Изменение в законе о туризме. Комитет по предпринимательству в сфере туризма

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для « », в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию , вице-президент . По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.

С наступлением нового года кардинально меняются некоторые отрасли, в том числе и закон о туризме 2017 года. Туристические фирмы получат новые требования, которые несколько будут жестче, чем были. Но при всем этом права самих туристов будут защищаться на должном уровне.

Ситуация в туризме

Туристическая отрасль за последние 2-3 года никак не могла процветать и развиваться. На это оказал влияние появившийся кризис в стране, что вызвало сокращение туристов по всем направлениям для отдыха. Многое оказало влияние и установленные запреты по определенным туристическим местам. Теперь есть ограничения на поездки в некоторые страны мира, на курорты. В большей степени это связано с политической направленностью, а не от самих отдыхающих.

Стоит отметить, что не все туристические компании и фирмы смогли уверенно играть на рынке. Жизнь определенных из них сократилась, и они сбавили свои обороты до минимального значения. Они делали все для того, что сократить свои затраты, но при этом угодить клиентам. Но все же зачастую именно права отдыхающих нарушались почти постоянно.

С этой целью, с целью защиты прав потребителей, правительство страны начала внедрять в жизнь реформу, которая напрямую касается деятельности в области туризма.

Инновации в туризме с 2017 года

Государственный реестр туристических агентств начал появляться еще в 2015 году по инициативе президента страны. Это было предпринято для того, чтобы с рынка начали уходить полностью фирмы-однодневки, обманывающих простых граждан и создающих плохое мнение вообще о таких фирмах. Если какой-либо фирмы нет в реестре, с которой турист решил заключить договор, то лучше всего от нее вообще отказаться, так как есть большая вероятность мошенничества. Сотрудничать нужно именно с теми, кто проверен и позволяет делать карьеру на положительных отзывах.

Объединение «Турпомощь» полноценно начало функционировать в марте 2016 года. В настоящий момент каждая туристическая компания обязательно должна быть в списке реестра. Если этого не будет, то продать путевки для туристов будет невозможно. Фирмы должны подтвердить факт заключенных договоров с операторами, входить в перечень компаний реестра.

Фирма может быть вообще исключена из реестра. Здесь причиной может стать уведомление от самого оператора о том, что произошел разрыв любых договорных отношений с фирмой, являвшейся агентом.

По новому законодательству в сфере туризма от 2017 года к агентству относится лишь тот, кто осуществляет реализацию путевок, а также работающие за размер комиссии от туристического оператора. При этом они выступают от его имени или же по поручению. В настоящий момент это позволит значительно сократить количество агентств по всей стране, которых ранее насчитывалось более сорока тысяч. Законодательно они никак не контролировались.

Стоит отметить, что такие кардинальные меры направлены в большей степени на осуществление отдыха граждан за пределами страны. Но все же в настоящее время повышается количество желающих провести свой отпуск на российских курортах. По этой причине закон будет несколько корректироваться и изменяться, чтобы права туристов были защищены на всех уровнях и в полном объеме.

Среди новшеств стоит выделить и следующие очень важные пункты:

  • Реализованные путевки вносятся в реестр, где указываются полные сведения о гражданах, отдыхающих за границей, с местом, временем пребывания и других моментах. Это позволяет владеть информацией даже на случай каких-либо чрезвычайных происшествий.
  • Создается фонд персональной ответственности. Он необходим для того, чтобы страховать возможные риски для отдыхающих. От каждой путевки в него будет уходить 1% от полной стоимости.
  • Размер компании будет влиять на величину вносимых взносов в системе «Турпомощи» с 1 января 2017 года.
  • Появление электронной путевки, что начнет функционировать лишь с 2018 года.
  • К числу руководителей не смогут относиться те лица, у которых имеется не снятая и не погашенная судимость.

Размеры страховых взносов туроператоров с 2017 года

Фонд «Турпомощи» претерпел изменения, и теперь он будет состоять из двух фондов, куда добавиться еще и фонд персональной ответственности, прописанный в законе. Компенсационный будет заменен на резервный, куда будут вноситься средства в установленных размерах. При этом он не будет облагаться налогами.

Если у туроператора будет не более десяти тысяч туристов на выезд в течение года, а стоимость туристического продукта в данном направлении составит не более 40 млн рублей, то тогда размер взноса будет составлять 50 тысяч рублей. При количестве выездных туристов не более 100 тысяч человек – сумма будет увеличена вдвое до ста тысяч рублей.

300 тысяч рублей придется платить тем туристическим операторам, которые смогли отправить на отдых в течение года от ста до пятисот тысяч туристов. А если их количество будет превосходить полмиллиона, то размер взноса будет равен пятистам тысячам рублей.

Но при всем при этом остается очень много нюансов и неточностей в ФЗ, которые могут привести не только к проблемам функционирования фирм, но и их полному разорению с течением времени с начала действия новых положений закона.

Неясные моменты

Все вопросы вы можете задать опытным юристам. Получите бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону, отправив запрос:

Нельзя получить ответ по агентствам, которые сотрудничают сразу с несколькими операторами в области туризма. Так, например, для реализации путевок в Венгрию существует три оператора. Но вместе с ними работают все агентства-посредники. Вопрос тут возникает в том, что из операторов в таком случае должна предоставлять информацию об имеющихся агентах, а также как происходит сотрудничество и взаимодействие с иностранными операторами. Что касается последних, то также не дан ответ по поводу того, как с них брать оплату.

В определенных ситуациях по установленным направлениям, операторы должны внести предоплату от полной стоимости выбранного тура, заключив соглашение. Но как поступать тем фирмам, которые работают лишь от комиссионных оператора, в размере 10-15%. Некоторые фирмы на этом фоне не смогут выжить и будут вынуждены принять решение о своей ликвидации. Это приведет к ослаблению туристического рынка. Пока условие будет оставаться в качестве обязательного, с рынка будут постепенно уходить одна за другой фирмы. Неизвестно их будет количество.

Проблемным остается направление регистрации в едином реестре фирм и компаний. Никакой государственный орган исполнительной власти не закреплен в качестве ответственного. То есть, нет того лица, кто будет отвечать за полноценную информацию в реестре и ее корректировку. Некоторыми полномочиями обладает объединение «Турпомощь», но все власти у него как такового не имеется.

В настоящий момент есть лишь одно условие, при котором может работать туристическое агентство на рынке – это наличие заключенного договора. Но этого совершенно недостаточно, чтобы вывести на необходимый уровень весь бизнес в области туризма. Вероятнее всего будут вноситься еще какие-либо изменения, и происходить корректировки в процессе существования законодательного акта.

Агентская деятельность турфирм с 1 января 2017 года

Инновации качественно коснулись работы агентов. Теперь они обладают своей ответственностью перед туристом, с которым работают. Туристический продукт должен быть реализован ему на должном уровне, в противном случае агент понесет установленную ответственность. Больше всего здесь касается передачи денежных средств, полученных от желающего отдохнуть туроператору. Кроме этого есть обязательное уведомление оператора о том, что заключен договор с туристом. Происходит согласование об условиях предоставления услуг и вариантах путешествия, отдыха. Несоблюдение данных норм приведет к появлению гражданской ответственности у туроператора.

Агенты не обязаны вступать в ряды «Турпомощи». А вот операторы должны сообщать в обязательном порядке о заключенных договорах с контрагентами.

Финансовая обеспеченность туристических фирм с 2017 года

Оператор туризма может осуществлять страхование своей деятельности сразу у нескольких страховщиков. Достаточно заключить договор страхования ответственности туроператора. Кроме этого он имеет право на несколько гарантий перед банком. Банковские гарантии и договора на страхование ответственности должны действовать в течение одного срока и прекращать действие в один день.

Финансовая обеспеченность ответственности оператора, который осуществляет свою деятельность на местном рынке или в области въездного туризма, должна быть равна как минимум 500 тысяч рублей. Если же речь касается выездного туризма, то тут цифры несколько отличаются:

  1. 10 млн рублей как минимум, при количестве туристов не более десяти тысяч и размере туристского продукта – не более сорока млн рублей.
  2. Не меньше 50 млн для операторов, которые в предыдущем году не работали по выездному туризму, а также для юрлиц, которые ранее не осуществляли деятельности в данном направлении.
  3. 3 процента стоимости продукта туризма для операторов при количестве отдыхающих больше 10 тысяч и размере стоимости продукта как минимум в 40 млн рублей. При этом размер финансовой обеспеченности не должен быть меньше 50 млн рублей.

Полномочия туристов

Туристы будут защищены по новому закону о туризме от 2017 года лучше, чем раньше. Но это в большей степени касается именно выездного туризма. Так, до начала путешествия отдыхающему должны быть выданы на руки билеты в обе стороны, а также документы, подтверждающие факт брони места в гостинице. При этом для него разъясняется право на осуществление страхования других возможных рисков. Это осуществляется дополнительно, но уведомить туриста следует. Возникает гражданская ответственность у туроператора.

Каждое лицо, заключившее договор с компаниями, имеет право потребовать копию сертификата, согласно которого они внесены в Единый реестр.

Ответственность туроператора с 2017 года и возможные наказания

Ответственность туроператора будет увеличена. Если взять, например, отсутствие регистрации в Едином реестре туроператоров, то с 2017 года размере штрафа составит от пяти до десяти миллионов рублей. Пострадают при этом и сами должностные лица, не выполнившие в полной мере свои обязанности, установленные законодательно. Кроме штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей, они будут отстраняться от деятельности как минимум на полгода. Более подробно вас проконсультирует юрист бесплатно по телефону или онлайн.

Новый закон о туризме с 1 января 2017 года изменил перечень требований к турфирмам, что должно привести к порядку в отрасли и в полной степени обеспечить защиту прав потребителей туристических услуг.

Что происходит с туристической отраслью в России

Экономическая обстановка, резко осложнившаяся в 2014 году, не могла не отразиться на такой отрасли, как туристическая, которая очень сильно зависит от благосостояния широких слоёв населения. Если человек всегда будет покупать хлеб и молоко, тратить деньги на проезд в транспорте или бензин для автомобиля и покупать себе одежду и обувь, то поездку в отпуск за рубеж и даже по стране он, в случае проблем с деньгами, как минимум откладывает до лучших времён.

К сожалению, добавило сложностей турфирмам и родное государство, которое, реализуя свои немеряные амбиции, рассорилось почти со всем миром и в ходе надувания высочайших щёк успело закрыть и снова открыть сразу несколько наиболее востребованных россиянами направлений зарубежного туризма.

Понятно, что выживание турфирм стало задачей для их менеджмента нетривиальной, не все компании это выдержали, а те, что сумели это сделать, начали экономить буквально на каждой мелочи, что не могло не отразиться на качестве их сервиса. Для того, чтобы права туристов были защищены лучше, и они не страдали от некачественных туристических услуг, была проведена давно задуманная реформа турбизнеса, и закон о туризме с 1 января 2017 стал другим.

Новый закон о туризме 2017 года

Перечень основных нововведений, подготовленных законодателем, таков:

  • Для того, чтобы обеспечить страхование вероятных рисков каждого клиента туристических фирм, создаётся фонд персональной ответственности, куда туристическая фирма должна будет направлять 1% стоимости каждой проданной турпутёвки.
  • Создание специального реестра проданных туристическими компаниями путёвок, который будет выглядеть как полноценная база туристов, отдыхающих за рубежом в данный момент времени. Это позволяет в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации в любой точке мира знать буквально по имени каждого российского гражданина, который потенциально мог находиться в центре событий.
  • Реестр также будет представлять собой и базу турфирм, что позволит каждому клиенту иметь понимание, что перед ним реально существующая зарегистрированная туристическая фирма, и что закон обеспечивает защиту всех его прав как её клиента.
  • Величина взносов туркомпаний в адрес системы “Турпомощь” будет не одинакова для всех, а зависит теперь от размера компании.
  • Руководство туркомпанией не может быть доверено гражданину, имеющему непогашенную судимость.
  • Законом прописывается чёткое определение, что такое электронная путёвка и как она выглядит, но введена она будет только в 2018 году.

Наведение порядка затронуло также и государственные органы, перечень полномочий которых расписан теперь более подробно, что облегчает положение тех компаний, что занимаются туризмом внутри страны как для россиян, так и для иностранных граждан.

С января 2017 года российские турагентства обяжут функционировать согласно новым законодательным нормам. Реформирование туристической отрасли было инициировано, чтобы повысить степень защиты потребителей и увеличить прозрачность данного рынка. На сегодняшний день новая законодательная норма уже принята, так что турфирмам предстоит в течение оставшегося времени провести грамотную подготовку, чтобы суметь работать в новых условиях. В противном случае они просто не смогут продолжать функционировать. Давайте разберемся, какие инновации принесет этой 2017 год.

Туристические инновации 2017 года

Напомним, что еще в августе 2015 года Владимиром Путиным было инициировано создание единого госреестра турагентств. Главная цель инициативы - сделать невозможным функционирование фирм-однодневок. Это должно привести к повышению ответственности участников туррынка, многие из которых сегодня работают «в тени». Туристы смогут отслеживать наличие фирмы в реестре, что позволит им сделать выбор в пользу проверенных компаний.

В марте 2016 года в рамках объединения «Турпомощь» такой реестр был создан. Более того, с 1 января 2017 года участие в нем является обязательным. Согласно недавнему заявлению Александра Осауленко, руководителя «Турпомощи», фирмы, не вступившие в организацию, не предоставившие подтверждения о наличие договоров с туроператорами и не зарегистрированные в этом перечне, просто не смогут реализовать путевки туристам.

Он также отметил, что существует вероятность исключения фирмы из реестра. Это будет сделано, если оператор направит в адрес «Турпомощи» письменное уведомление о том, что разорвал с фирмой-агентом договорные отношения. В новой законодательной норме было уточнено несколько формулировок. Так, агентством может называться лишь реализатор путевок, работающий за комиссию от туроператора, выступающий от его имени и по его поручению.


Новый закон должен создать прозрачные условия в деятельности турфирм

Несомненно, такое уточнение является важным аспектом, ведь до этого момента в РФ функционировало более 40 тысяч агентств, деятельность которых никак законодательно не контролировалась. Это привело к возникновению мошеннических схем, когда фирмы-однодневки просто прекращали работу после сбора предоплаты с туристов.

Действие нового закона, прежде всего, направлено на агентства, которые занимаются продажей туров за границу. Однако, согласно словам Андрея Гаврилова, президента Альянса туристических агентств, сегодня наблюдается стремительный рост потока туристов, желающих отдохнуть на российских курортах, но данная законодательная норма не гарантирует защиту их прав.

Гаврилов предположил, что закон еще может претерпеть некоторые изменения - возможно, его откорректируют с целью обеспечения такой защиты. Кроме того, нуждается в доработке момент, касающийся внесения денег туроператором, так как у агентств, живущих за счет 10-15% комиссионных от тура, не всегда есть возможность внести за него депозит.


Новые законы для туристической сферы РФ еще требуют доработки

Законодательные коллизии

Тем не менее, до сих пор неясными остаются несколько значимых моментов.

  • Новый закон никак не отвечает на вопрос, что делать агентствам, имеющим договорные отношения сразу с несколькими операторами. К примеру, туры в Венгрию реализуют три основных оператора, а российские агентства-посредники работают сразу со всеми венгерскими операторами. Возникает закономерный вопрос - какой из трех венгерских операторов должен брать на себя ответственность за подачу списков доверенных агентов, и можно ли как-то обязать это сделать иностранного оператора?
  • Согласно новому законодательному акту, у агентства может возникнуть необходимость перевести оператору предоплату. Однако система оплаты депозитов невозможна для реализации теми фирмами, которые работают за 10-15% комиссионных от турпутевки. Это может привести к ослаблению туристического рынка, так как скажется на выживаемости фирм. Пока неясно, сколько фирм-агентов просто уйдет с рынка в 2017 году, если это условие будет закреплено в качестве обязательного;
  • Необходимость регистрации в едином реестре вызвала множество дискуссий. Дело в том, что ведение таких регистрационных списков должно быть возложено на какой-то единый общероссийский орган исполнительной власти. Пока данные полномочия не возложены ни на минкультуры, ни на Ростуризм, ни на налоговую, ни на Роспотребнадзор, так что непонятно, кто будет нести ответственность за релевантность информации и принимать претензии в случае возникновения ошибок. «Турпомощь», которая сейчас занимается ведением данного перечня, является авторитетным объединением, однако никаких властных полномочий у него нет;
  • На сегодняшний день не существует точного перечня критериев, дающих турагентствам право работать в отрасли туристических услуг. Пока что требование только одно – наличие договора с туроператором, но этим дело явно не ограничится.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» , сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи» . Вместо одного «компенсационного» , туроператоры будут вносить средства в два – резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд: « 50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей; 100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части; 300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно; 500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов. »

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента» . Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором» . Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

- Фингарантии для туроператоров сохраняются. Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.

- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта - когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.

- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств, а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.

- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта. В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.



Просмотров