Какие разряды населения выделил солон. Реформы Солона

Конфликты между эвпатридами и демосом переходят в военные столкновения. Такая ситуация очень опасна, так как община может разрушиться, или может быть уничтоженной в результате нападения врагов. Когда это понимали, то находили человека, который бы урегулировал конфликт и защитил интересы простых граждан. В Афинах в 594 г. до н.э. выходец из эвпатридов, занимавшийся торговлей, поэт и дальновидный мудрец Солóн был избран первым áрхонтом - эпонúмом с чрезвычайным полномочием привести в порядок дела государства, установить мир между знатью и народом. Для чего ему поручалось издать необходимые законы. Солон воспользовался этим поручением, чтобы совершенно преобразовать афинский государственный строй.

Солон первым делом осуществил сисáхфию («стряхивание бремени») - отмену долгового рабства, запрещение займов под залог личности. Все долги отменялись. Все долговые камни с полей геомóров убирались. Граждане, ставшие рабами за долги, освобождались, а проданные за границу, - выкупались за счёт государства. Впредь запрещалось обращать в рабство за долги афинских граждан. Отныне должник, не сумевший расплатиться, отвечал перед кредитором своим имуществом, но не своей личностью. Рабами могли быть только иностранцы.

В политической сфере для более точного определения прав и обязанностей граждан, Солон разделил их без различия знатности происхождения на четыре разряда по имущественному цензу, по ежегодному доходу с недвижимой собственности. К первому разряду относились самые богатые граждане, имевшие не менее 500 медúмнов (медúмн - это мера объёма сыпучих тел, равная 52, 53 литрам зерна, оливкового масла или вина) годового дохода; ко второму - просто богатые, доходы которых равнялись 300 медимнам; к третьему - граждане среднего достатка, получавшие не менее 200 медимнов; к четвертому - все другие граждане - фéты, доход которых был меньше 200 медимнов.

Политические права - право участвовать в управлении полисом зависели от материального достатка и от тяжести обязанностей перед государством. Чем богаче был гражданин, тем больше он имел политических прав, но за то и тем больше должен был нести обязанностей. Полис, в отличие от современных государств, не обеспечивал своих воинов доспехами и оружием. Граждане обязывались приобретать вооружение за свой счёт сообразно достатку и служить в войске.

В военной службе первые два разряда служили в кавалерии и тяжелой пехоте, являлись в войско на конях и хорошем вооружении - в шлеме, латах, поножах, со щитом, копьём и мечом. На первый разряд, кроме личной службы в войске и хорошем вооружении и на конях, возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств. Третий разряд служил в тяжеловооружённой пехоте, фéты - в легковооружённой пехоте - со щитом, луком и стрелами или гребцами на военных судах.

Начиная с рубежа VIII-VII вв. резко уменьшилось значение кавалерии. Главной силой на полях сражений теперь были отряды гоплúтов - тяжеловооружённых пехотинцев. Доспехи гоплита включали в себя шлем, панцирь, поножи (гнутые бронзовые пластины, защищавшие голени) и круглый щит. Вооружение такого воина составляли копьё и меч. Перед боем гоплиты выстраивались в особый строй - фалангу . Они становились плечом к плечу в 7-8 шеренг, образуя сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Воины прикрывались щитами, выставляли вперёд копья и двигались на врага. Сила фаланги заключалась в её могучем, неудержимом натиске. Никакая конница не могла устоять против её удара.

Появление гоплитской фаланги имело самые прямые последствия для политического развития афинского полиса. Во-первых, этот строй оказывался эффективным только в том случае, если все в нём действовали коллективно и на равных. В фаланге бок о бок стояли гордившийся своим происхождением евпатрид и его незнатный сосед. Это способствовало сплочению граждан полиса в единое целое. Во-вторых, гоплитом мог стать не только богач, но и человек среднего достатка. Когда главной частью вооружённых сил являлась конница, в войске преобладали аристократы. Ведь только очень состоятельный человек мог приобрести и содержать боевого коня. Доспехи гоплита были гораздо дешевле; их могли себе позволить многие крестьяне. Добившись равенства со знатью на поле боя, демос имел теперь полное право претендовать на равноправие и в политической жизни.

Только граждане первого разряда имели доступ к высшим государственным должностям, могли стать áрхонтами и, следовательно, членами ареопáга, и казначеями. Архонтами могли быть и эвпатриды, но нужно уже было принадлежать к первому разряду. Эвпатриды, исходя из имущественного ценза, могли попасть в любой разряд.

Граждане первых трёх разрядов имели право участвовать в новом органе - Совете Четырёхсот - булé. Граждане всех четырёх разрядов получили право участвовать в народном собрании и новом судебном органе - гелиэ’е (от греческого «гéлиос» - солнце). Тем самым даже прежде бесправные и малоимущие феты могли участвовать в народном собрании и гелиэе.

Организация государственного строя подверглась существенным изменениям. Солон усилил роль народного собрания в политической жизни. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в деятельности народного собрания. Оно принимало законы, избирало должностных лиц по жребию из кандидатов, намеченных филами, контролировало их действия, определяло бюджет и налоги, решало все важнейшие дела - о войне и мире, государственных союзах и договорах. Все эти решения принимались народным собранием только под высшим надзором ареопага. Он мог отменить всё, что, по его мнению, противоречило старым законам и было опасно для государства.

Во главе правления оставались девять áрхонтов. Однако они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого разряда не Ареопагом, как раньше, а народным собранием, которому и отдавали отчёт в своём правлении. Рядом с Ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый орган - Совет Четырёхсот - булé. Совет Четырёхсот ежегодно избирался из граждан первых трёх разрядов, по 100 человек от каждой филы. Фактически в Совет попадали только граждане первых двух разрядов. Совет предварительно обсуждал все государственные вопросы, выносимые в народное собрание, заведовал текущими административными и финансовыми делами.

Существование двух Советов можно рассматривать как своеобразное двоевластие. Оно могло сложиться лишь при таких условиях, когда аристократия уже не была в состоянии единолично управлять государством, а демос был ещё недостаточно силён, чтобы взять власть в свои руки. Из двух Советов Ареопаг считался более высоким органом; его и называли в повседневном обиходе «верхним Советом», а Совет Четырёхсот - «нижним». Между ними имелось и разграничение функций. И тем не менее Совет Четырёхсот самим своим существованием в известной мере дублировал Ареопаг и тем самым уже снижал его политическое значение. Аристократический Ареопаг сохранялся как противовес народному собранию и Совету Четырёхсот.

Солон создал новый судебный орган - Гелиэ`ю. В её состав могли избираться граждане всех четырёх разрядов независимо от имущественного положения. Гелиэя являлась высшей судебной инстанцией для апелляции - обжалования на приговоры должностных лиц. Перед Гелиэей также несли ответственность должностные лица.

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон , избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом , он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфия - долговая реформа , которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была . Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения . В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний .
  5. закреплено деление на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов .
  6. создан новый судебный орган – гелиэя , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.
  7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические .

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов внутренней полосы и десять - из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).
  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен - правление тира­нов, затем аристократии, - прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт "опоил демос неуме­ренной свободой".

Реформы Эфиальта:

  1. лишение ареопага политической власти;
  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
  3. право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии;
  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).

Реформы Перикла:

  1. разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе);
  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
  3. введение оплаты должностей;
  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители - афиняне).
    Сове́т четырехсо́т
  • (греч. τετρακόσιοι), олигархический совет в Афинах. Может быть, еще со времен Кимона началось учреждение тайных обществ (ἑταιρίαι, см. Гетерии), в которых собирались недовольные политическим строем государства с целью его ниспровержения. Процесс гермокопидов и комедии Аристофана ясно свидетельствуют о сильном недоверии правящей партии к этим обществам. После неудачного исхода сицилийской экспедиции необходимость привела государство к назначению пробулов, при этом ясно проявилось стремление уничтожить демократию.
  • Алкивиад, бежав из Спарты к Тиссаферну, вступил в переговоры с афинским флотом при Самосе и обещал поддержку персов с условием, что в Афинах, где во главе правления стоял его заклятый враг Андрокл, будет учреждена олигархия. Среди начальников флота олигархического направления были Фриних и Пейсандр (см. сл.), оба пользовавшиеся дурной славой во многих отношениях. Первый из ненависти к Алкивиаду отклонил его предложение; Пейсандр же отправился в Афины, чтобы передать там условия Алкивиада. Он объединил все гетерии для совместных действий и был уполномочен вести переговоры с Алкивиадом и Тиссаферном. Хотя эти переговоры почти не имели успеха, однако при вторичном прибытии в Афины в апреле 411 г. до н. э., после того как на нескольких островах ему удалось ввести олигархическое правление, Пейсандр добился того, что по народному решению несколько демократических учреждений было уничтожено, народное собрание (ἑκκλησιαστικόν) отменено и вместо прежнего совета из 500 членов был назначен новый совет из 400 членов. Члены С. ч. под руководством проэдров сами дополняли свой состав, пользовались неограниченной властью и по своему усмотрению созывали народное собрание из 5 тысяч граждан. Это правительство начало переговоры со Спартой; но ожидания, под влиянием которых народ согласился на все перемены - выгодный мир или помощь от персов, - не сбылись. Скоро и среди олигархов возникли раздоры: одни, напр., Фриних, Пейсандр, Антифонт, замышляли предать Афины Спарте; другие, такие, как Ферамен, Аристократ и пр., были склонны примириться с народом. Эвбея отделилась; тогдашние начальники флота при Самосе, особенно Фрасибул и Фрасилл, стояли за демократию, Алкивиад, никогда не думавший серьезно об олигархии, был призван и поставлен во главе правительства. При таких угрожающих обстоятельствах С. ч. был свергнут народом после 4-месячного существования: Фриних был убит, Антифонт - казнен, остальные бежали к спартанцам в Декелею. Прежний совет был восстановлен, но отмену жалованья экклесиастам не упразднили, и народное собрание из 5 тысяч граждан продержалось еще некоторое время; точно так же были сохранены некоторые другие реформы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К началу VI века до н.э. борьба между афинским демосом и эвпатридами достигла исключительной остроты. Значительное число крестьян попало в положение батраков, многие за долги попали в личную кабалу, некоторые были проданы за границу. Непрекращающиеся волнения в городе, образование разных группировок создавали реальную угрозу захвата власти с опорой на недовольство нищающих народных масс. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон и наделен особыми полномочиями айсимента для проведения реформ. Это был аристократ по рождению, но разорившийся, затем занявшийся торговлей. Он значительно расширил свой кругозор в путешествиях по дальним странам. Реформы он начал с облегчения экономического положения масс. Им была проведена сисахфия («стряхивание бремени») – отмена долговых обязательств (по видимому, только сделанных под залог земли), которые тяготели над крестьянством. Институт долговой кабалы был уничтожен навсегда, а уже проданные в рабство за долги были на общественный счет выкуплены и возвращены в Афины.

Кроме того, Солоном был проведен ряд экономических мер, чтобы активизировать хозяйственную жизнь Афин: запретил вывоз из Аттики хлеба, разрешил экспорт оливкового масла, способствовал притоку ремесленников и торговцев из других городов, ввел более удобную систему мер и весов. Наиболее важной политической реформой Солона бала тимократическая, по которой все свободное афинское население, исключая неграждан-метеков, в зависимости от величины получаемого дохода было разделано на 4 разряда:

Пентакосиомедимнов, получавших со своих земель 500мер, в совокупности, твердых (зерно) и жидких (вино, масло) продуктов;

Всадников, получавших 300 мер;

Зевгитов – 200 мер и 4)

Фетов – обладавших доходом менее 200 медимнов.

Граждане, принадлежавшие к первым двум классам, могли избирать и быть избранными в любой из органов афинского государства. Граждане 3 класса не могли избираться в архонты. Граждане 4 класса – феты, имели право только избирать. Ареопаг после реформ сохранил за собой лишь функции главного судилища по уголовным делам и общий контроль над всеми другими афинскими органами. Функции управления государством перешли от ареопага частью к экклесии – народному собранию, частью к учрежденному Солоном Совету четырехсот – буле. В него избирались по 100 человек от каждой их 4 фил. Кроме того, был введен народный суд – гелиэя, где могли принимать участие в качестве присяжных и неимущие граждане – феты. В его компетенцию входило принятие отчетов от должностных лиц, а также разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различных обязательств. Навкрарии становятся при Солоне главными финансовыми органами. Они принимают различные взносы и производят все текущие расходы.

Нововведением чисто политического характера было «требование к каждому гражданину, чтобы он во время волнений и междоусобиц примыкал к одной из борющихся партий легально и открыто. Тот, кто не исполнял этого предписания закона, подвергался атимии, то есть поражению в гражданских правах, а в исключительных случаях – пожизненному изгнанию из города и конфискации имущества». Реформы Солона были первым значительным шагом по пути демократизации афинского полиса. Введением имущественного ценза уничтожились политические привилегии эвпатридов. Теперь главную роль при замещении должностей стала играть не знатность, а имущественное положение.

Реформы Солона существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

РЕФОРМЫ СОЛОНА

Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640-560 до н. э.)

Безусловно, Солона следует признать одной из наиболее ярких личностей в истории Греции архаической эпохи, самым знаменитым из греческих законодателей. Он был потомком древних афинских царей. Однако знатный род, к которому принадлежал Солон, обеднел, и, чтобы поправить свое экономическое положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Даже и теперь не может не поразить разносторонность личности Солона: он слыл необычайно мудрым человеком (впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов»), был одним из крупнейших греческих поэтов и в то же время отнюдь не чуждался общественной деятельности.

Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.

В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.

Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.

Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.

При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.

Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).

Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).

Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.

Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.

Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.

Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.

Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других.

(Пер. С. Радцига)

Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.

Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.

Источники

Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона

автора Андреев Юрий Викторович

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

автора Куланж Фюстель де

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» - Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. - год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления



Просмотров