежьи, помногу, по двое, понапрасну, понарошку, по-настоящему, поначалу, по-нашему, поневоле, поодиночке, по-осеннему, по-ребячьи, посередине, поочередно, по двое, ввосьмером, вдвое, в-третьих, в одиночку, вручную, на лету, надвое.

Каких примеров дефисного написания наречий нет в диктанте слов?

2. Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова «двигаться».

Двигаться быстро нельзя было по двум причинам (во) первых приходилось ехать по скользкому грязному пути а (во) вторых глубокие колеи (за) частую близко подходили к реке.

Особенности звуковой организации образа

в стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

В этом стихотворении раскрывается образ осеннего вечера. Мы видим контрастные картины осени: «светлость» осенних вечеров, таинственную их прелесть и «зловещий блеск дерев; тихую лазурь и порывистый «ветр». Контрастность усиливает использование аллитерации на [л] и [р], причем можно заметить чередование твердых и мягких согласных (в метафоре «в светлости вечеров» - твердые [л] и [р], а в эпитете «умильная прелесть» эти согласные мягкие.

В стихотворении преобладает звук [р], он повторяется 20 раз! Чередование твердого и мягкого звука [р] помогает представить резкую перемену в осеннем пейзаже.

Используется в стихотворении и ассонанс на [э], Этот звук повторяется в стихотворении 13 раз. Он помогает передать чувство грусти, тоски.

5. Усвоение нового материала.

1) Работа с учебником. Стр.13.

2) Записи в тетради:


Логическое частицы междометия

Ударение

Обращения восклицания вводные

Риторические конструкции

вопросы

6. Беседа.

Есть ли различие между ударением в слове и логическим ударением в предложении?

Пояснить на примерах.

7. Закрепление.

1) Конкурс «Проба перед киносъемкой».

Учащимся предлагается произнести одну и ту же фразу, меняя тембр голоса и

выражая различные чувства.

Выписать из текста примеры различных способов выражения авторского

отношения к героям и событиям.

7. Обобщение.

8. Самостоятельная работа.

Упр. 28. Указать средства художественной выразительности и способы выражения

Домашнее задание.

Закончить работу над упражнением 28. Подготовиться к контрольному диктанту.

Тема: Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».

Цель: Проверка знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Тютчев свято верует в одушевленность природы, которая не умирает, и в свое конечное слияние с ней. Человек наравне с природой сладостно и мучительно вспоминает древний хаос; между ночью мира и ночью души есть глубокая связь - днем же и тот, и другая успокаиваются и светлеют. Значит, каждому душевному настроению должно быть непременно соответствие в природе, каждая дума и каждое чувство имеют в ней свой отзвук.

Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму. Тем глубже и трагичнее те временные диссонансы, тот разлад между человеком и природой, в силу которого «в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник». Но эта двойственность... должна и может быть преодолена, потому что она - только факт, а не необходимость, и навеки неизменной останется для Тютчева истина, что «дума за думой, волна за волной - два проявления стихии одной».

Вся жизнь - рифма к природе. Поэтому в знаменитом стихотворении - молитве летнему жару и зною, когда бедный нищий бредет мимо сада по жаркой мостовой, соответствует полдень, когда «сам великий Пан в пещере нимф» спокойно дремлет, а душное молчание воздуха, предчувствие грозы, отвечает волнению молодой девушки, которая замирает в истоме проснувшейся первой любви. Поэтому неожиданная ласка природы, уходящее лето похоже на «молодую улыбку женских уст и глаз».

Это неизменное соответствие духа и природы у Тютчева не придумано, не сочинено, а аналогия является такой естественной и простой, образы и олицетворения как бы приходят сами собою.

Ю.И.Айхенвальд

2. Дать ответ на вопрос: какие стихотворения Ф.И.Тютчева вы узнали по использованным в тексте цитатам?

3. Выполните фонетический разбор слов

1 вариант - вспоминает

2 вариант - вселенной

Домашнее задание. Повторить основные понятия из раздела «Лексика».

Тема: Лексика. Переносное значение слова.

Цель: Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на

переносном значении слов.

Развитие навыка определения роли тропов в тексте художественного

произведения.

Ход урока.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки

препинания.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Если путь прорубая отцовским м..ч..м

Ты соленые слезы на ус нам...тал

Если в жарком бою испытал что почем

Значит нужные книги ты в детстве читал!

(В.Высоцкий)

Подберите синоним к слову «намотал».

Почему в данном контексте это слово нельзя заменить

синонимом? (Оно употреблено в переносном значении.)

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Углубление знаний учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов.

СКОЛЬКО НИ

Алгоритм.

НИ
НЕ

1 . Определи, для чего служит частица.

Для отрицания? Для усиления отрицания? Для утверждения?


В простом В сложноподчиненном

предложении? предложении?

НЕ НИ

1) Объяснительный диктант.

Сколько ни езжу я по нашим степям, как ни темны бывают иногда безлунные ночи, мне ни одного разу не случалось сбиться с дороги. Но зато однажды я испытал другое несчастье: меня неожиданно застиг буран в степи, и я познакомился со всеми его ужасами.

Нет ничего ужаснее этого степного страшилища, от которого не каждый человек может уйти невредимым, так как снежный прах обвивается, как змей, и душит все, что ни попадается ему на пути.

2) Индивидуальное задание. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения.

Подберите синонимы к слову «буран».

Чем синонимы отличаются от антонимов?

Какую роль в тексте играет словосочетание «степное страшилище»? (Служит средством связи двух предложений.)

3. Усвоение нового материала.

1) Введение понятия «контекстуальные синонимы».

Могли бы мы без этого текста утверждать, что степное страшилище - это буран?

Такие синонимы, которые обозначают близкие по смыслу понятия только в определенном тексте, называются контекстуальными.

С какой целью используются контекстуальные синонимы?

(Для усиления впечатления, производимого бураном.)

Такой прием называется градацией.

2) Работа с учебником. Знакомство с видами синонимов.

4. Закрепление.

Различение видов синонимов. Упр. 44.

5. Самостоятельная работа.

Различение стилистических синонимов . Упр. 47.

6. Обобщение.

Что нового узнали о синонимах на уроке?

Назовите виды синонимов и приведите примеры.

С какой целью используется в текстеградация?

Домашнее задание. Упр. 45 и 46.

Тема: Антонимы. Роль антонимов в художественном произведении.

Цель: Углубление знаний учащихся об антонимах и их роли в создании

художественного образа.

Различение языковых и контекстуальных антонимов.

Развитие навыка анализа лексических средств выразительности.

Ход урока

1. Повторение пунктуации.

Составьте предложения со следующими оборотами.

Белый как бумага, как лебедь, как снег, как мел.

Красный как огонь, как кумач, как рак.

Почему нет знака препинания в записанных оборотах?

Продолжите запись устойчивых сравнений.

Легкий.... (как пушинка, как перышко)

Острый... (как бритва, как игла)

Прозрачный.. .(как зеркало, как стекло, как хрусталь)

Твердый.... (как камень, как железо, как сталь)

Черный.... (как жук, как смоль).

2. Опрос - повторение.

Что такое синонимы?

Какие виды синонимов вы знаете?

Как называется прием нагнетания синонимов в тексте?

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Усвоение нового материала.

1) Наблюдение за использованием средств художественной выразительности в упражнении 52.

2) Работа с учебником. Стр.32.

6. Закрепление.

1) Упр. 94. Выписать синонимы и антонимы, указать

виды антонимов

2) Самостоятельная работа. Из упражнения 57 записать

первый абзац, Указать языковые и контекстуальные антонимы. Найти пример использования оксюморона.

7. Беседа.

Какой прием называется оксюмороном?

Что такое паронимы ? (стр. 32).

8. Закрепление. Упр. 54

8. Обобщение.

Что такое антонимы?

Какие разновидности антонимов вы знаете?

Какие приемы художественной выразительности связаны с употреблением антонимов?

Домашнее задание.Из текста стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» выписать примеры использования антитезы и оксюморона. Выполнить упражнение 56.

Тема: Исконно русская и заимствованная лексика

Цель: Углубление знаний учащихся о словарном составе русского языка.

Раскрыть роль старославянизмов в тексте художественного произведения.

Ход урока.

1). Осложненное списывание.

Удивительно что (не) смотря на множество самых различных обстоятельств обуславливающих изменения в языке язык меняется (не) очень сильно и сохр..няет свое единство. И это очень важно так как если бы язык (не)сохранил свое единство

то он (не) мог быть средством взаимопон..мания.

Индивидуальное задание.

2) Выписать из текста слова, правописание которых можно объяснить с точки зрения происхождения слова (единство, сохраняет).

Как можно объяснить правописание гласной в этом слове?

(В этом слове наблюдается неполногласное сочетание -РА, свойственное старославянскому языку.)

3. Беседа.

Что представляет собой словарный состав языка?

Как различить исконно русские слова и заимствованные?

4. Работа с учебником. Стр.34 – 37.

5. Закрепление.

Для чего нужно знать происхождение слова при анализе текста?

Выписать примеры использования старославянизмов. Указать их роль в оде М.В.Ломоносова.

2) Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева

«Предопределение».

Выписать примеры старославянизмов, указать,

какую роль они играют в тексте. Стр. 323.

(1) Приставка « пред» в слове «предопределение»;

2) Приставка «пре» в слове «предание»;

3) Неполногласное сочетание «ла» в слове «гласит»;

4) Употребление начальной буквы «е» в корне слова

«съединенье»;

5) Использование слова «рок» вместо слова «судьба».

Какую роль играет в тексте использование старославянизмов?

(Старославянизмы подчеркивают возвышенность чувств, они

используются в высоком стиле речи.)

Почему во второй строфе стихотворения отсутствуют

старославянизмы?

Высокий стиль речи неуместен, когда идет речь об обыденном. Поэтому во второй строфе используется, наряду с нейтральным стилем, разговорный стиль речи:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

6. Обобщение.

Чему учились мы сегодня на уроке?

Какую роль в художественном произведении играет

использование старославянизмов?

Домашнее задание. Выписать из стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

(стр. 323) примеры использования старославянизмов. Указать на их роль в тексте.


Урок 10 (Урок - практикум)

Тема: Трудные случаи орфографии.

Цель: Подготовка к контрольному диктанту.

Повторение правописания Н и НН в суффиксах

прилагательных и причастий. Правописание НЕ и НИ.

Развитие навыка анализа языковых средств

выразительности.

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение правописания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Используя примеры таблицы, рассказать

о правописании Н и НН.


2. 1) взъерошенный 1) взъерошены

2) сожженный 2) жженый (сахар)

жженный недолго нежженый

3) данный, решенный 3) раненый

4) невиданный, неслыханный 4) смышленый,

посаженый


3. Тренировочные упражнения.

Составить словосочетания, сделать синтаксический разбор двух словосочетаний.

2) Упр. 195. Сгруппировать примеры правописания Н и НН.

4. Повторение правописания НЕ с различными частями речи.

Работа с учебником. Стр. 95.

5. Закрепление.

2) Объяснительный диктант.

Берёзы, отражённые в воде,

Расплёсканные, белые стволы,

Зигзаги черные, мозаика листвы...

Березы, отраженные в воде,

Вы словно сны о юности мелькнувшей,

Колеблемые солнечной волной.

И не погладить ствол, и не сломать

Извилистую, трепетную ветвь...

Вас можно лишь ладонью расплескать.

Но стихнет рябь - вы снова предо мною,

Березы, отраженные в воде...

(Э.Дубровина)

Работа над языковыми особенностями текста.

Какую роль играют в тексте лексические средства выразительности?

В стихотворении «Березы, отраженные в воде...» используются лексические средства Эпитет «трепетную ветвь» подчеркивает хрупкость, нежность березки. Метафоры помогают представить образ деревца, отраженного в воде: «можно расплескать дерезы», мозаика листвы».

Используется в стихотворении и сравнение «словно сны», оно показывает изменчивый и смутный образ отраженных в воде берез.

6. Обобщение.

Какие орфограммы мы повторили на уроке?

Какие средства художественной выразительности мы отметили в стихотворении?

Домашнее задание. Подготовка к контрольному диктанту по материалам упражнений 197,198.

Тема: Контрольный диктант по теме: «Лексические средства художественной

выразительности».

Цель: Контроль знаний учащихся по орфографии и пунктуации.

Проверка умения находить в тексте лексические средства

художественной выразительности.

Ход урока.

1. Контрольный диктант.

Отряд, назначенный в набег, состоял из четырех батальонов пехоты, двух сотен казаков и восьми орудий. Колонна шла по обеим сторонам дороги непрерывной цепью. Спускаясь и поднимаясь по балкам, шли егеря в высоких сапогах и папахах,

с ружьями на плечах и патронами на перевязи. Как всегда, отряд двигался по неприятельской земле, соблюдая возможную тишину. Только изредка позвякивали встряхнутые орудия, или не понимающая приказа о тишине фыркала и ржала лошадь, или хриплым сдержанным голосом кричал рассерженный начальник на своих подчиненных за то, что цепь или слишком растянулась, или слишком близко или далеко идет от колонны. Один раз только тишина нарушалась тем, что из небольшой колючки, находившейся между цепью и колонной, выскочила коза с белым брюшком и серой спинкой и такой же козел с небольшими, на спину закинутыми рожками.

Красивые испуганные животные большими прыжками, поджимая передние ноги, налетели на колонну так близко, что некоторые солдаты с криками и хохотом побежали за ними, намереваясь заколоть их штыками, но козы поворотили назад, проскочили сквозь цепь и, преследуемые несколькими конными и ротными собаками, как птицы, помчались в горы.

Еще была зима, но солнце начинало ходить выше, и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становились жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди - таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами - еще выступающие скалы, и на высоком горизонте - вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы.

2. Выписать из текста примеры использования лексических средств художественной выразительности.

Домашнее задание. Повторить все орфограммы, связанные с написанием имен существительных. Выполнить упражнение 135.

Тема: Морфология и орфография. Имя существительное. Роль детали в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен существительных. Развитие навыка определения роли детали в тексте.

Ход урока.

1. Анализ контрольного диктанта.

2. Работа над ошибками в диктанте.

4. Повторение изученного об имени существительном.

1) Беседа.

Что такое существительное?

Назовите основные значения имен существительных.

Какие морфологические признаки имеют имена существительные?

2) Проверка домашнего задания.

3) Индивидуальное задание.

Выполнить морфологический разбор существительного

«интеллигенция».

5. Закрепление.

1).Работа с текстом упражнения 139.

Индивидуальное задание. Сгруппировать слова с пропущенными буквами по орфограммам.

2). Наблюдение за ролью детали в характеристики героев произведения.

На какие детали обращает внимание читателя автор?

Как эта деталь характеризует героиню?

Какую еще деталь использует Тургенев, представляя нам героиню?

На Одинцовой надето простое утреннее платье. Эта деталь подчеркивает простоту героини.

6. Предупреждение ошибок в использовании имен существительных.

Поэтом Пушкиным, городом Пушкином, компози­тором Бородиным,

гордиться победой под Бородином,

интересоваться Герценом и Байроном.

Как объяснить разницу в употреблении вариантов творительного падежа?

Русские фамилии в творительном падеже оканчиваются на - ЫМ, а иностранные - на - ОМ. Имена собственные неодушевленные, образованные от фамилий, также имеют окончание - ОМ: писателем Чеховым , но городом Чеховом .

7. « Подумай и ответь».

Какую гласную следует написать в окончании?

Бородищ.., болотищ.., домищ.., сапожищ.., грязищ..

В именах существительных с суффиксом – ИЩ мужского и среднего рода пишется окончание -Е, а женского рода – А).

Одинаковое ли окончание в словах:

Зубил. и зубрил..?

Одушевленные имена существительные мужского рода после суффикса -Л- имеют окончание -А,а неодушевленные - О.

8. Обобщение.

Что узнали нового?

Какую роль играют в тексте художественного произведения детали?

Домашнее задание. Упр. 163.

Тема: Имя прилагательное.

Роль эпитетов в тексте художественного произведения.

Цель: Повторение правописания имен прилагательных.

Развитие навыка определения роли эпитетов в

тексте художественного произведения.

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации. Объяснительный диктант.

Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день, а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете, но как мучительна его безмолвная печальная прелесть.

Найдите прилагательные в предложении, укажите их синтаксическую роль.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение.

1) Беседа.

Что вы помните об имени прилагательном?

Какую роль играют прилагательные в тексте художественного произведения?

Что такое эпитеты?

2). Выписать из предложения эпитеты, указать их роль в предложении.

« Притихший сад», «солнце радостно блистало» – эти эпитеты используются как антитеза, потому что в предложении противопоставляются картины дня и вечера и подчеркивается чувство грусти. Кроме того, эпитет «одиноко краснеет» указывает и на чувство одиночества.

Как можно понять словосочетание «печальная прелесть»?

Употребление рядом взаимоисключающих понятий в тексте художественного произведения называется оксюмороном .

С какой целью оксюморон используется в данном предложении?

4. Индивидуальное задание.

1) Выписать из предложения словосочетания

«прилагательное + существительное» и выполнить

синтаксический разбор одного словосочетания.

2) Определить способ образования прилагательных

безмолвная, печальная.

Разобрать по составу слово «гостиная» и указать способ образования этого слова.

Способ образования этого слова - неморфологический, это переход слова из одной части речи в другую.

5. Углубление знаний о правописании и употреблении имен прилагательных.

1) Работа с учебником. Стр. 75.

Образовать краткую форму от прилагательных: Дружественный - дружествен, блаженный - блажен (искл.), обыкновенный - обыкновенен, мгновенный - мгновенен...)

Когда в кратком прилагательном мужского рода употребляется форма на - ЕНЕН?

3) Упр. 153 . Определение стилистической роли кратких прилагательных в тексте.

В 1 тексте краткие прилагательные (дика, печальна, молчалива) помогают почувствовать оттенок мягкости, нежность в описании героини; во втором тексте краткие прилагательные (высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива)

подчеркивают высокомерие, бездушие царицы; в третьем тексте прилагательные

(молчалив, красноречив, небрежен, не стыдлив и дерзок) помогают почувствовать

противоречивость характера героя.

Обратите внимание на звуковое оформление кратких прилагательных.

Какой прием используется в текстах?

Аллитерация: в первом тексте - на «л», во втором – на «р», а в третьем тексте - на «л и «р».)

6. Обобщение

Что мы сегодня повторили на уроке об имени прилагательном?

Какую роль играют в тексте имена прилагательные

полные и краткие?

Домашнее задание. Проанализировать средства художественной выразительности

в упражнении 161(ч.1).

Тема: Числительные и местоимения.

Роль анафоры в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание окончаний числительных,

НЕ и НИ с местоимениями.

Знакомство с использованием анафоры в

художественном произведении.

Ход урока

1. Повторение орфографии. Составить словосочетания с записанными словами.

(По) тому (за) тем

То (же) что(бы)

Как различать местоимения и омонимичные слова?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания окончаний числительных.

2) Работа с учебником. Стр. 81.

3)Редактирование. Переписать, устранить ошибки.

Пяти десятью учениками, к девяносто пяти прибавить

семсот четыре, о шестистах книгах.

4. Различение местоимений и союзов.

Определите, какой частью речи является в следующих предложениях слово «что».

В одной из поэтичнейш. (древне) греческих легенд рассказывается, что бог войны однажды не смог отправиться в поход, потому что в его шлеме свила гнездо и вывела

птенцов белая голубка. Перед дорогой хорошо подумай, что тебе пригодится в пути.

В первом предложении используются подчинительные союзы «что» и «потому что». Во втором предложении используется местоимение «что», которое выполняет роль союзного слова, потому что на него падает логическое ударение и оно является

членом предложения.

К какому разряду относится местоимение «что»?

Это относительное местоимение, оно используется в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и местоименно-определительными.

5. Индивидуальное задание.

Указать разряды местоимений.

6. Углубление знаний об использовании местоимений в тексте

художественного произведения. Упр. 168.

Найдите местоимения в стихотворениях Пастернака и Фета.

Какую роль они играют в стихотворениях?

В стихотворении Пастернака слово «это» является указательной частицей, которая играет роль анафоры - единоначатия. Поэт заостряет внимание читателя на разнообразии ассоциаций, которые вызывает град.

В стихотворении Фета используются указательные местоимения «это», «эта», «этот», «эти», которые чередуются в стихотворении и так же, как и в стихотворении Пастернака, играют роль анафоры. Последняя строка стихотворения завершает и обобщает все, что связано с приметами весны. В ней используется указательная частица «это».

Как отличить указательное местоимение от указательной частицы «это»?

Что такое анафора?

Анафора, или единоначатие, - стилистическая фигура, состоящая в повторении слов, звуков, фраз. Различают словесную анафору, состоящую из повторения слов:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Анафора может быть звуковой, с повторением отдельных созвучий:

Черноглазую девицу, Черногривого коня!

Встречается анафора синтаксическая, в которой повторяются фразы, предложения или словосочетания:

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть?

7. Обобщение.

Что мы сегодня повторили на уроке? Что узнали нового?

Какую роль играет анафора в тексте художественного произведения?

Домашнее задание.

Выписать примеры словесной, звуковой и синтаксической анафоры из стихотворений Ф.И.Тютчева.

Тема: Глаголы. Роль глаголов в тексте типа «повествование».

Цель: Повторение правописания суффиксов и окончаний

глаголов.

Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Развитие навыка анализа морфологических особенностей текста

художественного произведения

Ход урока.

1. Повторение орфографии и пунктуации.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Индивидуальное задание:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

И бунт..т и клокоч..т

Хлещ..т свищ, .т и ревет

И до звезд допрянуть хоч..т

До (не)зыбл..мых высот...

Ад ли адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила (в) верх дном?

(Ф.И.Тютчев. Море и утес)

Слова какой части речи преобладают в этой строфе?

Какую роль они играют в раскрытии образа бушующего моря?

Обилие глаголов передают беспрерывность действия. Благодаря использованию глаголов, мы видим изменяющуюся картину моря.

С помощью глаголов передается усиление шторма.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение правописания глаголов.

1) Какая разница в значении слов:

обезлюдел и обезлюдил

обледенел и обледенил?

Суффикс -Е- указывает на то, что действие совершал сам

предмет или лицо, а суффикс -И- указывает, что действие совершено было над предметом или лицом.

2) Составить предложения, чтобы выявилось значение этих слов.

Многие села в последние годы обезлюдели, потому что молодежь уехала в город. В годы Великой Отечественной войны фашисты обезлюдили много сел и деревень.

3) Различение глаголов в изъявительном и повелительном

наклонении.

Запишите слово « вытр..те» в изъявительном и повелительном наклонении.

Объясните написание.

4. Закрепление.

Объяснительный диктант.

Если выйдете утром в степь по высокой колючей траве, целые стаи чутких птиц на крыло поднимете. Выйдите поутру на большой залив, посмотрите, что там делается.

5. Работа с текстом.

Определить роль глаголов в тексте упражнения 179.

В стихотворении C.Есенина используются глаголы в повелительном и изъявительном наклонении. Глаголы повелительного наклонения употребляются вместе с именами существительными, которые являются обращениями.

Обилие глаголов, имеющих разговорную окраску, помогает почувствовать открытость и простоту чувств лирического героя. Стремление его к счастью выряжается в глаголах будущего времени:

Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет...

Мы видим, что лирический герой не верит в свое счастье. Там, где передаются чувства героя, вовсе нет глаголов:

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

На примере этого стихотворения мы можем убедиться, что глаголы в художественном произведении могут передавать не только движение, действие, но и различные чувства лирического героя.

7. Обобщение.

Что мы повторили на уроке?

Какую роль играют в тексте художественного

произведения глаголы?

Домашнее задание.

Повторить образование причастий и деепричастий.

Выполнить упражнение 180.

Тема: Причастия и деепричастия.

Их роль в художественном произведении.

Цель: Повторить правописание причастий и деепричастий и пунктуацию при

обособленных определениях и обстоятельствах.

Раскрыть роль причастий и деепричастий в тексте художественного

произведения.

Развитие навыка анализа морфологических средств художественной

выразительности.

Ход урока.

1. Повторение орфографии.

Объяснительный диктант.

Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей легкий пар; на песчаных буграх, которые сами собой давно обезлесели, мало – помалу подсохли проталинки, и только на давно не езженной дороге синеют лужицы последней снеговой воды.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Проверка домашней работы.

4. Опрос- повторение.

Какие формы глагола называют особыми формами?

Что общего у глагола и причастия?

Что общего у глагола и деепричастия?

5. Повторение правописания причастий и деепричастий.

Выписать из текста причастия и деепричастия вместе с определяемыми словами.

Выполнить морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного

деепричастия.

6. Определение роли причастий и деепричастий в тексте.

Причастия обозначают признак действия, а деепричастия - добавочное действие. Благодаря использованию причастий и деепричастий, изображение событий получается более полным.

Причастия и деепричастия поясняют основное действие, делают повествование объемным: «двинется, рассекая волны», «соберется много народу, удивляясь и ахая».

Определить роль деепричастий в тексте упражнения 187.

Деепричастия не только поясняют способ действия, но и подчеркивают динамику событий. Деепричастия несовершенного вида, благодаря наличию открытых слогов, способствуют созданию впечатления длительности действия. Сравните: шипит и шипя.

7. Обобщение.

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какую роль играют в тексте художественного произведения

причастия и деепричастия?

Домашнее задание. Упр. 185. Определить роль деепричастий в тексте.

Тема: Наречия. Роль наречий в тексте.

Цель: Повторение правописания наречий.

Углубление знаний учащихся о видах связи предложений в тексте.

Развитие навыка определения роли морфологических средств

художественной выразительности.

Ход урока.

1. Повторяем орфографию и пунктуацию.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко прот..нувшись от (не)высокого но обрыв..стого

берега в спокойно дремл..щую реч..нку проп..давш..

(в) дали золотится песча(н,нн)ая отмель. Живым серебром

простирается до другого берега вода а ветер насто. (н,нн)ый

на пол.вых травах едва пр..метно колебл..т молодую

пор..сль стел..щуюся по карнизам крутого берега.

Индивидуальное задание.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения

и морфологический разбор причастия и деепричастия.

2. Стилистический эксперимент. (Устная работа)

Попробуйте изменить текст, убрав из него наречия.

Чем отличается получившийся текст от записанного?

Какую роль играют в тексте наречия?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Повторение изученного о наречии.

1) Способы образования наречий. Упр. 189.

2) Правописание Н и НН в суффиксах наречий.

Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.

Объяснительный диктант.

Стадо испугано, выглядел испуганно, говорил раздраженно, наказание заслуженно, смотрел рассеянно, зерно рассеяно, путано отвечал.

5. Самостоятельная работа.

Этим вопросом занимались такие ученые, как И.Ф. Волков, В.А. Кухаренко, Н.А. Николина, П.Д. Тамарченко, В.Е.Хализев. В данной главе мы будем опираться на их труды.

Автор выбирает не только предметы и явления действительности, но и форму рассказа о них. При этом становятся существенными уже не прямые или косвенные суждения автора, а то, что изображается и как изображается, различные отношения и связи между предметами изображения внутри целого. Автор так строит свое произведение, так расставляет акценты, так группирует и соотносит различные моменты изображения, что добивается нужного впечатления, нужного воздействия на читателя. «Образ автора усматривается в формах соотнесения монолога и диалога, в специфике повествовательного движения и смены типов речи…» (43, с. 18).

Выбрав тип повествования, «автор создает систему образов персонажей, занимающих центральное место … по своей значимости для восприятия конфликта и по удельному весу в произведении» (33, с.20). Отмечая различный характер и природу образа автора и образов персонажей, литературоведы отнюдь не делают вывод об их противоречии. Конкретные личности, нарисованные автором, помогают понять нечто абстрактное, общее; являются носителями или противниками идей писателя. Естественно, из действительности автор берет характеристики для создания образов, но он не только репродуктирует, он заново творит.

В систему произведения входят образы естественной природы (пейзаж, явление природы) и вещной природы (интерьер, предметы обихода и одежды персонажей).

Пейзаж также является выразителем эмоционально-психологического состояния автора или персонажа. В различных родах и жанрах литературы роль образа природы различна и варьируется от главенствующего положения, в пейзажной лирике, например, до подчиненного - в эпической прозе. В. Кухаренко отмечает, что пейзаж в искусстве обладает двумя прямо противоположными функциями - «выражает гармонию персонажа с природой или их антагонизм» (33, с. 22).

Но если пейзаж может практически полностью отсутствовать в произведении, то вещные образы присутствуют во всех произведениях в той или иной мере. Вещные образы конкретизируют героя, создают его индивидуальность, достоверность, неповторимость или, наоборот, типичность, либо тривиальность.

Следующим компонентом системы произведения является словесный образ, то есть материальная сторона произведения. Слово в произведении становиться эстетической категорией. Оно также берется автором из действительности, но возвращается в нее обогащенным, сохраняя первоначальные лексические, грамматические, фонетические, валентностные свойства. По мнению А. Потебни, любое полнозначное слово языка обладает «ближайшим» и «дальнейшим» значениями. То есть имеет объективно зарегистрированную в словаре и единую для носителей языка семантическую структуру; с другой стороны; выступает как сигнал, порождающий индивидуальные ассоциации, объем которых может изменяться в зависимости от образования, опыта и т.д. читателя и автора.

Слово приобретает особую значимость не навсегда, но именно для заданного текста.

Какова бы ни была цель автора, достичь ее он старается с помощью слова. «Слова, подобранные так, что они постепенно настраивают на понимание их в более или менее точно очерченном плане, вдруг, посредством неожиданного присоединения новых фраз, повертываются своими смыслами в другую, часто противоположную сторону», справедливо отмечает В.Виноградов (16, с. 577).

Образ автора, образы персонажей, вещные и естественные, также словесные образы должны существовать как некая гармония, единое связное целое, иначе восприятие читателя будет затруднено или вообще невозможно. Важно, что композиция не просто механически объединяет разрозненные элементы в нечто целое. «Единство произведения не есть замкнутая симметрическая целость, а развертывающаяся динамическая целостность; между ее элементами нет статического знака равенства и сложения, но всегда есть динамический знак соотносительности и интеграции. Форма литературного произведения должна быть осознана как динамическая» (61, с.10).

Ю. Лотман, развивая свою теорию о диалогическом характере любого художественного текста, считает, что именно композиция помогает создать диалогичность в произведении: «…существенным признаком диалогической речи можно считать смену точек зрения» (37, с. 228-236). Это впечатление создают предисловия, примечания, ссылки автора.

Существует два основных принципа расположения материалов в тексте - линейный и трансформационный. В самом широком плане эти принципы исследованы в психологии искусства. Так, Л. Выготский отмечает: «Материал в естественных свойствах его развертывания может быть условно записан как прямая линия», а «… искусственное расположение событий будет «кривой художественной формы» (17, с. 190).

В живописи композиция управляет глазом зрителя, ведет его в нужном направлении, определяя, таким образом, порядок последовательного восприятия компонентов. Так и в литературе, автор берет в помощники композицию, чтобы довести до читателя ту или иную идею.

Авторское отношение к изображаемому сравнительно редко находит отражение в прямых оценках, но проявляется на разных уровнях системы текста. Так, на содержательном уровне оно прежде всего выражается через семантические доминанты и особенности мотивной структуры.

С доминантой текста (тематической, композиционной, концептуальной, эмоциональной), обычно связано заглавие художественного произведения, которое занимает сильную позицию и не случайно рассматривается исследователями как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение собственно авторской интерпретации.

Выделение значимых для понимания произведения смыслов, как уже отмечалось, осуществляется повторами, функции которых многообразны. Регулярно повторяющимися элементами текста всегда являются имена собственные, которые приобретают мотивированность в структуре целого и, выбранные автором, выражают его позицию. Их рассмотрение позволяет выявить особенности авторского отношения к персонажам и систему их связей в тексте, более того, анализ семантики и символических смыслов, присущих именам собственным, в ряде случаев дает возможность рассмотреть специфику авторской модели мира.

Разумеется, на наш взгляд авторская модальность проявляется и в архитектонике текста, и в структуре его повествования, и в своеобразии его пространственно-временной организации, которая всегда отражает особенности авторского мировосприятия. Однако для конкретного аспектного анализа в этом разделе мы выбрали рассмотрение именно заглавия, ключевых слов произведения и имен собственных, поскольку внимание к ним в процессе «медленного чтения» особенно важно для интерпретации текста.

Цель мастер-класса : познакомить с теорией и показать на практике, как формируется умение находить авторскую позицию в 5-6 классе.

Актуальность данного мастер класса обусловлена следующими факторами :

  1. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям
  2. Низкими показателями результатов в области чтения, трудностями, с которыми сталкиваются школьники при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Теория

Проблема авторского самовыражения является одной из ключевых в современном литературоведении. Интерес к авторству проявлял ещё Аристотель и Гегель. Обострение интереса к проявления авторской позиции в художественном произведении обозначается уже в середине ХІХ века.

  1. в названии текста
  2. через ключевые слова
  3. через ряд аргументов
  4. в лирических отступлениях, ремарках, вставках
  5. прямая оценка событий и героев, авторская характеристика
  6. в эпиграфе
  7. через художественные приёмы, детали
  8. языковые средства изобразительности

Сегодня на мастер- классе я хочу более подробно остановиться на работе с одним из важнейших компонентов текста - заглавие и показать приём работы с ключевыми словами.
Прежде чем говорить о работе с заглавием, хотелось бы вспомнить слова учёных-психологов Граник Генриетты Григорьевны и Бондаренко Стеллы Морисовны: «Заголовок - это « входная дверь текста». Заголовок будоражит весь «личный багаж» человека. Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы… Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом»

Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и вводит читателя в мир произведения. Заглавие художественного текста не что иное, как первая интерпретация произведения, причем интерпретация, предлагаемая самим автором. Между заглавием и текстом существуют особые отношения: открывая произведение, заглавие требует обязательного возвращения к нему после прочтения всего текста, основной смысл названия всегда выводится из сопоставления с уже прочитанным полностью произведением.

Приемы работы с заголовком

При работе с любым текстом можно существуют три этапа восприятия заголовка:

  1. интерпретация заголовка до текста (предтекстовый период),
  2. интерпретация заголовка в тексте (этап восприятия произведения)
  3. интерпретация заголовка по окончании текста

Более подробно предлагаю рассмотреть приемы работы с заголовком на этапе антиципации(предтекстовый период)

В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.

Задания на предвосхищение предшествуют чтению текста. Выдвигаются гипотезы по содержанию текста с их последующим подтверждением или опровержением после прочтения текста. Также на осмысление и осознанности чтения направлены такие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения по названию произведения, составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка.

Приведу пример : перед чтением басни И. А. Крылова «Мартышка и очки» предлагаю детям составить и записать вопросы, на которые, по их мнению, можно найти ответ в тексте, ознакомившись только с заглавием басни. Учащиеся предложили следующие вопросы: «Зачем мартышке очки? Что делала мартышка с очками? Почему Крылов выбрал в действующие лица именно это животное? Какой недостаток высмеивает автор в этой басне?» После ознакомления с произведением учащимся было предложено отметить те вопросы, на которые был получен ответ.

Использование данных приемов значительно повышает степень участия школьников в организации и проведении урока, активизирует речемыслительную деятельность учащихся, придает первичному ознакомлению с произведением и анализу текста целенаправленный характер.

Следующим приёмом работы с заголовком может быть применен прием моделирования. Располагая минимальной информацией дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.

Сначала читается название. После появления догадок и их развертывания в прогноз читается первый абзац текста, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы, сопряженные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Таким образом, одним из эффективных приемов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозирование содержания текста по заголовку. В сознании читателя смысл прочитанного постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия текста.

Второй этап работы с текстом: приём работы с ключевыми словами.

За основу взят опыт заслуженного учителя РФ Килессо Татьяны Николаевны, учителя русского языка и литературы «Многопрофильного лицея » г Муравленко.

Ключевыми словами считают такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют тема-рематическое движение содержания текста.

Ключевые слова принято делить на 2 группы:

а) понятийно-логические (объективные ) ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста.

б) оценочные, или экспрессивные (субъективные ) ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку: эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста

Сейчас мы с вами на практике проведём эту же работу. Работать мы будем с текстом Владимира Крупина «Вятская тетрадь».

Давайте обратим внимание на название произведения «Вятская тетрадь». Составьте и запишите вопросы, на которые, по вашему мнению, можно найти ответ на вопрос, ознакомившись с названием произведения.

Почему тетрадь вятская?

Зачем Крупину тетрадь?

О чём писал Крупин в тетради?

Вятская - Его произведения неразрывно связаны с Вятской землей и своими корнями, и литературными сюжетами, и языком. Это цикл зарисовок о Вятке, ее истории, о промыслах, ее жителях, ее святынях.

жанр произведения - записки.

В чём особенность жанра записок?

Записки - литературное произведение в форме воспоминаний, дневников . (Толковый словарь русского языка под. Ред. Т.Ф. Ефремовой)

Следующий приём - приём моделирования.

Вятская тетрадь - догадки - текст - вопросы по тексту - догадки

(В пословицах и поговорках раскрывается характер народа - способность смеяться над собой . Как извест-но, глупый человек над собой ни за что смеяться не станет. Только веселый, смышленый и даже хитрый человек может смеяться над собственной неудачей)

Второй этап :

Какие слова в тексте являются ключевыми?

Выпишите или отметьте в тексте понятийно-логические (объективные) слова и субъективные ключевые слова.

Текст

Вятская тетрадь

(отрывки)

Все знают выражение: вятский - народ хватский. Это даже как-то автоматически произносится. Скажешь где угодно в нашей стране, что ты вятский, тут же добавят, что вятский - народ хватский. «Да, - подхватишь, бывало, - семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим». Меньше тех, кто знает и другие продолжения первых слов. А они такие: вятский - народ хватский: на полу сидим и не падаем; или: вятский - народ хватский: семеро на возу, один подает и кричат «Не заливай!».

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
Когда говорят о гостеприимстве, я сразу думаю о своих земляках. Потому что вятское гостеприимство - особого рода. Оно - с уважением, но без подобострастия. И все, что есть на данный момент, вятчане готовы предоставить гостю. "

Рефлексия: Уважаемые коллеги вот и подходит к концу наш мастер-класс. Я хочу, чтобы от нашей встречи у вас остались хорошие впечатления. Напишите на своих яблочках, чтобы вы хотели унести с собой, что вам пригодиться в вашей работе. А теперь свои яблочки с пожеланиями и отзывами оставьте на дереве вдохновения, чтобы оно почувствовало вашу поддержку



Просмотров