Как это было: пожар в небоскребе Лондона (21 фото). Пожар в дубайском небоскребе взят под контроль

Как минимум 6 человек погибли, десятки пострадали в результате сильнейшего пожара, много часов бушевавшего в многоэтажном жилом доме на западе Лондона. До 600 человек могли находиться в 24-этажном здании Гренфелл-тауэр в момент возникновения огня. На некоторых этажах пожар продолжается до сих пор.

Корреспондент ВВС Энди Мур подтверждает, что продолжают гореть верхние этажи, однако пожарным удалось взять ситуацию под контроль.

Что известно

  • В Лондонскую пожарную бригаду поступил звонок в 00.54 ночи в среду с сообщением об огне в жилом доме. Гренфелл-тауэр на улице Латимер-роуд в районе Северный Кенсингтон.
  • В здании 24 этажа.
  • По данным местных властей, до 600 человек могли находиться в здании в момент возникновения огня.
  • Более 70 человек доставлены в больницы.
  • Полиция сообщила, что погибли как минимум 6 человек.
  • Многие очевидцы сообщают, что видели людей, подававших сигналы о помощи из своих окон.
  • На месте тушения пожара находятся 40 пожарных расчетов и более 200 пожарных.
  • Более 20 машин скорой помощи прибыли к зданию, охваченному огнем с третьего по последний этажи.
  • Причина возникновения огня не установлена.
  • Мэр Лондона Садик Хан заявил, что этот пожар классифицируется как «чрезвычайное происшествие».
  • Жилая башня Гренфелл-тауэр была построена в 1974 году, в ней 130 квартир.
  • По сообщениям местных жителей, в здании недавно завершился крупный ремонт.
  • Эвакуированы жители некоторых соседних зданий.
  • В местных школах и спортивных клубах развернуты центры помощи.

Глава Лондонской пожарной службы Дэни Коттон, вторично выступившая перед прессой, сообщила, что инженер-проектировщик постоянно оценивает состояние здания, и пока пожарным можно там оставаться. Однако она не стала говорить о возможных причинах возникновения огня, сославшись на то, что ситуация все еще развивается.

Вместе с тем, шеф лондонской полиции Стюарт Канди призвал людей держаться подальше от горящего здания.

Ранее, в своем первом заявлении, глава Лондонской пожарной службы Дэни Коттон сообщила, что пожарные прибыли к месту пожара в течение 6 минут после поступления первого звонка.

Она назвала масштаб пожара беспрецедентным. «За свои 29 лет работы пожарным я никогда ничего подобного не видела. Пожарные работают сейчас изо всех сил. Это очень масштабный пожар, охвативший все этажи этого 24-этажного здания, с третьего этажа и выше», — заявила Коттон.

«Все пожарные экипированы в изолирующие противогазы, а работать долгое время в таких аппаратах непросто, и это затрудняет спасение людей и обуздание огня», — добавила глава пожарной службы.

Жители охваченного огнем дома отмечают, что не раз предупреждали местный совет о том, что здание с точки зрения пожарной безопасности находилось в неудовлетворительном состоянии.

В 2013 году, по сообщению инициативной группы дома Grenfell Action Group , произошел скачок напряжения в сети, и в здании чуть не возник крупный пожар.

Активисты этой группы говорят, что не раз выражали свою озабоченность местному совету Кенсингтон и Челси.

Как сообщает газета Guardian , жителям этой многоэтажки советовали в случае пожара оставаться в своих квартирах и ждать дальнейших распоряжений.

В 2014 году в информационном бюллетене для жителей Гренфелл-тауэр было сказано: «Наша давняя политика «оставайтесь на местах» по-прежнему в силе — если вам не поступает других указаний. Это означает, что (если только пожар не в вашей квартире или на вашей площадке) вы должны оставаться в своей квартире. Это связано с тем, что Гренфелл-тауэр построена в соответствии со строгими требованиями противопожарной безопасности. Новые входные двери в каждую квартиру могут выдерживать огонь до 30 минут, а этого вполне достаточно для прибытия пожарной бригады».

Между тем, лишь в прошлом году в этом жилом блоке был проведен ремонт, на который было потрачено 9,7 млн фунтов (12,4 млн долларов).

Что говорят очевидцы

Как сообщила Би-би-си Зоуи, живущая на 4-м этаже, где, по-видимому, начался пожар, сигналы пожарной тревоги не прозвучали, и огонь распространялся поразительно быстро.

«Я спала, когда кто-то стал барабанить в мою дверь. Я открыла дверь, и мой сосед сказал, что начался пожар и надо срочно уходить. Я закрыла дверь, надела кроссовки, и когда снова открыла дверь, то уже вся площадка была в густом дыму», — рассказала Зоуи.

Очевидцы сообщали, что доступ к зданию для пожарных машин был крайне затруднен из-за слишком узких подъездных путей. Это заметно ограничило возможности пожарных по борьбе с пламенем, говорят очевидцы.

Корреспондент Би-би-си передает с места событий, что есть риск обрушения здания. Полиция установила кордоны и пытается оттеснить толпу наблюдающих из-за угрозы разрушения здания.

«Мы видим, как из здания падают обломки, мы слышим хлопки, мы слышим звук лопающегося стекла», — передает корреспондент.

По сообщениям властей, в момент возникновения огня в здании могли находиться до 600 человек. Неизвестно, скольких удалось эвакуировать.

Эвакуированных людей разместили в близлежащем христианском центре.

Пока нет никакой информации о том, что могло послужить причиной пожара и как огонь смог распространиться так быстро по столь большой площади.

Некоторые СМИ и очевидцы сообщали, что в доме на протяжении всего времени пожара оставались жители, которые просили о помощи.

Ведущий программы Amazing Space Джордж Кларк рассказал в эфире Radio 5 Live , что видел, как на верхних этажах кто-то махал фонарем. По его словам, очевидно, что не все люди смогли выбраться из здания.

Кларк пояснил, что сам стоит в 100 метрах от здания и его всего засыпало пеплом.

Еще один очевидец, Тим Дауни рассказал Би-би-си, что здание практически выгорело изнутри. «Оно выглядит очень плохо, очень-очень плохо. Я никогда такого не видел. Это действительно очень большой пожар», — сообщил Дауни.

Похоже, человечество никогда не оставит мечту о «башне до самого неба». Небоскребы поднимаются ввысь уже на сотни метров и этажей, а в Саудовской Аравии строится здание Kingdom Tower, которое вместе со шпилем преодолеет отметку в километр. Но как быть обитателям верхних этажей во время пожара? Надежных средств спасения с такой высоты до сих пор нет.

Роман Фишман

Зимой 1977 года страшный пожар в гостинице «Россия» унес жизни почти полусотни человек. Многие погибли, пытаясь спуститься через окна по связанным простыням. Прибывшие на место пожара автолестницы доставали максимум до седьмого этажа, и только импровизированная лестница, составленная из нескольких частей, протянувшись с седьмого по двенадцатый, помогла некоторым спастись. Выбраться из огненной ловушки удалось не всем — многие просто не сумели спуститься.

Когда загорелись подбитые самолетами башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, минимум 200 человек спрыгнули вниз. Одни сознательно выбрали такую гибель, не имея другой возможности спастись от пламени, другие поддались панике. К тому моменту со времени трагедии в Москве прошло 24 года — но и они просто не сумели спуститься. В 2006 году, во время крупного пожара в офисном здании во Владивостоке люди снова прыгали вниз. В среднем от 3 до 5% жертв пожаров пытаются спастись, выскакивая из окон. А средств для их спасения как не было, так и нет. Хотя нельзя сказать, что идей нет вовсе.


Идея: по лестнице?

Находящиеся на службе у пожарных автолестницы достигают высоты от 17 до 60 м, что теоретически позволяет добираться до вершин даже 14- и 17-этажных зданий. Однако на практике достаточно длинных автолестниц всегда мало: даже на большие мегаполисы их закупают не больше нескольких штук: стоимость их слишком велика. Конечно, требуются они не так уж и часто, но когда необходимы, могут просто не успеть на место пожара. Да и помогут они не всегда: высоты хотя бы 30-го этажа достигают лишь единичные экземпляры. Несколько лет назад пожарные китайского Сианя с гордостью рапортовали о выделении средств на покупку в Финляндии уникальной платформы с лестницей высотой 101 м.

Между тем в мире насчитывается более 7300 небоскребов высотой больше 100 м, и еще 2500 строятся, 17 из них превышают 100 этажей (и 18 строятся). Высочайшее из этих зданий — комплекс Бурдж-Халифа в Дубае — насчитывает 828 м и 163 этажа. Здесь на каждые 35 этажей устроено по одному «спасательному», оборудованному герметичным убежищем. Считается, что в случае чего здесь можно будет укрыться и дождаться конца пожара или прибытия спасателей.


Идея: с парашютом?

Даже в отсутствие огня парашютирование со зданий — развлечение не для обычных людей. Недаром бейсджампинг считается самым опасным среди экстремальных видов спорта: только в нынешнем 2015 году в мире погибло 11 спортсменов. Сложно раскрыть парашют вовремя, сложно учесть время, необходимое ему для развертывания, сложно приземлиться в безопасное место, невозможно предвидеть все случайности… А теперь представьте, что вокруг бушует пламя, создающее мощные воздушные вихри, горячие и непредсказуемые. В таких обстоятельствах даже опытный бейсджампер вряд ли положится на парашют. Американская компания Precision Aerodynamics, занятая созданием парашютов и кайтов, некоторое время рассматривала проект спасательного EscapeChute для прыжков с высоты от 35 м — но дальше первых идей дело так и не пошло.


Идея: как в космосе?

Созданием посадочных систем для космических аппаратов в химкинском НПО им. Лавочкина занимаются не первое десятилетие. Конические наполняемые устройства проектировались для ориентации и торможения зондов при спуске в атмосферах других планет. Например, расправляющиеся конические экраны были установлены на два зонда-пенетратора миссии «Марс-96». Увы, аппарат потерпел аварию еще при выходе на отлетную траекторию и затонул в Тихом океане, а надувной тормозной системе так и не удалось показать себя в деле.

Но сама идея похоронена не была, и еще в конце прошлого века конструкторы задумались об использовании таких надувных конических экранов для эвакуации с большой высоты. Людей предлагалось дополнительно обезопасить с помощью «пневмококона» — нескольких амортизирующих баллонов, срабатывающих как подушки безопасности. Эта технология также прошла проверку космосом: в 1966 году с помощью нескольких таких баллонов станция «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на поверхность другого небесного тела.


Макет такой системы сотрудники НПО представили в начале 2000-х, демонстрируя ее даже на авиасалоне в Ле-Бурже. Предполагалось, что полумягкая конструкция будет помещаться в рюкзак, хотя и довольно крупный, а после прыжка из окна сможет моментально раскрыться за счет принудительного наполнения газом. Ремни надежно удержат человека в центре конструкции, а конусообразный экран позволит затормозиться и сориентироваться в падении и приземлиться на амортизатор. Однако испытания показали, что такая система человеку не поможет и по-настоящему эффективна лишь на сверхзвуковых скоростях, — проект «Спасатель» был закрыт.


Идея: на тросе?

Спускаться по связке простыней — занятие довольно опасное. Но что если для людей, окруженных пожаром, заранее приготовить надежную тросовую систему спасения? Такое решение предлагает израильская фирма Moseroth Technologies: система эвакуации Spider монтируется у заранее приготовленного места эвакуации, короб надежно ввинчивается в пол. При пожаре нужно лишь вынуть специальную спасательную косынку, сесть в нее, прикрепиться карабином к 5-миллиметровому стальному кабелю, выдохнуть и начать эвакуацию. Гидравлический тормоз сдержит трос, обеспечивая безопасный спуск на скорости от 0,9 до 1,8 м/с с высоты до 50 м.


В интервью журналу New Yorker Кевин Стоун объяснил: «Если уж катушкой можно вытянуть 400-фунтовую рыбу, то почему нельзя 400-фунтового человека»?

В другой форме эту систему реализовал американский изобретатель Кевин Стоун. Rescue Reel — «Катушка спасения» — подходит для небоскребов высотой до 100 этажей (305 м) и представляет собой средство не коллективного, а индивидуального спасения. Принцип конструкции действительно заимствован у обыкновенной рыбацкой катушки, только вместо лески в ней используется особо прочный кевларовый шнур, способный выдержать нагрузку массой до 181 кг. В момент опасности достаточно зацепить его одним концом за подходящий предмет — оконную раму или батарею, усесться в спасательную косынку и, придерживаясь руками за катушку, а ногами отталкиваясь от стенки, начать спуск.


Повышенную надежность системы Spider обеспечивает пара мощных тормозов — основной гидравлический и дублирующий механический. Стальной трос на разрыв выдерживает более 1,5 т.

Главный секрет Rescue Reel — скрытый в катушке тормозной механизм, который обеспечивает постоянную умеренную скорость раскручивания троса и гарантирует безопасный спуск. Если, конечно, вам повезет: вы не запаникуете при спуске и пожар не застанет вас выше 100-го этажа… И если вам не придется спускаться через пламя, не имея специальной защиты, иначе не поможет никакой трос, даже кевларовый.


Идея: внутри рукава?

Капроновые трубы, тянущиеся с одного яруса высотного здания на другой, были еще в 1950-х установлены на внешней стороне гостиницы «Украина» в Москве. Спускаясь по наружной стороне здания, они теоретически позволяют эвакуировать одновременно до десяти человек, участками по 30 м. Аналогичный пожарно-спасательный рукав предлагается сегодня под названием Baker Life Chute: в случае тревоги он выбрасывается автоматически и разворачивается. Спуск внутри трубы замедляют специальные неровности, а у самой земли удар смягчает надувная подушка. Впрочем, для эвакуации с действительно высоких зданий рукава не подходят. Ветер и другие неприятности, которые обязательно случаются на месте чрезвычайной ситуации, могут попросту не дать им раскрыться.


Наконец, рукав должен идти под безопасным пологим углом, так, чтобы люди скатывались как с горки, а не летели вертикально вниз. В современном мегаполисе, где от одного небоскреба до другого можно рукой подать, такой системе попросту негде развернуться. Недаром власти Манхэттена, которые после трагедии 11 сентября 2001 года активно присматриваются к различным вариантам спасения из высотных зданий, изучили этот вариант и решили, что им он точно не подходит.


Идея: в лифте?

Даже дети должны помнить, что во время пожара пользоваться лифтами нельзя категорически. Шахта служит вытяжкой, которая в считаные секунды раздувает даже маленькое пламя. В 2000 году, когда загорелась верхушка Останкинской телебашни, один из лифтов рухнул, и в нем погибло двое человек. Но нельзя ли заранее подготовить защищенную от огня лифтовую систему спасения? Такой проект израильская компания Escape Rescue Systems продвигает уже десять лет. Складывающиеся лифтовые системы монтируются на крыше — рекомендуется устанавливать хотя бы две, с разных сторон здания. В случае пожара, получив сигнал по беспроводной связи, они автоматически выгружаются и спускаются вдоль одной из стен небоскреба, раскрываясь на манер гармошки. Каждая цепь лифтов включает пять вертикально расположенных кабин, рассчитанных на шесть человек и сделанных из огнеупорного материала, — вместе они позволяют проводить эвакуацию с пяти этажей параллельно.


Идея: вертолетом?

Пока крыша не охвачена огнем и на ней достаточно открытого пространства, эвакуировать людей можно обычным спасательным вертолетом — как в «Крепком орешке». К сожалению, такое легче увидеть в кино: в реальности крыша часто недоступна, а специальные летающие аппараты для эвакуации существуют лишь в дерзких изобретательских проектах.


Например, компания Urban Aeronautics, известная своими летающими автомобилями, прорабатывает концепт специализированного аппарата, который могли бы использовать пожарные. Обладая возможностями вертикального взлета и посадки, но с роторами, укрытыми в корпусе, он подошел бы для эвакуации людей с крыши гораздо лучше вертолета. Правда, этот аппарат способен взять на борт не больше четырех-пяти человек за раз. По десять человек планируется спасать с помощью летающей платформы Eagle VTOL компании DM AeroSafe. Пассажиры и пилоты будут защищены даже от падающих обломков — для этого на аппарате предполагают установить кевларовый каркас. Но еще более оригинальный проект озвучил калифорнийский механик Эрнест Барчелла: по замыслу изобретателя, его аппарат будет спускаться на тросе с тяжелого транспортного вертолета, прижимаясь к открытому окну с помощью пары собственных роторов. Вход прямо в плоском носу — отличная мысль, только опять же нереализованная.

Идея: парашют с наддувом

Концепцию пневматической спасательной системы удалось довести до ума инженерам компании «Космические системы спасения» (КСС) — правда, от первоначальной идеи с надувным конусом не осталось практически ничего. «Разработка оказалась настолько нетрадиционна, что нам даже потребовалось выпустить новый национальный стандарт, ГОСТ, защитить в России и за рубежом более 20 патентов, а для производства организовать кооперацию более 18 предприятий», — рассказал нам заместитель директора компании КСС по науке, кандидат технических наук Сергей Кулик.


Внешне система СПАРС напоминает тот же ранец, в который особым образом уложена шестиугольная наполняемая конструкция общим объемом около 5 м 3 . В случае экстренной эвакуации надо лишь надеть его на плечи, застегнуть пятиточечный — как в детском автомобильном кресле — ремень, сесть на подоконник спиной наружу, закрепиться страховочным шнуром и дернуть за кольцо. Все остальное будет происходить автоматически вплоть до приземления. «Пожалуй, главное здесь — это уникальная конструкция и свойства пневмокаркаса, который сочетает и пневмоупругую катапульту, и парашют с принудительным раскрытием, и посадочный демпфер, — продолжает Сергей Кулик. — Насколько известно, подобных систем в мире пока не создано: она позволяет гарантированно прыгать и со сверхмалых высот, от 5 м, и с очень больших, вплоть до километра и выше. При этом совершенно не важно, куда и на что вы приземляетесь — посадка будет безопасной».


Пенсионерам и экстремалам

Мощный воздушный эжектор наполнит систему газом всего за 10 с, страховочная стропа перережется — и надувшийся пневмокаркас, как пружина, упруго выбросит человека из окна, подальше от горящего здания. На его верхних «спицах» принудительно растянется шестисегментный арамидный парашют, который быстро стабилизирует и ориентирует снижение. «Принципиальное отличие от обычного парашюта в том, что куполу для раскрытия не нужен скоростной напор. Уже через 3−5 м потери высоты начнется стабильное парашютирование без дополнительного набора скорости, — говорит Сергей Кулик. — Теоретически, даже падая с километровой высоты, у земли вы все равно будете двигаться не быстрее 6 м/с». По заключению Института авиационно-космической медицины, такая скорость безопасна даже для стариков и детей.


Человек остается надежно зафиксирован на ложементе — «спине» ранца, внутри раздувшегося безопасного кокона из полиэфирного волокна, чрезвычайно легкого и прочного. При этом в снижении СПАРС ведет себя как «неваляшка», разворачиваясь и приземляясь на дополнительный демпфирующий воздушный мешок с кевларовым дном. Можно приземлиться на угол соседнего здания, на машину, дерево или прямо на столб: удар будет амортизирован и погашен. Продвижение системы СПАРС на рынке средств спасения только началось, но интерес к ней огромен. Поступают даже предложения использовать ее в экстремальном спорте и аттракционах для любителей «пощекотать нервы» — в таком чудо-каркасе можно сигануть хоть со здания, хоть со скалы над лесом. Одна беда: полет будет слишком уж безопасным. «Нагрузки вы испытываете не больше, чем при прыжке на матрас с полуметровой высоты, — говорит Сергей Кулик. — И если в итоге мы и сделаем нечто для «экстремальщиков», то уровень защищенности придется немного понизить, а то, понимаете, никаких острых ощущений».


Минувшей ночью в Дубае горел 79-этажный жилой небоскреб The Torch, который является одним из самых высоких зданий в мире. Возгорание началось на 9-м этаже здания, после чего огонь начал стремительно распространяться на верхние этажи. В результате пожара в здании началось сильное задымление, а прилегающие к нему улицы оказались засыпаны обломками.

Жильцы были достаточно быстро эвакуированы из горящего небоскреба. На место прибыли бригады спасателей из четырех пожарных частей. Пресс-центр правительства эмирата Дубай в своем твиттере сообщил, что всех эвакуированных жильцов здания временно разместят в соседнем небоскребе Princess Tower.

В районе 2.40 мск пресс-центр также сообщил, что возгорание удалось взять под контроль. «Пожар в небоскребе The Torch был взят под контроль. Продолжаются работы по охлаждению. Информации о пострадавших нет», — говорится в сообщении в твиттере.

Уже в скором времени пожарным удалось справиться со всеми очагами возгорания. Огонь был потушен к 4.00 по местному времени (3.00 мск).

Местные власти сообщили, что в результате инцидента никто не пострадал. На время тушения пожара прилегающие к небоскребу улицы были перекрыты. Причины произошедшего пока неизвестны.

Это уже второй случай, когда в небоскребе The Torch, название которого переводится на русский язык как «Факел», случается пожар. Первый случай произошел в феврале 2015 года. Тогда возгорание также случилось ночью. Сначала пламя показалось на высоте 50-го этажа, затем из-за ветра огонь распространился по стенам здания. С огнем удалось справиться в течение трех часов. Из небоскреба и соседних домов были эвакуированы тысячи жильцов. Причиной того пожара стал оставленный без внимания гриль на одном из балконов 50-52-го этажа.

Известно, что очевидцы назвали объятое огнем здание «тонущим «Титаником».

И хотя в том пожаре никто не погиб, его последствия были достаточно серьезными. Тогда угарным газом отравились семь человек. Кроме того, 101 квартира получила серьезные повреждения. Жителям этих апартаментов на время восстановительных работ власти города предоставили бесплатное жилье в гостиницах. Внешняя облицовка небоскреба была повреждена с 50-го этажа и почти до вершины. В течение недели не работал ни один из восьми лифтов.

Небоскреб «Факел» был построен в 2011 году. К рытью котлована под фундамент нового небоскреба рабочие приступили в октябре 2005 года, но в связи с различными задержками собственно строительство началось лишь в апреле 2007 года. Сроки окончания строительства также дважды сдвигались, и в итоге здание было открыто в мае 2011 года. Первоначальный проект предполагал, что в здании будет 74 этажа, однако позднее их количество было решено увеличить до 79. Также под небоскребом были расположены еще три подземных этажа. Высота здания достигает 336,1 метра.

На самом деле «Факел» не входит даже в список топ-50 самых высоких зданий мира. Здание примечательно тем, что занимает уверенное шестое место в списке самых высоких жилых зданий.

Еще недавно «Факел» занимал пятое место в этом рейтинге, но открытый в 2016 году московский небоскреб «Федерация» оказался выше почти на 30 метров. Общая площадь жилых помещений в здании The Torch — более 100 тыс. кв. м. На этой площади располагается 676 квартир и 4 дуплекса-люкса. Первые три этажа отданы под парковку, на пятом и шестом этажах расположены плавательный бассейн, фитнес-клуб, спортивный зал, кафетерий, ресторан, сауна, шесть небольших торговых точек. По данным на август 2015 года, минимальная цена за однокомнатную квартиру площадью около 91 кв. м в этом доме составляла около 1,2 млн дирхамов (более $332 тыс.).

Полное название небоскреба — The Marina Torch, поскольку он расположен в районе Дубай Марина — одной из самых фешенебельных яхтенных пристаней в мире. В начале третьего тысячелетия здесь было развернуто строительство небоскребов. По завершении строительства района здесь будет расположено более 200 высотных зданий, многие из которых, как и The Marina Torch, достигают высоты более 300 метров.

04.04.2012 Пожар в строящейся башне в деловом центре "Москва-Сити" показал, насколько сложной может быть борьба с огнем в высотном здании. Пострадавших не было лишь потому, что здание еще достраивается. Между тем, проектируя строительство небоскребов, специалисты разрабатывают различные способы спасения людей в случае пожара или другого ЧП, рассказали эксперты. Проблема в том, что при эксплуатации здания люди нарушают предписания инженеров. На практике шансы на спасение есть лишь на тех этажах, до которых дотягивается пожарная лестница, отмечают эксперты.

Точную причину пожара в строящейся башне "Восток" комплекса "Федерация" в деловом центре "Москва-Сити", произошедшего вечером 2 апреля, МЧС определит в течение десяти дней, заявил 4 апреля замначальника столичного ГУМЧС Сергей Аникеев. Пока специалисты считают, что причиной пожара стало тепловое воздействие прожектора, установленного на кране на сгораемый материал, используемый для накрывания опалубки.

Строящаяся башня "Восток" в перспективе должна стать одним из самых высоких зданий в Европе, достигнув 360 метров. Сейчас ее высота составляет 250 метров. Во время пожара огонь распространился на два этажа башни - 66 и 67, охватив примерно 300 квадратных метров.
"Ничего серьезного в ходе пожара на башне "Восток" делового комплекса "Федерация" произойти не могло", - сказал РИА Новости партнер архитектурной мастерской SPEECH Чобан & Кузнецов Сергей Чобан, один из разработчиков архитектурного проекта башни. По его словам, башни комплекса "Федерация" достаточно пожаробезопасны.

Как тушат пожары в высотных зданиях

Пожары в небоскребах - это не сценарий фильма-катастрофы, а суровая реальность, происходящая в разных странах несколько раз в год.

Наиболее эффективным способом тушения пожаров в высотных зданиях является применение специальных противопожарных вертолетов, сообщил РИА Новости представитель Всероссийского научно-исследовательского института пожарной охраны. В тушении пожара в башне "Восток" помимо 20-ти пожарно-спасательных расчетов участвовали четыре вертолета: три Ка-32 и один Ми-26.

Вертолеты позволяют тушить пожары в небоскребах с использованием водосливного устройства, а также водяной пушки горизонтального пожаротушения. Повысить эффективность борьбы с пожарами в высотках также могли бы разрабатываемые сейчас роботизированные системы: пожарные роботы и беспилотники.

При тушении возгорания в башне "Восток" пожарным в первое время приходилось вручную доставлять средства тушения на огромную высоту. Борьба с огнем велась с помощью огнетушителей. Вскоре была привлечена авиация. Также в ходе тушения пожара на этажах небоскреба были установлены мотопомпы, которые перекачивали воду по рукавам и таким образом доставляют ее на высоту более ста метров.

Небоскребы строят по особым правилам

Высотная застройка в Москве началась относительно недавно, но специфические требования к зданиям повышенной этажности уже начали формироваться - на основе международной практики и существующих правил пожарной безопасности, рассказал РИА Новости директор по науке группы компаний "Городской центр экспертиз" (компания занимается промышленным и техническим консалтингом) Алексей Исаков.

К примеру, в 2007 году Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО) МЧС дал рекомендации по обеспечению пожарной безопасности многофункциональных высоток. Поскольку часто высотные здания уникальны, то застройщикам приходится разрабатывать и согласовывать специальные технические условия (СТУ), учитывающие специфику объекта, пояснил Исаков.

К высоткам относятся нежилые здания высотой от 50 метров (примерно от 17 этажей), а при наличии жилой части - от 75 метров (примерно выше 25 этажей). При строительстве менее высоких зданий проектировщики пользуются стандартными строительными нормами и правилами (СНИПами).

Что должно быть в небоскребе

При проектировании высоток специалисты придерживаются ряда правил. Они должны оснастить небоскреб автоматической системой пожарной сигнализации, а также использовать при строительстве огнестойких конструкций, которые должны дать людям время для эвакуации, перечисляет Алексей Исаков.

В небоскребах должны быть автоматические установки пожаротушения и "извещатели" во всех помещениях.

Лифтовые холлы должны быть отделены от примыкающих помещений противопожарными перегородками.

Все этажи высотных зданий должны быть оборудованы эвакуационными выходами в незадымляемые лестничные клетки, где должны размещаться "самоспасатели", то есть средства индивидуальной защиты от дыма, пояснил Исаков.

Также в высотных зданиях должны быть пожарные лифты - особые лифты "с подпорой" воздуха, добавляет замдиректора по научной деятельности, руководитель отдела архитектуры жилища Центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий ("ЦНИИЭП жилища") Анатолий Магай. В такие лифты через систему вентиляции подается избыточное давление, чтобы туда не попадал дым, пояснил эксперт. "При пожаре эти лифты сначала доставляют пожарных к очагу возгорания, а потом на них эвакуируют людей, - пояснил РИА Новости Анатолий Магай. - В высотках "Москва-Сити" такие лифты тоже есть".

Для спасения людей от пожара в небоскребах рядом с лестничными клетками должны быть оборудованы "пожарные убежища" - помещения, где люди могут отсидеться и дождаться спасателей. "В такое помещение воздух также должен подаваться "с подпором", чтобы в них не попадал дым", - говорит Магай.

Для подачи воды для тушения пожара в высотках размещают так называемые "сухотрубы", то есть по всему зданию прокладывают систему пустых труб. Если начинается пожар, по этим трубам при помощи гидрантов пожарные подают воду к месту возгорания.

Лучшее средство спасения - лестница

Самое лучшее средство спасения людей, находящихся в момент ЧП в небоскребе, как показали, например, события 11 сентября 2001 года в США - это лестницы, говорит Анатолий Магай. В высотках лестницы также должны быть "с подпором" воздуха.

При проектировании высоток инженеры увеличивают ширину лестниц. Если в обычных жилых домах ширина лестницы составляет 1,05 метров, то в небоскребе как минимум 1,2-1,35 метров, "чтобы большее количество человек могло спускаться", говорит Магай.

Крыша высотки также может стать местом спасения людей при пожаре. "Обычно на крышах высотных зданий строят вертолетные площадки, куда при необходимости могут садиться спасательные вертолеты", - сказал Магай.

Эксперты подчеркивают, что пожар в башне "Восток" произошел в недостроенном здании, когда еще не были включены все системы мониторинга, контроля и противопожарной безопасности. Поэтому вышеописанные системы безопасности сработать там не могли.

Эксплуатация как фактор риска

Правила эксплуатации высоток отличаются от таких же правил для домов меньшей этажности. Это и не удивительно: если в 17-ти этажном здании около десятка инженерных систем, то в высотных зданиях их число достигает тридцати. Потому при эксплуатации высотных зданий используются сразу две системы мониторинга - за конструкциями и за инженерными системами, пояснил Анатолий Магай. Данные мониторинга сводятся в единую диспетчерскую службу эксплуатирующей компании. Там за показателями систем наблюдают специалисты.

Причем, как показывает опыт участия в разборах причин техногенных катастроф, в цепочке "проектирование - строительство - эксплуатация" именно последняя оказывается самым слабым звеном, говорит Алексей Исаков.

Процедура прохождения экспертных проверок при проектировании гарантирует, что проектировщик выберет правильные конструктивные решения. При строительстве они воплощаются, как правило, без изменений. "Иногда строители могут допустить некоторые незначительные ошибки при выборе материалов, установив, например, дверь, ведущую в лифтовый холл, из другого типа стали", - привел пример эксперт. При сдаче объекта в эксплуатацию компетентная комиссия проверяет его соответствие нормам безопасности.

А вот после, в процессе эксплуатации начинают копиться мелкие, на первый взгляд, нарушения правил пожарной безопасности. "К примеру, блокируются люки между пролетами наружной лестницы, соединяющей балконы, а ведь эти лестницы являются также аварийными выходами, - перечисляет Алексей Исаков. - Средства индивидуальной защиты куда-то исчезают, проверки работоспособности системы пожарной безопасности не проводятся, а сигнализация выходит из строя".

Этажи смерти

В результате несоблюдения правил, мелкие проблемы приводят к большому несчастью, говорит Исаков. Небоскреб, как и здание меньшей этажности, при пожаре может превратиться в ловушку.

"Если огонь перекрыл эвакуационные выходы из здания, и человек заблокирован на этаже, до которого не могут дотянуться лестницы пожарных расчетов - а это примерно 12-15 этажи, то гибель почти неизбежна", - говорит Алексей Исаков.

В российских нормативных документах упоминаются "пожарные убежища", где люди могут дождаться помощи спасателей при пожаре, но на практике "широкого распространения они пока не получили", сказал Исаков.

Экология психологического пространства

Помимо прочего, строительство высотных зданий влияет на психику людей, рассказал РИА Новости кандидат психологических наук Юрий Левченко.

"У нас нарушена экология психологического пространства, и это очень страшная вещь", - говорит Левченко. Следствием этого нарушения является увеличение частоты заболеваний депрессией, а отсюда - рост психосоматических расстройств, прежде всего, бессонницы. Также страдает сердечно-сосудистая и пищеварительная системы.

Застройка города высотками ломает линию горизонта, а человеку необходимо ее видеть, поясняет психолог. "Это успокаивает, - говорит Юрий Левченко. - Причем, необязательно смотреть на линию горизонта, сидя на берегу океана, хотя это - самое лучшее. Важно смотреть вдаль".

Кроме того, люди не должны "отрываться от солнца", говорит эксперт. Но человек, который живет в окружении небоскребов, почти не видит естественного света. Он видит лишь стены домов и ощущает себя как будто в колодце.

Дополнительным стрессом для людей, находящихся в высотке, является невозможность почувствовать землю. Человек знает, что земля находится очень далеко. "Он чувствует себя незащищенным", - пояснил Юрий Левченко. Людям страшно, что в небоскреб, где они находятся, может врезаться самолет, там может случиться пожар или авария лифта, а пусть к спасению будет слишком велик. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /ria.ru/

Пожарные и полицейские закрыли прилегающие улицы, частично покрытые пылью и мусором. Власти эмирата Дубаи заявили, что работают над предоставлением жилья людям, эвакуированным из здания.

Возгорание, которое в одной из самых высоких в мире жилых башен в пятницу, стало последним из серии пожаров в высоких зданиях в Объединенных Арабских Эмиратах, туристическом и деловом центре Персидского залива, за последние три года.

Оно стало распространяться на верхних этажах в башне "Факел" высотой 337 метров в ночь на пятницу, заставив сотни жителей бежать в панике из здания. "Мы спали и проснулись из-за пожарной тревоги, люди кричали. Мы побежали по лестнице, и нам потребовалось около 10 минут, чтобы добраться на улицу с 50-го этажа", - сказал корреспонденту агентства британец, проживающий в здании. "Пожар был очень сильным около 1 часа ночи. Затем он начал успокаиваться в течение следующих двух часов", - добавил он.

Все люди, находившиеся в башне, были эвакуированы. Пока не сообщается о пострадавших и о причине возгорания. Башня "Факел" находится в одном из элитных районов города Дубай Марина. В ней проживает большой количество иностранцев, которые работают в Дубае по контрактам.

Как сообщают наблюдатели, последний инцидент может оживить дискуссию о безопасности материалов, используемых при облицовке высотных зданий в ОАЭ и за его пределами.

Это уже второй пожар на башне "Факел" за последние три года. Расследование, проведенное администрацией высотки в 2015 году, показало, что большая часть ущерба была причинена его внешней обшивке, используемой для отделки и изоляции.

Власти ОАЭ пересмотрели правила безопасности при возведении высотных комплексов в 2013 году. Они потребовали, чтобы облицовка всех новых зданий высотой более 15 метров была более огнестойкой.

В большинстве из 250 высотных зданий Дубая используются облицовочные панели с термопластичными сердечниками, сообщают СМИ ОАЭ. Панели могут состоять из пластиковых или полиуретановых пломб, закрепленных между алюминиевыми листами.

Между тем такая облицовка, отмечают эксперты, не гарантирует безопасности, при определенных обстоятельствах она может воспламеняться и, в зависимости от конструкции небоскреба, огонь может проникать через окна в интерьеры зданий.

В Дубае, коммерческой столице ОАЭ, от пожаров в последние годы пострадало несколько жилых комплексов и отелей. При этом в большинстве случае пламя быстро распространялось именно по внешней оболочке зданий. В августе 2016 года пожар охватил 28-этажное строящееся здание в столице ОАЭ, Абу-Даби. Пострадали 13 человек, в том числе 10 сотрудников аварийной службы.



Просмотров