Как заседают совет федерации и государственная. Государственная дума федерального собрания российской федерации

Парламент нашей страны называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом государства и состоит из двух палат:

Государственной думы и Совета Федерации.

Согласно статьи 11 Конституции Федеральное Собрание осуществляет государственную власть в нашей стране (наряду с Президентом и судами Российской Федерации).

В Государственной думе работают депутаты . В Совете Федерации - члены (Совета Федерации).

Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума - нижней палатой . Об этом ничего не сказано в Конституции.

Государственная дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

Порядок формирования состава Государственной думы - выборы депутатов.

Конституция РФ никак не устанавливает, какими должны быть выборы: открытыми или тайными, прямыми или косвенными, персональными или по партийной принадлежности. Такое положение позволяет манипулировать выборами в Думу в угоду сложившейся политической конъюнктуре.

Основная задача Государственной Думы

Разрабатывать и принимать законы, рассматривать и утверждать бюджет государства.

Полномочия Государственной Думы





А) давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Е) объявление амнистии;

Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству.

Государственная Дума может рассматривать внешнеполитические вопросы по собственной инициативе или в связи с обращением Президента Российской Федерации...

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Но! Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Совет Федерации

(неофициально Сенат )

Порядок формирования Совета Федерации

Согласно российской Конституции, в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов.

Основная задача Совета Федерации

Точно сформулированной задачи нет. Скорее всего, эта палата была сконструирована по образу и подобию американского и европейских парламентов. (Раз у них это есть, то чем мы хуже!) По большому счету Совет Федерации на жизнь государства и граждан никакого влияния не оказывает. Члены СФ работают у себя в регионах и два раза в месяц слетаются на общие собрания для утверждения очередных документов.

Полномочия Совета Федерации:


А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

В) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

Д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

Е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

Ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

З) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

А) сообща;

Б) раздельно;

В) вместе;

Г) совместно.

9) К ведению Совета Федерации относятся:

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации

В) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Г) объявление амнистии.

10. К ведению Государственной Думы относятся:

А) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации

В) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

Г) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.

11. Федеральные законы принимаются:

А) Государственной Думой

Б) Совет Федерации

В) Председателем правительства;

Г) Президентом.

12. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее:

А) одной третей от общего числа депутатов Государственной Думы;

Б) половины от общего числа депутатов Государственной Думы;

В) одной десятой от общего числа депутатов Государственной Думы;

Г) двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

13. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение ________ передаются на рассмотрение Совета Федерации:

А) семи дней;

Б) пяти дней;

В) двух недель;

Г) одного месяца.

14. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:



А) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Б) федеральных налогов и сборов;

В) войны и мира;

Г) федерального бюджета;

Д) все выше перечисленные.

15. Отправляется принятый федеральный закон для подписания и обнародования:

А) Президенту РТ;

Б) Председателю правительства;

В) Президенту РФ;

Г) Премьер министру РФ.

16. Президент Российской Федерации в течение ____________ подписывает федеральный закон и обнародует его:

Б) 30 дней;

Г) 14 дней;

17. Принятый федеральный конституционный закон в течение _______________ подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию:

А) 3 часов;

Б) 14 дней;

В)1 месяца;

18. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и ____ Конституции Российской Федерации:

19. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через:

А) четыре месяца с момента роспуска;

Б) одного месяца с момента роспуска;

В) четырнадцати дней с момента роспуска;

Г) полугода с момента роспуска.

20. Государственная Дума не может быть распущена:

А) в период действия на всей территории РФ военного положения;

Б) чрезвычайного положения;

В) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

Г) все перечисленное.

21. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет:

А) Государственная Дума;

Б) Председатель Правительства;

Г) Совет Федерации.

22. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ______ Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания:

А) статьей 118;

Б) статьей 215;

В) статьей 107;

Г) статьей 117.

23. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия:

А) Государственной Думы;

Б) Губернаторов областей;

В) Народа;

Г) Совета Федерации.

24. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре:

А) полугода со дня внесения предложения о кандидатуре;

Б) пяти дней со дня внесения предложения о кандидатуре;

В) месяца со дня внесения предложения о кандидатуре;

Г) недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

25. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и ____________________:

А) муниципальных чиновников;

Б) федеральных министров;

В) губернаторов;

Г) президентов республик.

26. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой:

А) Совет Федерации

Б) Президент;

В) Правительство Российской Федерации;

Г) Конституционный суд.

27. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется:

А) федеральным законом;

Б) конституционным законом;

В) федеральным конституционным законом;

Г) законом о защите прав потребителей.

28. ___________ Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации:

А) Постановления и распоряжения;

В) Постановления

Г) Распоряжения.

29. Правительство Российской Федерации перед вновь избранным Президентом Российской Федерации:

А) празднует его назначение;

Б) слагает свои полномочия;

В) принимает новые полномочия;

Г) скорбит по этому поводу.

30. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке:

А) Министра образования;

Б) Государственной Думы;

В) Совет Федерации;

Г) Правительства Российской Федерации.

31. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии:

А) Правительству Российской Федерации

Б) Президенту РФ;

В) Совету Федерации;

Г) Министру обороны.

32. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до:

А) до сформирования новой Государственной Думы;

Б) до сформирования нового Совет Федерации;

В) до сформирования нового Правительства Российской Федерации;

Г) все перечисленное.

33. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:

А) Правительством РФ;

Б) Президентом РФ;

В) Советом Федерации;

Г) только судом.

34. Судебная власть осуществляется посредством __________ судопроизводства:

А) конституционного

Б) гражданского

В) административного и уголовного

Г) все перечисленное.

35. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и _________:

А) Международным соглашением;

Б) Федеральным конституционным законом;

В) Федеральным Законом

Г) Муниципальным законодательным актом.

36. Создание чрезвычайных судов:

А) при необходимости допускается;

Б) допускается;

В) не допускается

Г) приветствуется.

37. Судьями могут быть граждане:

А) граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет

Б) имеющие высшее юридическое образование;

В) работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Г) все перечисленное.

38. Федеральным законом дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации установлены:

А) да, могут;

Б) нет, не могут;

В) возможно;

Г) зависит от ситуации.

39. Судьи независимы и подчиняются только:

А) Конституции Российской Федерации и федеральному закону;

Б) Конституции РФ;

В) федеральному закону;

Г) Президенту РФ.

40. Судьи:

А) сменяемы

Б) несменяемы;

В) сменяемы, в зависимости от сложности дела.

41. Судья быть привлеченным к уголовной ответственности:

А) да, может;

Б) нет, не может;

В) не знаю;

Г) в Конституции об этом не сказано.

42. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из ____ судей:

43. Разбирательство дел во всех судах открытое:

А) не знаю;

Б) в Конституции об этом не сказано;

В) закрытое;

Г) открытое.

44. Финансирование судов производится только из:

А) местного бюджета;

Б) федерального бюджета

В) государственного внебюджетного фонда;

Г) бюджета субъектов РФ.

45. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам ________ дает толкование Конституции Российской Федерации:

А) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Б) Совета Федерации и Государственной Думы;

В) законодательной власти субъектов Российской Федерации;

Г) все перечисленное.

46. Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики:

А) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Б) Конституционный Суд;

В) Верховный Суд РФ;

Г) Мировой суд.

47.Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ________________ по представлению Президента Российской Федерации:

А) Советом Федерации

В) Государственной Думой;

Г) все перечисленное.

48. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с:

А) учетом мнения населения всей территории РФ;

Б) учетом мнения населения соответствующих территорий;

В) учетом мнения иностранных граждан, живущих на этой территории;

Г) учетом мнения населения соседствующих территорий.

49. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации:

А) Председателем правительства;

Б) Государственной Думой;

В) Советом Федерации

Г) все перечисленное.

50. Структура органов местного самоуправления определяется:

А) Советом Федерации;

Б) Председателем правительства;

В) Президентом РФ;

Г) населением самостоятельно.


Литература

Основная литература

1. Конституция РФ; – М;: Проспект, 2012; – 32 с;

Дополнительная литература

1. Бархатова Е;Ю; Комментарий к Конституции Российской Федерации; - М;: "Проспект", 2010; – 370 с;

2. Соколов И;А; Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие; – М;: МГИУ, 2010; – 260 с;

3. Стрекозов В;Г; Конституционное право России / Учебник для бакалавров; – М;: Юрайт, 2012; – 278 с;

4. http://constitution;garant;ru/science-work/comment/5817497/ (сайт Конституции РФ) (дата обращения 24;10; 2012)

5. www;memo;ru (Законодательство и права человека) (дата обращения 24;10; 2012)

6. www;hright;ru (Институт прав человека) (дата обращения 24;10; 2012)

7. www;ycentre;org (Молодежный центр прав человека) (дата обращения 24;10; 2012)

8. www;ks;rfnet;ru (Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

9. www;gov;ru (Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

10. www;krremlin; ru (Официальный сайт Президента Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

11. www;duma;gov;ru (Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

12. www;council;gov;ru (Официальный сайт Совета Федерации Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

13. www;government;gov;ru (Официальный сайт Правительства Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

14. www;ksrf;ru (Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

15. www;supcourt;ru (Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

16. www;arbit;ru (Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

17. www;kmo;ru (Официальный сайт Конгресса муниципальных образований Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

18. www;wrs;ru (Официальный сайт Союза российских городов) (дата обращения 24;10; 2012)


Основы конституционного права Российской Федерации:

Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Правоведение»

Издательство

Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Подписано в печать Формат 60х84/16

Заказ Бумага офсетная № 1 Усл.-печ.л.

Тираж экз. Печать ризографическая Уч.-изд.л.

__________________________________________________________________

Отпечатано в полиграфическом секторе

издательства КГАСУ

420043, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Текст Ст. 100 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Комментарий к Ст. 100 Конституции Российской Федерации

1. В конце 1993 г. впервые было введено раздельное попалатное формирование федерального представительного и законодательного органа государственной власти — Федерального Собрания Российской Федерации. Использовалась смешанная избирательная система при выборах депутатов нижней палаты — Государственной Думы и мажоритарная избирательная система относительного большинства при выборах членов верхней палаты — Совета Федерации*(524).

Раздельное заседание палат парламента соответствует мировой практике. Принцип раздельного заседания палат Федерального Собрания РФ обусловлен федеративным государственным устройством России. Совет Федерации представляет субъекты РФ. Государственная Дума является палатой общенародного представительства. Отчасти поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент.

Раздельная попалатная организация деятельности парламента целесообразна во многих отношениях, и, в частности, это обеспечивает лучшее качество принимаемых законов ввиду того, что каждая палата оценивает законопроект независимо. Для того чтобы обеспечить полное изолирование палат, они занимают разные здания.

Однако в некоторых случаях палаты могут собираться совместно, например для заслушивания посланий Президента РФ, образовывать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

2. Заседания Государственной Думы и Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым палатой законопроектам и иным вопросам. Кроме того, на заседаниях палат парламента ведутся протоколы и стенограммы, которые подлежат опубликованию, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (для Государственной Думы) и в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ (для Совета Федерации).

Кроме того, Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» предусмотрена обязанность государственных федеральных аудиовизуальных средств массовой информации обеспечивать распространение обращений и заявлений Совета Федерации и Государственной Думы, открытия первого заседания Совета Федерации, открытия первого заседания Государственной Думы в теле- и радиопрограммах в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения событий. Также государственные аудиовизуальные средства массовой информации должны:

включать в информационные программы в день, когда состоялось событие, сообщения о решениях и действиях: Совета Федерации — в отношении отрешения Президента РФ от должности, утверждения изменения границ субъектами РФ, утверждения Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения и др.; Государственной Думы — в отношении дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решения вопроса о доверии Правительству РФ и др.;

еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации;

по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации, либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу;

не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских теле- и радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе;

при формировании программной политики предусматривать в иных публицистических информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, о позиции депутатских объединений в Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, разрешении дел и споров судами*(525).

Гласность и открытость в деятельности законодательных органов признаются фундаментальными принципами осуществления законодательной власти. Их следует рассматривать как одни из основополагающих принципов демократии, от практической реализации которых в России во многом зависит успех процесса демократизации.

Открытость заседаний палат Федерального Собрания есть одно из проявлений демократичности российского парламента. Народ должен иметь полную возможность следить за работой своих избранников, когда они принимают законодательные и иные важные государственные решения*(526).

Принцип открытости является общим правилом практически для всех парламентов мира. Во Франции, например, каждый гражданин может сесть в ложу и наблюдать, как идет заседание парламента. В Германии любое заседание суда открытое. Однако толкование этого принципа, даваемое самими палатами в их регламентах, весьма затруднительно, так как отсутствуют места для посетителей. Здания, где размещены палаты парламента, не приспособлены для этого. Конечно, отчасти открытость обеспечивается путем прямой трансляции заседаний на мониторы, расположенные, в том числе, в помещении, доступном всем имеющим пропуск (хотя бы одноразовый) в здание соответствующей палаты парламента. Впрочем, для обычного человека проблематичным является и получение пропуска в здание палаты*(527).

Таким образом, открытость и прозрачность не только правовой принцип, но и цель, которую парламент должен достичь в либеральном, демократическом обществе.

Палаты парламента могут принять решение о проведении закрытого заседания. Такая возможность закреплена в их регламентах.

Предложения о проведении закрытого заседания вправе вносить Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председательствующий на заседании палат, комитеты палат, Советом Государственной Думы, депутатское объединение, Председатель Государственной Думы, комиссия Совета Федерации, группа членов Совета Федерации. Для Совета Федерации устанавливается ограничение на численность присутствующих на закрытом заседании — не менее 25 человек.

Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, и большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами.

На открытом и закрытых заседаниях палат парламента вправе принимать участие Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, члены Общественной палаты РФ, уполномоченные советом Общественной палаты РФ. На заседании в государственной Думе также могут принимать участие полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены совета Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, аудиторы счетной палаты РФ. На заседании в Совете Федерации — Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации.

Закрытое заседание Государственной Думы назначается, как правило, не менее чем за один час до планируемого времени проведения открытого заседания.

3. Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания.

В ряде парламентов зарубежных государств допускается совместное заседание только для решения или обсуждения вопросов, входящих в их общую компетенцию. Например, совместные заседания в Швейцарии проводятся в таких случаях, как избрание ряда должностных лиц, разрешение споров о компетенции между высшими федеральными органами власти, принятие решения о помиловании, принятие заявлений и доведение их до сведения Федерального совета*(528).

Согласно комментируемой статье, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента. Президент РФ в соответствии с п. «е» ст. 84 Конституции РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (см. комментарий к ст. 84). Так, с момента принятия Конституции РФ Федеральным Собранием было заслушано 14 посланий Президента РФ: 24 февраля 1994 г., 16 февраля 1995 г., 23 февраля 1996 г., 6 марта 1997 г., 17 февраля 1998 г., 31 марта 1999 г., 8 июля 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2003 г., 26 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г.

Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. Во время совместного заседания не используются традиционные формы парламентской работы: не проводятся обсуждения, не задаются вопросы выступающему, не принимаются никакие решения. Для данного мероприятия не требуется кворума. Порядок проведения подобных заседаний устанавливается президентской стороной по согласованию с руководством палат парламента. Для этого Президент РФ издает распоряжение, в котором предлагает председателям палат Федерального Собрания РФ собрать палаты в указанное им время. Как правило, подобное мероприятие проходит в Мраморном зале Московского Кремля. Обсуждение вопросов, заслушиваемых на таких заседаниях, а также принятие по ним решений возможно в последующем на раздельных заседаниях Федерального Собрания. Так, вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента РФ подлежит внеочередному рассмотрению в палатах парламента.

Послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию является одной из форм взаимодействия судебной и законодательной властей. Важность посланий Конституционного Суда РФ определяется его ролью в обеспечении законности, толковании Конституции РФ, предупреждении ее нарушений в правотворческой и правоприменительной деятельности*(529).

В зарубежной практике закреплена обязанность судебного органа направить послание законодательному органу. Например, Конституционный Суд Республики Беларусь согласно законодательству обязан ежегодно принимать и направлять послание в адрес Президента Республики Беларусь, а также Палаты Представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Последним основанием для совместного сбора палат комментируемой статьей называется необходимость заслушивания выступлений руководителей иностранных государств, но, несмотря на это, практика совместного заседания Федерального Собрания по поводу заслушивания выступлений руководителей иностранных государств пока не сложилась. В Регламенте Совета Федерации закреплено, что руководители парламентов иностранных государств, руководители иностранных государств, посещающие Совет Федерации, могут выступить на заседании Совета Федерации. Решения о приеме делегаций иностранных государств и международных организаций в Совете Федерации принимаются Председателем Совета Федерации*(530). В Регламенте Государственной Думы указано, что эта палата утверждает согласованный с ней единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения парламентских делегаций иностранных государств и международных парламентских организаций в Российской Федерации*(531).

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII–XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII–XIX в. Вплоть до XX в. преобладали двухпалатные парламенты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной палаты.

Общепринятый способ формирования представительных органов государственной власти – выборы. Верхние палаты формируются и иными способами, например путем назначения или наследования. Состав нижних палат определяется волеизъявлением избирателей.

Главная функция современного парламента – разработка и принятие законодательства. Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации (§ 24).

В России парламентом является Федеральное Собрание . Согласно статье 94 Конституции РФ, «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы» (ст . 95 ).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ. Главы субъектов РФ вошли в Государственный Совет Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают раздельно. Заседания Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ являются открытыми. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ) и статьей 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?

2. Что такое парламентаризм?

3. Как определяет Конституция статус Федерального Собрания РФ?

4. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

5. Как формируется Совет Федерации?

6. Как избирается Государственная Дума?

7. Каковы предметы ведения Совета Федерации?

8. Каковы предметы ведения Государственной Думы РФ?

Информация к размышлению

Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании и тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения…

В статье 98 Конституции РФ очерчен объем неприкосновенности парламентариев. Он охватывает: а) недопустимость задержания, б) недопустимость ареста, в) недопустимость обыска, г) недопустимость личного досмотра…

В то же время Конституция допускает два исключения из установленной для парламентариев неприкосновенности.

Во-первых, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы может быть задержан на месте преступления…

Во-вторых, они могут быть подвергнуты личному досмотру в случаях, когда федеральный закон предусматривает необходимость такого досмотра для обеспечения безопасности других лиц (Б. Страшун, правовед).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Темы для проектов и рефератов

1. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., назвали V Государственной Думой. Почему?

Обсуждаем, спорим

1. Как критика представительной власти влияет на изменения в работе Госдумы? Эффективна ли она?

Из книги Конституция РФ автора Законы РФ

Из книги Конституция РФ автора РФ Законы

Глава 5. Федеральное собрание Статья 94 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской

автора Коллектив авторов

Глава 5 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Таблица 20

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3.2. Федеральное Собрание РФ Парламент - это общее название высшего выборного органа законодательной власти государства. В системе разделения властей парламент является одним из главных центров выработки государственной политики, выражаемой в принятии обязательных

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

24. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Система органов законодательной власти в РФсостоит из Федерального Собрания (парламента) РФ, включающего две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов РФ.Федеральное Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

65. Государственный совет и Государственная дума По закону, Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами императора. Продолжительность созывов Государственного совета и Государственной думы определяются теми же указами.Государственный

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота В Комитет по делам СНГ поступали многочисленные обращения и решения из Крыма и Севастополя.«Российская община г.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2.11. Федеральное Собрание Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ Федеральное Собрание – это двухпалатный парламент Российской Федерации, состоящий из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата), являющийся высшим

Из книги автора

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в



Просмотров