Как называется звон когда бьют множество колоколов. Виды колокольных звонов

Различают четыре вида канонических звонов, которые по отдельности или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, трезвон перебор и перезвон. Благовест — одиночные мерные удары в один из больших колоколов click to see more .

Трезвон — собственно сам звон, все, или несколько одновременно звучащих колоколов .

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся», чаще это погребальный перебор.

Перезвон — поочередные удары в каждый колокол от большого к малому (без удара «во вся»).

click at this page О благовесте

Как уже отмечалось в предыдущем занятии благовествующие колокола называются благовестниками и они делятся на праздничные/воскресные, будничные и постные. При наличии на колокольне нескольких благовестников звонарь может подчеркивать торжественность богослужения, выбирая колокола-благовестники по весу. Чем больше празднуемое событие, тем больше колокол. Эта закономерность отражается и в названии благовестников.

Праздничный благовестник используется в праздник Святой Пасхи и в двунадесятые праздники. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например, при освящении престола в храме, или престольные праздники. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресный благовестник используется в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного колокола, воскресный должен быть вторым по весу.

Полиелейный благовестник (если в наборе достаточно благовестников) используется в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе оно обозначается особым знаком - красным крестом). Это следующий по весу за воскресным колокол.

Будничный (простодневный) колокол используется в будние дни седмицы, а также шестеричные и славословные службы. Соответственно, следующий по весу за полиелейным.

Постный колокол используется в качестве благовестника только в Великий пост. Во все остальные посты звон происходит по обычному циклу.

Если на колокольне недостаточно колоколов-благовестников, то праздничный и воскресный благовестники могут быть представлены одним колоколом, а полиелейный, будничный и постный — другим по определению настоятеля.

О самом звоне, или трезвоне

Собственно звоном называется звучание, когда используют сразу все колокола поочередно, или же несколько колоколов одновременно. Звон во все колокола разделяется на: трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон — это звон во все колокола, по своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а также ритмику, динамику и композицию. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

По установившейся традиции в трезвоне может участвовать только тот благовестник, который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньший можно, но не больший). При исполнении отдельно трезвона обычно выделяют три отрезка: начало (затравка), собственно тре-звон и окончание (концовка). Затравка представляет собой короткий по времени ритмический фрагмент, например, с использованием только зазвонных колоколов, чтобы перейти от благовеста к основному звону. Основная часть звона может совершаться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии). Причем каждый такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Между сериями могут быть паузы, либо каждая серия оканчивается аккордом во все колокола одним, двумя, или тремя по порядку серии. Звон в один прием называется просто звон, звон в два приема — двузвон, и звон в три приема — трезвон. Перед вечерней совершается звон в один приём, так как это первая служба дня; перед утреней, поскольку это вторая служба, звон проводится в две серии; перед Литургией — в три серии (стиха). По сложившейся к настоящему времени традиции это правило не соблюдается и звон с трезвоном стали синонимами. В обиходной речи глагол «потрезвонь» означает «просто позвони» без смыслового подтекста дать три серии. А традиция заканчивать серию аккордом превратилась в концовку звона и заключается в троекратном аккорде во все колокола во славу Святой Троице.

Звонить или не звонить сериями и указания по характеру звона определяет и дает настоятель храма. Трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность, избегая различных излишеств. Не принято «ломать» ритм благовестника, нужно выдержать на протяжении всего звона один темп, можно немного ускоряться и замедляться, но основной темп должен быть выдержан. Уставом определяется продолжительность звона в минутах. Например, пятиминутный трезвон, или настоятель говорит: «Звоните подольше».

Схематически структуру звона можно изобразить в таком виде:

БЛАГОВЕСТ ТРЕЗВОН=ЗВОН
3 удара 37 ударов затравка 1-ый прием 2-ой прием 3-ий прием концовка
3*40” 37* 6”=222 20” 20”
2.0 мин. 3,7 мин. 0,3 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 0,3 мин.
5-6 минут 10-15 минут

У трезвона есть две разновидности — «красный звон» и «звон в двои». О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон, гл. 49). Красными в старину называли средние (подзвонные) колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Поэтому «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Красный звон обычно бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших и средних колоколов. Красный звон обычно совершается несколькими звонарями, когда каждый звонарь н средних колоколах исполняет свою партию. Красный звон уместно применять в Великие Праздники, при особо торжественных и радостных событиях в Церкви.

Звон «в двои» используется вместо трезвона, когда желательно применить трезвон, но правила и характер службы не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в постовой и меньший следующий за ним колокол поочередно с последующим ударом в оба. Такой звон совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, после Утрени Великой Среды и в ряде других случаев.

О переборе

Перебор является похоронным, погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует земную жизнь человека от его рождения до смерти и надежу на жизнь вечную. Этот звон совершается медленным перебором колоколов, от самого маленького до самого большого, символизируя собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар во все колокола означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Звонарь медленно ударяет по одному разу в каждый колокол и «во вся». При переборе удары в колокол обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (с учетом индивидуального звучания колоколов) и сильного и синхронного удара «во вся». Такой перебор может осуществляться многократно в зависимости от хода процессии по выносу почившего их храма до ворот, либо до места захоронения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

Скорбный похоронный перебор может заканчиваться кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего (хотя в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона). Таким образом, после отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается перебор, оканчивающийся трезвоном. При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон. По прочтении разрешительной молитвы — трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

О перезвоне

Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. По установившейся традиции в конце перезвона нет удара во все колокола, так называемого «во вся». В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа и используется, как звон относящийся к Господу Богу.

Перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и в Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, а по положении Плащаницы посреди храма — тотчас трезвон. На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат — тотчас трезвон. Чтобы скорбный звон, относящийся к Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляется более быстрыми и равномерными ударами и символизирует «истощение сил» Господа нашего Иисуса Христа.

Три раза в году на утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого Поста и в день Происхождения Честных Древ, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест вынесен на середину храма и положен на аналой бывает трезвон.

Цитата сообщения Православный колокольный звон

«Колокол - это молитва в звуке, икона звучащая»


Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.


Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала . Била кандии ) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками. И только в конце X века появились колокола.
Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.


Международный Центр Колокольного Искусства представляет уникальную архивную запись Праздничного звона в исполнении легендарного мастера Ивана Васильевича Данилова и его ученика Андрея Анатольевича Дьячкова. Архангельск, музей деревянного зодчества Малые Корелы, 1997 год.

Виды звонов и их названия

Колокольный звон разделился на три основных вида:

Благовест
Перезвон, перебор
Собственно звон

Благовест - это одиночные размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. В слове "бла говест" ударение ставится на первый слог! "Благовест" - это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется - благовестником!
Перезвон - это поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым, перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.

Благовест предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест "...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение" - говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники - в праздничный колокол, перед воскресными службами - в воскресный колокол.

Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

Должность звонаря исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. "Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю" (Типикон, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет примерно 10 минут.

В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве. Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия .


На сегодняшний день многие храмы до сих пор хранят уникальные подборы церковных колоколов. Троицо-Сергиева Лавра, Ново-Девичий московский монастырь, Кирилло-Белозерский вологодский монастырь, Архиерейский двор и Успенский собор в Ростове Великом - и этот список памятников российской истории можно перечислять ещё долго. Под понятием «подбор колоколов» понимается подбор определённого количества колоколов, собранных в конкретном монастыре или храме. Такой подбор создаёт полную музыкальную гармонию всех тонов и звуков, издаваемых различными по размерам колоколам. Бывали случаи, когда подбор конкретного храма собирался на протяжении длительного времени. Так подбор, существующий в Троице-Сергиевской Лавре, собирался целых 486 лет. В этом подборе до сих пор хранятся колокола, датируемые 1422 годом. Большинство уникальных колоколов не смогли пережить жуткую эпоху безбожия в России, когда советская власть варварски разоряла храмы и уничтожала их имущество. Правда, во время Великой Отечественной войны советское правительство предприняло попытку провести некоторое восстановление некоторых русских храмов с их колокольнями.


Целебный колокольный звон

В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определённый лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяют в лечении психосоматических заболеваний. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Это математически вычислили в научной лаборатории московского ЗИЛа при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Доктор технических наук Б. Н. Нюнин создал точную диаграмму направленности излучения колокола. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу. Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека. Один из питерских психиатров лечит психические заболевания именно колокольным звоном. Впрочем, мистическому звуку подвластны не только душевные недуги. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! Оказалось, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы энергии.Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Причём против каждой конкретной хвори - специальным звоном.

Недаром говорится: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал". Православный человек рождался, жил и умирал со звоном. Известны многочисленные случаи, когда внезапно раздавшийся удар колокола предотвращал преступление и самоубийство, приводил к раскаянию, призывал в храм отчаявшегося человека, который получал в нём успокоение и обретал жизненные силы и смысл существования.

В практике колокольный церковный звон разделяют на два основных вида: 1 - благовест и 2 - собственно звон.

Самый наиболее древний канонический звон Православной Церкви - это благовест, т. е. благая, добрая весть о начале Богослужения, представляющий собой размеренные удары в один из больших колоколов с целью призыва верующих на молитву в храм.

Появившись в то время, когда церкви могли иметь хотя бы один колокол, этот вид звона продолжал существовать наряду с другими, более сложными. С тех пор изменилось лишь то, что роль благовестующего колокола, соответственно обрядам, стали выполнять различные (как правило, наиболее крупные) колокола. Их часто называют благовестниками.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратиться звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивают веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Темп благовеста, как и выбор ударов (в один или в оба края), зависит от звонаря, величины колоколов и системы звона. При благовесте в небольшой колокол есть возможность регулировать темп, но, если язык соединен веревкой с педалью - звон производится только в один край. У больших язычных и очепных колоколов темп от желания звонаря не зависит. В первом случае он устанавливается частотой движения языка-маятника, а во втором - скоростью соударения самого колокола с языком.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, лаврах, больших монастырях, тогда большие колокола (благовестники) в соответствии по своему назначению, различаются на следующие:

  • - праздничный - самый большой и тяжелый по весу колокол, в который благовестили в двунадесятые и великие праздники, а так же некоторых других особенно торжественных случаях;
  • - воскресный - второй по величине колокол, используемый во время воскресных служб;
  • - полиелейный - третий колокол, для благовеста в праздники апостолов и святителей, а так же святых, которым по уставу служится полиелейная служба;
  • - вседневный или будничный - следующий по величине, для звона в будние дни;
  • - великопостный - колокол, благовествующий во время Великого поста.

Вес колоколов, предназначенных для одного и того же случая, но располагавшихся на разных колокольнях, был различен. Например, колокол, близкий по весу полиелейному или будничному одной колокольни, мог быть праздничным на другой и т.д.

Конечно, не на каждой колокольне имелся и имеется такой полный набор благовестников. Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух: первый выполнял роль праздничного, воскресного и полиелейного, а второй - будничного и великопостного. А то и вообще по одному, что можно наблюдать на колокольнях Новгородских храмов св. апостола Филиппа и св. праведного Лазаря Четверодневного на Западном кладбище.

Кроме названий, связанных напрямую с богослужебной практикой, колокола могут носить имена или прозвища. Например, в дореволюционное время на звоннице Свято-Юрьева Новгородского монастыря было несколько благовестников. В качестве «праздничного» использовался колокол «Неопалимая Купина» (1838 год, 2100 пудов), «воскресный» колокол назывался «Крест» (1838 год, 1140 пудов), «полиелейным» колоколом служил «Георгий» (1827 год, 523 пуда), «вседневным» - «Архангел Гавриил» (1828 год, ок. 267 пудов), а в качестве «великопостных» могли использоваться «Николай Чудотворец» (1838 год, 134 пуда) или «Святой пророк Нафан» (1838 год, ок. 63 пудов).

Следует заметить, что имена и прозвища колоколов не являются значимыми для уставов звонов, их используют только в контексте названий при описаниях или других случаях, напрямую не связанных с их статусом.

В зависимости от чина Богослужения, большие колокола-благовестники, в соответствии с Церковным уставом, используют для следующих видов благовеста: праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности и постный.

Праздничный благовест подобает во время празднования двунадесятых праздников, и его звон осуществляется частыми ударами в оба края самого большого колокола («большака»). Воскресный - по воскресеньям и накануне больших церковных праздников во второй по величине колокол («подбольшой»). Благовест к Всенощному Бдению полагается сначала в большой колокол медленно и долго, а в большие праздники более торжественнее и продолжительнее. Полиелейный - совершается полиелейному святому, а также в некоторых других случаях. Будничный, наименее торжественный благовест, назначается к Малой Вечерне, Повечерию, Полунощнице и часам и бьют его ударами умеренной частоты повседневно в наименьший из больших колоколов или средний. Малый, или постный, благовест используется в звоне богослужений Великого поста и к началу малой вечери и воспроизводится редкими ударами. Если же в храме только один большой колокол, то он является единственным благовестом и используется во всех случаях.

Другим видом колокольного звона является собственно звон, когда звонят сразу во все колокола или же несколько колоколов. Звон во все колокола различается на трезвон, двузвон, перезвон, перебор. Разберем их несколько подробнее.

Трезвон - самый сложный и многоголосный вид колокольного звона и представляет собой звон во все колокола, затем маленький перерыв и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон по своей форме не ограничен Церковным Уставом и поэтому может быть различным по составу колоколов, по форме исполнения, ритму. Характер его различен в зависимости от величины басовых колоколов, задающих темп звону. Если они очень большие, то темп будет умеренным, а звон получится величавым, торжественным и строгим. Напротив, если басовые колокола имеют возможность давать более подвижный темп, то звон получится живым.

В зависимости от количества используемых колоколов трезвон может быть: малым (малые и средние колокола), средним (все, но без самого крупного) и великим («во все тяжкия»). В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, звон во все колокола вообще.

Двузвон - это звон в два и более колокола дважды (в два приема). Ведущей функцией двузвона является оповещение о начале второй части Всенощного Бдения - Утрени, выражающее собой радость Рождества Христова.

Перезвон -- звон, состоящий из поочередного удара в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый), начиная с самого большого и до самого малого. В разных традициях перезвон может заканчиваться аккордом во все колокола. Существуют различные разновидности перезвонов. У каждого звонаря имеются свои устоявшиеся в какую-то определенную последовательность или форму разновидности перезвона, оригинальность и красота зависят от фантазии и таланта исполнителя. Перезвон может применяться как вступление к основному звону или как связка между различными его частями.

В церковной практике наиболее распространенными являются редкий, или медленный, и частый перезвоны.

Медленный перезвон представляет собой медленные одиночные удары по одному в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола. По установившейся традиции такой перезвон совершается два раза в год: на Страстной седмице -- в Великую Пятницу и в Великую Субботу. Он символизирует собой «истощание» Господа Иисуса Христа ради спасения всех христиан.

Частый перезвон отличается частыми и быстрыми многократными ударами (от 3 до 7 раз) в каждый колокол. Он установлен для чина посвящения в архиереи и для освящения воды. В водосвятном звоне довольно частые и сильные удары в большой колокол подхватываются следующим по величине колоколом, доходя таким образом до самого маленького, а при погружении креста в воду исполняется трезвон.

Перебор - это похоронный, проводной, или погребальный звон, выражающий грусть и скорбь об умершем человеке. По классическим канонам он совершается в обратном порядке, чем перезвон, т.е. состоит из медленного, поочередного, по одному разу звона в каждый колокол, начиная от меньшего к большему, с последующим ударом во все колокола. Тем не менее, в церковной практике имеются случаи, когда исполнение перебора осуществляется вразброс.

Медленный перебор колоколов от самого маленького до самого большого символизирует собой возрастающую человеческую жизнь на земле от колыбели до зрелости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для этой жизни, оставляется. Перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, символизирующим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм - трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.

Особенно любимы в народе праздничные звоны, среди которых выделяется так называемый красный звон который совершается во все колокола («во вся тяжкие»). В Церковном Уставе так именуется звон во все колокола без большого на Святой неделе и от Фоминой до недели Всех Святых. Как правило, красный звон бывает при кафедральных соборах, лаврах, монастырях, т.е. там, где есть большое количество колоколов. Красный звон может совершаться как одним звонарем, так и несколькими. В первую очередь он применяется для обозначения красивого, праздничного звона с согласным подбором колоколов, исполняемого в дни больших праздников, во время радостных и торжественных событий в жизни Церкви и общества. Обычно звонари называют красным свой самый лучший трезвон и заботятся, чтобы этот звон, прославляющий Бога, был красен и благолепен.

Однако приведенными выше видами не исчерпывается все разнообразие колокольных звонов. Классические звоны стали основой для появления целого созвездия разнообразных колокольных звонов: повседневных, свадебных, целодневных и других. Так, целодневный звон практиковался в особо важных случаях -- на Рождество, Пасху, во время празднования события, имевшего государственное значение (интронизация патриарха, восшествие на престол, рождение наследника и т.п.), и в зависимости от этого имел свои особенности. Пасхальный звон, наряду со звоном во все колокола во время крестного хода вокруг храма на Пасху, рассматривается еще и как звон, производимый в течение всей Пасхальной седмицы любым желающим, который решится подняться на колокольню и попробовать себя в качестве звонаря.

В истории колокольного звона существуют также встречные звоны. Они исполнялись по ходу следования высокого должностного лица, в том числе и духовного, во всех попутных церквах и носили приподнято-праздничный характер.

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами - гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца . В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление - при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный - для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост - постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида:

1. Благовест

2. Собственно звон

БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:

1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон. В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).



Просмотров