Изменение источника финансирования по 44 фз. Контракт оплатят из другого источника

Уважаемые эксперты! раз уж указание источника финансирования является обязательным в договоре (контракте) согласно письму Минэкономразвития РФ от 29.12.14 г. № Д28И-2845, то как тогда это сформулировать? Образец или пример, если можно, приведите, пожалуйста. Или же в контракте указывать, например, "источник финансирования - средства ТФОМС", а в случае изменений в течение года на другой источник или введение дополнительных источников - бюджетных средств или собственных средств учреждения, заключить дополнительное соглашение об изменении источника финансирования? Не будет ли это противоречить положениям Закона 44-ФЗ? Материалов правоприменительной практики по контрактам, заключенным в соответствии с Законом 44-ФЗ, совсем нет. Как сформировать фразу: "Оплата по контракту производится с лицевого счета Заказчика безналичным путем за счет средств...?". Юрист наш написал фразу, но она какая-то корявая и мне лично не очень понятна.Спасибо.

Ответ

В контракте целесообразно предусмотреть возможность изменения контракта, либо смешанного финансирования. Формулировка может быть следующей: «В процессе исполнения контракта возможно изменение источника финансирования с субсидии на доходы от иной приносящей доход деятельности, либо смешанное финансирование за счет вышеназванных источников».

По вопросу изменения условий договора в части уточнения источника финансирования(если эта возможность не была прописана в договоре) существует 2 позиции. Учреждение должно самостоятельно решить - какой из нижеприведенных позиций ему придерживаться.

1 позиция: существует письмо, разъясняющее позицию Минэкономразвития России в период действия закона 94-ФЗ. Считаем, что эти разъяснения можно применять и в настоящее время.

Если в процессе исполнения контракта изменился только КБК, по которому производилась(или должна производиться) оплата, то заказчику следует внести изменения в сведения о контракте. В данном случае нарушения не будет, так как остальные сведения о контракте (предмет договора, объем, цена контракта) остались неизменными. Такие разъяснения приведены в Письме Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 N Д28-328.

Кроме того, существует мнение судей, что источник финансирования не нужно относить к условиям контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по нему. Арбитражные суды считают возможным заключение дополнительных соглашений к контрактам в случае, если требуется изменить порядок финансирования при размещении заказа путем торгов (Постановления ФАС Центрального округа от 18.01.2011 № Ф10-6260/2010, ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 № Ф06-2096/11).

2 позиция по вопросу:

Формально менять источник финансирования нельзя. Частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных в извещении о проведении закупки, в документации и изменения можно вносить в ограниченном числе случаев.

Согласно статье 42 Закона 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать сведения об источнике финансирования заказа. О том, что заказчик вправе изменить сведения об источнике финансирования, в статье 95 Закона 44-ФЗ не сказано. Следовательно, если изначально в извещении не было прописано о возможности оплачивать контракт за счет внебюджетных средств, то вносить изменения в уже заключенный контракт нельзя. Значит, и оплачивать за счет вышеназванных средств будет неправомерным.

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону .

Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг.

На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким. Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.

Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно.

Изначально предполагалось, что закон №223-ФЗ будут применять госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности. В настоящее время ст.15 закона №44-ФЗ позволяет бюджетным и автономным учреждениям часть закупок вывести под закон №223-ФЗ, согласно которому закупки можно осуществлять за счет грантов и средств от приносящей доход деятельности (кроме средств ОМС). При этом нужно отметить, что для московских заказчиков закон №223-ФЗ не работает, они должны работать только в соответствии с законом №44-ФЗ.

Как начать работать по закону №223-ФЗ?

Прежде всего, бюджетное или автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года.

Закупки по смешанному финансированию

Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится. В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ. Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части. Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.

Ольга Покидова , менеджер по развитию направления « » компании «СКБ Контур»


Список форумов » Форум по вопросам закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ [ Сообщений: 3 ] Автор Сообщение Заголовок сообщения: неверно указан источник финансирования Добавлено: 02 июл 2013, 16:06 Зарегистрирован: 16 июл 2010, 09:43Сообщений: 68 При размещении заказа неправильно указали источник финансирования (указали и в аукционной документации и в проекте контракта). Вносить изменения в документацию уже поздно (завтра аукцион). Как выйти из ситуации с наименьшими потерями? Подписать допсоглашение после подписания контракта? Просто молча внести правильные сведения в Реестр? Или что-нибудь ещё? Вернуться наверх Заголовок сообщения: Re: неверно указан источник финансирования Добавлено: 02 июл 2013, 16:21 Зарегистрирован: 26 мар 2013, 10:35Сообщений: 1531Откуда: Чеченская Респ, г. Грозный Если доп.

Форум института госзакупок (москва)

Закона N 44-ФЗ указано, что если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845).При формальном подходе вышеизложенное может явиться основанием для вывода о том, что сведения об источнике финансирования являются условием контракта наряду, например, с количеством товара и сроком поставки и не подлежат изменению иначе, чем в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.Вместе с тем, по нашему мнению, рассматривая вопрос о возможности внесения в контракт указанных в вопросе изменений, необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст.

Допустимо ли изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта

Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.Таким образом, заказчик обязан указывать в извещении об осуществлении закупки, документации и проекте контракта источник финансирования с указанием уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации.Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Об источниках финансирования контрактов, заключенных бюджетным учреждением

В связи с тем что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика (часть 11 статьи 26 Закона 44-ФЗ), в таком решении возможно предусмотреть разделение полномочий между заказчиком и уполномоченным органом, учреждением, в том числе в части порядка разработки и утверждения документации о закупке.Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Можно ли изменить источник финансирования?

Законом N 44-ФЗ, а в графах 10 - 12 - по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В разрезе года начала закупки указываются суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7 - 9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Закону N 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10 - 12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Законом N 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупке.
Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Директор Департаментаразвития контрактной системыМ.В.ЧЕМЕРИСОВ10.03.2016 Вопрос: Об указании заказчиком в извещении, документации о закупке и проекте контракта источника финансирования закупки.
Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМОот 29 июля 2016 г. N ОГ-Д28-9219 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

Источник финансирования по 44 ap указан неправильно

Закона). Системный же анализ ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.Указание же на источник финансирования фактически не является условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически оно не зависит от воли сторон (не подлежит согласованию).
Правовед.RU 440 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн 440 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

  1. Предпринимательское право
  2. Тендеры, контрактная система в сфере закупок

Здравствуйте. Был заключен контракт на один источник финансирования мы хотим внести изменения в контракт по 44 ФЗ и изменить источник финансирования. Правомерно ли это? И является ли источник финансирования существенным условием? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь: Ответы юристов (1) Уважаемая Ольга! В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ конт­ракт заключается на условиях, предусмотр­енных извещением об осуществлении закупк­и.

Внимание

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Таким образом, оплата по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, осуществляется в соответствии с Планом, в котором указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых планируется осуществить закупку в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, а также указываются суммы платы по контрактам, уже заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Учитывая изложенное, по мнению Департамента, бюджетное учреждение вправе осуществить оплату по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, по двум источникам финансирования: за счет средств, полученных на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, и за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности.

Вопрос о внесении бюджетным учреждением в реестр контрактов информации об источнике финансирования по контракту финансируемому из двух источников: за счет средств субсидии и от платной деятельности. Наименование бюджета выбирать одно - внебюджетные средства (средства бюджетных учреждений), т.к. после зачисления на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета? КБК указывать с разбивкой: сумма субсидии с указанием КВР и сумма собственных средств без указания КБК?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ за счет средств субсидии и от платной деятельности, заказчик использует два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств иной приносящей доход деятельности). Соответственно, в реестре контрактов КБК указывать с разбивкой: сумма субсидии с указанием КВР и сумма собственных средств без указания КБК.

Два источника финансирования (субсидия на выполнения государственного задания и внебюджетные средства)

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Следует обратить внимание, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает ограничения для заключения контракта, в случае если при осуществлении закупок используются два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств, иной приносящей доход деятельности).

Однако, следует помнить, что объем внебюджетных средств, которые в том числе подлежат оплате по такому контракту, следует учитывать в совокупном годовом объеме закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ.

При размещении извещения об осуществлении такой закупки бюджетному учреждению указывает два источника финансирования (бюджетные средства и внебюджетные средства).

Как проверяют информацию, которую заказчик размещает в ЕИС

С 1 января 2017 года информацию, которую заказчики размещают в ЕИС, проверяют органы контроля по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. С 1 января 2018 года федеральные заказчики будут публиковать информацию только с положительным контролем Казначейства. Для региональных и муниципальных заказчиков это правило начнет действовать с 1 января 2019 года. Сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 20 марта 2017 года № 315.

Обязанность контролировать заказчиков установлена в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Каким образом контролеры проверяют информацию и как действовать заказчику в различных ситуациях, читайте в рекомендации.

Какие заказчики попали под контроль в ЕИС

Субъектами контроля Правительство РФ признало:

  • заказчиков, которые проводят закупки от имени РФ за счет средств федерального бюджета;
  • организации, которым передали полномочия государственного заказчика по правилам бюджетного законодательства РФ;
  • федеральные бюджетные учреждения, которые проводят закупки по правилам части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • федеральные автономные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, которые проводят закупки по правилам части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, которые делают закупки за счет субсидий федерального бюджета на капитальные вложения в объекты федеральной собственности или покупку имущества для государства.

Об этом сказано в пунктах 3, 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367, далее - Правила № 1367.

Контроль в ЕИС

Информацию, которую заказчики публикуют в ЕИС, проверяют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Как заказчику узнать свой орган контроля? Контрольный орган, который проверит ваш документ, посмотрите в карточке документа в ЕИС. Например, если вы уже сформировали план закупок, зайдите в карточку документа. В контекстном меню плана закупок нажмите на пункт «Посмотреть». Отобразится страница со сведениями о плане закупок. На вкладке «Общие сведения» найдите пункт «Орган контроля, осуществляющий контроль по части 5 статьи 99». Если вы создаете план закупок, контрольный орган также ищите на вкладке «Общие сведения».

Допустим, в поле «Орган контроля, осуществляющий контроль по части 5 статьи 99» указано «Связь не установлена». Это означает, что контрольный орган, который проверяет ваши документы, не внес организацию в свой список субъектов контроля в системе «Электронный бюджет». Отправить документ на контроль не получится. Чтобы исправить ошибку, обратитесь к контролерам.

Правила, по которым контролеры проверяют, отвечает ли информация требованиям Закона № 44-ФЗ, Правительство РФ установило в постановлении от 12 декабря 2015 года № 1367.

Какую информацию проверяют контролеры в ЕИС

Контролеры проверяют информацию, которую содержат план закупок, план-график закупок, извещения, проекты контрактов, а также сведения, которые заказчик направляет в реестр контрактов. Под контроль попадает также информация об объеме финансирования и об идентификационном коде закупки. Если заказчик внес изменения в перечисленные документы, скорректированную информацию также проверят.

При этом контролеры проверят только ту информацию, которую заказчик опубликовал после 1 января 2017 года. Например, план закупок и план-график закупок на 2017 год, который заказчик разместил в декабре 2016 года, не проверят. Однако, если заказчик внесет изменения в план-график уже в 2017 году, скорректированный документ попадет на контроль. Это связано с тем, что часть 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и Постановление № 1367 вступили в силу с 1 января 2017 года.

Правила, по которым проверят информацию из ЕИС

Что проверяет контролер
(Столбец 1)
С чем сверяют информацию
(Столбец 2)
Формула соответствия
План закупок : объем финансового обеспечения

Лимитами бюджетных обязательств;

Выплатами из планов ФХД

Столбец 1 ≤ Столбец 2
План-график : НМЦК, цена контракта с едпоставщиком по ИКЗ План закупок : НМЦК Столбец 1 ≤ Столбец 2
Извещение : НМЦК по ИКЗ План-график : НМЦК по ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2
Документация о закупке : НМЦК по ИКЗ
Приглашения принять участие в закупке : НМЦК по ИКЗ
Контракт с едпоставщиком : цена по ИКЗ
: НМЦК по ИКЗ Документация о закупке : НМЦК Столбец 1 ≤ Столбец 2
Протокол определения поставщика : ИКЗ Документация о закупке : ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2
Проект контракта, который заказчик направляет участнику : НМЦК, ИКЗ Протокол определения поставщика : НМЦК, ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2
Реестр контрактов : цена контракта и ИКЗ, которые заказчик направляет в реестр Контракт : цена контракта и ИКЗ Столбец 1 = Столбец 2

Об этом сказано в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и пункте 13 Правил, утвержденных Постановлением № 1367.

Может ли бюджетное учреждение при нехватки бюджетных средств оплатить контракт заключённый по 44-ФЗ деньгами из внебюджета? Есть положение о закупках по 223-ФЗ?

Ответ

Нет, не может. В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 03.08.2015 №Д28и-2286 источники финансирования являются существенными условиями контракта. Изменить условия контракта можно только по основаниям, указанным в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Из вопроса не следует, что такие основания имеются. Поэтому изменить источник финансирования Вы не можете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

В чем состоят общие правила проведения закупки

Отдельно необходимо упомянуть о таком важном моменте, как запрет для заказчика вести переговоры с участниками закупок (). Такой запрет касается заказчика, его должностных лиц, комиссий по осуществлению закупок и действует на всех стадиях закупок до определения победителя.

Когда победитель известен, этот запрет не применяется.

При проведении электронного аукциона закон не допускает проводить переговоры между заказчиком и оператором электронной площадки, а также между оператором и участниками закупки, если при этом создаются преимущественные условия или может быть разглашена конфиденциальная информация ().

Исключением является случай, когда ведение переговоров прямо допускается законом, например, при проведении закупки в виде двухэтапного конкурса ()*.

2. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 03.08.2015 № Д28и-2286 «О возможности применения условий контракта до его заключения; об обязательных условиях контракта; об изменении источника финансирования контракта при его исполнении и иных вопросах»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел письмо о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

2. Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта. Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона № 44-ФЗ и статьей 95 Закона № 44-ФЗ. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в части оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Кроме того, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление. Таким образом, Законом № 44-ФЗ определены особенности осуществления закупок в сфере коммунальных услуг.

5. Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - отчет) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 7 Положения при формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется исполнение отдельного этапа, на дату исполнения отдельного этапа исполнения контракта. Функционалом официального сайта предусмотрена возможность формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения путем создания нового отчета при исполнении каждого этапа исполнения контракта, а также путем внесения изменения (редактирования) в предыдущий отчет об исполнении отдельного этапа исполнения контракта в соответствии с порядковым номером изменения отчета. Таким образом, формирование отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения на официальном сайте осуществляется одним из вышеуказанных способов.

6. При этом Законом № 44-ФЗ не установлено требование предоставления информации о наименовании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст. Таким образом, в случае если участник закупки указал в составе заявки на участие в закупке информацию о стране происхождения товара как США, РФ или иное общепринятое сокращение наименования страны, не предусмотренное общероссийским классификатором стран мира, но позволяющее однозначно идентифицировать данную страну мира, такая заявка не может быть отклонена по основанию непредставления сведений о наименовании страны происхождения товара.

7. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) и наименование страны происхождения товара, может содержать только согласие участника аукциона на поставку товара с таким товарным знаком. При заключении контракта на поставку товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (без указания страны происхождения), первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара с таким товарным знаком и наименование страны происхождения товара.

8. В случае если участник электронного аукциона предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на поставку эквивалентного товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) (пункт 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ). Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации*.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



Просмотров