Как государства становятся банкротами. Государственное банкротство Почему государство не может быть банкротом

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к

Банкротство характеризуют как невозможность определенного субъекта правовых отношений удовлетворить денежные требования или выплатить обязательные государственные платежи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Данный термин можно детерминировать не только как юридический факт, но как процедуру становления юридических и физических субъектов неплатежеспособными. Однако нельзя сводить банкротство только к конечному признанию субъекта неактивным в финансовом плане, поскольку это также включает процесс восстановления денежных активов, получения поддержки от специализированных органов и др.

Причины ситуации

К основным причинам банкротства (которые присущи всем типам предприятий, обладающих финансовыми активами) можно отнести:

  1. Ограниченность в собственных финансовых средствах и отказ кредитных учреждений в сотрудничестве. Предприятия, которые вызывают недоверие клиентов, как правило, постепенно теряют их финансовые вклады. Причиной этого может быть плохое обслуживание, невыгодные программы и предложения, предыдущие неправомерные действия.
  2. Сильная конкуренция и монополия. Давление со стороны государства по поводу установления монополии на данный вид производства — распространенная причина банкротства в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Организационно-финансовые ошибки в работе персонала. Ложные расчеты по установлению цен на продукцию, несвоевременное осуществление операций, разработка неэффективной стратегии развития и другие ошибки могут существенно снизить конкурентоспособность такого субъекта в сфере финансовых или реализаторских услуг.

К каждому отдельному виду хозяйственной деятельности можно добавить еще несколько причин признания субъекта неплатежеспособным.

Не существует единой и основной классификации таких предпосылок, поскольку действующее законодательство акцентирует внимание именно на конечном результате данного процесса — признание банкротом.

Субъекты банкротства

Перечень субъектов банкротства можно встретить в Федеральном Законе «О банкротстве», где указано, что к ним относятся: должник, кредитор, арбитражный управляющий, комитет кредиторов и другие (органы местного самоуправления и исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы). Их правосубъектность существенно отличается, поскольку по вине одного из них (должника) второй (кредитор) несет определенные потери в виде денег, услуг, ценных бумаг или других финансовых активов.

Также специфическими, но необходимыми в таком процессе являются «субъекты оздоровления» неплатежеспособного лица: арбитражные органы, государственные и местные структуры.

Их роль нельзя недооценивать, поскольку действенная стратегия способна возобновить нормальную деятельность соответствующего участника.

Физические лица

Физическое лицо в типичных правоотношениях может выступать в качестве: должника, кредитора, арбитражного управляющего. Однако закон предъявляет определенные условия к лицу, которое может быть признано неплатежеспособным: наличие предпринимательской деятельности и невозможность удовлетворения требований определенных лиц в течение установленного срока.

Правосубъектность должника и кредитора в указанных правоотношениях построена по классической схеме: первый обязан полностью или частично вернуть деньги или другие финансовые средства второму, который в свою очередь имеет право требовать указанные действия в судебном порядке.

К особенностям признания банкротом физических лиц можно отнести назначение арбитражного управляющего.

Он осуществляет следующие функции относительно неплатежеспособного участника правоотношений:

  • оценивает его существующее имущество для дальнейшей реализации;
  • проводит финансовый аудит и мониторинг;
  • осуществляет анализ возможных путей вывода «проблемного» субъекта из кризисного состояния;
  • предлагает наиболее рациональные меры для полного или частичного удовлетворения кредиторских требований.

Юридические лица, ИП

Банкротство юридического лица может быть установление только по решению суда с предварительным согласованием коллегией кредиторов. Данный вывод принимают только после детального изучения финансового состояния «проблемного» объекта, возможных путей восстановления и «оздоровления».

Процедура банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинакова и состоит из следующих четырех составляющих:

  1. Общее наблюдение. На данном этапе назначается специальный управляющий (по решению суда), но предприятие продолжает свою обычную деятельность. В его компетенцию входит анализ работы объекта, решения возможных финансовых проблем и составления отчета.
  2. Внешнее управление . Если на собрании кредиторов было принято решение о применении более жестких мер чем наблюдение, то арбитражный суд на срок до 12 месяцев вводит общий контроль над юридическим лицом.
  3. Проведение конкурса. Для признания банкротом юридического лица и ИП, необходимо назначения конкурсного процесса. На данном этапе назначается руководитель, который обязан оценить все финансовые активы предприятия и реализовать их на публичных торгах. За счет проданного на аукционах имущества погашаются убытки кредиторов.
  4. Мировое соглашение. Данный этап является факультативным, поскольку в случае спорных ситуаций, коллегия кредиторов может принимать определенные решения для их решения.

Страна

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

В случае подозрения банкротства важного стратегического объекта (теплоэлектростанции, химического или топливного предприятия и др.), то органы государственной власти должны создать арбитражную комиссию для решения вопроса о предоставлении государственных дотаций и дополнительного финансирования.

Государство выполняет защитные функции в случае банкротства крупного предприятия, где работает более 200 сотрудников . Поскольку это приводит к повышению уровня безработицы, снижение уровня обеспеченности населения и потери очередного фискального субъекта. Федеральная налоговая служба России выступает от имени государства, если в процессе банкротства предусматриваются большие налоговые потери.

Последствия банкротства

Последствия банкротства бывают двух видов: негативные и позитивные. Первые заключаются в: финансовых потерях для кредиторов, увольнении работников, временных и денежных затратах для должника, ослабление соответствующего хозяйственного звена народного хозяйства.

Несмотря на негативную окраску такого процесса как банкротство, существуют также положительные моменты его наступления, а именно:

  1. Возможность начать более надежный и продуктивный бизнес
  2. Погашение всех налоговых платежей
  3. Отстранение от управления легкомысленного, непрофессионального руководства
  4. Максимальное удовлетворение кредиторских требований.

Для должника

Для должника процесс банкротства носит негативный характер и начинается с момента принятия арбитражным судом решения о проведении конкурса (аукциона). В течение одного года все финансовые активы (недвижимые объекты, устройства, филиалы и банковские счета) оцениваются и реализуются.

Для должника банкротство носит два основных последствия:

  1. Ликвидация и признание должника неплатежеспособным.
  2. Удовлетворение требований кредиторов.

Существуют также случаи наличия нескольких должников. Тогда требования к каждому из них зависят от их роли в процессе производства и членских взносов. Отечественное законодательство в таком случае предусматривает субсидиарную ответственность: каждый отвечает по мере своего участия в процессе деятельности учреждения и выплачивает компенсацию в размере своего финансового вклада.

Должник с момента начала конкурсного процесса устраняется от управления предприятием. Это связано с возможным хищением существующего имущества, умышленным нанесением вреда предприятию, уничтожением документации (квартальных отчетов, актов ревизий, бухгалтерских расчетов).

Конкурсный управляющий может предъявлять претензии к должнику, если в процессе анализа финансового состояния объекта обнаруживаются неправомерные сделки, необоснованная потеря имущества, наличие неофициальных банковских счетов в и др. В таком случае должник может быть привлечен к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Для кредиторов

Интересы кредитора в процессе банкротства играют приоритетную роль. Он может стать инициатором признания определенного предприятия неплатежеспособным путем подачи заявления в арбитражный суд. Кредитор в течение всего судебного процесса имеет право требовать от должника возврата его финансовых активов.

Существует два вида кредиторов: частные (физические и юридические лица) и публичные (государство и казенные предприятия). В первую очередь удовлетворяются требования государственных структур, а позднее составляется план выплаты денег других субъектов.

Если кредиторы заявили свои требования после проведения конкурса, то они получают денежные выплаты после удовлетворения требований всех предыдущих очередей.

К ним, как правило, относятся неактивные участники, вклады который составляют менее 2%. Арбитражный суд в первую очередь удовлетворяют требования уязвимой категории кредиторов: государственных структур, льготных организаций и граждан (религиозных, детских учреждений, инвалидов).

Способы выхода из кризиса

Экономисты и юристы выделяют ряд эффективных методов преодоления кризисных ситуаций в работе предприятий, учреждений и организаций:

  1. Изменение «устаревшего» руководства. Многочисленные ошибочные решения руководящих органов, умышленные противоправные действия, неверные бухгалтерские расчеты и нерезультативная стратегия развития — главная причина распада предприятий. В такой ситуации необходима замена директоров, президентов, их заместителей, главных бухгалтеров. Однако основной массив работников, не имеющих доступа к принятию решений, не должен подлежать сокращению или увольнению.
  2. Усовершенствование техники и повышение квалификации работников. Привлечение новейших технологий, методов производства, проведения аттестаций и стажировок работников могут предотвратить банкротство и кризис.
  3. Создание новых стратегий развития. Для удовлетворения требований современного рынка нужно осуществлять свою деятельность на основе динамических планов и стратегий. Документация, которая не соответствует современным образцам, может повернуть вектор деятельности субъектов в негативную сторону. Аналитики и юристы должны как можно чаще обновлять правовую и организационную базу данных, вести прозрачную статистику.

Банкротство — это процесс, имеющий публичный характер, он воспроизводит действительную картину эффективности функционирования рыночной системы государства.

В России стремительно растет число банкротств граждан, включая индивидуальных предпринимателей. За шесть месяцев текущего года суды признали финансово несостоятельными 13 225 граждан страны. Это на 79% больше, чем в 2016-м.

Тем временем федеральные власти вместо того, чтобы обратить на ситуацию внимание и забить тревогу, продолжают заниматься всяческими медийно-развлекательными вещами. Глава Банка России Эльвира Набиуллина торжественно представляет купюры нового номинала; правительство высказывает инициативу о снятии с части соотечественников соцпособий, если окажется, что граждане владеют относительно дорогой собственностью; а законодатели приноравливаются брать с граждан плату за содержание кошек, рыбок и хомячков. Других-то проблем в Отечестве не видно! - вот только домашних питомцев зарегистрируем за деньги, и наступит благодать.

Оскал новой реальности

То, что Россия за шесть месяцев почти выполнила годовой «план» банкротств - весьма пугающая тенденция. Массовое разорение граждан и мелких предпринимателей происходит на фоне некоторого оживления промышленности и определенных успехов в сельском хозяйстве. Образно говоря, российская экономика напоминает «Титаник», наскочивший на айсберг: на верхних палубах - в гнездилище промышленного производства и валютно-финансового сектора - наблюдается легкий крен, слышно дребезжание фарфора на столиках. А вот трюмы уже вовсю заполняют ревущие потоки ледяной океанской воды.

В принципе, было очевидно, что всё так и будет. Мы уже не раз отмечали, что вся антикризисная стратегия правительства и ЦБ сводится к тому, чтобы перекладывать издержки на рядовых граждан: замораживать зарплаты, пенсии и соцвыплаты, держать искусственно заниженным курс рубля, всячески препятствовать росту реальных доходов населения. И надо признать: чиновникам и банкирам действительно удалось выбраться из острой фазы кризиса на горбу работяг и за счет бизнеса.

Расплатой стало истощение финансовых резервов отечественных домохозяйств и сильная деградация внутреннего рынка.

Но вот, казалось бы, - всё, пик экономической беды миновал: доллар опустился ниже 60 рублей, нефть - наоборот, растет в цене; дефолт по корпоративным долгам, которого так опасались в 2015-м, так и не наступил. Можно дать народу вздохнуть, восстановить силы. Не тут-то было: бизнес как душили налогами - так и душат, а население, как и прежде, держат в нищете.

При этом оживление экономики парадоксальным образом ухудшает состояние и рядовых граждан, и мелких предпринимателей. Эксперты отмечают, что теперь «всем нужны живые деньги». Кредиторы стремятся воспользоваться открывающимися возможностями, а потому предпочитают банкротить заемщиков, а не реструктуризировать их долги. С другой стороны, наша судебная система «распробовала» процедуру банкротства и теперь все чаще применяет эту меру.

Сочетание этих факторов сделало банкротство населения системным процессом. И это новая реальность, в которой нам предстоит жить.

Прогноз в цифрах

О том, что мы стоим в самом начале большого и весьма неприятного пути, говорят следующие цифры. Пока в России через процедуру банкротств прошли 34 000 граждан. Это примерно 5% от общего количества потенциально несостоятельных заемщиков. Общее же число граждан России, попадающих под нормы закона «О банкротстве физлиц» - то есть имеющих долги более 500 тысяч рублей и просрочку платежей более 90 дней - составляет 660 тысяч человек.

Иными словами, в ближайшие несколько лет больше полумиллиона наших сограждан потеряют значительную часть имущества. Понятно, что в случаях, когда речь идет об изъятии не в меру дорогих авто, плазмы на полстены и прочих предметов бессмысленной роскоши, нет ничего ужасного. Жить надо по средствам. Однако значительная часть банкротств будет связана с изъятием имущества, которое сейчас используется для ведения бизнеса. И тут главный вопрос: кто все это купит? Трудолюбивые мигранты? Или, может быть, иностранные инвесторы? Кому нужен малый бизнес в России, кроме самих граждан страны?

Если малое предпринимательство действительно нужно стране, тогда на фоне массового разорения действующих ИП нужно разрабатывать меры, которые будут создавать новые. И не когда-нибудь потом, а прямо сейчас. Но этот вопрос властями даже не ставится. Кабмин изощряется в изобретении новых поборов и выдумывании очередных оснований для сокращения трат на нужды населения.

Между тем федеральные власти имеют очень эффективное средство, которое могло бы остановить волну банкротств. Это ключевая ставка. Сентябрьским решением Центробанка она была установлена на отметке в 8,5% годовых. Это процент, под который государство дает деньги банкам. В разных видах кредитов ключевая ставка составляет от четверти до двух третей того, что в конечном счете приходится выплачивать конечному заемщику.

Если снизить ее хотя бы до американского значения - 1,25% годовых, то должники смогут вздохнуть свободнее. Притом наибольший выигрыш получат не любители красивой жизни, набравшие потребительских кредитов под 38% годовых, а люди, взявшие ипотеку, автокредиты и займы для бизнеса.

И напротив, выжимая с них при посредничестве банков лишнюю копейку, ЦБ разоряет значительную часть экономически активного населения и тем самым копает опасную яму всей российской экономике.

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала сайт! Сегодня поговорим про банкротство, что это такое, какие этапы и стадии процедуры банкротства существуют, по каким признакам определяют банкротство, возможные последствия данной процедуры для юридических и физических лиц.

Из статьи вы узнаете:

  • Что такое банкротство (несостоятельность);
  • Какие действия совершаются на каждом этапе процедуры банкротства;
  • В чем заключается сущность фиктивного банкротства и в чем его отличие от преднамеренного банкротства;
  • Какие существуют варианты последствий банкротства.

Материал этой публикации будет интересен индивидуальным предпринимателям, бизнесменам, лицам, занимающим руководящие должности на предприятиях, кредитным экспертам, кредитным должникам, студентам и всем, кто хотел бы улучшить свои знания в области финансов.

Ответы на данные и другие дополнительные вопросы вы получите прямо сейчас!


Понятие банкротства — что такое, как проходит процедура банкротства и какие стадии и этапы нужно пройти физлицу и компании, какие последствия будут от преднамеренного (фиктивного) банкротства

1. Понятие банкротства — сущность и значение (+ обзор Федерального закона (ФЗ) о несостоятельности) 📝

Ни одно предприятие не застраховано от прохождения процедуры банкротства. Столкнуться с данной проблемой может любое предприятие , которое не может ответить по своим обязательствам перед кредиторами.

Шаг №5. Реализация имущества

Если все же должник был признан банкротом официально , то происходит продажа имущества на торгах . Это происходит в том случае, если реанимировать предприятие не удалось , а доходы физического лица недостаточны для погашения задолженности.

На торги выставляется движимое и недвижимое имущество, техника и другая собственность должника, которая имеет ценность.

Единственная жилплощадь не выставляется на торгах , однако кредиторы могут потребовать выделить долю в имуществе, которое было нажито должником в браке.

Более подробно про , мы писали в отдельной статье.

Итак, процедура банкротства помогает физическому лицу урегулировать финансовые споры и дает возможность выплатить существующие долги, пусть и с некоторыми потерями.


Какие последствия возможны по окончанию процедуры банкротства

4. Последствия, возникающие по окончании процедуры банкротства 💸

Рассмотрим, какие могут возникнуть последствия банкротства после закрытия процедуры для физических и юридических лиц .

Для компаний наиболее серьезным последствием является ликвидация фирмы и продажа активов с торгов .

Для физических лиц предусматривается наложение ареста на имущества и его продажа с торгов .

Несостоятельность физических лиц предусматривает такие негативные последствия:

  • Если гражданин желает заключить договор займа либо взять кредит, то в течение 5 лет он должен ставить кредитора в известность о том, что он не так давно был признан судом банкротом;
  • 5 лет частное лицо не может подавать заявления о несостоятельности;
  • Гражданин не может работать на руководящих должностях 5 лет.

Банкротство компаний – явление не случайное, оно показывает экономическое состояние, которое сложилось в стране. Если число ликвидируемых фирм большое, то это явный признак нестабильности экономики и наличия финансовых проблем у юридических лиц, занимающихся данным видом бизнеса.

При несостоятельности юридического лица законом предусмотрены такие последствия:

  • Отложенные сроки погашения долгов считаются наступившими;
  • По долговым обязательствам перестают начисляться пеня и проценты;
  • Разрешается обращение на взыскание имущества за долги;
  • Прекращаются имущественные споры, в которых принимало участие юридическое лицо;
  • Все имущественные требования предъявляются к должнику исключительно при ликвидационном производстве.

5. Квалифицированная помощь при сопровождении процедур банкротства 📚

Признание должника банкротом – это долгий процесс, который длится не один год, и требует существенных затрат сил, энергии и нервов. Чтобы минимизировать все затраты на данную процедуру рекомендуется за помощью обращаться к специалистам.

В настоящем времени существует множество фирм, предоставляющих профессиональную помощь по вопросам банкротства.

Обращение в такую фирму позволит сократить расходы на сам процесс и добиться принятие судом оптимального решения.

Профессионалы оказывают должнику максимальную помощь при оформлении документов и в достижении компромисса с кредиторами и т.д.

Услуги по сопровождении процедуры банкротства

В Российской Федерации на сопровождении дел о несостоятельности (банкротстве) специализируются несколько организаций.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Компания «Стоп кредит»

Специализация этой фирмы – это работа с клиентами, имеющими споры с различными кредитными организациями. Здесь специалисты помогут решить проблемы с неустойками, задолженностями и просрочками.

2. Национальный Центр Банкротства

Деятельность данной компании распространяется на Москву и область, а также на множество других регионов Российской Федерации. В этой фирме существуют возможность онлайн консультации со специалистом по вопросам процедуры несостоятельности.

3. Адвокатская консультация

Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, но фирма имеет развитую сеть филиалов во многих городах. Здесь юристы дают качественные консультации по всем вопросам банкротства и при необходимости обеспечат надежную юридическую поддержку на всех этапах процедуры банкротства.

4. Всероссийская Служба по Банкротству

Эта компания также имеет филиалы во многих областях РФ. Она также осуществляет консультации клиентов дистанционно.

5. Юридическая компания ЦВД

Юридический супермаркет ЦВД обеспечивает юридическую поддержку гражданам в любых юридических и финансовых вопросах.

Цены данных компаний разнятся в зависимости от сложности дел. Поддержка на всех этапах процедуры банкротства юридической фирме обойдется от 100 000 рублей , а физическим лицам около 20 — 100 тыс. руб .


Последствия преднамеренного и фиктивного банкротства

6. Преднамеренное и фиктивное банкротство — признаки и последствия 💣

Фиктивным банкротством называется изначально ложное объявление о несостоятельности компании или частного лица , если это привело к причинению крупного ущерба.

Важно! Преднамеренное банкротство является административно или уголовно наказуемым деянием.

В настоящее время фиктивное банкротство – это достаточно распространенное явление. При этой процедуре создается впечатление о неплатежеспособности лица.

Идея преднамеренного банкротства обычно выдвигается учредителем или руководителем компании .

Цели, преследуемые при организации процесса банкротства, могут быть различны:

  • Присвоение активов фирмы незаконным путем;
  • Обман сотрудников компании;
  • Получение отсрочки или отклонение от уплаты существующей задолженности;
  • Получение скидок на уплату долга и др.

По закрытии дела о банкротстве такая компания признает себя несостоятельной и создает остаточную компанию , где остаются недорогое ненужное имущество, неквалифицированные кадры и долги.

6.1. Характерные признаки преднамеренного банкротства

Любой вид несостоятельности обладает такими характерными признаками:

  • У лица имеются денежные долговые обязательства на сумму более 100 000 руб.
  • Лицо не может погасить, имеющуюся у него задолженность;
  • Банкротство должника является официально признанным судом;

Что касается преднамеренного банкротства, то его основными специфическими признаками являются:

  • Должник скрыл наличие имущества, а также сведения о его местонахождении, продал имущество;
  • При подаче в суд заявления о банкротстве не было соблюдено выполнение всех необходимых обязанностей;
  • Невыполнение должником установленных правил процедуры банкротства;
  • Бухгалтерские и учетные документы были подделаны, и не являются оригиналами.

6.2. Выявление факта наличия преднамеренного банкротства

Если в фирме было инициировано преднамеренное банкротство , то это можно выявить в результате проведения инвентаризации и финансового анализа , проводимых арбитражным управляющим.

При проверке фиктивности банкротства обязательным является прохождение следующих этапов:

  • Анализируется платежеспособность компании, проводится финансовый анализ;
  • Делается инвентаризация активов, которые стоят на балансе предприятия;
  • Осуществляется проверка правомерности сделок компании, которые могли способствовать ухудшению финансового положения фирмы и повлечь увеличение неплатежеспособности. На этом этапе проверяются сделки за весь период.

Документы, проверяемые для выявления преднамеренного банкротства:

  • Учредительные документы;
  • Имеющиеся данные о долгах предприятия;
  • Бухгалтерские и учетные документы;
  • Документы по имеющимся судебным делам;
  • Отчеты ревизий и аудиторских проверок.

Если в ходе документальной проверки были выявлены незаконные сделки, то можно предположить, что именно такие сделки и являются одной из причин ухудшения платежеспособности юридического лица.

Примером незаконной сделки может быть осуществление купли-продажи движимого или недвижимого имущества на невыгодных условиях и т.п.

Кроме того, бывают случаи, когда преднамеренное банкротство выражается в невыполнении руководством фирмы своих прямых обязанностей.

6.3. Последствия, которые влечет за собой преднамеренное банкротство

Если в ходе проверки было доказано, что банкротство компании инициируется преднамеренно, то на гражданина, виновного в активности банкротства налагаются административное или уголовное наказание .

Уголовный Кодекс предусматривает административное наказание за преднамеренное банкротство.

Ответственность за умышленную инициацию процесса банкротства несет руководитель фирмы или участник общества или индивидуальный предприниматель.

То есть лица, действия которых повлекли за собой неплатежеспособность компании, а также бездействие которых повлекло невозможность удовлетворения предъявленных требований кредиторов.

Уголовная ответственность предусматривается в том случае, если ущерб был особо крупным . Пороговое значение в данном случае является сумма - 1 500 000 руб.

В случае, если данная сумма ущерба составляет больше указанного значения , то на лица налагается такая ответственность перед законом:

  • Административный штраф, составляющий 200 000 – 500 000 руб. или в размере дохода лица за 1-3 года;
  • Направление лица на выполнение принудительных работ в течение 5 лет;
  • Лишение свободы в течение 6 лет, дополнительно присваивается административный штраф 200 000 руб. или в размере дохода лица за 18 месяцев;

Если же сумма ущерба составила менее 1 500 000 руб. , то ответственность за такое деяние назначается другая:

  • Для физического лица административный штраф 1 000 – 3 000 руб.;
  • На руководителя или управляющего компанией налагается административный штраф 5 000 – 10 000 руб. и невозможность занимать управляющие должности в течение 1-3 лет.

6.4. Отличие фиктивного банкротства от преднамеренного

Итак, рассмотрим подробнее чем отличаются друг от друга фиктивная и преднамеренная несостоятельность.

Вначале может показаться, что понятия фиктивного и преднамеренного банкротства обозначают одно и то же. Но на самом деле между ними существует целый ряд явных различий .

Преднамеренным является банкротство , которое стало результатом действий со стороны управляющих лиц, повлекших неспособность фирмы погасить существующую задолженность перед кредиторами. Как правило , такое банкротство осуществляется с целью присвоения лицом незаконным образом активов, которые числятся на балансе предприятия.

Что касается фиктивного банкротства , то заявление о нем в суд является изначально ложным. Основная цель этих действий — получение отсрочки оплаты по долгам или уклонение от уплаты задолженности.

При крупном ущербе для гражданина, совершившего противоправные действия предусматривается следующее наказание:

  • Присвоение административного штрафа 100 000 – 300 000 руб. или уплата дохода гражданина за два последних года;
  • Направление на выполнение принудительных работ, срок которых составит 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 6 лет и уплата дополнительного штрафа, размером до 80 000 руб.


7. Часто задаваемые вопросы по банкротству 📌

В данном разделе рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы, касательно прохождения процедуры банкротства и дадим на них развернутые ответы.

Вопрос 1. Что такое упрощенная процедура банкротства и как она осуществляется?

Упрощенной процедурой банкротства называется процедура, при которой компания ликвидируется в самые краткие сроки и с минимальными денежными потерями для руководителя предприятия.

Данная схема банкротства применяется, как правило , на некрупных предприятиях, имеющих немного активов, состоящих из имущества и денежных средств. Ускоренное банкротство признается в течение 5-7 месяцев .

При этой процедуре не предусмотрены попытки санации и внешнего управления. Сразу после проведения анализа финансовых, учетных и бухгалтерских документов компании суд принимает решение ликвидировать компанию и начинается этап конкурсного производства.

Вопрос 2. Что представляет собой единый федеральный реестр банкротств?

Единый федеральный реестр банкротств представляет собой сборник информации, которая касаются дел о банкротстве компаний. Реестр содержит информацию о ходе процедур банкротства в РФ.

Просмотреть данный реестр можно на официальном сайте единого реестра в Интернете. Доступ к нему открыт для любого желающего.


(Официальный сайт Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве — bankrot.fedresurs.ru)

Чтобы увидеть более полную информацию, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте. Именно здесь содержатся все сведения о компаниях, которые были признаны банкротами или в отношении которых открыто дело о банкротстве. Все данные на сайте регулярно обновляются.

До существования единого реестра контролировать ход дел о несостоятельности было намного сложнее.

В специальном разделе на сайте можно найти информацию по проводимым торгам. Там указаны даты , виды и предметы проводимых торгов . Также можно ознакомиться со списком предметов, которые выставлены на аукцион (квартиры, оборудование, нежилые помещения, транспорт и т.д. ) на которые арбитражным судом наложен арест.

Вопрос 3. Когда банкротство гражданина является его правом, а когда обязанностью?

Многие граждане не всегда хотят начинать судебный процесс по поводу банкротства. Но в некоторых случаях начало судебного разбирательства помогает выиграть время и выплатить долги с минимальными потерями .

Гражданин может обратиться в суд с заявлением об инициации процедуры банкротства, если он предполагает, что в скором времени он станет банкротом, если явно имеют место обстоятельства, свидетельствующие о том, что осуществить обязанность по уплате долгов и обязательных платежей просто не возможно .

При этом гражданин должен быть неплатежеспособным , а также не должен иметь в собственности имущество, после продажи которого он сможет безболезненно закрыть все имеющиеся у него долги.

Частное лицо обязано написать в суд заявление об инициации в отношении него процедуры банкротства тогда, когда уплата существующей задолженности одному кредитору повлечет за собой невозможность выплаты обязательных платежей и задолженностей перед другими кредиторами в установленный срок.

Размер обязательств при этом должен быть не менее 500 000 руб . В этом случае физическим лицом подается заявление в судебные органы на протяжении 30 дней с момента , когда он узнал или должен был узнать о своей неспособности погасить долги перед кредиторами.

Вопрос 4. Какие ограничения прав гражданина могут быть вынесены судом по завершении в отношении него процедуры о банкротстве?

По окончании процедуры банкротства арбитражным судом может быть установлен запрет на выезд гражданина , признанного банкротом за рубеж. Этот запрет будет действителен до момента принятия судом решения об окончании судебного производства о банкротстве или до момента подписания мирового соглашения между должником и кредиторами.

С того момента как вынесено решение о признании лица банкротом и с момента начала реализации имущества, стоящего на балансе у должника, все права на данное имущество, в том числе и право на распоряжение им, осуществляются исключительно финансовым управляющим.

После того как процедура банкротства была закрыта лицо-банкрот не может заключать кредитные договора и договора займа, не указав факта банкротства .

Кроме того, в течение этого же периода времени гражданин не может вновь инициировать процедуру банкротства.

Вопрос 5. Может ли быть при банкротстве продана квартира?

Квартира должника может быть продана в том случае, если она находится в залоге (например, ипотечное кредитование).

Вопрос 6. Каковы последствия для гражданина повторного банкротства?

В случае если гражданин повторно был признан банкротом, то на протяжении трех лет он не имеет права быть руководителем компаний.

Вопрос 7. При признании гражданина банкротом возможно ли погашение за счет средств третьего лица его задолженности перед бюджетом в виде налогов и сборов?

Налоговым кодексом РФ утверждена норма о том, что каждый налогоплательщик должен собственными силами погашать свою задолженность перед государством по налогам и сборам.

Однако, несколько другие нормы утверждает Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем законодательно установлена возможность уплаты третьим лицом всех существующих обязательств должника. Чтобы это сделать третьим лицом должно быть подано в суд соответствующее заявление.

Вопрос 8. Возможно ли применение санации/внешнее управление при несостоятельности индивидуального предпринимателя?

Нет, данные процедуры применяются лишь в отношении юридических лиц.

Вопрос 9. Если должник признан банкротом, то в какой очередности будут удовлетворяться требования кредиторов?

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения заявленных кредиторами требований:

  • Судебные издержки, оплата работы арбитражного управляющего;
  • Задолженность, существующая перед гражданами, здоровью и жизни которых был нанесен ущерб;
  • Задолженность, существующая перед работниками, касательно выплаты пособий и заработной платы;
  • Остальная задолженность.

Вопрос 10. Процесс банкротства является одинаковым для всех компаний?

Как рассматривалось выше, процедура несостоятельности предусматривает прохождение 5 этапов . Но в законодательстве не предусмотрена необходимость прохождения предприятием всех этих этапов.

Большое значение в этом вопросе имеет организационно-правовая форма фирмы-должника. По этому критерию организации могут быть: простые, страховые, кредитные, банковские, градообразующие и сельскохозяйственные .

В обязательном порядке все 5 (пять) стадий банкротства должны проходить простые, градообразующие и сельскохозяйственные предприятия.

Для остальных трех форм организации предусмотрена возможность несколько другого порядка процедуры банкротства:

  • В случае, когда банкротами являются кредитные организации обязательным является только конкурсное производство;
  • Особенность предприятий сельскохозяйственного направления состоит в том, что их деятельность носит сезонный характер. Результат их деятельности во многом определяется погодными условиями и сезонностью. Поэтому арбитражный суд может назначить для них стадию надзора, внешнего управления и санации по своему усмотрению. Что же касается практической деятельности, то реализация назначения суда осуществляется в период сезона, подходящего для основной деятельности предприятия.
  • В страховых компаниях из процесса банкротства исключаются этапы оздоровления предприятия и внешнего управления.

Вопрос 11. Что представляет собой собрание кредиторов? Какие вопросы решаются на данном собрании?

Кредиторами признаются лица, которые по отношению к юридическому или физическому лицу имеют право требования относительно денежных или других обязательств . При проведении собрания кредиторов в нем могут принять участие конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Притязания всех этих субъектов на дату проведения собрания обязательно должны быть отображены в реестре требований.

Собрание кредиторов образуется при любом конкурсном процессе , кроме случаев , когда у компании существует задолженность только перед одним кредитором.

Организация и проведение собрания осуществляется арбитражным управляющим за 2 (две) недели . Это условие должно неуклонно соблюдаться управляющим в противном случае он может быть привлечен к ответственности. Уведомление участников также является прерогативой его деятельности.

Какой-либо ответственности за несоблюдение этой обязанности законом не предусматривается, но если кредитор докажет, что он не явился на собрание потому что не получил уведомления, то он имеет право поставить вопрос о неправомочности собрания. В этом случае идет речь о невыполнении управляющим своих прямых обязанностей.

Кредиторам , понесшим убытки вследствие созыва собрания, разрешается потребовать у управляющего их погашения. У должника тоже возникнут убытки, так как ему необходимы средства на созыв и проведение второго собрания.

Собрание должно рассмотреть следующие вопросы:

  • Определение времени начала или окончания процедуры санации и внешнего управления или продление сроков этих процедур, которые были согласованы ранее;
  • Утверждается план санации предприятия;
  • Утверждается график погашения существующей задолженности;
  • Выбор и утверждение необходимых требований, которые будут предъявляться к кандидатурам управляющих на всех этапах процедуры;
  • Определение реестродержателя;
  • Подписание мирового соглашения;
  • Принимается решение о том, что пора выставлять имущество должника на реализацию для покрытия за счет средств от продажи существующих требований по долгам;
  • Выбирается путем голосования полномочный представитель;
  • Организуется деятельность комитета кредиторов.

Вопрос 12. Каковы различия между арбитражным, конкурсным и внешним управляющими?

Изначально суд назначает арбитражного управляющего , решающий все основные моменты, связанные с организацией и осуществлением процесса банкротства.

Это должен быть профессионал в своем деле, и он должен входить в организацию арбитражных управляющих.

По факту понятие «арбитражный управляющий » является общим, и на разных этапах процедуры банкротства он имеет свое особенное название, в зависимости от функций, которые он выполняет.

Процедура наблюдения осуществляется временным управляющим . В его компетенцию входит решение следующих вопросов: проведение финансового анализа должника, участие в рассмотрении судом требований по задолженности т.д.

При процедуре санации предприятия назначается административный управляющий . В его обязанность входит контроль за исполнением установленного графика погашения задолженности.

Процедура внешнего управления находится под наблюдением внешнего управляющего . Он обязан предпринять действия по восстановлению платежеспособности фирмы.

На этапе конкурсного производства к делу подключается конкурсный управляющий , который следит за продажей имущества должника и из полученных денег осуществляет погашение задолженности перед кредиторами в порядке утвержденной очередности.

Арбитражный управляющий не участвует только на последней стадии процесса банкротства – подписании мирового соглашения .

Вопрос 13. Есть ли необходимость в специальной подготовке организации к банкротству?

Если руководитель предприятия понимает, что процедуры банкротства ему не избежать, то в его интересах подготовить компанию к процедуре банкротства .

Именно правильно выполненная подготовка к банкротству будет способствовать успешному окончанию дела о банкротстве.

Проведение специальной подготовки помогает снизить риски, возникающие при проведении процедуры несостоятельности, примерами которых могут быть риски :

  • выявить фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • риск привлечения налоговыми органами учредителя компании либо лица, занимающего руководящую должность к субсидиарной ответственности;
  • смена конкурсного управляющего в процессе дела и др.

Подготовка к банкротству заранее страхует предприятие от наступления этих рисков, дает возможность объективно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию до начала процедуры банкротства.

Действия, которые помогут подготовиться к инициации процедуры банкротства и снизить риски, описанные выше:

  • Проведение анализа сложившейся структуры обязательств, которая будет основой структуры долга перед кредиторами;
  • Проведение анализа сложившейся структуры активов, что позволит оценить объем имущества, которое в результате будет выставляться на продажу на свободных торгах;
  • Проведение анализа сделок, которые были заключены руководителем на предприятии за последние три года, что позволит вывить наличие неправомерных сделок, а значит снизить риск признания банкротства преднамеренным;
  • Анализ возможности признания банкротства фиктивным или преднамеренным, а также возможности привлечения руководства к субсидиарной ответственности.

8. Заключение + видео по теме 🎥

Таким образом, процедура банкротства (несостоятельности) представляет собой сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Он может быть упрощенным или полным .

На время рассмотрения судом дела о несостоятельности юридическое или физическое лицо освобождается от уплаты кредиторской задолженности, а также процентов, пени и неустоек.

Однако , признание арбитражным судом субъекта несостоятельным, не освобождает его от полной уплаты долга. Процедура лишь позволяет должнику выплатить свои обязательства кредиторам несколько другим способом.

Банкротство может быть фиктивным, то есть спланированным, с целью незаконного присвоения активов или получения отсрочки по уплате долгов. В этом случае оно является преступлением.

Закон предусматривает при таком варианте административную и уголовную ответственность . Для того чтобы снизить риски, возникающие при инициации дела о банкротстве рекомендуется провести предварительную подготовку , которая поможет полностью оценить сложившуюся ситуацию.

Эксперты рекомендуют юридическим и физическим лицам инициировать процедуру банкротства только в самом крайнем случае , когда решить финансовые вопросы другим способом просто не представляется возможным.

И видеоролик про несостоятельность предприятий, где раскрываются вопросы «Как сохранить активы», «Для чего нужно банкротство бизнесу» и так далее:

Команда журнала «сайт» желает Вам успехов в юридических и финансовых делах. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже.

Государственное банкротство I

так называется уменьшение бремени Г. долгов посредством нарушения прав кредиторов, выражающееся отречением правительства от точного исполнения своих по отношению к ним обязательств. В истории финансов встречаются различные приемы, посредством которых правительства доставляли себе произвольные облегчения на счет своих заимодавцев. К числу древнейших принадлежит порча монеты или увеличение ценности некоторых ее сортов. Так, после первой Пунической войны римское правительство уменьшило вес асса (ходячей медной монеты) с 12 унций до двух, чтобы расплатиться со своими кредиторами шестою частью той суммы, которую оно у них заняло на ведение войны. Подобный прием и в наше время часто практикуется в вост. странах. Аналогичным с понижением веса монеты является ухудшение внутреннего ее достоинства, выпуск в обращение низкопробной монеты. При таких замаскированных способах Г. банкротства страдают не одни кредиторы государства, но и все кредиторы частных лиц. Худшие деньги всегда вытесняют собою из обращения лучшие: никакой должник не станет платить полновесною монетою, если он может рассчитаться со своими кредиторами посредством монетной единицы худшего достоинства. С этой точки зрения предпочтительно Г. банкротство, выражающееся в более откровенной и грубой форме. Оно не раз имело место в средние века, вплоть до XVIII в. Правительства старались занять как можно больше денег (большею частью - у евреев, как наиболее крупных в то время банкиров), а затем просто изгоняли кредиторов из страны и конфисковали их имущество. Даже лучшие министры этой эпохи (Сюлли, Кольбер) не считали особенно предосудительным прибегать к насилию, когда дело шло о погашении Г. долгов. Известный аббат Террэ (министр в 1768-1774 г.) открыто провозглашал необходимость для каждого государства прибегать к объявлению несостоятельности по меньшей мере один раз в столетие. В те времена Г. банкротство, сопровождаясь, конечно, весьма вредными последствиями для кредита, затрагивало непосредственно небольшой круг лиц (поставщиков казны, банкиров и тех, кому заимодавцы казны успевали сбыть кредитные билеты). Размеры общественного бедствия Г. банкротство могло принять лишь после изобретения способа занимать у всех без их согласия: таким способом явились бумажные деньги (см. Деньги). Когда падение ценности бумажных денег достигает крайних пределов, а вместе с тем увеличиваются в постоянно растущей прогрессии убытки казны, тогда возникает настоятельная необходимость восстановить металлическое обращение, с бумагою разменною по предъявлении. Выбор одного из возможных способов восстановления металлического обращения зависит, прежде всего, от размера, в котором данное правительство пользовалось выпуском бумажных денег как источником дохода, а также и от степени их обесценения. Если бумажные деньги утратили всю свою ценность или она упала до нескольких процентов их номинальной цены, то государству не остается ничего больше, как объявить или молчаливо признать бумажные деньги недействительными - иначе, допустить Г. банкротство. В тех случаях, когда обесценение бумажных денег не достигло крайних пределов и продолжалось очень долго, применяется девальвация (см.), т. е. приравнение номинальной цены бумажных денег к их действительной стоимости в металле. Девальвация считается крайнею финансовою мерою и, в сущности, должна быть признана частичным банкротством. Наиболее известными примерами катастроф в бумажно-денежном хозяйстве представляются: бумажные деньги времен Джона Ло (1719-1720), ассигнации и территориальные мандаты 1791-1795 гг. во Франции и континентальное обращение 1775-1780 гг. в С.-А. С. Шт. В 1716 г. по инициативе Джона Ло был основан в Париже акционерный банк (Banque générale), которому было разрешено выпускать билеты на предъявителя, разменные на ходячую монету. Количество их (свыше 2750 млн. ливров) скоро превзошло потребность рынка, ценность их начала быстро понижаться, несмотря на самые разнообразные предупредительные меры - напр. уменьшение веса монеты, на которую разменивались билеты. В конце концов банк (актив которого составляли 289 миллионов против пассива на сумму около трех миллиардов ливров) должен был прекратить размен билетов, а правительство лишило их принудительного курса (см. Банки). Во время Великой французской революции было выпущено огромное количество бумажных денег, достигшее в 1796 г. суммы в 40 миллиардов франков; дело дошло до того, что за один франк золотом платили 312 ½ фр. ассигнациями. В 1797 г. Директория понизила общую сумму французского Г. долга до 1 / 3 (tiers consolide), постановив выдать на остальную сумму долга билеты (bons) под обеспечение Г. имуществами, которые упали в обращении ниже 1 / 6 стоимости. Позднее, законом 28 июня 1812 г., было сделано то же в Голландии и Королевстве Вестфальском (сделанный прежними правительствами долг был понижен до 1 / 3). - В период отпадения Сев.-Амер. штатов от Англии правительство Штатов было вынуждено прибегнуть к выпуску бумажных (так наз. континентальных) денег. Чрезмерные выпуски билетов, количество которых к концу 1779 г. достигло 241 1 / 2 млн. долларов, в связи со значительным количеством поддельных билетов произвели быстрое падение их ценности, так что, по словам Вашингтона, "за повозку, нагруженную деньгами, едва можно было купить повозку, нагруженную провиантом". В марте 1780 г. конгресс признал обесценение бумажных денег за факт и открыл обмен их на серебро по цене одного долл. сер. за 40 дол. бумажн., после чего металлическое обращение было восстановлено в стране. В текущем столетии наиболее выдающимся случаем частичного банкротства, или девальвации, является девальвация билетов Австрийского национального банка, совершенная в 1811 и 1816 гг. (владелец 10000 гульденов в 1799 г. получал за них в 1811 г. только 2000, а в 1816 г. - всего 800 гульденов). В России девальвация ассигнаций произведена манифестами 1 июля 1839 г. и 1 июня 1843 г. (см. Ассигнации и Девальвация).

II (дополнение к статье)

Г. банкротством называется такое состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги или проценты по ним, в полном объеме или частью, совершенно или на некоторый срок. Банкротство может проистекать или из нежелания государства уплачивать долги, или из финансовой невозможности платежа; впрочем, нежелание уплачивать долги лишь в самых редких случаях может возникнуть иначе, как на почве финансовых затруднений. Различие между банкротством частного лица и Г. банкротством состоит в том, что государственное банкротство не имеет тех юридических последствий (в виде назначения конкурсного управления), как несостоятельность частного лица, хотя контрольная финансовая комиссия, назначаемая иногда в обанкротившемся государстве, имеет некоторое сходство с конкурсным управлением; фактически иностранные державы могут посредством репрессивных мер принудить его подчиниться иностранному финансовому контролю. Государства несуверенные, как, напр., штаты, входящие в состав американского союза, находятся по отношению к возможности объявления Г. банкротства в положении еще более благоприятном, чем государства суверенные: союзное государство всегда защитит штат от каких бы то ни было репрессий со стороны иностранных кредиторов. Именно в силу этого американские штаты не раз пользовались возможностью объявления Г. банкротства, когда этого даже не требовало настоятельно положение их финансов, и такое объявление проходило не только без вреда, но и с пользой для их дальнейшего экономического и финансового развития. - В средние века Г. банкротство объявлялось весьма часто. Тогда еще не различались в достаточной степени долги монарха от долгов государства, и Г. банкротство было не чем иным как банкротством монарха, защищенным от воздействия суда - его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Франция, Испания, Австрия и многие другие государства до конца XVIII или даже начала XIX века находились в состоянии хронического банкротства, которое для них, как и для многих финансовых дельцов, часто являлось способом обогащения. Для оправдания и мотивирования банкротства ссылались и на фактическую невозможность платежа, и на мотивы религиозного и морального свойства. Так, в 1560 г. португальский король объявил, что он отныне намерен платить не более 5 % по своим займам (которые были заключены по 8, 10, 12 и более процентов), так как церковь упрекает его за платеж ростовщических процентов. Кольбер, в 1664 г., выкупая франц. государственную ренту по цене более низкой, чем это было обусловлено, ссылался в официальном декрете на заботливость короля о народе, которого он не желает угнетать излишне высокими податями для уплаты долгов, а также на то, что волнения 1648-1652 гг. были поддерживаемы владельцами ренты, за что они должны быть наказаны. С развитием денежного и в особенности кредитного хозяйства для больших промышленных государств банкротство стало делом слишком серьезным, слишком тяжело отражающимся на государстве, чтобы к нему можно было прибегать с таким легким сердцем. Г. банкротство бывает полное (т. е. полный отказ от уплаты каких бы то ни было долгов - явление, возможное только в теории) или частичное. Это последнее может состоять или в отказе от уплаты определенной части капитального долга, совсем или на определенное время, или, при полном признании обязательности уплаты капитального долга, в отказе от уплаты части процентов в течение определенного или неопределенного срока, или просто в насильственном понижении нормы процентов, или, наконец, в нескольких формах сразу. Затем, Г. банкротство может быть откровенным или замаскированным. К типу последних принадлежит обложение государственной ренты, облигаций казначейства или вообще государственных долговых обязательств более или менее высокими налогами, которые являются не чем иным, как понижением нормы процентов без согласия на то кредиторов. Сюда же относится всякая девальвация монетной единицы, хотя скорее в теории, чем в действительности. Девальвация, произведенная в России в 1839 и 1895 гг., была только фиксацией уже происшедшего падения курса и, следовательно, только официальным признанием совершившегося de facto ранее частичного Г. банкротства. Почти не замаскированным банкротством является обязательная конверсия, совершаемая без согласия кредиторов и без возвращении ссуженных ими капиталов. Примером отказа в уплате капитальной суммы долга может служить мера, принятая французским правительством в 1770 г., когда оно обратило на другие нужды, на 8-летний срок, те фонды, которые эдиктом 1764 г. были предназначены на погашение государственных долгов в определенной постепенности; в течение нескольких лет долги действительно не погашались, по крайней мере в том размере, какой был обещан при их заключении. Другой случай имел место в американском штате Миннесота в 1881 г. С 1858 г. штат Миннесота стал в широких размерах оказывать кредит железнодорожным компаниям для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, причем средства для кредита получались посредством государственных займов. Постройки на государственные деньги велись крайне нерасчетливо, и железнодорожные компании оказались не в силах уплачивать % по своим долгам в размере 2275000 долларов. Государство, в свою очередь, не пожелало уплачивать этих денег своим кредиторам и законом 1881 г. постановило обменять прежние свои 100-долларовые боны на новые 50-долларовые. Моральным основанием для этого было то, что государство было обмануто компаниями. Несмотря на сильное недовольство собственников бонов, они ничего поделать не могли, и со времени проведении этой меры бюджет штата стал сводиться без дефицита.

Другую, более частую форму Г. банкротства, представляет прекращение или понижение платежа процентов. У государства имеются долги, которые признаются, но оказываются, временно и притом насильственно, беспроцентными или неполнопроцентными; на языке финансового права они называются мертвыми долгами (tote Schulden, dettes différées, defferred debts). В Испании король Фердинанд VII отказался, в 1623 г., признать государственные долги, заключенные конституционным правительством кортесов. Однако, это оказалось слишком гибельно для кредита страны; в 1834 г. пришлось признать эти долги, но с тем, чтобы только 2/3 % по ним подлежали немедленной уплате, остальная же треть должна быть уплачена лишь по истечении нескольких лет. Критическое положение испанских финансов не допустило осуществления этого плана, и в 1836 г. правительству пришлось отказаться от уплаты еще более значительной доли процентов. В Турции в 1875 г. бюджет сводился с многомиллионным дефицитом; платежи по долгам приходилось покрывать при помощи новых займов, которые делались все труднее и труднее. Ввиду этого Порта заявила, что она будет в течение 5 лет уплачивать только половину процентов деньгами, а другую половину - 5-процентными облигациями, подлежащими погашению к 1881 г.; но война с Россией еще ухудшила положение финансов Турции, и это последнее обязательство исполнено не было. К этому же типу принадлежит финансовое банкротство Португалии в 1892 г. и Греции в 1893 г. Прежде Г. банкротство проходило для государства обыкновенно даром. В настоящее время иностранные кредиторы - по крайней мере те, за которыми стоят их правительства, - располагают некоторыми средствами понуждения. Так, когда египетский хедив Измаил Паша решил в 1876 г. отказаться от уплаты части % по своим государственным долгам и по долгам, лежащим на владениях хедива и его семьи, то под давлением иностранных держав он принужден был сам создать особую комиссию ликвидации египетских долгов, или так называемую caisse de la dette publique. Первоначально эта комиссия была чисто египетским учреждением и состояла хотя из иностранцев, но назначенных хедивом и получавших жалованье из средств египетского казначейства. В 1880 г. иностранные державы (Англия, Франция, Италия, Германия, Австро-Венгрия и Россия) добились того, что члены комиссии стали назначаться ими, с чисто фиктивного только утверждения хедива. Очень скоро Англия сильно сократила роль других комиссаров, и в настоящее время комиссия является чисто английским финансовым управлением египетских долгов и вообще египетских финансов. Комиссия имеет право контролировать весь государственный бюджет и давать хедиву советы, которые de facto являются для него обязательными. Являясь, таким образом, истинным правительством Египта, эта комиссия сумела поднять производительность страны и добиться того, что государственные долги Египта уплачиваются в полном размере. Такая же комиссия существует и в Турции. Сперва она имела характер совершенно частный. Образовался комитет из представителей, избранных кредиторами, т. е. иностранными банкирами для защиты их интересов (1876), который, однако, был совершенно бессилен что-нибудь сделать. Политическое положение Турции и отношение к ней держав были тогда таковы, что прибегнуть к каким-либо принудительным мерам не было возможности: Англия, управляемая консервативной партией, чувствовала себя заинтересованной не в уплате турецких долгов, а в сохранении суверенитета турецкого султана. Через несколько лет положение вещей изменилось, и под дипломатическим давлением Порта сообщила в октябре 1880 г. иностранным державам о своем намерении призвать представителей кредиторов к совещанию о новой системе ведения турецких финансов. После долгих переговоров, 20 декабря 1881 г., султанским ирадэ был назначен совет из представителей от кредиторов (conseil d"administration de la dette publique ottomane), которому предоставлены определенные права по контролю турецких финансов. Совет состоит из представителей Англии, Италии, Франции, Австро-Венгрии и Германии. В совещаниях совета принимает участие также директор Оттоманского банка. Кредиторы согласились на понижение номинальной суммы ссуженного капитала, на понижение нормы % и на изменение сроков расплаты и в этих пределах добились правильной уплаты долгов. Для этого они постепенно брали в свое управление различные отрасли государственного хозяйства, напр. некоторые железнодорожные линии. Члены совета признаются турецкими чиновниками и получают жалованье из средств государственного казначейства. Подобные же комиссии, с различным объемом прав и влияния, существуют в Сербии с 1895 г. и в Греции с 1898 г.

Все указанные случаи Г. банкротства имели место в государствах, стоящих на невысоком уровне промышленного развития. Г. банкротство сравнительно мало влияет на внутреннюю жизнь тех стран, которые почти не знают кредитного хозяйства и лишь недавно, а иногда даже не вполне, перешли к денежному хозяйству. Вместе с тем, все эти случаи имели место в государствах в политическом и военном отношении слабых, которые не имели возможности противиться воздействию со стороны иностранных держав, и потому Г. банкротство приводило к политическому порабощению, которое иногда, как в Египте, вело к несомненному улучшению внутреннего экономического положения, но часто задерживало развитие страны. Трудно себе представить, чем было бы Г. банкротство в большом, сильном государстве, с развитой промышленностью и развитым кредитным хозяйством. Такое государство могло бы не допустить иностранного вмешательства, и банкротство не лишило бы его политической самостоятельности, по крайней мере, непосредственно. С другой стороны, Г. банкротство повлекло бы за собой сильное падение курсов; это последнее неизбежно вызвало бы предъявление к государству всех требований, которые только могут быть предъявлены, но которых государство не в силах было бы удовлетворить; в частности, были бы предъявлены требования о возврате денег, лежащих в сберегательных кассах, что обанкротило бы эти кассы. Так как кредит почти всех кредитных учреждений страны покоится на кредите государства, то все они немедленно прекратили бы платежи; промышленность, связанная с кредитом, получила бы страшный толчок и либо должна была бы на известное время остановиться, либо реорганизоваться. на совершенно новых началах. Таким образом, Г. банкр. неизбежно вызвало бы революцию, если бы только оно само не было вызвано революцией или не служило ее частным выражением. Социалисты не раз указывали на отказ от уплаты государственных долгов, как на один из способов осуществления революции; эта мера была включена, напр., в программу французской рабочей партии (Лафарга и Геда), в 1883 г. В большинстве случаев даже революционные правительства признают долги свергнутых ими режимов. Итальянское королевство признало все долги тех государств Италии, которые им были поглощены; одним из первых актов правительства Бразильской республики было заявление, что оно признает все долги уничтоженной Бразильской империи.

Кроме курсов финансового права, которые все более или менее говорят о Г. банкр. (см. в особенности Рошера), кроме сочинений по международному праву (в особенности Ривье), см. Diena, "Il fallimento degli statt е il diritto internazionale" (Турин, 1898); Kaufmann, "Das internationale Recht der ägyptischen Staatsschuld" (Берлин, 1891); его же, "Die Kommissare der Kasse der ägyptischen Staatsschuld und das internationale Recht" (Берлин, 1896); Kebedgy, "De la protection des créanciers d"un Etat étranger" (в "Journal du droit international privé", 1894); его же, "Les difficultés financières de la Grèce et l"intervention des Etats étrangers" (в "Revue Générale de droit international public", 1894); Leroy-Beaulieu, "L"Egypte et le contrôle anglo-français" (в "Revue des Deux Mondes", авг. 1882); Pflug, "Staatsbankrott und internationales Recht. Mit einem Anhang: Die Organisation der internationalen Kontrolle der griechischen Staatsfinanzen" (Мюнхен, 1898); Politis, "La Caisse de la dette égyptienne" (в "Revue générale de droit international public", 1896); Körner, "Staatsachuldentilgung und Staatshankrott" (Вена, 1893); Meili, "Der Staatsbankrott und die moderne Rechtswissenschaft" (Берлин, 1895); С. Collas, "Der Staatsbankrott und seine Abwicklung" (Штуттг., 1904); статья в Conrad"s "Handwörterbuch des Staatswissenschaften".



Просмотров