Как открыть образовательный центр. Открыть учебный центр: насколько тяжело и сколько это стоит

Открывать новые учебные центры стало выгодно в связи с увеличением потребности населения в получении дополнительных сертификатов по краткосрочным образовательным курсам.

Капитальные вложения в учебный центр, площадь которого будет составлять до 200 квадратных метров, и который рассчитан на от 100 до 150 учеников, составят от 13.000 до 15.000 условных единиц. Окупится учебный центр в течение от 6 до 10 мес. Уровень рентабельности составляет порядка 30%.

Ежемесячная оборачиваемость составляет от 10.000 до 15.000 условных единиц.

В Санкт-Петербурге открыто около 200 учебных центров. Эти учебные центры предоставляют услуги краткосрочных курсов. Основными конкурентами учебного центра являются:

  • Высшее учебное заведение (ВУЗ);
  • Средне специальное учебное заведение (техникум);
  • Колледж;

Также зачастую все учебные заведения создают на своей базе вспомогательные учебные дисциплины.

Высоким уровнем спроса в последние годы пользуются факультативы, длительность которых составляет 20-60 занятий. Один курс, длительностью в 40 учебных часов расценивается от 3.000 до 4.000 рублей.

Привлечением учащихся можно заняться с помощью открытия и внедрения дополнительных оригинальных курсов и программ. Примерами могу быть эксклюзивные курсы по рекламе, для маркетинга. Разработкой курсов занимаются педагоги. О самых востребованных и новых учебных курсов, учебные центры получают информацию от работодателей.

Основным критерием успешного ведения бизнеса является грамотный и квалифицированный штат сотрудников (преподаватели).

Существует возможность организовать учебный комплекс на базе некоторой компании, в качестве дополнительного подразделения. К тому же, открыв учебное заведение, имеется хорошая возможность для экономии финансовых средств, заключая договор аренды помещений на некоторое время, а не целиком на весь день.

Следовательно, открывая новый учебный центр существует возможность миновать основные затраты на аренду и оборудование для помещений. Капитальные вложения в бизнес будут составлять от 2.000 условных единиц.

Этап 1. Концепция и регистрация

Формирование и прибыльность компании будут зависеть от идеи и задумки. В первую очередь необходимо, что бы эти идеи отличались от других учебных центров.

Существуют следующие идеи и концепции учебных центров:

  • Учебные центры со стандартными курсами: бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, дизайнерские курсы, курсы персональных компьютеров и другие;
  • Автоматизированные учебные центры (офисные приложения; 1С: Конфигуратор, Бухгалтерия, Предприятие);
  • Тренинговый учебный центр;
  • Учебный центр с преподаванием индивидуального и специфического направления (женщина-охранник и другие оригинальные курсы);

Регистрация юридического лица осуществляется как регистрация негосударственного образовательного учреждения. При регистрации необходимо указать основную деятельность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, основной деятельностью негосударственного образовательного учреждения получение чистого дохода являться не может, полученная прибыль должна идти на усовершенствование и рост учебного центра.

Помощь юрисконсульта и адвоката обойдётся учебному центру в 200 условных единиц.

При оказании услуг, лучше всего избрать упрощённую систему налогов. В таком случае выплаты будут составлять 6 процентов от прибыли.

Доходность учебного центра зависит от концепции.

Этап 2. Персонал и заработная плата

Штат сотрудников для учебного заведения и их оплата труда

Штат сотрудников состоит от 7 до 11 человек.

Этап 3. Помещение

Что бы организовать учебный центр для обучения от 100 до 150 учащихся на протяжении целого дня (4х сменный график; утренняя смена, 2 смены днём и одна смена вечером) необходимо заняться подбором помещения от 200 квадратных метров:

  • Учебные классы (2 шт.) по 50 квадратных метров каждый (в помещении 50 квадратных метров проводить обучение допускается для групп до 10 учащихся);
  • Учебное помещение, оснащенное компьютерной техникой (60 квадратных метров). Проходить обучение также могут до 10-ти учащихся;
  • Оставшиеся 40 квадратных метров отводятся для приемной и кабинета руководителя;

Итог: арендная плата за 200 квадратных метров с учетом стоимости одного квадратного метра от 30 условных единиц – 6.000 условных единиц ежемесячно. Однако на практике, учреждения образования имеют возможность получить помещение в аренду у комитета по управлению государственным имуществом. В этом случае учебный центр имеет возможность получить аренду помещения по меньшей цене – от 15 условных единиц за 1 квадратный метр.

Для организации учебного центра необходимо помещение порядка 200 квадратных метров. Арендная плата будет составлять 6.000 условных единиц ежемесячно.

Этап 4. Оборудование и оснащение

Оборудование для учебного центра и его стоимость

Итог – от 6.500 условных единиц.

Для закупки полного комплекта оборудования и необходимого оснащения учебного центра понадобится порядка 6.500 условных единиц.

Этап 5. Лицензирование

Что бы получить лицензии на осуществление образовательной деятельности необходимо предоставить следующий комплект документов:

  • Заявка с указанием разработанных образовательных программ, которым будут обучаться клиенты;
  • Информация о персонале, о количестве персонала и квалификации сотрудников, а также информация о ожидаемой посещаемости учреждения;
  • Информация об аудиториях, классах и размещении;
  • Информация о снабженности курсов необходимой материально-технической базой и необходимой литературой (предоставляются выписки из балансовых ведомостей, а также список литературы для каждой учебной программы и дисциплины);
  • Информация о педагогах (предоставляется информация по каждой дисциплине с преподавателем);
  • Дополнительная информация (учредительские сведения и данные, регистрационное удостоверение и др.);

Решение о предоставлении лицензии и рассмотрение всей документации длится порядка 4 недель.

Для получения лицензии нужно предоставить в соответствующий орган пакет документов и подождать решения на протяжении 1 месяца.

Этап 6. Учащиеся

Прибыльный класс должен состоять порядка из 10 учащихся.

Ежемесячно учебным центром должно набираться от 10 различных классов по различным направлениям.

Основным способом привлечь учащихся является размещение рекламы.

Основной метод привлечения учащихся – реклама.

* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП. Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).

Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

932 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 43524 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Многие люди мечтают об открытии собственного дела, ведь это гораздо интереснее, чем быть наемным работником и годами не реализовывать свои замыслы. Сегодня начать свой бизнес гораздо проще, чем это было десятки лет назад. При наличии прекрасной идеи, предпринимательской жилки и небольшого стартового капитала можно создать по-настоящему процветающее предприятие.

Каким же бизнесом лучше заняться? Ответ прост: тем, который вам наиболее близок, понятен и интересен. Если вы совсем не интересуетесь медициной, ни к чему открывать аптеку.

Перед дипломированными педагогами и выпускниками вузов все чаще стоит вопрос: «Как открыть учебный центр?» Давайте попытаемся ответить на этот вопрос пошагово.

Шаг 1. Составляем бизнес-план учебного центра

Без бизнес-плана далеко не уедешь, важно сразу расписать все, что касается вашего собственного дела. Определитесь, какой тип учебного центра вам по душе. К примеру, вы хотите открыть курсы иностранных языков, кружок прикладных наук или детский развивающий центр. От этого будет зависеть, нужна ли вашему бизнесу лицензия или нет (на заметку: образовательная деятельность в виде курсов лицензии не требует).

Нужно понимать, что бизнес в сфере образования – ответственное дело. Вы должны иметь высшее образование и опыт работы преподавателем или репетитором, если собираетесь вести занятия самостоятельно. Продумайте эти моменты в самом начале составления бизнес-плана.

Шаг 2. Подбираем помещение

Именно помещение должно стать следующим пунктом в вопросе о том, как открыть учебный центр. Естественно, оно должно быть большим, с достаточным количеством комнат. Обязательно там должны быть:

  • приемная для записи на занятия и получения консультации;
  • несколько классов, хорошо освещаемых и проветриваемых;
  • помещение для сотрудников, где они смогут отдохнуть и перекусить во время обеда;
  • туалет и санитарное помещение, где уборщица будет хранить св
    ой инвентарь.

При желании можно добавить и другие помещения: комнату ожидания для родителей (если думаете, как открыть учебный центр для детей), гардеробную и т. д.

Расположение помещения зависит от направления вашего учебного центра. К примеру, если вы хотите открыть курсы прикладных наук (программирование, веб-дизайн и т. д.), лучше расположить свой центр в соседстве со спортивными школами, тренажерными залами или крупными компаниями.

На курсы прикладных наук ходят, в основном, молодые люди, которые с легкостью могут совмещать занятия спортом и посещение образовательных программ.

А вот детские центры лучше располагать вблизи остановок: родителям проще будет приводить ребенка на занятия. Кроме того, не стоит арендовать помещение выше второго этажа. Если же вы арендуете офис в торговом центре, до него должно быть легко добраться.

Шаг 3. Закупаем мебель

Выбор мебели зависит от типа учебного центра. Но все же есть некоторые обязательные моменты. Следует внести в бизнес-план покупку:

  • столов и стульев;
  • компьютера (если вы организуете прикладные курсы, компьютеров должно быть несколько);
  • шкафа для хранения учебной литературы;
  • принтера с ксероксом;
  • учебной литературы;
  • канцелярских принадлежностей.

Опять же, смотрите по вашему профилю: детскому развивающему центру понадобятся ковры, чтобы свободно играть с малышами на полу, игрушки, в том числе и обучающие, а в компьютерный или языковой центр нужен будет проектор и интерактивная доска.

Естественно, в помещении должен быть сделан косметический ремонт, способствующий приятному времяпрепровождению на обучении.

Шаг 4. Подбираем персонал и составляем программу

Что нужно, чтобы открыть учебный центр, кроме всего вышеперечисленного? Конечно, найти профессиональных педагогов. Если у вас есть знакомые учителя или вы сами являетесь практикующим преподавателем, прекрасно. В противном случае искать придется чуть дольше. Не забудьте составить план и программу занятий, это потребуется вам для получения лицензии на открытие учебного центра.

Обращайте внимание только на те кандидатуры преподавателей, которые имеют соответствующее образование и опыт работы. Это очень важно для того, чтобы создать «лицо» вашего центра или курсов.

Шаг 5. Собираем документы для открытия

Какие вам понадобятся документы для открытия учебного центра? Их довольно много, ведь это серьезный бизнес. Итак, в папку документов входят:

  • перечень образовательных программ вашего центра;
  • сведения о наличии квалифицированного преподавательского персонала;
  • сведения об имеющемся помещении, которое соответствует стандартам ведения образовательной деятельности;
  • сведения о наличии необходимой учебно-методической литературы и технического оснащения;
  • сведения об организаторах учебного центра и регистрации его как негосударственного образовательного учреждения.

Лицензия на открытие бизнеса подобного рода, конечно, нужна. Шарлатаны и просто неквалифицированные личности не будут допущены к организации образовательного учреждения. Но как открыть учебный центр без лицензии, есть ли такой способ?

Выше мы уже вскользь упомянули, что если вы регистрируете свою деятельность просто как курсы (к примеру, курсы дизайна, программирования, языковые курсы), лицензию получать не нужно. Но зарегистрироваться как частный предприниматель, потребуется.

Шаг 6. Ищем клиентов и рекламируем свой учебный центр

Итак, как открыть учебный центр, вы уже знаете. Настало время озаботиться вопросом клиентуры. Для этого стоит заняться рекламой. Начните с просторов интернета: своя страничка в соцсетях (желательно, в нескольких самых популярных), тема на городских форумах – это обязательное условие ведения рекламной кампании.

Так как в наше время практически всё и вся переехали в интернет, реклама там не только наиболее целесообразная, но еще и бесплатная. Далее можно напечатать объявления, листовки, проспекты, но это не обязательно, ведь такая реклама сейчас действует не так эффективно, а иногда даже раздражает потенциальных клиентов.

Множество людей по ходу своей жизни переучивается на другие специальности, так как у них появляется возможность заработка в какой-то сфере. Перед открытием своего учебного центра вам потребуется определиться с теми специальностями и курсами, которые у вас будут преподаваться.

Для людей, которые не могут найти работу по специальности, а также для тех, кто хочет приобрести новые знания, небольшие учебные центры являются хорошим выходом из ситуации, когда работа нужна срочно, а долгие годы тратить на обучение поздно или не по средствам. Краткосрочные курсы позволяют таким людям приобрести основы знаний по предмету или освоить, смежную с основной, специальность. Указанные обстоятельства делают услуги таких небольших учебных центров весьма востребованными, а, следовательно, и деятельность этих учебных заведений способна приносить своим владельцам довольно ощутимые доходы.

Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.

В перечень документов для лицензирования бизнеса учебного центра входят:

Заявление с указанием образовательных программ;
- сведения об укомплектованности и достаточности преподавательского персонала для обучения заявленного количества обучаемых;
- сведения о наличии подобающего ведению образовательной деятельности помещения;
- сведения об обеспеченности заведения учебно-методической литературой по каждой из заявленных программ и материально-техническом оснащении;
- сведения о педагогических работниках, которые будут курировать соответствующие образовательные программы;
- сведения об учредителях и регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения.

Поданные документы рассматриваются лицензирующим органом в течение одного месяца, по истечении которого принимается решение о предоставлении лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.

В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

Создание и открытие учебного центра.
- Лицензирование.
- Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
- Создание обучающего сайта.
- Создание материально-технической базы.
- Поддержка и развитие учебного центра.
- Аренда.
- Оплата преподавателям и персоналу.
- Продвижение учебного центра.
- Добавление в лицензию новых профессий.
- Совершенствование материально-технической базы.
- Поддержка обучающего сайта.
- Создание и корректировка новых программ обучения.


Минимальный комплект оборудования для учебного центра включает:

Проектор - $1 тыс.

10 компьютеров - порядка $3-3, 5 тыс.

30 столов - $1 тыс.

20 стульев - $500

Шкаф - $100

Факс - $100

Ксерокс - $200

Учебная литература - $500

Итого: около $6,5 тыс.

Инвестиции в открытие учебного центра площадью 200 м2, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц, составляют порядка $13-15 тыс., срок окупаемости - 6-10 месяцев. Рентабельность вложений в среднем равна 30%.

Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.

Расходная часть состоит из следующих статей:

Арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
- оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
- стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
-заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
- затраты на рекламу.

Бизнес план учебного центра .

Собственный учебный центр - современный вариант развития бизнеса. Это простое решение, которое потребует аренды помещения, подходящего под учебу, а также организации самого рабочего процесса. Но, прежде чем начать важно заняться мониторингом рынка.

Для начала необходимо отметить, какие направления пользуются наибольшей популярностью, которых на рынке недостаточно и определиться с направлением. Так, сейчас существует тенденция к развитию языковых и различных программных курсов. И именно этими направлениями стоит заниматься.

Важно добавить, что в детей родители чаще всего вкладывают больше. Поэтому, организовывая курсы необходимо выбрать направление, которое пригодится младшему поколению. Но, опять же важно просчитать наполненность отрасли.

Выбираем преподавателей.

Выбор хороших преподавателей станет ключевым решением в организации бизнеса. Так, желательно и самому браться за ведение уроков. А также подобрать команду специалистов. Их бывает сложно найти, ведь далеко не каждое направление развито на 100%. Особенно если речь идет про компьютерные курсы. Стоит позаботиться про то, чтобы персонал был относительно молодым, подойдет средний возраст. А также имел достаточный опыт как теоретических, так и практических навыков.

Найти хороших преподавателей можно через интернет или попробовать подобрать среди уже состоявшихся преподавателей другого центра. Иногда люди, имеющие высокую квалификацию в определенной отрасли, стараются разнообразить выбранное направление для работы или достигают пика своей карьеры. И приходят к решению делиться своими знаниями. Именно такие категории лучше всего подходят для преподавания. И именно их необходимо найти. Всего для старта лучше подобрать 2-3 человека преподавательского состава. Чаще всего оплата для них почасовая.

На выплаты заработной платы стоит подготовить не менее 5 тыс. $ в месяц.

Помещение.

Для работы и организации учебного процесса необходимо взять в аренду несколько помещений. Это могут быть офисы в бизнес-центре. Для этого берется несколько комнат на 1 этаже. Одна из них станет под административные нужды, а другие - местом преподавания. Сами комнаты должны иметь свежий ремонт, современную и удобную мебель. Стоит создать максимально рабочую атмосферу. Для это стены красить в оттенки коричневого, желтого или зеленого. Стоит также минимальное внимание уделить аксессуарам и предметам декора. Ведь, в помещении ничего не должно отвлекать от рабочего настроения. Помещение должно отвечать нормам безопасности, санитарии и иметь средства для пожарной безопасности.

Требования к помещению учебного центра.

Ежемесячный оборот учебного центра - на уровне $10-15 тыс.

Основной канал привлечения новых учеников это реклама в печатных СМИ. Затраты на рекламу составляют примерно 10% с оборота, т.е. около 1000 долларов в месяц.

Сам учебный центр должен находиться в оживленной части города. Важно, чтобы к нему было комфортно добраться как своем автомобиле, так и существующими средствами передвижения. Желательно сделать офис примечательным со стороны дороги.

В зависимости от арендуемых площадей, а их должно быть не менее 30 квадратов, стоимость аренды составит около 1,2 тыс. $.

Оборудование и оснащение учебного центра.

В качестве оборудования необходимо купить такие приборы:

  1. Компьютеры (лучше стационарные с высокой мощностью) - от 600 $;
  2. Принтер - от 400 $;
  3. Ксерокс - от 350 $;
  4. Ламинатор - от 200 $;
  5. Телефоны - от 300 $.

Компьютеры необходимо будет закупить в количестве не менее 12 единиц, особенно если обучение будет идти по программам. Именно поэтому вложения в бизнес можно назвать достаточно высокими. Выбирая все современные и мощные устройства необходимо вложить не менее 6 тыс. $.

Из оснащения важно подготовить столы и стулья, а также доску и проектор для преподавания. В самом административном помещении стоит позаботиться про другие офисные предметы мебели. Такие, как тумбы, полки и другое.

В среднем, для организации работы учебного центра необходимо вложить около 10 тыс. $.

Важно создать хорошую рекламу в интернете, ведь именно там потенциальные клиенты ищут куры для себя. И первое впечатление складывается при хорошо оформленном сайте. Важно регулярно заниматься ресурсом и создавать все условия для его выгодного продвижения. Также стоит подготовить печатную продукцию. Это могут брошюры, каталоги, визитки и другая оформленная информация, которая может быть интересна как потенциальным, так и уже состоявшимся клиентам. Сам офис необходимо оформить с улицы визитками и указателями. Стоит арендовать баннер для продвижения своих услуг, можно организовать раздачу листовок непосредственно на улице, сделать временную акцию на первый взнос новым клиентам, а также подобрать выгодные условия для продления курсов.

Основные затраты.

В группу основных затрат будет входить следующее:

  1. Зарплата преподавателей - 5 тыс. $;
  2. Аренда помещение - от 1,2 тыс. $;
  3. Оборудование и оснащение - от 10 тыс. $;
  4. Реклама - от 1 тыс. $.

Для создания собственного учебного центра необходимо собрать стартовый капитал в размере 20 тыс. $.

Прибыль и период окупаемости.

Ежемесячный доход учебного центра зависит от количества групп и продолжительности курсов. К примеру, если собрать по 2 группы для утренних и вечерних занятий. Их продолжительность будет составлять около 1,5 академических часа. Стоимость курса будет около 100 $, а заниматься будут 2 месяца. То при наполненности группы - 8-10 человек, месячный доход составит 4 тыс. $. Из них половина сразу уйдет преподавателям. А на долю компании останется всего 800 $. Этот вариант растянет период окупаемости на 1-2 года. Но, если сразу предложить несколько вариантов курсов и набрать не менее 6 групп в месяц, то период окупаемости пройдет за 5-6 месяцев.

Клиенты и варианты развития.

В зависимости от выбранного направления клиентами станут как взрослые люди, которые желают подтянуть себя в выбранном направлении. А также подростки или сами дети разного возраста. Стоит добавить, что для развития важно предлагать разные курсы и программы. А также проводить регулярный мониторинг рынка, что позволит подобрать варианты для новых предложений. Также стоит не забывать про идеи от зарубежных партнеров по данному направлению.

Перед открытием школы искусств вам нужно определиться собственно какие направления вы будете преподавать. Так же проблемой является поиск по настоящему грамотных педагогов.

Захотелось написать статью, которая была бы для меня реально полезная 8 лет назад, когда я сам начинал запускать свой учебный центр — студию актерских курсов.

Я тогда нашел много статей, о том, как открывать учебный центр. Но там было много о том, как выбирать коды статистики, как правильно оформляться и т.д. Но мало было конкретных шагов, которые я мог бы сделать прямо сразу — без вложений, особых знаний и т.д.

В память о своем начале и в помощь тем активным людям, которые хотят начать заниматься прекраснейшим делом — открыть учебный центр — эта статья.

Эта информация будет актуальна для начинающих предпринимателей, которые хотят открыть учебный центр по следующим направлениям:

  • центры детского развития
  • школы танцев
  • творческие курсы
  • школы йоги
  • тренинговые центры
  • языковые школы
  • курсы повышения квалификации
  • и т.д.

В этой статье не будет правил и аксиом из учебников по финансам, экономике и бизнесу. Здесь описаны только конкретные практические советы и наблюдения, рожденные из моего опыта запуска учебного центра с «нуля», запуска франшизы творческих студий и опыта сотен наших коллег и партнеров руководителей учебных центров из разных городов России и зарубежья.

ВНИМАНИЕ! Многие мысли вам могут не понравится. Если вы сторонник теоретических знаний — дальше читать не нужно. Этот материал вызовет массу противоречивых эмоций и возражений. Потом не пишите гневных комментариев — я вас предупредил.

Краткий обзор статьи:

Рассмотрим подробнее такие вопросы:

  • Основные ошибки на старте
  • С чего начать
  • Работа с базой
  • Первые клиенты
  • Укрупнение и первый персонал
  • Аренда
  • Дальнейшее развитие

Основные ошибки на старте

  • Написание подробного бизнес-плана. (В топку этот план!)

Хватит писать! Действуйте!

Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана. Когда вы уже будете делать свой не первый, а уже серьезный бизнес, и будете привлекать больших инвесторов, банкиров и т.д. — тогда бизнес-план актуален.

На начальном этапе — написание бизнес-плана похоже на вождение вилами по воде. Эфемерные показатели непонятных систем.

В общем, абсолютно не переживайте из-за бизнес-плана. Ниже опишу, как стартовать с реальных дел и сразу получать результаты, вместо траты массы времени и энергии на написание этого самого плана.

  • Поиск инвестора. (Тратьте свое!)

По статистике 95% первых бизнесов терпит крах. И поверьте, те, кто начинали эти самые 95%, также как и вы, не думали, что они в них попадут. А если такая вероятность провала — может лучше проваливаться так, чтобы остаться не с долгами, а с опытом? Бизнес образование самое дорогое.

И лучше придумайте (или читайте ниже) как начать работать с нулем, а не с заемными деньгами. Тогда позже, когда получите доступ к заемным средствам — будете уже распоряжаться ими с умом. Просто потратить деньги может каждый дурак. Лучше думайте о том, как их заработать.

  • Поиск большой идеи. (Ну и ищите, лежа на печи)

Я когда увольнялся с большой аудиторской корпорации, некоторые товарищи мне говорили, что тоже уволятся, вот только идею свою дождутся — и сразу уволятся. Прошло 7 лет — они все ждут и сетуют на огромную загруженность и несчастную жизнь.

Начинайте сразу заниматься тем, что в кайф. Иначе просто создадите себе «золотую клетку,» которую потом будет бросить намного сложнее, чем работу. Ведь это уже СВОЕ!

Начинайте с любой, даже самой банальной идеи. Нужно начать ДЕЙСТВОВАТЬ! В процессе уже идея догонит, если сейчас пока не пришла.

  • Больше внимание расходам (Игра в бизнесмена)

Арендовать офис; нанять сотрудников, менеджеров; сделать красивые визитки, буклеты; вбухать тучу денег в рекламу…

Проверьте себя — какие вы себе первые шаги представляете в вашем бизнесе? Шаги, которые приносят деньги, или шаги, которые эти деньги расходуют? Если второе — то НЕ ВЕРНО! Хватит думать о расходах. Повторяю в третий раз за эту статью (и повторю еще много раз) — думайте о том, как заработать с нулевыми затратами.

С чего начать?

  • Выберете интересную вам тему (А разве так можно?)

Не самую денежную, не самую модную, а ту, что вам нравится. Любите танцевать — супер! Начинайте. Любите рисовать — шикарно! Что нравится — в том и надо себя пробовать.

Только есть ОДНО УСЛОВИЕ!

Лев Толстой говорил об искусстве писателя: «Можешь не писать — не пиши»

Так вот стартовать учебный центр надо тогда, когда вы не можете его не стартовать! Если есть сомнения с темой и надо ли вам вообще это — не начинайте. Ведь это большая ответственность. Любой учебный центр изменяет мир вокруг себя. Изменяет людей. А если вы это делаете без фанатизма — лучше не надо.

  • Создайте бесплатный продукт. (Не халяву! А бесплатную пользу)

Дайте максимум пользы!

Сделайте мастер-класс, вебинар, тренинг, лекцию — что угодно. Какое-то мероприятие, где вы сможете показать свою экспертность. Причем участники этого события должны получить максимальную пользу! По закону сохранения энергии — чем больше вы отдаете — тем больше затем получаете.

  • Сообщите о бесплатном продукте друзьям (Первые счастливчики)

Разместите информацию о бесплатном продукте на своих страничках в социальных сетях. Приглашайте своих друзей и просите их привести своих друзей. Где и как проводить это мероприятие — будет описано ниже.

Также можете написать во все студенческие советы вашего города — они вам могут помочь привлечь еще больше посетителей.

Если ваша тема — больше для взрослой аудитории — ищите различные сообщества, ассоциации и т.д.

  • Проведите свое бесплатное мероприятие. (Неожиданно)

Проведите свой мастер-класс или вебинар.

Обязательно запишите его на видео или хотя бы аудио. Это будет вашим начальным материалом для наполнения контентом сайта, блога или странички в социальных сетях.

Провести мероприятие можно совершенно бесплатно — договаривайтесь. Вам в помощь различные анти-кафе, бесплатные площадки от Агентства по делам молодежи, тренинговые центры и т.д. Ищите и просите. Думайте — чем можете быть полезны хозяевам помещения. Как минимум — вы приводите новых людей в это помещение. А это серьезный актив.

  • Заведите блог на эту вашу тему (Это если попрет)

Если бесплатное занятие прошло хорошо — было интересно людям и (что намного важнее) ВАМ! — значит стоит эту тему дальше развивать.

Создайте простенький сайт или просто группу в социальных сетях и начинайте туда выкладывать контент по вашей теме. Первым контентом будет запись вашего бесплатного мероприятия. Из него можно сделать статьи, нарезку видео или аудио-роликов.

И не надо думать, что в этой вашей теме уже много конкурентов. О конкурентах вообще не думайте. Всегда найдутся люди, которым нравится именно ваша подача и ваш стиль преподавания. Верьте в себя.

  • Найдите партнеров в смежной теме. (Любой конкурент может стать партнером — вся разница в вашей голове)

Подумайте, у кого есть уже те же самые люди, которым интересна ваша тема?

Если вы занимаетесь курсами по похудению — то танцевальные школы для вас могут стать отличными партнерами. Сделайте там бесплатный мастер-класс по правильному питанию, и получите первых клиентов.

Всегда легче искать тех, кто уже занимается вашей темой и у кого есть база, чем строить базу с нуля самим.

А база — решает!

Работа с базой

Люди — наше все!

Бизнес учебных центров — это бизнес общения и активной работы с клиентами.

Если вы будете постоянно бегать в поисках тех, кому один раз продадите свой курс и бросите — вы быстро выдохнитесь.

Есть хорошая статистика, что существующему клиенту продать в 7 раз дешевле и проще, чем новому клиенту.

Так что с самого начала начинайте активно базу собирать и активно с ней работать.

У меня как раз в этом был прокол. Мы два года работали вообще не собирая контакты людей, которые к нам приходили. Сейчас я об этом сильно сожалею.

Повторяю еще раз — С САМОГО НАЧАЛА РАБОТЫ НАЧИНАЙТЕ СОБИРАТЬ БАЗУ! Собирайте е-мейл, телефон и имя всех ваших потенциальных клиентов. Это самый минимум, с которого стоит начать. Собирайте их хотя бы в excel. Если чувствуете в себе силы — осваивайте сразу CRM-систему. Это вам сильно облегчит жизнь. Найдите любую с начальным бесплатным функционалом и вперед!

И поймите — решает не количество человек в базе, а отношение с ними. Не надо просто записывать контакты и забывать о них. Регулярно присылайте полезные материалы по вашей теме. И иногда специальные хорошие предложения о покупке.

Первые клиенты

  • Первые продажи по своей и партнерской базе (Если все правильно делаете — то здесь вы начнете зарабатывать, не потратив еще ни рубля)

После ваших первых бесплатных мероприятий, у вас появилась небольшая база потенциальных клиентов.

Если вы действительно дали пользу на этих мероприятиях, будут те, кто захочет большего. Захотят купить. Вот им то вы и продаете свой первый платный продукт. Это может быть курс, тренинг, индивидуальное занятие — что хотите.

Например, хотите заниматься танцами — провели бесплатный мастер-класс в любой школе танцев, договорились с хозяином о почасовой аренде и в этом зале начинаете вести одну платную группу. Потом еще и еще и т.д.

  • Юридическое оформление (Лучше работать в «белую»)

На начальном этапе никто вас не будет арестовывать за первых учеников. Но я рекомендую сразу учиться работать в «белую», потому что потом все равно это придется вам сделать, а привыкать к меньшей марже будет сложно.

Так что вначале не нужно регистрировать юр. лицо — вы можете договориться работать на базе существующей компании. И так протестируете свою идею. Если все хорошо пойдет — уже откроете свою фирму или ИП.

Развитие и первый персонал

  • Своя фирма (Это уже круто!)

Вот только на этом этапе, когда вы протестировали идею, начали уже получать реальные деньги и будущее видится светлым — в этот момент начинайте регистрировать свою фирму.

Статистика закрывающихся фирм, о которой упоминал в начале этой статьи была бы совсем иной, если бы все сначала тестировали свои идеи на возможность заработка, и потом уже регистрировали фирму. Не повторяйте ошибок большинства. Тогда и результаты у вас будут не как у большинства)

  • Найм помощника (Вот вы и Босс!)

Ваш первый сотрудник — это помощник на пару часов в день. Можете брать студента или кого найдете. Просто напишите объявление на своих страничках в контакте, что ищите молодых интересных ребят, которые хотят уже начать работать, а не копаться в теории.

Самые простые задачи. Тут сложно дать советы — пока не наймете первого сотрудника — все равно не поймете их, и сделаете все неправильно. Но другого пути нет! Нанимайте помощника и начинайте свой бесконечный путь совершенствования лидерских качеств.

Аренда

Это вообще интересная тема. Многие поражают своими наполеоновскими желаниями (отмазками). Вот, говорят, когда у меня будет свой зал или даже здание — тогда я смогу нормально начать.

Мы начинали с разных полу-подвальных помещений с арендой по часам. И это же советую вам. В смысле не полу-подвальные помещения, а аренду по часам.

Собираете с учеников предоплату, с нее оплачиваете по часам аренду — и прекрасно. Переходить на помесячную оплату собственного зала имеет смысл ТОЛЬКО тогда, когда почасовая аренда нескольких залов стоит вам столько же, сколько стоит месячная аренда зала.

Именно в момент, когда вы точно знаете, что просто с текущим количеством учеников вы можете себе позволить свой зал — вот тогда арендуете свой зал.

Точно также подходите ко второму залу — сначала по часам, затем второй зал и т.д.

Дальнейшее развитие

То, что описано выше (до аренды зала помесячно) вполне можно сделать за месяц. Да да — за месяц. А вы сколько уже вынашиваете эту свою идею и мечту? Хватит вынашивать — рожайте уже. Пора.

И когда все эти этапы вы пройдете — то поймете, что стартовать без денег, без помещения и т.д. — это были самые маленькие проблемы на вашем пути. Дальше — больше. Но в этом то и все веселье! Как в компьютерной игре. Чем вы становитесь опытнее — тем сложнее уровни и страшнее соперники. Если это вас пугает — вы не предприниматель. А вот если зажигает интерес — то вы на верном пути.

  • Новые сотрудники (Сразу свыкнитесь с тем, что поиск хороших людей для вас станет делом всей жизни)

Будете нанимать новых преподавателей и веселиться, решая задачи — как их мотивировать работать лучше, как сделать так, чтобы не уводили группы и не уходили к конкурентам =)

А когда подрастете — наймете зама или исполнительного директора. Как сделать так, чтобы он не увел бизнес, чтобы заботился о развитии также, как и вы…

  • Новые направления (Аппетит приходит во время еды)

Захотите открывать новые направления — появятся задачи — где брать время на эти направления, когда вы завязли в текучке, где брать деньги, где брать нормальных сотрудников????

  • ВИП направления (Уже интереснее)

Как не дрогнув брать с людей по 50, 100 тысяч рублей за месяц вашей работы. Такие задачи уже интереснее решать)

  • Автоматизация ( УУУУ куда залезли)
  • Масштабирование (Ееееееее)

И если все получилось на прошлых этапах — захочется большего! Новые филиалы, новые направления, новые города и т.д.

Но это все уже совсем другая история.

Надеюсь, я вас напугал.

Снова процитирую Толстого с небольшим изменением: «Можешь не запускать учебный центр — не запускай!»

Это очень сложный бизнес. Очень много завязано на общении. Но и безумно важный и интересный бизнес.

Каждый учебный центр — меняет мир к лучшему. Мы развиваем творческие способности, улучшаем здоровье, открываем границы через обучения разным языкам, помогаем сохранять семьи, отношения и душевное спокойствие… Мы делаем людей счастливее.

И я буду счастлив, если эта статья поможет открыться еще одному учебному центру, который сделает своих учеников более счастливыми.

Удачи вам, друзья!

Сохраните себе схему статьи, нажав

P.S. Пишите свои вопросы в комментариях ниже — с удовольствием отвечу на них.

P.P.S. для тех, кому удобнее смотреть видео — я подготовил видео-версию этой статьи. А для тех, кому удобнее слушать — ниже найдете аудио-версию, которую можете скачать

Чтобы скачать АУДИО-версию статьи нажмите

Алексей Беба.
Руководитель проекта «ГлавУч»
Руководитель творческой студии «Эволюция».

Желаем вам еще больше довольных учеников!

«Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана» — Спорно, но в любом случае статья очень и очень интересная, а самое главное полезная. Вынашиваю эту идею, но не знаю когда наступят «роды». Прочитав получил пищу для размышления. Спасибо.



Просмотров