Как заключить прямой договор с моэк. Расчет тепловой нагрузки

Умение договариваться

Договор есть продукт непротивления двух сторон, именно так квалифицировал этот документ один из персонажей «Двенадцати стульев». Однако сегодня на рынке услуг ЖКХ «непротивлением» вряд ли чего добьешься. Хотя, конечно, при полной апатии можно махнуть на все рукой и подписать любую бумагу, что дадут. Но вот потом...

То и дело слышишь от жителей, председателей ТСЖ, ЖСК: навязывают, дескать, монополисты кабальные условия. И не поспоришь – силы неравны!

Попробуем разобраться в тонкостях взаимоотношений между поставщиком услуг и потребителем. А поможет в этом Владимир Челеденков, заместитель директора по работе с потребителями филиала № 11 «Горэнергосбыт» ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК). Это предприятие снабжает город теплом и горячей водой.

Закон меняет правила игры

Прежде МОЭК работал с потребителями по договору, утвержденному приказом своего генерального директора. Но вступил в силу Жилищный кодекс РФ, 23 мая 2006 года вышло постановление правительства РФ № 307, которое утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Прежний договор уже не годился. МОЭК совместно с Московским Городским единым информационно-аналитическим центром (МосгорЕИАРЦ) разработал два типовых договора: энергоснабжения, на отопление, вентиляцию и кондиционирование и на поставку горячей воды. 28 марта 2006-го их утвердил руководитель Комплекса городского хозяйства. 25 апреля они вступили в силу приказом руководителя МОЭК.

Что изменилось...

Из договора исключены пункты, не соответствующие Жилищному кодексу РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. После вступления в силу этих законодательных актов изменилась схема договорных отношений. Раньше расчеты с гражданами за услуги отопления и горячего водоснабжения проводил МОЭК, а значит, и оказывал эти услуги. МОЭК с населением больше не рассчитывается, договор энергоснабжения заключает с управляющей компанией, а она, используя приобретенный ресурс, оказывает коммунальные услуги населению. Что это, как не купля-продажа? Один товар поставляет, другой – покупает. Не всем жилищным организациям пришлось по душе это нововведение.

Как «ходят» деньги «третьих лиц»

В Москве применяется схема расчетов с управляющими компаниями через ЕИРЦ. Так делают все ДЕЗы, управляющие городским жильем, и 1200 (из 3500) ТСЖ, ЖСК и ведомственных домов. Прежде, когда МОЭК работал с населением напрямую, деньги жителей через систему ЕИРЦ поступали сразу на его счет. Сейчас ресурс поставляется управляющей компании, она оказывает услугу жителям, жители рассчитываются с ней, она – с поставщиком...

Система ЕИРЦ позволила упростить и сократить этот путь. Деньги через ЕИРЦ сразу попадают МОЭКу, минуя расчетный счет управляющей организации. А предприятие засчитывает их как оплату за полученную по договору тепловую энергию. Такой порядок предусмотрен четырехсторонним договором между управляющей организацией, поставщиком, ГУ «ЕИРЦ» и Банком Москвы. При этом отношения между поставщиком и управляющей компанией регулируются Гражданским кодексом РФ, между управляющей компанией и потребителями – Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

К сожалению, это нововведение вызвало разногласия между МОЭКом и дирекциями. Они считают, что население по-прежнему платит предприятию. Однако в разделе 3 ст. 313 Гражданского кодекса РФ говорится: поставщик имеет право принимать платежи от третьих лиц. Поскольку договор заключается с управляющей компанией, население как раз и является третьим лицом.

Вместо спора – протокол

Договор энергоснабжения по Гражданскому кодексу РФ – публичный договор. Это значит, что он одинаков для всех. Но если потребитель не согласен с какими-то его положениями, он предъявляет протокол разногласий. Обычно вопрос решается во время встречи с руководством предприятия. По результатам составляется протокол согласования разногласий, который подписывается руководителем филиала. Но, судя по всему, лишь некоторые жилищные объединения прибегают к такой цивилизованной форме разрешения спора.

Неплательщик – головная боль

Прежде работа с должниками лежала на плечах МОЭКа. Около четырех миллиардов рублей задолжали жители с тех пор, когда расчеты велись напрямую. Мировым судьям приходится принимать около двух тысяч исков в день. Не успевают! Теперь неплательщики (а их по разным округам насчитывается от пяти до пятнадцати процентов) – головная боль дирекций. Конечно, поставщикам выгоднее иметь дело с ними, ведь ДЕЗ рассчитывается с МОЭКом за весь объем потребленной энергии. Проблемы создают незаселенные городские квартиры. Их немного, но зимой это жилье отапливается, а платить некому. Убытки несет опять же управляющая организация.

На что жить дирекции?

Управляющие компании покупают коммунальный ресурс у поставщика и за ту же цену отдают его населению. Правила предоставления коммунальных услуг не позволяют им на этом зарабатывать. А ведь затраты они несут: выписать счета, разнести их, востребовать оплату, вести претензионно-исковую работу, содержать бухгалтерию, дел у которой немало. Налоги, ведение книги покупок и книги продаж по каждому лицевому счету. Дирекция платит налоги с оказанной услуги: деньги за нее не получила, а НДС заплати...

Сверка покажет...

МОЭК делает сверку со всеми управляющими организациями раз в квартал, и окончательную – по результатам отопительного сезона – на 1 июля. Переплату по согласованию сторон либо засчитывают в следующем расчетном периоде, либо возвращают. Образовался должок – погаси! Хотя сиюминутного погашения не требуют: если на 1 июля какая-то сумма оказалась неоплаченной, компания рассчитается в следующем месяце текущими платежами – население платит за тепло круглый год!

К примеру, задолженность 1/12 дирекций на 1 июля составила примерно четыре миллиарда рублей. В среднем от них в МОЭК ежемесячно поступает около двух миллиардов. Значит, за пару месяцев полностью рассчитаются. Единственное требование поставщика к управляющей организации – войти в следующий отопительный сезон «по нулям».

Где деньги, Зин?

Долги объясняются, прежде всего, не очень хорошей работой управляющих компаний. Причем дирекций это касается меньше всего. Проблемы возникают в старых ЖСК, где и жители, и председатели в основном преклонного возраста. Учет средств, порядок начисления пущены на самотек. Кооперативов-задолжников не единицы – сотни! И долги исчисляются миллионами. Есть примеры, когда в отношении председателей заводились уголовные дела. Конечно, своим имуществом собственники не отвечают за долги ЖСК. Об этом сказано в Жилищном кодексе РФ. Но с поставщиком все равно рассчитываться надо. Кому? Конечно, собственникам. Ведь им же было все равно, куда расходуются их деньги. МОЭК – не благотворительная организация: надо рассчитываться с поставщиками (60 процентов тепла покупается у «Мосэнерго»), готовить оборудование к зиме... Из-за должников предприятие вынуждено брать коммерческие кредиты, платить по ним проценты.

К высшей мере

Понятно, что лишать дом горячей воды из-за десяти тысяч рублей долга – несерьезно. На крайнюю меру МОЭК идет, когда задолженность превышает разумные пределы. К примеру, жилищное объединение накопило долги в предыдущем отопительном периоде и не погасило их в текущем году. Таким направляют письма, приглашают руководителей, выезжают к ним сами, подают иски в суд. О предстоящем отключении (речь идет только о горячей воде, без тепла дом не оставят ни при каких обстоятельствах) предупреждают за десять дней, устанавливают крайний срок оплаты. И только потом вопрос об отключении выносится на комиссию. Протокол решения направляют в префектуру, прокуратуру, которая жестко отслеживает права граждан при оказании им коммунальных услуг. Как правило, при угрозе отключения ЖСК деньги находят.

Аргумент для управляющих

Заключать договоры с дирекциями начали с июля 2006-го, к концу года их подписали всего 70 ДЕЗов, и только к июлю нынешнего «созрели» все 124. Процесс затянулся. Долго они вообще не хотели заключать такие договоры. Дело шло к реорганизации, и неизвестно было, останутся они управляющими компаниями или нет. Однако тот, кто сумел увидеть выгоду, с этим не тянул. Ведь МОЭК выставляет счет управляющей компании за тепло по показаниям домовых приборов учета. Население же рассчитывается по ставке, утвержденной постановлением правительства Москвы, и ежемесячно вносит 1/12 часть (причем даже летом, когда дома не отапливаются). Если бы все дирекции заключили договоры в июле, то получили бы приличные денежные накопления.

Не секрет, что зимой у многих управляющих компаний возникает задолженность, которую они, как правило, гасят летом за счет текущих платежей населения. Да и на аванс остается, который позволит без долгов прожить следующую зиму.

Такие же договоры МОЭК заключает с ТСЖ и ЖСК, с владельцами ведомственного жилья. Из 3500 таких домов напрямую с МОЭКом работали 1200, остальные – рассчитывались через систему ЕИРЦ. С ними проблем еще больше, многие просят оставить прежнюю схему. Однако по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и по Жилищному кодексу ТСЖ и ЖСК – управляющие организации. При таком способе управления МОЭК не может вести непосредственные расчеты с населением.

Претензии по старинке

Конечно, МОЭК может самостоятельно осуществлять расчеты с населением. Но предприятие отвечает за качество «товара» до границы балансовой принадлежности в каждом доме. Что бы ни происходило во внутридомовых сетях, оно за это не отвечает. Бывает, при подготовке к отопительному сезону сети как следует не промываются, в радиаторах скапливаются окалины, которые забивают каналы. Жители все претензии предъявляют МОЭКу – как раньше, при прямых расчетах, так и сейчас, при новой схеме. Люди не понимают, что нынче «все дороги» ведут в ДЕЗ.

Лилия Позднякова

— Для жилищных (управляющих) организаций - Соглашение к 4-стороннему Договору об организации расчетов населения за отопление и горячее водоснабжение на основании Единого платежного документа (МОЭК)

Для жилищных (управляющих) организаций - Соглашение к 4-стороннему Договору об организации расчетов населения за отопление и горячее водоснабжение на основании Единого платежного документа (МОЭК)

Приложение № 6 к приказу

от __________ № _____________

СОГЛАШЕНИЕ

к Договору об организации расчетов населения за отопление и горячее водоснабжение на основании Единого платежного документа

от «_____»_______________200__г. № _____________________

г. Москва «____» _______________2009 г.

Государственное учреждение города Москвы «Инженерная служба ______________________________ административного округа», именуемое в дальнейшем ГУ «ИС __ АО », в лице _______________________________________, действующего на основании _______________________________, с одной стороны, Открытое акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания», именуемое в дальнейшем «Поставщик », в лице ________________________________________________________, действующего на основании доверенности _________________________________, с другой стороны, ___________________________________________________________,именуемая в дальнейшем «Управляющая организация» , в лице ___________________________________________, действующего на основании ____________________________________, с третьей стороны и Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество), именуемый в дальнейшем «Банк », в лице _________________________________________, действующего на основании ___________________________, с четвертой стороны, в дальнейшем именуемые «Стороны », заключили настоящее Соглашение к Договору об организации расчетов населения за отопление и горячее водоснабжение на основании Единого платежного документа от «___»_____________ 200__г. №________________ (далее - «Договор ») о нижеследующем:

1. Цель Соглашения:

1.1. Целью настоящего Соглашения является приведение условий Договора в соответствие требованиям действующего законодательства, а именно Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, в части организации приема платежей за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения уполномоченными банками и иными организациями, осуществляющими прием платежей от населения.

1.2. Настоящее Соглашение заключено в соответствии с Договором об организации взаимодействия от «___»_____________ 200__г. №________________, заключенным между ГУ «ИС __ АО» и ГУ «ИС района».

2. Стороны договорились, что в Договор вносятся следующие изменения:

2.1. Пункт 1.1.8 раздела 1 изложить в следующей редакции: «Обеспечить заключение от имени и за счет Управляющей организации договоров о приеме платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения на основании ЕПД с уполномоченными банками и иными организациями, осуществляющими прием платежей».

2.2. Пункт 2.1.16 раздела 2 изложить в следующей редакции: «Ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять Поставщику Отчет по форме, установленной разделом 2 Приложения 2 к настоящему Договору».

2.3. Пункт 2.1.17 раздела 2 изложить в следующей редакции: «В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения договора с уполномоченным банком или иной организацией, осуществляющей прием платежей, предоставлять Поставщику и Управляющей организации отчет об оказании услуг уполномоченными банками или иными организациями, осуществляющими прием платежей, по форме, установленной в Приложении 8 к настоящему Договору».

2.4. В пункте 2.1.18. раздела 2 исключить абзац следующего содержания: «- расчетов за работы/услуги ГУ «ИС __АО» с оформлением Акта сверки задолженности между ГУ «ИС __АО» и Поставщиком по форме, установленной в Приложении 9 к настоящему договору».

2.5. Пункт 2.1.21 раздела 2 второй абзац изложить в следующей редакции: «Заключение указанных договоров осуществляется за счет и от имени Управляющей организации на основании доверенности, выданной Управляющей организацией, после согласования с Управляющей организацией всех условий указанных договоров и размеров комиссий, взимаемых за прием платежей».

2.6. Пункт 2.3.6 раздела 2 первый абзац изложить в следующей редакции: «В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от ГУ «ИС __АО» Отчета в соответствии с пунктом 2.1.16 настоящего Договора рассмотреть и, в случае отсутствия мотивированных возражений, утвердить его или направить в адрес ГУ «ИС __АО» мотивированные возражения».

2.7. Пункт 2.3.7 раздела 2 исключить.

2.8. В пункте 2.3.8 раздела 2 исключить второй абзац следующего содержания: «- расчетов за работы/услуги ГУ «ИС __АО» с оформлением Акта сверки задолженности между ГУ «ИС __АО» и Поставщиком по форме, установленной в Приложении 9 к настоящему договору».

2.9. Пункт 2.3.10 раздела 2 исключить.

2.10. Пункт 2.3.12 раздела 2 исключить.

2.11. Внести пункт 2.4.5 следующего содержания: «Оплачивать комиссионное вознаграждение уполномоченных банков и иных организаций, осуществляющих прием платежей на основании ЕПД, по договорам, заключенным по доверенности и с письменного согласия Управляющей организации, в соответствии с пунктом 2.1.21 настоящего Договора».

2.12. Внести пункт 2.4.6 следующего содержания: «Ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, оплачивать Поставщику сумму недополученных им денежных средств, удержанных из платежей Плательщиков за услуги отопления и горячего водоснабжения на основании ЕПД в качестве комиссионного вознаграждения уполномоченными банками и иными организациями, осуществляющими прием платежей».

2.13. Внести пункт 2.4.7 следующего содержания: «Выдать уполномоченному лицу ГУ ИС доверенность на заключение от имени и за счет Управляющей организации договоров о приеме платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения на основании ЕПД с уполномоченными банками и иными организациями, осуществляющими прием платежей».

2.14. Пункт 2.7.2 раздела 2 исключить.

2.15. Пункт 2.7.3 раздела 2 исключить.

2.16. Пункты 3.1, 3.2, 3.3 раздела 3 исключить.

3. Прочие условия

3.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания, распространяется на отношения сторон, возникшие с «____»________________200__г. и действует до истечения срока действия договора.

3.2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора.

3.3. Настоящее Соглашение составлено в 4 (четырех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

3.4. Во всем ином, что не предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны руководствуются Договором и действующим законодательством РФ.

4. Подписи Сторон:

Государственное учреждение города Москвы От ОАО «МОЭК»

«Инженерная служба _____________________ Филиал № 11 «Горэнергосбыт»

Административного округа» ОАО «МОЭК»

_________________________________________ Акционерный коммерческий

(Управляющая организация) банк «Банк Москвы» (открытое

акционерное общество)

_____________/_______________________/ ____________/_______________________/

ОАО « МОЭК подало в Арбитражный суд города Москвы иск о понуждении заключить договоры теплоснабжения и горячего водоснабжения, мотивируя тем, что ТСЖ отказывается заключить договор на условиях ОАО «МОЭК».(Дело №А40-61133/2015)

Сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения

Однако, ТСЖ «Загорье 1» не отказывается заключить Договор, но при заключении договора возникли разногласия по существенным условиям Договора.

До 30.12.2013 между сторонами действовал договор теплоснабжения №06.501001-ТЭ, в соответствии с п. 9.1 которого, договор считается ежегодно пролонгированным на тех же условиях на следующий год, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия Договора уведомление другой стороне о его прекращении или изменении, или заключении Договора на иных условиях. Аналогичная ситуация с договором поставки горячей воды № 06.501001-ГВС.

ТСЖ «Загорье 1» письмом б/н от 25.11.2013 г. уведомило ОАО «МОЭК» о прекращении данного договора и об отказе от продления договоров на прежних условиях.

Договор с ОАО «МОЭК», как ресурсоснабжающей организацией (далее РСО) – публичный договор.

Порядок заключения публичного договора регламентируется ГК РФ. Ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней с момента получения оферты.

ТСЖ «Загорье 1» направило письмо № 002 от 10.01.2014 г. в адрес ОАО «МОЭК» заявку на заключение новых договор теплоснабжения и поставки горячей воды.

ОАО «МОЭК» направило в адрес ТСЖ свои проекты договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения письмом № 12 от 22.02.2014 г., то есть, акцепт оферты на иных условиях (ст. 443 ГК РФ) – это ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте. Он не является акцептом, а признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

Получив от ОАО «МОЭК» отказ от акцепта и новую оферту, проект договора ТСЖ может согласиться с предложенными ОАО «МОЭК» условиями, и направить извещение об акцепте либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) или передать возникшие при заключении договора разногласия на рассмотрении суда в течение 30 дней с момента получения соответствующего документа.

ТСЖ «Загорье 1» в свою очередь, рассмотрев представленный проект договора теплоснабжения, обнаружило в нем несоответствие уполномоченных лиц, попросило внести исправления, направив с нарочным некорректный договор и условия акцепта оферты на иных условиях (Протокол разногласий по существенным условиям договора поставки коммунального ресурса к проекту Договора ОАО «МОЭК»)

Однако только после направления в адрес генерального директора обращения (по различным вопросам от 28.10 2014 за № 52, в том числе и отсутствии договора) и состоявшегося совещания 14.11.2014 у Директора. Филиал №11 «Горэнергосбыт» ОАО "МОЭК" Е.В. Осиной.

Из письма от 24.11 2014 в адрес ТСЖ «Загорье 1» мы получили информацию, что для урегулирования договорных отношений между ОАО «МОЭК» и ТСЖ «Загорье 1» в соответствии с действующим законодательством РФ 21.11.2014 посредством Почты России в адрес ТСЖ направлены проекты договоров теплоснабжения и поставки горячей воды

Получив новую оферту Договора ТСЖ направило в адрес ОАО «МОЭК" письмо 12.01.2015 за № 02 в котором сообщало, что в 2014 году ТСЖ «Загорье 1» не согласилось с представленными проектами договоров и направило в адрес ОАО «МОЭК» протоколы разногласий на эти договоры, указав на необходимость включения в договоры пунктов, регулирующих прямые расчеты за поставленные коммунальные ресурсы в соответствии с п. 64 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Согласно п. 64 настоящего Постановления в случае принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома о переходе на прямые расчеты с Теплоснабжающей Организацией, потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице товарищества собственников жилья вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в теплоснабжающую организацию.

Собственники многоквартирного дома № 38 по ул. Лебедянская 15.11.2012 приняли решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, о чем неоднократно ОАО «МОЭК» было уведомлено со стороны ТСЖ «Загорье 1». До настоящего времени ОАО «МОЭК не направил в адрес ТСЖ ответа о порядке реализации принятого решения о рассмотрении протоколов разногласий со стороны ОАО «МОЭК» та к же ответа не последовало, протоколы разногласий не подписаны.

В связи с тем, что сторонами не было достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора - договоры между ОАО «МОЭК» и ТСЖ «Загорье 1» на поставку горячей воды и тепла считаются не заключенными.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" в многоквартирном доме по адресу Москва, ул. Лебедянская 38 подрядной организацией по договору № 113/У/14 от 28.11.2014 года установлены общедомовые приборы учета горячей воды и тепла, которые вводятся в эксплуатацию с 01.02.2014 .

В связи с вышеизложенным, все расчеты за поставленные коммунальные ресурсы, начиная с февраля 2015 года, производятся на основании показаний общедомового прибора учета горячей воды и тепла.

В этой связи, проекты договоров, которые были направлены в адрес ТСЖ «Загорье 1» письмом от 21.11.2014 года № 02-ф11/04-47962/14 на сегодняшний день не актуальны.

ТСЖ «Загорье 1» направило в адрес ОАО «МОЭК» письмо, в котором выразило готовность заключить договоры на поставку горячей воды и тепла с учетом принятия решения собственниками помещений о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией, на оснований требований действующего законодательства, а также с учетом установленных в многоквартирном доме общедомовых приборов учета горячей воды и тепла.

На сегодняшний день возражения ТСЖ «Загорье 1» относительно заключения договоров теплоснабжения и поставки горячей воды с ОАО «МОЭК» заключается только в указании в договорах прямых расчетов потребителей коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, а также в использовании при расчетах за коммунальные ресурсы показаний приборов учета.

Таким образом, ТСЖ «Загорье 1» не отказывается от заключения соответствующих договоров. Наоборот, неоднократно обращалось в ОАО «МОЭК» с просьбой заключить договор теплоснабжения и поставки горячей воды. Разногласия по договорам между сторонами касаются только, как указано было выше, прямых расчетов и использования показаний приборов учета при начислениях платы за поставленные коммунальные ресурсы.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 25.05.16

Полный текст решения изготовлен 25.05.16

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи Бурмакова И. Ю. (единолично)

протокол вел секретарь Каркусов А. Т.

Рассматривает в открытом судебном заседании дело по иску ООО "Нижние поля, 22А"

к ПАО "МОЭК"

об изменении договора теплоснабжения

при участии согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

В производстве Арбитражного суда г. Москвы рассматривается дело А40-27871/2016 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Нижние поля, 22А» (далее - ООО «Нижние поля, 22А», Истец) к Публичному акционерному обществу «Московская объединенная энергетическая компания» об изменении условий договора теплоснабжения от 01.02.2013 года № 05.420027-ТЭМ, а именно о внесении изменений в акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в части установления границы раздела в точке подключения тепловой сети Истца 2001 года постройки к тепловой сети 1994 года постройки и обязать Ответчика оформить акт разграничения согласно предложенному Истцом проекту.

Истец доводы поддержал.

Ответчик возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как признает обоснованными указанные ниже доводы ответчика.

Суд признает обоснованным довод ответчика о том, что у Истца отсутствует материальное право на обращение в суд с настоящим иском. Изложенные в исковом заявлении обстоятельства не отвечают установленным статьей признакам существенного изменения обстоятельств до и после заключения договора теплоснабжения от 01.02.2013 года № 05.420027-ТЭМ и не могут быть квалифицированы как существенное изменение обстоятельств, влекущее право на изменение договора по инициативе одной из сторон в судебном порядке.

Истец основывает исковые требования на отсутствии прав Истца на спорное имущество и на незаконном и необоснованном отказе ПАО «МОЭК» в переоформлении акта разграничения к договору теплоснабжения. Между тем суд признает обоснованным довод ответчика о том, что указанные требования противоречат фактическим обстоятельствам дела и правоотношениям сторон, оформленным в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в области теплоснабжения.

В силу положений п. 21. Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» к договору теплоснабжения обязательно прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Таким образом, акт разграничения является неотъемлемой частью договора и обязательным условием, согласование которого происходит при заключении договора. Под актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон понимается документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок (пункт 2 Правил N 808). Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения. Также, пунктом 2.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, определено, что разграничение ответственности за эксплуатации тепловых энергоустановок между организацией потребителем тепловой энергии и энергоснабжающей организацией определяется заключенным договором. По пункту 4.12.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2009 № 229 границей обслуживания тепловых сетей являются: со стороны потребителя тепла – стена камеры, в которой установлены задвижки на ответвлении к потребителю тепла. Границы оформляются актом. Пункт 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не содержит императивных требований по установлению границы ответственности сторон.

Согласно материалам дела поставка тепловой энергии в нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Нижние поля, д 21 Б, стр.1, принадлежащее Истцу, осуществляется на основании договора теплоснабжения. В соответствии с п. 1.2 договора теплоснабжения точка поставки тепловой энергии и теплоносителя определена в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон. Адреса точек поставки тепловой энергии и теплоносителя указный в приложении № 1 к договору. Так согласно реестра точек поставки (приложение № 1) адресом поставки теплового ресурса Истцу, имеющему абонентский № 05-20-0206/082, является наружная сторона стены камеры 622. Тепловая сеть с дренажем и водовыпуском, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Люблинская – ул. Иллловайская, проходящая вдоль улицы Нижние поля, включая камеру № 622 принадлежит ПАО «МОЭК» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2013 № 689027. Центральный тепловой пункт, абонентский № 05-06-0206/070, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 94, стр.1, принадлежит ПАО «МОЭК» на праве собственности, что подтверждается договором о присоединении от 01.02.2010 и передаточным актом. Участок тепловой сети от наружной стены камеры 622 до наружной стены центрального теплового пункта аб. № 05-06-0206/070, по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 94, стр.1, не находится в собственности, аренде и эксплуатации ПАО «МОЭК». Участок тепловой сети между тепловыми пунктами № 05-06-0206/061 и № 05-06-0206/070 (спорный участок тепловой сети) не имеет прямого технологического присоединения к инженерным сетям ПАО «МОЭК». В соответствии с п. 8.7 договора теплоснабжения в случае если потребитель подключается к тепловым сетям, не принадлежащим теплоснабжающей организации, границы эксплуатационной ответственности определяются соглашением с владельцем промежуточных сетей к акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, которое является его неотъемлемой частью, при этом потребитель самостоятельно решает вопросы по эксплуатации сетей и оплате петель тепловой энергии и теплоносителя по промежуточным сетям с их владельцем. В соответствии с требованиями действующего законодательства, а также во исполнение условий договора теплоснабжения между Истцом и Ответчиком был подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.02.2013, в соответствии с которым сторонами была согласована схема присоединения ООО «Нижние поля, 22А» (абонент № 05-06-0206/082): границей между ПАО «МОЭК» (камера 622) и ЗАО «МПФ «И.П.Ф.» (абонент № 05-06-0206/061, владелец промежуточных сетей) является наружная стена камеры 622, граница между ЗАО «МПФ «И.П.Ф.» (абонент № 05-06-0206/061) и ООО «Нижние поля, 22А» (абонент № 05-06-0206/082) -наружная стторона сены ЦТП абонента № 05-06-0206/061, между абонентом (ЦТП ПАО «МОЭК» № 05-06-0206/070) и ООО «Нижние поля, 22А» (абонент № 05-06-0206/082) – наружная стена ЦТП № 05-06-0206/070.

Таким образом суд признает обоснованным довод ответчика о том, что в соответствии с указанным актом разграничения в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Истца находится участок тепловой сети от наружной стены ЦТП ЗАО «МПФ «И.П.Ф.» (абонент № 05-06-0206/061) до наружной стены ЦТП ПАО «МОЭК» (абонент № 05-06-0206/070). В связи с тем, что участок тепловой сети между тепловыми пунктами № 05-06-0206/061 и № 05-06-0206/070 не имеет прямого технологического присоединения к инженерным сетям ПАО «МОЭК» и руководствуясь п. 8.7 договора теплоснабжения, было подписано соглашение с владельцем промежуточных сетей, являющееся приложением к акту разграничения. В соответствии с п. 1 соглашения тепловая сеть меду наружной стороной стены камеры № 622 и наружной стеной ЦТП абонента № 05-06-0206/061, к которой присоединено или будет присоединено энергоприниающее устройство ООО Нижние поля, 22А», находится в ведении ЗАО «МПФ «И.П.Ф.» (абонент № 05-06-0206/061).

Согласно материалам дела Договор теплоснабжения, являющийся предметом настоящего спора, заключен в 2013 году. До этого правоотношения между ПАО «МОЭК» и ООО «Нижние поля, 22А» по поставке теплового ресурса регламентировались договором энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде от 01.12.2007 года № 0206082. Приложением 5б к указанному договору является акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписанный ПАО «МОЭК», ООО Нижние поля, 22А» и владельцем промежуточных сетей - ЗАО «МПФ «И.П.Ф.». В соответствии с указанным актом в зону балансовой принадлежности Истца также входил спорный участок тепловой сети (от наружной стены ЦТП ЗАО «МПФ «И.П.Ф.» (абонент № 05-06-0206/061) до наружной стены ЦТП ПАО «МОЭК» (абонент № 05-06-0206/070). Кроме того, в соответствии с еще более ранним актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.11.2005 на балансе Истца находится тот же участок тепловой сети. Указанный акт разграничения также подписан как со стороны Истца и Ответчика, так и владельцем промежуточных сетей - ЗАО «МПФ «И.П.Ф.».

Таким образом, суд признает обоснованным довод ответчика о том, что с 2005 года соглашением сторон были установлены соответствующие границы тепловых сетей между Истцом, Ответчиком и владельцем промежуточных сетей. Каких- либо изменений в балансовой принадлежности тепловых сетей являющихся предметом рассмотрения по настоящему делу, начиная с 2005 года до настоящего времени не установлено, обратного Истцом не доказано. В данном случае имеет место согласование и оформление по соглашению сторон границ ответственности. Акты разграничения и соглашения с владельцами промежуточных сетей 2005, 2007 и 2013 годов подписывались уполномоченными представителями сторон одновременно с подписанием соответствующих договоров.

Суд признает обоснованным довод ответчика о том, что изложенные в исковом заявлении обстоятельства не отвечают установленным статьей признакам существенного изменения обстоятельств до и после заключения договора теплоснабжения от 01.02.2013 года № 05.420027-ТЭМ и не могут быть квалифицированы как существенное изменение обстоятельств, влекущее право на изменение договора по инициативе одной из сторон в судебном порядке. Требования Истца об изменении условий договора теплоснабжения основаны на положениях п. 2 ст. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Истец просит суд внести изменения в договор теплоснабжения - в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установить границу раздела в точке подключения тепловой сети Истца 2001 года постройки к тепловой сети 1994 года постройки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. , - ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ООО "Нижние поля, 22А" в доход федерального бюджета госпошлину- 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ Бурмаков И. Ю.



Просмотров