Как написать сочинение "человек и общество". Почему для человека важно сохранять индивидуальность? (Школьные сочинения)


Каждый человек, являясь уникальной личностью, в тоже время является частью общества, и, значит, должен принимать существующие в нём нормы и правила.

Процесс социальной адаптации проходит каждый. Обычно это родители передают нам то, что когда-то сами усвоили. Происходит это чаще всего неосознанно: они просто своим примером показывают, как нужно себя вести.

Конечно, устанавливать рамки и границы необходимо. Тем самым обеспечивается порядок в обществе. Однако в современном мире наша судьба не так предопределена, как это было у предков. Наше поколение более свободно и имеет право выбора.

По мнению психологов, чем стабильнее жизнь, тем меньше вероятность возникновения психических расстройств. Раздражительность, страхи и напряжённость, расстройство сна – вот чем расплачивается человек за свою свободу.

Почему так происходит? Всё дело в том, что когда у человека много возможностей, он начинает тревожиться, сможет ли он правильно воспользоваться этими возможностями.

Мы постоянно сравниваем свою жизнь с жизнью других людей. И если у других лучше, то появляется желание всё бросить и начать заново, но мешает страх потерять то, что уже имеешь.

Мы постоянно находимся под общественным влиянием, проверяем себя на соответствие, оцениваем свою жизнь. Вы замечали иногда, как ведёте внутренний диалог, что-то доказывая другим людям? Вы спорите с невидимым оппонентом, убеждаете его в чём-то.


А так делают очень многие, почти все. Однако чтобы ощутить свободу и полноту жизни, нужно научиться быть самим собой . Поймите, что вы не обязаны быть как все. Будьте яркой индивидуальность. Хотя соблюдать определённые рамки и законы надо.

Прислушивайтесь к себе и своим желаниям. Проследите за собой и ответьте на вопрос: “Как часто вы принимаете решения несамостоятельно?” Вот ситуация. Вы купили новую одежду. Почему? Она вам понравилась и вам в ней комфортно.

Или же просто услышали комплимент от продавщицы. Платье, туфли – это ещё не беда. А может, вы также выбирали место учёбы, работы, круг общения, занятие, образ жизни… Это уже серьёзнее.

Конечно, если вы поняли, что поступали не по своей воле, это не значит, что нужно всё бросить. Просто такие мысли помогут вам постепенно менять свою жизнь к лучшему.

Не будьте слишком требовательны к себе. У каждого человека есть свои слабости, и каждый совершает промахи и ошибки. Конечно, требовательность к себе – полезное качество. Но всё должно быть в меру. Иногда нужно проявить снисходительность к себе, простить свои слабости.

Радуйтесь каждому дню. В современном ритме жизни мы не замечаем повседневные радости, не ощущаем удовольствия от каждого прожитого дня. Обычно наша жизнь больше напоминает выполнение задач и сдачу нормативов.

Научитесь забывать о проблемах, избавьтесь от давления окружающих. Когда вы найдёте равновесие, стремление соответствовать общественным законам и желанием оставаться собой, тогда вы заживёте своей жизнью. Это возможно.

В мировой и русской литературе проблема взаимоотношений человека и социума является одной из важнейших. Человек живет в обществе, и многие из его поступков или действий, так или иначе, предполагают взаимодействие с обществом. Однако эта же сфера оказывается и наиболее проблемной, ведь нередко мотивы отдельно взятой личности не совпадают с мотивами социума.

Основные правила написания работы

Как получить высокую оценку по сочинению «Человек и общество?». Первым этапом написания должна быть формулировка главной мысли - это и будет тема сочинения. Также любое рассуждение состоит из тезисов и аргументов, которые их обосновывают. Тезисы школьник может выдвигать согласно личным убеждениям, которые у него имеются по вопросам взаимодействия человека и общества. Сочинение также должно содержать введение и заключение. Стоит также помнить, что в основной части работы нужно избегать сведений, не имеющих прямого отношения к главной теме.

Развитие происходит только в обществе

Можно, к примеру, подчеркнуть, что общество может выжить без отдельно взятого индивида, но не наоборот. Например, по мнению великого русского ученого Л. С. Выготского, человек, в первую очередь, является социальным существом. Без взаимодействия со старшими членами общества он никогда не сможет развить в себе качеств, которые появились вследствие эволюции всего человечества. Подтверждение тому - дети-«маугли», которых вырастили животные. Даже во взрослом возрасте они уже не могут освоить речь, счет, способности к абстрактному мышлению, умение правильно обращаться с разнообразными орудиями и предметами, которые были разработаны вследствие исторического развития общества.

Как усваивает поведение человек

В сочинении «Человек и общество» учащийся может подчеркнуть, что развитие ребенка подчиняется не только биологическим законам, действующим в животном мире, но и воздействию общественно-исторических закономерностей. Биологическое развитие происходит благодаря влиянию наследственных механизмов, а также путем приобретения индивидуального опыта. Человек же, говорит ученый, не имеет врожденных форм поведения. Развитие его происходит путем подражания взрослым.

Школа: первый опыт общения

Сочинение «Человек и общество» - это хороший способ для самого ученика поразмышлять на тему того, какую роль в его жизни играет социум. Ведь учебное заведение - это не просто место, куда школьники приходят получать знания. Именно здесь и начинается первое серьезное взаимодействие личности и общества. Игра и общение являются элементами для успешного развития личности. Ведь счастливый человек - это тот, кто умеет взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать комфортные отношения.

Инакомыслие

В сочинении на тему «Человек и общество» можно затронуть и проблемы инакомыслия. Ведь нередко общество не принимает тех, кто осмеливается мыслить иначе, чем большинство. У каждого человека есть свои понятия о том, как нужно жить, свои верования и идеи. И никто не вправе отнимать их у человека. Однако отличия между верованиями отдельно взятого индивида и общества - это лишь мини-модель, по которой функционируют многие законы природы. И поэтому с инакомыслием нельзя не считаться. В действительности в любом обществе всегда имеются как минимум две противоборствующие силы. Например, в политическом устройстве многих стран имеются левые, правые и центристские партии. В Америке борьба традиционно ведется между демократами и республиканцами, а в Англии - между лейбористами и консерваторами. Такое же противостояние наблюдается и в природе - ген живого существа мутирует или же остается в прежнем состоянии.

В сочинении «Человек и общество» аргумент по данному вопросу может звучать так: общество должно терпимо относиться к инакомыслию отдельно взятого человека, так как оно заложено в природе. Каждый представитель социума должен относиться с толерантностью ко мнению своего оппонента, к его праву мыслить иначе. Один человек предпочитает есть только овощи, в то время как все окружающие привыкли к наличию мяса в рационе. Это вовсе не повод для того, чтобы каким-то образом общество дискриминировало этого человека.

Мнение человека и позиция общества

Как правило, этап обучения, когда школьникам задается на дом написать сочинение «Человек и общество», - 11 класс. В это время школьников уже никак нельзя назвать малышами - они превращаются в молодых людей с собственными мнениями по разным вопросам. В процессе работы над этим сочинением учащиеся имеют возможность описать те проблемы этой области, которые в наибольшей степени близки им. Ведь нередко взаимодействие индивида и общества может носить как позитивный, так и негативный характер. В романе братьев Стругацких «Гадкие лебеди» есть строчки: «Волчица учит своих волчат: «Кусайте, как я»… зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я». Но человек учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Если попытки мыслить самостоятельно не увенчались успехом

Самостоятельное мышление отдельно взятого индивида нередко воспринимается обществом как настоящее предательство. Например, молодой человек может говорить о том, что он не верит в высшие силы, не хочет получать диплом о высшем образовании, или, к примеру, хочет создать собственную политическую партию. Нередко он может натолкнуться на негативную реакцию общества - высмеивание, отрицание, унижение, скандалы, шантаж. Иногда молодым людям приходится настолько яростно воевать за свои идеалы, что они попросту забывают об их содержании. Даже дожив до преклонного возраста, они продолжают попытки себя отстоять, не помня о смысле своих идей.

Многогранность проблемы

Да, нередко общество подавляет индивида. Однако человек не может жить отдельно от других людей - ему непременно нужны товарищи и друзья, те, кто поддержат в трудную минуту. Пример сочинения «Человек и общество», который описывается в данной статье, содержит несколько разных взглядов на возможные пути взаимодействия индивида и социума. Школьник может выбрать те мысли, которые будут ближе его собственному мировоззрению. Проблема эта многогранна, и нельзя сказать однозначно, может ли человек выжить без общества, а общество - без отдельно взятой личности.

Примеры из литературы

В сочинении по литературе «Человек и общество» учащийся может проиллюстрировать эту тему примерами из различных произведений. Например, в бессмертном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает проблему двойственности высшего общества в начале XIX века. Читатель имеет возможность наблюдать за внешней красотой членов общества, за их нравственными устоями, пришедшими из Европы. Однако здесь же писатель подчеркивает и неестественность - наигранные улыбки, равнодушные лица. С другой стороны, Толстой представляет читателю отдельных членов общества - благородных и чутких. Это Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Не менее остро проблема взаимодействия человека и социума поставлена в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный персонаж романа - это настоящий гений, который смог написать шедевр. Однако после того, как Мастер написал книгу, он не получает признания - наоборот, подвергается гонениям. Полные ярости рецензии он получает от псевдописателей из МАССОЛИТа. В итоге общество заставляет Мастера уничтожить свое произведение. Он перестает быть частью этого скверного общества и находит умиротворение в любви к Маргарите.

В сочинении можно упомянуть и о безрадостном мире, описанном А. И. Солженицыным в его романе «Один день Ивана Денисовича». У людей больше нет имен - есть только порядковый лагерный номер. Жизнь отдельного человека утратила свою ценность, а повадки жителей лагеря становятся все в большей степени похожими на звериные - все, о чем они размышляют, - это удовлетворение насущных потребностей. Но Иван Денисович не желает превращаться из человека в животное, оставаясь способным на проявление сочувствия к ближнему. Его противоположностью являются надзиратели лагеря, которые превратили заключенных в настоящих рабов. Нарушая человеческие законы, они сами себя исключают из общества.

Роль личности в истории

В истории было немало великих людей, благодаря которым происходил научно-технический прогресс, политические преобразования. Иногда роль одного человека в судьбах миллионов людей трудно переоценить. Например, благодаря действиям по координации усилий разных стран, которые предпринимал Уинстон Черчилль, была завершена Вторая мировая война. Благодаря Александру Флемингу, открывшему пенициллин, человечество теперь не безоружно перед инфекционными заболеваниями. Такой может быть роль человека в обществе. Сочинение школьника может содержать и другие примеры из истории, когда действия одного человека оказывались спасительными для его народа или даже всего мира.

Так уж сложилось, что стереотипы общества, в котором мы живем, так или иначе, влияют на каждого из нас. Каждый человек подвержен их влиянию. Людям легче всего повторить что-то, чем сделать что-либо по-другому, не так как все. Ведь так проще, быть таким как все, не нужно изобретать велосипед и выделяться на фоне других. Так комфортно. Но при такой сомнительной зоне комфорта люди теряют самое главное – свою индивидуальность.

Наше внутреннее я, оно как ребенок, растет, развивается и в один день, его нужно просто выпустить. Но тут появляется преграда – мнение социума, его критика, стереотипы, возражения. Особенно сильно это проявляется, когда человек начинает выходить на новый , развития, самосовершенствования. Например, Вы решили работать удаленно. А Ваши друзья, знакомые, соседи, одноклассники, ну попросту абсолютно все, твердят Вам, что вы занимаетесь ерундой. Родственники говорят Вам, что Вы позорите семью, в которой абсолютно все и всегда были врачами, а вы не хотите продолжить семейную традицию. Почему-то принято считать в обществе, что Вы кому-то что-то должны. Как будто мы уже рождены с долгами и обязанностями перед кем-то.

В современном мире, очень важно все время быть в развитии, движении. В наше время очень много возможностей, как для личного развития, так и для работы. И ничье мнение Вас никогда не должно останавливать. Стадные инстинкты присущи слабым, безынициативным и ленивым людям, которым хорошо живется в своем мирке. Такие люди всегда будут говорить Вам, что так принято, так надо, так заведено и т.д. Потому что по-другому они мыслить уже не могут, т.к. все время стоят на одном месте.

Если Вы хотите узнать, как на нас влияют стереотипы общества, в частности, явление «стадный инстинкт», тогда прочитайте эту историю:

Заключение

Как видите, все люди, так или иначе поддаются влиянию социума. Это заложено в нас генетически. Но, это не означает, что мы должны принять это как должное и существовать наравне со всеми. Каждый человек индивидуален. Каждый из нас - личность. Поэтому, постоянно проявляя свою индивидуальность, свою точку зрения, свои мысли – Вы тем самым даете себе самовыразиться и идти впереди всех тех, кто вечно чем-то недоволен и только критикует других. Стереотипы общества – это сильное клеймо, от которого нужно быстрее избавляться. на других, но никак на Вас. И самое главное, надо всегда стараться окружать себя единомышленниками, людьми, с которыми Вы вместе развиваетесь .

Каждый человек индивидуален. Многие гонятся за целью угодить всем и каждому. Но нужно усвоить, что это невозможно. У каждого человека свой характер. Нередко, как бы сильно человек ни старался угодить каждому в большом круге лиц, всегда кто-то остается недовольным. Некоторые люди, преследуя цель подчинить другого человека своим желаниям, внушают в сознание своей жертвы, что тот неудачник и ничего не добьется без посторонней помощи.

Сложно в это поверить, но такой вид отношений присутствует повсюду. На работе, в дружеских коллективах или даже в семьях кто-то относится предвзято к другому человеку, считает неудачником. Надо постараться избавиться от подобных отношений, порождающих одни разочарования и угнетения.

Три ступени на пути к свободе

В современном мире люди очень замкнуты в эмоциональном плане. У каждого сформировано личное определение «уважения» к другим. На что необходимо в первую очередь обратить внимание:

  • Страх. У всех есть страх потерять близкого человека, это вызывает зависимость и возможность контролировать людей. Именно под воздействием страхов люди унижают друг друга с целью сохранить контроль. Люди, которые пытаются сами себя успокоить, скрыть свои страхи, осознают, насколько низка их самооценка.
  • Основным аспектом является воспитание. Ребенок, растущий в окружении, где нет полноценных отношений, уважения друг к другу, вырастает с не развитыми эмоциональными и личностными качествами.
  • Преследование личных интересов. Некоторые люди, поддаваясь своим желаниям и эгоизму, стремятся контролировать все, что происходит вокруг них.

Как обезопасится от таких людей?

Нужно четко осознавать, что каждый вправе выстраивать в своей жизни личные приоритеты, и чужим подчиняться не стоит. Многие подвержены мнению со стороны. К примеру, часто можно услышать фразу в чей-то адрес о том, что достоин чего-то лучшего. Но откуда кому знать, что лучше для других, а что хуже? Каждый судит исходя из своей точки зрения. Но нужно для себя четко знать, что хорошо, а что плохо, и не принимать близко к сердцу мнение окружающих людей.

Некоторые люди ставят себя выше других и навязывают свою точку зрения, предполагая, что лучше разбираются в вопросе. Это в корне неверно. Встречая подобный тип людей, нужно помнить, что жизнь не вращается вокруг других.

Те занятия или поступки, которые приносят счастье и удовольствие, не должны подвергаться критике со стороны, призывающие бросить любимое дело. Каждый должен сделать личный выбор, который будет свидетельством того, кем человек является на самом деле. Каждый шаг на пути в будущее – это выбор одного человека, а не советы от посторонних людей.

Следует усвоить, что те, кто не понимает и критикует выбор другого человека, пусть остаются при своем мнении. Никому ничего доказывать не нужно.

При попытке угнаться за мечтой удовлетворения окружающего общества можно и не заметить, как жизнь оказалась прожита впустую. Так никогда и не реализуются заветные желания. Для создания собственного счастья необходимо приложить массу усилий и побороться за то, что заслуживает каждый.

Идеальных людей не существует, ошибки совершают абсолютно все. Любящие люди всегда подержат в трудную минуту и помогут не сбиться с пути. Те, кто пытается как-то подстегнуть, критиковать, только создают проблемы. Круг общения нужно выбирать тщательно. Не стоит надеяться, что такие люди изменятся. Лучше свести к минимуму общение с таким типом знакомых.

Ничто так не помогает встряхнуться, как осознание того, что жизнь на самом деле очень скоротечна. Человек должен ставить в приоритет свои ценности и желания для выстраивания жизни, о которой мечтает. Нельзя позволять мнению окружающих кардинально влиять на собственную жизнь, занижать самооценку.

Топорова Екатерина Алексеевна

Мы все такие разные. Между нами нет полного сходства, мы все имеем что-то особенное, подчеркивающее нашу индивидуальность.

Что же такое индивидуальность?

Скачать:

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Эссе

Как не потерять свою индивидуальность в современном мире?

2016

Мы все такие разные. Между нами нет полного сходства, мы все имеем что-то особенное, подчеркивающее нашу индивидуальность.

Что же такое индивидуальность? За ответом я обратилась к психологическому словарю. Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. Это научное определение я понимаю так: индивидуальность - это то, что делает человека особенным среди других. Хорошо подходит высказывание: «В единственном экземпляре!»

В современном мире большинство людей подстраиваются друг под друга, для того, чтобы сохранить хорошие отношения, понравиться, продвинуться по карьерной лестнице, заработать мнимый авторитет… Тем самым, люди нередко, загоняют себя в рамки определенного стандарта, требуемого окружением, наступают на горло собственной индивидуальности, а нередко, и убивают ее в себе. Потому так часто хочется все делать одному: и жить одному, и работать одному, чтобы ни под кого не подстраиваться и никого не ублажать.

Мы живем в свое время: мобильное, жёсткое, с высокой степенью конкуренции. На мой счет, замечательно, что у нас есть выбор: один (одна) или вместе с кем-либо. Можно открыть свое дело, и продвигая его, развиваться, расти самому. Великим помощником в достижении поставленной цели будет такая важная личностная черта как упорство. Многие люди могут назвать эту индивидуальную черту по-другому: упрямством. А твое стремление реализовать себя – хапужничеством. Так, что же сейчас смотреть на других, боясь чужого мнения, подавлять себя, свои стремления, желания? Позволяя манипулировать собой, мы теряем шанс быть собой и прожить свою жизнь. Ведь для чего-то каждый на этот свет родился?! Уж, точно, не для того, чтобы быть похожим на кого-то и по чьим-то советам жить. У каждого свой путь и свое предназначение. Мешать человеку реализовать себя - это как мешать ему дышать. Не зря же выражение есть «наступить на горло». Очень точное сравнение.

Но это не значит, что соединившись с другими, обязательно теряешь свою индивидуальность. Все зависит от способа соединения. Например, возьмем сотрудничество. При таком способе взаимодействия индивидуальность только усиливается и расширяется. Люди учатся принимать друг друга такими, какими они есть. А значит, понимать и находить пути совместного взаимодействия. Первый шаг: заметь индивидуальную особенность человека! Для этого, иногда, надо снять с себя «шапку Мономаха», выйти из комфортного состояния себялюбия и принятия только своего Я.

Как это сделать? Да очень просто! Нужно просто научиться в других людях видеть хорошее. Ну, вот нисколько не страдает моя индивидуальность, когда я восхищаюсь другими людьми! И знаете что обнаружила? Что в каждом из нас есть своя изюминка, есть чем восхищаться. Когда смотришь на человека с точки зрения «что в нем хорошего», а не с точки зрения «что в нем плохого», то узнаешь много нового, чего раньше не знал. Потому что уши не заложены пробками превентивной критики, и глаза не закрыты очками с таким же названием.

Когда стала практиковать такое отношение к людям, то мне стало намного комфортнее жить. Хороших людей стало в разы больше вокруг. И еще - не нужно было ни от кого защищаться и тратить на мнимую «борьбу» драгоценные силы. Для более приятных занятий получилось их сохранить и применить. У меня появилось больше добрых знакомых и настоящих друзей.

Хотя, сначала непросто было. Усилием воли затыкала себя, когда хотелось влезть с непрошеным советом или показать, что я знаю что-то лучше, когда меня об этом не спрашивали. На собственных ошибках поняла, что совет хорош только тогда, когда его просят. Когда советуешь и показываешь свою крутость, то другой человек закрывается, начинает защищать свою индивидуальность. Так у меня получилась некая теория обязательной толерантности в индивидуальности, которую я понимаю так: относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.



Просмотров