Какие штрафы за выезд на встречку. Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен

Добрый день, уважаемые автолюбители.

С тех пор, как за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения ввели ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, вопросы о встречной полосе стали появляться значительно чаще. И огромная практика по лишениям, и

В этой части статьи мы выделим простые вопросы о выезде на встречную полосу, чтобы просто разобраться, выезд на встречную полосу разрешен, а когда двигаться во встречном направлении запрещено.

Все приведенные в этой статье примеры содержат нарушения ПДД, наша задача верно их квалифицировать и определить был ли выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения или нет.

Начнем с того, что выезд на встречную полосу по умолчанию разрешен, а все запреты уже описаны в тексте . И запретов на самом деле больше, чем кажется. Этим запретам и посвящена эта статья.

Полоса движения

Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:

«Полоса движения» — любая из продольных полос {tip:: «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.}проезжей части{/tip}, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут. Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.

Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия

Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.

Прямые запреты выезда на встречную полосу

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет .

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет .

Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно {tip:: 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).}п.9.1{/tip} ПДД Водитель самостоятельно определяет 2 или 4 полосы содержит проезжая часть. Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод — при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение .

А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.

Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.

Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.

Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном , а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.

На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.

Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.

Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:

15. Движение через железнодорожные пути

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Косвенные запреты

Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.

Нарушение требований дорожной разметки.

Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.

Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.

Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.

Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.

Нарушение правил обгона

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу , и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!

Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.

Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.

В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.

За выезд на полосу встречного движения в зависимости от сложившейся ситуации можно заработать не только штраф, но и лишиться прав на вождение транспортным средством. Такие запрещенные правилами маневры в любом случае достаточно опасны, а в тех местах, где не предусмотрен объезд или обгон, они неприемлемы, а в некоторых случаях просто трагичны.

Чтобы определиться с ситуациями, запрещающими или разрешающими иногда выезд на полосу встречного движения, нужно четко знать, что является выездом на встречку? Такого определения в правилах движения нет, но наказание за это нарушение предусмотрено в соответствии с частью четвертой статьи 12,15 ПДД, где допускается конфискация прав вождения.

Попадание машины во встречный поток

Ситуаций, отвечающих такому определению много, рассмотрим основные случаи:

  • переезд через полосу при различных маневрах на дороге;
  • одновременное движение по своей и встречной полосе;
  • езда по разметочной линии;
  • пересечение разметочной линии при маневре только задним колесом;
  • переезд через встречку при выезде с пересекающихся дорог.

Определение полосы движения имеет такое же немаловажное значение, как и встречная полоса. В правилах движения ей дается описание , как любой из полос продольного направления, обозначенной или нет разметкой, шириной, достаточной для проезда автомашин в один ряд.

Попаданием на встречный поток движения является фактическое расположение транспорта на нем для продолжения поступательного движения далее. Часто автомобиль оказывается на встречке при выполнении маневра, при этом выезда как такового по определению, нет. Машина пересекает разметку, но так как полоса для передвижения не используется, то и выездом это назвать нельзя.

Пересечение встречки при совершении маневра

Действие совершается в ситуации, когда выполняется разворот с пересечением двойной сплошной или поворот в подобных условиях. Количество сплошных линий особого значения не имеет, так как при разделении ими транспортных потоков не допускается пересечение каждой из них. В этой ситуации происходит маневр с нарушением разметки.

Передвижение на своей и встречной полосе одновременно

Ситуация предполагает использование встречной полосы для частичного движения по ней, таким образом, осуществляется выезд навстречу транспорту, при этом присутствует нарушение правил разметки на дороге. Статья 12,15 в части четвертой предусматривает конфискацию прав.

Движение автомобиля по разметочной линии

Определить выезд на встречку может только дорожный патруль. Но проезд непосредственно по самой полосе разметки не считается попаданием во встречный поток, так как нужно иметь по факту его пересечение. Движение по разметке является нарушением пункта 9,7 ПДД , за который по статье 12,15 в первой части предусмотрен штраф.

Пересечение разметочной линии задним колесом при совершении маневра

Ситуация полностью аналогична предыдущей, так как пересекать сплошную разметку на дороге запрещается в любом случае. Ответственность наступает по статье 12,16 ПДД в части второй и предусматривает штраф 1 тыс.- 1 тыс. 500 р.

Перемещение на встречную полосу с пересекающихся дорог через сплошную разметку

Это сложный и неоднозначный случай, описанный в статье 8,6 ПДД:

  • поворот производится таким образом, чтобы при выезде с пересекающейся дороги нет выезда на полосу встречного движения;
  • поворот направо производится ближе к правому боку дороги.

Выезд на полосу встречного движения в связи с поворотом нарушает статью 8,6 ПДД, хотя автомобиль не предполагает движение навстречу транспорту, но он не должен появиться на встречке дороги, на которую совершается поворот. Нарушение квалифицируется по статье 12,15 в части четвертой.

Нет выезда на полосу встречного движения, если авто поворачивает на попутную полосу с пересечением встречки. Несмотря на то, что часть машины оказывается на полосе встречного передвижения, выезда на нее не происходит. Но маневры не по правилам остаются , но не может быть наказано по статье о расположении транспорта на дороге.

В каких случаях передвижение по встречке запрещено?

Трасса с четырьмя полосами и больше

В случае передвижения транспорта по такой дороге, независимо от факта нанесения разметочной полосы, выезд в поток встречных автомашин запрещается, это правило записано в п. 9,2 ПДД. На трассах с двусторонним движением, помещающим четыре или более полосы, запрещается выполнять повороты или развороты в любых местах по желанию, для этого существуют перекрестки и специально разрешенные правилами участки, обозначенные разметкой. Выполнять объезд с выездом на встречку запрещено всегда.

В некоторых случаях разрешается производить объезд:

  • если можно его совершить без попадания на встречку;
  • если на дороге две или три полосы, с выездом на встречку или в среднюю полосу, предназначенного для поворота, при этом по ходу движения не должен присутствовать переезд.

Объезд запрещено производить:

  • на четырех и более полосной трассе с выездом на встречку;
  • нельзя обгонять с выездом на крайнюю полосу в левый ряд на дороге с трехполосным движением;
  • перед переездом железной дороги не разрешается выезд во встречный поток, независимо от размеров проездного пространства;
  • если дорога имеет любой из видов запрещающей разметки, то сколько бы полос ни было в наличии, производить маневры с выездом на встречку не разрешено;
  • если на участке дороги имеется знак о запрещении обгона, любой объезд не выполняется;
  • если автомобиль, передвигающийся впереди, выполняет обгон машины или объезд препятствия;
  • транспорт впереди на своей полосе включил световой сигнал о повороте налево;
  • следующее за транспортом впереди авто начало выполнять обгон;
  • если после выполнения объезда водитель машины не сможет безопасно вернуться на первоначальную полосу движения.

Места, где нельзя производить обгон:

  • объезд не разрешается делать на регулируемых и простых перекрестках при передвижении по второстепенной улице;
  • на участке дороги с пешеходным переходом;
  • ближе стометровки перед переездом железной дороги и на самих шлагбаумах;
  • не разрешается обгонять или объезжать препятствия на путепроводах, мостах, под ними, на эстакадах, в тоннелях, на участках с ограниченным видимым пространством;
  • запрещается выезд из перекрестной дороги на левую сторону трехполосной трассы.

Объезд препятствия

В 2016 году в России за подобное нарушение применяются два вида наказаний:

  • уплата штрафа;
  • конфискация прав.

Понятие препятствия включает в себя неподвижный предмет или объект на полосе, по которой передвигается водитель, поврежденный транспорт, разрушение дороги, другие предметы, мешающие продолжать езду в заданном направлении. Препятствием не является пробка из машин или авто, сделавшее остановку по требованиям ПДД.

Если автомобилист мог объехать препятствие справа, но не воспользовался этой возможностью и обогнал его слева, при этом пересекая разметочную линию для разделения противоположных потоков, то это повлечет штраф по статье 12,15 в третьей части.

Обгон едущего впереди трактора

Если в технических характеристиках трактора указана максимальная скорость передвижения более 30 километров в час, то он не относится к категории тихоходных средств. Поэтому обгон такого транспорта через сплошную повлечет конфискацию прав или уплату штрафа 5 тыс. р. Тихоходные трактора (с максимальной скоростью меньше 30 км в час) в зависимости от технических показателей обгонять разрешается через сплошную даже в зоне запрещающего знака на обгон, и автомобилист наказан не будет.

Сложность заключается в том, что не все трактористы в курсе об обязательности установки на транспорте знака принадлежности к тихоходному средству. Водитель, которому мешает передвигаться тихо едущий трактор, так никогда и не узнает, можно ли его обгонять, так как скорость, с которой транспорт передвигается по трассе, не является показателем его максимальной скорости.

Меры наказания за выезд навстречу транспорту

Наказание регламентируется статьей 12,15 во второй части:

  • выезд на встречку, по которой должен двигаться трамвай или создание препятствий его передвижению, наказывается штрафом от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р. (в зависимости от желания инспектора патрульной дорожной службы);
  • объезд препятствия по трамвайному пути со встречным движением наказывается штрафом аналогичного размера;
  • разворот или поворот налево с переездом сплошной полосы с наличием запрещающего знака послужит причиной наложения штрафа от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р.

Штрафы за нарушение сплошной полосы в остальных случаях

По статье 12,15 ПДД в четвертой части за выезд на встречку в 2016 году может налагаться не только лишение прав, но административный штраф.

Конфискация прав вождения за повторное нарушение сплошной разметки

в 2016 году предусмотрена дополнительная конфискация прав за аналогичное повторное нарушение, это прописано в статье 12,15 в ее пятой части:

  • повторение нарушения предусматривает конфискацию прав на год, а если нарушение зафиксировано средствами современного видеонаблюдения в автоматическом режиме, то сумма выписанного штрафа по статье составит 5 тыс. р.;
  • если работник органов ДПС лично остановил водителя, повторно нарушившего сплошную полосу, то срок лишения прав составит один год, фиксация на автоматических камерах и средствах видеорегистрации повлечет за собой штраф 5 тыс. р.

Статьи, в которых предусмотрены наказания, регламентируют штраф только за выезд во встречный поток автомобилей и нарушение разметочной линии , если это произошло вразрез с ПДД. Если нарушения правил нет, а машина пересекла сплошную полосу, то наказания водителя не последует.

Ситуация, когда можно пересекать сплошную без штрафов

Неширокая дорога

Узкая дорога без запрещающих обгон дорожных знаков и иных условий, делающих выезд во встречный поток невозможным, не устанавливает ограничений для водителя в вопросе движения по противоположной полосе при обгоне, объезде, повороте или развороте.

Неширокая дорога и отсутствие разметочных полос позволяет водителю самостоятельно определить количество потоков . В таком случае левая сторона дороги считается стороной для движения встречного автотранспорта. Эти требования отражаются в 9,1 пункте ПДД. Если на дороге полностью отсутствует разметка, то на ней предполагается четное число полос (два или четыре), трех полос на таких трассах не бывает. Дорога в это случае должна быть неширокой, потому что широкая трасса предполагает четыре полосы, но в таком случае маневры с выездом на встречку повлекут за собой штраф.

Трехполосная дорога в обязательном порядке должна иметь разметочные полосы, иначе она будет считаться двух или четырехполосной в зависимости от ее ширины. На трехполосной дороге без присутствия запрещающих знаков можно совершать маневры без опасности получить штраф или лишиться прав.

Две рассмотренные ситуации можно рассматривать как исключительные случаи, при которых попадание на встречку происходит безнаказанно, так как различные маневры на ней разрешаются правилами ПДД.

В заключение следует сказать, что для езды по трассе и улицам населенных пунктов следует четко изучить ПДД , в частности, обгон, поворот, разворот и объезд с использованием полосы встречного движения. Тем более что экономия времени при передвижении с нарушением правил движения очень сомнительна, но при этом велик риск потерять водительские права на определенный срок и потерять приличную сумму на уплату штрафа.

Не всегда за выезд на встречную полосу полагается штраф. Например, обгон ТС на узкой двухполосной дороге в том месте, где данный маневр не запрещён разметкой и дорожными знаками, не послужит причиной наложения штрафа или лишения ВУ.

Вопреки представлениям многих автолюбителей даже объезд препятствия через сплошную полосу не будет являться нарушением , если, конечно, объехать его справа не представляется возможным.

Однако здесь следует чётко представлять, что обозначает термин «препятствие». Это, конечно, не затор на дороге или не тихоходное транспортное средство, отказывающееся пропустить попутные автомобили, съехав на обочину. В данном случае, если вы пересекаете сплошную разметку для обгона или объезда, вы однозначно нарушаете требования ПДД.

За выезд на полосу встречного движения в данном случае вам грозит:

  • штраф 5000 рублей ,
  • четырех- или шестимесячный срок лишения ВУ.

Как правило, если нарушение совершается впервые, то водитель, согласный с выводом инспектора, отделывается вышеназванным штрафом в 5000 рублей. Повторное же нарушение — это однозначное лишение прав сроком не на 6 мес., а на год . Исключение в данном случае — если повторное нарушение было зафиксировано автоматической камерой. Тогда вам также будет грозить лишь максимальный штраф.

Проезд под знак «Въезд запрещён»

Как выезд на встречную полосу трактуется и проезд под «кирпич», однако только если вы движетесь во встречном направлении по односторонней дороге . Знак «Въезд запрещён» часто устанавливается для организации движения на территории стоянок ТЦ, АЗС и т.д.

Так вот, в случае, например, заезда на заправку со стороны, предназначенной для выезда ТС, ответственность наступает по гораздо менее серьёзной статье, предусматривающей всего лишь предупреждение, но чаще штраф 500 р. Это трактуется как въезд под запрещающий знак на прилегающую территорию.

То есть о выезде «встречку» в данном случае речи не идёт. Более того, в таких местах знак «Въезд запрещён» зачастую устанавливается в нарушение ГОСТ. Например, если «кирпич» трудно заметить на расстоянии ближе 100 м от знака, то он уже установлен не по правилам, и решение о взыскании штрафа можно оспорить.

Когда максимальный штраф неизбежен

Рассмотрим ещё некоторые случаи, однозначно трактуемые как движение по встречной полосе. Пятитысячерублевым штрафом или лишением ВУ наказывается:

  1. Выезд на разделительную полосу, «встречку» на четырёхполосной дороге независимо от причины;
  2. Обгон по встречным трамвайным путям;
  3. Выезд на «трёхполоске» на крайнюю левую полосу;
  4. Выезд на реверсивную полосу при сигнале светофора, запрещающем движение.

Напомним, что выезд на реверсивную полосу, обозначенную соответствующей разметкой, разрешён только на зелёный сигнал реверсивного светофора. Как только он гаснет, необходимо перестроиться вправо.

Как отстоять права в споре с инспектором ГИБДД

Сейчас в КоАП имеется чёткое разделение понятий «движение по встречной полосе» и «поворот или разворот с нарушением требований знаков и разметки». Выше мы в основном говорили про первое понятие, являющееся серьезнейшим административным правонарушением, грозящим лишением прав или максимальным штрафом.

Однако зачастую такие ошибки водителей, как поворот налево через сплошную или, например, разворот, трактуются инспекторами ГИБДД так, как они привыкли или как им удобно. Между тем, поворот через сплошную линию — это отнюдь не движение по «встречке». Наказывается этот маневр не лишением прав, а всего лишь штрафом в 1500 или даже 1000 р. То же наказание — и за другое нарушение, которое некоторые водители считают вполне невинным — поворот налево на перекрёстке с полосы, для этого не предусмотренной.

Мы упомянули, что через сплошную линию объезд препятствия не считается нарушением, если другого пути просто нет, а перед этим водитель пропустил ТС встречного направления. Но если то же вы совершите, например, на четырехполосной дороге или в месте, где объезд справа возможен, вы однозначно нарушите правила и попадете под ст. 12.15 ч. 3, предусматривающей штраф 1000—1500 р. Иные случаи трактуются как нарушение статьи 12.15 КоАП ч.4 и могут послужить причиной лишения прав.

В заключение напомним, что выезд на встречные трамвайные пути, на «встречку», пусть даже и без нарушения правил — чрезвычайно опасный маневр, поэтому по возможности старайтесь его избегать, а при обгоне на узкой дороге будьте предельно внимательны.

Вас заинтересует:


2 Comments

    Cлучай такой. Я двигался в попутном направлении по крайней левой полосе с потоком на 3х полосной дороге, крайняя правая из них автобусная. Неожиданно перед мной боком выезжает автомобиль, нарушив при этом ПДД, так как на данном участке запрещен разворот и поворот налево, чтобы избежать прямого столкновения и без пострадавших я принял свой автомобиль левее, т.е. чтобы уйти от удара. В итоге я получил прямой удар в правую заднюю часть авто, после чего от удара откинуло мой автомобиль на свою полосу. В ДТП вину с меня сняли, но хотят лишить прав на год на выезд на встречную полосу. Виновнику ДТП выписали штраф 1500р за попытку развернуться, а меня хотят лишить прав. Как быть в данной ситуации, подскажите пожалуйста.

    Заказать поисковая раскрутка сайтов продвижение сайтов и seo По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно

Наказание водителю за то, что тот неправомочно выехал на встречную полосу, назначается только посредством судебного рассмотрения всех деталей правонарушения, а потом – вынесением соответствующего решения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По мнению законодателей, движение автотранспортного средства по полосе навстречу другим машинам считается опасным манёвром.

Нарушение наказывается лишением права управлять автотранспортным средством какое-то время, но могут и назначить только один штраф.

Когда автомобилист попался, его остановили за пересечением полосы встречного движения, нужно не сопротивляться полицейским, а сразу приготовить внятные объяснения и документы.

Что это означает

Перемещение по встречной полосе – это нарушение, согласно закону, когда водитель направляет свою машину по встречному потоку движения других участников, против встречного движения.

За такой манёвр полагается штраф и лишение автомобилиста права управлять любой категорией автотранспорта, открытой для него в его удостоверении.

По ГОСТу строительства автодорог в России, каждая полоса должна быть равна 3 метрам. Нарушением будет считаться выезд даже одно колеса за пределы трехметрового участка автодороги.

Послаблением в назначении наказания могут быть некоторые ситуации, а также плохо нанесенная разметка автодороги, отсутствие запрещающего знака, либо неправильная его установка – в зоне плохой видимости водителей.

Обратите внимание! Выезд на встречную полосу при любых обстоятельствах – это огромный риск, спровоцировать аварию, риск лобового столкновения с машиной, движущейся на встречу.

При этом последствия удара «лоб в лоб» всегда намного страшнее, чем иные виды столкновений. В таких случаях часто гибнут люди, а автомобили практически не подлежат ремонтно-восстановительным работам.

В чем нарушение ПДД, и какие могут быть последствия

Очень часто нарушения в виде заезда на участок дороги, где встречный поток автотранспорта, совершается именно на перекрестках. В этом случае для водителя крайне важна его сноровка при управлении автотранспортом.

При неумелом либо неаккуратном вождении границы попутного движения автодороги часто нарушаются именно на перекрестках при поворотах:

  • за пересечение;
  • езда по встречной полосе;
  • пересечение по перпендикуляру встречного полотна автодороги;
  • заезд за ограничительную кромку своей полосы;
  • с целью обгона в неположенном месте.

Вообще встречаются следующие виды незаконных пересечений, нарушений , когда нарушаются границы попутного потока автодорожного движения:

  1. Аварийная ситуация с заездом на встречную полосу – серьезное преступление законов ПДД.
  2. Машина выехала со двора прямо на встречную полосу – несерьезное преступление.
  3. Объезд какого-то препятствия – серьезным нарушением считаются случаи с объездом затора (пробки).
  4. Разворот или поворот влево через сплошную линию разметки – серьезное преступление (есть послабления в некоторых случаях).
  5. Обгон авто с пересечением сплошной черты – серьезное преступление.
  6. Попутная сплошная пересечена любым способом (колесом, с выходом за рамки кузова, половины кузова и т.д.) – несерьезное преступление.
  7. Проезд навстречу движущемуся транспорту на запрещающий автодорожный знак.

Обратите внимание! На основании п. 9.2 Правил автодорожного движения, водители не имеют права пересекать сплошную линию разметки, совершая обгон на дорогах в 2 либо 4 полосы. Это можно делать исключительно тогда, когда стоит разрешающий знак.

Можно ли отделаться штрафом

Оставить при себе водительские права автомобилист может только тогда, когда манёвр пересечения сплошной линии на разметке автодорожного полотна является оправданным с точки зрения правил ПДД и закона.

На встречную полосу, когда пересекается сплошная разметка, пунктирная, либо она вовсе отсутствует, разрешено в определенных случаях.

Только при таких обстоятельствах, которые предусматривает законодательство, есть все шансы не схлопотать арест водительских прав.

Наказанием в таких случаях будет лишь только штраф, размер которого назначается мировым судьей после разбирательств и рассмотрения постановления об административном нарушении.

Обратите внимание! Один только штраф может быть назначен еще и тогда, когда нарушение в виде выезда на встречную полосу не было зафиксировано автодорожной полицией, но было снято на видеокамеру.

Судить будут по записи с придорожной видеокамеры. По нормам законодательства при таких обстоятельствах прав не лишают, а назначают денежное наказание.

Не лишают водительских прав в следующих ситуациях:

  1. Наличие крайней необходимости у водителя для пересечения сплошной линии ().
  2. Фиксирование нарушения видеокамерой, установленной у дороги, а не дорожной полицией.
  3. Наезд только на саму полосу, а не её пересечение.
  4. Объезд препятствия (кроме обгона «пробки»).

Разрешенное пересечение границ середины дороги возможно в следующих случаях:

  1. Узкая дорога. Движение по дороге, где нет никакой разметки, где требуется поворачивать налево, а ограничительная линия «рисуется» умозрительно участниками автодвижения.
  2. Дорога без разметки. У дороги нет предупреждающих знаков, оповещающих разрешение поворачивать налево. Знаки еще могут быть те, которые запрещают обгон. Если их нет, тогда водители могут на какое-то время выехать на «встречку» при отсутствии плотного потока машин.
  3. Трёхполосная дорога. Есть разметка, но нет запрещающих обгон по средней полосе знаков. Разрешается особенно при поворотах, например, налево.
  4. Объезд препятствия не карается законом в виде ареста прав, а лишь наказывается небольшим штрафом – 1000-1500 руб . Но и здесь судья может пересматривать дело с вынесением решения о полной невиновности водителя.
  5. Заезд на встречную полосу даже одним колесом при пересечении сплошной линии.

Если по каким-либо причинам впереди едущий автомобиль внезапно заглох и не смог выехать на обочину, то водителю, едущему за ним, придется его объезжать.

В этом случае объезд оправдан, даже если он совершается с пересечением или заездом на трамвайные пути.

То же самое касается и ситуаций, когда произошла авария на дороге, столкнувшиеся автомобили стоят посреди дорожного полотна, где сквозное движение, их объезжать придется каждому едущему водителю.

Если машина просто остановилась, создавая затруднение для других водителей, при этом она не поломана и не столкнулась с другими авто, такой случай не является препятствием.

Водителям следует подождать, пока тронется с места остановившаяся машина, а не объезжать её. Сюда же подходят ситуации с пробками, дорожными заторами.

Именно эти моменты не называют препятствиями, потому объезжать здесь нельзя, выезжая на встречную полосу.

Пересечение пунктирной разметки не является нарушением при аккуратном обгоне налево потому, что движение в России леворулевое – руль для водителей находится слева, а не справа как в автомобилях Японии или в Индии, к примеру.

Водитель при обгоне обязательно должен убедиться не только в отсутствии автомобиля, едущего на встречу, но также и рассчитать приблизительную скорость перемещения встречной машины.

А это можно сделать только при нахождении руля слева и обгоне налево. Такие предосторожности требуется соблюсти для того, чтобы избежать столкновения даже при разрешенном пересечении разметки, пусть и пунктирной.

Количество полос на узкой дороге определяется водителями самостоятельно, а также условно. Здесь соблюдается особая осторожность.

Обратите внимание! На тех дорогах, где отсутствует какая-либо разметка, обычно считается, что количество полос должно быть обязательно чётным.

В случае, когда дорожное полотно достаточно широкое, чтобы можно было его умозрительно разделить на 4 полосы движении, выезд навстречу другому потоку автотранспорта будет считаться злостным нарушением.

Поэтому в таком случае одним только денежным наказанием отделаться нельзя будет, судья будет рассматривать и возможность лишить водителя прав.

Что делать, если поймали

Если выезд на встречную полосу автодороги произошел при обстоятельствах, когда по закону запрещается это делать, то и здесь могут выявиться некоторые смягчающие обстоятельствах для водителя.

Существует некоторые манёвры, показывающие, что водитель вынужден был заехать на встречную полосу.

Обычно это случаи, когда на попутной полосе происходит предаварийная ситуация, либо что-то провоцирующее автомобилиста свернуть и заехать на запрещенный участок дороги.

Рассмотрим специфику некоторых ситуаций:

  1. Дорога в 4-ре полосы. Есть специальный участок дороги для обгона. Возможен манёвр налево, но только для разворота. Для этого не должно быть никаких запретных знаков у дороги, иначе наказание арестом водительского удостоверения будет неизбежным.
  2. Дорога со специальной запрещающей разметкой , коих может быть несколько видов. Ни в коем случае при таком положении нельзя выруливать навстречу другому транспорту. Доказать свои мотивы водитель дорожному полицейскому не сможет, если его остановит автодорожный патруль.
  3. Когда знак «Обгон запрещен» у дороги стоит, а водитель все равно наезжал за ограничительную полосу, то наказание лишением прав – неизбежно. При этом неважно, сколько полос у дороги и какой она была ширины. Но повернуть налево или развернуть авто можно при таком знаке.
  4. Дорога в 3 полосы. Водитель попал аж на третью полосу. В этом случае нет никаких послаблений – наказание лишением водительских прав неизбежно.

Эти примерные случаи могут подсказать водителю, какие оправдания и доводы он сможет привести автоинспектору, когда он его остановит при явном нарушении правила выезда на встречный поток автотранспорта.

Обратите внимание! Если подобное нарушение у водителя произошло в первый раз за календарный год, тогда он имеет право на более мягкие условия для того, чтобы понести по закону наказание. Таких лиц часто не лишают водительских прав, а лишь выписывают штраф.

На какой срок могут лишить водительских прав за встречку

Все случаи представлены в единой таблице с указанием сроков лишения прав водителя:

Ситуация заезда на встречную полосу на дороге Срок ареста права управления ТС Штраф за нарушение, руб.
Объезд пробки, затора с поворотом налево, но через сплошную полосу. Манёвр правоохранителями признан провокационным. 4-6 месяца 5000
Повторное нарушение за календарный год в присутствии дорожного полицейского. 1 год 5000
Повторное нарушение за календарный год, заснятое придорожной камерой. 5000
Заезд на встречную часть дороги при движении машины со двора, с места парковки и т.д. 500
Пересечение сплошной слева. 4 мес. – 1 год 1000-1500
Обгон по встречной полосе с пересечением сплошной разметки. 1 год 5000
Разворот через сплошную разметку. 1000-1500
Машина пересекла попутную сплошную черту. 500

Перечисленные ситуации не являются исчерпывающими в водительской практике, поэтому они приведены как примеры, которые наиболее часто можно встретить в жизни.

Но случаев с разными «сценариями» развития событий на самом деле гораздо больше. Что следует запомнить здесь, так это то, что последнее слово по размерам штрафов или назначениям сроков лишения прав водителя остается всегда за мировым, апелляционным, либо иным судом.

Пример из судебной практики

Оправданием для того, чтобы права оставались при водителе, является плохое состояние дорожной разметки.

Если она пребывает в ненадлежащем виде, местами сильно стёрта, то водителя, совершающего обгон, могут и не наказывать арестов прав.

Но для того, чтобы такое доказать, нужны факты. Таковыми являются фотографии или записи видеорегистратора, камеры видеонаблюдения, установленной на улице в месте, где проезжал водитель.

Судебным решением будет вынесено либо оправдание водителю, либо уплата незначительного штрафа.

Судебная практика предусматривает послабления при следующих обстоятельствах, которые добавляются к уже описанным допущениям в данном материале:

  1. Водитель только начал объезжать впереди едущую машину по пунктиру, как вдруг наехал на начавшуюся сплошную полосу.
  2. Водитель не мог по объективным причинам объехать справа, пришлось объезжать слева (при наличии доказательств судом может опровергаться ).
  3. До вынесения решения суда у водителя отобрано водительское удостоверение дорожным полицейским. Это противозаконно!
  4. Протокол об административном правонарушении заполнен сотрудником ГАИ неправильно, с ошибками, либо заведомо ложными обвинениями.
  5. Недостаточно доказательств против обвиняемого.

Обжаловать приговор водитель еще может в течение 10 дней после вынесения судебного решения. Для этого нужно подать либо встречный иск, либо ходатайство, либо возражение. Конечно же, с подобной задачей лучше всего справится автоюрист или адвокат.

Очень важным моментом для обжалования в суде решений является доказательная база, которая чаще всего состоит из фото-, видеоматериалов, либо показаний очевидцев, изложенных в письменной форме с указанием их контактных номеров телефонов.

Выезд на полосу встречного движения - это серьезная аварийная ситуация, опасность лобового столкновения стремительно возрастает. Удар “лоб в лоб” почти всегда имеет страшные последствия для людей, находящихся внутри транспортных средств, а сами автомобили только в редких случаях поддаются ремонту. Наказание за выезд на встречную полосу всегда очень суровое. Тем не менее, в некоторых ситуациях маневры на “встречке” оправданы. Но чаще всего подобное поведение водителей подпадает под действие статей КоАП 2016 и карается штрафом или лишением прав. Давайте подробнее рассмотрим возможные варианты развития событий на дороге и разберемся, возможен ли безопасный выезд на встречную полосу и какой штраф за выезд на встречную полосу полагается водителям.

Итак, в определенных ситуациях водитель может пересекать разделительную линию без неприятных для себя последствий. Какое для этого нужно обоснование?

Законный выезд на встречную полосу

Смело ехать и не боятся наказания в виде штрафа, а тем более лишения прав, можно, если:

  • выезд на встречку при повороте налево оправдан если движение происходит по узкой дороге, разметка на которой отсутствует. Также нет никаких знаков, которые бы предупреждали о невозможности выезда налево на встречную полосу, например, информации о запрете обгона. Количество полос на такой дороге водители определяют самостоятельно и весьма условно. Сплошное дорожное полотно умозрительно делится на две части - встречного движения и попутного. Когда идет движение по встречной полосе, при отсутствии встречного потока, вполне можно совершать обгон, ничего, чтобы подпадало под определенные статьи КоАП в таких действиях нет. Важный нюанс: считается, что на дорогах без линий разметки, количество полос четное. Если их две, то ситуация соответствует нашему описанию. А если ширина позволяет говорить уже о 4 линиях движения, то водитель, совершающий обгон по “встречке”, понесет денежное наказание или будет рассматриваться вопрос о лишении прав;
  • движение происходит по трехполосной дороге. Разметка есть, а знаки, которые бы не позволяли маневрировать на среднюю полосу, отсутствуют. Это значит, что выезд вполне допускается, например, при повороте налево.

На этой ситуации выезд на встречную полосу без наказания исчерпывается, ведь это в любом случае нарушение пдд. Далее мы поговорим, как избежать лишения прав и отделаться штрафом, если действия водителя однозначно подпадают под предписания КоАП 2017.

Запрет на выезд на полосу встречного движения

Можно считать, что движение по “встречке” не дозволено во всех других ситуациях, кроме тех двух, в которых оно разрешено. Но стоит более подробно рассмотреть возможные маневры, чтобы облегчить общение с инспектором ГИБДД и минимизировать наказание. Итак, разберемся, чем грозит выезд на полосу встречного движения, если:

  • ситуация происходит на четырехполосной дороге. Другими словами, для обгона выделена специальная линия движения. Но и здесь возможно попадание на “встречку”. КоАП 2016 не запрещает маневры, связанные с разворотом и поворотом налево. Конечно, если вдоль полотна отсутствуют знаки запрета и нет соответствующей разметки. Обгон или объезд, сопровождающийся с пересечением сплошной линии, под строгим запретом;
  • на полотно нанесена разметка запрещающего характера. Она может быть любого вида. В таких обстоятельствах, сколько бы ни было полос, даже если их всего две, выруливать влево на “встречку” нельзя;
  • то же касается и дорожных знаков - если присутствует картинка ”Обгон запрещен”, то выезд на встречную полосу будет строго караться, вне зависимости от “полосности” дороги и какой бы широкой она ни была. Правда в таких обстоятельствах КоАП 2016 не запрещает поворачивать налево. Также водитель вполне может развернуть транспортное средство;
  • на дороге три полосы и автомобилист выехал на третью. Это недопустимо. Такой маневр строго карается согласно норм КоАП, действующих в 2017 году.

Во всех этих ситуациях водителю придется нести ответственность за некорректное поведение на дороге и выезд на встречную полосу штраф 2017 будет разным. Каким именно - определяет инспектор ГИБДД и судья. Они опираются на принятые положения КоАП и выбирают между денежными штрафными санкциями и лишением прав. Просто уплатить в бюджет и сохранить права водитель сможет, если будет очевидно, что на “встречку” он попал, чтобы объехать препятствие. При этом, важно понимать, как трактуется это понятие в КоАП 2017.

Что такое препятствие

Объект, который так называется, должен быть недвижимым, находиться непосредственно на дорожном полотне и препятствовать движению. Это, например, может быть раскуроченный во время аварии автомобиль. Транспортное средство, которое совершило остановку и ПДД при это не нарушило, препятствием не называют. Также в это понятие не входят дорожные заторы. Другими словами, пересечение сплошной линии для их объезда может иметь такое последствие, как лишение прав.

Если же пересечение сплошной линии произошло с целью объехать препятствие, как его трактует КоАП 2017, то воспитательные меры ограничиваются штрафом. Это может быть 1000-1500 рублей . Столько же придется выплатить водителю, который огибает препятствие по встречным трамвайным путям.

Запрет на поворот налево и разворот транспортного средства

Если эти маневры осуществляются в неразрешенных местах, о которых мы говорили выше, то водителя накажут. Пересечение сплошной линии в подобных ситуациях обойдется в 1000-1500 рублей . Это самый мягкий штраф за выезд на встречную полосу, предусмотренный КоАП в 2017 году.

Прочие случаи пересечения сплошной разделительной линии

Если выехавший на дорогу автомобилист осмеливается на пересечение сплошной разметки налево с целью объехать пробку или выполнить обгон, то на мягкие санкции от полиции рассчитывать ему не приходится и штраф за езду будет немалым. Штраф в таких ситуациях составляет 5 тысяч рублей. Если же поведение на дороге было провокационным и значительно повысило уровень опасности для других участников движения, то правоохранители могут наказать лишением прав. Минимальный срок - 4 месяца. Максимальный - полгода.

Если пересечение сплошной разметки налево было зафиксировано не лично инспектором, имеется только запись видеокамеры, то согласно нормам 2016 года, конфликт разрешится исключительно финансовыми выплатами.

Важно помнить, что для наложения штрафных санкций не обязательно полностью выезжать на встречку, совершать некорректный обгон. Достаточно будет пересечения сплошной разметки одним колесом, например, при неумелом повороте автомобиля.

Особое внимание перекресткам

Это участки дороги, на которых подобные пренебрежения ПДД происходят регулярно. При этом, в таких местах часто находится мобильный пост ГИБДД или установлена камера видеонаблюдения, запись с которой становится основанием для отправки водителю-нарушителю “письма счастья”. Поэтому, даже если не хватает ни терпения, ни времени, все же стоит быть максимально выдержанным. Аккуратно поворачивать влево, чтобы не пересечь сплошную. Для поворота занимать крайнюю, наиболее удобную полосу. Все маневры совершать исключительно по световому сигналу и всегда дожидаться своей очереди проехать.

Санкции для злостных нарушителей ПДД

В 2016 году, согласно норм КоАП, нарушитель, который попался первый раз, например, на совершении неразрешенного обгона, имеет право на более мягкое обращение. Лишение прав к таким автомобилистам применяют нечасто. Если же водитель повторно ловится на неправомерном пересечении сплошной линии или линий, и это фиксирует инспектор ГИБДД, дело закончится годичным лишением прав.

Нарушение, повторно зафиксированное камерой, к ужесточению карательных мер не ведет - это снова будут те же штрафные 5 тысяч рублей.

Перспективы для водителей-нарушителей в 2017

Санкции за незаконное пересечение разметки, выезд на встречку, обгон с нарушением правил могут быть ослаблены. Соответствующие предложения находятся на рассмотрении в Государственной думе, уже прошли первое чтение и до конца 2017 по ним должно быть принято окончательное решение. Предлагается не лишать нарушителей разрешения водить, оставить только денежные штрафные выплаты. Правда, они могут быть увеличены вдвое - до 10 тысяч рублей . Это объясняется нежеланием карать автомобилистов, которые могут нарушать по ошибке, не замечать знаков.

А вот для тех, кто попадается во второй и третий разы послаблений не планируется. У них по-прежнему будут забирать разрешение на вождение на год.



Просмотров