Какие категории граждан рф подлежат воинскому учету. Кто подлежит постановке на воинский учет, а кто нет

Учитывать следует следующие категории лиц, работающих в организации:

Мужчин, годных по состоянию здоровья к военной службе;

Женщин, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

С мужчинами более или менее понятно, но какие женщины подлежат воинскому учету? Учету подлежат женщины, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

Связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

Картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, фанеры, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

Вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

Полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

Медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;

Радиомеханика - кинорадиомеханики.

Кроме того, воинскому учету подлежат женщины, проходившие службу в Вооруженных Силах РФ, в погранвойсках, во внутренних войсках МВД РФ и т. п.

Причем "запасники" женского пола пребывают в запасе до 45 лет (не имеющие офицерского звания) или до 50 (имеющие офицерское звание).

Воинскому учету не подлежат следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с законом;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Организация учёта

Если в вашей организации состоят на воинском учете от 500 до 2000 граждан, то необходимо решить вопрос об освобождении одного работника специально для ведения работ по воинскому учету и бронированию граждан. Если же количество учитываемых лежит в пределах от 2000 до 4000 граждан, то освобождать следует уже двоих работников и т. д. ну а если у вас менее 500 таких граждан, то работой по учету вполне может заняться кто-нибудь по совместительству. При этом расходы, связанные с ведением воинского учета в органах местного самоуправления и в организациях, производятся за счет средств этих органов и организаций.

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Целесообразным представляется издание приказа руководителя об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Его содержание сводится к следующему:

Организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

Обязанности по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на такого-то;

При убытии в отпуск, командировку или на лечение обязанности такого-то исполняет такой-то.

Согласно пункту 21 положения о воинском учете, для учета граждан в организациях используются личные карточки формы № Т-2 (утв. Госкомстатом России от 06.04.01 № 26), раздел 2 которой содержит сведения о воинском учете.

Основными документами воинского учета являются:

Военный билет или временное удостоверение взамен военного билета (для граждан, пребывающих в запасе);

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для граждан, подлежащим призыву на военную службу);

Военные билеты офицеров запаса (зеленая обложка);

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) (красная обложка).

Документы воинского учета должны, в частности, содержать сведения о семейном положении, образовании, основных антропометрических данных, прохождении военных сборов, владении иностранными языками, наличии военно-учетных и гражданских специальностей, наличии первого спортивного разряда или спортивного звания.
Вся работа по осуществлению воинского учета в организации должна строиться по ежегодно утверждаемым руководителем организации планам, согласованным с военным комиссаром.

При приёме на работу

При заключении трудового договора военнообязанные и подлежащие призыву на военную службу граждане обязаны предъявить работодателю документы воинского учета, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 65 ТК РФ). Как раз в паспорте проставляется отметка военного комиссариата об отношении гражданина к воинской обязанности (п. 13 положения о воинском учете).

При заключении трудового договора работодатель или его уполномоченное лицо, ответственное за военно-учетную работу, должны проверять военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Следует убедиться в наличии указанных документов, в их соответствии паспортным данным, наличии фотографии (и в том, что на ней запечатлен ее владелец). Если предъявлено временное удостоверение, то следует проверить срок действия. При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, то их владельцев следует отправить в военный комиссариат по месту воинского учета для уточнения документов воинского учета. При приеме документов воинского учета гражданам выдается расписка.
Следует проверить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Для этого проверяется отметка о приеме на воинский учет:

В военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (страницы 27-31);

В военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" раздела IX "Отметки о приеме и снятии с воинского учета" (страницы 21-24);

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу - штамп военного комиссариата в графе "Принят на воинский учет" раздела II "Прием на воинский учет и снятие с с воинского учета" (страницы 2, 3).
Если у лица, принимаемого на работу, отсутствует отметка о постановке на воинский учет, то необходимо направить гражданина, подлежащего постановке на воинский учет:

Офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу - в военный комиссариат по месту жительства;

Прапорщиков, мичманов, сержантов, солдат и матросов запаса - в военный комиссариат по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

Организации обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу). В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, полное наименование организации, ее адрес и номер контактного телефона.

Сообщение направляется в военный комиссариат, в котором гражданин состоит на учете. Сообщение отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении с записью в журнале регистрации исходящих документов. Корешок об уведомлении подшивается к копии уведомления. Копия уведомления может храниться как в личном деле работника, так и в папке с копиями исходящей корреспонденции военно-учетного стола.
Однако как быть, если на работу устраивается иногородний гражданин и адрес его военкомата не известен? В таком случае указание адреса становится головной болью работника, потому что обязанностью гражданина является, в частности сообщение "в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования" (подп. "г" п. 10 положения о воинском учете).

Следует помнить, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 01.01.04), гражданам, поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством РФ, на время работы в этих организациях предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Перечень государственных организаций и порядок предоставления отсрочки определен постановлением Правительства РФ от 30.12.98 № 1583 (ред. от 17.07.2000).

Документом, подтверждающим право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, является справка, которая выдается гражданину по месту работы руководителем государственной организации. Условием предоставления отсрочки является соответствие специальности молодого специалиста и должности, на которую он принимается на работу. В дальнейшем такая справка для подтверждения права на отсрочку от призыва представляется ежегодно, в августе, в военный комиссариат по месту воинского учета.

Воинскому учету подлежат:

I. граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

II. граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

1) проходившие военную службув вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях, министерствах и ведомствах, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

2) получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образова­ния, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям: связь; оптические и звукометрические средства измерения и метеорология; картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба; вычислительная техника; полиграфия; радиомеханика, в том числе медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред­ний медицинский и фармацевтический персонал.

Пребывание граждан в запасе зависит от разряда и воинского звания:

Младшие офицеры:

Первый разряд – до 45 лет;

Второй разряд – до 50 лет;

Третий разряд – до 55 лет.

Старшие офицеры:

Первый разряд – до 50 лет;

Второй разряд – до 55 лет;

Третий разряд – до 60 лет.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:

а) имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;

б) остальные – до достижения 45 лет.

Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной служ­бе». При достижении предельного возраста состояния в за­пасе граждане подлежат снятию с воинского учета.

Не подлежат воинскому учету граждане:

1. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

2. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;



3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В целом, воинский учет подразделяется на общий и специальный.

В организациях здравоохранения:

- на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;

- на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установ­ленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и
на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника. Эта карточка представляет собой унифицирован­ную форму № Т-2 (ВУР). Она разработана на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26, раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету.

Основные документы воинского учета, на основании которых запол­няются соответствующие разделы личной карточки работника это во­енный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Общие положения по хранению медицинской техники и имущества, хранилища медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, классификация.

Основные термины и определения:

- поставка материальных ценностей в государственный резерв - закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения;

- закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;

- выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;

- ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва;

- освежение запасов государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установ­ленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных запасов;

- заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв рав­ного количества аналогичных материальных ценностей;

- разбронирование материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без после­дующего возврата;

- замена материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.

Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях, специально предназначен­ных для хранения таких запасов. Размещение объектов для хранения запа­сов государственного резерва планируется и осуществляется Федеральным агентством по государственным резервам, по согласованию с органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Запасы мобилизационного резерва размещаются на предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания. Часть запасов государственного резерва при необходимости также размеща­ется на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики на ответственное хранение (пункты ответственного хранения).

Пункты ответственного хранения не имеют права самостоятельно заклю­чать в отношении материальных ценностей государственного резерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономи­ки, осуществляющие хранение материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, несут ответственность за их количественную и качественную сохранность, складирование, обеспечивающее установленные режимы хранения, организацию учета и отчетности по ним.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации долж­ны обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства по формированию, хранению и использованию запасов материальных ценно­стей государственного и мобилизационного резервов, размещенных на подведомственной им территории.

Услуги пунктов ответственного хранения оплачиваются Федеральным агентством по государственным резервам, или его окружными управлениями в субъектах Российской Федерации в соответствии с заключенными догово­рами на ответственное хранение материальных ценностей.

Поставка материальных ценностей осуществляется в целях их накопле­ния в соответствии с установленными мобилизационными заданиями, воз­врата ранее заимствованных, замены и освежения накопленных запасов, яв­ляется одним из видов поставки продукции для федеральных нужд и включа­ется в проект государственного оборонного заказа, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации по обобщенным за­явкам, представляемым в Росрезерв Разработчиками плана. После утвержде­ния Росрезервом предварительных объемов финансирования Разработчики плана направляют Исполнителям уведомления для заключения договоров на поставку материальных ценностей в мобрезерв. Торги на поставку мате­риальных ценностей проводятся окружными управлениями Росрезерва. Ис­полнители мобилизационного плана в договорах на поставку материальных ценностей фигурируют в роли получателя, плательщика - окружные управ­ления Росрезерва, поставщика - предприятия (организации), независимо от форм собственности, выигравшие конкурс на поставку продукции.

Материальные ценности, закладываемые в мобрезерв, должны соответ­ствовать утвержденной номенклатуре, отвечать требованиям технической документации, а их качество подтверждаться сертификатам, паспортами, протоколами испытаний и др., закладываться на хранение целыми едини­цами (ящиками, бочками, кипами и т.п.). Исполнители, хранящие матери­альные ценности, освобождаются от возврата поставщикам тары всех видов вплоть до их выпуска из резерва.

Разработчики плана в мирное время имеют право разрешать Исполнителям по согласованию с Росрезервом:

разбронировать для развертывания в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации специальных формирований и учрежде­ний военного времени материальные ценности мобилизационного резерва;

использовать материальные ценности, предназначенные для развертывания спецформирований и учреждений военного времени, при проведенииученых сборов и учений личного состава формирований и учреждений в соответствии с планами, но не более чем в течение 3-х месяцев (без оплаты ихстоимости), с возвратом их в мобрезерв без ухудшения качественного состояния. При этом использовать материальные ценности в текущей работе запрещается;

перемещать материальные ценности от одних Исполнителей к другим;

проводить замену и освежение материальных ценностей с разрывом во времени между выпуском и закладкой до 6 месяцев;

уничтожать в порядке, установленном разработчиком плана, материальные ценности в связи с истечением сроков их годности, которые не могут быть использованы для текущих нужд здравоохранения;

разбронировать материальные ценности, хранение которых не вызывается необходимостью в связи с уточнением номенклатуры или объемов нако­пления (как правило после предварительной оплаты).

Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования и разбронирования производится по ходатайству Разработчика плана или Исполнителя. Наосновании заключений Минэкономразвития России и Росрезерва и по Решению Правительства Российской Федерации, в котором определяются Получатели, сроки и условия выпуска, порядок и сроки их возврата. При разбронировании материальных ценностей порядок и сроки возврата не оговариваются.

Разработчики плана имеют право самостоятельно или на основании за­просов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации заимствовать материальные ценности из мобилизацион­ного резерва, необходимые для осуществления первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с последующим док­ладом в 10-дневный срок Правительству Российской Федерации и одно­временным внесением в установленном порядке проекта решения Прави­тельства Российской Федерации по данному вопросу с указанием сроков и порядка расчетов за заимствованные материальные ценности и сроков возврата их в резерв.

Выпуск материальных ценностей в порядке замены и освежения произ­водится на основании решений Росрезерва, с учетом сроков годности или хранения этих ценностей, а при необходимости с разрывом во времени меж­ду выпуском и закладкой до 6 месяцев.

При введении в действие мобилизационного плана экономики Рос­сийской Федерации Разработчикам плана предоставляется право разре­шать Исполнителям разбронировать из мобилизационного резерва накоп­ленные материальные ценности для выполнения установленных заданий. Порядок их оплаты определяется решением Правительства Российской Федерации.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Posted On 15.01.2018

Воинскому учету подлежат:

Граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

Граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной Службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной погра-ничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министер-ства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительствен-ной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях, зачисляются на воинский учет по соответст-вующим военно-учетным специальностям.

На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:

а) связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, ра-диотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;

б) оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;

в) картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограммегристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;

г) вычислительная техника - мастера, механики, операторы;

д) полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;

е) медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред-ний медицинский и фармацевтический персонал;

ж) радиомеханика - кинорадиомеханики.

Граждане, состоящие на воинском учете, подразделяются на три разряда. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему раз-ряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достиже-ния ими возраста 50 лет;

остальные - до достижения 45 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пре-бывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в от-ставку и снимаются с воинского учета.

Граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельно возраста снимаются с воинского учета с 1 января следующего года. В личных карточках граждан достигших предельного возраста пребывания в запасе делается отметка «снят с воинского учета по возрасту».

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Составы запаса Возраст граждан, пребывающих в запасе
(воинские звания) Первый разряд Второй разряд Третий разряд
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант до 45 лет до 50 лет до 55 лет
Старшие офицеры: майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет
полковник, капитан I ранга до 55 лет до 60 лет
Высшие офицеры: генерал-майор, контр-адмирал, гене-рал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, Маршал Рос-сийской Федерации до 60 лет до 65 лет

ТАБЛИЦА

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 151 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.002 с)…

Основные обязанности граждан по воинскому учету закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действующей по состоянию на 2017 год).

Что включает в себя воинская обязанность

В соответствии со ст.

Категории граждан подлежащих и не подлежащих воинскому учету

1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только при наличии оснований, закрепленным в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Законодательством предусмотрено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Воинский учет

Граждане по достижению возраста 17 лет обязаны состоять на воинском учете. Выделены категории граждан, которые не подлежат постановке на воинским учет. К ним относятся:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Постановка граждан на воинский учет осуществляется по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

Подготовка граждан к военной службе

Законодательством предусмотрена обязательная и добровольная подготовка граждан к несению военной службы.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование;

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

обучение на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основные обязанности граждан по воинскому чету:

  1. Граждане должны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, они привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере до 500 рублей.
  2. При исключении лиц из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
  3. Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
  4. Явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
  5. Бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
  6. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

Воинская обязанность призывников

Призывники, не пребывающие в запасе, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестка вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. Более подробно о видах повесток и ответственности за неявку в военкомат по повестке читайте по ссылке.

Об административной и уголовной ответственности за уклонение от призыва читайте в соответствующей статье.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета

Функциональные обязанности
ответственного за ведение воинского учета

Работник, осуществляющий ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе обязан:

Воинский учёт в Российской Федерации

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы:

    1. проверить у граждан, принимаемых на работу:
  • наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (согласно приложению № 8 к настоящим Методическим рекомендациям),
  • наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания,
  • наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона),
  • соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия.

При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в отдел военного комиссариата Оренбургской области, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете для уточнения документов воинского учета;

1.2. заполнить личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения:

  • о семейном положении,
  • образовании,
  • месте работы (подразделении организации),
  • должности,
  • месте жительства или месте пребывания граждан,
  • другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;

1.3. разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете (приложение 2 к Методическим рекомендациям ГШ ВС РФ-2007 г.), осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей (приложение 19 к Методическим рекомендациям ГШ ВС РФ-2007 г.);

1.4. информировать отделы военного комиссариата Оренбургской области:

  • об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности,
  • об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов,
  • о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

2. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету:

2.1. выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;

2.2. вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Методическими рекомендациями (приложение 7 к Методическим рекомендациям ГШ ВС РФ-2007 г.);
3. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета отделов военного комиссариата Оренбургской области:

3.1. направлять в 2-недельный срок в соответствующие отделы военного комиссариата Оренбургской области сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений) (приложение № 9 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие отделы военного комиссариата Оренбургской области;

3.2. направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих отделов военного комиссариата Оренбургской области необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (приложение № 10 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.3. представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие отделы военного комиссариата Оренбургской области списки граждан мужского пола 15 - и 16 - летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение № 11 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.4. сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

3.5. сверять не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих отделов военного комиссариата Оренбургской области (приложение № 12 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.6. вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в отделы военного комиссариата Оренбургской области (приложение № 13 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007);

3.7. оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих отделов военного комиссариата Оренбургской области и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные отделами военного комиссариата Оренбургской области, в том числа в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
4. При приеме документов воинского учета от граждан выдавать расписки (приложение № 14 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007).
5. Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете, проверять наличие отметки о приёме на воинский учет:

в военном билете офицера запаса в пункте 24 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета», в отделеах военного комиссариата Оренбургской области производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35х30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) отделов военного комиссариата Оренбургской области (стр. 31-34);

в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса в разделе IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» в отделах военного комиссариата Оренбургской области производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35х30 мм) в соответствующих графах (стр. 21-24)

в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - в разделе1 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами отделов военного комиссариата Оренбургской области.
6. В случаях отсутствия отметок на 13 странице паспорта гражданина Российской Федерации об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учёт в документах воинского учета направлять граждан, пребывающих в запасе и призывников в отдел военного комиссариата Оренбургской области по месту жительства или месту пребывания.
7. При приеме граждан на работу (учебу) направлять в отделы военного комиссариата Оренбургской области по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет. Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим военно-учетные специальности в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатом, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение № 15 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007).
8.

Военным комиссариатом Оренбургской области по согласованию с Правительством Оренбургской области могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в предоставляемых организациями сведениях и списках.
9. В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях:

своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на периоды мобилизации, военного положения и на военное время;

представлять в отделы военного комиссариата Оренбургской области установленную отчетность, в той числе о численности работников организаций.
10. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих (учащихся) в организации (учреждении) граждан, пребывающих в запасе, руководствоваться приложением № 16 к Методическим рекомендациям ГШ ВС-2007.
11. В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года, разработать план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, (приложение № 17 Методических рекомендаций ГШ ВС РФ-2007) и согласовать его с отделом военного комиссариата Оренбургской области, на территории которого находится организация.
Заместитель руководителя организации __________________________________

(роспись, инициал имени, фамилия)

Все бланки и формы на filling-form.ru

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год |

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 16
Воинский учет и его предназначение

Воинский учет - одна из составных частей воинской обязанности граждан Российской Федерации - заключается в специальном учете всех граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по месту жительства.

Персональный воинский учет ведут военные комиссариаты. Первичный учет призывников и военнообязанных, проживающих на территориях, где нет военкоматов, возложен на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

Военный комиссар района соответствующей территории либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии;
представитель местной администрации;
специалист по профессиональному психологическому отбору;
секретарь комиссии;
врачи-специалисты.

Комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке их на воинский учет или внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас граждан, признанных ограниченно годными к военной службе, либо вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности граждан, признанных не годными к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан по воинскому учету заключаются в выполнении ими мероприятий, указанных в схеме 27.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства , должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Категории граждан, подлежащие и не подлежащие постановке на воинский учет

Уважительные причины (при условии документального подтверждения) неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, указаны на схеме 28.

Вопросы

1. Дайте определение воинского учета и расскажите, как он организован.

2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воинский учет?

4. Какие задачи возложены на комиссию по постановке граждан на воинский учет?

5. По каким уважительным причинам гражданин может не явиться по повестке военного комиссариата?

Какие организации должны вести воинский учет? Что входит в обязанности сотрудника, производящего учет? Каких работников следует учитывать? Какие сведения необходимо представлять в военкомат?

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» все организации обязаны осуществлять воинский учет работников, то есть компании должны собирать, хранить, обновлять и передавать в военкомат сведения о военнообязанных сотрудниках. Однако многие благополучно забывают о данной обязанности либо считают, что если не трогать военкомат, то и он не будет о себе напоминать. Но рано или поздно фирму все-таки навестят люди в форме, и тогда придется заняться организацией воинского учета.
Так откуда же комиссариат узнает данные организации, чтобы потребовать от нее всю необходимую информацию по учету? Ответ на данный вопрос довольно простой - из ЕГРЮЛ. Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092, регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юрлиц, а также иных данных о них должен предоставить указанные сведения в военные комиссариаты.
Поэтому, как только организация начала свою деятельность, лучше всего связаться с комиссариатом и начать собирать данные для военкоматов.

С чего начинается учет?

Порядок организации учета определен Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 апреля 2008 г.
Сотрудники, отвечающие за воинский учет, подсчитывают численность работников, подлежащих учету. Ее определяют по состоянию на 31 декабря предшествующего года. После подсчета разрабатывается и издается (ежегодно) приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма приказа приведена в Приложении N 4 к Рекомендациям. В ней указываются состав и обязанности работников по ведению учета. Проект приказа, назначение, перемещение и увольнение сотрудников, занимающихся военно-учетной работой, необходимо согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации.
Помимо этого, нужно составить план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который также составляется ежегодно и согласовывается с военным комиссариатом. Вариант плана приведен в Приложении N 17 к Рекомендациям.
Для сотрудников, ведущих воинский учет, должны быть выделены специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Все расходы по организации воинского учета производятся за счет средств компании.

Оформление новых сотрудников

При приеме на работу нового работника специалисту по учету необходимо проверить наличие отметки в паспорте об отношении к воинской обязанности и присутствие документов воинского учета. В военном билете должны быть верно указаны: Ф.И.О., дата рождения, воинское звание, категория запаса (для всех званий, кроме офицеров), состав (профиль), полное кодовое обозначение (ВУС), категория годности к военной службе и отметка о постановке на учет в военкомате.
Если в военном билете есть отметки о вручении мобилизационного предписания или жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ, то также проверяется и их наличие.
Если же у работника вместо военного билета на руках временное удостоверение, то в нем следует проверить срок действия. Оно выдается на один месяц, который может быть продлен, но общая продолжительность документа не может превышать более трех месяцев.
В ситуации, когда работник представляет приписное удостоверение, в нем должны быть указаны категория годности, отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки (она не должна быть просрочена).
Также сверяются данные документов воинского учета с паспортными данными и идентичность фотографии ее владельцу.
При обнаружении в документах неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов принимаемого работника следует направить в военный комиссариат, в котором он состоит на учете, для выправления и уточнения документов.
Помимо этого, в отсутствие отметки о постановке на воинский учет либо отметки об отношении к воинской обязанности принимаемого сотрудника также следует направить в комиссариат, в котором он состоит на учете или не состоит, но обязан состоять, для их получения.
Если сотрудник передал документы ответственному, то ему необходимо выдать расписку об их принятии (Приложение N 14 к Рекомендациям).
Далее заполняется личная карточка по форме N Т-2 (приведена в Приложении N 5 к Рекомендациям). В ней отражаются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении), должности, месте жительства и т.д.

Текущие обязанности

Сотруднику, отвечающему за ведение воинского учета, необходимо обеспечить полноту и достоверность сведений обо всех военнообязанных работниках. Для выполнения данного требования специалист в течение календарного года должен исполнять определенный круг обязанностей.
Во-первых, определять, кто подлежит постановке на учет по месту работы. В соответствии с п. 14 Положения воинскому учету подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет) и военнообязанные.

Nota bene. Призывным является возраст до 27 лет, следовательно, военнообязанный после наступления данного возраста обязан получить военный билет.

Во-вторых, организовать ведение и хранение личных карточек работников, поставленных на учет. В личные карточки необходимо своевременно вносить сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, состояния здоровья.
В-третьих, оповещать работников о вызовах соответствующих комиссариатов и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военкоматами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
В-четвертых, направлять в комиссариат сотрудниц в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности, обязательные для постановки на воинский учет.

Nota bene. Военнообязанными являются и женщины, которые имеют военно-учетные специальности, например связь, картография, топогеодезия и т.д.

В-пятых, разъяснять работникам порядок исполнения ими Обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации (Приложение N 3 к Рекомендациям) и осуществлять контроль за их исполнением. Также необходимо информировать сотрудников об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
В-шестых, информировать военкоматы об отсутствии необходимых отметок в документах, об обнаруженных неоговоренных исправлениях, неточностях, подделках, неполном количестве листов и о случаях неисполнения сотрудниками обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Помимо всего прочего, специалист должен вести и хранить журнал проверок осуществления воинского учета и иные документы в соответствии с требованиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителей организаций.

Отчетность

Сотрудник по учету в двухнедельный срок должен представить в военкомат:
- сведения о принятых и уволенных сотрудниках, подлежащих воинскому учету (форма сообщения приведена в Приложении N 9 к Рекомендациям);
- данные об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, здоровья работников, состоящих на воинском учете (форма сообщения приведена в Приложении N 13 к Рекомендациям);
- сведения о сотрудниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, если поступил запрос (форма сообщения приведена в Приложении N 10 к Рекомендациям).
Помимо этого ежегодно, в сентябре, в военкомат следует направлять списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста (форма сообщения приведена в Приложении N 11 к Рекомендациям), а до 1 ноября - списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (форма списка приведена в Приложении N 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны России от 02.10.2007 N 400).
Также не реже одного раза в год нужно сверять сведения о учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, имеющимися в документах воинского учета военкоматов. Дату такой сверки устанавливает комиссариат по месту нахождения организации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Воинский учет работников

Вопрос о воинском учете работников предприятия застанет врасплох многих бухгалтеров и директоров. Однако такой учет - государственная обязанность. Напомним о ней в период весеннего призыва на военную службу.

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"). В чем заключается такой учет и какова ответственность за невыполнение этих обязанностей?

Организация воинского учета

Воинский учет работников на предприятии организуется на основании Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 (далее - Положение). За состояние воинского учета отвечает руководитель предприятия. Индивидуальные предприниматели вести воинский учет работников не обязаны (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. N А33-4142/08-Ф02-4327/08).

Воинский учет поручается специально назначенному работнику на основании трудового договора. Если на воинском учете в предприятии состоит менее 500 граждан, то учетный работник выполняет свои обязанности по совместительству. Если на учете состоит от 500 до 2000 граждан, то учет осуществляет один освобожденный работник. При наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан требуется уже два освобожденных работника. А сверх этого количества должен быть предусмотрен один освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан. Количество граждан определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. п. 12, 13 Положения).

Если учетных работников два или более, то их объединяют в отдельное подразделение - военно-учетный стол (п. п. 12, 13 Положения). А одного из них назначают начальником военно-учетного стола.

Заработная плата учетных работников, предусмотренная трудовыми и коллективными договорами, учитывается в целях налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/771).

К предприятиям, осуществляющим эксплуатацию жилых помещений, например имеющим общежития, предъявляются особые требования. В двухнедельный срок они должны сообщить военкомату сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете. Это правило установлено п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).

Контроль за ведением предприятиями воинского учета осуществляют военкоматы (п. 33 Положения). Нарушения в области воинского учета подпадают под действие ст. ст.

Категории граждан, подлежащие воинскому учету в организациях

21.1 - 21.3 и п. 3 ст. 21.4 Кодекса об административных правонарушениях. Дела о них рассматривают военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Руководителю или другому должностному лицу придется заплатить штраф от 300 до 1000 руб. Если в установленный срок предписание об устранении нарушений не будет выполнено, то руководителю грозит штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, организации - штраф от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Кто подлежит учету?

Воинский учет нужно вести с момента образования юридического лица. Расскажем о трудовых обязанностях учетного работника.

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные. Призывники - это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. К военнообязанным относятся: лица мужского пола, пребывающие в запасе; уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет; женщины, имеющие военно-учетные специальности; другие категории лиц в соответствии с п. 14 Положения.

Перечень военно-учетных профессий и специальностей представлен в Приложении к Положению. Он весьма обширен. В частности, к ним относятся профессии: монтажник оборудования связи, телеграфист, фельдшер, зубной врач. В числе военно-учетных специальностей высшего образования - радиотехника, информатика и вычислительная техника, лечебное дело, полиграфия, география и картография.

Не подлежат воинскому учету работники, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с п.

п. 1 и 2 ст. 23 Закона N 53-ФЗ (п. 15 Положения). Это, к примеру, граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Помимо этого воинский учет подразделяется на общий и специальный (п. 16 Положения). На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые бронируются за организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

В чем заключается учет?

Воинский учет осуществляется по личным карточкам работников. Их ведут по унифицированной форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. Личная карточка работника должна быть заполнена не позднее даты внесения в его трудовую книжку записи о приеме на работу (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225).

Таблица. Порядок заполнения раздела "Сведения о воинском учете" личной карточки Т-2

Пункты разд. II
"Сведения о
воинском учете"
карточки
Офицеры запаса Прапорщики, мичманы,
сержанты, старшины,
солдаты и матросы
запаса
Граждане,
подлежащие
призыву на
военную службу
1 2 3 4
1. Категория
запаса
Не заполняется Цифры 1 или 2 (п. 23
"Категория запаса"
разд. V военного
билета)
Не заполняется
2. Воинское
звание
Пункты 6 "Воинское
звание" и 14
"Последующее
присвоение очередных
воинских званий"
военного билета
Пункт 20 "Присвоение
воинских званий и
классной
квалификации по
специальности"
военного билета
Вносится
запись
"подлежит
призыву"
3. Состав
(профиль)
В соответствии с п. 8
"Наименование
профиля" военного
билета. Наименование
профиля записывается
без сокращений
("командный",
"медицинский" и т.д.)
В соответствии
с п. 25 "Состав"
разд. V "Пребывание
в запасе" военного
билета. Наименование
состава записывается
в соответствии с
имеющимся воинским
званием без
сокращений
Не заполняется
4. Полное
кодовое
обозначение ВУС
Полное кодовое
обозначение ВУС
(шесть цифр). Пункт 7
"ВУС N" военного
билета
Полное кодовое
обозначение ВУС
(шесть цифр и
буквенный знак).
Графа "Полное
кодовое обозначение
ВУС" п. 26 "N ВУС"
военного билета
Не заполняется
5. Категория
годности к
военной службе
"А", "Б", "В",
"Г", "Д"
Пункт 16 "Сведения о
медицинских
освидетельствованиях"
военного билета. Если
в п. 16 запись
отсутствует,
проставляется
категория годности к
военной службе "А"
Строка "Категория
годности к военной
службе" п. п. 6, 7 и
9 разд. III
"Отношение к военной
службе. Прохождение
военной службы" или
п. п. 29 и
30 разд. VI
"Сведения
о медицинских
освидетельствованиях
и прививках"
военного билета
Решение
комиссии по
постановке
граждан на
воинский учет
в разд. I
"Общие
сведения"
после слова
"признан"
удостоверения
гражданина,
подлежащего
призыву на
военную службу
6. Наименование
военного
комиссариата по
месту
жительства
Пункт 24 "Отметки о
приеме на воинский
учет и снятии с
воинского учета"
военного билета
Раздел IX "Отметки о
приеме и снятии с
воинского учета"
военного билета
Раздел I
"Прием на
воинский учет
и снятие с
воинского
учета"
удостоверения
гражданина,
подлежащего
призыву на
военную службу
7. Состоит на
воинском учете.
Записи вносятся
простым
карандашом
а) общий учет - номер
команды, партии,
п. 17 "Отметки
о выдаче и изъятии
мобилизационных
предписаний";
б) специальный учет -
для граждан,
забронированных за
организацией в
установленном порядке
а) общий учет -
номер команды,
партии, разд. VII
"Отметки о выдаче и
изъятии
мобилизационных
предписаний";
б) специальный учет
- для граждан,
забронированных за
организацией в
установленном
порядке
Не заполняется
8. Отметка о
снятии с
воинского учета
Пункт 25 "Отметка об
освобождении от
исполнения воинской
обязанности"
Раздел X "Отметки об
освобождении от
исполнения воинской
обязанности"
Не заполняется

Для целей воинского учета в личной карточке предусмотрен разд. II "Сведения о воинском учете". Он заполняется на основании удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, для призывников или военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) для военнообязанных. Именно по этой причине при заключении трудового договора от военнообязанных и лиц, подлежащих призыву, требуют предъявления документов воинского учета (ст. 65 ТК РФ). Об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета организация информирует военный комиссариат (пп. "г" п. 30 Положения).

Это важно. При приеме на работу проверьте у кандидата отметки в паспорте об его отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, подлинность записей в них, отметки о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания.

Учетный работник должен разъяснять сотрудникам их обязанности по воинскому учету и ответственность за их неисполнение. Проведение такого инструктажа целесообразно удостоверить подписью сотрудника.

Не реже одного раза в год сведения о воинском учете в личных карточках сверяют со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан.

В личные карточки работников, состоящих на воинском учете, вносят сведения об изменениях их семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья. Об этих изменениях нужно в двухнедельный срок сообщить в военные комиссариаты.

Взаимодействие с военкоматом

Учетные работники обязаны взаимодействовать с военными комиссариатами по ряду вопросов, перечисленных в п. 32 Положения.

В двухнедельный срок они должны сообщать в военкомат о приеме и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету. А призывников обязательно нужно оповестить о необходимости явиться в соответствующие военные комиссариаты. Ежегодно в сентябре следует представлять в военный комиссариат списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет (п. 1 ст. 9 Закона N 53-ФЗ).

Не реже одного раза в год следует сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в соответствующих военных комиссариатах.

Время сверки назначает военкомат. В обязанности учетного работника также входит оповещение граждан о вызовах (повестках) военкоматов. Он должен обеспечить возможность своевременной явки гражданина по вызову.

Кроме того, военно-учетные подразделения организаций через военкоматы ведут работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе. Основные положения по бронированию утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. N 821.

"Методичка" от Генштаба

Воинский учет на предприятии требует специальных знаний. Практическим руководством для учетного работника будут Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ N 31/12/2007 о ведении воинского учета в организациях. Этот документ, известный как Инструкция Генштаба (далее - Инструкция), является обязательным к применению в силу указаний п. 9 Положения. Инструкция размещена в Интернете. На ее основе и нужно начинать организацию военно-учетной работы.

В Приложениях к Инструкции учетный работник найдет необходимые учетные и отчетные формы. К ним, в частности, относятся:

  • сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету;
  • сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • листок сообщений сведений о гражданах, состоящих на воинском учете;
  • именной список женщин, подлежащих постановке на воинский учет.

И в заключение еще один важный нюанс военного учета. Назначение военно-учетных работников на должность необходимо согласовать с военным комиссаром муниципального образования (п. 22 Инструкции). Так что в связи с организацией военного учета не забудьте посетить военкомат.

Е.Диркова

генеральный директор

ООО "БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР"

Цели и задачи воинского учета.

Основной целью является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основные задачи:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установ­ленной законодательством РФ;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного исполь­зования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения меро­приятий по переводу вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинскому учету подлежат:

I. граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

II. граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имею

щие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

1) проходившие военную службу в вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях, министерствах и ведомствах, зачисляются на воинский учет по соответст­вующим военно-учетным специальностям.

2) получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образова­ния, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям: связь; оптические и звукометрические средства измерения и метеорология; картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба; вычислительная техника; полиграфия; радиомеханика, в том числе медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, сред­ний медицинский и фармацевтический персонал.



Пребывание граждан в запасе зависит от разряда и воинского звания:

Приложение № 1

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
Первый разряд Второй разряд Третий разряд
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант до 45 лет до 50 лет до 55 лет
Старшие офицеры майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет
полковник, капитан 1 ранга до 55 лет до 60 лет
Высшие офицеры: генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, Маршал Российской Федерации до 60 лет до 65 лет

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:

Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет,

Остальные - до достижения 45 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.


Не подлежат воинскому учету граждане:

1. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

2. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В целом, воинский учет подразделяется на общий и специальный.

В организациях здравоохранения:

- на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;

- на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установ­ленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и
на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника. Эта карточка представляет собой унифицирован­ную форму № Т-2 (ВУР). Она разработана на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26, раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету.

Основные документы воинского учета, на основании которых запол­няются соответствующие разделы личной карточки работника это во­енный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.



Просмотров