Какие затраты надо нормировать 44 фз. Чем определяются обязательства по нормированию в сфере закупок

Нововведением закона о контрактной системе стало нормирование в сфере закупок. Теперь требования к отдельным видам товаров, работ и услуг необходимо устанавливать на основе правил нормирования, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В свою очередь эти правила должны формироваться на основе общих правил нормирования закупок, которые разработало Правительство Российской Федерации.

Для некоторых видов продукции еще до составления планов закупок может быть определен минимальный набор требований. Законом предусмотрена трехуровневая система нормирования в сфере закупок , каждая ступень которой подчиняется вышестоящей (ст. 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ , далее — Закон № 44-ФЗ ).

Построение системы нормирования закупок по Закону № 44-ФЗ

На первом уровне находятся общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Их разработка входит в ведение Правительства Российской Федерации.

На втором — правила нормирования закупок, формируемые Правительством Российской Федерации, высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями.

Наконец, на третьей ступени — непосредственно требования к отдельным видам закупаемой продукции и услуг (включая установление предельной цены) и нормативные затраты, необходимые для осуществления функций учреждений. Их устанавливают для себя, своих территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы.

Содержание общих правил и правил при нормировании закупок по Закону № 44-ФЗ

Общие правила нормирования

  • Общие требования к порядку разработки, принятия, к содержанию и обеспечению правовых актов о нормировании в сфере закупок.
  • Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (включая предельные цены) и нормативных затрат на обеспечение функций госорганов и т. д.

Правила нормирования

  • Требования к указанному выше порядку, содержанию и обеспечению правовых актов.
  • Правила определения указанных выше требований и нормативных затрат
  • Требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (включая предельные цены).
  • Нормативные затраты на обеспечение функций госорганов и т. д.

Примечания

1. Требования к продукции распространяются на всех заказчиков. Нормативные затраты — на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (в том числе на территориальные органы и подчиняющиеся ведомству казенные учреждения).

2. Представленная информация должна находиться в открытом доступе и размещаться в единой информационной системе.

Пример установления требований

Департамент образования может установить требования, согласно которым, например, мебель для компьютерных классов высших учебных заведений должна быть деревянной с металлическим каркасом, стулья иметь регулировку по высоте, предельная цена на стулья должна составлять не более 2 000 руб., на парты — не более 3 500 руб., срок эксплуатации — пять лет и более. Данные требования соответствуют правилам нормирования, принятым высшим органом исполнительной власти субъекта: мебель для указанных учреждений должна быть деревянной с металлическим каркасом, предельная цена на стулья должна составлять не более 2 500 руб., на парты — не более 4 000 руб., срок эксплуатации — пять лет и более.

В соответствии с порядком, установленным при нормировании в сфере закупок в Законе № 44-ФЗ , требования к продукции переходят от общих к более конкретным и не нарушают условий, установленных на уровень выше.

Нормирование в сфере закупок — установление тре-бований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муници-пальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Требования к продукции

Основная цель при нормировании в сфере закупок — установить такие требования, которые бы не ущемляли заказчиков в его объективных потребностях, но и не давали возможность приобретать лишние товары, работы и услуги, а также продукцию с избыточными характеристиками или предметы роскоши.

Требования к товарам, работам, услугам — требования к количеству, качеству, потребительским свой-ствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приво-дящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

По части 2 статьи 19 Закона № 44-ФЗ необходимо определять такие избыточные потребительские свойства и роскошность согласно законодательству Российской Федерации. Тем не менее четких правил пока нет.

Недостаток информации приводит к тому, что нередко заказчики сталкиваются с трудностью в определении этих понятий. Всегда следует исходить из здравого смысла. Например, обоснована ли потребность медицинского учреждения в закупке электронных тонометров? Все основные функции может выполнить механический прибор. К тому же в отличие от автоматического тонометра он может гарантировать точный результат измерения.

Прововые акты о нормировании в сфере закупок

С октября 2014 года действует постановление по нормированию закупок , определившее общие правила в части требований к установлению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047).

Аналогичное постановление на нормирование покупок, устанавливающее нормативные затраты, появилось и в рамках правил нормирования (постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084).

С 1 января 2016 года вступят в силу еще следующие правовые акты о нормировании в сфере закупок:

  • постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
  • постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

Нормирование в сфере госзакупок было введено, чтобы пресечь нецелевое расходование денег из казны. В статье рассмотрим, что такое нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ, разберем его общие правила, цели, а также приведем примеры из практики.

Общие правила нормирования в сфере закупок

Порядок установлен на федеральном уровне. Это регламент, на основании которого заказчики утверждают требования к количеству и максимальной цене товаров, их свойствам. Их прописывают, чтобы не допустить избыточных трат.

Правила действуют для госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных учреждений, бюджетных учреждений. Процедура нормирования состоит из нескольких этапов. На первой формируют общие правила на федеральном уровне. Далее разрабатывают обязательные перечни ТРУ. Последний этап - установление требований к ТРУ.

О разработке и принятии НПА о нормировании говорится в постановлении Правительства РФ от 18.05.2015 № 476. Иначе говоря, на федеральном уровне диктуют общие правила, а на местах на их основе устанавливают свои. Какие нормативные акты применять при нормировании,

Нормативные затраты регулирует постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047. Опираясь на него, регионы и муниципалитеты определяют требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для нужд региона и муниципалитета.

По данным Минфина, только 50% разработанных на местах актов о нормировании соответствует закону. Среди самых популярных нарушений - внесение в документ формул без конкретных нормативов цены, классификация нормативных затрат по правилам, не отвечающим федеральным, указание нормативных затрат на расходы, которые не связаны с закупками.

Новые правила нормирования по 44-ФЗ: что учесть в 2019 году

Исправьте ваши акты по нормированию, они устарели. На примере Россельхознадзора расскажем, какую новую комиссию придется создать, как узаконить ее работу. А в таблице смотрите разницу между новыми и старыми правилами работы.
Из статьи вы узнаете:
☆ Что поменялось в правилах нормирования. Сравнительная таблица;
☆ Зачем нужна новая комиссия и кого в нее включить;
☆ Как узаконить работу комиссии по рассмотрению предложений;
☆ Шаблоны докуметов для комиссии заказчика.

Цель нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ

Можно выделить две главные цели. Во-первых, так власти следят за тем, чтобы заказчики не закупали предметы роскоши и ТРУ с избыточными характеристиками. Во-вторых, регулирование предельных цен ТРУ.

Нововведения 2019 года

Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 № 712. Из обязанностей заказчика убрали обязательное обсуждение актов по нормированию на заседаниях общественных советов. Теперь предложения рассматривает специальная комиссия. Ее формируют из действующих сотрудников. Они занимаются оценкой предложений и составлением протоколов.

Раньше все предложения от общественных объединений и физлиц включали в отчет. Его требовалось опубликовать в ЕИС в течение 3 дней. В 2019 году нужно размещать не отчет, а протокол. Время, которое дается на размещение, увеличили до 30 дней. Кроме того, сократился период обсуждения проектов по нормированию в целях общественного контроля - с 7 дней до 5.

Образец нормирования в сфере закупок

В качестве примера нормирования часто приводят предельные характеристики закупаемых автомобилей. Смотрите их в Постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. К примеру, мощность двигателя должна быть не больше 200 лошадиных сил. А цена авто зависит от того, кто будет им пользоваться. Если это руководитель структурного подразделения федерального госоргана или его замы, цена не может превышать 1,5 млн руб.

Чтобы нормировать закупки, примите два документа – ведомственный перечень и нормативные затраты. Каждый год утверждать документы необязательно – достаточно вносить правки по мере необходимости. Например, когда изменились характеристики продукции. Прежде чем утвердить документ о нормировании, проведите общественное обсуждение в ЕИС. Читайте, как разработать и принять ведомственный перечень и нормативные затраты.

Как сделать нормирование закупок по 44-ФЗ

Разберем пошагово, как определить правила нормирования на основе федеральных требований, для муниципалитета. Местная администрация устанавливает:

  • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (в НПА говорится, какие именно документы должны утвердить муниципальные органы и в каком порядке);
  • правила определения требований к закупаемым ТРУ;
  • обязательный перечень ТРУ, на основе которого муниципальные органы впоследствии утверждают ведомственный перечень, при необходимости добавив к обязательному дополнительные позиции;
  • правила определения нормативных затрат.

Дальше каждый муниципальный орган издает собственные документы, основываясь на описанных выше. Это требования к закупаемым ими и подведомственными учреждениями ТРУ, ведомственный перечень, нормативные затраты.

Нормативы необходимо пересматривать не реже одного раза в год. Рекомендуем делать это до планирования бюджета.

Практика

Если заказчик приобретает ТРУ за собственные деньги, правила нормирования на такую закупку не распространяются. Это подтверждает решение Краснодарского УФАС России по делу № ВП-57/2017 от 26.09.2017. Прокуратура края обратилась в УФАС с просьбой проверить обоснованность закупки дорогих автомобилей. Местный заказчик закупил 2 автомобиля стоимостью 1 998 000,00 руб. каждый.

Представители заказчика пояснили, что финансирование данных закупок осуществлялось за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в соответствии с Уставом. Акты, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), при размещении указанных закупок отсутствовали.

В антимонопольном ведомстве отметили, что согласно извещениям и документации источником финансирования закупок являются собственные средства. Нормативные акты, регламентирующие требования к закупаемым государственными унитарными предприятиями товарам, в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ отсутствуют. В итоге доводы прокуратуры признали необоснованными.

Следующий пример из административной практики показывает, как использовать в закупках требования нормирования. Рассмотрим решение Амурского УФАС России по делу № ЖМ-28/2016 от 27.05.2016. Заказчик закупал автомобиль. Предельные характеристики автомобилей установлены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926. Также было принято местное постановление администрации города Шимановска от 25.12.2015 № 2185.

В НПА говорилось, что легковые машины, приобретаемые для категории «руководители» по мощности не могут превышать более 200 лошадиных сил и по цене не более 2 млн руб., а для категории «специалисты и обеспечивающие специалисты» по мощности не могут превышать более 150 лошадиных сил и по цене не более 1,5 млн руб.

Однако в аукционной документации заказчик установил следующие характеристики автомобиля:

  • тип двигателя - бензиновый;
  • объем двигателя, куб. см - от 2360 до 3000 куб. см;
  • максимальная мощность, л.с. - не менее 200 и не более 230 л.с.;
  • компоновка двигателя (количество цилиндров, расположение цилиндров) - не более 6-цилиндров, V-образное расположение цилиндров;
  • максимальная цена автомобиля - 2 млн руб.

Причем в документации не было сведений о том, для какой категории муниципальных служащих приобретается транспортное средство. Как видно, превышен показатель по характеристике мощности. УФАС выдало заказчику предписание. Вероятно, заказчик неверно истолковал правила нормирования, ведь они содержат не примерные, а именно максимальные характеристики товаров, выходить за пределы которых запрещено.

Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя три года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок. Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

Положения закона

Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

  1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
  2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

До конца 2014 года ситуация фактически была нерегулируемой. В октябре 2014 года правительство РФ приняло первый нормативно-правовой акт, требованиями которого должны руководствоваться субъекты, подпадающие под действие 44-ФЗ, при нормировании своих закупок.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

Порядок нормирования

Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

  • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
  • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

  • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
  • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

  • формирование материального резерва;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • дополнительное образование сотрудников;
  • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

До принятия Закона № 44‑ФЗ планирование закупок товаров, работ, услуг для общественных нужд сводилось лишь к составлению соответствующего плана-графика. Закон о контрактной системе существенно изменил подход к закупкам органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных им государственных и муниципальных заказчиков.

Татьяна Васильевна Саакян , заместитель директора департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ

Глава 2 Закона № 44‑ФЗ содержит нормы, регулирующие стадию планирования закупок. В частности, она устанавливает требования к формированию планов и планов-графиков закупок, обоснованию и нормированию закупок. Несмотря на то что большинство положений, регулирующих планирование закупок, вступило в силу с 2016 года , при формировании проекта закона о федеральном бюджете на текущий год применялись нормы бюджетного планирования при обосновании бюджетных ассигнований в части закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее - ФГО, подведомственные получатели бюджетных средств).

Начальной стадией планирования расходов для обеспечения государственных и муниципальных нужд является нормирование закупок. В соответствии со статьей 18 Закона № 44‑ФЗ нормирование применяется в целях обоснования объекта и (или) объектов закупки, включаемых в план закупки. При этом согласно части 1 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ существует два вида нормирования (рисунок 1 ):

  • установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) в целях исключения закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши

и (или)

  • установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее - органы).

Разделение видов нормирования формулировкой «и/или» говорит о том, что они взаимосвязаны между собой, но необязательно должны быть внедрены одновременно. Более того, на первом этапе в рамках нормирования в сфере закупок первоочередным является установление нормативных затрат. Такая последовательность неслучайна. Поскольку в первую очередь требуется определить, какие закупки необходимо осуществить, чтобы обеспечить выполнение функций органов и подведомственных получателей бюджетных средств. В рамках внедрения нормативных затрат устанавливается минимальный перечень товаров, работ, услуг, необходимый для обес­печения выполнения указанных функций.

В целом законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, БК РФ (часть 1 статьи 2 Закона № 44‑ФЗ). С нормами статьи 19 Закона № 44‑ФЗ коррелирует статья 70 БК РФ, определяющая бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций органов и подведомственных получателей бюджетных средств, которые включают закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. При обосновании бюджетных ассигнований в части закупок необходимо определить, какие товары, работы, услуги и в каком количестве необходимы. Фактически первый (первоочередной) вид нормирования призван решить вопрос обоснованности (необходимости) той или иной закупки и ее объемов.

После определения конкретных товаров, работ, услуг (и их количества), которые нужно закупать для обеспечения выполнения указанных выше функций, возникает необходимость в нормировании этих объектов в целях недопущения приобретения продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Это диктует необходимость установления требований к отдельным видам товаров, работ, услуг. Таким образом, второй вид нормирования призван ограничить закупку продукции, действительно нужной для выполнения указанных выше функций, но со свойствами, необходимость в которых отсутствует.

Кроме установления видов нормирования, в статье 19 Закона № 44‑ФЗ заложен и порядок его осуществления. Указанной нормой предусмотрено принятие соответствующих нормативных правовых (правовых) актов. Предусмотрена фактически трехуровневая система регулирования нормирования. В части нормативных затрат она выглядит следующим образом (рисунок 2 ).

Исходя из логики очередности внедрения нормирования в сфере закупок, Правительством РФ были утверждены нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения нормативных затрат. Во исполнение норм пункта 2 части 3 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ утверждено постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (далее - Общие требования). Данный документ установил порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных получателей бюджетных средств. Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают требования к определению нормативных затрат соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципалитетов.

Во исполнение пункта 2 части 3 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ требования для определения нормативных затрат для федеральных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084 (далее - Требования, постановление № 1084).

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 года № 38н (далее - Порядок № 38н), для формирования проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также при внесении изменений в данный закон в Минфин России представляются обоснования бюджетных ассигнований. Формой обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаро­в, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд на очередной финансовый год и плановый период (приложение № 23 к Порядку № 38н) предусматривается указание сведений о нормативных правовых (правовых) актах (проектах актов), устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований. При обосновании бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2016 год в указанной форме отражаются сведения о ведомственных актах о нормативных затратах, утвержденных главными распорядителями средств федерального бюджета. Утвержденные нормативные затраты должны применяться подведомственными получателями бюджетных средств при планировании осуществления закупки товаров, работ, услуг.

Использование ведомственных актов в процессе составления проекта федерального бюджета позволило:

  • повысить прозрачность обос­нования бюджетных ассигнований на закупки для государственных нужд путем установления конкретного порядка расчета нормативных затрат и утверждения нормативов цены и количества товаров, работ, услуг;
  • снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.

Все это в конечном счете создает предпосылки для повышения эффективности использования бюджетных средств.

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций ФГО, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений, являющиеся приложением к Требованиям (далее - нормативные затраты, Правила), для расчета нормативных затрат предусматривают:

  • формулы расчета и порядок их применения;
  • порядок расчета, не преду­сматривающий применение формул.

Нормативные затраты, порядок определения которых Правилами не установлен, определяются в порядке, установленном ФГО. Данное правило относится как к виду нормативных затрат, так и к нормативным затратам на закупку определенных товаров, работ, услуг, отнесенных к соответствующей группе . Например, Правила не нормируют затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В качестве второго примера можно привести отсутствие в Правилах порядка расчета нормативных затрат на закупку серверов (группа «Затраты на приобретение основных средств» вида «Затраты на информационно-коммуникационные технологии»). При этом согласно положениям пункта 5 Общих требований органам при утверждении нормативных затрат может предоставляться право устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения . ФГО такое право предоставлено (пункт 2 постановления № 1084), при этом оно может быть реализовано только до 2017 года. ФГО, принявший решение не использовать формулы, определенные Правилами, самостоятельно устанавливает формульный расчет в отношении нормируемых затрат за исключением затрат, указанных в пунктах 26, 27, 93, 94 Правил. Нормативные затраты, указанные в данных пунктах (приобретение средств подвижной связи, планшетных компьютеров, транспортных средств, мебели), определены Правительством РФ и обязательны для расчета в соответствии с Правилами в текущем году. Как уже было сказано выше, с 2017 года ФГО будет обязан использовать формулы, содержащиеся в Правилах.

На основании пункта 4 Требований федеральные государственные органы применяют нормативы цены и нормативы количества товаров, работ, услуг. При этом нормативы, указанные в пункте 5 Требований, должны быть сформированы по категориям или группам должностей. Кроме того, приложениями 1 и 2 к Правилам установлены нормативы, применяемые при расчете нормативных затрат на приобретение средств и услуг подвижной связи, служебного легкового автотранспорта (данные позиции входят в пункт 5 Требований).

ФГО определяет единый для всех подведомственных получателей бюджетных средств расчет затрат по каждому виду (входящим в вид группам нормативных затрат или по отдельным затратам на приобретение товаров (работ, услуг)) и вправе определить нормативы цены и нормативы количества индивидуально для каждого подведомственного получателя бюджетных средств (группы подведомственных получателей бюджетных средств).

C учетом необходимости корректировки в определенных случаях нормативов цены и количества порядок расчета нормативных затрат должен определяться в рамках ведомственного акта (приказ ФГО). А непосредственно сами нормативы утверждаются уполномоченным должностным лицом указанного органа (гриф «Утверждаю»). Данный подход позволяет актуализировать нормативы цены к началу очередного бюджетного процесса.

При определении нормативов количества необходимо учитывать, что нормативные затраты применяются для обоснования объекта закупки, соответственно, превышение фактического количества товаров, работ и услуг над их нормативным количеством не позволит обосновать закупку при включении в план закупок и, следовательно, ее осуществить.

На рисунке 3 представлены условно существующие пять вариантов расчета нормативных затрат:

  • без применения формул;
  • с применением формул, не содержащих нормативы количества и цены товаров, работ, услуг;
  • с применением формул, содержащих нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, в том числе нормативы, устанавливаемые для категорий (групп) должностей, с выделением нормативов, размер которых утвержден постановлением № 1084 либо утверждение размера которых осуществляется ФГО.

Примеры расчета нормативных затрат

Расчет нормативных затрат без применения формул

По нормативным затрата­м, в отношении которых отсутствует формульный расчет, в Требованиях представлен порядок их определения в денежном выражении. Например, указанные в пунктах 103–106 Правил нормативные затраты определяются в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства. В случае реализации капитальных вложений при отсутствии проектно-сметной документации - в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями (проектами решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ. Еще одним примером расчета нормативных затрат без применения формул является их определение по фактическим затратам в отчетном финансовом году. Например, такой подход применяется при расчете нормативных затрат на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (пункт 70 Правил) или затрат на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт бытового оборудования (пункт 71 Правил).

Расчет нормативных затрат с применением формул, не содержащих нормативы количества и цены

Как и в предыдущем варианте при применении формул, не использующих показатели цены и количества товаров, работ, услуг, ФГО в ведомственном акте должен утвердить порядок определения нормативных затрат в денежном выражении. Формульный расчет в рассматриваемом случае может выглядеть так:

З нз = V лбо х К

З нз - нормативные затраты по соответствующему товару, работе, услуге;

V лбо - объем принятых лимитов бюджетных обязательств отчетного финансового года по контрактам на поставку соответствующего товара, работы, услуги;

К - повышающий коэффициент. В качестве повышающего коэффициента может быть применен коэффициент инфляции.

Расчет нормативных затрат с применением формул, содержащих нормативы количества и цены по товарам, работам, услугам

Данные нормативы можно разделить на несколько групп.

Группа первая. Не требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований) и размер которых не утвержден постановлением № 1084. Расчет данного рода нормативных затрат требует обязательного определения и утверждения в ведомственном акте нормативов количества и цены товаров, работ, услуг.

Пример. Определим нормативы затрат на сеть интернет и услуги интернет-провайдеров (З и ). Данные затраты определяются по формуле (пункт 5 Правил):

З и = n ∑ i=1 Q i и х Р i и х N i и

Q i и - количество каналов передачи данных сети интернет с i-й пропускной способностью;

Р i и - месячная цена аренды канала передачи данных сети интернет с i-й пропускной способ­ностью;

N i и - количество месяцев аренды канала передачи данных сети интернет с i-й пропускной способностью.

В таблице 1 приведены нормативы по рассматриваемой услуге, определенные в ведомственном акте.

В данном примере нормативы цены и количества утверждены по группам подведомственных получателей бюджетных средств.

Группа вторая . Требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований), но размер которых не утвержден постановлением № 1084.

Затраты на приобретение мебели (З пмеб ) определяются по формуле (пункт 94 Правил):

З пмеб = n ∑ i=1 Q i пмеб х Р i пмеб

Q i пмеб - планируемое к приобретению количество i-х предметов мебели в соответствии с нормативами федеральных государственных органов;

Р i пмеб - цена i-го предмета мебели в соответствии с нормативами ФГО.

Нормативы цены и количества по товарам, работам, услугам, относящимся к пункту 5 Требований, необходимо сформировать по категориям или группам должностей.

Пример . ФГО в ведомственном акте по предмету мебели «стол рабочий» для категории «специалисты» определены следующие нормативы (таблица 2 ).

Таблица 2. Нормативы цены и количества мебели для категории «специалисты»

Таблица 3. Расчет количества столов рабочих, планируемых к приобретению

Данный предмет мебели является основным средством. Следовательно, для достоверного определения количества рабочих столов, планируемых к закупке, для определенной в примере категории работников необходимо учитывать сроки эксплуатации данных основных средств и их остатки (таблица 3 ). Формула для определения потребности в рассматриваемых основных средствах в году, следующем за отчетным, будет выглядеть так:

Q = V - (C - S)

Q - количество столов рабочих для категории «специалисты», необходимых для приобретения в году, следующем за отчетным;

V - количество столов рабочих для категории «специалисты», необходимых для обеспечения деятельности организации;

C - остаток столов рабочих для категории «специалисты» на начало года, следующего за отчетным, в количественном выражении;

S - количество столов рабочих для категории «специалисты», предполагаемых к списанию в связи с невозможностью их эксплуатации в году, следующем за отчетным.

Группа третья . Требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований) и размер которых утвержден постановлением № 1084.

Следует обратить внимание на формулировки по нормативам, утвержденным в приложениях № 1 и 2 к Правилам, которые определены в виде «не более...». Это дает возможность ФГО сформировать собственные нормативы, которые не превышают установленные пороговые значения. Одним из товаров, в отношении которых Правительство РФ определило нормативы, являются средства подвижной связи. Затраты на приобретение средств подвижной связи (З прост ) определяются по формуле (пункт 26 Правил):

З прсот = n ∑ i=1 Q i прсот х Р i прсот

Q i прсот - планируемое к приобретению количество средств подвижной связи по i-й должности в соответствии с нормативами ФГО, определенными с учетом нормативов затрат на приобретение средств связи;

Р i прсот - стоимость одного средства подвижной связи для i-й должности в соответствии с нормативами ФГО, определенными с учетом нормативов затрат на приобретение средств связи.

Пример. В ведомственном акте определены следующие нормативы количества и цены по средствам подвижной связи (далее - СПС) для работников, относящихся к высшей (главной) группе должностей категории «помощники (советники)»:

  • не более 8000 рублей включительно за одну единицу СПС;
  • не более одной единицы в расчете на одного служащего;
  • срок эксплуатации СПС пять лет.

В рассматриваемом примере федеральный государственный орган самостоятельно определил норматив цены, который не превышает установленное пороговое значение «не более 10 000 рублей за 1 единицу» для данной категории работников, утвержденное приложением № 1 к Правилам. Средства подвижной связи являются основными средствами. Поэтому, как и в предыдущем примере (столы рабочие), при определении планируемого к приобретению количества рассматриваемых товаров следует учитывать сроки эксплуатации средств подвижной связи и их остатки (таблица 4 ).

Таблица 4. Расчет количества средств подвижной связи, планируемых к приобретению

Приложение № 1 к Правилам предусматривает возможность формирования в отдельных случаях индивидуальных нормативов на услуги подвижной связи (расходы на услуги сотовой связи). Руководителю ФГО дано право определять индивидуальные нормативы, превышающие установленные приложением № 1 к Правилам. Однако при этом объем нормативных затрат на подвижную связь не может превышать утвержденные на эти цели лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду классификации расходов бюджетов.

В заключение следует отметить, что в соответствии с нормами Закона № 44‑ФЗ планирование закупок находится в тесной взаимосвязи с бюджетным планированием, составление плана закупок идет параллельно с формированием проекта бюджета.


Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 498‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».

В совокупности со статьями 69.1, 161 БК РФ.

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений».

Классификация нормативных затрат по видам и группам затрат (включаемым в соответствующий вид) представлена в Общих требованиях.

То есть дано право соответствующим органам изменять формулы расчета нормативных затрат, которые содержатся в требованиях к определению нормативных затрат.

Нормативы количества и нормативы цены, определенные приложением № 2 к Правилам, в отношении служебного легкового транспорта необходимо применять к автотранспортным средствам, включаемым в категорию «В», определенную в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Местная администрация должна установить правила нормирования >>>
Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:
– требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам);
– нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений >>>

Принятые акты необходимо разместить в ЕИС.
Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

Правила нормирования, устанавливаемые местной администрацией

Чтобы установить правила нормирования закупок для муниципальных нужд, нужно принять следующие муниципальные правовые акты (ч. 4 ст. 19 Закона N ):
1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.
В данном документе нужно предусмотреть в том числе (п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476, далее – Общие требования):
– требования к правовой форме названных актов, порядку их согласования, срокам утверждения и размещения в ЕИС;
– случаи внесения изменений в акты;
– требование об обязательном общественном обсуждении актов и порядок такого обсуждения;
– порядок рассмотрения проектов отдельных актов, перечисленных в абз. 3 пп. "б", абз. 3 пп. "в" п. 1 Общих требований, на заседании общественного совета при муниципальном органе.
В остальных вопросах местная администрация определяет содержание документа самостоятельно.
2. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам).
При разработке этого документа следует руководствоваться п. п. 4 – 6, 9, 10, 12, 13, 15, 16 Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (далее – Общие правила N 926). В частности, необходимо сформировать обязательный перечень отдельных видов товаров (работ, услуг) с указанием их потребительских свойств и иных характеристик (пп. "а" п. 4 Общих правил N 926).
До утверждения рассматриваемого документа его проект должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при местной администрации (п. 3 Общих требований).
3. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений.
Документ разрабатывается на основании Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (далее – Общие правила N 1047). В нем согласно п. 5 Общих правил N 1047 необходимо отразить:
– формулы расчета нормативных затрат по их видам;
– порядок применения формул;
– порядок расчета без применения формул.
Кроме того, в правилах можно предусмотреть право муниципальных органов устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения (п. 5 Общих правил N 1047).
Отметим, что формулы расчета должны соответствовать требованиям п. 16 Общих правил N 1047.

Акты о нормировании, принимаемые муниципальными органами

На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок (ч. 5 ст. 19 Закона N ). Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N , Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):
1. Требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными подразделениями, подведомственными казенными и бюджетными учреждениями товарам (работам, услугам).
Проект данного документа до его утверждения должен пройти обязательное предварительное обсуждение на заседании общественного совета при муниципальном органе (п. 3 Общих требований).
2. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.
В отношении подведомственных бюджетных учреждений утверждать данный документ не нужно (ч. 5 ст. 19 Закона N



Просмотров