Какие организации защищают права человека? Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации? Права человека в рф защищает.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод человека и гражданина

Государственную защиту прав и свобод человека и гражданина гарантирует Конституция РФ (ч. 1 ст. 45). Это означает, что в обязанность государства входит различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент России (ст. 80). Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод. Ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому нарушенные права и свободы может защищать не только государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.), но и сам человек может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты можно условно разделить на правовые и неправовые. Правовые способы самозащиты - это действия, урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия, прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны, крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

Международная защита прав и свобод. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Судебная защита. В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных гл. 2 Конституции РФ, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина и в то же время служат гарантиями этого статуса.

В ряде случаев судебная защита является единственным средством правовой зашиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества.

Среди основных характеристик судебной защиты можно выделить следующие:

· Всеобщность судебной защиты. Судебная защита является универсальной, поскольку основной чертой ее является всеобщность. Она распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения, а также иностранцы и лица без гражданства. Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица.

· Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

· Гарантированность судебной защиты установлением системы судов. Обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, образованных в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. п..

· Невозможность ограничения права на судебную защиту.

· Непосредственность действия права на судебную защиту. Судебной защите подлежат и те права и свободы, которые принадлежат индивиду в силу прямого указания Конституции РФ (основные, конституционные) и иных законов, нормативных актов, индивидуальных правовых актов или договоров, и те, которые не имеют нормативного закрепления в соответствующих законах, но не противоречат Конституции РФ.

· Возможность обжалования любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: учебник для вузов [Текст] / под ред. О.И. Тиунова. -М.: Норма, 2005. - С. 324-334..

Таким образом, судебная защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Возмещение вреда

право свобода человек гражданин

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Права и свободы в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Добро пожаловать!

С первого летнего дня в России начинают действовать новые нормы гражданского законодательства. Одним из наиболее важных изменений стало закрепление в ГК РФ положений об опционном соглашении. Парламентарии впервые дали четкое определение сделки, разграничили понятие договора и одноименного финансового инструмента, а также проработали порядок защиты интересов участников.

В последний день марта главой государства был подписан закон, направленный на пресечение мошеннических действий в сфере регистрации.

Защита прав человека с использованием международных механизмов

Программа возникла в 2002 году как совместный проект ПЦ «Мемориал» (Москва) и Европейского центра защиты прав человека (European Human Rights Advocacy Centre) (Лондон). Она направлена на оказание помощи частным лицам, юристам и неправительственным организациям в РФ в подаче жалоб в Европейский суд по правам человека, а также на повышение профессионального уровня правозащитников и НКО, направляющих жалобы в Европейский суд.

Защита прав человека

Под защитой прав подразумевается защита личности, охрана прав и свобод и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней

Перевод на русский язык Конвенции о защите прав человека и основных свобод в редакции Протокола № 14 к Конвенции о защите и основных свобод (начало действия данной редакции – 01 июня 2010 года) и Протоколов №№ 1, 4 и 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Подготовлен на основе официальной публикации Конвенции о защите прав и основных свобод в редакции Протокола № 11 к Конвенции о защите и основных свобод и Протоколов №№ 1, 4 и 7 к Конвенции о защите прав и основных свобод («Собрание законодательства Российской Федерации» № 2 от 08 января 2001 года, ст.

Международная защита прав человека

Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества и свободы, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Необходимость гуманитарного была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что войны оставалось решающим в международных отношениях.

Права человека

1. Международная Амнистия – это крупнейшая международная независимая правозащитная организация, объединяющая свыше 1,5 миллионов активистов и сторонников в более чем 140 странах мира.

Презентация на тему: Международная защита прав человека

Что такое человека? 1) Согласно естественно-правовой теории – это права, присущие самой природе человека, без которых оно не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге

Должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге учреждена Уставом Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения гарантий государственной защиты и свобод граждан в Санкт-Петербурге.

Какие организации защищают права человека?

Ответ редакции

​10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Принятый документ председатель Комиссии ООН по правам человека, Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Рузвельта , назвала Великой Хартией вольностей для всего человечества.

Всеобщий договор о правах человека

Праздновать этот день начали с 1950 года после того, как Генеральная ассамблея приняла резолюцию, призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — гласит первая статья Декларации прав человека.

Всего в документе 30 статей. Они подчёркивают принципы достоинства, свободы, равенства и братства, провозглашают право на жизнь и запрет рабства, определяют права гражданина в обществе, определяют социальные, экономические и культурные права, провозглашают духовные, общественные и политические свободы, такие как свобода вероисповедания и свобода ассоциаций.

В 1948 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН Декларацию поддержали большинство стран-участниц, и лишь 10 стран воздержались или голосовали против. Среди последних был и Советский Союз. Только после присоединения СССР в 1976 году к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР формально вошёл в круг стран, которые признавали и обязывались соблюдать права человека.

Декларация переведена более чем на 300 языков мира, она стала одним из самых распространённых текстов в мировой истории. Во многих конституциях государств, в первую очередь, тех, которые принимались после Второй мировой войны, в той или иной форме присутствуют идеи первой статьи Декларации.

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека. Фото: Commons.wikimedia.org

Какие организации стоят на защите прав человека?

Организация объединённых наций (ООН) ведёт диалог со всеми правительствами в целях обеспечения прав человека, защищает права человека в рамках всей системы ООН.

ЮНЕСКО — оказывает содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

ЮНИСЕФ — обеспечение мирной жизни для всех детей планеты.

Международная организация труда (МОТ) — улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости, раскрытие потенциала рабочей силы, развитие социальных институтов.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — Совет Европы — защита прав человека и демократии, помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Европейский суд по правам человека — главный юридический институт Европейского сообщества. Рассматривает споры, сторонами в которых могут быть члены Сообщества и частные лица.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — контроль над вооружениями, мирное урегулирование конфликтов, защита прав человека, контроль над проведением выборов, обеспечение экономической и экологической безопасности.

Врачи без границ — защита и реализация права человека на получение медицинской помощи. Работает в районах, захваченных повстанцами, вне зависимости от политики официальных властей.

Human Rights Watch — проведение исследований ситуации в области прав человека в 70 странах по всему земному шару.

Всемирная организация против пыток (World Organization Against Torture) — борьба против применения пыток и других форм бесчеловечного обращения с людьми.

Amnesty International — выступает за соблюдение международных стандартов, оказывает давление на лиц, нарушающих права человека.

Как празднуют День прав человека в России?

10.12.1990. Манифестанты на Пушкинской площади во время массовых акций в День защиты прав человека. Фото: РИА Новости / Игорь Михалёв

Начиная с 1977 года правозащитники в Международный день прав человека проводят на Пушкинской площади в Москве так называемый «Митинг молчания». Также в этот день российским журналистам вручается Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Как правило, в этот день проходят митинги, посвящённые событиям в стране и мире, которые вызывают сильный резонанс в обществе как несправедливые, негуманные и унижающие достоинство людей.

Права человека и их защита

Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. Проблема прав человека - это вопрос, важность которого объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, его психического и физического благополучия.

Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. Право человека - это то, что соответствует природе человека и что разрешено законами. Свобода человека (в том понимании, в котором употребляется в документах о правах человека) - это отсутствие каких-либо ограничений, притеснений в чём-то (деятельности, поведении). Свобода должна быть обеспечена правом. Вопрос о правах человека давно уже принял всемирный масштаб. В связи с этим неудивительно появление международных документов по правам человека. Наиболее важных из них - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах права и свободы человека, которые во всём мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

В данной работе предполагается рассмотреть следующие вопросы:

понятие прав человека;

описание механизма международной защиты прав человека.

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идёт о правовом государстве, а во втором - об антидемократическом.

Права человека - это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…». Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которой человек приносит обществу, когда речь идёт о человеческом достоинстве. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

Наиболее важным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Каждый человек имеет право на защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье. Считается, что государства должны стремиться к полной отмене смертной казни. В странах, где смертная казнь ещё не отменена, такой приговор может выноситься только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии. Принудительный труд допускается только по приговору суда. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда. Каждый человек имеет право на свободу мысли и совести, имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются: право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей; избирать и быть избранными в выборные государственные органы и на выборные должности; право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия и демонстрации; право объединяться в ассоциации и другие права.

К числу общепризнанных международным сообществом относятся такие экономические, социальные и культурные права и свободы, как: право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень человека и его семьи, на достаточное питание, жилище и одежду, на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса и другие права. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного права, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречит им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие.

Права человека - важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности. Правовой статус личности - понятие более широкое, включающее общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные нормами международного права и Конституцией Российской Федерации. Элементом правового статуса личности является также предусмотренная указанными нормами правоспособность и дееспособность физических лиц. Права человека определяют правовой статус личности в обществе. Государство обязано учитывать требования обеспечения и охраны прав человека во всех случаях правотворчества и правоприменительной деятельности. Далее, существенным элементом правового статуса личности является гражданство. В соответствии с этим критерием различают: граждан государства; иностранных граждан; лиц без гражданства; правовое положение лиц, которым предоставлено убежище.

Общий правовой статус личности реализуется в рамках общих правоотношений, которые возникают между личностью на основе норм международного и внутригосударственного права.

Наряду с общим правовым статусом личности существуют отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы. Они соотносятся с общим правовым статусом как общее и особенное. Отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы не должны противоречить общему правовому статусу личности. В случае каких-либо противоречий действует общий правовой статус личности.

Отраслевой статус личности определяется нормами конкретной отрасли права; межотраслевой - комплексными правовыми институтами, нормами, интегрирующими отрасли; специальный правовой статус личности связан с правовыми ограничениями, применяемыми в связи с реализацией мер ответственности.

Отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы осуществляются в конкретных правоотношениях, участником которых является личность. Поскольку личности вступают в разнообразные отношения как между собой, так и с организациями, то, следовательно, они становятся носителями различных прав и обязанностей. Объём прав и обязанностей, приобретаемых в конкретных правоотношениях, отличается главным образом в зависимости от юридических фактов. Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего правового статуса личности и тех статусов, которые приобретает данное лицо, вступая в конкретные правоотношения.

В период после второй мировой войны происходит резкое возрастание роли международного права в развитии, осуществлении и охране прав человека. Вначале было определено, что Международная хартия прав человека должна состоять из Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и акта, содержащего мероприятия по проведению в жизнь положений Конвенции. На Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. был принят первый из названных документов - Декларация прав человека. В ходе разработки второго и третьего актов было решено вместо единого договора, в котором были включены все категории прав человека, принять два пакта о правах человека: Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах. Меры по проведению пактов в жизнь были включены как в сами пакты, так и в отдельный документ - факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, принятый одновременно с пактами.

Юридическая сила документов, составляющих хартию, различна. С одной стороны, Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, а с другой стороны, пакты, как международные договоры, устанавливают обязательные нормы поведения для государств - участников пактов. Отсюда следует, что рассматривать хартию как единый документ нельзя - это общее название, объединяющее вполне самостоятельные международные документы.

Содержащиеся в Декларации права и свободы можно классифицировать по четырём группам. В первую группу включаются так называемые естественные права и свободы: на жизнь, свободу и неприкосновенность (ст. 3), свободу от рабства (ст. 4), запрет пыток или жестокого, бесчеловечного обращения или наказания (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8-11), защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 12).

Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание её правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17).

В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу мысли, совести и религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21).

И наконец, в ст. 22-28 перечисляются экономические, социальные и культурные права, такие, как право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на определённый жизненный уровень, право на образование.

Анализ Декларации будет односторонним, если не обратить внимание на ст.29, в которой говорится об обязанностях каждого человека перед обществом и установлены ограничения, по которым возможны ограничения при осуществлении индивидом прав и свобод. Эти ограничения устанавливаются в целях обеспечения признания и уважения прав и свобод других, а также по соображениям нравственности, для обеспечения общественного порядка и общего благосостояния. Все такие ограничения могут иметь место только при условии, что они прямо установлены законом.

Подводя итог, следует заметить, что не все ценности западной цивилизации и демократии, признанные мировым сообществом в качестве естественных прав человека, являются абсолютными ввиду многообразия культурных традиций, сложившихся в различных странах мира.

В механизме международной защиты прав человека решающая роль принадлежит Организации Объединённых Наций. Часто вопросы защиты прав и свобод рассматриваются Генеральной Ассамблеей как основным органом ООН. У Генеральной ассамблеи имеются вспомогательные органы, занимающиеся вопросами прав человека: Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против расовой дискриминации, Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и др. Активно действует созданный при ООН Экономический и Социальный Совет. Этот Совет создал в 1946 г. Комиссию по правам человека, которая ежегодно проводит свои сессии, является главным органом по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. В частности, она рассматривает заявления, в которых говорится о нарушениях прав человека, и занимается анализом сообщений относительно таких нарушений. Комиссия создала несколько вспомогательных органов, например, подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, в 1946 г. Советом создана Комиссия по положению женщин.

В 1977 г., в соответствии со статьёй 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был учреждён комитет по правам человека, который призван изучать доклады государств-участников о принятых ими мерах по проведению в жизнь прав, признаваемых в Пакте; составлять справки по присланным материалам и рассылать их странам-участникам; урегулировать споры между странами-участниками относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту и др.

Иногда вопросами прав человека занимаются: Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный суд.

Хочется отметить, что задача эффективной защиты прав человека носит главным образом общенациональный характер и за ее решение, в конечном счете должно отвечать государство. Само по себе закрепление прав человека в Конституции или законах и других нормативных актах не является гарантией того, что эти права не будут нарушаться на практике. Поэтому всем государственным органам и должностным лицам особенно необходимо придерживаться соблюдения международных стандартов в области прав человека.

На сегодня Правительством Кыргызской Республики одобрены подготовленные национальные отчеты в ООН о выполнении положения 6 документов в области прав человека. Это доклады о соблюдении гражданских, политических, экономических, культурных прав, о запрещении расовой дискриминации, запрещении пыток и других бесчеловеческих, унижающих достоинство видов обращения и наказания, о запрещении дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка.

Кыргызстан, став участником этих шести основных международных договоров по правам человека, принял обязательство соблюдать их и представлять доклады о выполнении упомянутых договоров по правам человека.

Таким образом, такая отчетность перед ООН о соблюдении прав человека нашим государством позволяет оценивать достижения в области защиты прав человека и содействует принятию дальнейших практических шагов в деле гарантий и защиты прав человека.

В настоящее время проблема гарантий прав граждан, и прежде всего социальной защищенности каждого человека со стороны общества и государства крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Такие явления, как массовая безработица, снижение жизненного уровня населения ставят под угрозу обеспечение их прав. Создание законодательной базы в Кыргызской Республике думается существенно изменят правовое регулирование этих вопросов.

Особо хочется отметить также сотрудничество Кыргызстана с международными организациями, многие из которых оказывают большую консультативную и техническую помощь в реализации проектов по формированию правовой базы в нашем государстве, в деле обеспечения защиты прав человека Кыргызстана.

Одним из последних примеров такого сотрудничества является проведение 12-14 ноября 1998 года Международной конференции по вопросам реформирования органов юстиции в государствах-участниках СНГ, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. В работе Конференции приняли участие представители Министерств юстиции Грузии, Казахстана, России, Украины, а также представители таких международных организаций как УВКБ ООН, ПРООН, ТАСИС, Американская ассоциация юристов. Было уделено особое внимание совершенствованию законодательной базы, направленной на комплексное решение вопросов, связанных с правами человека. Отмечена необходимость сотрудничества Министерств юстиции государств-участников СНГ, а также необходимость дальнейшего совершенствования механизма право применения, который обеспечивал бы целостное и практическое осуществление государственных мероприятий в области прав человека.

Хочется сказать, что мы сегодня стоим на пороге нового тысячелетия и хотелось бы верить, что правовые основы защиты прав человека, созданные нами, станут надежной основой общности всех народов, обеспечивающую нормативную защиту прав и свобод человека.

Трансформация международной политики в отношении прав человека стала особенно разительной на нормативном уровне. Например, международные конвенции о правах человека ратифицировало более трех четвертых всех стран мира. Хотя международные организации все еще играют вторичную роль в реализации этих норм, возрастает ответственность государств перед международным сообществом за проводимую ими политику в отношении прав человека.

В соответствии с Международной конвенцией ООН о гражданских и политических правах создан наблюдательный комитет в составе независимых экспертов - комитет по правам человека, главной задачей которого является изучение периодических отчетов, предоставляемых государствами. В рамках международных договоров по правам человека созданы аналогичные комитеты по расовой дискриминации, правам женщин, применению пыток и правам ребенка.

Несмотря на то, что вопросы, поднимаемые комитетом при рассмотрении отчетов, зачастую подкреплены необходимой информацией и носят глубокий характер, представитель продавший такой отчет государства не обязан отвечать на любой вопрос, не говоря уже о предоставлении удовлетворительного ответа. Многие отчеты содержат немногим более, чем просто выдержки из законов и конституции, либо явно уклончивые заявления о соблюдении прав человека. И каково бы ни было качество ответа, после его изучения процесс контроля обычно завершается до момента представления следующего отчета.

Существуют механизмы отчетности, очевидно, не могут заставить не послушные государства изменить свою практику. Однако они могут создать для государств дополнительные стимулы к улучшению или закреплению своей репутации с точки зрения соблюдения прав человека. Процесс подготовки отчета требует изучения национального законодательства и практики, в ходе которого могут быть обнаружены области, в которых необходимы или возможны улучшения. Он также служит своего рода конкретным периодическим напоминанием государственным чиновникам об их международных правовых обязательствах.

Выводы по данной работе

защита право человек статус личность

  • 1. Права человека - это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека.
  • 2. В международном праве наибольшее значение имеет Всеобщая Декларация прав человека. Она предусматривает права и свободы четырёх групп: естественные; гражданские; политические; экономические, социальные и культурные. Одновременно она устанавливает обязанности человека перед обществом, а также правило, что ограничения прав и свобод возможны только по ограниченному кругу оснований и лишь в случае установления этих ограничений законом.
  • 3. В международно-правовом механизме защиты прав человека ведущая роль принадлежит Генеральной Ассамблее ООН и её вспомогательным органам, занимающимся вопросами прав человека. Кроме того, в указанный механизм входят: Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный суд.

Литература

  • 1. «Дипломатический словарь» / под редакцией А.А. Громыко, С.А. Голунского и В.М. Хвостова. В 3 томах, тома 2 и 3. М.: Политиздат, 1964 - 2*559 с.
  • 2. «Общая теория права и государства» / под редакцией В.В. Лазарева. М.: «Юрист», 1994 - 360 с.
  • 3. «Основы государства и права» / под редакцией С.А. Комарова. М.: «Манускрипт», «Остожье», 1998 - 320 с.


Просмотров