К агентурной работе не должны привлекаться. Великая агентурная революция

Ссылка на международный опыт борьбы с преступностью - это вовсе не дань моде, но, увы, горькая необходимость: раньше (конец 80-х) больше, в настоящее время меньше, но все же высказываются суждения о том, что оперативно-розыскная деятельность, агентурная работа - порождение исключительно коммунистического строя, проще говоря, - аморальный вид деятельности в социальной практике любого государства. К счастью, это вовсе не так.
Попытаемся подтвердить вышеизложенное отдельными примерами организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов ряда зарубежных государств.
В Германии значительное место в обеспечении государственной безопасности принадлежит Федеральному ведомству криминальной полиции (Des Bundescriminalamt - BCA) - БКА. В его функции входит как расследование уголовных дел, так и агентурно-оперативная работа. Для этого оно имеет свой агентурный аппарат и необходимые оперативно-технические средства, а также самостоятельную службу наружного наблюдения. При этом следует подчеркнуть, что приоритетное место в структуре БКА занимает оперативно-технический отдел, который проводит большую исследовательскую и научную работу по внедрению передовых технологий в оперативно-розыскную деятельность. В частности, ему удалось разработать систему по автоматизированному учету почерков, которая позволяет в считанные минуты установить автора рукописи, в т.ч. и по личной подписи, а также систему идентификации личности по голосу.
Если же говорить в целом об особенностях организации на территории ФРГ деятельности криминальной полиции, ее структурных подразделений и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - спецслужб, то, не рассматривая их подробно, хотелось бы отметить следующее:
- спецслужбы организационно не объединены, децентрализованы и не имеют единого руководства, что зачастую приводит к дублированию и параллелизму в их деятельности;
- центральный аппарат спецслужб выполняет лишь руководящие и координирующие функции по отношению к территориальным подразделениям, анализирует и оценивает информацию, добытую ими;
- проведение процессуальных действий возложено только на следственные подразделения БКА. Органы разведки, контрразведки (в т.ч. военной) лишены права осуществления процессуальных функций (задержание, арест, следствие);
- подразделения разведки действуют исключительно под различными прикрытиями, включая и территорию ФРГ;
- значительная часть подразделений контрразведки также использует прикрытия;
- весь персонал спецслужб использует максимальную конспирацию: все сотрудники имеют псевдонимы и номера, которые используются как в официальной переписке, так и в отношениях между собой.
Настоящие фамилии не употребляются и не раскрываются даже в служебной обстановке. Агентура не знает подлинных фамилий оперативных сотрудников, у которых они находятся на связи.
Наибольший интерес для подразделений полиции России представляют организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ. При этом следует отметить, что отличительными чертами деятельности спецслужб ФРГ, наряду с другими, являются следующие:
- тесная взаимосвязь между режимными мерами и агентурно-оперативной деятельностью, активное использование спецслужбами информации других государственных органов и организаций;
- создание всеохватывающих электронных систем учета граждан ФРГ и иностранцев, находящихся в стране;
- активная агентурная работа среди политических эмигрантов и иностранцев, временно находящихся в ФРГ;
- распространенность работы сотрудников спецслужб под прикрытием различных государственных и негосударственных организаций;
- массовое привлечение к агентурно-оперативной деятельности бывших сотрудников спецслужб ФРГ (т.н. институт "свободных сотрудников");
- использование безагентурной формы вербовки;
- высокие требования конспирации, предъявляемые к кадровому составу, а также к агентурному аппарату;
- широкое применение сдельной формы оплаты труда агентов в зависимости от ценности представляемой ими информации.
Наряду с агентурой в оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ широко используются возможности спецтехники в перлюстрации корреспонденции и прослушивании телефонных переговоров лиц, подозреваемых в нарушении уголовного законодательства; особенно это касается террористов. А лица, арестованные по подозрению в занятии террористической деятельностью, лишаются контактов с внешним миром сроком до нескольких недель, включая и общение с адвокатом. А один из отделов БКА постоянно ведет оперативный учет на более чем миллион студентов и школьников под предлогом предупреждения террористической и наркодеятельности.
Во многих крупных городах ФРГ организовано скрытое наблюдение с использованием телекамер автодорожной полиции. Практически на всех больших площадях Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Нюрнберга и ряда других на фасадах зданий установлены телекамеры с поворотными механизмами, передающие изображение на мониторы полицейских центров наружного наблюдения, которые активно используются специальными службами ФРГ.
Одновременно правоохранительные органы добиваются права осуществлять мероприятия по слуховому и визуальному контролю в жилых помещениях без санкции суда и прокурора, что откроет дополнительные возможности по сбору доказательственных материалов и значительно облегчит выявление и пресечение тяжких преступлений.
Среди мер по наделению правоохранительных органов необходимой компетенцией для эффективного расследования дел, связанных с экономической и организованной преступностью, в Швеции наибольшего внимания заслуживают меры по расширению полномочий полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности.
В конце 70-х гг. оперативная деятельность полиции Швеции стала объектом пристального внимания со стороны руководства полиции, правительства и риксдага, что было вызвано необходимостью активизации борьбы с экономической, организованной преступностью, а также незаконным оборотом наркотиков.
Две группы экспертов исследовали методы оперативно-розыскной деятельности полиции, результатом чего явились отчеты "Некоторые взгляды на оперативные методы борьбы с экономической преступностью" (1978 г.), "Оперативная деятельность в борьбе с наркотиками" (1979 г.), "Задачи оперативной работы", "Организация оперативной работы" (1981 г.). Указанные материалы дают представление о взглядах полицейских экспертов на некоторые вопросы оперативной деятельности полиции, связанные с агентурой и агентурным проникновением, с использованием оперативно-технических средств и провокационных методов работы.
Агентура признается важным средством в борьбе с определенными видами преступлений, что было подчеркнуто еще в 1971 г. при создании оперативных отделов в уголовной полиции. Агентом, по определению экспертов, является представитель полиции, внешне не имеющий никаких связей с полицией и находящийся в преступной среде. Последнее положение является определяющим в отличии агента от информатора. Информатор используется полицией только для сбора информации, а деятельность оперативного сотрудника полиции в этом случае чаще всего представляет собой лишь пассивное ожидание от него сведений. Такое положение критиковалось, и особо указывалось, что необходимо активно вербовать информаторов, создавать из них резидентуры, стремиться к тому, чтобы информаторы имели хорошие возможности по наблюдению за криминальной деятельностью. Указанное различие между информатором и агентом, по мнению экспертов, позволяет повысить уровень и эффективность оперативной работы полиции, сосредоточившись на главном направлении.
Учитывая потребность полиции в правовом регулировании некоторых оперативно-розыскных мероприятий, государственное полицейское управление вошло в правительство с ходатайством, которое было сформулировано 5 декабря 1980 г. в докладной записке "О некоторых мерах повышения эффективности борьбы с наркотиками и экономической преступностью". Решение правительства о предоставлении полиции необходимых полномочий последовало 26 февраля 1981 г. и содержало следующие важные положения.
Провокационные методы работы полиции были признаны правомерными в том случае, когда они применяются при расследовании серьезных преступлений или когда этого требуют особые обстоятельства. Было отмечено, что при их применении необходимо принимать во внимание силу подозрения и возможности закрепления доказательств. На применение провокационных методов необходимо разрешение прокурора или начальника полицейского органа. Правительством была отмечена необходимость строгого документирования этой деятельности. В Меморандуме 1981 г. полиции были предоставлены полномочия на покупку наркотиков. В отношении предложения наркотиков было определено следующее: "Предложение наркотиков в принципе имеет характер чистой провокации. Такие действия полиции считаются недопустимыми, кроме разве что случаев, которые можно квалифицировать в соответствии с параграфом 4 главы 24 уголовного законодательства (крайняя необходимость)".
В целях проникновения на рынок наркотиков полиция может осуществлять проникновение в преступную среду, осуществляя подставу своей агентуры торговцам наркотиков, и в этих же целях разрешается проводить мероприятия по пропуску наркотиков в страну (контролируемая поставка).
В 1982 г. вопрос об оперативной работе полиции в борьбе с определенными видами преступлений рассматривался на уровне комиссии риксдага. Комиссия отметила большую роль, которую играют оперативные мероприятия в борьбе с наркотиками и экономической преступностью, а также необходимость прибегать и к таким методам работы, как провокация.
Комиссия определила, что если действия полиции находятся "в приемлемой пропорции с охраняемыми интересами, если планируемое преступление совершается при обстоятельствах, способствующих закреплению доказательств", то действия полиции будут в этом случае правомерными.
Комиссия высказалась о необходимости принятия отдельной нормы, регулирующей проведение полицейских мероприятий, связанных с применением "острых" методов борьбы с преступностью, и предложила следующий вариант: "Полицейский, соблюдая основные права и свободы граждан, требования закона или иного нормативного акта, должен при исполнении служебных обязанностей предпринимать такие меры, которые с учетом цели применения этих мер и иных обстоятельств могут быть определены как оборонительные". Эта норма с незначительными изменениями позднее была включена в Закон о полиции в 1984 г.
Решительным шагом правительства Италии в направлении усиления борьбы с организованной преступностью, по мнению многих политических обозревателей и криминалистов, явилось решение о роспуске тех местных органов власти ("джунт"), в отношении которых имелись данные о связи их с мафиозными структурами.
Наряду с внесением коррективов в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Италии, изменению подверглась и внутренняя структура правоохранительных органов, в т.ч. МВД, Корпуса карабинеров и, в некоторой степени, Финансовой гвардии.
В частности, в МВД Италии было создано новое подразделение - Центр по обработке оперативной информации, главной задачей которого является обмен поступающими данными в отношении деятельности мафиозных групп со Службой Верховного комиссара по борьбе с мафией, Корпусом карабинеров, Финансовой гвардией, местами лишения свободы, где содержатся "мафиози", и с центрами координации и планирования оперативной деятельности подразделений МВД, расположенных в 12 наиболее крупных городах Италии (Риме, Турине, Милане, Неаполе и др.).
Образовано оперативно-техническое подразделение МВД Италии - Центр по изучению обстановки. В его компетенцию входит разнообразная деятельность, в т.ч. с применением технических средств по сбору оперативной информации об организованной преступности и ее передаче в оперативные подразделения министерства. На него возложено также поддержание постоянной связи с находящимися в Италии представительствами ФБР, Управления по борьбе с наркотиками и Таможенного управления США, а также с аналогичными службами стран Евросоюза в целях обеспечения четкого и оперативного обмена информацией об организованной преступности.
В США основным правительственным учреждением, занимающимся расследованием всех уголовных дел, нарушений федеральных законов, за исключением тех, расследование которых поручено другим агентствам, является Федеральное бюро расследования (ФБР). В своей деятельности ФБР руководствуется, наряду с законодательством США, Нормами и правилами уголовного расследования преступлений, совершенных отдельными лицами или организациями, которые разработаны Генеральной прокуратурой США и утверждены Министром юстиции США в 1980 г.
В соответствии с этими Нормами при проведении расследования общеуголовных преступлений ФБР имеет право использовать любые законные методы. Прежде чем прибегнуть к таким методам, ФБР должно выяснить, возможно ли получить нужную информацию при минимальном вмешательстве в частную жизнь. При оценке необходимости такого вмешательства среди прочих факторов учитывается тот факт, что оно может иметь неблагоприятные последствия, касающиеся неприкосновенности частной жизни, и нанести ущерб репутации частного лица. Решение об использовании метода обширного вмешательства в частную жизнь зависит от тяжести преступления и от того, насколько правдива информация, указывающая на наличие преступления. Выбор того или иного метода расследования зависит от правильной оценки конкретной ситуации.
Вместе с тем для этих методов существуют и некоторые ограничения, которые, применительно к оперативно-техническим мероприятиям, мы укажем:
- автоматическое устройство, регистрирующее телефонные номера, устанавливается с разрешения Министерства юстиции;
- разрешение на консенсуальное электронное прослушивание выдается в соответствии с положением о Министерстве юстиции.
Для проведения консенсуального прослушивания нетелефонных разговоров требуется предварительное разрешение директора или заместителя директора Управления по оперативной борьбе с правонарушениями, или второго помощника главного прокурора Уголовного отдела, или заместителя главного прокурора - начальника Уголовного отдела, за исключением обстоятельств, не терпящих отлагательств. Это относится как к портативной аппаратуре, которой пользуется участник операции, так и к стационарной аппаратуре, установленной в помещении, также контролируемой участниками операции. Для консенсуального прослушивания телефонных переговоров необходимо предварительное разрешение Особого уполномоченного агента и соответствующего прокурора, за исключением случаев, не терпящих отлагательств (до 48 часов).
Чтобы выяснить правильность тезиса о несовместимости демократических преобразований в обществе и разведывательной работы в сфере и инфраструктуре социально-аномальной, прежде всего противоправной, среды обратимся к опыту оперативной работы криминальной полиции и спецслужб Запада.
В США, чтобы обеспечить руководителей правоприменяющих органов информацией, которая давала бы возможность обнаруживать, а в некоторых случаях и прогнозировать организованную противоправную деятельность, осуществляется т.н. полицейская разведка. По методам и характеру добываемой информации полицейская разведка делится на две категории: стратегическую и тактическую.
Стратегическая разведка предполагает получение, накопление, систематизацию и анализ многочисленных и весьма разнообразных сведений о лицах, подозреваемых в причастности к организованным криминальным структурам, включая даже такие данные, которые на первый взгляд не имеют непосредственного отношения к противоправной деятельности.
Основная цель тактической разведки - помощь в планировании конкретных полицейских операций и установление источников получения доказательств, которые позволили бы произвести арест подозреваемого и доказать его виновность. Следует отметить, что между задачами, которые решаются стратегической и тактической разведками, нет, разумеется, жесткой границы, т.к. они взаимосвязаны.
В Великобритании обработка разведданных об организованной преступности и преступниках основывается и координируется в зависимости от регионального, национального и международного уровней. В Англии и Уэльсе в рамках подобной структуры существует девять региональных отделов уголовной разведки, выполняющих эти функции. Информационные сведения хранятся в памяти компьютеров и в архивах. К концу 1992 г. планировалось создание национальной службы уголовной разведки, через которую будут проходить все разведданные об организованной преступности, с использованием автоматизированной системы обработки информации.
Согласно данным печати, такая служба (НКР) была создана 1 апреля 1992 г. Криминальная разведка занимается рядом преступлений, оказывающих большое влияние на стабильность и экономику Великобритании, например, доставкой и распространением наркотиков, фальсификацией денежных знаков и отмыванием "грязных" денег, бесчинством футбольных фанатов, любыми проявлениями организованной преступности.
Собранная НКР информация направляется силовым ведомствам для проведения операций "на местности". Информационно-аналитический центр НКР круглосуточно обрабатывает сведения о маршрутах транспортировки, крупных партиях перевозимых наркотиков, наиболее активных деятелях наркомафии, поступающие от таможенных органов, из местных отделений полиции, а также из-за границы - по линии Интерпола. В составе НКР есть подразделение финансовой разведки. В его задачи входит отслеживание крупных денежных транзакций и их проверка - не являются ли они оплатой поставок наркотиков.
Финансовые организации Великобритании обязаны предоставлять правоохранительным органам необходимую информацию. Это, сказано в законе, "не является нарушением контрактных обязательств по сохранению коммерческой тайны со стороны финансовых организаций". На практике большинство банков, фондов и работающих с деньгами фирм имеют прямую договоренность об информировании НКР обо всех подозрительных случаях, особенно связанных с операциями с наличностью. Финансовая разведка действует в тесном контакте со специализированной рабочей группой Банка Англии по проблеме отмывания денег. Ими было совместно подготовлено и разослано по банкам всей Британии директивное письмо по данному вопросу.
Подразделение по борьбе с фальшивомонетничеством НКР получает в свое распоряжение все поддельные банкноты английских и иностранных денег, изъятые полицией на территории Великобритании. Специалисты знакомятся с последними "достижениями" нелегальных конкурентов Банка Англии, готовят рекомендации по усилению защиты денег от фальсификации.
Специфична деятельность подразделений криминальной разведки, специализирующихся на противодействии бесчинствам футбольных хулиганов, как их называют англичане. В обязанности офицеров этой службы входит посещение всех матчей европейских и мировых первенств, присутствие на международных играх как на территории своей страны, так и за границей. Они должны в лицо знать многие тысячи хулиганов и своевременно выявлять их в толпах болельщиков, постоянно поддерживать контакт с коллегами в других государствах, обмениваясь с ними списками и фотографиями зачинщиков драк и погромов на стадионах и вокруг них во время и особенно после спортивных мероприятий.
В Канаде существует служба по сбору информации об организованной преступности, которая была создана 7 марта 1970 г. (КИСК). Подчиненные ей службы занимаются сбором, регистрацией, анализом и распространением информации о преступности. Центральное бюро действует в национальном масштабе, в то время как местные бюро - в пределах провинций и между провинциями. Материал, представляющий национальный интерес, доставляется в Центральное бюро, где находится главная картотека. Очень важно, что система предусматривает непосредственный обмен информацией между агентствами охраны порядка и провинциальными информационными службами. Центральное бюро получает информационные материалы по такому обмену. С появлением новой службы канадские агентства охраны порядка имеют все необходимые средства, при помощи которых можно предпринять согласованные действия против организованной преступности.
Таким образом, Запад не отвергает, а, наоборот, интенсивно развивает структуры, осуществляющие полицейскую разведку. В этом плане уместно сослаться на бывшего помощника Генерального прокурора США Томпкинса, выступавшего обвинителем по делу советского разведчика В. Фишера (Р. Абеля), выданного ФБР его помощником в 1957 г. В своей речи он отметил, что общество и правительство имеют право защитить себя, когда имеются данные, что кто-то лишь вступает в преступный заговор. Нельзя проявлять непростительную в этом случае беспомощность, ожидая, пока будет обнаружен труп, чтобы приступать только тогда к поискам преступника. Общество и правительство имеют право вмешаться, как только будет установлено, что преступление лишь готовится, и в ходе подготовки к нему в преступных целях создается некое сообщество, деятельность которого будет направлена на совершение конкретных противозаконных деяний. Этот тезис получил законодательное закрепление в различных правовых документах, в т.ч. регламентирующих оперативно-розыскную деятельность ФБР США и упомянутых в статье служб.
Поэтому в Российской Федерации вполне оправданно, в силу высокого уровня современной преступности и по причине необходимости обеспечивать безопасность государства, существует традиционно сложившаяся система оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб, выполняющая функцию оперативно-аналитического поиска информации, во-первых, о преступной и иной противоправной деятельности отдельных лиц и сообществ, во-вторых, о разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств.

Список литературы

1. Донован Дж. Незнакомцы на мосту: дело полковника Абеля / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения; МП "Уилис", 1992.
2. Михайлов К. Криминальная разведка Великобритании борется с организованной преступностью // Московская правда. 1994. 13 дек.
3. Наквакина Е.В. Верховный суд США и укрепление гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 2.
4. Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. М.: Наука, 1987.
5. Стародубцева И.А. Конституционные механизмы ограничения прав и свобод личности в России и зарубежных странах // Общество и право. Краснодар: изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2012. N 1. С. 54 - 59.
6. Виллс. Служба по сбору информации об организованной преступности в Канаде // Police Chief. 1971. V. 28. N 9.

Глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект приказа, по которому будет ежемесячно выплачиваться дополнительный должностной оклад оперативникам, которые общаются с секретной агентурой и информаторами.

По данным Лайфа, в последнее время из подразделений МВД, призванных бороться с убийцами, мошенниками, ворами, экстремистами и террористами, стали увольняться опытные оперативники.

Чтобы поддержать офицеров рублём, глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект изменений в приказ № 65 от 31 января 2013 года "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

Согласно предложению главы МВД РФ Владимира Колокольцева, оперативникам, работающим с "секретными агентами", будут за риск ежемесячно выплачивать надбавку к зарплате в размере должностного оклада.

По данным МВД РФ, сейчас должностной оклад оперативного сотрудника составляет от 18 до 25 тысяч рублей, в зависимости от выслуги лет и региона, в котором служит офицер.

В Москве, Подмосковье, Петербурге должностной оклад выше, чем во всех остальных регионах, - рассказывает знакомый с ситуацией собеседник Лайфа из МВД РФ.

По его словам, сейчас некомплект личного состава столичной полиции составляет около 3,5 тысячи человек, а в целом по России эта цифра может доходить до 30 тысяч человек.

Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин рассказал Лайфу, что приказ Владимира Колокольцева о выплате оперативникам за работу с агентами дополнительного должностного оклада - мера вынужденная.

Министр как бывший опер понял, что пора спасать ситуацию. Удержать профессионалов сыска в органах и не потерять агентурную сеть, которую нарабатывали десятилетиями, - утверждает Михаил Пашкин.

По словам Пашкина, оперативники из-за большой бумажной волокиты просто перестали официально отчитываться перед начальством о работе с агентурой.

Ведь по закону на каждого агента заводится оперативное личное дело, куда оперативник обязан подшивать все отчёты о встречах со своим доверителем. А начальник оперативника проверяет данные дела и сообщает своему руководству о работе службы с завербованными агентами, - рассказывает профсоюзный лидер полицейских.

Вот глава МВД и решил стимулировать оперативных сотрудников рублём. В среднем полицейский в уголовном розыске получает 50 тысяч рублей. Половина зарплаты и есть должностной оклад. Значит, теперь офицер будет получать 75 тысяч, если решит, конечно, начать официально встречаться со своими агентами и писать отчёты руководству, - говорит Пашкин.

По данным Лайфа, ежегодно все российские силовики тратят на оплату секретных осведомителей сотни миллионов рублей.

Да к сожалению, без добровольных помощников не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, а теперь остаются и в российской полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, - говорит один из оперативников ГУ МВД РФ по городу Москве.

По признанию сыщика, многие преступления раскрываются именно благодаря помощи осведомителей, но обычные граждане могут об этом только догадываться. Ведь вся деятельность осведомителя секретна.

Агенты - это святая святых сыска, и когда ты понимаешь, что полученная от осведомителя информация очень ценна, то за неё можно и бюджетных денег заплатить, а многие работают и за идею, - говорит полицейский.

Летом 2017 гола во Владимирской области именно благодаря полицейской агентуре был задержан скрывавшийся от следствия на протяжении почти 20 лет член самой кровавой в российской криминальной истории ореховско-медведковской ОПГ Александр Шарапов.

На счету Александра Шарапова пять убийств, среди которых есть и убийство одного из самых известных киллеров России - Александра Солоника (Саши Македонского).

Опрошенные Лайфом полицейские считают правильной инициативу главы ведомства о доплатах за работу с информаторами.

Любой риск, а особенно связанный с человеческой жизнью, должен быть оплачен, - говорит офицер. - Ведь общение с агентами действительно опасно для жизни. Были случаи, когда помощники опера во время душевных бесед становились врагами и чаепитие заканчивалось кровопролитием, в котором не всегда побеждал сотрудник МВД.

Лайф направил запрос в МВД РФ с просьбой прокомментировать инициативу главы ведомства Владимира Колокольцева о дополнительных выплатах оперативникам, работающим с секретными осведомителями. Однако получить оперативный комментарий Лайфу не удалось.

Между тем в Минюсте утверждён приказ главы ФСБ РФ о том, как Пенсионный фонд должен заботиться о людях, которые сотрудничали со спецслужбами. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина будет зачтён в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники будут получать пенсию.

В июле 2015 года вступил в силу обновлённый закон об оперативно-разыскной деятельности, в котором было чётче прописано, что сотрудничающие с силовиками граждане вправе претендовать на пенсию. Каждое ведомство, которое занимается оперативно-разыскной деятельностью, должно утвердить порядок передачи сведений о стаже социальным службам. Одним из авторов закона о пенсиях за негласное сотрудничество была депутат от "Единой России" Ирина Яровая.

Приказа о том, какие подразделения ведомства смогут заниматься агентурной работой.

В известной песне "Наша служба и опасна, и трудна" есть маленькая недоговоренность. В строчке: "и на первый взгляд как-будто не видна" замалчивается важный нюанс: некоторые грани полицейской работы и не должны быть видны - ни на первый взгляд, ни на третий, ни на любой другой.

Сколько агентов оперативники внедрили в преступные группировки? Какие телефоны стоят на прослушке? За кем установлена слежка? Все это важная государственная тайна. Но все мы знаем, что полиция занимается такой работой. Без оперативно-розыскных полномочий служба правоохранителей была бы не только опасна и трудна, но и во многом безнадежна. Зачастую именно тайные методы часто позволяют вывести преступника на чистую воду, хотя, конечно, и работать в открытую - гласными методами - правоохранители тоже должны уметь.

Далеко не все сотрудники МВД имеют право заниматься секретной работой. Допустим, участковый уполномоченный не может внедрять в банду местных алкоголиков своего человека. Если и сделает это, то не в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности.

Не вправе приставить "хвоста" к гражданам и начальник паспортного стола - даже при всем желании. Следователь, между прочим, тоже не внедряется в банды, он как раз занимается процессуальной работой. Поэтому в министерстве внутренних дел есть масса сотрудников и подразделений, чья работа проходит вне конспиративных квартир.

Перечень подразделений, имеющих право на секретную работу, в соответствующих ведомствах существовал всегда. Но в МВД сейчас заканчивается реформа, многие структуры изменились, да и в целом сейчас перерабатывается вся нормативная база ведомства. Поэтому министерство разработало приказ, четко определяющий список подразделений и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В подготовленном перечне 13 подразделений. При этом у одних из них есть право заниматься оперативной работой в полном объеме, установленном соответствующим законом, у других четко обговорены конкретные формы работы.

Например, в центрах и отрядах спецназа полиции должны быть специально выделенные сотрудники, занимающиеся оперативной работой. Они вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: "опрос", "наведение справок", "наблюдение", "отожествление личности", "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"; использование конфиденциального содействия граждан. Нетрудно догадаться, что таким способом оперативники из подразделений спецназа смогут выделять, скажем, зачинщиков во время беспорядков. Кстати, многие машины спецотрядов, включая автомобили-водометы, оснащены видеокамерами и микрофонами. Они записывают все, что творится вокруг. Потом эти данные могут стать доказательством при суде. И пока одни спецназовцы будут силой успокаивать разбушевавшуюся толпу (например, разгоряченных футбольных болельщиков), другие будут вычислять вожаков и самых рьяных. Мало получить фото, надо еще узнать имя человека.

В списке есть хорошо известные названия - угрозыск, службы собственной безопасности, национальное бюро Интерпола. В полном объеме секретной работой могут заниматься подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Нет в приказе, и это ожидаемо, ГИБДД, лицензионно-разрешительных подразделений. Они никогда не входили в подобные перечни, у них гласная работа.

Поиск других статей

УДК 340.0(09)

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 169-172

Ю.А. ЖИЛИНА,

адъюнкт Белгородского юридического института МВД России

научный руководитель:

Е.Д. ПРОЦЕНКО,

доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Московского университета МВД России

Сыскные отделения Российской империи в начале ХХ века использовали работу с агентурным аппаратом как одну из форм негласной деятельности для борьбы с уголовной преступностью. В статье анализируется нормативно-правовая база использования агентов. На основе архивных материалов излагаются требования, предъявляемые к негласным сотрудникам, вопросы финансирования, структура сыскного аппарата.

Ключевые слова: сыскная полиция, негласная деятельность, агентурный аппарат.

Secret-service activity of criminal investigation branches of the Russian empire in the beginning of the XX-th century

Detective branches of the Russian empire in the beginning of the XX-th century used work with the secret-service device as one of forms of private activity for struggle against criminality. In article is the analyzed legal base of use of agents. On the basis of archival materials are stated the requirements shown to private employees, financing questions, structure of the detective device.

Keywords: criminal investigation police, secret activity, secret-service device.

Рост преступности в настоящее время, масштабы, новые формы ее проявления порождают у граждан чувство тревоги за свою жизнь, благополучие, снижают доверие по отношению к проводимой государством политике, напрямую угрожают национальной безопасности. Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактикой невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний. Раскрытие преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-разыскной деятельности и использования содействия граждан в ее осуществлении.

В России оперативно-разыскной деятельности в ее современном понимании предшествовала сыскная деятельность, имеющая многовековую историю. Сыскные отделения, созданные законом от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части» на всей территории Российской империи, в своей деятельности использовали комплекс оперативно-разыскных мер и следственных действий, направленных на борьбу с общеуголовной преступностью. Однако на момент их образования не существовало нормативного правового акта, закреплявшего порядок производства разыскных мероприятий и регламентирующего оперативную деятельность сыскных отделений.

В Своде уставов о предупреждении и пресечении преступлений 1832 года указано, что «полиция обязана всеми зависящими от них средствами предупредить и пресекать» преступные действия, а «в искоренении воров, разбойников обязана употреблять все возможные способы». Не нарушая норм уголовного законодательства, чины сыскных отделений могли применять любые средства и способы, направленные на предотвращение и раскрытие преступлений. Агентурная работа занимала ведущее место в негласной деятельности, осуществляемой полицейскими учреждениями.

Чины сыскных отделений выполняли возложенные на них задачи методом «систематического надзора за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения». Использование секретного агентурного аппарата - «негласной агентуры», - как заметил секретарь официального журнала Министерства внутренних дел «Вестник полиции» Л. Косунович, - это «дело чрезвычайно важное и необходимое в целях уголовного розыска, но вместе с тем весьма щекотливое, требующее большой осмотрительности и такта», в том числе и из-за криминального прошлого у многих из сыскных агентов. В таких условиях нельзя «доводить дело до того, что становится неизвестно, где кончается преступник и начинается в нем сыщик».

Чины сыскных отделений в своей работе с агентурным аппаратом не имели четкой правовой базы, регламентирующей оперативную работу; выделяемый сыскной кредит являлся явно недостаточным для удовлетворения всех нужд сыскной полиции. Например, на оплату тайных агентов Министерство внутренних дел тратило ежегодно 3,5 млн руб. В начале 1916 года секретным сотрудникам ежемесячно выплачивалось 20 тыс. руб. При этом на сыскные расходы всей Петроградской столичной сыскной полицией в 1915 году было израсходовано 214 032 руб.

Инструкция чинам сыскных отделений 1910 года установила негласные источники получения информации сотрудниками сыска. К таким источникам относились и сообщения секретных агентов.

Начальник Московской сыскной полиции А.Ф. Кошко в своих мемуарах подробно описывает структуру агентурного аппарата, имевшегося в распоряжении чинов сыска. Он создал особую иерархическую систему агентов, обеспечивающую конспиративность и негласность их работы, уменьшение злоупотреблений со стороны чинов полиции с помощью проверок агентами. Структура сыскного аппарата выглядела следующим образом:

Агенты, действующие под началом надзирателя сыскной полиции Московского полицейского участка. Агенты подразделялись на агентов, действующих на постоянной основе в количестве 3-4 человек, и агентов-осведомителей, которые служили по найму. Агенты сотрудничали с сыскной полицией за денежное вознаграждение либо за «хлопоты полиции по подысканию им какой-нибудь казенной или частной службы», за бесплатные билеты в театр, на железнодорожный транспорт, автобусы, за бесплатное получение газет;

Агенты, действующие под руководством чиновника по особым поручениям. Над агентами участковых полицейских надзирателей осуществлял контроль чиновник по особым поручениям сыскной полиции с помощью собственного агентурного аппарата. Данный чиновник возглавлял группу из нескольких надзирателей;

Агенты начальника сыскной полиции. Агентурный аппарат чиновника по особым поручениям и его личная деятельность контролировались двадцатью секретными агентами начальника сыскной полиции Москвы. Последние из вышеперечисленных агентов были строго засекречены и известны только самому чиновнику по особым поручениям. Строжайшая конспирация позволяла вести негласное наблюдение за любым из сотрудников сыскной полиции. Для связи существовали конспиративные квартиры.

Осуществлялся так называемый контроль над контролем: один агент проверял другого агента, при этом сам подвергался негласной проверке. Агенты и осведомители служили по вольному найму и вербовались из разных слоев населения.

Приобретение агентурного аппарата являлось постоянной заботой начальника сыскного отделения и его чинов. Это мероприятие требовало такта, осторожности, определенных профессиональных навыков и знаний. Параграф 16 «Совершенно секретных правил», являющихся дополнением к Инструкции чинам сыскных отделений, указывал на необходимость искать содействия чинам сыскных отделений, прежде всего «в честных и нравственно устойчивых элементах охраняемого ими общества». С помощью агентурного аппарата каждый чин сыскных отделений имел возможность подробнейшим образом изучить территорию его обслуживания и качественный состав населения, проживающего на ней.

К агентурному аппарату предъявлялись определенные требования в их деятельности по оказанию помощи сыскным отделениям. Негласные агенты не должны ни под каким видом принимать участия в совершении преступлений или выступать подстрекателями совершения преступлений другими лицами. Со стороны агентов запрещалась провокационная деятельность. Агенты должны быть предупреждены, что «всякая провокационная деятельность непременно разоблачится как путем агентуры, так и в особенности на формальных расследованиях и на суде и что за такое нарушение своих обязанностей они будут предаваться неукоснительно в руки правосудия без всякой надежды на снисхождение». Агенты не имели права выдавать себя за лиц, состоящих на службе, а также пользоваться удостоверениями, визитными карточками, раскрывающими их деятельность. Общение с агентами, «дозволяемое в интересах службы», должно проходить строго в рамках «служебных отношений и негласные агенты никогда не могли бы иметь повода присваивать себе какое-либо официальное положение “служащего сыскной полиции”».

С негласными агентами работали все чины сыскного отделения. Чин сыскной полиции, получая сведения от агента, оформлял агентурную записку, где отмечалось, кем составлен документ, кто и когда предоставил сведения. Записка передавалась начальнику сыскного отделения. Начальник отделения обеспечивал хранение агентурных данных и секретных сведений; источники информации не подлежали разглашению.

Агентам выдавались денежные вознаграждения за проделанную работу и предоставленные сведения. Агент писал расписку следующего содержания: «1913 года января 14 дня, я, нижеподписавшийся, дал эту расписку полицейскому надзирателю в получении от него одного рубля за доставление агентурных сведений по делу о краже лошади у Сотникова с постоялого двора Панина в г. Волчанск, совершенной 5 сего января. Крестьянин Волчанского уезда Тимофей Прохорович Дасичанский». Суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения негласным агентам, относились к суммам нужд на сыскные надобности - сыскному кредиту - и учитывались по определенной форме. Размер денежных выплат находился в прямой зависимости от ценности передаваемых агентами сведений. Предоставлять незаконные льготы агентам запрещалось.

Всех агентов, работающих на сыскную полицию, можно условно разделить на три группы:

1) постоянные негласные агенты;

2) агенты-штучники. Такие агенты получали разовые вознаграждения за предоставленную информацию;

3) агенты-любители: «воры, не поделившие добычи, присылали кляузные письма, жалуясь друг на друга», «скупщик краденого, обуреваемый завистью к коллеге, перекупившему выгодную партию товара», люди, желающие заработать «пятерку, десятку, а то и четвертную (сообразно ценности сведений)», предлагающие сообщить какие-либо интересующие сыскную полицию сведения.

Циркуляр Департамента полиции от 9 февраля 1910 г. устанавливает, что при правильной постановке разыскного дела агенты должны быть не только в местном сыскном отделении, но и в уездных городах и в местах значительного скопления населения. «При таких условиях местные агенты смогут своевременно предупреждать чинов полиции о подготавливающихся преступлениях, производить негласные розыски преступников по горячим следам, не ожидая прибытия штатных чинов уездной полиции или агентов сыскного отделения». Такие агенты в состоянии предоставлять сведения в сыскное отделение в любое время, а сыскное отделение, в свою очередь, располагает агентурной сетью на территории всей губернии.

Агенты не являлись государственными служащими и фактически не могли рассчитывать на гарантии и льготы, предоставляемые чинам сыскных отделений. Оказывая содействие органам сыскной полиции, агенты подвергали себя большой опасности, иногда смертельной, лишь за ежемесячное или разовое денежное вознаграждение.

Понимая, какое значение для уголовного сыска имеет работоспособный агентурный аппарат, 8-е делопроизводство Департамента полиции в 1910 году при разработке программы ревизий сыскных отделений большое внимание уделило вопросу работы с негласными сотрудниками. В ходе ревизии предполагалось выяснить:

- «какие агенты имеются кроме чинов отделения, сколько из них на постоянном жаловании, сколько разовых или “штучников”;

Ведутся ли списки личного состава всех негласных агентов, имеют ли дело с этими агентами только начальник отделения или и другие чины отделения;

Кто рассчитывается с агентами и какие отбираются расписки;

Где проходят свидания и имеются ли конспиративные квартиры;

Из какой среды выбираются агенты, какими приемами;

Насколько агенты заслуживают доверия и какие принимаются меры для установления шантажа и провокации;

Не получали ли такие агенты определенное жалованье, не предоставлялись ли им разные льготы;

Были ли случаи обнаружения агентуры;

Не было ли случаев, когда агенты присваивали себе положение служащих сыскного отделения».

Начальник Курского сыскного отделения Казанский в отчете за 1909 год указал: «…кроме всего деятельность чинов вверенного мне Отделения заключалась в систематическом выслеживании разных подозрительных лиц и проверке разных сведений, получаемых агентурным путем, а также в наблюдении за всеми местными лицами, зарегистрированными в уголовной неблагонадежности, благодаря чему преступность в г. Курске сравнительно уменьшилась».

Основные принципы организации агентурной работы, практика привлечения граждан к оказанию содействия органам полиции, выработанная сыскными отделениями Российской империи, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие оперативно-разыскной деятельности учреждений, главной целью которых является борьба с общеуголовной преступностью. Изучение дореволюционного опыта правового регулирования вопросов, связанных с привлечением граждан к конфиденциальному сотрудничеству, остается актуальным в настоящее время, так как повышение эффективности осуществления оперативно-разыскной деятельности невозможно без применения негласных форм и методов, предполагающего обязательное изучение уроков прошлого.

Библиография

1 Свод законов Российской империи. - Спб., 1912. Т. 14. С. 97.

2 Там же. С. 120.

3 Инструкция чинам сыскных отделений. - Спб., 1910. С. 1.

4 Косунович Л. Сыскные отделения // Вестник полиции. 1909. № 34. С. 721.

6 См.: Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. - М., 2005. С. 88.

7 См.: Городские преступления за 1915 год // Вестник полиции. 1916. № 39. С. 940.

8 См.: Инструкция чинам сыскных отделений. С. 25.

9 См.: Кошко А.Ф. Очерки уголовного мира царской России. - М., 2001. Т. 2. С. 153.

10 Косунович Л. Краткий отчет о совещании деятелей уголовного сыска // Вестник полиции. 1913. № 30. С. 688.

11 См.: Инструкция чинам сыскных отделений. С. 28.

12 Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина 19-начало 20 в.): Сб. док. - М., 2001. С. 309.

13 Косунович Л. Краткий отчет о совещании деятелей уголовного сыска. С. 688.

15 Государственный архив Харьковской области. Ф. 3. Оп. 285. Д. 397. Л. 50-50 об.

16 См.: Кошко А.Ф. Указ. раб. С. 156.

17 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 217. Д. 163. Л. 3.

18 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 217. Д. 163. Л. 3.

19 Государственный архив Курской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 10288. Л. 11.


Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности общества, государства и личности.
Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В этой связи действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.
Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение OPM и с участием в них конфидентов допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.
Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и осо
бо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.
Известно, что ОПГ, ОПС, банды, террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель - выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство OPO и ОПГ (ОПС) с применением- одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.
Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне.
В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе OPO при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.
Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении OPM при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.
По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном итоге становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.
Определение содержания содействия OPO в объективном и субъективном смыслах позволяет обеспечить законность и ненаказуемость действий участников ОРМ, формально подпадающих под
признаки состава преступления либо соучастия в нем. Это, например, участие в оперативном внедрении, которое может иметь внешнее сходство с соучастием в преступлении.
Если в объективном смысле содействие позволяет определить момент, с которого оно фактически наступает, и, соответственно, условия применения мер защиты, обязывает OPO принимать меры к защите конфидентов, соблюдать их права, выполнять принятые на себя обязательства, то в субъективном смысле знание своей роли служит исходным положением реализации своих прав, позволяет принимать меры предосторожности, позволяет лицу сделать своего рода нравственный выбор и осознать свою роль как приемлемое или неприемлемое для себя занятие.
Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений. Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию.
Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать OPO о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, предоставлять сведения о противодействии преступников, может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.
Содействие OPO может заключаться в практической реализации полученной в процессе познания оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.
Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий,
которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц с целью склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном итоге способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.
Законодатель закрепил право граждан участвовать в подготовке и проведении ОРМ, в том числе на основе конфиденциального содействия. Однако это не означает обязательную реализацию данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие OPO на установление отношения сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса - прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.
Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы OPO решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.
Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных OPM и следственных действиях.
Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению OPM с их согласия. Соответственно, они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.
Поскольку сотрудничество предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бес- контрактной основе устанавливается: а) из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; б) выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; в) многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.

Такой подход позволяет отличать содействие граждан OPO от иных форм их участия в OPM или в предоставлении информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица в качестве объекта этого OPM не образует содействия ОРО.
На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.
Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: I) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а предоставившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, предоставившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий. В противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к лицам, оказывающим содействие ОРО.
Содействие граждан OPO может выражаться в двух формах - контрактной и бесконтрактной.
Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.
Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении OPM на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.

Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении OPO информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.
Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.
Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, OPO запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта, например обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской тайны и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту и др.
Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. ФЗ об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения OPM на бесконтрактной основе, например для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, проведения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.
Содействие граждан OPO допустимо только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД и входящих в компетенцию ОРО.
Содействие граждан OPO - суть агентурного метода, а он, в свою очередь, составляет основное содержание ОРД.
Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной. Мотивами сотрудничества могут являться: добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга; предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способ
ствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба, деятельное раскаяние; стремление улучшить условия своего содержания в УИН, обмен информации на обещание правоохранительных органов «закрыть глаза» на сравнительно незначительные правонарушения (например, азартные игры), а впоследствии - страх разоблачения в преступной среде; месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов; тяга к риску; материальная заинтересованность; иные мотивы, например желание нанести вред конкуренту по бизнесу.
В теории ОРД отмечалось, что привлечение отдельных лиц к содействию работе оперативных подразделений дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Граждане оказывают помощь в изучении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках, об орудиях и оружии, использованных при совершении преступления, и т.д. Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, умножает силы оперативных подразделений, позволяет им разнообразить тактические средства и приемы в борьбе с преступностью, открывает возможность проводить OPM одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах.



Просмотров