Каких типичных ошибок нужно избегать при подготовке публичных выступлений? Речевые ошибки в публичных выступлениях.

В современной литературе описано достаточно большое количество ошибок публичного выступления, начинающего оратора и т.п. Если все эти ошибки выстроить в ряд, то им можно посвятить целую главу. И на этих ошибках действительно можно многому научиться. Однако рассмотрим лишь некоторые, наиболее типичные ошибки публичного выступления.

Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорит. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т.п.

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремиться донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если человек произносит слова: «Здравствуйте, как я рад нашей встрече...», но при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его раппорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь... »

Оправдания и извинения. Что касается оправданий и извинений, то публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли на трибуну и тратите наше время?»

Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т.п.), тем самым он просит простить его. Но публика - не священник и не дает прощения, так же как и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!» Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «...не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...», подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно - человек говорил про убытки, про свою боязнь, и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т.п.1

Трудно удержать внимание аудитории? Ваши выступления не вызывают того отклика, на который вы рассчитывали? Вас слушают внимательно, но вашу речь быстро забывают? Возможно, это происходит по одной из причин, описанных в этой статье. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто не ищет ошибки, и не стремится их исправить, никогда не станет выдающимся оратором. Вот четыре, которые вы можете исправить уже сегодня.

Отсутствие зрительного контакта

Мы часто говорим о важности зрительного контакта при общении тет-а-тет, но иногда забываем о том, что в общении с аудиторией зрительный контакт имеет не меньшее значение.

Куда не стоит направлять свой взгляд?

  1. В одну точку. Где бы эта точка не находилась, если вы на протяжении всего своего выступления смотрите в одно место – это плохо скажется на впечатлении публики о вас. Человек, который смотрит в одну точку, выглядит неестественно и странно. Также, смотря в одну точку, вы лишаете себя возможности полноценно двигаться по сцене, что тоже важно.
  2. Выше аудитории. Чаще ораторы не фокусируются на одной точке, а смотрят куда-нибудь в стену, на потолок или в любое другое место, где нет аудитории. Причиной этого обычно служит страх . Когда вы смотрите не на лица людей в зале, а куда-то в сторону, выступать легче. Но это негативно влияет на эффект от вашей речи.
  3. На первый ряд. При зрительном контакте с первым рядом, создаётся впечатление, что вы общаетесь с этой группой людей, а не выступаете для всех. Первый ряд оценит это положительно, а вот остальная публика вряд ли. А если ряды в зале, где вы выступаете, идут на повышение, то когда вы смотрите на первый ряд, последний ряд наблюдает вашу макушку. Не обрекайте их на это в течение всего выступления.

Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться. За время выступления вы встретитесь взглядом с большим количеством людей, и это произведет положительный эффект на аудиторию.

Отсутствие вовлечения в действие

Надежный способ сделать так, чтобы человек запомнил выступление – вовлечь его в действие. Часто об этом способе забывают, что делает выступления таких ораторов менее яркими и интересными.

Как вовлечь в действие?

  1. Проведите опрос. Это самый простой способ. Задайте вопрос и попросите поднять руки в знак положительного ответа (вопрос следует задавать такой, чтобы руки подняло большинство людей). Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно.
  2. Попросите нарисовать что-то. Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории.
  3. Попросите написать что-то. к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать (если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект).

Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.

Монотонность и однообразие

Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации.

Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание. Почему?

Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями . То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная. С этим тоже нужно бороться. Избегайте повторов и меняйте палитру для эмоциональной окраски.

О технике произнесения речи читайте .

Призыв к действию в конце выступления

Часто ораторы в конце выступления подводят итог, повторяют свой основной тезис одной короткой фразой и уходят. Но если вы не просто прочли лекцию, а предполагаете, что после вашего выступления слушатели должны начать что-то делать или делать что-то не так, как раньше, вы должны их призвать к этому.

Например, если темой вашего выступления , предложите слушателям сделать первый шаг уже сегодня и провести вечер без сигарет и алкоголя, если вы говорили о , призовите аудиторию после прихода домой составить список целей на ближайшую неделю.

Это работает не только в живом выступлении, но и в текстовом варианте. Поэтому в свою очередь призываю вас потренироваться поддерживать зрительный контакт (перескажите материал этой статьи друзьям, например), придумать, как вы можете вовлечь в действие свою аудиторию и к какому небольшому действию можете её призвать, и проверить своё ближайшее (или последнее) выступление на однообразие.

В современной литературе описано достаточно большое количество ошибок публичного выступления, начинающего оратора и т.п. Если все эти ошибки выстроить в ряд, то им можно посвятить целую главу. И на этих ошибках действительно можно многому научиться. Однако рассмотрим лишь некоторые, наиболее типичные ошибки публичного выступления.

Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорит. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т.п.

Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремиться донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если человек произносит слова: «Здравствуйте, как я рад нашей встрече...», но при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его раппорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь...»

Оправдания и извинения. Что касается оправданий и извинений, то публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли на трибуну и тратите наше время?»

Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т.п.), тем самым он просит простить его. Но публика - не священник и не дает прощения, также как и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!» Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет.

Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны.

Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью.

Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «...не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...», подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно - человек говорил про убытки, про свою боязнь, и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т.п.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какую информацию необходимо получить перед началом подготовки к выступлению?
  • 2. Опишите ваш вариант алгоритма подготовки к выступлению.
  • 3. Перечислите приемы удержания внимания аудитории.
  • 4. Опишите приемы вовлечения аудитории.
  • 5. Перечислите ошибки публичного выступления.
  • При описании ошибок публичного выступлении использованы материалысайта http://psyfactor.org/

» Публичные выступления: ошибки

Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное - это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло - держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами , во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами , когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

© Материал подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

Чтобы ваши выступления были удачными, следует избегать самых распространенных ошибок, для чего можно взять на вооружение приемы профессиональных ораторов.

Ошибка № 1. Отсутствие подготовки

Хорошая подготовка - это уже половина успеха. Подумайте, о чем вы хотите сказать, какую реакцию у слушателей вызвать? Какова главная цель вашего выступления?

У вас не останется вопросов об ошибках в документах после прочтения статьи по ссылке.

Напишите текст речи полностью или в форме тезисов. Импровизация выглядит эффектно, однако оставим ее профессионалам. Ведь большинство людей волнуются перед выступлением, и с ходу придумать что-то остроумное в такой ситуации непросто.

Мастер импровизации американец Стив Аллен в начале карьеры переписывал от руки шутки из юмористических сборников. Это помогло ему понять принцип построения фраз, вызывающих смех и одобрение слушателей.

Обязательно продумайте начало и конец выступления. Как вы поприветствуете публику и как попрощаетесь с ней? Многим выступающим помогает такой секрет: они пишут на небольшом листке первые фразы речи. Если волнение велико, можно посмотреть в «шпаргалку». А там и остальное вспомнится.

Упражнение «Репетиция»

Политики, спортсмены, звезды эстрады обязательно тренируются перед выступлением, и не по одному разу. Чем важнее и сложнее мероприятие, тем больше требуется репетиций. Можете построить их по следующему плану:

. Задача первого этапа - запомнить текст.

. Когда вы уже хорошо ориентируетесь в тексте (без подглядывания в бумажку), отрепетируйте речь . Насколько громко, с какими интонациями и паузами вы планируете говорить? Помните, что аудитория больше внимания обращает на то, как сказано, а не на то, что именно говорит выступающий.

. Теперь беритесь за отработку мимики и жестов.

Как вы будете стоять, как двигаться, куда смотреть? Какие эмоции вы хотите передать публике и какие жесты вам в этом помогут? «Накладывайте» движения на речь, добиваясь целостности.

. Финальным штрихом будет генеральная репетиция. Ее лучше всего провести перед небольшой аудиторией знакомых вам людей. Это могут быть родственники, друзья, соседи или даже ваш мастер по маникюру (правда, тогда вы будете несколько стеснены в движениях).

Ошибка № 2. Неподходящая одежда

Во время репетиции оденьтесь так же, как на планируемое выступление. Вполне возможно, не все детали туалета подойдут к вашей роли оратора.

Узкий пиджак может ограничивать движения, браслет - скользить по руке при жестикуляции, а красивая крупная брошь будет оттягивать на себя внимание слушателей. Выбирайте наряд и аксессуары таким образом, чтобы они не мешали, а напротив - работали на вас.

Убедитесь, что вся одежда чистая и хорошо выглажена. Согласно многочисленным исследованиям, если у оратора явно что-то не в порядке с внешним видом (туфли забрызганы грязью, сильно растрепаны волосы, виднеется пятно на рубашке, порвались колготы), этот элемент притягивает к себе внимание аудитории на протяжении всего выступления. Соответственно, его содержательная часть проходит мимо сознания присутствующих.

Ошибка № 3. Излишнее внимание к внешнему виду

В отличие от предыдущей, третья ошибка более свойственна женщинам, а не мужчинам. Часто в ожидании переговоров или важного выступления прекрасная половина человечества больше обеспокоена тем, не слишком ли ее полнит костюм и насколько удачной получилась прическа. В то время как мужчины сосредоточены на подборе убедительных аргументов, создании запоминающихся слайдов и прочих полезных для оратора приготовлениях.

И хотя нас встречают по одежке, провожают все же по уму. В связи с этим общая рекомендация для женщин такова: при подготовке к выступлению уделяйте больше внимания не своему внешнему виду, а тому, как донести материал до слушателей и установить с ними контакт.

Ошибка № 4. Фокусирование внимания аудитории на себе / своей компании

Наша компания - лучшая в области машиностроения.

На рынке наша продукция представлена с 1992 г.

Нам принадлежат 16 патентов.

В 2013 г. мы получили премию «Самая динамично развивающаяся компания в своей отрасли».

Наверняка вам не раз приходилось слышать на переговорах и презентациях подобные фразы «о нас любимых». Хорошо, если их немного. Однако зачастую вся речь сфокусирована на ораторе либо компании или продукции, которую он представляет.

Говорить о себе - лучший способ сделать выступление гарантированно провальным. Единственное исключение - если вы «звезда», и тема вашего выступления - «Мой путь». Во всех остальных случаях держите в центре внимания аудиторию, их проблемы и интересы. Это важно для всех типов выступлений,а для продающих - жизненно необходимо!

Упражнение «Мы - вы»

Обратитесь к тезисам своего выступления (лучше, если они будут записаны). Перекиньте «мостик» от информации о себе или своей компании к нуждам и чаяньям аудитории. Проще всего это сделать при помощи волшебных слов «значит» и «поэтому».

Например:

. Наша компания существует на рынке 23 года. Поэтому вы можете быть спокойны, доверяя нам управление своими финансами.

. Свой путь в компании я начал(а) с самой рядовой позиции и вырос(ла) до начальника отдела всего за год. И это значит, что каждый из вас может добиться того же.

Даже если вы с высоты своего опыта полагаете очевидными выгоды продукта, все равно проговорите их вслух:

Онлайн-обучение в формате вебинаров очень удобно, потому что вы можете заниматься из любой точки мира, в которой есть Интернет. Также вы экономите время, которое уходит на дорогу на очный тренинг (в крупных городах оно может достигать трех и более часов). Получив запись онлайн-вебинара, вы сможете прослушать его столько раз, сколько захотите.

Ошибка № 5. Неумение отвечать на вопросы

Чтобы быть во всеоружии, заранее продумайте возможные вопросы будущей аудитории. Для этого представьте, что вы услышали свое выступление из другого человека. Какое впечатление оно произвело на вас? Остались ли недосказанности или что-либо непонятное? О чем хочется спросить, что сказать?

В составлении списка вопросов вам могут помочь семья, друзья и коллеги. Устройте перед ними тренировочное выступление и узнайте их впечатления. Конструктивную критику воспринимайте с благодарностью. Возможно, сейчас вам немного неприятно, однако этот «разбор полетов» поможет вам сделать выступление на публике более успешным.

Ошибка № 6. Нежелание учиться

Это самая коварная ошибка. Некоторые говорят, что им не дано быть ораторами, а значит, бессмысленно пытаться что-то исправить. Другие верят, что итак отлично выступают и обучение им ни к чему.

Все они ошибаются, потому что даже великие ораторы постоянно учатся - как на своих ошибках, так и у более продвинутых специалистов по риторике. И более того - в истории, начиная с античности, существует множество примеров, как посредственные ораторы, которые поначалу не могли и двух слов связать, в ходе тренировок входили в число лучших.

Упражнение «Любимый оратор»

Составьте список из пяти или более успешных ораторов современности (начиная с середины ХХ в.). Это могут быть отечественные или зарубежные политики, деятели культуры и науки, певцы, актеры, телеведущие. Затем выберите из них того, кто вам наиболее приятен.

Выбрав «любимого оратора», найдите в Интернете видеозаписи его выступлений. Просмотрите три или более записи и определите, благодаря чему этот человек стал выдающимся спикером. В чем его самые сильные качества?

Аргументация? Манера подачи материала? Энергичность? Уверенность? Внешний вид? Чем больше составляющих успеха вы увидите, тем лучше. При желании пересмотрите записи без звука и отдельно оцените невербальную составляющую выступлений: позу, мимику и жесты оратора.

Упражнение «Я - оратор»

Проанализируйте список, составленный в предыдущем упражнении. Какие из качеств любимого оратора присущи и вам? Может быть, это убежденность в своей правоте или чувство юмора? А каких качеств вам пока не хватает? Возможно, это уверенность и умение говорить на большой зал без микрофона?

При подготовке к следующим переговорам или презентации уделите внимание своим сильным чертам. Постройте выступление так, чтобы они засияли во всей красе.

Умеете хорошо структурировать информацию? Подготовьте схему или инфографику, которая суммирует все, что вы хотите сказать. У вас красивый голос? Пометьте в черновике своей речи фразы, которые будете выделять интонацией. Составьте план того, как развить недостающие качества оратора. Например, регулярно выполняйте упражнения по преодолению волнения и тренируйте перед зеркалом мимику и жесты.

Ошибка № 7. Излишнее волнение

Практически всегда публичное выступление - это стресс. Психологи убеждены, что наши стратегии реагирования на сложные ситуации формируются в детстве.

К примеру, вы учитесь в пятом классе. Во время урока к вам в класс приходит взволнованный директор:

- Дети, к нам едет проверочная комиссия! Очень важно, чтобы вы написали контрольную по русскому языку на пятерку! Допустите ошибку - подведете всю школу.

В этой ситуации ученики реагируют двумя способами. Некоторые собираются, активизируют все свои ресурсы и в итоге справляются со стрессом. То есть занимают активную позицию. Ребятам страшно, они могут дрожать и нервничать, и все же при этом они не теряют концентрации и способности адекватно реагировать на происходящее.

Пассивная позиция - это когда в ситуации стресса волнение зашкаливает и все буквально валится из рук. При этом не важно, насколько хорошо ученик знает предмет. Ему просто не удастся взять себя в руки и вспомнить материал. Ребенок может впасть в ступор, а потом корить себя за то, что не справился с пустяковым заданием.

Подумайте: а как вы реагируете на стресс? Если вы занимаете активную позицию, то поработайте над техниками, уменьшающими волнение. Если же вам свойственна пассивная позиция, меняйте свое восприятие сложных ситуаций. Ведь они, как правило, таят в себе возможность выигрыша. Да и по прошествии времени кажутся не такими страшными.

Не бойтесь страха! Оказывается, даже профессиональные актеры боятся выступать. Мэрилин Монро и Андрей Миронов с трудом преодолевали страх выхода на сцену. Фредди Меркьюри однажды едва не упал в обморок от волнения. Случилось это перед концертом на дне рождения маленького сына его приятеля. С похожими трудностями сталкивались Николь Кидман и многие другие публичные персоны.

Упражнение «Добавим уверенности!»

В ситуации стресса хорошо помогает правильный настрой. Добиться его можно при помощи аффирмаций (позитивных утверждений). По определению Нэнси Бергерн*, «аффирмации - это позитивные высказывания в настоящем времени. Они выражают наше видение и нашу мечту так, как если бы они уже были свершившимся фактом. Создавая и повторяя аффирмации, мы заново программируем наш разум, переходя от уровня “это невозможно” к уровню “это возможно, и это будет сделано”».

Сформулируйте желаемое состояние в одной-двух фразах и повторяйте их про себя или вслух. Можно использовать готовые аффирмации или придумать на их основе свои:

  • Я спокоен (спокойна) и уверен (уверена) в себе.
  • Мне удается наладить контакт с аудиторией.
  • Я учусь правильно строить свою речь.
  • Я четко и конструктивно выражаю свои мысли.
  • В нужный момент я собираюсь и преодолеваю волнение.
  • Выступление - это увлекательный опыт. Мне нравится выступать!

Упражнения на дыхание

Очень полезны дыхательные техники. Они помогают успокоиться и отключиться от малоприятных мыслей. Самый простой вариант - расправить плечи, дышать медленнее и глубже. Если это не помогло, используйте более продвинутый способ снятия волнения.

Называется он «Дыхание по треугольнику». Сделайте вдох, считая до 5 или 7. Потом задержите дыхание - также на 5 или 7 счетов. После чего выдыхайте за то же время. Выполняйте упражнение в течение 3-5 мин, отслеживая «треугольник»: вдох - задержку воздуха - выдох.

Пожалуй, лучшее средство от волнения перед выступлением - это практика в сочетании с верой в себя. Так что не отказывайтесь от возможности произнести речь. Тогда с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. И удовольствия (вашего и слушателей) от выступления будет все больше и больше!



Просмотров