Как совершенствовать деятельность оффшорных финансовых центров. Страны оффшорной зоны

Николаев Александр Васильевич - доктор юридических наук (псевдоним автора).

Петченко Максим Александрович - аспирант кафедры международного права МГИМО (Университет) Министерства иностранных дел РФ, юрисконсульт ОАО "Международный аэропорт Внуково".

Одним из многих противоречивых проявлений глобализации в мировой экономике стала активизация и эволюция деятельности оффшорных финансовых центров. Международное право регулирует связанные с этим общественные отношения, хотя такое регулирование находится, как представляется, на начальном этапе развития. Это сказывается, прежде всего, на понятийном аппарате, применяемом на международном и национальном законодательном уровнях. Кроме используемого в документах Международного валютного фонда (одного из специализированных учреждений ООН) термина "оффшорный финансовый центр" (ОФЦ) в литературе, в том числе юридической, употребляются словосочетания "оффшорная зона", "оффшор", "офшор". По определению известного отечественного специалиста по международному экономическому праву проф. Г.М. Вельяминова, "оффшором считаются государства или территории, предоставляющие сверхльготный налоговый режим (до 3 - 5% налога на прибыль) и не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций" <1>. Проф. В.М. Шумилов пишет, "что сам по себе термин "оффшорная зона" принадлежит, скорее, к предпринимательскому сленгу (англо-саксонского происхождения), чем к правовой терминологии" <2>. Иного мнения придерживается А.С. Барулин, считающий, что "в этом случае усматривается правовой вакуум терминологий и институтов права" <3>.

<1> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004. С. 393 - 394.
<2> Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд. 3-е, переработ. и доп. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс". 2003. С. 125.
<3> Барулин А.С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон // Внешнеторговое право. 2005. N 1 (4).

Как представляется, термин "оффшорные финансовые центры" - это не сленг по российскому законодательству. Термин "офшорные (оффшорные) зоны" используется, например, Центральным банком РФ. Так, в Указании от 7 августа 2003 г. N 1318-У "О формировании и размере резерва под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон" (в ред. от 15.06.2004 N 1449-У), в п. 1.1 говорится, что "к категории резидентов офшорных зон относятся: физические лица, имеющие постоянное место жительства на территориях иностранных государств, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (далее - офшорная зона) <4>. Таким образом, под оффшорной зоной ЦБ РФ понимает, соответственно, территорию иностранного государства, предоставляющего льготный налоговый режим и (или) не предусматривающего раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. По нашему мнению, это определение не является точным и в полной мере раскрывающим суть оффшоров.

<4> Справочная электронно-правовая система КонсультантПлюс.

Дать юридически полное определение оффшора нелегко. Как указывается в Докладе Рабочей группы Форума финансовой стабильности <5>, посвященном оффшорным финансовым центрам, опубликованном 5 апреля 2000 г., любая юрисдикция может считаться "оффшором" в той степени, в которой она отличается от иных юрисдикций - экономически более благоприятным режимом, например, низкими ставками корпоративного налога, либеральным регулированием, особыми благоприятными условиями регистрации компаний; нормами о повышенной конфиденциальности <6>. В вышеуказанном докладе не дается определение оффшорных финансовых центров, но называются основные признаки, им присущие, среди которых: низкие налоги либо отсутствие таковых; отсутствие подоходного налога; легкий и гибкий режим регистрации компаний и получения лицензий; легкий и гибкий режим регулирования деятельности; отсутствие необходимости в физическом присутствии финансовых учреждений или корпоративных структур; законы, устанавливающие чрезвычайно высокий уровень конфиденциальности для клиентов; недоступность таких льгот для резидентов.

<5> Форум финансовой стабильности (FSF) был создан в феврале 1999 в целях обеспечения международной финансовой стабильности посредством обмена информацией и международного сотрудничества в финансовом регулировании и контроле.
<6> FSF. Report of the Working Group on Offshore Centers. http://www.fsforum.org/Reports/RepOFC.pdf.

Международным валютным фондом разработана Программа (Offshore Financial Center Program), направленная на оценку состояния правового регулирования и контроля в пределах оффшорных территорий, а также мер, направленных на борьбу с отмыванием посредством таких центров доходов, полученных преступным путем и с финансированием терроризма <7>. Эта международная организация использует термин "оффшорный финансовый центр". Таким образом, с точки зрения международного права корректнее всего использовать термин "оффшорный финансовый центр" <8>.

<7> http://www.imf.org/external/np/mae/oshore/2002/eng/032802.htm.
<8> http://www.imf.org/external/np/mae/oshore/2000/eng/role.htm.

Оффшорный финансовый центр - это часть территории государств (или даже вся территория государства), в пределах которой, в соответствии с применимым правом (международным и национальным), регистрируются компании иностранных резидентов, таким компаниям предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компания, зарегистрированная в оффшорном финансовом центре, зачастую платит только регистрационные сборы либо существенно более низкие налоги, по сравнению с налогами вне оффшоров. Соответственно, оффшорной деятельностью считается всякая юридически допустимая коммерческая деятельность физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории, являющейся оффшорным финансовым центром в льготном режиме (валютном, таможенном, налоговом и ином), с физическими и юридическими лицами - резидентами зарубежных по отношению к оффшору стран. Такая деятельность, как правило, осуществляется вне территории оффшорного финансового центра.

Проявляется конкуренция между мировыми оффшорными финансовыми центрами за приток капитала, и результаты такой конкуренции зависят, в конечном счете, от привлекательности конкретных оффшоров для международного бизнеса. Уже отмечено, что такие "налоговые гавани" привлекают как легитимный, так и противоправный бизнес. Вместе с тем, практику течения капитала многих компаний туда, где капиталу сохраннее, где налоговое, валютно-финансовое, бюрократическое бремя на бизнес меньше, не следует отождествлять с уровнем коррупции в стране. Например , США и Великобритания, на территории которых функционируют оффшоры (Делавэр, Невада, о. Мэн и др.), оцениваются Коалицией по борьбе против коррупции ("Transparency international") как менее подверженные коррупции, чем государства, где международных оффшорных финансовых центров официально нет. Так, США занимают 17 место, Великобритания - 11 место в списке стран, наименее подверженных коррупции, а Россия, на территории которой международных оффшорных финансовых центров в настоящее время нет, находится в числе таких стран лишь на 90-м месте в мире из 146 <9>.

<9> "В России продолжает процветать коррупция". http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3759000/3759742.stm.

Наиболее популярными оффшорными финансовыми центрами в специальной литературе названы Каймановы острова, Виргинские острова (Великобритания), Сейшельские острова, Багамские острова, Кипр, Гибралтар, Панама, остров Мэн (Великобритания), Доминиканская Республика и ряд других. Всего по данным Международного валютного фонда в мире насчитывается более сорока стран или территорий, относимых к оффшорным финансовым центрам. Их иногда разделяют на специализированные и универсальные.

К первой категории относятся оффшоры, специализирующиеся на предоставлении конкретно обозначенного спектра услуг (например, Нидерланды привлекают иностранные компании своими льготами в области инвестиционного бизнеса; Швейцария знаменита экономически привлекательным правовым регулированием банковской сферы).

Другая категория оффшорных финансовых центров - универсальные, характеризуется льготным режимом налогообложения всякой деятельности компании. По такому принципу функционируют оффшорные финансовые центры Каймановых островов, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Кипра. К примеру, компания, зарегистрированная на Бермудских островах, в соответствии с Законом о компаниях 1981 г., получает статус освобожденной компании ("exempt company"). Такая компания имеет право не уплачивать налог на прибыль, на прирост стоимости капитала и т.д. <10>. Для регистрации компании достаточно одного акционера, капитал компании должен составлять не менее 12000 долларов США. В зависимости от размера уставного капитала уплачивается ежегодный сбор. При минимальном уставном капитале (12000 долл.) ежегодный сбор составляет 1780 долларов <11>.

<10> Энциклопедия оффшорного бизнеса. М.: НПК-Веста. 2000. С. 92 - 93.
<11> http://www.lowtax.net/lowtax/html/bermuda/jbrlcos.html.

Вышеприведенную классификацию можно дополнить обозначением специфики тех оффшорных финансовых центров, законодательство которых предусматривает возможность наличия бенефициара-предъявителя (т.е. право владельца акций оффшорной компании передать свой пакет акций без какой-либо регистрации любому лицу). В такой законодательной среде фактического собственника крупной оффшорной компании практически невозможно установить, поскольку номинальный собственник акций по приказу фактического бенефициара в любой момент может передать акции любому лицу. А это дает возможность обойти тот или иной запрет, установленный национальным законом. Например , согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 гражданскому служащему запрещается приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход <12>.

<12> ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Популярны оффшорные зоны и в сфере морской деятельности, прежде всего торгового судоходства и морского рыболовства. Здесь проблема оффшоров связана прежде всего с известным юридическим вопросом о практике использования удобного флага (англ. - flag of covenience), т.е. о случаях регистрации судна под флагом одного государства в то время, когда в действительности судном владеет лицо (гражданин или компания) другого государства. На практике такое судно нередко управляется иностранным (по отношению к флагу) экипажем, даже не заходит в порты страны регистрации. Как известно, стоимость морских судов и судового оборудования весьма значительна, при приобретении морских судов и дорогостоящего оборудования уплата налогов, обусловленных стоимостью имущества, становится фактором, который существенно влияет на конкурентоспособность судоходных компаний, зарегистрированных в странах с высоким уровнем таких налогов, в т.ч. в России <13>. Достаточно сказать, что под флагом Российской Федерации остается, по признанию руководства Министерства транспорта, все меньше торговых судов. Сейчас отечественный торговый флот имеет суммарное водоизмещение менее 3 млн. тонн дедвейта, а еще в 1996 году оно было в три раза больше <14>. В этой связи возникает вопрос, в какой мере допустима и перспективна с точки зрения международного права практика увода российскими - причем с ведома Минтранса - судовладельцами судов под удобные флаги (практика, разумеется, не только российская).

<13> Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юрист, 2002. С. 263.
<14> Климов А. Кораблям рановато на пенсию // Версия. 18 - 24.04.2005. С. 9.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. <15> суда "имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать", а между "государством и судном должна существовать реальная связь" (ст. 91). Согласно ст. 92 этой Конвенции, судно "должно плавать под флагом только одного государства".

<15> Библиографию по вопросам толкования и применения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. см. в: Вылегжанин А.Н., Гуреев С.А., Иванов Г.Г. Международное морское право. М., 2003. С. 437 - 443.

Такие государства, как, например, Панама, Либерия, Гондурас, Сомали, Коста-Рика, Гонконг, Каймановы острова, Кипр, предоставляют свою национальность судам и регистрируют их на своей территории, предоставляя право таким иностранным судам плавать под флагом государства регистрации. Эти государства, вопреки цитированным нормам Конвенции, не осуществляют реальную связь (genuine link) с таким судном, зарегистрированным под их флагом. Основными побудительными мотивами для государств, предоставляющих такую регистрацию, является плата за регистрацию, а также налоги, регулярные сборы (все это служит источником пополнения бюджета); для судовладельцев удобный флаг обусловлен их желанием экономить на налогах <16>. По мнению французских юристов-международников Д. Карро и П. Жюйара, "удобные флаги" уже на протяжении многих лет постоянно искажают картину международного торгового судоходства <17>.

<16> Maritime law. Lloyd"s Practical Shipping Guides by Christopher Hill. Fith edition. LLP. London Hong Kong. 1998. P. 21.
<17> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., Международные отношения. С. 274.

Международный суд ООН вынес в 1960 г. консультативное заключение "О составе Комитета по безопасности на море". В нем главный судебный орган Объединенных Наций указал в частности: "Национальность судна определяется внутренним правом того государства, флаг которого оно носит. Но при осуществлении своего внутреннего права государство не должно игнорировать общепризнанных норм международного общения. Принцип реальной связи относится к числу таких норм. Следовательно, если то или иное государство явно и в больших масштабах отступает от указанного принципа, то суверенным правом всякого третьего государства будет не признавать для себя обязательным такое использование внутреннего права. Отказ признавать автоматически флаг (фикцию) - это тоже суверенное право. Иначе говоря, нельзя принудить, обязать суверенную волю признавать то, что, очевидно, не соответствует реальным, фактическим обстоятельствам" <18>. Эта позиция Международного суда имеет в настоящее время универсальное конвенционное "подкрепление": согласно ч. 2 ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., "военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший досмотр на борту этого судна". Такая проверка, однако, допустима в соответствии с ч. 1 ст. 110, в открытом море в случаях, если есть разумные основания подозревать, что: "a) это судно занимается пиратством; b) это судно занимается работорговлей; c) это судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию в соответствии со статьей 109; d) это судно не имеет национальности; е) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль".

<18> Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН. Организация, цели, практика. М., 1971. С. 131.

Вопрос о толковании международно-правовых положений о реальной связи вызывает дискуссии. Английские специалисты в области международного морского права Р. Черчилл и А. Лоу утверждают, что "несмотря на то, что международное право признает в качестве обязательного условия наличие реальной связи между судном и государством, под флагом которого оно плавает, нет согласия в том, что входит в понятие такой связи" <19>.

<19> The law of the sea. Third edition. R.R. Churchill and A.V. Lowe. Juris Publishing. Manchester University Press. 1999. P. 262.

В 1986 году в Женеве под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) была принята Конвенция ООН об условиях регистрации судов (United Nations Convention on Conditions for Registration of Ships). Согласно ст. 1 Конвенции государство флага применяет положения, содержащиеся в настоящей Конвенции "в целях обеспечения или, в зависимости от случая, укрепления реальной связи между государством и судами, плавающими под его флагом, и для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов". Конвенция предписывает государству регистрации принять законы, отвечающие принципу реальной связи; в частности, в соответствии с ч. 1 ст. 9 "государство регистрации при осуществлении настоящей Конвенции соблюдает принцип, согласно которому удовлетворительную часть командного состава и членов экипажа торговых судов, плавающих под флагом государства регистрации, составляют граждане государства регистрации или лица, домицилированные или в законном порядке постоянно проживающие в нем" <20>. Эти требования весьма актуальны в отношении государств, допускающих регистрацию в оффшорных финансовых центрах своих морских судов, поскольку в таких случаях обозначенные конвенционные требования зачастую не выполняются.

<20> Там же.

Вступление в силу Конвенции ООН об условиях регистрации судов, ратификация ее государствами, являющимися оффшорными финансовыми центрами, могли бы существенным образом укрепить международно-правовой принцип реальной связи между судном и государством его флага, наполнить этот принцип конкретным содержанием и тем самым способствовать положительным изменениям в нынешней неоднозначной практике использования судовладельческими компаниями оффшорных финансовых центров. Конвенция вступает в силу спустя 12 месяцев после даты, когда не менее сорока государств с общим тоннажем по меньшей мере в 25% мирового тоннажа присоединится к Конвенции (ст. 19). По состоянию на 2005 г. Конвенция пока не вступила в силу. Ее ратифицировали Болгария, Кот-д"Ивуар, Египет, Грузия, Гана, Гаити, Венгрия, Ливия, Мексика, Марокко, Оман. СССР подписал Конвенцию 12 февраля 1987 г., однако она не была ратифицирована ни СССР, ни Российской Федерацией.

Как уже отмечалось, страна, предоставляющая удобный флаг, может быть одновременно страной, являющейся международным оффшорным финансовым центром (Кипр, Панама и др.). Более того, возможность регистрации судов под удобным флагом называется в качестве одной из характеристик идеального оффшорного финансового центра, финансовой гавани (financial haven) <21>. Словосочетания "финансовая гавань", "налоговая гавань", даже "налоговый рай" используются для обозначения именно оффшорного финансового центра. Упомянутые словосочетания не являются, конечно, правовыми.

<21> "Financial Havens, Banking Secrecy and Moneylaundering". United Nations Office for Drug Control and Crime Prevention. 1996. www.un.org. p. 31.

Значительным мотивом в пользу использования судовладельцем оффшора на практике являются последствия платежей по международной купле-продаже морских судов, исходя из зачастую обременительного национального валютного регулирования в странах, не практикующих оффшорную практику. Имеются в виду прежде всего прерогативы органов валютного контроля квалифицировать платежи такого рода как нарушение национального законодательства о валютном регулировании. Кроме того, регистрация в оффшорных центрах компаний, использующих суда для международных перевозок, позволяет значительно сократить либо полностью избежать расходов по уплате взносов в фонды социального страхования и социального обеспечения. Помимо указанных причин, стимулирующих судовладельцев к регистрации компаний в оффшорных финансовых центрах, привлекательными для них представляются упрощенные правила предоставления отчетности, отсутствие многих законодательных или иных формальных ограничений, возможность выпуска акций на предъявителя без указания их номинала, отсутствие необходимости ведения открытого реестра акционеров и ряд других послаблений в регулировании <22>.

<22> Ушаков Д.Л. Указ. соч. С. 264.

Старейшими оффшорными финансовыми центрами с ярко выраженной морской составляющей являются Либерия и Панама. Традиционная специализация Панамы на регистрации предприятий в сфере международных морских перевозок была связана с созданием так называемой открытой системы морской регистрации (1925 год) <23>. Общеизвестно, что под либерийскими, кипрскими, панамскими флагами ходит значительное число перевозящих экспортные грузы судов, владельцами которых являются лица иных государств. И такие судовладельцы платят в бюджеты стран, предоставивших такую регистрацию, гораздо меньшие налоги, чем те, которые было бы необходимо платить, если такие компании были бы зарегистрированы в своих государствах. Факты массового увода морских торговых судов от отечественной регистрации не могут не беспокоить, в том числе и Российскую Федерацию, чей рыболовный флот во времена СССР занимал первое место по количеству судов, а торговый флот - шестое место по тоннажу. Например , в 1992 - 2003 гг. для российских судовладельцев было построено 204 судна (общим водоизмещением 6,8 млн. тонн). Из них под российским флагом зарегистрировались только 65 судов; 139 судов осуществили регистрацию вне России и ходят под иностранными флагами. В процентном отношении под российским флагом ходит 31,8% из построенных в 1992 - 2003 годах судов, а по дедвейту (водоизмещению) - еще меньше (только 8,8%) <24>.

<23> Там же. С. 269.
<24> Кукушкин М. Российский флот поднимает чужие флаги // Время новостей. 23 августа 2004 г.

В последние десятилетия проблему ухода судовладельцев под "удобные флаги" Норвегия, Великобритания решают путем создания "второго" (параллельного) морского реестра, условия регистрации в котором максимально приближаются к "удобным". Нужно отметить, что такие меры признаются эффективными. К примеру, в Норвегии за период с 1987 г. (когда в этом государстве был создан международный реестр судов) по 1995 г. тоннаж судов, плавающих под норвежским флагом, увеличился более чем в два раза; причем в международном реестре было зарегистрировано около 90% судов <25>.

<25> R.R. Churchill and A.V. Lowe. Op. cit., p. 261.

Как отмечается в Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 г. N 909-р: "Одним из способов решения проблемы обновления транспортного флота является создание нормативной правовой базы, регулирующей возврат под флаг Российской Федерации судов, построенных по заказу российских судоходных компаний и зарегистрированных в оффшорных зонах".

В 1997 году в Российской Федерации началась разработка законопроекта, который был призван "вернуть" под российский флаг отечественный торговый флот, в т.ч. из оффшорных зон. Таким образом, была поставлена задача вернуть в страну миллионы долларов инвестиций. Минфин согласился с тем, что здесь главным приоритетом должно стать не количество собранных налогов, а общий экономический эффект от возрождения целой отрасли экономики <27>. Как отмечалось, "развитые иностранные государства столкнулись с практикой ухода своих кораблей в оффшоры еще 20 лет назад, поэтому они давно озаботились этой проблемой, и сейчас на Западе функционируют национальные международные реестры судов. Первой его ввела, как уже упоминалось, Норвегия в 1986 году. В целом по всем государствам в таких реестрах зарегистрировано в настоящее время более 60 процентов тоннажа всего мирового флота" <28>.

<27> "ФК-Новости">Рамблер>Экономика. "В России будет создан международный реестр судов" 05.12.2003.
<28> Там же.

Президентом РФ 20 декабря 2005 г. был подписан Федеральный закон N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов". Этим Федеральным законом вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, Налоговый кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе". Теперь в соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации "судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; Российском международном реестре судов; судовой книге; бербоут-чартерном реестре. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге" <29>. Право собственности и иные вещные права на судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Российском международном реестре судов, за исключением таких прав и ограничений (обременений) прав на судно, зафрахтованное по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

<29> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ в ред. от 30.06.2003 с изменениями от 06.04.2004.

В Государственном судовом реестре регистрируются пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. В судовых книгах регистрируются спортивные и прогулочные суда независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также иные суда. В бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии с п. 7. ст. 33 КТМ РФ в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Кодекса.

Подпункт 83 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ устанавливает государственную пошлину за регистрацию судов в Российском международном реестре судов, размер которой возрастает в зависимости от валовой вместимости судна.

За ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов установлены размеры государственной пошлины, которые также соотносятся с валовой вместимостью судна.

В Закон РФ "О таможенном тарифе" внесено следующее изменение, связанное с созданием Российского международного реестра судов: регистрируемые в Российском международном реестре судов освобождаются от уплаты пошлины; для предоставления льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.

Таким образом, путем внесения изменений в действующее российское законодательство, Российская Федерация сделала первый шаг, направленный на возврат под российский флаг торговых судов, плавающих в основном под "удобными флагами", а также определенные стимулы, которые, возможно, сыграют позитивную роль при регистрации строящихся в России судов. Как справедливо указывает Г. Иванов, этим Законом "созданы предпосылки для функционирования Российского международного реестра судов. Время покажет, насколько эти предпосылки будут использованы российскими судовладельцами" <30>.

<30> Иванов Г. Российский международный реестр судов // Хозяйство и право. N 1. 2006. С. 39.

При том, что "удобным флагом" пользуются компании цивилизованных государств, в т.ч. США, Великобритания и др., нельзя не отметить, что "удобными флагами" активно пользуются и пособники наркоторговцев, торговцев оружием, в том числе компонентами ядерного оружия. С учетом этого Панама, например, формально обладающая за счет предоставления своего "удобного флага" одним из самых больших торговых флотов мира, подписала в феврале 2002 г. Соглашение <31> (в мае 2004 г. - дополнение к нему <32>), разрешающее представителям американских властей подниматься на борт и обыскивать суда, ходящие под панамским флагом. Договорным путем согласовано, что такие меры допустимы, если у американской стороны есть основания полагать, что на этих судах перевозится оружие массового поражения. Таким образом, в данном случае США и Панама на международно-правовом уровне создали lex speciales по отношению к положениям lex generales Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Аналогичное Соглашение в феврале 2004 года США подписали и с другой крупнейшей (по количеству и тоннажу торгового флота) морской державой - Либерией <33>. Договорная практика такого рода может существенно повлиять на дальнейшее регулирование международного судоходства.

<31> Supplementary Arrangement Between the Government of the United States of America and the Government of the Republic of Panama to the Arrangement Between the Government of the United States of America and the Government of the Republic of Panama for Support and Assistance from the United States Coast Guard for the National Maritime Service of the Ministry of Government and Justice. Signed at Panama City, Panama February 5, 2002. www.state.gov/t/np/trty/32859.htm.
<32> Amendment to the Supplementary Arrangement Between the Government of the United States of America and the Government of the Republic of Panama to the Arrangement Between the Government of the United States of America and the Government of the Republic of Panama for Support and Assistance from the United States Coast Guard for the National Maritime Service of the Ministry of Government and Justice. 12 May, 2004. www.state.gov/t/np/trty/32858.htm.
<33> Удобных флагов становится меньше. www.cbsfcorp.ru/index.php?action=default.publication&id=362.

Английский правовед-международник Кристофер Хилл пишет, "что удобные флаги будут существовать, пока международное право признает за каждым государством право определять условия предоставления своей национальности судам" <34>. Не представляется, однако, что порочно само по себе это международно-правовое установление. Главный порок скорее в том, что на практике не обеспечивается, чтобы государства, предоставляющие свой флаг и регистрацию судам, имели, в строгом соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., реальную связь с судами под своим флагом; исполняли предусмотренные международным правом обязанности государства флага, в том числе в отношении контроля в различных областях.

<34> Christopher Hill. Op. cit., p. 22.

Особенности оффшорной финансовой системы делают ее, как уже отмечалось, привлекательной для использования не только в разумных коммерческих, легитимных целях, но и в преступных, в том числе для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Как отмечено в международно-правовой литературе, "при анализе финансовых операций в целях выявления операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, не всегда удается получить от оффшорных юрисдикций сведения о движении по счетам в оффшорных банках, сведения о реальных владельцах компаний, имеющих регистрацию в оффшоре" <35>. Но это обстоятельство не означает, что надо бороться не с преступностью, не с конкретными правонарушениями, а с оффшорами вообще: повторим, ни США, ни Великобритания, госаппарат в которых пользуется "антикоррупционной" репутацией, не отказались от оффшорных финансовых центров. Поэтому проф. Г.М. Вельяминов реалистично отмечает, что "эффективных антиоффшорных коллективных мер международно-правового характера не наблюдается" <36>. С этим созвучно и мнение Э.А. Иванова о том, что "проблему оффшорных финансовых центров вряд ли можно рассматривать с точки зрения их полной ликвидации. Целью здесь должно являться обеспечение возможности получения информации от соответствующих государств при подозрении, что размещаемые в их финансовых учреждениях или проходящие через их банки денежные средства имеют преступное происхождение" <37>.

<35> Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М., 2003. С. 237.
<36> Вельяминов Г.М. Указ. соч. С. 394.
<37> Иванов Э.А. Указ. соч. С. 238 - 239.

В порядке выводов отметим следующее.

  1. Вряд ли реалистично прогнозировать применение по крайней мере на многостороннем международно-правовом уровне эффективных антиоффшорных мер в обозримом будущем.
  2. Международный оффшорный бизнес - это скорее развивающаяся реальность мировой экономики, отражающая растущую состязательность национальных экономик и их налоговых систем, хотя и в весьма специфичной форме; в обозримом будущем, с учетом стремления государств по возможности минимизировать налоговое бремя для привлечения инвестиций в целом для развития бизнеса, оффшорные финансовые центры не только не исчезнут, но будут, скорее всего, развиваться.
  3. Международно-правовое регулирование оффшорной деятельности, вливаясь в общую тенденцию ужесточения международно-правового финансового регулирования, будет становиться все более предметным, в том числе и в части обеспечения ее большей прозрачности, открытости.

Среди финансовых центров выделяют оффшорные зоны. Оффшорные зоны - это вненациональные финансовые центры, которые осуществляют значительные объемы кредитования и финансирования в валютах других стран (евровалютах).

Для этих зон характерны:

· либеральное валютно-кредитное законодательство, которое защищает интересы инвесторов, не налагая при этом лишних ограничений на финансовые институты (низкие налоги, незначительное государственное вмешательство);

· осуществление валютно-кредитных операций в основном с иностранной для данной страны валютой;

· законодательное разрешение продажи валюты по официальной цене, когда официальный обменный курс ниже рыночного, и покупки валюты, когда официальный курс валюты выше рыночного.

Характерной чертой оффшорного центра является то, что депонируемый в нем капитал не лежит без движения, а предназначается для инвестирования в высокоприбыльные отрасли с низким налогообложением за рубежом.Существует множество критериев классификации оффшорных центров. В основу главных критериев, используемых представителями делового мира при выборе таких центров с целью минимизации налоговых обязательств, относится просуммированный объем и характер привилегий, предлагаемых клиентам.

При таком подходе оффшорные центры обычно разделяют на два основных типа:

первый - это собственно оффшорные территории, официально признанные в мире, и юрисдикции, которые относятся к “налоговым гаваням”. Это преимущественно страны с небольшим населением и малой земельной площадью. По терминологии, принятой в ООН, они называются мини-государствами. Для них характерно отсутствие налога на прибыль для иностранных “льготных” компаний. Но это преимущество в значительной мере обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и особенно договоров об избежании двойного налогообложения. К этому типу юрисдикций относится большое количество офшорных центров мира, например, остров Мен, Гибралтар, Панама, Багамские острова, Теркс, Kайкос и другие.

Ко второму типу относят юрисдикции с “умеренным” уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными офшорными территориями, хотя некоторые из них в отдельных случаях включены в “черные списки” налоговых гаваней. Здесь чаще всего стягивается “умеренный” (а временами и достаточно значительный) налог на прибыль. Но такой “недостаток” (с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства) полностью компенсируется тем, что такие юрисдикции связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Kроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного вида деятельности, в первую очередь, холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются в качестве промежуточных пунктов для межгосударственного перевода доходов и капиталов. При этом как конечный пункт такого перевода выступают офшорные компании, зарегистрированные в общеизвестных налоговых гаванях.


Зонами “умеренного” налогообложения обычно считают полностью “респектабельные” государства Западной Европы - Швейцарию, Голландию, Австрию, Ирландию, Бельгию.

Существует и ряд “комбинированных” юрисдикций, в которых совмещаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие “оптимальные” юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Стоит, однако, отметить, что не все оффшорные центры первого типа “оторваны” полностью от возможности заключения налоговых соглашений. Некоторые из них имеют договоры о предотвращении двойного налогообложения с отдельными странами (к таким оффшорным юрисдикциям относятся Мадейра, Голландские Антили, Маврикий, Британские Виргинские острова). Все это создает еще одну удобную “лазейку” для укрытия от налогов доходов и капитала.

Если же рассматривать оффшорные центры только с точки зрения ситуации фискальной, то есть со стороны специфики разнообразных выгод и преимуществ для разных категорий налогоплательщиков, то такие центры разделяются на несколько групп.

Это страны и территории:

· которые не облагают своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);

· которые облагают налогами только прибыль, полученную в данной стране, но освобождают от налогов доходы, которые поступают из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

· в которых получаемая там прибыль не облагается налогом, зато облагается прибыль, полученная из-за границы (Монако);

· где облагается налогом прибыль, полученная за рубежом, однако налоговые ставки очень низкие - ниже 1% (острова Гернси или Джерси Шарк);

· которые облагают налогом накопленные богатства (материальные ценности), а не текущую прибыль (Уругвай);

· в которых позволяется применять разные комбинации льготных налоговых правил, которые создают особенно выгодные условия для физических лиц. Их доходы здесь полностью освобождены от налогов или отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе такими центрами является Андорра, Ирландия, Монако, Kампене и Италия, за пределами Европы - Багамские, Бермудские, Kаймановы острова, Французская Полинезия или острова Святого Варфоломия.

Kроме того, оффшорные центры группируются по географическому признаку. При характеристике отдельных центров мы будем придерживаться распределения их на два основных типа, уже рассмотренных выше, - на безналоговые территории и юрисдикции с “умеренными” условиями налогообложения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

оффшорный финансовый центр

Введение

Оффшорные центры появились как реакция на мировую экономику во время антииндустриальной революции. Именно на этом фоне началась трансформация заморских территорий Великобритании, Каймановых островов и Британских Виргинских островов, в оффшорные финансовые центры, т.е. в такие центры которые пытаются привлечь иностранный бизнес за счет либеральной правительственной политики, так же их еще называют оффшорные финансовые юрисдикции.

Все оффшорные финансовые услуги были выбраны как способом ведения деятельности в сложившемся политическом климате, предоставления надежного убежища для имущества, так и путем сокращения расходов на администрирование.

В 1980х годах лидерами оффшорной инновации стали Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Гонконг. А уже 1990е годы стали началом признания Европой, и в меньшей степени Соединенными Штатами, влияния, которое оказывали оффшорные финансовые центры на экономику их стран.

Вообще причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Экономика оффшорных финансовых центров позволяет предпринимателям выстоять в условиях жестокого климата, сложившегося у них на родине.

1. Оффшорные финансовые центры

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Оффшорный финансовый центр - термин, используемый МВФ (Международный валютный фонд) и рядом других международных организаций. В литературе встречаются также иные термины: оффшорная зона, оффшор, налоговый рай, налоговая гавань, убежище и ряд других.

Основной целью использования ОФЦ является минимизация налоговых обязательств как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения компании. Это происходит путем "легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения". Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.

Для отнесения территории государства (или его части) к оффшорным центрам, как правило, используется четыре основных критерия:

коммерческие операции осуществляются нерезидентами, которые не имеют права вести деятельности на территории страны регистрации;

финансовые нормы и корпоративное законодательство построены таким образом, чтобы максимально облегчить деятельность иностранных компаний;

обеспечение режима секретности и гарантия конфиденциальности финансовой деятельности;

наличие льготных налоговых режимов.

Территории, с выше названными признаками, в работах иностранных исследователей и документах МВФ получили название «Оффшорные финансовые центры», а российские исследователи, кроме этого названия используют целый ряд понятий, таких как налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай, финансовые гавани, фискальные оазисы, финансовые центры налоговых гаваней и т.д. Все эти понятия подчеркивают значение оффшорного бизнеса для оптимизации налогообложения. Однако в этом случае не принимается во внимание тот факт, что часто оффшорные финансовые центры используются в первую очередь не для уменьшения налоговых платежей, а для решения других задач, связанных с движениемфинансовых потоков. Поэтому, учитывая, что для ведения оффшорного бизнеса необходим определенный юридический статус, то все территории, осуществляющие оффшорную деятельность могут быть объединены общим понятием «оффшорная юрисдикция», имеющая налоговую или финансовую специализацию, а иногда их сочетание.

МВФ считает, что следующее характеристики соответствует оффшорному финансовому центру:

* Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с не резидентами;

* Финансовые системы с внешними активами и пассивами выходящее за пределы национальных финансовых посредников, и направленные на финансирование национальной экономики.

* Центры, которые предоставляют некоторые или все из следующих услуг: низкий или нулевой налог, умеренное или светло-финансовое регулирование банковской тайны и анонимности.

Мнения оффшорных финансовых центров, как правило, поляризовано. Критики утверждают, что они умывают налоги с богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют незаконной деятельности, такой, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом риска в рамках правового корпоративного занавеса.

Сторонники же указывают на то, что авторитетные оффшорные финансовые центры играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговли, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, позволяя законно управлять рисками и финансовым планированием, а так же на молчаливую поддержку оффшорных центров со стороны правительства Соединенных Штатов (которые содействуют оффшорным финансовым центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций), на Соединенное Королевство (которое активно содействует оффшорным финансовым услугам в Карибско-зависимых территориях, чтобы помочь им диверсифицировать свою экономику и содействовать Британскому рынку еврооблигаций).

Верным остается тот факт, что в последнее время оффшорные финансовые центры привлекают много больше внимания, чем в прошлом, и международные инициативы, выдвинутые ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering -- FATF)) и МВФ оказывают значительное воздействие на оффшорные финансовые промышленности.

Большинство оффшорных центров из принципа значительно укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывания денег и других ключевых регулировок деятельности. 23 февраля 2007 года "Экономист" опубликовал обзор оффшорных финансовых центров, хотя журнал был исторически очень враждебно настроены по отношению к ОФЦ, доклад представляет собой переход к весьма значительно более благоприятному мнению о роли оффшорного финансирования, заключение: "... хотя и международные инициативы, направленные на уменьшение финансовой преступности можно только приветствовать, более широкая озабоченность ОФЦ является чрезмерной. Хорошо зарекомендовали себя юрисдикции всех сортов, независимо от того, номинальные они или оффшорные, это является положительным для мировой финансовой системы.

В современной мировой экономике по данным МВФ насчитывается 69 оффшорных финансовых центров, которые расположены на всех континентах и во всех регионах мира.

Особой концентрацией отличаются Западное полушарие, где находится 22 центра:

в США штаты: Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, Делавэр;

в Карибском бассейне: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова;

в Центральной и Южной Америке: Панама, Уругвай.

Европа, где функционируют 19 ОФЦ: Австрия; Кипр; Гибралтар; Лихтенштейн; о.Мэн и Джерси; Нидерланды.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находятся 17 ОФЦ: Австралия; о.Кука; Гонконг; Сингапур; о. Лабуан в Малайзии; Науру; Фиджи.

Намного меньше оффшорных финансовых центров на Ближнем Востоке, всего 6: Бахрейн; Дубаи; Израиль; Ливан; Оман; Кувейт.

и в Африке -5: Либерия; Джибути; Сейшельские острова; Танжер в Алжире; Маврикий.

По определению ОЭСР, следует различать девять форм оффшорной деятельности: (1) страхование, (2) финансы и лизинг, (3) управление фондами, (4) банковское дело, (5) режим для компаний, являющихся штаб-квартирами, (6) режим дистрибьюторских центров, (7) режим сервисных центров, (8) режим для судоходных компаний, (9) смешанные виды деятельности.

В начале 21 века деятельность оффшорных финансовых центров как институциональной формы оффшорного бизнеса стала объектом внимания таких международных организаций как ФАТФ, МВФ, ОЭСР, ООН, ЕС и др., которые признали двоякую роль ОФЦ в глобальной экономике, которая заключается в следующем:

Во-первых, оффшорные финансовые центры являются мощным перераспределительным механизмом в сфере международного движения финансового капитала. Положительные темпы роста мировой экономики оказывают стимулирующее воздействие на оффшорный капитал. Посредством ОФЦ и налоговых гаваней, оффшорный капитал существенно влияет на все страны мира за счет «глобальной связи» между финансовыми рынками всех стран.

Во-вторых, оффшорный капитал оказывает влияние на уровень корпоративного налогообложения в развитых странах; увеличивает доход ТНК и, следовательно, стимулирует процесс реинвестирования и цикличного движения оффшорного капитала при расширении филиальной сети ТНК; обеспечивает высокий уровень жизни в странах, установивших оффшорную юрисдикцию; стимулирует развитие рынка финансовых услуг.

В-третьих, особенность оффшорного капитала состоит в том, что при его перераспределении, происходит его приумножение, и, следовательно, происходит рост его финансовых оборотов, что приводит к появлению беспокойства мирового сообщества по поводу его стабильности, легальности и принадлежности.

Несмотря на столь важную роль ОФЦ для мировой экономики международные организации считают необходимым постоянное совершенствование их деятельности по таким параметрам, как «чистота» и прибыльность оффшорных операций, финансовые гарантии, политическая стабильность и т.д.

2. Влияние конкуренции на оффшорные финансовые центры

Результатом роста конкуренции и специализации ОФЦ является расширение спектра их услуг и внедрение передовых информационных технологий, обеспечивающих бесперебойное проведение оффшорных трансакций, что является важным обстоятельством для многих участников валютных и финансовых рынков. Кроме того создание современной инфраструктуры позволяет ОФЦ получать большую оффшорную ренту за счет диверсификации предлагаемых оффшорных финансовых услуг и созданной инфраструктуры. Причем инфраструктура ОФЦ включает комплекс разнообразных законодательных актов, позволяющих зарегистрировать любую юридически подходящую для инвестора компанию. Стремясь отобрать часть бизнеса у уже существующих ОФЦ, новые оффшорные юрисдикции стремятся предлагать новый продукт или иметь преимущества перед другими давно функционирующими центрами для того, чтобы выжить. Жесткая конкуренция ведет к специализации оффшорных финансовых центров на определенных услугах:

Бермудские острова - страхование;

Люксембург, Дублин и о.Гернси - инвестиции;

о. Джерси - оффшорные трасты;

Британские Виргинские о-ва - международные бизнес-компании;

Каймановы и Багамские о-ва - оффшорные банки.

Необходимо отметить, что при выборе оффшорной юрисдикции немаловажную роль играет и географический аспект.

Все эти факторы определяют стремительное развитие оффшорных финансовых центров. Их «популярность» среди крупных корпораций и банков бесспорна. По оценке МВФ, на 69 ОФЦ приходится 3,1 % мирового ВВП, 25% накопленных финансовых активов мира, через оффшоры ежегодно проходит до 50% финансовых ресурсов мира, в тоже время на их территории проживает лишь 1,2% населения мира. Суммарный объем финансовых ресурсов, размещенных в оффшорах, составляет 6-7 трлн.долл., в том числе на личные сбережения приходится 3-4 трлн.долл., на портфельные инвестиции - 1,7 трлн. долл.

Для снижения конкуренции оффшорным центрам приходится постоянно диверсифицировать свою деятельность и углублять специализацию, предоставляя услуги по регистрации предпринимательских структур, ведущих деятельность в различных сферах - торговой, банковской, страховой, финансовой, инвестиционной, судоходстве и др.; а также предпринимательским структурам с учетом организационно-правовой формы (компании с ограниченной ответственностью, партнер шипы) или гражданско-правовой формы (холдинги и трасты). Они существенно различаются по уровню государственного контроля за порядком инкорпорации и деятельности зарегистрированных нерезидентных компаний.

Учитывая, что в последнее десятилетие усилия международных экономических организаций направлены на повышение национальных стандартов и их гармонизацию с международными нормами в банковской, страховой, инвестиционной деятельности, а также в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов, ОФЦ сосредоточили сбою деятельность на следующих направлениях:

Для создания оффшорных компаний, главным образом, международных предпринимательских корпораций (International Business Companies - IBC), которые в ОФЦ как компании с ограниченной ответственностью, используются для владения собственностью и ведения предпринимательской деятельности, выпуска акций или облигаций, умножения капитала другими известными способами. Нередко резиденты ОФЦ используют институт номинальных директоров и акционеров для сокрытия личностей фактических владельцев компании.

В целях лицензирования банковской деятельности ТНК создают оффшорный банк для ведения операций в иностранной валюте или для финансирования совместных предприятий за рубежом. Дочернюю компанию со 100%-ой собственностью зарегистрированный в ОФЦ предоставляет как правило агентские услуги и услуги управления фондами, ведение отчетности.

Для страховой деятельности создаются страховые компании для управления риском и минимизации налогообложения, для перестрахования определенных рисков, застрахованных материнской фирмой, и снижения объема резервирования и объема уставного капитала.

Особое место занимают схемы с участием международных корпораций зарегистрированных в ОФЦ с целью размещения ценных бумаг, обеспеченных активами; для формирования портфеля закладных, займов, кредитных карточек и др., в целях увеличения объема капитала при более низких налоговых ставках, либеральных правилах инкорпорирования и деятельности.

ОФЦ предлагают свои услуги физическим лицам и малым предприятиям с низкими душевыми доходами и нестабильной банковской системой, которые стремятся хранить активы за рубежом с целью защиты от падения национальных валют, неустойчивости национальных банков и слабого валютного контроля. Иногда физические лица, сталкивающиеся с неограниченной ответственностью в юрисдикциях регистрации, стремятся реструктурировать свою собственность через офшорные трасты.

6. Налоговое планирование может быть использовано как физическими лицами (индивидуальное планирование), так и юридическими лицами (корпоративное налоговое планирование). В первом случае преимущества преференциального налогового режима применяют богатые физические лица с помощью создания оффшорных компаний, трастов и некоторых других формирований. Есть различные схемы налогового планирования. Самой простейшей является «голландский сэндвич», когда на пути следования зарубежных доходов, полученных дочерней компании, в страну местонахождения материнской компании регистрируется холдинговая компания в одной из европейских стран. Данная страна должна иметь межгосударственное двустороннее соглашение с государством дочерней фирмы об избежании двойного налогообложения, а также предоставлять особые льготы холдинговым структурам. Еще одна схема - трансфертное ценообразование в рамках ТНК, которые активно участвуют в ОФЦ для минимизации налоговых платежей.

3. Регулирование деятельности оффшорных финансовых центров

Такие особенности оффшорных финансовых центров, как существование анонимных банковских счетов, отсутствие обязательности идентификации клиентов, недостаточно эффективно работающие органы юстиции, отсутствие договоров об оказании правовой помощи при проведении расследований финансовых преступлений, и ряд других делают их привлекательными для легализации доходов, полученных преступным путем.

Следующие обстоятельства затрудняют борьбу с "отмыванием" денег в ОФЦ:

Оффшорные финансовые центры расположены на территории суверенных государств, которые, в соответствии с нормами международного права, обладают на своей территории всеми присущими государству суверенными правами;

Финансовый сектор, нередко наряду с туризмом, является основой формирования доходной части бюджетов ОФЦ;

Через ОФЦ наряду с финансовыми операциями преступных организаций проходит довольно значительная часть операций транснациональных корпораций и других компаний, действующих в сфере легального бизнеса в целях снижения уровня налогообложения. Эти компании обычно имеют большой вес при принятии политических и экономических решений в своих странах;

Наряду с коммерческими предприятиями ОФЦ в отдельных случаях используют и государства, в частности для операций по торговле оружием" Существует определенная дилемма как для международных организаций, в той или иной мере регулирующих деятельность ОФЦ, так и для оффшорных финансовых центров непосредственно. Необходимо при помощи сбалансированного подхода на международном уровне установить препятствия использования ОФЦ для противоправной деятельности, в то же самое время не ограничивая или затрудняя использование преимуществ ОФЦ законопослушным бизнесом.

Проблемы, порождаемые деятельностью ОФЦ, имеют масштабы, не позволяющие их игнорировать. Однако, попытки поставить под контроль деятельность в оффшорных зонах столкнутся с множеством политических и международно-правовых проблем. Тем не менее, оффшорные финансовые центры и их деятельность привлекли внимание различных международных организаций, которые в той или иной мере пытаются оказать регулирующее воздействие на ОФЦ.

Российская Федерация не остается в стороне от усилий мирового сообщества в рассматриваемой сфере и поддерживает инициативу по повышению прозрачности оффшорных финансовых центров и борьбе с налоговыми убежищами. Разработка и следование единым стандартам в отношении взаимодействия с оффшорными финансовыми центрами, повышение прозрачности их деятельности должны предотвращать возможности использования таких центров в противоправных целях, задействования их систем для финансовой подпитки терроризма.

Временный комитет МВФ совместно с Форумом финансовой стабильности (далее - ФФС) и "Большой семеркой" неоднократно выражали озабоченность по поводу деятельности ОФЦ. В докладе министров финансов стран "Большой семерки", принятом в Окинаве 21 июля 2000 г., признаются потенциальные угрозы международной финансовой системе со стороны тех оффшорных финансовых центров, которые не соответствуют международным стандартам. Особое внимание вызывают отсутствие эффективного финансового контроля; строгие правила о банковской тайне, препятствующие проведению расследования; условия, способствующие отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также совершению иных финансовых преступлений. В 2000 году многие оффшорные финансовые центры ощутили на себе усиление давления с различных сторон. Форумом финансовой стабильности 25 мая был опубликован список "не сотрудничающих" государств и территорий. 22 июня ФАТФ опубликовал свой так называемый "черный" список государств и территорий, "не сотрудничающих" в области борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем. Наконец, 26 июня Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) опубликовала собственный список "налоговых гаваней". В общей сложности девять государств попали во все три списка: три в Карибском бассейне (Багамские острова, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины), четыре в Тихоокеанском регионе (Ниуэ, Науру, Острова Кука и Маршалловы острова), а также Панама и Лихтенштейн.

Благодаря обсуждению данной проблематики в рамках различных международных форумов, включая Временный комитет МВФ, Форум финансовой стабильности, а также на встречах министров финансов стран "Большой семерки", была создана Рабочая группа (Working Group on Offshore Centers) для изучения деятельности ОФЦ и степени их влияния на глобальную финансовую стабильность.

Перед названной Рабочей группой были поставлены следующие задачи:

дать оценку деятельности ОФЦ и той роли, которую они играют или могут играть в создании угроз для стабильности глобальной финансовой системы;

оценить соблюдение ОФЦ международных стандартов;

предложить рекомендации, направленные на соблюдение международных стандартов теми ОФЦ, которые неспособны или отказываются придерживаться стандартов в сфере регулирования оффшорной деятельности, что приводит к слабому регулированию и неэффективному либо отсутствующему как таковому сотрудничеству и транспарентности в этой области.

В докладе Рабочей группы были рассмотрены ключевые проблемы, характерные для большинства ОФЦ, среди которых:

неудовлетворительная должная осмотрительность при создании и лицензировании новых компаний и финансовых учреждений; неудовлетворительные правила раскрытия информации;

отсутствие возможности получения информации о деятельности финансовых учреждений, инкорпорированных в ОФЦ, включая сведения о вкладчиках и контрагентах, о деятельности за пределами ОФЦ;

недостаток ресурсов, для осуществления эффективного контроля над дочерними компаниями или филиалами иностранных банковских учреждений местными контрольными органами;

отсутствие политической воли улучшить качество регулирования в этой области; отсутствие сотрудничества с контролирующими органами не оффшорных юрисдикций;

наличие законов о повышенной конфиденциальности, препятствующих обмену информацией.

Оффшорные финансовые центры были подразделены на три группы:

в первую группы вошли ОФЦ, которые в целом сотрудничают с оффшорными государствами и имеют достаточно высокий уровень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов. Это такие ОФЦ, как: Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн;

вторую группу составили те ОФЦ, национальное законодательство которых предусматривает механизмы надзора за проведением финансовых операций, и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в существенном улучшении. В этой группе находятся: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермудские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Мальта, Монако;

к третьей (самой обширной) группе, по мнению Форума финансовой стабильности, относятся ОФЦ, имеющие низкий уровень качества надзора за проведением финансовых операций, не участвующие в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремящиеся придерживаться в своей деятельности международных стандартов. Среди них: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренадины, Западное Самоа, Сейшельские острова, Багамские острова, Теркс и Кайкос, Вануату.

4. Оффшорные банковские центры

Оффшорный банковский центр -- финансовый центр, где можно проводить операции, которые не подпадают под национальное регулирование и не считаются составляющей экономики.

Основная причина возникновения оффшорных финансовых центров прежде всего заключалась в существовании весьма высоких ставок налогов на доходы банков в развитых странах и странах, которые развиваются.

Причинами привлекательности оффшорных финансовых центров как для иностранных, так и для местных субъектов хозяйствования есть:

выполнение посреднических функций для заемщиков и депонентов;

минимальное официальное регулирование;

практически отсутствуют налоги и контроль за управлением портфельными инвестициями;

деятельность иностранных банков на их территории оказывает содействие увеличению занятости местного населения;

повышение уровня жизни в странах размещения оффшорных банковских центров благодаря накоплению средств от выдачи лицензий, расходов банков и других платежей.

К общим чертам оффшорных банковских центров можно отнести такие:

почти отсутствие регулирования движения средств;

международная основа операций;

высокоэффективные средства связи и транспортная инфраструктура; надежные взаимоотношения с финансовыми органами власти промышленно развитых стран; внутренняя политическая стабильность;

обеспечение тайны соглашений;

эффективное функционирование центральных банков;

основной или альтернативный английский язык;

расположение в часовых поясах, которые находятся между поясами основных рынков; высококвалифицированная рабочая сила.

Международный опыт свидетельствует, что оффшорные банки создаются с целью:

получение доступа к международной сети корреспондентских отношений;

обеспечение внешнеторговых сделок материнской компании и афилёваних финансовых и коммерческих структур;

расширение спектра банковских услуг национальных банков;

использование оффшорных банков для работы на национальных рынках;

кредитование национальных коммерческих и финансовых структур через оффшорные банки с целью минимизации налогообложения в странах с высокими ставками налога на прибыль;

доступ к международным финансовым организациям;

эмиссии финансовых продуктов;

оптимизация внутрифирменных финансовых потоков.

Существуют определенные виды оффшорных банковский центров, среди которых различают так называемые бумажные центры, которые сохраняют документацию, а банковские операции проводят в незначительных размерах или не проводят совсем, и функциональные центры, которые осуществляют депозитные операции и предоставляют займа.

Существует три типа оффшорных банковских центров:

I тип -- нью-йоркская модель -- предусматривает специальные формально установленные договоренности с такими авторитетными финансовыми центрами, как Нью-Йорк, Токио, Сингапур. На этих рынках устанавливаются специальные счета отдельно от внутренних, и эти счета свободные от ограничений, которые относятся к внутреннему финансовому рынку (например, резервные требования). Существует корпоративное налогообложение; местный гербовый сбор (на рынке Токио), может допускаться (Сингапур), а может не допускаться налогообложение деловых ценных бумаг (рынок Нью-Йорку, Токио);

II тип -- лондонская модель. В Лондоне, Гонконге финансовые соглашения свободные от ограничений, независимо от того, резиденты или нерезиденты являются участниками рынка. В этих городах офшорный рынок - это просто офшорные соглашения между нерезидентами, так как внутреннее и внешнее соглашения объединенные. На офшорных рынках данной модели существует корпоративное налогообложение и допускается налогообложение деловых ценных бумаг;

III тип -- «налоговое хранилище». К данному типу офшорных рынков относят рынки Багамских и Кайманових островов. На этих рынках соглашения заключаются нерезидентами и совсем не облагаются налогами, отсутствуют корпоративное налогообложение и налогообложения деловых ценных бумаг, но существуют регистрационные взносы и плата за лицензии.

Заключение

Причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Таким образом, под оффшорными центрами понимаются страны и территории, предлагающие льготные налоговые режимы зарегистрированным иностранным компаниям, не ведущим деятельность на территории страны регистрации. Для этих территорий присущи два основных критерия:

низкое налогообложение;

нерезидентный статус зарегистрированной компании, акции которой принадлежат иностранцам, и которая не имеет права вести деятельность на территории страны регистрации.

Вместе с тем, наиболее часто оффшорные банки играют роль центров по управлению капиталом и обслуживают ограниченный круг клиентов. Обычно это дочерние фирмы материнского предприятия, а также определенные группы предприятий, вступившие в финансовый пул. Оффшорный банк может обслуживать зарубежные филиалы фирмы (включая другие оффшорные компании). На базе оффшорных банков могут осуществляться операции с различными валютами, в частности открываться счета в иностранных валютах.

Список литературы

Платонова И.Н. Эволюция стратегии оффшорного бизнеса: взгляд из будущего / И.Н. Платонова // Финансы, деньги, инвестиции. - 2008. - №4.-3-7

http://www.ajsconsulting.ru/article/money_offshore/

http://fin-result.ru/finansovyj-rynok9.html

http://www.taxc.ru/fin_taxc.html

http://www.nalogi.net/razn_prew.htm?id=102

http://www.dsexpress.com/index.php?option=com_content&task=view&id=212&Itemid=110#5

http://www.evroazia.com/offshore/787.htm

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и использование оффшорных компаний. Использование лицензионных компаний. Оффшорные банки, процедура их учреждения. Основная информация о регистрации и функционировании. Страховые и финансовые оффшорные компании. Минимальный уставный капитал.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Условия, необходимые для возникновения оффшорных компаний. Цели, которые преследует государство, создавая оффшорную зону. Использование возможностей оффшорного бизнеса. Технополисная концепция развития экономики. Функциональные элементы технополиса.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Анализ специфики ведения оффшорного бизнеса как способа легального планирования налогов. Опыт передовых стран мира. Пути повышения эффективности использования оффшорных зон, а также возможности применения оффшоров в экономике Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2013

    Определение понятий "свободные экономические зоны", "оффшорная юрисдикция", "оффшорная зона". Характеристика основных оффшорных зон по регионам мира и на территории РФ. Деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

    эссе , добавлен 14.12.2009

    Экономико-географическое положение Кипра и развитие предпринимательства. Формы организации бизнеса, доступные иностранным инвесторам. Размеры налоговых ставок стран Средиземноморского региона. Оффшорные компании и суда. Условия внешней торговли.

    реферат , добавлен 04.12.2009

    Основные понятия и роль мировой финансовой системы, особенности ее структуры. Роль мировых финансов в мировой финансовой системе. Источники финансовых ресурсов для международного бизнеса. Виды финансовых ресурсов. Анализ проблем мировой финансовой среды.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Понятие оффшорного бизнеса. Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию. Положительные моменты и перспективы существования оффшорных зон на территории страны.

    реферат , добавлен 18.06.2015

    Определения офшора и офшорного центра, их месторасположение. Классификация офшорных зон и их влияние на экономику. Тенденция и основные этапы развития офшорного бизнеса. Анализ антиофшорного законодательства. Прогноз перспектив развития офшорного бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Специализация ведущих финансовых центров. Лондон как крупнейший финансовый центр мира. Роль слияний и поглощений фирм на мировом финансовом рынке. Понятие международного (мирового) финансового центра. Роль доллара как ведущей международной валюты.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2011

    Выделение понятия оффшорного бизнеса и оффшорных зон, принципов организации и управления данного бизнеса, рассмотрение состояния оффшорного бизнеса в настоящее время и определение перспектив его развития. Налогообложение предприятий в оффшорных зонах.

(англ. off-shore вне берега) - термин, применяемый для обозначения специфических мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций. Оффшорные территории возникают, как правило, в странах с льготным или нулевым налогообложением, где взимается только фиксированный ежегодный сбор.

Практика создания банков на оффшорных территориях распространилась после Второй мировой войны. Основной причиной возникновения и развития оффшорных финансовых центров были слишком высокие ставки налогов на доходы банков в развитых странах и развивающихся странах.
Постепенная отмена валютных ограничений в развитых странах способствовало снижению роли этого фактора, но он действует поныне.

В современных условиях ни одно крупное международное банковское объединение не может обойтись без создания или филиала, или дочернего банка в зонах с льготным налогообложением. Валютные ограничения и валютный контроль в тех или иных формах существуют практически во всех развитых странах, что сокращает возможности расширения сферы услуг, предоставляемых национальным клиентам, а также ограничивает возможности банков по участию в международных финансовых операциях. В странах Западной Европы наибольшее распространение валютные ограничения имели в 50-60-е годы. Ограничения на валютные операции клиентов приводили к тому, что эти операции стали осуществляться за рубежом.

Страны с переходной экономикой активно пользуются услугами оффшорных финансовых центров. Нестабильность внутреннего экономического положения и многочисленные запреты стимулируют отток капиталов из этих стран. Опасаясь конфискаций их государственных мер за нарушение правил валютных операций, многие субъекты экономической деятельности стремятся разместить свои капиталы в банках тех стран, которые не позволяют обращений на взыскание имущества таких нарушителей. Валютные ограничения в странах с переходной экономикой часто не дают банкам возможности предоставить полный комплекс услуг своим реальным и потенциальным клиентам, что ставит эти банки в худшие условия по сравнению с их зарубежными конкурентами.

Правительства в экономически нестабильных странах часто используют валютные ограничения как средство мобилизации внутренних дополнительных ресурсов в кризисные периоды, несмотря на то, что несвоевременное выполнение национальными банками и другими кредитными учреждениями своих обязательств по отношению как национальных, так и иностранных контрагентов подрывает международную репутацию этих стран. Общей тенденцией и для развитых стран, и для развивающихся стран, является ужесточение правил ведения банковской деятельности. Они предусматривают завышенные требования к минимальному уставному капиталу банков и кредитных учреждений, жесткие условия получения лицензии на банковскую деятельность, высокие стандарты по раскрытию информации, дополнительные требования к банкам, привлекающим вклады физических лиц, ограничения на инвестиционную деятельность, запрета на осуществление определенных операций, на основания дочерних предприятий в отдельных сферах экономики. В целом ряде стран банки вынуждены подавать огромные по объему отчеты. Практически во всех странах обязательным является аудиторское подтверждение налоговой и специальной банковской отчетности. Регулирование центральными банками деятельности кредитных учреждений нередко ограничивает самостоятельность коммерческих банков в принятии экономических решений. Создание оффшорного банка позволяет полностью или частично снимать перечисленные проблемы.

Преимущества оффшоров и требования к оффшорным центрам.

Как уже отмечалось, налоговый фактор является решающим для переноса части банковских операций в оффшорные центры. При выборе конкретного места для основания банка особое внимание уделяется не только режима налогообложения самой кредитного учреждения, но и тем налоговым условиям, которые создаются для клиентов этого банка. Основными преимуществами банков, основанных в оффшорных зонах, являются:

Доступ на международные рынки для привлечения и размещения ресурсов в обход ограничений, установленных национальным законодательством;

Льготный режим налогообложения прибыли, что создает возможность аккумуляции ресурсов и последующего их распределения;

Возможность использовать кредиты, предоставленные оффшорным банкам, для минимизации налогообложения в странах с высокими ставками налога на прибыль;

Начисленные и выплаченные проценты по депозитам в банках, зарегистрированных в оффшорных зонах, не подлежат налогообложению;

Существенная экономия средств при создании такого банка и поддержке его текущей деятельности.

Выбор конкретного места для основания оффшорного банка всегда осуществляется с учетом его целей и задач. Банковские учреждения для выполнения ограниченных функций в налоговых сберегательной схеме обычно создаются в тех странах, имеющих благоприятные условия для соглашений во избежание двойного налогообложения доходов с теми странами, в которых предусматривается получение дохода. Банки, предназначенные для реальных операций и обслуживания независимых клиентов, основывают, как правило, в странах с минимальным уровнем налогообложения и отсутствием норм валютного регулирования. Банки, которые создаются только с целью минимизации налоговых обязательств учредителей, регистрируют преимущественно в тех странах, которые одновременно отвечают следующим условиям:

Доходы нерезидентов не облагаются;

Не облагаются источника дохода, который распределяется;

Нет валютных ограничений на операции банков;

Расходы на регистрацию и текущее обслуживание банка приемлемы;

Есть возможность проведения широкого круга операций через полноценные банковские учреждения.

Следует заметить, что большинство традиционных офшорных центров не отвечают всем указанным, а в ряде случаев и дополнительным специфическим требованиям учредителей. Так, в некоторых традиционных оффшорных центрах, где не облагаются доходы предприятий с особым статусом, для осуществления кредитных операций необходимо получить лицензию центрального банка, а условия получения такой лицензии несовместимы с условиями приобретения льготного налогового статуса. В ряде стран не являются удовлетворительными условии сохранения банковской тайны. Многие страны предоставляют налоговые льготы только в отношении доходов предприятий с особым статусом, но доходы такого предприятия, которые распределяются, например, в форме дивидендов, подлежащих налогообложению "у источника" по высоким ставкам. Последнее характерно для так называемых инвестиционных или холдинговых центров.



Просмотров