Как возникала история. Украина: история возникновения

Традиционно датой начала русской государственности считается 862 год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание варягов-руси (о происхождении этого народа существуют различные версии) в Новгород Великий племенными союзами восточной Прибалтики и верхнего Поволжья: восточнославянскими словен и кривичей и финно-угорскими чуди, мери и веси. В 882 году династия Рюриковичей захватила Киев и овладела также землями полян, древлян, северян, радимичей, уличей и тиверцев, вместе составившими основную территорию Древнерусского государства.

Древнерусское государство

Также Русь, Русская земля . В Западной Европе — «Руссиа» и Русия (Russia, Ruscia, Rusca, Rutigia). С XI века употребляется название «князь русских». А в начале XII века (в папских грамотах) появляется название «Руссиа». В Византии — Ρως, «Рос», Название «Росия» (греч. Ρωσα) впервые использовано в сер. X века Константином Багрянородным.

В период максимального расширения границ Древнерусское государство включало в себя также земли дреговичей, вятичей, волынян, белых хорватов, ятвягов, муромы, мещеры, владения в устье Днепра (Олешье), на нижнем Дону (Саркел) и на берегах Керченского пролива (Тмутараканское княжество). Постепенно племенная знать была вытеснена Рюриковичами, которые уже в начале XI века княжили по всей территории Руси. Племенные названия в течение XI—XII веков постепенно перестали упоминаться (за исключением племенных названий на зависимых от русских князей территориях восточной Прибалтики и бассейна средней Волги). Одновременно начиная уже с конца X века каждое поколение Рюриковичей производило разделы Руси между собой, но последствия первых двух разделов (972 и 1015) постепенно были преодолены путём ожесточённой борьбы за власть, а также пресечения отдельных линий Рюриковичей (1036). Раздел 1054 года, после которого на Руси установился т.н. «триумвират Ярославичей», несмотря на долговременную концентрацию власти в руках младшего Ярославича Всеволода (1078—1093), полностью преодолён так и не был. После борьбы за власть после его смерти, осложнённой вмешательством половцев, в 1097 году на Любечском съезде князей был установлен принцип «каждый держит отчину свою».

После того, как союзными действиями князей борьба с половцами была перенесена от южнорусских границ вглубь степей, новому киевскому князю Владимиру Мономаху и его старшему сыну Мстиславу после серии внутренних войн удалось добиться признания частью русских князей своей власти, другие были лишены владений. В это же время Рюриковичи начали заключать внутридинастические браки.

Русские княжества

В 1130-е годы княжества стали постепенно выходить из-под власти киевских князей, хотя владевший Киевом князь по-прежнему считался старшим на Руси. С началом раздробленности русских земель названия «Русь», «Русская земля» в большинстве случаев применяются к Киевскому княжеству.

При распаде Древнерусского государства образовались Волынское княжество, Галицкое княжество, собственно Киевское княжество, Муромо-Рязанское княжество, Новгородская земля, Переяславское княжество, Полоцкое княжество, Ростово-Суздальское княжество, Турово-Пинское княжество, Черниговское княжество. В каждом из них начался процесс образования уделов.

12 марта 1169 года войска десяти русских князей, действовавших по инициативе Андрея Боголюбского, впервые в практике междукняжеских усобиц разграбили Киев, после чего Андрей отдал Киев младшему брату, не покидая Владимир, тем самым, по выражению Ключевского В.О., «оторвал старшинство от места». Сам Андрей, а впоследствии его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212) добивались (временно) признания своего старшинства большинством русских князей.

К началу XIII века наметились и объединительные тенденции. Переяславское княжество отошло во владение владимирских князей, возникло объединённое Галицко-Волынское княжество под властью старшей ветви потомков Владимира Мономаха. В 1201 году Роман Мстиславич Галицкий, будучи приглашён киевскими боярами на княжение, также отдал город младшему двоюродному брату. В летописи под 1205 годом Роман назван «самодержцем всея Руси». К XIII веку великими князьями кроме киевских стали титуловаться также рязанские, владимирские, галицкие и черниговские.

После монгольского нашествия исчез институт «причастий в Русской земле», когда киевские земли рассматривались как общее достояние рода Рюриковичей, а название «Русь» закрепилось за всеми восточнославянскими землями.

Усилению позиций владимирских великих князей после монгольского нашествия способствовало то, что они не участвовали в масштабной южнорусской междоусобице перед ним, что княжество вплоть до рубежа XIV—XV веков не имело общих границ с великим княжеством Литовским, осуществлявшим экспансию на русские земли, а также то, что великие князья владимирские Ярослав Всеволодович, а затем его сын Александр Невский были признаны в Золотой Орде старейшими на Руси. Фактически все великие князья непосредственно подчинялись ханам сначала Монгольской империи, а с 1266 года — Золотой Орды, самостоятельно собирали дань в своих владениях и переправляли её хану. С середины XIII века титулом великих князей черниговских почти постоянно владели брянские князья. Михаил Ярославич Тверской (1305—1318) первым из великих князей владимирских назван «князем всея Руси».

С 1254 года галицкие князья носили титул «королей Руси». В 1320-е годы Галицко-Волынское княжество вступило в полосу упадка (что некоторые исследователи связывают с новым натиском Золотой Орды) и в 1392 году перестало существовать, его земли были поделены между великим княжеством Литовским (полное название — Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных ) и королевством Польским. Немногим ранее основная часть южнорусских земель была присоединена великим княжеством Литовским (Брянск 1356, Киев 1362).

В XIV веке на северо-востоке Руси образовались также великие княжества Тверское и Суздальско-Нижегородское, смоленские князья также стали титуловаться великими. C 1363 года ярлык на великое княжение Владимирское, означавший старшинство в пределах Северо-Восточной Руси и Новгорода, выдавался только московским князьям, которые с этого времени стали титуловаться великими. В 1383 году хан Тохтамыш признал великое княжество Владимирское наследственным владением московских князей, одновременно санкционировав независимость Тверского великого княжества. Суздальско-Нижегородское великое княжество было присоединено к Москве в 1392 году. В 1405 году Литва захватила Смоленск. Окончательно все русские земли были поделены между великими княжествами Московским и Литовским к концу XV века.

Русское государство

С XV века в русских источниках появляются термины «Росия», «Российский» и распространяются всё больше, пока окончательно не утверждаются в русском языке. Период с конца XV по начало XVIII века в современной российской историографии обозначается как «Русское государство».

Великое княжество Московское

В 1478 году к Москве была присоединена Новгородская земля, в 1480 было сброшено монголо-татарское иго. В 1487 году после удачного похода на Казанское ханство великий князь московский Иван III провозгласил себя «князем Болгарским», что стало одной из причин начала переходов удельных князей с восточных окраин великого княжества Литовского на московскую службу вместе с землями. В результате пяти русско-литовских войн Литва потеряла верховские княжества, Смоленск и Брянск. Другими важнейшими территориальными приобретениями стали Тверское (1485) и Рязанское великие княжества (1521). Кроме независимости от Золотой Орды и территориальной целостности, великое княжество Московское в последний период своего существования в статусе великого княжества отличалось также общим сводом законов (Судебник 1497 года), ликвидацией уделов и введением поместной системы.

Русское царство

С 16 января 1547 года после принятия великим князем Иваном IV Васильевичем титула царя. Также Русь, Русия, Росия, Российское царство, Русское царство, Московское царство. В середине XVI века произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств, что дополнительно обосновало царский титул московского монарха.

В 1569 году великое княжество Литовское приняло Люблинскую унию с Польшей, которая объединяла два государства в конфедерацию, при этом передало южнорусские земли в состав Польши и в целом вернулось к границам середины XIII века.

В 1613 году в титуле у митрополита термин «Русия», а у царя Михаила Фёдоровича — «Росия». «Московия» — название Русского государства в иностранных источниках XVI—XVII вв. Термин «Россия» окончательно закрепляется Петром Великим (1689—1725). На монетах Петра I до принятия титула императора значилось «Царь Пётр Алексеевич, всея России Повелитель» и «Московский рубль» на обороте. («Всея России Повелитель» сокращалось в «В.Р.П.», но иногда писалось и полностью). 19 мая 1712 года столица перенесена в Санкт-Петербург.

Российская империя

После принятия царём Петром Алексеевичем титула императора.

18 (31) августа 1914 года в связи с войной с Германией, название столицы изменено с немецкого на русское — Петроград.

Российская Республика

После особого юридического совещания. Фактически — после отречения Михаила Александровича, брата Николая II с 3 марта 1917 года

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика — данное наименование впервые упоминается 21 января (3 февраля) 1918 г. в Декрете об аннулировании государственных займов, декрет подписан Председателем Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердловым. Данное наименование государства было введено после преобразования Российской Республики в «федерацию советских национальных республик» на III Всероссийском съезде Советов 10—18 (23—31) января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде.

До III Всероссийского съезда Советов употреблялось наименование Российская Республика.

Провозглашение федерации:

  • 3 (16) января 1918 года — написан текст Декларации.
  • 5 (18) января 1918 — оглашена Свердловым на Всероссийском учредительном собрании (распущено 6 (19) января).
  • 12 (25) января 1918 года — III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в принятой Декларации.
  • 18 (31) января 1918 года — на объединённом III съезде Советов (после объединения III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III съездом Советов крестьянских депутатов) в повторно принятой Декларации.
  • 28 (15) января 1918 года — в Резолюции III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики».
  • 6 - 8 марта 1918 года на VII съезде РКП (б) ещё раз было принято решение о преобразовании страны в федерацию.
  • 10 июля 1918 года — в Конституции на заседании V Всероссийского съезда Советов.

Вариативность наименования Республики В период между III Всероссийским съездом Советов и принятием первой Конституции (на V Съезде), в которой было окончательно зафиксированно наименование государства, в документах встречались варианты неустоявшегося ещё наименования Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Слова менялись местами:

  • Российская Федеративная Социалистическая Советская Республика,
  • Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика,
  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

Неполное наименование с различным порядком слов (4 слова):

  • Российская Федеративная Советская Республика,
  • Российская Советская Федеративная Республика,
  • Российская Социалистическая Федеративная Республика,
  • Российская Социалистическая Советская Республика,
  • Российская Советская Социалистическая Республика;

Неполное наименование с различным порядком слов (3 слова):

  • Российская Советская Республика,
  • Советская Российская Республика
  • Российская Федеративная Республика
  • Российская Федерация Советов

Другие наименования:

  • Российская Республика,
  • Советская Республика,
  • Республика Советов.

Примечание: новая власть не сразу распространилась на территории бывшей Российской империи (республики).

Примечание: Уже, будучи в составе СССР, 5 декабря 1936 года Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика переименована в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, т.е. два слова были переставлены местами.

В обиходе и полуофициально к РСФСР нередко применялась сокращённая форма — Российская Федерация , но данное название не было официально закреплено в конституции вплоть до 1992 года (при этом стоит отметить, что уже с 1990 года данное название предполагалось утвердить официальным названием страны)

Образован путём объединения России, Украины, Белоруссии и ЗСФСР.

5 декабря 1936 года (по новой конституции) в наименовании РСФСР порядок слов «социалистическая» и «советская » приведён в соответствие с порядком этих слов в названии СССР.

Российская Федерация

Российская Федерация — 25 декабря 1991 года законом № 2094-I государство РСФСР переименовано в Российскую Федерацию (современное название, закреплено в конституции наряду с названием Россия). 21 апреля 1992 года были внесены соответствующие поправки в действовавшую тогда Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1978 года.

Также до до принятия новой конституции 1993 года новый герб был в разработке. Де-факто на территории Российской Федерации в первой половине 1990-х годов ещё употреблялись бланки и печати учреждений со старым гербом и наименованием государства РСФСР, хотя их предполагалось заменить в течение 1992 года.

Употребление названия «Российская Федерация» до распада СССР

  • 1918 г. — в пункте д) статьи 49 Конституции РСФСР 1918 года (как вариант названия).
  • 1966 г. — в наименовании книги «Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917—1922), М., 1966».
  • 1978 г. — в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года.

В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР»:

  • Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  • Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.05.2009) «О судоустройстве РСФСР»
  • Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
  • Закон РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»
  • Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»
  • Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  • Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»
  • Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 (с изм. от 26.06.1992) «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
  • Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 «Об организации Российской академии наук»
  • Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 240 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 256 «О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации цен»
  • Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 (ред. от 21.10.2002) «О едином экономическом пространстве РСФСР»
  • Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»
  • Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР»

Введение......................................................................................3

Как возникла история..................................................................3

Наука, тесно связанные с историей............................................3

Философия истории.....................................................................4

Периодизация мировой истории................................................5

Предмет и задачи истории..........................................................6

Методы изучения.........................................................................6

Функции исторического познания..............................................7

Современное положение дел.....................................................8

Перспективы развития.................................................................8

Заключение...................................................................................9

Литература....................................................................................10

Введение

У слова «история» существует несколько значений. Так, например, фраза «попасть в историю» может нести в себе два разных смысла для человека, попавшего в беду или для политического деятеля, который хочет оставить свой след в истории. Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История - одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет. В VI веке возникает такое понятие, как историки - лагографы - авторы первых исторических сочинений. Одним из них был Геродот. Именно его на сегодняшний день считают отцом истории. Начиная с Геродота, в Греции и Риме появляются люди, которые будут записывать истории. С тех времён и получает распространение история как наука. Таким образом, можно дать определение истории. История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей её красоте и многообразии, которое создаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего.Геродот Галикарнасский автор первого исторического трактата – «истории», в котором описаны греко–персидские войны и обычаи современных ему народов. Родина Геродота - малоазийский Галикарнас. В молодости он принадлежал партии, которая боролось против правившего тирана Лигдамида. Затем Геродот был изгнан, и спустя некоторое время отправился в длительные путешествия. Он объехал Вавилон, Ассирию, Египет, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии, а затем поселился в Афинах.

Как возникала История.

Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. По мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний. В Древней Греции слово «история» имело значение «установление, расследование, узнавание». Как правило, под словом «история» подразумевалась подлинность, истинность событий и исторических фактов. Так же оно обозначало любое знание, полученное путём собственных открытий, исследований. Впоследствии под словом «история» стали подразумевать различные рассказы о каком-либо случае или происшествии, вымышленном или действительном.

Иногда бывает полезно иметь возможность использовать в автомобиле устройство, которое обычно работает дома от переменного тока 220 вольт, в то время как в автомобиле имеется только 12 вольт постоянного тока. Для этой цели используют автомобильные инверторы напряжения.

| Комментариев: 0

Мэрилин Монро было всего 36 лет, когда она умерла 5 августа 1962 года, но за такое короткое время она оказалась в центре внимания нашей вселенной, она навечно оставила свой след в шоу-бизнесе, моде, музыке и была просто в центре внимания.

| Комментариев: 0

Fish Point — гриль-бар премиум-класса с уникальным гастрономическим замыслом. Это заведение является новым проектом, реализованным в 2017 году, от создателей одноименной сети.

| Комментариев: 0

Для владельцев веб-сайтов получение трафика — это только половина дела. Мы рассмотрим 3 способа конвертировать трафик ваших посетителей сайта. Как только посетители веб сайта приходят на ваш сайт, вы хотите убедиться, что они остаются там и, в конечном счете, от их посещений конвертируется трафик, что может повлиять на подписку на ваш список рассылки, покупку, загрузку ваших файлов и многое другое.

| Комментариев: 0

Быть маркетологом, оперируемым данными, означает разные вещи для разных людей, но, прежде всего, это использование данных для принятия ваших маркетинговых решений. От отслеживания эффективности вашего веб-сайта, до использования сторонних данных. Целевое использование медиа данных может оказать огромное влияние на вашу прибыль, независимо от размера вашей аудитории.

| Комментариев: 0

Происхождение слова музей можно найти в древней Греции. Museion храм был посвящён девяти женским богиням — музам, которые были богинями любого вида искусства или науки.

| Комментариев: 0

Страница 1 из 36 1 2 3 4 5 > >>

Ваш IP —
Сегодня: Хостов — 68
Хитов — 259
Всего: Хостов — 68
Хитов — 259
Сейчас: Онлайн — 3

Титульный лист

Введение………………………………………………………………………..3

1.Что такое история?………………………………………………………………………….5

2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..………8

3.Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий.

Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого.

Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности.

Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.

Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как наук у о прошлом — минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того — внутренне противоречивым.

На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио — богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках — символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственном смысле слова.

Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем.

В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия " история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время.

Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени?

Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.).

Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В.

Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные — на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные — на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в.

французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" — " науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. " История" — " науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

"Каноника" — " наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматр ивать истори ю как на уку в развитии человеческого общества во всем его многообразии.

А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово " история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса.

Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" .

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения.

Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого — таково полотно исторического времени.

Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

Главная страница -> И -> Историческая наука

Историческая наука

Историческая наука , комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества.
Её объект (прошлое человечества во всём его многообразии) недоступен для непосредственного восприятия исследователем.

В этом состоит основное отличие исторической науки от естественных наук, объект которых всегда доступен наблюдению, стабилен и независим от исследователя. Научное (т. е. достоверное и систематизированное) знание о прошлом историк может получить только путём специальных исследовательских операций с историческими источниками.
Исторический источник - любой продукт человеческой культуры, содержащий информацию о прошлом человечества.

Как результат сознательной деятельности человека исторический источник отражает замысел, навыки и умения своего создателя. В то же время источник становится таковым только после обращения к нему специалиста-историка.
Этапы работы историка: выбор темы исследования; поиск и определение круга источников, пригодных для решения поставленной задачи (эвристика); проверка подлинности найденных источников (внешняя критика); сопоставление информации в рамках комплекса источников и проверка её достоверности (внутренняя критика); анализ информации, содержащейся в исторических источниках, методами исторической науки (интерпретация фактов, синтез); написание исследования (изложение результатов).

Историческая наука.

Беда Достопочтенный.

Составные части (отрасли) исторической науки - источниковедение (теория использования исторических источников), историография (история исторической науки).
К специальным историческим дисциплинам относятся археология (изучает прошлое по материальным остаткам деятельности людей) и этнография (изучает происхождение, расселение, быт и культуру различных народов).
Историческая наука пользуется методиками вспомогательных исторических дисциплин.

В их числе археография (собирание, изучение и издание письменных источников), архивоведение (история архивов, методика поисков архивных документов), генеалогия (история родов и семей), геральдика (изучение гербов и знаков отличия), дипломатика (изучение исторических актов), историческая география (география определённой территории в прошлом), историческая метрология (единицы измерения в прошлом), кодикология (история рукописной книги), нумизматика (история монет и денежного обращения), палеография (методы датировки памятников письменности), папирология (изучение документов на папирусе), сфрагистика (история печатей), хронология (история календаря у разных народов), филигранология (датировка документов по бумаге), эпиграфика (изучение надписей на твёрдых поверхностях).

При работе с письменными источниками историки обращаются к методикам вспомогательной филологической дисциплины - текстологии (изучение истории текста, выявление позднейших вставок, установление авторства).

Историческая наука.

Сыма Цань.

Историческая наука зародилась в 5 в. до н. э. в Греции Древней. Её корни лежат в ионийской философии (с 6 в. до н. э.), утверждавшей, что Вселенная в целом познаваема и человек-исследователь может открыть её универсальные законы.

«Отцом истории» считается Геродот. Значимые античные историки: греки Фукидид (5 в. до н. э.), Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.), Полибий (2 в. до н. э.), Плутарх (1-2 вв. н. э.); римляне Саллюстий, Варрон (оба - 1 в. до н. э.), Ливии Тит, Тацит, Светоний (1-2 вв. н. э.).
Античные историки предпочитали описывать события, произошедшие при их жизни или незадолго до них, поэтому полагались на собственные впечатления и свидетельства очевидцев. При описании более ранних событий использовались исторические сочинения предшественников.

Документы служили лишь вспомогательным источником информации. Достойными внимания считались войны, политика, законодательная деятельность и биографии по¬литических лидеров. Для античных историков характерен и особый интерес к религии, обычаям соседних народов, происхождению имён, названий. Господствующей концепцией исторического процесса была циклическая теория.
В 4-15 вв. определяющее влияние на историков оказывало христианство, а основное внимание уделялось истории Церкви.

Наибольший вклад внесли Евсевий Кесарийский (3-4 вв.), Павел Орозий, святой Августин Блаженный (оба 4-5 вв.), Иордан, Беда Достопочтенный, Павел Диакон (оба 8 в.), Эйнгард (8-9 вв.). Возросло значение письменных источников в историческом исследовании. Преобладала линейная концепция истории (от Сотворения мира до Страшного суда) и провиденциализм. Традиции античной исторической мысли нашли продолжение в сочинениях византийских авторов: Прокопия Кесарийского (6 в.), Константина Багрянородного (10 в.), Михаила Пселла (11 в.) и Георгия Акрополита (13 в.).
Историческая наука развивалась и в рамках других цивилизаций.

В Китае, где первые исторические сочинения восходят к 3 в. до н. э., считалось, что история должна служить руководством для политических деятелей. Самые известные китайские историки: Сыма Цянь (2-1 вв. до н. э.), Лю Чжицзи (661-721) и Сыма Гуан (1019-86). Крупнейшим исламским историком считается Ибн Хальдун (1332-1406).
В эпоху Ренессанса у европейских историков вновь возникает интерес к политической истории: труды Л.

Бруни (1374-1444), Н. Макиавелли (1469-1527) и др. Работы Лоренцо Баллы (1407-57) заложили основы текстологической критики средневекового документа. В 16 в. в условиях жёсткой полемики между католиками и протестантами (см. ст. Реформация) обязательными для научных трудов стали точные ссылки на источники и обильное их цитирование.
В 16-17 вв. осуществлялись масштабные публикации новых источников, разрабатывались методики их критики.

Так, основатель дипломатики и палеографии Ж. Мабильон (1632-1707) сформулировал общие правила определения аутентичности средневековых документов и настаивал на комплексном анализе всех их черт для проверки идентичности.

Историческая наука. Э. Гиббон.

В 18 в. тон развитию исторической науки задавала философия. Философы-просветители рассматривали историю как единый всеобщий процесс, базирующийся на универсальных законах.

Возник интерес к истории неевропейских цивилизаций. Крупнейшим представителем т. н. философской историографии стал Э.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Гиббон (1737-94). Философ-просветитель И. Г. Гердер (1744-1803) считал, что развитие общества - естественный результат совокупного действия его национальных особенностей, природных условий и культурных традиций.

Дух народа выражается в искусстве и народной поэзии. Их Гердер считал возможным рассматривать только в развитии-(сформулировал принцип историзма).
В 19 в. история превращается в самостоятельную научную дисциплину со своим объектом и методами исследования. Последние в значительной степени основываются на достижениях нем. классической философии: учениях И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831). Письменные источники прочно заняли место основных материалов для историка.

Ведущим институтом по обучению методикам исследования средневековых документов стала Школа хартий (Франция, с 1821 г.). Теоретические основы совр. исторической науки заложены в трудах Л. Ранке (1795-1886). Он был убеждён в том, что истина содержится в архивных материалах, настаивал на объективности историка и сделал скрупулезное исследование источников основой исследовательской работы историка.
Формирование методик работы с историческими источниками напрямую связано с позитивизмом.

Позитивисты полагали, что историческая наука должна отвечать только на вопрос о том, как (а не почему) происходят события. Прогресс - непреложный закон общественного развития. Историку следует лишь профессионально извлекать из источников достоверные факты и, систематизируя их, описывать изучаемые процессы. Классической работой, содержащей исчерпывающий обзор методов исторической науки, считается «Введение в изучение истории» Ш.

Ланглуа и Ш. Сеньобоса (1898).
К крупнейшим историкам 19 в. относятся Ф. Гизо (1787-1874 гг., один из предшественников классовой теории исторического развития), Ж. Мишле (1798-1874), Ф. де Куланж (1830-89), С. Р. Гардинер (1827-1902), Т. Моммзен (1817-1903), В. Дильтей (1833-1911), Ф. Мейнеке (1862-1954) и др.
В 19 в. произошло становление специальных исторических дисциплин.

Основатель египтологии Ж. Шампольон (1790-1832) разработал основные принципы дешифровки иероглифического письма. Археолог Г. Шлиман (1822-90) нашёл гомеровскую Трою, вёл успешные раскопки в Микенах, Орхомене и Тиринфе. Шлиман стал одним из создателей теории стратиграфии (сравнительного изучения культурных слоёв). Его исследования продолжили В. Дерпфельд (1853-1940) и А. Эванс (1851-1941). Последний открыл на Крите Кносский дворец и детально описал минойскую культуру 3-2 тыс.

до н. э.
В 20 в. увеличивается специализация историков (сосредоточенность на занятии строго ограниченной областью науки). Масштабы исследования расширяются географически (распространяются на все цивилизации) и хронологически (от первобытного до постиндустриального общества).

Эти процессы происходили на фоне распространения и конкуренции разных философских учений (исторический материализм, неокантианство, феноменология, философия жизни, структурализм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), становившихся методологической основой исторического исследования.
Приверженцы исторического материализма (основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) полагали, что материальные условия жизни определяют мировоззрение человека и социальных групп, и рассматривали историю как единый для любой цивилизации процесс закономерной смены общественно-экономических формаций (формационная теория исторического процесса).

Историческая наука.

Неокантианцы видели в истории науку о духе, занимающуюся индивидуальными явлениями. Социолог и историк М. Вебер (1864-1920) считал, что учёные сначала создают абстрактные мысленные конструкции исторического процесса (т. н. идеальные типы: капитализм, христианство и др.), а затем наполняют их эмпирическим материалом.
Представитель философии жизни О.

Шпенглер (1880-1936) отрицал наличие единой общечеловеческой культуры и прогресса человечества: каждая культура - отдельный организм, выражающий душу народа. В мировой истории Шпенглер насчитывал 8 культур.

Культура рождается, развивается и умирает, превращаясь в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает прекращение творческого процесса и окостенение всех форм жизни общества.
На основе этого учения А. Д. Тойнби (1889-1975) создал цивилизационную теорию исторического процесса. Единой истории человечества не существует. Есть разрозненные истории замкнутых цивилизаций, каждая из которых со временем погибает.

Учёный насчитывал 13 цивилизаций, сумевших полностью раскрыть свой потенциал. Социальные процессы, последовательно происходящие в цивилизациях, аналогичны друг другу и потому доступны сравнительному изучению на основании эмпирических законов. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании, в стремлении создать единую синкретическую религию.
Цивилизационная теория господствует в совр.

исторической науке. Одно из наиболее быстро развивающихся направлений - историческая компаративистика (сопоставление различных цивилизаций). Видный представитель этого направления Ш. Н. Эйзенштадт (род. в 1923) известен своими трудами по теории модернизации, цивилизации и революции.
В 1920-х гг.

оформился структурализм - направление в гуманитарном знании, рассматривающее культуру как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Расцвет структурализма пришёлся на 1960-е гг.

(К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Дер-рида, Л. Гольдман), особые успехи были достигнуты в изучении истории первобытного общества, этнографии, истории культуры.
В 1929 г.

вышел первый номер журнала «Анналы экономической и социальной истории» (ныне «Анналы. История, социальные науки»), основателями и редакторами которого были М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956), а в 1956-69 гг. - Ф. Бродель (1902-85). Журнал объединил вокруг себя группу учёных (школа «Анналов»). Приверженцы этого направления, занимая разные философские позиции, полагают, что предмет исторической науки - жизнь общества во всех (без исключения) её проявлениях; обращаться следует преимущественно к массовым явлениям.
Важные наблюдения были сделаны, например, в такой области, как влияние природной среды на социальные процессы.

Родоначальники «Анналов» считали, что необходимо преодолеть недостатки узкой специализации исследователей, вернуться к постановке проблем всеобщего характера (концепция «глобальной истории»), шире использовать методы других наук. С нач. 1970-х гг. новое поколение школы «Анналов» (Э. Леруа Ладюри, Ж. Ле Гофф, Ф. Фюре, П. Шоню, М. Ферро, К. Клапиш, А.

Фарди и др.) вернулось к более локальной проблематике.
На основании разработанных Ф. Броделем принципов комплексного исторического анализа И. Валлерстайн (род. в 1930) создал мир-системную теорию исторического процесса. История - развитие региональных мир-систем, представляющих собой сочетание мир-экономик (систем международных связей, основанных на торговле) и мир-империй (групп стран, объединённых политически, а не экономически). Развитие мир-экономик подчинено законам циклической теории рус.

экономиста Н. Д. Кондратьева (1892-1938). После длительной конкуренции западноевропейская мир-экономика одержала победу над всеми прочими, превратившись в единственную мир-систему.

Теория Валлерстайна хорошо объясняет процесс глобализации. Во 2-й пол. 20 в. грань между исторической и т. н. социальными науками (социологией, психологией, антропологией, экономикой) практически стёрлась, широко распространились междисциплинарные исследования. Новым направлением исторической науки стала контрфактическая (виртуальная) история, изучающая альтернативы исторических событий и социально-экономических процессов (Р.

Фогель, Н. Фергюсон). Основной приём контрфактического моделирования - реконструкция определённого процесса, проходящего в иных, изменённых исследователем условиях (как развивалась бы экономика США в 19 в., если бы железные дороги не получили распространения и т. п.).

Историческая наука.

Г. Шлиман.

Историческая наука

Поиск Лекций

Тема №1 Введение в учебный курс « Отечественной истории»

1. История как наука и учебная дисциплина

2. Предмет « Отечественной истории» и её основные функции

3. Методология исторической науки, формационный и цивилизационный подходы к истории

4. Методы принципы и источники изучения истории

Вопрос №1 История как наука и учебная дисциплина

Слово «история» греческого происхождения, в дословном переводе означающая рассказ о прошлом, об узнанном.

История – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно, исследовано.

История применительно к обществу обозначает:

  • Реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни.
  • Наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и многообразии

Современное понимание истории

История — это наука изучающая в пространственно – временных измерениях процесс возникновения, становления и развития человеческого общества, отдельных цивилизации, стран и народов во всей их конкретности и многообразии.

Полибий об Истории: Древнегреческий историк Полибий (около 200 – 120 гг.

до н.э.) называл «история учительница жизни», История наставница жизни – говорили древние.

Потребность в исторических знаниях возникает в 17 столетии, когда начинается естественно научные революции, когда возникает интерес к прикладной стороне исторического знания, когда надо было не только установить исторические факты и события, но и объяснить, почему исторический процесс пошел в данном, а не в ином направлении.

В России история, как наука и учебная дисциплина сложилась примерно в 18 веке, когда появилась потребность людей восстановить события, минувших лет и объяснить, как эти события возникли, как они взаимосвязаны с собой, какие уроки из прошлого можно извлечь в назидание потомков.

Именно в 18 веке появляется первый систематизированный труд Российской истории – это работа Татищева под названия История российская с самых древнейших времен. В 18 столетии был написан еще один труд – Щербатов «История российская с древнейших времён» .

В зависимости от объекта исследования, его широты история подразделяется на всеобщую или всемирную историю, историю отдельных стран и народов(история США, Канады) отдельных континентов (история Азии, Африки) отдельных цивилизаций.

В зависимости от хронологических рамок, в которых изучается тот или иной объект, всеобщую историю делят на историю первобытного общества, древняя историяя (до 5 в. н.э), история средних веков (6 – 15 в) новая история (16 -17в) и новейшая история (с 19 столетия до наших дней).

Вопрос № 2.

Отечественная история – научная дисциплина, изучающая процесс возникновения, формирования и развития российского общества и государства с древнейших времен и до наших дней. Согласно еще одному определению – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Изучить и понять своеобразие, особенности исторического развития Российского государства – основная цель курса истории Отечества

Отечественная История, как наука и учебная дисциплина выполняет в обществе ряд социально значимых функций:

ü Прогностическая функция – главное предназначение заключается не только в удовлетворение личных познавательных интересов, но и в усвоение исторического опыта и прогнозирование будущего.

ü Интеллектуально- развивающая функция – способствует расширению политического кругозора человека, формированию его общей и политической культуры

ü Мировоззренческая функция – формировать научное мировоззрение- взгляды на мир, общество, законы его развития.

ü Воспитательная – воспитание патриотизма, гражданственности, осознание своей причастности к прошлому, настоящему, будущему страны

Вопрос №3 Методология исторической науки

В современной исторической науки активно обсуждается вопрос, а том с каких методологических позиций необходимо изучать далекое и недавнее прошлое.

История как наука о прошлом человечества

Слово методология греческого происхождения и в переводе означает учение о структуре познания, учения о методах познаний. До недавнего времени история изучалась с помощью формационного подхода к познанию прошлого.

В соответствии с формационным подходом история цивилизации отдельных стран и народов рассматривалась в рамках смены 5 общественно экономических формаций. Учения о смене формаций принадлежала классикам марксизма, которые полагали, что история человечества развивается прямолинейно и должна пройти через следующие формации:

Первобытно общинную

2. Рабовладельческую

3. Капиталистическую

4. Коммунистическую

Недостатки формационого подхода:

1. За пределами формационного анализ остается такое историческое явление, как многоукладность, которое меняет наше представление о закономерностях развития базиса и о многовариантности его развития

2. Практически игнорируются роль социальных слоев, которые выходят за пределы антагонистических классов

3. Суживается область истории духовной культуры, так как формационный подход ограничивается идеями, ценностями, представлениями отдельных класс

Формационная теория не может объяснить все известные исторические науке факты

5. Марксистские учение о смене общественно – экономических формаций расходится с практикой, что стало очевидно в связи с крахом социализма.

На смену формационного подхода к истории пришла методология цивилизационного подхода с точки зрения сторонников цивилизационного подхода, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно исторические традиции, этические нормы, религиозные системы.

Авторами данного подхода яв- ся Тойнби- британский историк, культоролог, автор « Постижения истории – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций, Шпенглер- автор известного труда « Закат Европы», Макс Вебер – немецкий социолог, историк, экономист.

Достоинство цивилизационного подхода:

Выяснить общее и особенное в истории различных гос- в и народов

2. Отказаться от одностороннего экономического детерминизма

3. Показать взаимоотношения экономических, социальных, духовных факторов в истории человечества

4. Учесть как объективны, так и субъективные факторы в развитии отечественной и всемирной истории

Представить не только массы, но и роль личности в истории.

Недоостатки:

1. Универсальность, будучи достоинством теории, одновременно яв-ся и недостатком, поскольку эти принципы активно работают главным образом на «глобальном уровне» , а разроботка конкретных проблем требует применение других методов

Слабость этого подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. В одних цивилизациях довлеет экономическое начала, в других 0 политическое, в третьих – религиозное, а в четвертых культурное.

3. Большие трудности возникают у исследователей при рассмотрение вопросов ментальности народов.

Духовно нравственные, интеллектуальные структуры человечества, несомненно, играют важнейшую роль, но их индикаторы расплывчаты, мало уловимы

4. Ощущается недостаточная разработка понятийного аппарата этой методологии. Выше было сказано, что на сегодняшний день нет единого критерия определения такой базовой категории, как цивилизация.

Вопросы№4 методы, принципы и источники изучения « Отечественной истории»

В изучение прошлого история как наука и учебная дисциплина опирается на определенные методы.

Методы – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоритического освоения действительности.

Исторические методы показывают с помощью каких средств приемов происходит постижение истории, изучаются её закономерности, анализируются исторические факты явления и события.

Собственно исторические методы:

Собственно историческими методами исследования яв-ся:

Хронологический метод предусматривающий изложение исо=торического материала в строго временной последовательности

2. Хронологически – проблемный метод. Позволяющий исследовать исторические факты и явления по периодам т эпохам а внутриих – по проблемам

3. Синхронный метод предполагающий изучение событий, происходивших одновременно в разных странах

Исторические методы базируются на основополагающих принципах. Принципы – это главные, основополагающие положения науки.

Они являются логическими категориями, которые не существуют в природе, а существуют только в сознание людей. И тем не менее эти принципы должны учитываться при изучение исторических фактов, явлений, событий, при изучение деятельности той или иной исторической личности.

Такими методологическими принципами при изучение истории яв-ся следующие:

1. Принцип историзма, который требует рассматривать все исторические явления, в их взаимосвязи и взаимообусловленности

Принцип объективности, который требует рассматривать исторические факты такими, какие они есть отнюдь не приукрашивая их, но и не принижая их значение.

3. Принцип социального подхода, данный принцип требует рассматривать все исторические процессы с учетом интересов различных социальных слоев и групп населения.

Этот принцип должен непременно зафиксировать как и в каких формах проявляются эти интересы в обществе.

4. Принцип альтернативности, который определяет степень вероятности осуществления, того или иного исторического событие на основе анализа объективной реальности

Понятие исторического источника.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.

Таким образом, исторические источники – это предметы материальной культуры и документы, непосредственно отразившие исторический процесс, зафиксировавшие отдельные исторические факты и свершившиеся события

В настоящее время выделяют несколько основных групп исторических источников:

ü Вещественные

ü Письменные

ü Этнографические

ü Изобразительные

ü Поведенческие

ü Фотодокументы

ü Фонодокументы

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

История как наука (стр. 1 из 3)

Понятие . Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование».

В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».

В рамках настоящего курса термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин.

История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

Функции:

История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей.

Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция.

Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти.

Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

Принципы и методы исторической науки. Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

Принципы:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития.

Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки.

При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.

Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы:

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е.

зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики).

Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Историческое значение
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Хотя в то время ещё никто этого не знал, битва под Веной предопределила ход всœей войны. Турки безуспешно сражались последующие 16 лет, потеряв Венгрию и Трансильванию, пока окончательно не признали своё поражение. Конец войне был положен Карловицким миром.

Встреча Яна Собеского и Леопольда I (кисти Артура Гротгера)

Политика Людовика XIV предопределила ход истории на столетия вперёд: немецкоговорящие страны были вынуждены вести войны одновременно и на Западном, и на Восточном фронте. Пока германские войска сражались в составе Священной Лиги, Людовик воспользовался этим, завоевав Люксембург, Эльзас и Страсбург, разорил огромные территории на юге Германии. А Австрия не могла оказать немцам никакой поддержки в их войне с Францией, пока шла война с турками.

В честь Яна Собеского австрийцы построили церковь на вершинœе холма Каленберг, к северу от Вены. Желœезнодорожная трасса Вена - Варшава также названа в честь Собеского. Созвездие Щит Собеского также было названо в его честь. Поскольку Собеский поручил своё королевство заступничеству Девы Марии Ченстоховской, папа Иннокентий XI постановил отмечать праздник Святого Имени Марии не только в одной Испании и Неаполитанском королевстве, но и во всœей Церкви. Этот праздник празднуется 12 сентября.

Собеский пишет о победе Папе Римскому (кисти Яна Матейко)

Польско-австрийская дружба недолго длилась после этой победы, так как Карл V Лотарингский принялся принижать роль Яна III Собеского и польского войска в битве. Ни сам Собеский, ни Речь Посполитая от спасения Австрии ничего существенного не выиграли. Напротив, битва под Веной ознаменовала зарождение будущей Австрийской империи (1804-1867) и падение Речи Посполитой. В 1772 и 1795 годах Габсбурги приняли участие в первом и третьем разделах Речи Посполитой, благодаря чему это государство исчезло с политической карты Европы.

Историческое значение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Историческое значение" 2017, 2018.

  • - Историческое значение буржуазного права

    Историческое значение буржуазного права заключается в разрушении старого феодально-патриархального порядка и определении новой глобальной перспективы правового развития. Она основывается на понятии правового государства и открытого буржуазного общества. Критерии... .


  • - Великая французская буржуазная революция конца XVIII в., её законодательство и историческое значение

    Непосредственным толчком к открытому конфликту общества и монархии «старого режима» послужил финансовый кризис 1780-х гг. Внешний и внутренний долг монархии перевалил за 5 млрд. ливров (что примерно равно национальному доходу за 50 лет!). Неспособность короля Людовика XVI... .

  • ОСНОВОПОЛОЖНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

    Первым настоящим историком древности, а значит, и всех времен принято считать Геродота. Родом он был из Галикарнаса - одного из греческих городов на берегу Малой Азии, теперь это место находится в Турции. Родился Геродот около 484 г. до н. э., прожил до 425 г. до н. э. Выступив еще в юности на стороне противников геликарнасского тирана Лигдамида, Геродот должен был бежать из родного города. После этого около десяти лет он провел в путешествиях по разным странам, побывал на острове Самос, в Финикии, Ливии, Египте, Иудее, Сирии, Вавилоне, Ассирии, Экбатане. Посетил многие греческие государства и Македонию.

    Долгое время ученый прожил в Афинах, этот город-государство Эллады стал для него второй родиной. Здесь он познакомился и подружился со многими образованнейшими людьми Древней Греции, такими как Перикл, Анаксагор, Сократ, Аспазия. В Афинах же, очевидно под влиянием новых друзей, Геродот написал свой выдающийся труд "История".

    В переводе с греческого "historian" - рассказ о прошедшем, об узнанном. Свое сочинение Геродот посвятил описанию греко-персидских войн 493-449 гг. до н. э.

    Могучая Персидская империя, созданная царями Киром II, Камбисом II, Дарием I, установила свое владычество в Малой Азии, завоевала Вавилон и Египет, греческие острова Хиос и Самос. Торговля, главное условие процветания греческих городов в Малой Азии, сама Эллада как государство - все оказалось под жестоким, давящим контролем властителей Персидской империи. Восстание, поднятое в ионийских - малоазиатских городах Эллады против персидского владычества и поддержанное Афинами, было подавлено. После этого персидская держава стала претендовать и на самое сердце Древней Греции - полисы на Балканском полуострове. В 490 г. до н. э. персы переправились через Эгейское море, захватили город Эретрию и высадились в Аттике. С этого момента с некоторыми перерывами упорные и кровавые войны продолжались до 449 г. до н. э. Победу одержали греки. Сплотившись под угрозой порабощения, греческие города-государства отстояли свою свободу и независимость.

    Главной темой сочинения Геродота является поход в Грецию персидского царя Ксеркса в 480-479 гг. до н. э., в ходе которого состоялись: трагическая битва у Фермопил, где 300 спартанцев и царь Леонид четыре дня сдерживали все персидское войско; морское сражение в Саламинском проливе, где победу греческому флоту принес отважный военачальник Фемистокл; и решающее сражение у Платеи, в котором греки одержали победу. Но как не похоже сочинение Геродота на летописные восхваления ассирийцами и египтянами военных подвигов своих властителей. Да, конечно, греческий автор отдает должное стойкости и отваге царя Леонида, военному таланту и прозорливости Фемистокла, превозносит мужество греческих воинов. Но, кроме того, он пытается объяснить причины вторжения персов на территорию греческих государств и понять истоки поражений и побед персов и греков. Основу превосходства греческого сопротивления над более многочисленным персидским воинством Геродот видит в государственном устройстве греческого мира. Греки по Геродоту "свободны и подчинены только закону" - это и является их главной силой.

    Попутно, отражая ход исторических событий, Геродот дает целостную и многогранную картину всего мира Средиземноморья, описание жизни народов Египта, Финикии, Сирии, Македонии. В этом наблюдательному и любознательному автору оказались чрезвычайно полезны собственные долгие странствия.

    Позже ученые Александрии разделили труд Геродота на девять книг, каждую из которых назвали именем одной из греческих муз, покровительниц искусств, в том числе и Клио - музы истории. Труд Геродота очень высоко ценился античными авторами, служил примером для подражания историкам Древней Греции, Древнего Рима, других стран эллинского мира, был примером и для потомков.

    Выдающийся римский государственный деятель и превосходный оратор Цицерон назвал Геродота "отцом истории". И это справедливо, потому что в его труде впервые история человеческого общества показана как разворачивающийся во времени и пространстве процесс, меняющий судьбы народов. Впервые им были предприняты попытки анализа причин, приводящих к тому или иному историческому исходу.



    Просмотров