Какая собственность находится в ведении субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации

Федеральные земли

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

Впервые выделение федеральных земель было приведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г. № 2144. В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.

К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.

Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).

Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляют, как правило, федеральным предприятиям и организациям в пользование или аренду.

В ст. 294 300 гл. 19 ГК РФ говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.

Земельные участки федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

Земли субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами принимают свои законодательные и иные правовые акты, регулирующие земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией, с муниципальными образованиями.

Но конечно, не все земли находятся в собственности субъекта Российской Федерации. В его собственности находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, культуры, науки и др. В его собственность могут переходить земельные участки в связи с передачей объектов федеральной собственности в собственность субъекта. В собственность Российской Федерации переходят земельные участки в связи с приобретением их муниципальных нужд.

Земли субъекта Российской Федерации также предоставляются в пользование или аренду юридическим и физическим лицам, в пожизненное наследуемое владение. Все земли также проходят государственную регистрацию в установленном порядке, о чем говорилось выше.

Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции.

А как органы публичной власти они выполняют также и публичные функции.

Право муниципальной собственности на землю

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом "О местном самоуправлении", долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект - орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ

"О разграничении государственной собственности на землю".

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования - районы и округа - с 1 июля 2006 г. в соответствии с ФЗ от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации приобрели право распоряжаться не разграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

земля право собственность

Название документа:
Номер документа: 244-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 03 декабря 2008
Дата начала действия: 20 декабря 2008
Дата редакции: 23 мая 2016

О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной... (статьи 1 - 2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230056).
____________________________________________________________________

Статья 1

1. Из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 -4 настоящей статьи .

2. В собственность субъектов Российской Федерации передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:


3. В собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:

4. Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 настоящей статьи , передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи , и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям:

1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности;

2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ .

4) они предусматриваются федеральными законами.

5. Передача указанных в частях 1 -4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 -4 настоящей статьи , в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

7. Земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 -11 настоящей статьи .

8. К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;

2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ .

4) предусматриваются федеральными законами.

9. К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами.

10. К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

11. К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 -10 настоящей статьи .

12. Положения настоящей статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Статья 2

Внести в абзац второй пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1024; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 21, ст.2455) изменение, дополнив его словами ", за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности".

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

Москва, Кремль
3 декабря 2008 года
N 244-ФЗ



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности... (с изменениями на 23 мая 2016 года)

Название документа: О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности... (с изменениями на 23 мая 2016 года)
Номер документа: 244-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 251, 09.12.2008

Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 08.12.2008, ст.5742

Парламентская газета, N 84-86, 16.12.2008

Дата принятия: 03 декабря 2008
Дата начала действия: 20 декабря 2008
Дата редакции: 23 мая 2016
<*> Bugajov I.E. On peculiarities of right of ownership of the subjects of the RF.

Бугаев Игорь Евгеньевич, соискатель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

Право собственности субъектов Российской Федерации в статье рассматривается как вид права государственной собственности. Автор определяет отличительные свойства и особенности права собственности государственных образований, в том числе объектный состав и особенности осуществления, что позволяет ему сделать вывод о самостоятельности данного вида права государственной собственности.

Ключевые слова: собственность, право собственности, право государственной собственности, право собственности государственных образований.

Ownership right of the subjects of the RF is considered as a type of state ownership right. The author determines distinctive features and peculiarities of ownership right of state formations including objective elements and peculiarities of effectuation and makes a conclusions regarding independent character of this type of state ownership right.

Key words: ownership, right of ownership, right of state ownership, right of ownership of state formations.

Право собственности субъектов Российской Федерации наряду с федеральной собственностью является одной из разновидностей права государственной собственности. Очевидно, что в этом качестве данный правовой институт обладает целым набором отличительных свойств и особенностей, делающих его непохожим на другие разновидности права собственности. Установление этих особенностей необходимо для оптимального регулирования отношений собственности субъектов РФ и, следовательно, представляет собой весьма актуальную и своевременную задачу для отечественной правовой науки.

В рамках настоящей статьи будет дан анализ наиболее значимых специфических черт права собственности субъекта РФ. Начнем же с отличий права собственности субъектов РФ от права частной собственности.

Первая особенность проявляется в особом объектном составе права собственности. Объектами права собственности российских регионов могут быть только строго определенные виды имущества, перечисленные в ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

  • имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 данного Федерального закона;
  • имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 данного Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;
  • имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
  • имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Итак, в целом круг объектов права собственности субъектов РФ существенно ограничен. Однако в их состав могут входить и объекты, которые не могут принадлежать юридическим и физическим лицам, - ограниченно оборотоспособные и необоротоспособные объекты.

Далее. Субъекты Российской Федерации в отличие от юридических и физических лиц лишены возможности свободно распоряжаться и пользоваться собственным имуществом. Они обязаны осуществлять правомочия пользования и распоряжения в определенных законодательством формах. Так, распоряжение в форме отчуждения принадлежащим им имуществом допускается, как правило, на основе приватизационных сделок, поскольку согласно абз. 1 ст. 217 ГК РФ (часть первая) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу ст. 1 - 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждение государственного (муниципального) имущества осуществляется на возмездной основе, т.е. с обязательным пополнением бюджетов в ходе приватизационных процессов. При этом указанный Федеральный закон определяет жесткие условия такого отчуждения с тем, чтобы обеспечить равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 2 Федерального закона). Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует процесс приватизации также с учетом необходимости достижения социально значимых целей: сохранение рабочих мест, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение нормального функционирования объектов культурно-бытового и коммунально-бытового назначения, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства (ст. 20, 29 - 30, 38 Федерального закона). Очевидно, что процесс приватизации как момент распоряжения публичным имуществом регулируется законодательством с учетом необходимости выполнения публичных функций, а не обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника как в случае с частной собственностью. То же можно сказать и о правомочии пользования имуществом субъектов РФ. В силу п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества субъектов РФ, т.е. договоров, предполагающих пользование имуществом для извлечения доходов или достижения других целей, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Очевидно, что в данном случае законодатель также делает выбор в пользу решения социальных задач (пополнение бюджетов, соблюдение принципов открытости и равенства субъектов имущественных отношений, а следовательно, развитие конкуренции), а не в пользу обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника в использовании своего имущества.

Еще одной особенностью является то, что субъекты РФ имеют такие возможности в этой сфере, которыми не обладают субъекты права частной собственности. Например , возможность передавать имущество в хозяйственное ведение, постоянное бессрочное пользование не входит в арсенал возможностей частных собственников. В то же время у субъектов РФ такие возможности в силу закона имеются. Однако они имеют определенное целевое назначение. В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия - субъекты хозяйственного ведения могут создаваться только для решения определенного круга задач (использование имущества, приватизация которого запрещена, производство необоротоспособных или ограниченных в обороте объектов и т.д.). Учреждения и казенные предприятия, которым земельные участки могут передаваться на праве постоянного бессрочного пользования (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ), также предназначены для решения задач, стоящих перед публично-правовыми образованиями (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Итак, очевидно, что основная специфика права собственности субъектов РФ в сравнении с правом собственности физических и юридических лиц заключается в публично-правовом характере данного правового института, т.е. осуществление данного права неразрывно связано с реализацией функций органов государственной власти российских регионов. Именно ради реализации функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируется комплекс имущественных средств, находящихся в собственности российских регионов.

Представляется, что и отличия в содержании, объектном составе и порядке осуществления между правом собственности субъектов РФ и правом муниципальной, а также федеральной собственности связаны с отличиями в публично-правовом статусе указанных публично-правовых образований, особенностями реализуемых ими публичных функций.

Этот факт ярко проявляется уже при сравнении объектного состава обозначенных разновидностей права публичной собственности. Если объектами права собственности субъектов РФ в силу ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является прежде всего имущество, предназначенное для реализации полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, то объектом права муниципальной собственности в силу ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выступает прежде всего имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Для Российской Федерации же подобного пообъектного ограничения в законодательстве не существует вообще, т.е. в принципе федеральные органы власти могут обладать любым имуществом.

Очевидно, что различия в объектном составе права собственности вытекают из решаемых органами власти задач: реализация полномочий по предметам совместного ведения в случае с субъектами РФ, решение вопросов местного значения в случае с органами местного самоуправления, неопределенный круг вопросов, которые входят в предметы исключительного ведения РФ и предметы совместного ведения в случае с Российской Федерацией. То же касается особенностей осуществления права собственности. Так, в силу ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) только Российская Федерация вправе передавать имущество государственным корпорациям. Субъекты Российской Федерации этого делать не вправе, как и муниципальные образования. Учитывая, что в силу п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные корпорации создаются для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, очевидно, что возможность внесения имущества для их создания связана именно с функциями, которые выполняет то или иное публично-правовое образование. То есть опять налицо связь между функциями публично-правовых образований и их возможностями в качестве субъектов права собственности.

К сожалению, вышеуказанные взаимосвязи не в полной мере учитываются законодательством, которое зачастую приравнивает право публичной собственности к праву собственности частной. На практике это приводит к неблагоприятным последствиям, включая нарушение антимонопольного законодательства, многочисленные коррупционные проявления, связанные с уподоблением публично-правовых образований коммерческим структурам. Подобное положение, безусловно, нуждается в изменении, в том числе в случае с правом собственности субъектов Российской Федерации. В частности, в п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует установить, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации в целях выполнения полномочий субъекта РФ, предусмотренных ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 указанного Федерального закона.

Под субъектами РФ подразумевается наименование территориальных единиц высшего значения на территории России. Понятие «Субъекты» возникло в связи с тем, что Конституцией 1993 года России присвоен статус федеративного государства, которое состоит из субъектов страны, наделённых одинаковыми правами.

Субъекты России наделены рядом полномочий и прав:

  • иметь собственные органы законодательного и исполнительного управления (губернатор, парламент);
  • обладать собственным уставом или конституцией;
  • издавать собственные законы, которые принимаются на заседаниях регионального парламента;
  • самостоятельно решать возникающие задачи, которые переданы Конституцией в ведение субъекту;
  • выдвинуть двух своих представителей в Совет Федерации Федерального Собрания России.

В составе России состоит несколько типов субъектов:

  1. Республики - этосубъекты федерации, являющиеся национально-государственными образованиями, т.е. обладающие формой государственности определенного народа, проживающего на данной территории. Республики наделены максимальными полномочиями (в сравнении с другими субъектами) в осуществлении своей деятельности, они могут принимать свою Конституцию, устанавливать свой государственный язык.
  2. Автономные образования (округа) – это территориально-национальные объединения, обладающие правом самостоятельно разрабатывать проекты федеральных законов, касающиеся правового статуса своей территориальной единицы и передавать законопроекты на рассмотрение в Федеральное Собрание. Округ получает название, схожее по звучанию с одной или двумя наиболее многочисленными национальностями либо этническими группами, что населяют его территорию на протяжении столетий.
  3. Города федерального значения, области, края . Это территориально-административные объединения, которые сформированы без учёта национального принципа. К городам федерального значения относится столица РФ, Санкт-Петербург а также, Севастополь. Этот вид субъектов лоббирует законопроекты, которые позволят им заключать соглашения, разграничивающие полномочия между федеральной властной структурой и властью субъекта России.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Собственность на землю субъектов РФ подтверждается . Субъектам принадлежат следующие территории ():

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов
  2. Полученные субъектами РФ на основании норм гражданского права
  3. Полученные субъектами в рамках разделения государственной собственности на земельные участки
  4. Безвозмездно переданные субъектам РФ из собственности федерального значения

Перечень участков земли, на которые распространяется право владения субъектов России:

  • недра, в которых содержатся полезные ископаемые, минеральные ресурсы и подземные водные богатства;
  • земли, на которых расположены и другая растительность;
  • участки, на которых размещены водные ресурсы (реки, озёра);
  • территории, на которых построены объекты различного целевого назначения;
  • земли, признанные .

Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга

Собственник вправе отказаться от владения земельной территорией, которая расположена в городской и прилегающей территории Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы это выполнить владельцу потребуется выполнить несколько поочерёдных действий:

  • написать заявление с просьбой осуществить регистрацию ;
  • вместе с заявлением подать правоустанавливающую документацию; если права владения на земельный объект ранее проходили регистрацию в государственных структурах, то данные документы предъявлять не требуется;
  • получить свидетельство, подтверждающее факт ;
  • по истечении пяти дней с момента проведения регистрации, уполномоченный орган отправляет письменное уведомление об этом органу государственного руководства субъекта России, если данная территория относится к собственности субъекта России либо Санкт-Петербургской или Московской муниципальной руководящей структуре (если земля относится к собственности муниципалитета).

Земля, от которой отказался владелец, переходит в к земельному фонду Санкт-Петербурга либо Москвы с момента окончания регистрации факта завершения у собственника прав на владение участком земли.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. К участкам земли, которые могут находиться в собственности у субъектов России, относятся недра, содержащие полезные ископаемые, поверхностные воды, лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, территория населённых пунктов.
  2. Каждый собственник, обладающий правом на владение землёй на территории Москвы и Санкт-Петербурга, вправе отказаться от собственности в пользу города.
  3. Гражданину может быть выделена земельная территория субъекта России под ИЖС, за установленную плату.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю

Вопрос: Существуют ли законодательные проблемы, которые могут помешать бесплатно получить под ИЖС небольшой участок земельной территории, находящейся во владении у субъекта России? Виктор.

Ответ: Виктор, в Земельном кодексе России () указана категория лиц, которая вправе получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся во владении субъектов РФ.

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в .

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к Ст. 214 ГК РФ

1. Праву публичной (государственной и муниципальной) собственности посвящены ст. ст. 214 и 215 ГК РФ.

В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности. Российской Федерации имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам — на праве государственной собственности субъекта Федерации.

Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК). С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

2. Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК).

Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с п. 5 комментируемой статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» названное Постановление, как и иные нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, считаются действующими впредь до введения в действие соответствующих законов.

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности. Так, например, исключительно к федеральной собственности были отнесены ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды). Указанный перечень относил к числу объектов права собственности учреждения и предприятия — субъекты гражданских правоотношений, при этом подразумевалось, что публично-правовым образованиям принадлежит имущество таких лиц.

Таким образом, принадлежность имущества Российской Федерации названным Постановлением Верховного Совета РФ была определена в силу закона, а не в силу какого-либо юридического факта. В то же время это Постановление предполагало передачу некоторых объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Такая передача осуществлялась на основании постановления или иного акта Правительства РФ.

———————————
См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 1994 N 1549-р «О передаче в собственность г. Москвы ряда государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности».

Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 , документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. В то же время среди объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, приоритет имеют положения названного Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

3. К числу специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК), национализация (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК) и др.

Особые правила установлены в ряде случаев для таких собственников, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. На основании п. 4 ст. 225 ГК РФ в собственность этих субъектов Российской Федерации может поступить бесхозяйная недвижимая вещь, находящаяся на территориях этих городов, по истечении года со дня постановки такой вещи на учет и на основании судебного решения о признании права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на данную вещь. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории субъекта Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — жилого помещения переходит в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

4. В комментируемой статье разграничивается имущество государства и созданных им юридических лиц. Государственные предприятия и учреждения обладают имуществом на ограниченных вещных правах — праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и праве оперативного управления (ст. 296 ГК). В отечественном праве наделение указанных лиц имуществом на ограниченном вещном праве рассматривается как один из способов обособления имущества от имущества собственника, достаточный для создания юридического лица. Переданное юридическим лицам государственное имущество — «распределенное». «Нераспределенное» имущество называется казной. Как указывается в п. 4 комментируемой статьи, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

———————————
См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 99.

Указанное деление имущества публично-правовых образований на «распределенное» и «нераспределенное» имеет огромное значение для уяснения гражданско-правовой ответственности государства и созданных им юридических лиц. В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация или субъект Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. При этом Российская Федерация, а также субъекты Федерации не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, например, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь, юридические лица, созданные Российской Федерацией или субъектами Федерации, также не отвечают по их обязательствам.

Таким образом, по обязательствам Российской Федерации или субъекта Федерации взыскание может быть обращено на имущество, составляющее казну, причем лишь ту ее часть, которая не исключена из гражданского оборота.

———————————
Так, прямое указание на возмещение вреда за счет казны Российской Федерации или субъекта Федерации содержит , устанавливающая основания возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

5. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Сами по себе конституционные нормы, в отличие от положений Конституции СССР 1977 г. , напрямую не закрепляют принадлежность земли государству, а лишь предполагают возможность такой принадлежности.

———————————
В соответствии со ст. 11 Конституции СССР государственная собственность рассматривалась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса.

Упоминавшееся выше Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не определило судьбу земель, ранее находившихся в государственной собственности, предусмотрев принятие в дальнейшем нормативных правовых актов, разграничивающих право собственности на землю и другие ресурсы. Следует признать, что, несмотря на принятие Земельного кодекса РФ, этот процесс нельзя считать завершенным. По сей день затруднительно установить, кому принадлежат многие земельные участки — физическим или юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.



Просмотров